Перейти к содержанию

Спасительность догмата о Непорочном Зачатии Богородицы


Amtaro
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Но не грехи, а Христос становится средоточием духовной жизни. В отличие от духовной жизни до крещения, когда борьба с грехами самоценна.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 398
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Но нам если действительно приходится принимать догмат о непорочном зачатии, то приходится признать, что у Бога были основания поступить со Своей Матерью так, как Он поступил.

 

Помните, за две недели до потопа…. Нет, лучше так: помните, в Раю… Не помните? Правда не помните? Как обидно. Не помните, как Адам разговаривал с Богом, как они с Евой гонялись за сороконожкой, чтобы назвать ее сороконожкой, а не мокрицей? Не помните вкус истинного счастья, запах подлинной радости, свет непрокисшей любви? Мы не помним и не можем вообразить себе то, каким было человеческое существование до первородного греха. Осталась только смутная тоска по утраченному времени. Может быть, поэтому так трудно возжелать святости: мы просто не «помним», что значит полное, ничем не нарушенное единство с Богом. Как же стремиться к тому, чего не можешь вообразить.

 

Мария, зачатая без первородного греха – данное людям напоминание, что такое неповрежденная, первозданная человечность. Кусочек Рая, который сам не ведает, что являет собой Рай. Освободив Марию от первородной вины, Господь поступил щедро не только по отношению к Ней (к слову, Он сумел выбрать хороший подарок для Своей мамы), но и по отношению к нам. Своим присутствием Она не устает напоминать нам, скептикам и циникам, что сотворенная Богом человечность изначально прекрасна, полна любви, милосердия, терпения, естественна, проста. А уж что будет потом, когда эта человечность будет преображена Христом в воскресении… В общем, имеет смысл ждать Второго пришествия.

Церковь – Невеста Христова. А значит ей, как любой невесте, то есть девушке на выданье, просто жизненно необходимо зеркало. Не кривое, не замутненное, не уродующее и не льстящее. Правдивое. Такое зеркало – Мария. Или все наоборот? Церковь – отражение той подлинной Невесты и Матери, имя которой – Мария?

https://catherine.spb...ents/immaculata

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если Бог отнимет у человека способность к греху

Саша, не "способность", а склонность ко греху. Помнишь, апостол Павел писал, "чего не хочу, то делаю"?

До крещения - мы рабы греха, а после крещения - воля свободна. И человек может выбрать - грешить или воспользоваться Божьей помощью и не грешить.

Мария получила тот же дар, что мы получаем в Крещении - свободу от рабства греху.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Родившийся от Марии младенец поразил зло в голову, то есть победил зло в самом его корне, победил безумие смерти, противостоящее смыслу жизни. Своею крестной жертвой Иисус Христос раз и навсегда победил зло. Вот почему на многочисленных изображениях Непорочно Зачатой, Мария, уже беременная, попирает ногой главу змея.

 

Ведь Богородица — это человечность, не поврежденная древним искусителем. В Ней сила зла была неспособна разрушить красоту и милосердие, сияющие и указующие нам путь в ночи нашего мира.

 

Вслед за Ней мы с благоговением созерцаем величие и красоту Божиего замысла о каждом человеке, и просим Её помощи, чтобы стать святыми и непорочными в любви (ср. Еф 1,4), по благодати Спасителя нашего Иисуса Христа. Тайна благодати Божией, дарованной в виду спасительных заслуг Иисуса, с первого мгновения жизни осенила Ту, которой было предназначено стать Матерью Искупителя, сохранила Её от первородного греха и одарила полнотой благодати.

 

Но зададим себе еще один вопрос: каким образом Богородица победила зло? Какими орудиями? Евангелие от Луки показывает нам, что орудие Богородицы — это смирение: «Величит душа моя Господа, возрадовался дух мой о Боге спасителе моём». Он, Бог есть наше спасение; Он, а не наши силы, спасет нас.

https://katolik.ru/ro...-i-vygodna.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вне крещения не может быть общения в таинствах, которое необходимо для освобождения от грехов и вхождения в Царствие Небесное.

 

5+ Вы в другой теме об этих своих словах не забывайте...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5+ Вы в другой теме об этих своих словах не забывайте...

Я обычно ни о чём не забываю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Есть много причин почему Дева должна быть свободна от первородного греха с самого начала своего существования.

 

1. Антропологическая причина.

 

Мария задумана Богом быть образцом, истинным человеком по логосу (по замыслу), первозданной моделью, через которую был сотворён весь мир. Мария - это принцип творения. Весь мир через замысел о Марии получает бытие (существование), через Марию получает благобытие (счастливое существование), и через Марию получает присноблагобытие (вечное счастливое существование). Жена Адама создана по образу Марии и получает имя "Ева" (Жизнь), которое в строгом смысле относится не к жене Адама, а к Марии, к матери Жизни. Об этом пишут св.Епифаний Кипрский и св.Николай Кавасила. То есть, Адам назвал жену Евой как знамение будущей Жены, Которая будет дана Богом роду человеческому для спасения.

 

2. Сотериологическая причина.

 

Мария -- это дар Божий согрешившим Адаму и Еве. Это предреченная в раю Жена, Которая будет не в плену у сатаны, не под первородным грехом, хотя и будет биологическим предком Адама и Евы, а будет во вражде с сатаной ("И вражду положу между тобою и между Женою"). Сатана долго искал эту страшную для него Жену, Которая породит Семя, чтобы истребить Её вместе с Её Семенем. Об этом пишет св.Иоанн Дамаскин. По Божественному домостроительству нашего спасения должна быть антитеза согрешившей Еве (это Новая Ева), а также антитеза согрешившему Адаму (это Новый Адам).

Новая Ева является ценой искупления ветхой Евы. Дамаскин плач родителей Марии в саду рассматривает в перспективе согрешения Адамы и Евы в райском саду. Иоаким и Анна от лица всего человечества каются и получают в дар от Бога благословение в виде безгрешного Плода.

 

Св.Иоанн Дамаскин. Слово 2. На Рождество Пресвятой Богородицы:

 

"Мне кажется, что эта чета представляла собою лице всего человечества. А потому они видели человечество чуждым Богопознания, видели мир вдовствующим по причине неверия, так как — по словал Псалмопевца — вси уклонишася, вкупе неключими быша (Псал. 13, 3). Горестное разстройство, печальное безплодие! Воззваша праведнии, т. е. в собственном саду. Почему? Потому что из сада происшел печальный грех, и там Бог всех сказал праматери: умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада; и к мужу твоему обращение твое (Быт. 3, 16). О чем же они взывали? О плоде чрева, т. е. просили о плодоносии Богопознания и, вероятно, так молились: «Адонаи, Господи Боже Саваофъ! Ты знаешь поношение безчадия, знаешь скорбь безплодия. Если Ты милостиво призришь на смирение рабов Твоих и дашь рабам Твоим дитя, то мы принесем его в дар Тебе». Господь, скорый на милости и медленный на гнев, услышал их, даровав им нареченную Марию, столь славную и великую цену для искупления Евы: Дщерь сделалась врачевством матери. Вот новое брение божественнаго возсоздания, всесвятый начаток рода нашего, корень возвещенной Богом отрасли, веселие прародителя! О благодеяние! О щедродательность!"

 

3. Юридическая причина.

 

Бог, предвидя то, что все будут нечисты и все согрешат, всем вменил первородный грех Адама и Евы, как Правосудный, всех связал одним грехом, всех заключил в темницу и поставил преграду ("средостение вражды"). Но только Мария не знала нечистоты и не согрешала никогда, а потому первородный грех Ей не был вменён по Божественной справедливости. Она Одна не имела преграды с Богом, не имела средостения вражды, не была чадом гнева Божьего, не была пленницей дьявола. В предведении Её чистой жизни Бог предопределил Ей быть не только в райском состоянии, но даже выше райского состояния.

