Drogon Опубликовано 1 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 1 мая, 2014 Ё. Накамура Японец в Московии. Возможный источни... 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 1 мая, 2014 Автор Поделиться Опубликовано 1 мая, 2014 Ё. НАКАМУРА Японец в Московии.Возможный источник легенды о Беловодье? О первом попавшем в Россию японце, носившем христианское имя Николай, не существует никаких сведений на японском языке, а заслуживающих доверия исторических материалов о нем на русском языке ничтожно мало.1 Наиболее подробные данные о Николае содержатся в «Жизнеописаниях великомучеников японских», изданных падре Н. Триго в Мюнхене в 1623 г., спустя 12 лет после трагической гибели Николая. С тех пор и поныне имя этого японского христианина нередко можно встретить в католической литературе.2 Для различных католических повествований о великомучениках характерно, что в части, посвященной описанию событий, происшедших в России с японцем Николаем и монахом-августинцем Николаем Мело, которого он сопровождал, они основываются, главным образом, на информации, предоставленной монахом-кармелитом Иоганном Тадеушем, познакомившимся с Мело в России.Неизвестно, когда родился японец Николай, каково было его подлинное имя, какого он был происхождения. Из католических источников следует только, что в детстве он вместе с родителями переправился из Японии на Филиппины, в Манилу, был там крещен, а в 1594 г. принял постриг, вступив в орден августинцев. В истории Японии столетие, предшествовавшее принятию политики самоизоляции, выделяется активным проникновением японцев в различные районы Юго-Восточной Азии. Первоначально часть японцев занималась пиратством, и их боялись, но вскоре пиратов сменили мирные переселенцы из разных уголков Японии. На Тайване, Филиппинах, в Индокитае, Таиланде, Индонезии возникли японские поселения. Некоторые японские историки предполагают, что к концу XVI в. численность японцев, осевших на жительство в Юго-Восточной Азии, составляла от 7 до 10 тысяч человек. Японская колония в пригороде Манилы Дилао считалась одной из самых больших. В 1593 г. там жило 300 человек, через два года—1000 человек, а к 1622 г. ее население достигло 3000 жителей.3Духовником, а вместе с тем и крестным отцом японца Николая был португалец Николай Мело. Он родился в 1550 г., по-видимому, в Бельмонте и в молодости отправился на новый континент, в Америку. Мело, принявший постриг в августинском монастыре в Мексике в 1578 г., пересек в 1582 г. Тихий океан и начал миссионерскую деятельность на Филиппинах. Вскоре в его обязанности вошло руководство послушниками в монастыре в Маниле. Здесь и произошла его встреча с молодым японцем. В 1596 г. местная конгрегация ордена августинцев избрала Н. Мело своим представителем открывавшийся в Риме капитул ордена. Тогда же было принято решение о том, что японец Николай будет сопровождать Мело в поездке. В следующем году они, покинув Манилу на португальском судне, через Макао и Малакку прибыли в индийский порт Гоа. Все эти города в то время принадлежали Португалии. По прибытии в Гоа путники узнали, что в этом году уже не будет кораблей, следующих в Европу. Чтобы не опоздать на капитул, они решили добраться морем до Ормузского пролива, а оттуда по суше двигаться через Персию. Однако в Ормузе случилось нечто непредвиденное, и два путешественника исчезают на время из нашего поля зрения. Мы обнаруживаем их снова через два года при дворе шаха Аббаса Великого в его столице Исфахане. Весной 1600 г. шах вынашивал план направить в Европу посольство для заключения союза против общего врага — Османской Турции. Главой посольства был назначен Хуссейн Алибек, а в роли его помощника выступал англичанин Антони Шерлей. А. Шерлей, аристократ и любитель приключений, выпускник Оксфорда, вместе со своим младшим братом Робертом годом ранее поступил к шаху на службу в качестве военного советника. В хронике, описывающей полную превратностей судьбу братьев Шерлей, Н. Мело представлен довольно жалкой фигурой. Согласно Джорджу Манверингу, автору хроники, служившему под началом у А. Шерлея, Мело, получивший аудиенцию по протекции английского аристократа, в разговоре на религиозную тему был высмеян шахом. Здесь мы, наверное, должны принять во внимание ожесточенную конфронтацию католицизма с англиканской церковью в этот период. Персидское посольство отправилось в путь в начале лета 1600 г., избрав маршрут через Каспийское море и далее по Волге. К посольству присоединился Мело со своим спутником, получивший от шаха послания к папе Клименту VIII и королю Испании Филиппу III. Пока корабль с посольством поднимался вверх по течению Волги, неприязнь и вражда между католическим миссионером и английским аристократом постепенно усилилась. Ни в хронике Д. Манверинга, ни в записях Урукбека,5 сопровождавшего Алибека и принявшего в Испании христианство под именем дон Хуана де Персиа, ни разу не упоминается японец, состоявший при Мело.