Перейти к содержанию

Возобновление/воспроизведение Жертвы?


Octavian
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Всем доброго дня.

 

В связи с изучением документов Церкви, касающихся, прежде всего, Евхаристии, возник такой вопрос - что понимается под терминами "возобновление"/"воспроизведение" в контексте Крестной Жертвы? Вероятно, не "повторение", поскольку повторить Жертву невозможно, это уникальное событие в истории человечества, но в то же время не удалось найти вероучительных документов, которые бы повторение прямо отрицали, зато встречаются вышеуказанные термины. Хотелось бы знать, как именно их следует понимать и какая разница существует в данном случае между "повторением" и "возобновлением"/воспроизведением"?

 

В Декрете о Святой Евхаристии Тридентского собора сказано, что:

 

"Это одна и та же Жертва; Тот, Кто приносит Жертву сейчас через служение священников, это Тот же, Кто Сам принес Себя в Жертву на Кресте, только образ принесения другой."(с)Учение о Пресвятой Жертве святой Мессы, XXII сессия (17 сентября 1562 г.), Глава 2

 

В 1928 году Пий XI, цитирующий в своей энциклике Miserentissimus Redemptor документы собора, говорит о возобновлении(в английском переводе - renewed, что также можно понимать как "обновление" или даже "повторение"):

 

"Но мы должны всегда помнить, что вся искупительная сила зависит от кровавой жертвы Христа, беспрерывно возобновляемой на наших алтарях ненасильственно. "Ибо жертва одна и та же, что ныне приносится служением священников, и что некогда была принесена Самим Господом на кресте, только способ принесения разный" (Тридентский Собор, Сессия XXIII, Глава 2)"(с)

 

 

В сборнике Христианское вероучение: догматические тексты учительства Церкви(III-XX вв.) в главе, объясняющей учение Католической Церкви о Евхаристии, так же написано, что "Евхаристическая жертва <...> воспроизводит Жертву Креста".

 

Михаил Кунцлер в книге "Литугия Церкви" пишет: "Как actio ("действие") Христа, жертва за конкретной Мессой представляет собой representatio ([замещающее] "представление") Крестной жертвы". Как можно понимать в этом контексте слово representatio?

 

 

И, наконец, ККЦ говорит на эту тему следующее:

 

Когда Церковь совершает Евхаристию, она совершает память Пасхи Христа, и Пасха Христа присутствует в настоящем. Жертва Христова, принесенная раз и навсегда на Кресте, навсегда остается актуальной 1364

 

Таким образом, Евхаристия есть жертва, потому что она вновь представляет (делает присутствующей) Жертву Креста <...> 1366

 

Жертва Христа и жертва Евхаристии - единое жертвопрношение: «Это одна и та же жертва, это Тот же, приносящий Себя сегодня в служении священников. Кто тогда Сам принес Себя в жертву на Кресте. Только форма приношения различается»; «и поскольку этой божественной жертве, которая совершается во время Мессы, Тот же Христос, „принесший Себя один раз в кровавую жертву” на жертвенник Креста, присутствует и приносится в жертву бескровную (...) жертва эта воистину есть жертва умилостивления» 1367

 

Искупительная Жертва Христа едина, она совершена раз и навсегда. 1545

Изменено пользователем Octavian
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве документы Тридентского собора и энциклика Miserentissimus Redemptor писались на английском языке?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве документы Тридентского собора и энциклика Miserentissimus Redemptor писались на английском языке?

 

Вы не могли бы подсказать, где можно ознакомиться с латинским оригиналом? Вообще, меня интересует больше энциклика, т.к. в документах собора неоднозначности нет, на них Пий XI только ссылается.