 

Св.Иоанн Дамаскин. Слово 2. На Рождество Пресвятой Богородицы:

 

"Благоприятно место молитвы праведных (Иоакима и Анны). Помолившись в саду, они родили Сад гораздо блаженнейший перваго".

 

4. Христологическая причина.

 

Чтобы Богу возможно было сойти в наш греховный и проклятый Им мир, требовалось, чтобы в стене греха (в той преграде, которая находится между человеком и Богом) появилось одно безгрешное окно, некий посредник, который не имел бы никакого причастия к греху. Этим посредствующим человеком была Дева, благодаря Которой Бог смог сойти, как по лестнице, на землю и воплотиться. Дева не разрушала стену первородного греха, не была Искупительницей. Это должен был сделать Её Сын Крестом. Но чтобы Сын прежде смог воплотиться, нужно чтобы в этой стене греха было как бы отверстие, через которое Он смог бы сойти, не прикоснувшись к греху.

 

"и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней: Господь же утверждашеся на ней" (Быт.28:12-13). Этот текст святые отцы относят к Деве, которая не имела преграды с Богом, а была посредницей между Богом и людьми.

 

"яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная". (Быт.28:17). И этот текст святые отцы относят к Деве, в страшном трепете называя Её Домом Божьим и Вратами небесными. Не может Дом Бога быть под первородным грехом, быть проклятым Богом. Врата небесные не могут быть под первородным грехом, так как первородный грех за вратами небесными.

 

Свт.Григорий Богослов. Похвала девственности:

 

Господь "воспринял того Адама, первоначально свободного, который не облекся еще грехом". Здесь ясное указание на то, какая индивидуальная природа была в Деве. Ведь из Её природы Бог воспринимает Себе человеческую природу. Поэтому Её природа должна быть первоначально свободной от греха, быть природой первозданного Адама.

 

И у Паламы та же логика:

 

"Было же невозможным, чтобы оная высочайшая и превосходящая ум Чистота соединилась с осквернившимся естеством".

"Поэтому была нужда в совершенно непорочной и чистейшей Деве, Которая бы прияла во чреве и родила Ревнителя и Дарователя чистоты, Которая была и предопределена"

 

5. Экклесиологическая причина.

 

Как Церковь создана в Пятидесятницу очищенной от первородного греха, так, тем более, и Храм Божий (Мария) должен быть создан без первородного греха. Ведь с Храмом (с Марией) Бог более тесно соединён, нежели с Церковью. С Церковью Он соединён через подаваемое в евхаристии Тело, а с Девой Он соединён через воспринятое от Неё Тело.

 

Интеерсно, что ваши слова очень похожи на мнение несториан и протестантов о самом Господе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интеерсно, что ваши слова очень похожи на мнение несториан и протестантов о самом Господе.

 

Что-то у Вас чего ни возьми, все к протестантам сводится :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще непонятно, зачем цитировать целую простынь, чтоб потом приписать к ней одну загадочную строчку, безо всяких пояснений?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

А вот ещё из Проповедей епископа Илии (Минятия):

 

"Сегодня, наконец, воссиял тот желанный день [речь идёт о Зачатии Марии], так давно предопределенный Богом, так страстно ожидаемый людьми, столь плодотворный для земли и столь страшный для ада; день, в который буква ослабевает и усиливается дух, преходит клятва (!) и настает благодать".

 

"В такую темную ночь греха были погружены люди, настолько же удаленные от света, насколько лишенные Божественной благодати, повторяю, в ночь, в которой были видны все звезды, почитаемые как лжеименные боги; а тьма была так же глубока, как и безумие, мрак таков же, как и неведение. Но да будет прославленно бесконечное промышление и крайнее снисхождение Божие, устроившее, наконец, так, что воссияла светоносная и лучезарнейшая заря, всечистая Дева и Богоотроковица Мария, Которая восшедши из освященной утробы праматери Божией Анны, украшенная всеми небесными добродетелями, просвещает, освежает и радует вселенную. И поистине, Дева просияла, как заря, при светлом явлении Которой бежит богопротивное демонское многобожие, исчезают сени древнего закона, расстроенная толпа неверных, не вынося далеко сияющего света истины, скрывает свои несчастные лица; уста святых учителей начинают петь непрестанные славословия; человеческий род, погруженный в греховный сон, пробуждается к христианской жизни в православной вере".

 

"Прошла ночь, и настал день [речь идёт о Зачатии Марии], исчезла ложь, и явилась истина, снято проклятие (!), и снизошла благодать. Святая и светоносная Заря, блестящая Предшественница Солнца славы, прохладное веяние перед божественным Светом".

 

"Это девственное и богозданное тело не имеет ни одной части, которая бы не дышала чистотой, освящением и красотой. «Вся добра еси, ближняя Моя, и порока несть в Тебе» (Песн.4:7). В этом нежном Младенце Божественный Промысел, по-видимому, чудесно возглавил все дары и явил одушевленное сочетание добродетелей. Всех праведных украшал один какой-либо дар, а сию Деву, как Царицу, увенчало все множество божественных дарований Духа, так что без преувеличения Она носит Его в Себе.

Каждому из избранных благодать дана отчасти, Марии же – вся полнота благодати, говорит блаженный Иероним".

 

"Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство дьявола!"

 

"Радуйся, как роза прозябшая среди снегов хладного возраста Твоих родителей, рожденная от неплодного чрева, видевшая свет блаженства ранее, чем свет солнца. Ты душой стала обитательницей неба раньше, чем телом – земли, Дщерью предвечного Отца раньше (!), чем дщерью Иоакима и Анны; прежде (!) чем ступить на землю, Ты попрала голову изрыгающего яд змия. Радуйся, Ты, чудесно зачатая по многолетней бесплодности матери, просиявшая, как жемчужина в раковине [Этот образ усваивался Отцами Церкви Христу и Богородице, а здесь Илия Минятий усваивает его Марии и Анне!]. Ты рождаешься, как утро, украшенное цветом небесных добродетелей, возрастаешь, как солнце увенчанная лучами Божественной благодати, и живешь среди рожденных женами, как феникс, единственное чудо природы".

 

"Ты одна (!), Богомудрая Дщерь, при воздействии Божественного Промысла не только начинаешь радостью Свою жизнь (!), но даешь начало общей радости".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 лет спустя...

130096757_2684097781806872_7395474718325338011_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=2&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeErTiNNmgtlMTIc4oM8NeWQuncoGD6px6a6dygYPqnHpjFuRfC3tuXU1BvCqcv8EZ3vaoZuQylQ0aGuiNhWJhA0&_nc_ohc=EhH4pc6QRPoAX-_V9zW&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&tp=6&oh=4d3c9a6909017c385d695766ed1c92e2&oe=5FF6EA74

 

 

"Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами". (Лк 1,26-27)

 

Послание сегодняшнего торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии можно вкратце выразить этими словами: всё сущее есть бескорыстный дар Божий, всё есть благодать, всё есть дар Его любви к нам. Ангел Гавриил называет Марию «Благодатной»: нет в Ней места для греха, ибо Бог избрал Её от вечности как Матерь Иисуса и уберёг от первородного греха. Мария отвечает взаимностью на эту благодать и всецело доверяется ей, говоря Ангелу: «Да будет Мне по слову твоему» (ст. 38). Она не говорит: "Я сделаю по слову твоему": нет! Но: «Да будет Мне…». И Слово стало плотью в Её лоне. От нас тоже требуется слушать Бога, говорящего к нам, и принимать Его волю; согласно евангельской логике нет ничего более действенного и плодотворного, чем слушать и принимать Слово Господа, которое исходит из Евангелия, из Библии. Господь всегда говорит к нам!

 

Поведение Марии из Назарета показывает, что быть важнее, чем делать, и что необходимо предоставить делать Богу, для того чтобы быть поистине такими, как Он желает нас видеть. Это Он творит в нас столько чудес. Мария принимает, но делает это не пассивно. Подобно тому, как на физическом уровне Она принимает силу Духа Святого и затем дарит плоть и кровь Сыну Божию, формирующемуся в Ней, точно так же в духовном плане Мария принимает благодать и отвечает на неё Своей верой. Поэтому святой Августин утверждает, что Дева «зачала прежде в Своём сердце, а затем в лоне». Она прежде зачала веру, а затем Господа. Эта тайна принятия благодати, которая в Марии в силу исключительной привилегии была без препятствия греха, является возможностью для всех. В самом деле, святой Павел начинает своё Послание к Ефесянам такими словами восхваления: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (1,3). Подобно тому, как святая Елисавета приветствует Марию как «благословенную между жёнами» (Лк1,42), так же и мы были всегда «благословенными», то есть любимыми и поэтому «избранными в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны» (Еф 1,4). Мария была предохранена, в то время как мы были спасены благодаря Крещению и вере. Но все – и Она и мы – через Христа, «в похвалу славы благодати» (ст. 6), той благодати, которой была наполнена Непорочная.

 

Ответом на любовь, ответом на милосердие, на излившуюся в наши сердца Божью благодать может быть только благодарность. Никто из нас не может купить спасение! Спасение – это бескорыстный дар Господа, бескорыстный дар Бога, который приходит в нас и обитает в нас. Даром получили, так же даром мы должны отдавать, подражая Марии, Которая, приняв весть от Ангела, сразу идёт разделить дар плодородия с родственницей Елисаветой. Потому что, если всё было дано нам, то всё это должно быть возвращено. Каким же образом? Предоставляя Святому Духу сделать нас даром для других. Дух является даром для нас, и мы, силой Духа, должны быть даром для других и позволить Святому Духу сделать нас сосудами радушия, примирения, прощения. Если наша жизнь преображается благодатью Господа – ибо Господня благодать преобразует нас, – то мы уже не можем удерживать для себя свет, исходящий от Его лика, но пропускаем его, чтобы он освещал других. Будем учиться у Марии, Которая неотрывно созерцала Сына, и Её лик стал «ликом с Христовым всего сходней». И к Ней обратимся сейчас с молитвой, которая напоминает весть Ангела".

/Франциск/

 

--------

 

Ты надежда отчаявшихся

 

Чистая, Непорочная, Преблагословенная Дева! Ты Матерь Высочайшего из сыновей. Господина целого мира. Ты безгрешна, безвинна, всецело свята. Ты надежда отчаявшихся и грешных. Приветствуем Тебя. Превозносим Тебя, исполненную благодати и родившую на свет Богочеловека Христа. Пред Тобой преклоняем колена, взываем к Тебе и просим о помощи. Святая, целомудренная Дева, обереги нас от всякого несчастья и от искушений дьявола! Будь посредницей и заступницей нашей в час смертный и в Судный день. Спаси нас от угрожающего нам огня неугасимого и от тьмы непроглядной! Возлюбленная, всемилостивая Дева и Матерь, сделай нас достойными увидеть Царствие Сына Твоего. Ты при Боге наша единственная, верная, безобманная надежда. Ему подобает слава и честь, величие и власть во веки веков. Аминь.

(Св. Ефрем)

 

о. Якуб Блащишин

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Две фразы - Будь посредницей и заступницей нашей в час смертный и в Судный день.Ты при Боге наша единственная, верная, безобманная надежда.

 

 

Простите - а Христос? Разве не Он единственный посредник, заступник, Спаситель и надежда?

Изменено пользователем Гостья
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

F.-Podesti-Disputa-sullImmacolata-Musei-Vaticani.jpg?resize=770%2C514&ssl=1

 

«Меморандум о Непорочном Зачатии». Святой Джон Генри Ньюмен

 

Кардинал Ньюмен написал эту записку мистеру Роберту Уилберфорсу, бывшему англиканскому архидьякону, обращённому в католицизм, чтобы помочь опровергнуть возражения некоторых из его друзей-протестантов против догмы Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

 

I

  • Мне настолько тяжело проникнуть в чувства человека, который понимает доктрину Непорочного Зачатия, но выступает против неё, что я не уверен, стоит ли мне пытаться говорить на эту тему. Двадцать лет назад меня обвинили в поддержке этого учения в одной из первых написанных мною книг [«Приходские и простые проповеди, том 2»]. С другой стороны, этот факт сам по себе может служить аргументом против тех, кто со мной не согласен: ведь если действительно столь тяжело принять это учение, то почему в те времена мне было так легко сделать это?

  • Разве несогласный не думал, что Ева была создана или рождена без первородного греха? Почему его не шокирует этотфакт? Захотел ли бы он поклоняться Еве в её первоначальном состоянии? Почему тогда [кто-то должен поклоняться] Марии?

  • Не верит ли он, что Святой Иоанн Креститель обладал Благодатью Божьей, которой он был восстановлен, ещё до своего рождения? Во что же мы верим о Марии, если не в то, что эта Благодать была дарована ей раньше? Мы всего лишь утверждаем, что эта Благодать была дана Ей с первого момента Её существования.

  • Мы не говорим, что Она не обязана Своим спасением смерти Своего Сына. Напротив, мы говорим, что среди всех простых детей Адама Она в наиболее истинном смысле является плодом и достижением Его страстей. Для Неё Он сделал больше, чем для кого-либо ещё. Другим Он даёт благодать и восстановление в какой-то момент их земного существования; Ей же — в самом его начале.

  • Мы не утверждаем, что Её природа отличается от нашей. Хотя, как говорит Святой Августин [Кентерберийский], мы стараемся не упоминать Её в том же предложении, где говорим о грехе, однако без Божьей Благодати она, несомненно, была бы таким же слабым созданием, как Ева. Более богатый дар Благодати сделал Её тем, чем Она была с самого начала. Её нерушимость сохранилась не благодаря Её природе, а благодаря изобилию Благодати, сдержавшей природу от тех действий, которые природа всегда совершает. Между нами и Ею нет качественной разницы — только непостижимая разница в степени. И Она, и мы просто спасены Благодатью Христа.

Так что, честно говоря, я не совсем понимаю, в чём трудность, и хотел бы, чтобы она была чётко сформулирована словами. Добавлю, что написанное выше заявление не является моим частным мнением. Я никогда не слышал ни об одном католике, который считал бы иначе. Я никогда не слышал, чтобы кто-то высказывал иное мнение.

 

II

 

Далее, относилось ли оно к первоначальному учению? Никто не может ничего добавить к [Божьему] Откровению. Оно было дано раз и навсегда, но по прошествии времени то, что было дано раз и навсегда, мы понимаем всё яснее и яснее. Великие Отцы и святые ошибались в том смысле, что, поскольку предмет, о котором они рассуждали, не был тщательно проанализирован и Церковь не высказалась о нём, они в своих выражениях не придавали должного внимания его истинному собственному значению. Например:

  • Символ Веры Святого Афанасия утверждает, что Сын является «необъятным» [immensus] (в протестантской версии — «непостижимым»). Епископ Булл, хоть и защищает доникейских Отцов, удивляется тому, что «почти все они, кажется, не понимали невидимости и безграничности Сына Божьего». Считаю ли я, что они этого не понимали? Нет, я думаю, что они говорили непоследовательно, потому что выступали против других ошибок и не обращали внимания на тонкости и возможности интерпретаций иных аспектов их высказываний. Когда появился еретик Арий и Отцы увидели, как были использованы их допущения, они отозвали их.
  • Великие Отцы IV века (большинство из них), кажется, считают, что наш Господь в человеческой природе был невежественен и возрастал в познании, как, кажется, говорит Лука. Это учение было осуждено Церковью в следующем веке, когда появилась ересь монофизитства.
  • Аналогичным образом, были и Отцы, которые, как могло казаться, отрицали первородный грех, вечное наказание и так далее…
  • Кроме того, знаменитое определение «единосущный» по отношению к Сыну, которое содержится в Никейском символе веры, было осуждено семьюдесятью годами ранее великим Антиохийским собором [Примечание команды “DOMINUS”: Вероятнее всего, имеется в виду Антиохийский собор 269 года.], на котором присутствовали и святые. Почему? Потому что тот собор имел в виду под этим словом нечто иное.

Теперь же, касательно учения о Непорочном Зачатии, в ранние времена оно подразумевалось и никогда не отвергалось. В Средневековье Святые Фома и Бернард отрицали его, но лишь потому, что поняли это выражение в ином смысле, нежели тот, в котором Церковь понимает его сегодня. Они думали о Матери Пресвятой Богородицы и считали, что это противоречит тексту «во грехе зачала меня моя мать». Мы же говорим о Непорочном Зачатии касательно Пресвятой Девы Марии, а то противоречивое учение (против которого и выступали Святые Фома и Бернард) действительно является еретическим.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

III

 

Что касается раннего восприятия Пресвятой Девы, то, действительно, частое сравнение Марии и Евы кажется очень сильным. Он есть у Святого Иустина, Святого Иринея и Тертуллиана — троих самых ранних Отцов на трёх разных континентах: в Галлии, Африке и Сирии. Например, «узел, который завязало непослушание Евы, был развязан послушанием Марии; то, что связала Дева Ева неверием, Мария развязывает верой». И снова: «Дева Мария стала заступницей (параклетом) Девы Евы, чтобы, как человечество было через Деву обречено на смерть, так и через Деву оно было спасено, равновесие сохранилось, непослушание Девы против послушания Девы» (Святой Ириней, Haer., 19). Снова: «Как Ева, став непослушной, стала причиной смерти для себя и для всего человечества, так Мария, будучи послушной, стала ПРИЧИНОЙ СПАСЕНИЯ как для себя, так и для всего человечества». И снова: «Ева, будучи Девой и неискажённой, родила непослушание и смерть, но Дева Мария, приняв веру и радость, когда ангел Гавриил принёс ей благую весть, ответила: “Пусть всё произойдёт со мной” и т. д.» И снова: «Грех, который Ева совершила, поверив, Мария, поверив, загладила».

  • Так вот, возможно ли отказаться видеть, что, согласно этим Отцам, которые являются самыми ранними из ранних, Мария была типичной женщиной, как и Ева, что обе были наделены особыми дарами благодати и что Мария победила там, где Ева проиграла?

  • Кроме того, какой свет проливают эти фрагменты на учение Святого Альфонса о двух лестницах, про которое иногда идёт речь? Ты видишь, что, согласно этим самым ранним Отцам, Мария развязывает то, что связала Ева; человечество спасается через Деву; послушание Марии становится причиной спасения всего человечества. Кроме того, особенный путь, которым Мария совершает это, подчёркивается тем, что ранние Отцы называют Её заступницей. Это же слово применяется по отношению к нашему Господу и ко Святому Духу: к нашему Господу — как к Тому, Кто заступается за нас в Своей Собственной Личности; ко Святому Духу — как к Тому, Кто заступается за нас в святых. Это белый путь, точно так же, как особым путём нашего Господа был красный путь, то есть путь Искупительной Жертвы.

  • Также какой свет проливают эти отрывки на два текста из Священного Писания? Мы читаем: «Она будет поражать тебя в голову» [Примечание команды “DOMINUS”: К сожалению, на русском и беларусском языках здесь никогда не употребляется женский род, как об этом пишет Ньюмен (у нас это мужской, реже средний: потомок, потомство, семя и т. д.). Тем не менее, при прочтении текста в безличной форме такая интерпретация, да, возможна.]. Вот же, тот факт, что мы читаем «она будет поражать», уже имеет определённый вес, так почему бы не могло оказаться, что наше прочтение правильное? Но сравните разные отрывки Священного Писания и посмотрите, как все они соответствуют друг другу в нашей интерпретации. Книга Бытия рассказывает о войне между женщиной и змеем. Кто этот змей? Писание не даёт ответа на этот вопрос до 12 главы книги Апокалипсиса. Там, наконец, впервые «змей» трактуется как злой дух. Каким образом он там появляется? Конечно, в сцене, снова же, с Женщиной, как её враг. И как в отрывке из книги Бытия Женщина имела «потомство», так и тут она имеет «Дитя». Можем ли мы тогда отрицать, что Женщиной из третьей главы книги Бытия является Мария? И, если это так и наше прочтение правильное, то первое пророчество сравнивает Вторую Женщину с Первой — Марию с Евой, как про это говорят Святой Иустин, Святой Ириней и Тертуллиан.

  • Более того, посмотрите, какое непосредственное отношение это имеет к Непорочному Зачатию. Женщина и змей вели войну. Это наиболее ярко проявляется тогда, когда Она не имеет ничего общего с грехом, потому что каждый в той мере, в какой он грешит, заключает союз со злым духом.

IV

Я хотел бы, чтобы было понятно, почему я обращаюсь к Отцам и Священному Писанию. Не для того, чтобы доказать учение, а для того, чтобы очистить его от такого отвратительного вида неправдоподобности, который заставил бы человека ощущать угрызения совести из-за принятия этой догмы лишь потому, что её провозгласила Церковь. Протестант может сказать: «О, я никогда, никогда не приму такое учение из рук Церкви, и для меня лучше тысячу и тысячу раз признать, что Церковь высказалась ошибочно, чем признать истинность такого ужасного учения». Но почему, добрый человек? Не нужно взрываться таким большим негодованием, словно конь, который боится, хотя и сам не знает, чего именно. Подумай о том, что я сказал. По большому счёту, действительно ли это иррационально? Действительно ли это расходится с Писанием? Действительно ли это идёт против ранних Отцов? Действительно ли это отдаёт идолопоклонством? Задавая эти вопросы, я невольно улыбаюсь. Не стоит ли лучше сказать, что что-то в пользу этого учения говорит: разум, древность, вдохновенный текст? Ты можешь вообще не видеть причин доверять голосу Церкви, ты можешь ещё не дорасти до веры в него, но что в этом учении такого, чтобы твоя вера в Него начала колебаться (если у тебя есть вера) или чтобы твой разум начинал уходить в отрицание, когда ты начинаешь думать, что оно может исходить от Бога, — вот это я не могу понять. Многие учения намного труднее, чем Непорочное Зачатие. Учение о первородном грехе неизмеримо труднее. С Марией таких трудностей не было. Легко поверить, что душа соединяется с телом без первородного греха; напротив, великой тайной является то, что каждый человек, миллионы и миллионы людей, рождаются с ним. Наше учение о Марии имеет на одну трудность меньше, чем наше учение о положении человечества в целом.

 

Хочу ясно сказать: в последний день может быть много оправданий, хороших и плохих, почему человек не был католиком. Единственное, которое я не могу себе представить, это: «О Господь, учение о Непорочном Зачатии было настолько унизительным для Твоей Благодати, настолько несовместимым с Твоими Страданиями, настолько отличалось от Твоего Слова в книгах Бытия и Апокалипсиса, настолько не похоже на учение Твоих первых святых и мучеников, что это дало мне право, несмотря на весь риск, отвергнуть его — и Твою Церковь за то, что обучала ему. В том, что касается этого учения, моё личное суждение полностью оправдано может противостоять суждению Церкви. И это оправдание, почему я жил и умер протестантом».

 

Перевод с беларусского: Игорь Терещенко

 

Источник: SCRIPTORIUM NOSTRUM

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Любителям размахивать бритвами, хочу напомнить, что Мария является матерью Спасителя. За неимением физического отца Спасителю при Воплощении не от кого было перенять человеческую природу, как только от Своей матери Марии. Так что в конечном счете вопрос о грешной/безгрешной природе Марии , это вопрос о человеческой природе Спасителя.

Пресвятая Мария, молись о нас!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

Новена к торжеству Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

 

(Молитвенник, "Кредо" Караганда)

Фото: Avvenire

 

Автором приведённых ниже размышлений является св. Максмилиан Кольбе.

 

Молитва к Непорочной Богоматери

 

О Непорочная Приснодева, Царица небес и земли! Я знаю, что недостоин приблизиться к тебе, но, очень любя тебя, я всё же осмеливаюсь просить: снизойди ко мне и открой мне, кто ты. Ведь я жажду познавать тебя всё глубже и глубже, и любить всё пламеннее и сильнее; хочу поведать о тебе и другим, чтобы они лучше узнали и полюбили тебя.

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая, и дай мне силу для борьбы с твоими врагами.

 

Эта молитва читается ежедневно в течение всей новены. Затем следуют собственные части на каждый день.

 

 

Первый день

 

 

Размышление

 

Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий». Я есмь само существование, следовательно, Я безначален. Непорочная Приснодева же говорит о себе: «Я есмь зачатие», то есть начало, но, в отличие от прочих людей, зачатие непорочное».

 

Следует краткое размышление, затем произносится воззвание:

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая! В тебе одной несравненно ярче проявилась слава Божья, чем во всех святых!

 

РАДУЙСЯ, МАРИЯ...

 

Заключительная молитва

 

Молим Тебя, Господи, прости прегрешения рабов Своих, чтобы мы, не могущие угодить Тебе нашими делами, были спасены ходатайством Матери Сына Твоего, Который живёт и царствует с Тобой в единстве Святого Духа, Бог во веки веков, Аминь.

 

Второй день

 

Молитва к Непорочной Богоматери

 

О Непорочная Приснодева, Царица небес и земли! Я знаю, что недостоин приблизиться к тебе, но, очень любя тебя, я всё же осмеливаюсь просить: снизойди ко мне и открой мне, кто ты. Ведь я жажду познавать тебя всё глубже и глубже, и любить всё пламеннее и сильнее; хочу поведать о тебе и другим, чтобы они лучше узнали и полюбили тебя.

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая, и дай мне силу для борьбы с твоими врагами.

 

Размышление

 

Вершина любви Божьего творения, возвращающегося к своему Творцу - это Пренепорочная Дева, свободная от всякой тени греха, прекрасная и благодатная. Ни на мгновенье её воля не отклонилась от воли Божьей. Она добровольно всегда принадлежала Богу.

 

Следует краткое размышление, затем произносится воззвание:

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая! В тебе одной несравненно ярче проявилась слава Божья, чем во всех святых!

 

РАДУЙСЯ, МАРИЯ...

 

 

Заключительная молитва

 

Господи Боже, благоволи даровать рабам Своим постоянное здоровье души и тела, и предстательством славной и преблагословенной Приснодевы Марии да будем избавлены от скорби нынешнего века и насладимся вечной радостью. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

Третий день

 

Молитва к Непорочной Богоматери

 

О Непорочная Приснодева, Царица небес и земли! Я знаю, что недостоин приблизиться к тебе, но, очень любя тебя, я всё же осмеливаюсь просить: снизойди ко мне и открой мне, кто ты. Ведь я жажду познавать тебя всё глубже и глубже, и любить всё пламеннее и сильнее; хочу поведать о тебе и другим, чтобы они лучше узнали и полюбили тебя.

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая, и дай мне силу для борьбы с твоими врагами.

 

 

Размышление

 

Святой Дух поселился в Пренепорочной Деве в первое мгновение её существования однажды и навсегда. Он Сам является в ней любовью. Эта любовь - Любовь Отца и Сына, Любовь плодоносная. Святой Дух живёт в душе Пренепорочной Девы и действует в ней так, что она становится Матерью Богочеловека. А она, с первого мгновения своего существования сливаясь в любви с Пресвятой Троицей, как бы отражает Её в себе.

 

Следует краткое размышление, затем произносится воззвание:

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая! В тебе одной несравненно ярче проявилась слава Божья, чем во всех святых!

 

 

РАДУЙСЯ, МАРИЯ...

 

Заключительная молитва

Человечество единородного Твоего Сына да поможет нам, Господи, чтобы Он, рождённый Девой и не нарушивший её девства, но освятивший его, избавив нас от наших грехов, преобразил нас в вечное приношение Тебе, живущему и царствующему во веки веков. Аминь.

 

Четвертый день

 

 

Молитва к Непорочной Богоматери

 

О Непорочная Приснодева, Царица небес и земли! Я знаю, что недостоин приблизиться к тебе, но, очень любя тебя, я всё же осмеливаюсь просить: снизойди ко мне и открой мне, кто ты. Ведь я жажду познавать тебя всё глубже и глубже, и любить всё пламеннее и сильнее; хочу поведать о тебе и другим, чтобы они лучше узнали и полюбили тебя.

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая, и дай мне силу для борьбы с твоими врагами.

 

 

Размышление

 

Как сын никогда не перестанет быть сыном своей матери, так и Иисус навсегда останется Сыном Пренепорочной Девы и будет вечно почитать её. И никто не сможет ни приблизиться к Нему, ни уподобиться Ему, ни спастись и стать святым, если не будет почитать Богоматерь.

 

Следует краткое размышление, затем произносится воззвание:

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая! В тебе одной несравненно ярче проявилась слава Божья, чем во всех святых!

 

 

РАДУЙСЯ, МАРИЯ...

 

Заключительная молитва

Непрестанно храни нас, Господи, Своей могучей силой и сподобь нас с помощью Преблагословенной Девы Марии достичь отчизны вечной. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

Пятый день

 

 

Молитва к Непорочной Богоматери

 

О Непорочная Приснодева, Царица небес и земли! Я знаю, что недостоин приблизиться к тебе, но, очень любя тебя, я всё же осмеливаюсь просить: снизойди ко мне и открой мне, кто ты. Ведь я жажду познавать тебя всё глубже и глубже, и любить всё пламеннее и сильнее; хочу поведать о тебе и другим, чтобы они лучше узнали и полюбили тебя.

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая, и дай мне силу для борьбы с твоими врагами.

 

Размышление

Речь человеческая слишком убога, чтобы говорить о Богоматери, так как она прекрасна и непорочна, а слова наши - несовершенны. Они могут лишь помочь человеку приблизиться к ней, а она сама уже будет раскрываться душе с каждым разом всё яснее и яснее.

 

Следует краткое размышление, затем произносится воззвание:

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая! В тебе одной несравненно ярче проявилась слава Божья, чем во всех святых!

 

 

РАДУЙСЯ, МАРИЯ...