В Москву посольство прибыло поздней осенью. Мело и японец Николай остановились в доме придворного врача Бориса Годунова — миланца Паоло Цитадини. Его дом располагался внутри Кремля. Как раз в это время у Цитадини родилась дочь, и Мело крестил ребенка по католическому обряду. В «Жизнеописаниях великомучеников» Триго принята версия, что этот факт обнаружился по доносу Шерлея. С другой стороны, историк-иезуит П. Пирлинг полагает, что сначала об этом узнали английские купцы, имевшие свой торговый двор в Москве, и затем через Шерлея сообщили властям.6 В России того времени совершение католических таинств категорически запрещалось. Дом Цитадини подвергся обыску, и письма шаха к папе римскому и испанскому королю были обнаружены. Как совершивший двойное преступление — и церковное, и политическое — Мело вместе с японцем Николаем был сослан по велению царя в Соловецкий монастырь на Белое море. По словам П. Пирлинга, основанным на сообщении С. Ф. Платонова, рукописный документ «О присылке в монастырь, под начал гишпанской земли чернеца Николая с человеком его», свидетельствующий о том, что монастырь на самом деле принял двух заключенных, ранее хранился в «Соловецком сборнике» Казанской семинарии.7 Несомненно, что Николай был первым заключенным -японцем в Соловецком монастыре. А спустя 300 с лишним лет Д. С. Лихачеву довелось встретиться в Соловецкой тюрьме с одним самураем, т. е. с последним японцем, туда попавшим.8 Весть о несчастье, постигшем о. Н. Мело и брата Николая, в скором времени дошла до Рима. В 1604 г. папский нунций в Кракове Рангони пытался воздействовать на польское правительство с тем, чтобы оно потребовало у России освобождения пленников, но, конечно, безрезультатно. Как и можно было ожидать, с приходом к власти Лжедмитрия последовал указ об освобождении двух католиков из заключения. Но когда они, освободившись, прибыли в Москву в мае 1606 г., Лжедмитрия уже свергли, и на престоле воцарился Василий Шуйский. Н. Мело и японец Николай вновь принуждены были отправиться в ссылку, на этот раз в Ростов, в Борисоглебский монастырь. Приблизительно в это же время группа поляков, включавшая жену самозванца, Марину, и ее отца, Е. Мнишека, находилась в ссылке в Ярославле. Они несколько раз обменивались с Мело письмами. Из этого обстоятельства видно, что утверждение католических источников о том, что Мело и японец Николай, закованные в ручные и ножные кандалы, содержались в монастырской темнице, не обязательно достоверно. В документе, известном под названием «Дневники Марины», где приводятся цитаты из этих писем, спутник Мело ошибочно представлен как «молодой индиец знатной и богатой фамилии».9 В период между 1608 г., когда прекратилась переписка Мело с поляками, и 1610 г., когда двух заключенных переслали в Нижний Новгород, политическая обстановка в России головокружительно менялась. Марина вышла замуж за второго самозванца, и их единомышленники одно время усилились, создав ставку в Тушино. Оттуда отступили к Калуге, а затем, воспользовавшись изменившейся военной ситуацией, вновь угрожали Москве. Царь Василий Шуйский был сведен с престола, а в 1610 г. польские войска заняли Москву. Часть дворянства высказалась за избрание царем польского королевича Владислава. Как хорошо известно, народное ополчение под руководством Кузьмы Минина создается в Нижнем Новгороде осенью 1611 г. 30 ноября этого года в том же городе был обезглавлен японец Николай. В католической литературе причина мученической смерти Николая сводится исключительно к его отказу перейти из католичества в православие, и совершенно не упоминается специфический социальный фон Смутного времени. В ней превозносится смелость, с которой он достойно встретил смерть, не сломленный всяческими запугиваниями, и его абсолютная преданность католической вере. Однако нам, вероятно, необходимо также принять во внимание и небывалый подъем в то время среди народа антипольских, антикатолических настроений. Можно сказать, что в известном смысле японец Николай стал жертвой несчастливого для него переплетения исторических обстоятельств. [ Автор некатолик. Д. Л. ] Мело каким-то образом удалось выжить и даже присоединиться к Марине Мнишек и ее сторонникам. Но в 1614 г. или же в начале 1615 г. он был пленен правительственными войсками вновь основанной российской династии, последовал за Мариной и был предан казни сожжением на костре на острове в нижнем течения Яика.