 

upd. Спасибо, уже не надо. В оригинале процитированная мной фраза выглядит так: "At semper meminerimus oportet, totam expiationis virtutem ab uno Christi cruento sacrificio pendere, quod sine temporis intermissione in nostris altaribus incruento modo renovatur, siquidem «una eademque est Ilostia, idem nulle offerens sacerdotum ministerio, qui seipsum tunc in cruce obtulit, sola offerendi ratione diversa.» (найдено тут )

 

Выделенное слово - renovatur - переводится как "возобновлять, обновлять, повторять"(в инфинитиве). Поправьте меня, если ошибаюсь.

Изменено пользователем Octavian
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Повторение жертвоприношения было бы в том случае, если бы за каждой Евхаристией тело Христа реально распиналось и из тела реально истекала кровь. То есть, тело было бы тленным и жертвоприношение совершалось бы после бытия тела, как это было на Кресте.

 

Но в Евхаристии способ жертвоприношения иной. И поэтому это не повторение голгофской жертвы. В Евхаристии тело Христа не распинается реально (только символически и на уровне воспоминания), из тела не истекает кровь реально (это истечение мы только лишь вспоминаем). То есть, тело в Евхаристии воскресшее и нетленное (такое по состоянию, какое было после Креста, а не такое по состоянию, какое было на Кресте). И жертвоприношение в Евхаристии совершается не после бытия тела, как это было на Кресте, а в самый момент бытия тела через пресуществление святых даров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не могли бы подсказать, где можно ознакомиться с латинским оригиналом?

 

https://w2.vatican.va/content/vatican/it.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в Евхаристии способ жертвоприношения иной. И поэтому это не повторение голгофской жертвы. В Евхаристии тело Христа не распинается реально (только символически и на уровне воспоминания), из тела не истекает кровь реально (это истечение мы только лишь вспоминаем).

 

Не соглашусь, по крайней мере - не вполне. Мне ближе представление о том, что, приступая к Алтарю, мы оказываемся у подножья Креста, Раздельное освящение Тела и Крови Христовых не только символизирует, но и представляет собою крестную смерть Иисуса Христа, при которой Кровь истекла из Его Тела. При этом, разумеется, Христос не умирает "заново" - наоборот, у нас появляется возможность присутствовать при той же Его смерти, которая совершилась во времени единожды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вероятно, не "повторение", поскольку повторить Жертву невозможно, это уникальное событие в истории человечества

 

Кроме того, что это уникальное событие в истории человечества, но это еще и вневременное событие.

" И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира." (Апокалипсис 13-8)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не соглашусь, по крайней мере - не вполне. Мне ближе представление о том, что, приступая к Алтарю, мы оказываемся у подножья Креста, Раздельное освящение Тела и Крови Христовых не только символизирует, но и представляет собою крестную смерть Иисуса Христа, при которой Кровь истекла из Его Тела. При этом, разумеется, Христос не умирает "заново" - наоборот, у нас появляется возможность присутствовать при той же Его смерти, которая совершилась во времени единожды.

 

Но в таком случае пресуществление происходило бы в тленное и страдательное тело. Польский катехизис (до 2 Ватиканского Собора) учит нас тому, что разделение тела и крови имеет чисто символическое значение без реальной разделённости на тело и кровь.

 

Конечно, самого разлучения души и тела нет, то есть, нет умирания. В этом мы согласны. Но Вы говорите о том, что, возможно, имеет место разлучённость (не разлучение) души и тела, а также разлучённость (не разлучение) тела и крови.

 

Мне представляется, что это несколько преувеличенное понимание тождества жертвоприношения на Голгофе и на алтарях. Я так понимаю тексты Учительства Церкви, что тождество имеется в субстанциях Христа, а также в принесении удовлетворяющей жертвы Богу, но нет тождества в том, что произошло со Христом на Кресте (нет ни умирания Христа, ни смерти Христа), нет тождества в способе умилостивления Бога. Иначе говоря, Бог принимает уже воскресшее тело Христа на алтарях и удовлетворяет Своё правосудие за нас, умилостивляется, засчитывая это воскресшее тело за ту же цену, что и тогда, когда оно было невоскресшим и тленным на Кресте.

 

В понятие "способа жертвоприношения" я включаю не только процесс разлучения души и тела, а также тела и крови (процесс умирания), но и саму разлучённость на душу и тело, а также на тело и кровь (смерть).

 

Если на алтарях пресуществление происходит в нетленное, воскресшее тело, то такое тело не может ни страдать, ни быть в разлуке с душой и кровью, оно не может быть смертным.

 

Кроме того, имеется различие в месте и размерах тела на Кресте и на алтарях. На алтарях оно не на Кресте и не на земле, а на Небесах. И размеры другие. На Кресте тело имело человеческий размер, а на алтарях тело имеет размеры хлеба.

 

Поэтому, с одной стороны, мы у подножья Креста предстоим, а с другой стороны, мы не у подножья Креста предстоим.

 

Воскресшее тело, отсутствие страдания и смерти, неразлучность тела, крови, души, пребывание телом на Небесах, размеры хлеба — всего этого не было на Кресте.

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в таком случае пресуществление происходило бы в тленное и страдательное тело.

...

Если на алтарях пресуществление происходит в нетленное, воскресшее тело, то такое тело не может ни страдать, ни быть в разлуке с душой и кровью, оно не может быть смертным.

 

Тело Спасителя и до Воскресения не было тленным и страдательным, все Его страдания были вольными и никак не следовали из природы Его тела. Разве не так? У Вас получается, что до и после Воскресения Тело Спасителя не одно и то же, что это два разных тела.

 

 

Кроме того, имеется различие в месте и размерах тела на Кресте и на алтарях. На алтарях оно не на Кресте и не на земле, а на Небесах. И размеры другие.

 

Какая разница, что это меняет?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всем спасибо за ответы и ссылки.

 

Но в Евхаристии способ жертвоприношения иной. И поэтому это не повторение голгофской жертвы. В Евхаристии тело Христа не распинается реально (только символически и на уровне воспоминания), из тела не истекает кровь реально (это истечение мы только лишь вспоминаем).

 

Не соглашусь, по крайней мере - не вполне. Мне ближе представление о том, что, приступая к Алтарю, мы оказываемся у подножья Креста, Раздельное освящение Тела и Крови Христовых не только символизирует, но и представляет собою крестную смерть Иисуса Христа, при которой Кровь истекла из Его Тела. При этом, разумеется, Христос не умирает "заново" - наоборот, у нас появляется возможность присутствовать при той же Его смерти, которая совершилась во времени единожды.

Не может ли кто подсказать, какая точка зрения под данному вопросу считается официально принятой Церковью? В каких документах можно найти подтверждение этому? Как вариант - на основании чего можно полагать, что Церковь учит так, а не иначе?

 

Кроме того, что это уникальное событие в истории человечества, но это еще и вневременное событие.

Естественно.

 

 

И прошу прощения за повторение вопроса, но не мог бы кто-нибудь объяснить, как именно стоит понимать термины "возобновление"/"воспроизведение"? Тем более в контексте того, что речь идет, как меня абсолютно верно дополнили, о некоем "возобновлении"/"воспроизведении" вневременного и уникального события.

 

p.s. Как мне кажется, мне стал понятен смысл этой цитаты - "Как actio ("действие") Христа, жертва за конкретной Мессой представляет собой representatio ([замещающее] "представление") Крестной жертвы"(с)М. Кунцлер - вероятно, тут имеется ввиду то же самое, что и в отрывке из ККЦ: "Евхаристия есть жертва, потому что она вновь представляет (делает присутствующей) Жертву Креста". Прошу меня поправить, если это понимание ошибочно.

Изменено пользователем Octavian
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тело Спасителя и до Воскресения не было тленным и страдательным, все Его страдания были вольными и никак не следовали из природы Его тела. Разве не так?

 

Не так, конечно. Это без всякого преувеличения афтартодокетическая ересь.

 

Догмат наш в том, что до воскресения тела Христа тленно, а после воскресения тела Христа нетленно. Здесь даже споров быть не может. Всё давно уже переспорили и установили. Иные утверждения просто еретичны, если мы находимся в рамках халкидонизма.

 

Все страдания Спасителя следовали из Его человеческой природы, которая в телесной составляющей была тленной с неукоризненными страстями до воскресения. Вольными эти страдания были не в силу того, что нетленное тело претерпевало чуждые для него страдания, как бы извне, а в силу того, что Христос в тленном теле (с такими же биологическими законами, как у всех людей после грехопадения) мог, тем не менее, всегда "выключить" страдания, воспользовавшись помощью Своего Божества.

 

А после воскресения свойства тела изменились. Воскресшее тело уже не может (даже если бы Христос захотел) пострадать, разделиться, испытывать любые неукоризненные страсти.

 

До воскресения Христос мог страдать из-за тленного тела, но мог и не страдать, благодаря Божеству.

После воскресения Христос уже не может пострадать в силу отсутствия такого свойства в воскресшем теле.

 

Вывод о разных телах никак не вытекает из различия свойств тела до воскресения и после воскресения. Тварная природа изменчива. Это нормально для тварной, да ещё и материальной природы.

 

Различие в месте и размерах лишний раз подчёркивает то, что Евхаристия — это ещё и Трапеза. И нужно соблюдать равновесие между Евхаристией-Голгофой и Евхаристией-Трапезой, а не делать так, чтобы голгофский модус Евхаристии перевешивал трапезный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И прошу прощения за повторение вопроса, но не мог бы кто-нибудь объяснить, как именно стоит понимать термины "возобновление"/"воспроизведение"? Тем более в контексте того, что речь идет, как меня абсолютно верно дополнили, о некоем "возобновлении"/"воспроизведении" вневременного и уникального события.

 

Тело Христа имеет начало во времени. До воплощения никакого тела Христа не было. Был только предвечный замысел о нас и о нашем спасении. И в замысле было заклание. Тленным тело тоже было чётко в определённое время. Не раньше воплощения и не позже воскресения. Поэтому смерти Христа нет в Евхаристии актуальным образом. Смерть (отделение души от тела и пролитие крови) только вспоминается нами. В Евхаристии присутствует воскресший Христос, Который при всём желании не может ни умереть, ни быть мёртвым.

 

В Евхаристии возобновляется то, что касается субстанций Христа (на Кресте и на алтарях субстанции те же самые), а также возобновляется принесение Христа по человеческой природе Пресвятой Троице (на Кресте Христос принёс Себя Богу, и на алтарях Христос приносит Себя Богу). На этом тождество голгофского жертвоприношения и евхаристического жертвоприношения заканчивается. Дальше идут различия.

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не так, конечно. Это без всякого преувеличения афтартодокетическая ересь..

 

Посмотрел в шпаргалки - да, Вы, кажется, правы. Нуу, тогда беру свои слова обратно, простите :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Св. Альфонс Лигуори:

 

"Жертва мессы есть та же, что и Голгофская Жертва. Только на Голгофе Иисус Христос пролил Свою кровь действительным образом, а на престоле Он ее проливает мистически".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как в оригинале? Дело в том, что в таком виде цитата из св. Альфонса представляется противоречащей основам католического учения, изложенным, например, у Авкината, когда он толкует о фразе «mysterium fidei», вставленной в тайноустановительные слова Римского Канона: ST IIIa q. 78 a. 3 arg. 5: «Однако некоторые впадали в заблуждение, считая, что Тело и Кровь Христа присутствуют в этом таинстве лишь мистически». На что он же отвечает (IIIa q. 78 a. 3 ad 5): «Слово “тайна” вставлено здесь не затем, чтобы исключить реальность, но затем, чтобы показать, что реальность сокрыта, ибо Кровь Христа в этом таинстве присутствует сокрытым образом, а Его Страсти были неясно предсказаны в Ветхом Завете».
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ведь св. Альфонс говорит не то, что Тело и Кровь Христовы присутствуют мистически, а то, что Христос мистически ее проливает (le verse mystiquement - так во французском переводе). Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пространный Римско-Католический догматический и нравоучительный катехизис. 1885 г. Отделение четвертое. О таинствах:

 

"И хотя Он под сими видами находится живый, нераздельный и в той-же славе, которую имеет на небесах, однако разделение видов хлеба и вина представляет и напоминает нам отделение Св. крови Его от тела на кресте и Его горькое страдание; ибо Он на престоле находится как Агнец, принесенный за нас на заклание в жертву".

 

"Во время ветхозаветнаго жертвоприношения, по заклании жертвы, часть ея обращалась на сожжение, а остаток съедаем был жрецами и жертвоприносителями. Подобным же образом, когда безкровная истинная жертва, в предъидущей части обедни, была уже принесена освящением, и как-бы подверглась закланию разделением видов хлеба и вина, теперь остается верным вкусить ее, что и составляет духовный пир, духовную трапезу, называемую Причащением, и оканчивает литургию".

 

"Известно, что в Св. Евхаристии находится истинно тело и кровь Иисуса Христа, и что все это делается сверхъестественною Божескою силою, так что Спаситель находится под евхаристическими видами целый в целом, и целый в каждой части. Отсего происходит, что Он, в одно и то же время, находится на многих местах: на небе и на земле, во многих церквах, на безчисленных престолах и в безчисленных жертвах. Из сего также следует, что Он есть целый в малейшей частице жертвы; что при разделении жертвы, не разделяется Иисус Христос, и верные, принимая вместе евхаристические виды, принимают единаго Иисуса Христа; что Он находится равномерно под одним как под двумя видами; разделение же видов служит только изображением состояния, в котором Он находился на кресте, после жестокаго пролития и отделения крови Его от тела.Но тело и кровь Иисуса Христа, на самом деле, не разделяются в Евхаристии, потому что тело это есть живое, одушевленное и тоже самое, которое во славу пребывает на небесах; следовательно, где есть тело Иисуса Христа, там непременно и кровь Его, и где кровь, там непременно и тело; ибо одушевленная живая кровь не может существовать отдельно, что на языке богословском именуется сопутствием (concomitantia)".

 

"Впрочем и Евхаристия в некоторых отношениях, может почитаться за знак: во-первых, виды хлеба и вина, освещенные словами Спасителя, суть знаки истиннаго Его в них присутствия; во-вторых, таинство это припоминает нам страдание Иисуса Христа".

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ведь св. Альфонс говорит не то, что Тело и Кровь Христовы присутствуют мистически, а то, что Христос мистически ее проливает (le verse mystiquement - так во французском переводе).

 

Присутствует реально, но проливается мистически?.. А как это понять?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"разделение же видов служит только изображением состояния, в котором Он находился на кресте, после жестокаго пролития и отделения крови Его от тела"
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присутствует реально, но проливается мистически?.. А как это понять?

Вероятно, имеется в виду то, о чем выше писали Вы: во время литургии мы неким таинственным образом присутствуем при совершении той самой Голгофской Жертвы, хотя пресуществление, поскольку оно реальное, а не мистическое, не происходит в тленное Тело, от каковой мысли нас предостерег Иоанн.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

В литургике в связи с данным вопросом есть такое специфическое понятие как "анамнетическая актуализация".

Anamnesis - воспоминание (греч.)

То есть анамнетическая актуализация - это когда воспоминаемые события, в данном случае о Жертве Христа, становятся присутствующими здесь и сейчас. То есть в празднующей общине происходит своеобразное "осовременивание", презентификация божественной воли к спасению человека. Мы вспоминаем ту самую жертву, которая была в какой-то момент времени в единственном числе, но наше празднование Евхаристии включает нас именно в ту жертву Христа. Мы участвуем в ней и мы при этом не совершаем другую Жертву, осознавая на литургии, что Христос есть, Он живой и среди нас.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...