 

Заключительная молитва

 

Подай нам, всемилостивый Боже, силу в нашей слабости, чтобы мы, совершающие память Пренепорочной Богоматери, её предстательством восстали от наших беззаконий. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

Шестой день

 

 

Молитва к Непорочной Богоматери

 

О Непорочная Приснодева, Царица небес и земли! Я знаю, что недостоин приблизиться к тебе, но, очень любя тебя, я всё же осмеливаюсь просить: снизойди ко мне и открой мне, кто ты. Ведь я жажду познавать тебя всё глубже и глубже, и любить всё пламеннее и сильнее; хочу поведать о тебе и другим, чтобы они лучше узнали и полюбили тебя.

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая, и дай мне силу для борьбы с твоими врагами.

 

Размышление

 

Мы подражаем людям хорошим, добродетельным и святым, но никто из них не свободен от недостатков, кроме неё - Пренепорочной с первого же мгновения своего существования. Подражать ей, приблизиться к ней, уподобиться ей - вот вершина человеческого совершенства. Пренепорочная Дева - вот наш идеал. Позволить ей овладеть нашими сердцами и всем существом, чтобы она жила и действовала в нас и посредством нас, чтобы она любила Бога нашими сердцами - вот наша цель.

 

Следует краткое размышление, затем произносится воззвание:

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая! В тебе одной несравненно ярче проявилась слава Божья, чем во всех святых!

 

 

РАДУЙСЯ, МАРИЯ...

 

Заключительная молитва

 

Боже, прибежище наше и сила, Источник милосердия и истинного блага Податель, внемли усердным молениям Своей Церкви и по заступничеству Пренепорочной Богородицы услышь смиренные прошения наши. Молим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

 

Седьмой день

 

Молитва к Непорочной Богоматери

 

О Непорочная Приснодева, Царица небес и земли! Я знаю, что недостоин приблизиться к тебе, но, очень любя тебя, я всё же осмеливаюсь просить: снизойди ко мне и открой мне, кто ты. Ведь я жажду познавать тебя всё глубже и глубже, и любить всё пламеннее и сильнее; хочу поведать о тебе и другим, чтобы они лучше узнали и полюбили тебя.

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая, и дай мне силу для борьбы с твоими врагами.

 

Размышление

 

Как единородный Богочеловек не начал Своё существование без полного согласия Приснодевы, точно так же должно происходить и с другими людьми, которым надлежит во всём подражать своему Первообразу. В Пренепорочной Деве душа должна возродиться по образу Христа. Он своей благодатью, словно молоком, вскормит душу, взлелеет и взрастит её, как кормила, лелеяла и растила Иисуса Пресвятая Дева Мария. У неё на руках наша душа должна научиться узнавать и любить Иисуса, из её сердца черпать любовь к Нему, её сердцем любить Его и её любовью уподобляться Ему.

 

Следует краткое размышление, затем произносится воззвание:

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая! В тебе одной несравненно ярче проявилась слава Божья, чем во всех святых!

 

 

РАДУЙСЯ, МАРИЯ...

 

 

Заключительная молитва

 

Господи Боже наш, исцели в нас раны того греха, от которого Ты предохранил непорочное зачатие Преблагословенной Девы Марии своею особой благодатью. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

 

Восьмой день

 

 

Молитва к Непорочной Богоматери

 

О Непорочная Приснодева, Царица небес и земли! Я знаю, что недостоин приблизиться к тебе, но, очень любя тебя, я всё же осмеливаюсь просить: снизойди ко мне и открой мне, кто ты. Ведь я жажду познавать тебя всё глубже и глубже, и любить всё пламеннее и сильнее; хочу поведать о тебе и другим, чтобы они лучше узнали и полюбили тебя.

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая, и дай мне силу для борьбы с твоими врагами.

 

Размышление

 

Мы должны стараться любить Господа Иисуса так же, как любила Его Богоматерь, чтобы любовь наша достигла таких высот, что стала бы любовью самой Пренепорочной Девы. Это вершина любви, и к ней мы должны стремиться. Мы должны завоевать весь мир такой любовью и направить его на покорение этой вершины. Мы должны добиться того, чтобы Пренепорочная Дева любила Иисуса в каждой душе и каждой душой.

 

Следует краткое размышление, затем произносится воззвание:

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая! В тебе одной несравненно ярче проявилась слава Божья, чем во всех святых!

 

 

РАДУЙСЯ, МАРИЯ...

 

Заключительная молитва

 

Боже, приготовивший достойную обитель Своему Сыну посредством непорочного зачатия Преблагословенной Девы Марии; молим Тебя, предохранившего её от всякой скверны в предвидении смерти Твоего Сына, удостой нас её предстательством достичь Тебя в непорочности. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

 

Девятый день

 

 

Молитва к Непорочной Богоматери

 

О Непорочная Приснодева, Царица небес и земли! Я знаю, что недостоин приблизиться к тебе, но, очень любя тебя, я всё же осмеливаюсь просить: снизойди ко мне и открой мне, кто ты. Ведь я жажду познавать тебя всё глубже и глубже, и любить всё пламеннее и сильнее; хочу поведать о тебе и другим, чтобы они лучше узнали и полюбили тебя.

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая, и дай мне силу для борьбы с твоими врагами.

 

Размышление

 

Нам до сих пор приходится сетовать вместе со святым Гриньоном де Монфором: «Мы всё ещё недостаточно хорошо знаем Марию, и это одна из причин того, что мы не достаточно хорошо знаем Иисуса». Есть ещё на земле души, которые не знают даже, кто такие Иисус и Мария. По-прежнему «жатвы много, а делателей мало» (Лк 10, 2).

 

Следует краткое размышление, затем произносится воззвание:

Позволь мне восхвалять тебя, Владычица Пресвятая! В тебе одной несравненно ярче проявилась слава Божья, чем во всех святых!

 

 

РАДУЙСЯ, МАРИЯ...

 

Заключительная молитва

 

Благоволи принять, Господи, наши молитвы, возносимые к Тебе в день торжества непорочного зачатия Преблагословенной Девы Марии, и даруй нам избавление от наших прегрешений предстательством той, чьё избавление от всякого порока предваряющей Твоей благодатью мы исповедуем. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

https://youtu.be/A6JpU8P1jdU

 

Богоматерь, явившись на праздник Непорочного зачатия 8 декабря 1947 года, чтобы ухаживать за Пьериной Гилли в Монтикьяри, Италия, сказала:

«Желаю, чтобы каждый год 8 декабря, в полдень, отмечался Час Благодати для всего мира. Благодаря молитве в этот час я пошлю много милостей душе и телу.

Будут массовые преобразования. Души, ожесточенные и холодные, как мрамор, будут перемещены по милости Божьей и снова станут верными и любящими Бога.

Господь, мой Божественный Сын Иисус, проявит великую милость, если хорошие люди будут молиться за своих ближних. Я желаю, чтобы этот Час был распространен. Скоро люди узнают величие этого Часа Благодати. Если кто-то не может в это время прийти в церковь, пусть помолится дома ». Воспользуемся этим даром небес! Аминь.

 

С Богом и Его благословением.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пресвятая Дева превосходит ангелов в чистоте. Она не только сама чиста, но и обеспечивает чистоту других. И она является наичистейшей, полностью свободной от всякой вины за грех, ибо она никогда не совершала ни смертного, ни простительного греха. Точно так же она свободна от наказания за грех... Она есть “благословенна между женами”. Более того, она одна избежала проклятия греха, явила Источник благословения и открыла врата небес. И весьма подобающим является, что ее зовут “Мария”, что можно понимать как «Морская Звезда» (“Мария—Maris Stella”), ибо подобно тому как для моряков звезда на небе над морем служит путеводителем в порт, так и для христиан Мария служит тем путеводителем, который ведет к славе.