Обдумав в целом все факты, я не могу согласиться с мнением С. Н. Маркова, который рассматривал Мело и японца Николая едва ли не как шпионов и характеризовал их как «недобрых гостей Московии».10 К. Е. Черевко делает предположение, что пребывание японца Николая на Соловках могло сыграть определенную роль в возникновении легенды о Беловодье, распространившейся впоследствии среди старообрядцев.11 Однако, так как Николай покинул Японию вместе с родителями младенцем и вырос на Филиппинах, сомнительно, что у него было достаточно знаний о Японии. Представляется, что, скорее, вероятна возможность того, что на зарождение предания о Беловодье оказали более или менее очевидное влияние описания Японии, содержавшиеся в работе по географии «Космография», 1670. Книга, глаголемая Козмография, сиречь описание сего света земель и государств великих»,12 переписанной в Холмогорском монастыре на севере России. Это был перевод с латинского подлинника. Там говорилось, что в Японии добывается много золота и серебра, выращивается «сорочинское пшено», т. е. рис, бывают землетрясения. Даже если «Космография 1670» и не являлась единственным источником сказания о Беловодье, она, очевидно, была одним из них. Примечание 1 По этой теме мною были написаны две статьи на японском и английском языках в 1980 и 1981 гг. соответственно. Данная статья основана на новом понимании вопроса, сложившемся в результате последующих исследований.2 Trigault N. De Christianis apud Iaponios Triumphis. Munchen, 1623. P. 288—292. Помимо того следует упомянуть такие работы: Sicardo J. Christiandad del Japon, у dilatada persecucion... Madrid, 1698; Castro A. Misioneros Augustinos en el Extremo Onente 1565—1780. Madrid, 1954 (сама книга написана в 1780 г.). Недавно опубликованы: Hartmann A. Father Nicolas Melo and Brother Nicolas of St. Augustine, Martyrs, O.E.S.A. Heverle-Louvain, 1959; Cieslik H. Сэкай во аруйта кириситан» (Ранние японские христиане, путешествующие по всему миру). Токио, 1971. На яп. Языке исследований.3 Ивао С. Нанъё нихонмати но кэнкю (Изучение о японских городах в Южных морях). Токио, 1940. С. 215 и след. На яп. яз.4 The Three Brothers, or the Travels and Adventures of Sir Anthony, Sir Robert and Sir Thomas Sherley in Persia, Russia, Turkey etc. London, 1825. P. 95 ff.5 Испанское заглавие этой книги: Relaciones de Don Juan de Persia. Dirigidas a la Magestad Catholica de Don Philippe III Rey de las Espanas, у senor nuestro. Dividadas en tres libros, donde se tratan las cosas notables de Persia, la genealogia de sus Reyes, guerras de Persianos, Turcos, у Tartaros, у las que vido en el viaje que hiso a Espana: у su conuersion, у la de otros dos Caualleros Persianos. 1604. Часть этой книги переведена на русский язык С. И. Соколовым: Из рассказов дон Хуана Персидского: Путешествие персидского посольства чрез Россию от Астрахани до Архангельска в 1599—1600 гг.//ЧОИДР. 1899. Кн. 1.6 Пирлинг П. Исторические статьи и заметки. СПб., 1913. С. 73.7 Там же. С. 74. Поскольку в 1580 г. Португалия была присоединена Испанией, нет ничего удивительного в том, что Мело назван «гишпанским монахом».8 Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л., 1989. С. 100.9 Устрялов Н. Сказания современников о Дмитрии Самозванце. СПб., 1859. Ч. 2. С 19010 Марков С. Земной круг. М., 1966. С. 329.11 Черевко К. Е. Как проникли первые сведения о Японии в Россию: первые известия о Японии в России//Проблемы Дальнего Востока. 1977. Ms 1. С. 146. На яп. яз. Есть превосходное исследование на тему о легенде о Беловодье: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды 17—19 вв. М., 1967.12 Эта книга была опубликована в СПб. в 1879—1881 гг.13 Космография 1670. С. 379—389. 7 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 22 января, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 22 января, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 22 января, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 22 января, 2015 Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти