Перейти к содержанию

Моральные казусы


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Так Господь спас Своего верного слугу.

От чего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,8 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Принципиально случаи ничем не отличаются, если матросу трудно было бы найти себе другую работу, которая не требовала бы труда в воскресенье. В данной ситуации матрос не был обязан воздерживаться от работы. Почаевские листки разного рода трудно рассматривать как справочник по нравственному богословию. Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так Господь спас Своего верного слугу.

От чего?

От смерти.

 

В данной ситуации матрос не был обязан воздерживаться от работы.

Т.е. его поступок следует отнести к сфере сверхдолжного? Но остается не совсем понятным, почему он не был обязан уступить капитану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. его поступок следует отнести к сфере сверхдолжного? Но остается не совсем понятным, почему он не был обязан уступить капитану.

Скорее всего, он и должен уступить капитану. Вряд ли в этом пароходстве во время плаванья матросы по воскресеньям считались предоставленными самим себе людьми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего, он и должен уступить капитану. Вряд ли в этом пароходстве во время плаванья матросы по воскресеньям считались предоставленными самим себе людьми.

Следовательно, Павловский привел негодный пример в качестве иллюстрации исполнения третьей заповеди, поскольку матрос согрешил неисполнением долга? Ясно, спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следовательно, Павловский привел негодный пример в качестве иллюстрации исполнения третьей заповеди, поскольку матрос согрешил неисполнением долга? Ясно, спасибо!

Категорически судить о том, согрешил ли матрос, я не могу. Ведь неизвестен характер плаванья, правила распорядка и обычай на этом пароходстве, причина, которая заставила капитана требовать немедленной погрузки и т.д.

 

Но то, что Павловский дает в принципе негодный пример - показывает этого матроса как образец выполнения заповеди - это 100 % точно.

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

От смерти.

 

 

Неисповедимы пути Господа...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(кажется, здесь этого не было)

 

Католическое богословие решило "проблему вагонетки"?

 

 

пэ-эс: вспомнил почему-то сцену в ребёнком радистки Кэт. Но ведь эта та же самая по сути проблема вагонетки?

Изменено пользователем Дмитрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(кажется, здесь этого не было)

 

Католическое богословие решило "проблему вагонетки"?

По-моему, это довольно чистый случай ситуации с "двойным эффектом"

пэ-эс: вспомнил почему-то сцену в ребёнком радистки Кэт. Но ведь эта та же самая по сути проблема вагонетки?

Со стороны кого?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, это довольно чистый случай ситуации с "двойным эффектом"

Нужно переключить стрелку? А если этого не сделать, будет смертный грех?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нужно переключить стрелку?

Думаю, да.

А если этого не сделать, будет смертный грех?

Мое мнение, что будет, но для человека с "правильно сформированной совестью", как говорит Папа Франциск. Для сомневающегося - не будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, а в случае с хирургом?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нужно переключить стрелку?

Думаю, да.

А если переключить стрелку так, что погибнет пять человек, а один спасется, это тоже может рассматриваться как действие с двойным эффектом? Т.е. неважно, куда переключать стрелку, главное переключить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если переключить стрелку так, что погибнет пять человек, а один спасется, это тоже может рассматриваться как действие с двойным эффектом? Т.е. неважно, куда переключать стрелку, главное переключить?

В принципе, тут тоже двойной эффект, конечно. Это ведь просто констатация того, что у наших действий есть хорошие и плохие следствия. Но в ситуации с двойным эффектом правильно должен производиться выбор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так количество людей здесь имеет значение?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так количество людей здесь имеет значение?

При прочих равных. Благо спасения 5 человек достаточно велико, чтобы можно было допустить смерть одного человека. Это ведь один из принципов принятия решения в ситуации двойного эффекта (благо от нашего выбора должно быть достаточно велико для того, чтобы можно было допустить плохой эффект действия).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, а если на одном пути 18 человек, а на другом 19 - нужно переключать? 19 больше, чем 18.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или там есть разновидность задачи, когда этого одного нужно прямо самому бросить на рельсы. Никакой стрелки, на рельсах 5 человек, можно бросить одного (шестого) под колёса, чтобы спасти пятерых. Неужели нужно это сделать?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, а если на одном пути 18 человек, а на другом 19 - нужно переключать? 19 больше, чем 18.

Здесь можно не переключать. Вы можете разумно предполагать, что благо спасения 5 человек явно превзойдет зло от смерти 1 человека, но разумное предположение преимущества спасения 19 перед смертью 18 невозможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Со стороны кого?

 

Со стороны радистки. Должен погибнуть или её ребёнок, или Штирлиц и с ним вся сеть. Она может или спасти ребёнка, выдав Штирлица, или спасти Штирлица, дав погубить ребёнка. Мне кажется, эта та же проблема вагонетки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или там есть разновидность задачи, когда этого одного нужно прямо самому бросить на рельсы. Никакой стрелки, на рельсах 5 человек, можно бросить одного (шестого) под колёса, чтобы спасти пятерых. Неужели нужно это сделать?

Нет, потому что нарушаются другие условия в ситуациях "двойного эффекта": положительное последствие не может происходить из отрицательного, предпринимаемые действия могут быть по природе благими или нейтральными, но не злыми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, а если на одном пути 18 человек, а на другом 19 - нужно переключать? 19 больше, чем 18.

Здесь можно не переключать. Вы можете разумно предполагать, что благо спасения 5 человек явно превзойдет зло от смерти 1 человека, но разумное предположение преимущества спасения 19 перед смертью 18 невозможно.

 

Сам я не трогал бы стрелку в любом случае, поскольку не мне решать, кому жить. Но это если подумвть, а импульсивно, конечно, я не знаю, как поступил бы.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Со стороны радистки. Должен погибнуть или её ребёнок, или Штирлиц и с ним вся сеть. Она может или спасти ребёнка, выдав Штирлица, или спасти Штирлица, дав погубить ребёнка. Мне кажется, эта та же проблема вагонетки.

Нет, не проблема вагонетки. Вы ситуацию анализируете исключительно с точки зрения последствий.

 

Убийство ребенка - не ее действие, выдача Штирлица - ее действие. Если мы рассматриваем выдачу Штирлица, как запрещенный поступок, то она никогда не имеет права его совершать.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С другой стороны, роботу-водителю я заложил бы программу всегда выбирать меньшее возможное количество жертв. Когда там выбор только из двух вариантов, то робот пусть в любом случае давит одного, а не пятерых. Причём, робот не должен предпочитать собственных пассажиров.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...