Перейти к содержанию

Нарушение поста


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Насколько тяжким грехом в Католической Церкви является нарушение предписаний относительно поста? Ведь в жизни бывают разные ситуации: ты пришел в гости, к тебе пришли в гости и т.п. Ведь афишировать свою личную аскезу, согласно Евангелию, не уместно. Кроме того, есть случаи, когда Церковь вроде как допускает послабления в посте. Однако среди лаксистских мнений, осужденных Папой Александром VII, есть следующие:

 

23. Тот, кто нарушает установленный Церковью пост, не грешит смертно, если он не делает этого из презрения или по непослушанию, например, потому что не хочет подчиняться предписанию.

 

Получается, что нарушение поста - смертный грех независимо от мотивов, которыми при этом руководствуется католик?

 

30. Все служащие (officiales) и работающие физически в обществе освобождаются от обязанности поста, и они не должны выяснять, совместим ли их труд с постом.

 

Разве задействованным на тяжелых работах не дается диспенсация? Или акцент здесь скорее на второй части?

 

31. Совершенно освобождаются от обязанности поститься путешествующие верхом, каким бы образом они ни предпринимали путешествие, даже если это путешествие не является необходимым, и даже если они совершают его в один день.

 

Опять же, как этот пункт проецируется на современную практику Католической Церкви? Как мне представляется, расматриваемый вопрос не является чисто дисциплинарным, поскольку речь идет об осуждении лаксистов, погрешавших в нравоучении.

 

32. Не очевидно, что обычай не есть яйца и молочные продукты в пост обязателен.

 

Т.е. официально такого предписания в XVII веке не было, а был лишь неписанный обычай?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно интересно. Сегодня вот пятница, моя дочь пойдёт на экзамен. по пятницам мы не едим мясо, даже куриное. Сегодня впервые я собиралась сделать исключение. Может и глупо звучит, но по моему лучше пост в другом чём-то нежели отказ от мясного. Об "официальном" отношении к нарушению поста в КЦ я не нашла никакой информации.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно интересно. Сегодня вот пятница, моя дочь пойдёт на экзамен. по пятницам мы не едим мясо, даже куриное.
Сегодня - Торжество Святейшего Сердца Иисуса. В Торжества вроде бы нет поста?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23. Тот, кто нарушает установленный Церковью пост, не грешит смертно, если он не делает этого из презрения или по непослушанию, например, потому что не хочет подчиняться предписанию.

 

Получается, что нарушение поста - смертный грех независимо от мотивов, которыми при этом руководствуется католик?

Не понял, как из цитаты следует такой вывод?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько тяжким грехом в Католической Церкви является нарушение предписаний относительно поста? Ведь в жизни бывают разные ситуации: ты пришел в гости, к тебе пришли в гости и т.п. Ведь афишировать свою личную аскезу, согласно Евангелию, не уместно. Кроме того, есть случаи, когда Церковь вроде как допускает послабления в посте.

 

Сейчас этот вопрос не является слишком актуальным, так как обязательных правил очень мало. Во многих странах уже даже нет обязанности воздерживаться от месных блюд по пятницам. Новый кодекс канонического права говорит о посте в канонах 1249 - 1253:

 

Кан. 1249

– Все верные Христу, каждый

по-своему, в силу Божественного зако-

на обязаны совершать покаяние. Но для

того, чтобы все они соединились друг с

другом, совместно совершая покаяние,

предписываются покаянные дни, ког-

да верные Христу должны особым обра-

зом предаваться молитве, исполнять дела

благочестия и милосердия, отрекаться от

самих себя, верно исполняя свои обязан-

ности, но прежде всего — соблюдая пост

и воздержание по нормам нижеследую-

щих канонов.

Кан. 1250

– Покаянными днями и пери-

одами во вселенской Церкви являются

все пятницы в течение всего года, а также

время Великого поста.

Кан. 1251

– Воздержание от мяса или

других видов пищи согласно предписа-

ниям конференции епископов следу-

ет соблюдать во все пятницы всего года,

кроме тех, на которые приходится то или

иное торжество. Воздержание же и пост

обязательны в Пепельную Среду, а так-

же в пятницу Страстей и Смерти Господа

нашего Иисуса Христа.

Кан. 1252

– Закон воздержания обязате-

лен для тех, кому исполнилось четырнад-

цать лет, а закон о посте — для всех со-

вершеннолетних лиц, вплоть до начала

шестидесятого года жизни. Однако пас-

тырям, а также родителям следует по-

заботиться, чтобы и те, для кого в силу

более юного возраста закон поста и воз-

держания ещё не обязателен, воспитыва-

лись в подлинном чувстве покаяния.

Кан. 1253

– Конференция епископов

может точнее определить порядок соб-

людения поста и воздержания, а также

полностью или частично заменить пост

и воздержание другими формами покая-

ния, особенно делами милосердия и бла-

гочестия.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не понял, как из цитаты следует такой вывод?

Непосредственно: мнение о том, что нарушение поста является вениальным грехом за исключением одного случая, осуждено, следовательно, нарушение поста - смертный грех. Что тут нелогичного?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот и непонятно, какие торжества. А индюшку я сегодня-таки поджарила, до завтра она бы не долежала, а выбрасывать ещё хуже.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

23. Тот, кто нарушает установленный Церковью пост, не грешит смертно, если он не делает этого из презрения или по непослушанию, например, потому что не хочет подчиняться предписанию.

 

 

Источник?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Источник?

Денцингер, 2043, с. 519 (французское издание).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В оригинале: "Frangens jejunium Ecclesiae ad quod tenetur, non peccat mortaliter, nisi ex contemptu vel inobedientia hoc faciat, puta quia non vult se subicere praecepto".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот и непонятно, какие торжества.
Кому непонятно?
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кому непонятно?