 

St. Thomas Aquinas - Expositio Salutationis angelicae - Св. Фома Аквинский. Рассмотрение Ангельского приветствия Деве Марии

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

318111841_5797440776988686_5045803765651006431_n.jpg?_nc_cat=107&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=-UjDU2Oxaf0AX8wDw9U&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AfC_7edi1g7ErCbB1CW4ctjhJg57gVbY-GRDvpFx7DDzxg&oe=6395A37E

 

Учение о Непорочном Зачатии в древней Руси

 

Догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии провозгласил Папа Пий IX буллой «Inefabilis Deus» от 8 дек. 1854 г. Существует миф, что это было неким новшеством, изобретенным Римско-католической Церковью, идущим наперекор Восточным Церквам. Но так ли это на самом деле? Свящ. А. Волконский в своей книге «Католичество и Священное Предание Востока» даёт подробный отчёт о почитании Непорочного Зачатия Девы Марии на Руси.

В древней Руси почитание Зачатия Богородицы существовало: в 1196 г. во Владимире на Клязьме заложена «церковь зачатия Святой Богородицы». (1)

 

В южно-русской церкви в XVI-XVIII веках исповедание учения Непорочного Зачатия было повсеместным. Так учили, например, игумен Иоанникий Голятовский (2), архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (3), Феодосий Черниговский, Антоний Радзивиловский, Варлаам Ясинский Стефан Яворский. Профессора киевской духовной академии, основанной для борьбы против католического влияния, клятвенно обязывались защищать это учение, а студенты учреждали общества в честь Непорочного Зачатия Богородицы (4). Иннокентий Поповский, ректор академии с 1704 г. по 1707 г., пишет «Восточная Церковь признает, что Блаженная Дева была непричастна греху. Это учение укрепляется еще более тем, что его защищает сама Западная церковь. Ибо хотя Западная Церковь и гоняется за всякими новшествами, однако по отношению к этому догмату вполне сходится с Восточной Церковью». Это общее Востоку и Западу учение было в Киевской академии прекращено распоряжением митрополита Московского в начале XVIII века.

 

Свидетельство этих фактов стараются устранить тем, что Киев находился под западным влиянием. Но и в Константинополе, и в Москве до XVII века держались того же учения.

 

В Греческой церкви первый стал отрицать Непорочное Зачатие Никифор Ксантопуло в первой половине XIV века; он высказал свое мнение с большой опаской, как личное, быть может, и ошибочное: явное указание, что оно шло вразрез с общим мнением (5). Затем находим то же отрицание у Исидора Глабаса († 1397); но здесь оно, вероятно, позднейшая вставка переписчика, ибо не согласуется со всем контекстом (6). Прошло почти три века и только тогда вновь находим отрицание догмата у константинопольского Патриарха Митрофана Критопуло († 1639), ученика протестантов. (7)

 

В Московской Руси колебания по вопросу о Непорочном зачатии начались при Патриархе Никоне под влиянием книги «Скрижаль», присланной ему Паисием, Патриархом Иерусалимским. Автор ее, грек Иоанн Нафанаил, написал ее, живя на Западе, где в Англии и в Германии учился в протестантских университетах. Патриарх Никон имел неосторожность издать ее перевод (1656).

 

Книга вызвала горячую отповедь Лазаря, называвшего суждения «Скрижали» о Богородице (8) хулою на нее. Возражал против «Скрижали» и Никита Пустосвят (суздальский священник Добрынин). Ввиду предстоявшего Московского собора (1666 г.) он отправил царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой читаем: «а пренепорочная Владычица наша Пресвятая Богородица… прародительныя скверны не имела: еще бо ей во чреве сущи матерни освященне и Богу в жилище преуготованне…» Всячески усиливаясь доказать истинность этого положения, Никита заключает: «и по сим, великий Государь, свидетельствам и младенцам разумно есть, что Пресвятая Дева прародительныя скверны не имела».

 

Ни о каком западном влиянии тут речи быть не может: Никита, как раскольники вообще, считал что Никон латинствует; в своей челобитной он защищает восточную веру; отстаивая догмат Непорочного Зачатия, он ссылается на учения только греческих святых (Андрея Критского, Тарасия Константинопольского (9) и примеры о чудесах, бывших при рождении святых или во время нахождения их в утробе, берет только из сказаний о восточных святых.

 

По вопросу о том, с какого момента Пресвятая Дева была ограждена от греха, мысль Никиты не ясна; оно и понятно, – учение Церкви о моменте, когда душа соединяется с плотью, ему не могло быть известно. Но: 1) он верил, что первородный грех Пресвятой не коснулся; 2) обратное учение считал ересью; 3) свою веру исповедовал не под влиянием Запада, а в силу предания Восточной церкви. «Как бы нам не прогневать Богородицы» (держась учения «Скрижали»), заключает он свои рассуждения (10). Приведенная цитата помещена также в книге Каптерева «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», том II, стр. 42. Том этот был запрещен Победоносцевым. Так скрывалась истина от несчастного русского народа даже XIX веке; в XVII-м же произошло следующее.

 

Собор 1666 г., ознакомившись с челобитной Никиты Пустосвята, решил, что надо его опровергнуть. Работу эту возложили на грека Паисия Лигарида, жившего в Москве с 1662 г. Но Лигарид, дойдя в своем опровержении до столбца о Непорочном Зачатии, стал защищать взгляды Никиты. Тогда собор поручил написать опровержение и на Никиту, и на Лазаря Симеону Полоцкому. Книга его «Жезл правления» была собором 1666г. одобрена. На следующий год на соборе присутствовали патриархи Александрийский и Антиохийский; книга была одобрена вторично. В этой книге Симеон Полоцкий высказывал относительно Непорочного Зачатия те же взгляды, что и Никита и Лигарид:

 

«… той же Ея чистоте и святости нецыи присмотрящеся, не усумневаются глаголати: яко ниже прародительному греху подлежаше: имже и Православная Церковь видится согласовати, поющи в день рождества Ея сице: поем святое твое рождество: чтим и непорочное зачатие твое, невесто богозванная, песнь 6. И в день Введения Ея в церковь Господню в седалне по 2-ой стихологии сице:прежде зачатия освятися Богови, и рождьшися на земли, дар принесеся Ему» (11).

 

В позднейшей книге Симеона Полоцкого «Вечеря Душевная» (1683) читаем:

 

«Пречистая Дева Мария чиста есть… яко свободная от всякия вины греховныя, от всякого порока душевнаго, чиста от греха, иже волею Адамлею содеяся, и в нас чрез рождения приходит, и именуетсягрех первородный. И того бо, по неким умствованию прежде зачатия си очистися. Яко же церковь воспевает: Прежде зачатия чистая… (и т. д., см. выше). По иным же абие при самом зачатии: По всем богословам: родися свята, чиста и непорочна» (12).

 

В первом издании Четьи Минеи (издание это – труд еп. Дмитрия Ростовского, святого Русской Церкви) находится то же учение В Четье Минеях, изданных митр. Макарием в 1904 г., сохранился следующий красноречивый текст на 9-ое декабря, «егда (св. Анна) зачатъ Святую Бцю».

 

«… днесь спасению нашему начаток зачинается и плодится во оутробе праведныя Анны… сею бо разрешишася узы Адамовы, сею мир (sic) о прелести свободися… днесь праздноуим день честно зачатие Госпожа (sic) нашея Пречистыя Владычица Бца, тем же в Церкви ея радостно тецем… с радостию празднующе честное зачатие Пресвятыя Гжа Бца».

