Перейти к содержанию

Вечернее богослужение в византийском обряде и перспективы его реформирования


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Исторически сложилось, что в основу порядка богослужения в византийском обряде был положен монашеский устав, предполагающий совершение достаточно продолжительных служб, а накануне воскресных дней и ряда праздников - всенощных бдений. Естественно, что реалии приходской жизни заставляли адаптировать уставные требования в соответствии с ними, что привело к сокращению богослужения, что является вполне естественным и нормальным. Однако при этом вышеупомянутые бденные службы из употребления не вышли, превратившись в специфическое вечернее богослужение, состоящее из вечерни (иногда великого повечерия) и утрени и своей небольшой продолжительностью и временем совершения уже более не соответствующим названию.

 

В остальные дни, видимо, до сравнительно недавнего времени (по крайней мере, в России до революции), сохранилась практика совершения вечерни накануне вечером и утрени рано утром, до литургии. Но в настоящее время картина иная: вечерня соединяется с утреней не только накануне праздников, но постоянно (я, конечно, исхожу из практики Русской православной Церкви, но и УГКЦ, а, возможно, и другие Восточные католические Церкви это, если не ошибаюсь, тоже касается). Понятно, что и в этом случае произошедшие изменения были продиктованы практическими соображениями. однако возникла абсурдная ситуация: утреня, по своему содержанию и смыслу молитвословий относящаяся к светлому времени суток (точнее его самому началу), совершается вечером! "Исполним утреннюю молитву нашу Госполеви", - возглашает дьякон в то время, когда некоторые из молящихся уже поглядывают на часы, подсчитывая оставшееся до ужина время.

 

В Великий пост ситуация еще более абсурдная. Если на первой седмице в связи с тем, что вечером совершается великое повечерие с чтением канона Андрея Критского, все вроде бы более-менее становится на места, и утреня в основном служится утром (правда, вслед за ней следуют часы и вечерня, но это куда ни шло), то в последующие недели с утра пораньше после часов совершается... вечерня. Представьте картину: 7 утра, наполовину проснувшиеся прихожане бьют земные поклоны. окончательно отгоняя сон. И тут чтец: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам...".

 

Определенно что-то менять надо. Совершенно ясно, что вечерня должна совершаться вечером, а утреня утром или не совершаться совсем. Однако совершать утреню на городских приходах до литургии было бы не очень просто, в противном случае не утвердилась бы современная практика (отдельно утреню служат. как правило, только на некоторых сельских приходах, где накануне не совершается всенощное бдение). Поэтому выходом, на мой взгляд, было бы упразднение утрени и удлинение вечерни, возможно, большее приближение у уставным требованиям (последнее считаю необходимым, поскольку на слишком непродолжительные службы прихожане попросту не ходят). Кроме того. мне представляется уместным внесение в порядок совершения вечерни для придания ей большей торжественности накануне воскресных и праздничных дней элементов всенощного бдения: пение 103-го псалма. совершение литии и т.п.

 

В настоящее время в русской Церкви, к сожалению, вопрос подобной реформы даже не обсуждается. А как обстоит дело в УГКЦ? Попадалась когда-то статья архимандрита Роберта (Тафта), в которой он озвучивал некоторые высказывавшиеся в греко-католической предложения, в частности, упразднение часов и начало литургии обычным возгласом "Благословенно царство..." сразу после великого славословия.

 

Вообще. у кого какие мысли по данному вопросу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Канаде на приходах, как правило, часы не читаются, и Литургия начинается сразу с "Благословено Царство..."

Однако утреню я бы не упразднял. И служил бы именно утром. Возможно, не на приходах, а в монастырях или в соборах или по особым случаям. Мне эта служба представляется важной, и было бы грустно потерять праздничный канон с тропарями и кондаками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Утреня утром, Вечерня - вечером. Как часы :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Канаде на приходах, как правило, часы не читаются, и Литургия начинается сразу с "Благословено Царство..."

Так чтение часов это вообще чисто русская практика. На Балканах их читают только в монастырях.

 

Однако утреню я бы не упразднял. И служил бы именно утром. Возможно, не на приходах, а в монастырях или в соборах или по особым случаям.

Согласен. Монастыри можно было бы напрячь. Тем более. монахи в состоянии позволить себе сделать достаточный промежуток между первым и третьим часом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...