Мне было сегодня непонятно, а спросить забыла. :D

В храме на обед была курица. :) Теперь понятно. :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[quote name='boroda' timestamp='1403899553' post='126342'

Вот и непонятно, какие торжества.

Кому непонятно?

Непонятно: все подряд торжества или особые...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Непонятно: все подряд торжества или особые...

А что такое "особые торжества"? Насколько я знаю, в латинском обряде есть просто праздники, а есть торжества, типа великих или, если хотите, двунадесятых праздников в византийском обряде. Вот в торжества пост и отменяется.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Сейчас этот вопрос не является слишком актуальным, так как обязательных правил очень мало. Во многих странах уже даже нет обязанности воздерживаться от месных блюд по пятницам.

С чем связано такое крайнее смягчение требований в отношении поста? Вот св. Альфонс Лигуори советует хотя бы раз в неделю, в субботу, поститься на хлебе и воде. Очевидно, в его время, т.е. в восемнадцатом веке, посты соблюдались достаточно строго. Что же изменилось с тех пор, причем, надо думать, коренным образом?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С чем связано такое крайнее смягчение требований в отношении поста? Вот св. Альфонс Лигуори советует хотя бы раз в неделю, в субботу, поститься на хлебе и воде. Очевидно, в его время, т.е. в восемнадцатом веке, посты соблюдались достаточно строго. Что же изменилось с тех пор, причем, надо думать, коренным образом?

 

жизнь изменилась :)

 

Теперь, когда нет пищевого дефицита и забота о хлебе насущном не так актуальна, как покупка нового айфона, важнее обратить внимание верных именно на то, что отвлекает их от духовного :)

Потому как еда в большинстве случаев уже не отвлекает, она воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Многие и без того сосредоточены на ней - подсчет калорий, разнообразные ограничения, выбор пищи в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.; чтобы поесть, не нужно накрывать на стол и делать паузу, обставлять еду ритуалами - можно просто перекусить на ходу, открыть пакетик чипсов на ходу, погрызть печенек за компьютером. Еда из во многом из ритуального действа, одного из способов общения с Богом (как ранее - с богами), когда мы благословляем хлеб, приносим благодарность за пищу и просим о насыщающей нас благодати, превратилась в обыденное действие, не требующее присутствия Бога.

 

Я так думаю :)

 

Тем не менее, человек существо телесное в куда большей степени, чем он привык считать. И после поста в том числе телесного, а не исключительно духовного, благодать ощущается куда явственнее. Это уже из практики :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И плюс к тому - святой Альфонс Лигуори, заметим, советует (а не предписывает под страхом тяжкого греха). Читатель редко услышит от меня похвалу новым обычаям в сравнении со старыми, но здесь, пожалуй, допустимо похвалить тех, кто на протяжении веков облегчал верным "бремена тяжелые и неудобоносимые", как и тех, кто добровольно и в индивидуальном порядке, чувствуя к тому потребность и призвание, возлагал на себя те или иные аскетические подвиги. Сейчас каноническое право Латинской Церкви предписывает нам только самый minimum minimorum (хотя и это для кого-то оказывается чрезмерно тяжким), но ведь никто не запрещает поститься - в том числе телесно - более существенными способами. Хотя тут тоже есть органичение: никакое воздержание не должно вредить здоровью, что нарушало бы пятую заповедь. Сиречь воздерживаться можно от излишнего, но не от необходимого.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Читатель редко услышит от меня похвалу новым обычаям в сравнении со старыми, но здесь, пожалуй, допустимо похвалить тех, кто на протяжении веков облегчал верным "бремена тяжелые и неудобоносимые"

Не выходит ли в таком случае, что Церковь на протяжении веков пребывала в некотором заблуждении, по крайней мере в отношении дисциплинарных вопросов? И потом, что понимается под нарушением поста в процитированных в старт-топике документах? Если сейчас приписываемые Католической Церковью пищевые ограничения в основном предельно просты (воздерживаться в определенное время лишь от мяса), то раньше предписания были более строгими; я уже забыл, какие именно нормы бытовали на Западе, но возьмем чисто для примера: в какой-то день должно воздерживаться не только от мяса, но и от яиц, а некий католик в такой день съел яйцо, воздержавшись от мяса. Совершил ли он в этом случае смертный грех?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Грех может быть не в том, что человек что-то съест, а в том, что он намеренно нарушит церковные правила. Если кто в пятницу решит, что сегодня четверг, и съест мясное, не будет греха; а если кто в четверг подумает, что сегодня пятница, и всё равно съест мясное - будет грех, хотя на самом деле не пятница, а четверг.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Более того, если человек незначительный проступок будет считать смертным грехом, то его совершение вменяется ему во впадение в смертный грех. Но тут мы несколько уклоняемся от темы. Вопрос, который мы с Вами сейчас затронули, - о допустимости послаблений в посте в связи с приведенными выше церковными документами.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

но возьмем чисто для примера: в какой-то день должно воздерживаться не только от мяса, но и от яиц, а некий католик в такой день съел яйцо, воздержавшись от мяса. Совершил ли он в этом случае смертный грех?

 

Одно из условий смертного греха это тяжкая материя. Является ли съеденное яйцо тяжкой материей? Скорее всего не является.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё-таки не тяжкая материя, а серьёзная, по-моему. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё-таки не тяжкая материя, а серьёзная, по-моему. :)

Да, вы правы. В русском переводе катехизиса используется термин "серьёзная материя".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Более того, если человек незначительный проступок будет считать смертным грехом, то его совершение вменяется ему во впадение в смертный грех.

 

:o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...