 

Текст этот восходит к XII-XIII веку! (13)

Но протестантски настроенные греки, между прочим прибывшие в 1685 г. в Москву братья Лихуды, продолжали свое дело, и пересилили. Наименее культурная часть московского духовенства и правительственной среды приняла протестантское учение, проникшее к нам через Грецию, за голос древнего Восточного православия: Московский собор 1690 г. по приказанию Патриарха Иоакима повелел сжечь все сочинения, защищающие Непорочное Зачатие. Учение Дмитрия Ростовского было из последующих изданий Четьи Минеи распоряжением того же Патриарха Иоакима вычеркнуто!

 

Нельзя придавать решающего значения тому обстоятельству, что догмат был запрещен местной высшей церковной властью. Люди, отрицающие папскую безошибочность, не могут, очевидно, считать безошибочным решение Патриарха Московского, как такового. Дело, сводится, значит, к доверию к Патриарху, как к личности; но ценность ее в данном случае ничтожна, даже отрицательна.

 

Иоаким, по свидетельству современников, был человек невысокого духовного уровня, к тому же малограмотный, а в богословии полный невежда. Когда его покровитель М. Ртищев хотел, по поручению царя Алексея Михайловича узнать, какой он «веры», то будущий патриарх ответил: «аз-де не знаю ни старыя веры, ни новыя, но что велят начальницы, то и готов творити и слушати их во всем». «И Михаил сказал се Царю и по сем постави его в Чудов монастырь архимандритом» (14). Так на горе Русской церкви началась карьера Иоакима, бывшего Патриархом целых 17 лет (с 1673 по 1690 г.)

 

XVII-ый век дал Русской церкви целую плеяду недюжинных богословских умов: Сильвестра Медведева, Лазаря Барановича, Иннокентия Монастырского, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского, Стефана Яворского. Никоновская реформа глубоко всколыхнула богословскую мысль всех, кто был близок церковной жизни. Но придушив исповедание светлого догмата, облегчив произрастание на Руси протестантских семян, невежественный Патриарх Иоаким придушил на целую сотню лет и самостоятельную мысль в русской богословской науке (15).

 

Власть Патриарха была однако бессильна против учения старообрядцев: они до сих пор признают этот догмат. Катехизис Белокриницкой церкви, изданный в половине XIX века, исповедует это учение, как обязательное (16).

 

Мы много раз подчеркивали, что истинность или ложность учения вполне независимы от соображений патриотических. Но те, для кого истина заключается в верности «вере отцов», должны бы – если желают быть последовательны – признать догмат Непорочного Зачатия истиной: приведенные выписки неопровержимо свидетельствуют, что учение это было неизменным верованием дониконовской Руси.

 

Из книги: свящ. кн. А. Волконский «Католичество и Священное Предание Востока»

 

Список ссылок на Рускатолик.рф

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 10 месяцев спустя...

u4LCzkgri5k.jpg?size=537x240&quality=96&sign=0b7439304d7175eb06468cf0267baad9&type=share

 

 

ЧЕТВЕРГ (08.12.2022). НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

 

В то время: Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел. (Лк 1, 26-38)

 

Высочайший и прекраснейший образ Божественного милосердия

 

Сегодняшний праздник Непорочного Зачатия ведёт нас к созерцанию Пресвятой Богородицы, Которая, по исключительной привилегии, была сохранена от первородного греха с момента Её зачатия. Хотя Она жила в мире, отмеченном грехом, он Её не коснулся: Мария - наша сестра в страдании, но не во зле и грехе. Более того, зло в Ней было побеждено ещё раньше, чем оно могло прикоснуться к Ней, потому что Бог исполнил Её благодати. Непорочное Зачатие означает, что Мария была первой, Кого спас Бог Своим бесконечным милосердием, начатком того спасения, которое желает подарить Бог во Христе каждому человеку. Именно поэтому Пречистая Дева стала высочайшим и прекраснейшим образом Божественного милосердия, одержавшего победу над грехом. Давайте взглянем на этот образ с уповающей любовью, созерцая Пресвятую Деву во всём Её великолепии, подражая Её вере.

 

Заря нового мира

 

В Непорочном зачатии Девы Марии мы призваны увидеть зарю нового мира, преображённого спасительным деянием Отца и Сына и Святого Духа, – рассвет нового творения, которое осуществляется Божественным милосердием. Вот почему Дева Мария, не осквернённая грехом и исполненная Духом Божиим, есть Матерь нового человечества. Она – Матерь вновь сотворённого мира.

 

Принять Бога и Его милосердную благодать в нашей жизни

Празднуя это торжество, мы прежде всего полностью принимаем Бога и Его милосердную благодать в нашей жизни. Во-вторых, исполняя евангельские заповеди, мы сами в свою очередь становимся творцами милосердия. Таким образом, праздник непорочно зачатой Марии становится праздником всех нас, если мы, день за днем отвечая "да", преодолеваем наш эгоизм и делаем более счастливой жизнь наших братьев, дарим им надежду, утирая их слёзы и принося немного радости. В подражание Марии мы призваны стать носителями Христа и свидетелями Его любви, глядя в первую очередь на тех, кому Иисус оказывает предпочтение. Это те, на кого Он Сам нам указал: "Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф 25, 35-36).

 

Всё в нашей жизни является даром Божьего милосердия

 

Сегодняшний праздник Непорочного Зачатия несёт нам конкретное послание: он напоминает о том, что всё в нашей жизни является даром Божьего милосердия. Пресвятая Дева, начаток спасённых, прообраз Церкви, святая и непорочная Невеста, возлюбленная Господом, да поможет нам вновь и вновь открывать для себя Божественное милосердие как отличительный знак христианина. Невозможно понять и принять человека, считающего себя истинным христианином, который не милосерден к другим, точно так же, как невозможно понять и принять Бога без Его милосердия. В этом слове – "милосердие" – заключена вся суть Евангелия. Это главная черта лика Христа: того лика, который мы узнаём в различных аспектах Его жизни: когда Он выходит навстречу всем, когда Он исцеляет больных, когда сидит за столом с грешниками и особенно - когда, пригвождённый ко Кресту, прощает; там мы видим лик Божественного милосердия. Не бойтесь и смело идите в милосердные объятия Бога, Который ждёт нас и прощает всё. Нет ничего слаще Его милости. Прильнём к Нему, как дети, чтобы Он приласкал нас: Господь многомилостив, и Он прощает нам всё.

 

/ Франциск /

---

 

Непорочная Дева

 

Ты была облюбована Господом и сподобилась стать Матерью Его. Воззри же милостиво на нас, бедных людей! Мы просим Тебя о Твоей могущественной защите. Злой змей, на которого уже в раю было наложено проклятие, все еще подстерегает нас, бедных детей Евы, и ищет, как навредить нам. Поэтому, о Матерь, благословенная Всевышним, наша Царица и Заступница, прими милостиво просьбу нашу! Уже в момент зачатия поразила Ты голову врага нашего. Сердце наше согласно с Тобой. Мы молим Тебя, отнеси просьбу нашу к престолу Божьему и помоги нам, чтобы не попали мы в омуты, для нас уготовленные, но все достигли гавани блаженства. Дай нам, чтобы Церковь и народы христианские посреди многих опасностей вновь могли пропеть Тебе благодарную песню освобождения, победы и мира. Аминь.

 

/ Св. Пий X /

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

DFgpaypxKCg.jpg?size=417x604&quality=95&sign=a2cfe29d69135b317a1d9441f90ff364&type=album

 

"Tota pulchra es, Maria.

Et macula originalis non est in Te.

Tu gloria Ierusalem.

Tu laetitia Israel.

Tu honorificentia populi nostri.

Tu advocata peccatorum.

O Maria, O Maria.

Virgo prudentissima.

Mater clementissima.

Ora pro nobis.

Intercede pro nobis.

Ad Dominum Iesum Christum".

 

Giovanni Lanfranco "Litanie figurate - Vergine Immacolata"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...