Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Геры и субботники


  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 664 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 17 Март 2015 - 16:36

Предметом данной работы являются секты иудействующих, возникшие в России в конце XVIII - начале XIX вв. и существующие по сей день.

В этом религиозном движении, охватывающем преимущественно крестьян, выделяют несколько направлений. Одно из них противопоставляют обычно всем остальным как наиболее близкое к «нормативному иудаизму» или даже совпадающее с ним. Сектантов этого направления чаще всего называютгерами, хотя встречаются и другие названия: шапочники, талмудисты, субботники (последний термин иногда используется как самоназвание, если рядом нет иудействующих других толков). В дальнейшем мы будем использовать для обозначения этого направления термин «геры». Сектанты других направлений - субботники (бесшапочники, караимиты) - отличаются от геров в своих религиозных практиках, иногда сближающихся с караимскими. Мы будем называть их «субботниками».

В литературе, как правило, подчеркивается близость геров к евреям: «Их, собственно говоря, не следовало бы и считать сектантами: они - вернее - исповедники и исполнители закона Моисеева и талмуда, только русские по национальности».

Казалось бы, вопрос о различиях между герами и субботниками этим и исчерпывается. Смущает лишь одно обстоятельство: не совсем понятно, что такое «исповедники и исполнители закона Моисеева и талмуда» и какое отношение имеет это определение к этнографии. Действительно, и геры и субботники могут называть себя евреями и считают себя последователями Моисеева закона: соблюдают субботу и еврейские праздники, кашрут и т.п.. Вместе с тем очевидно, что они делают это по-разному, и наблюдателям, знакомым не понаслышке с жизнью еврейской религиозной общины, это различие бросается в глаза.

Вот, например, как начинает описание религиозных практик герской общины В. Дымшиц: «Нет смысла подробно обсуждать, какие именно иудейские заповеди и как исполняли геры, так как речь идет о полном соблюдении галахи во всем объеме и со всеми особенностями ашкеназского ритуала. Остановлюсь только на некоторых особенностях ритуала, которые отличают именно Приволенскую еврейскую общину».

Весьма сходным образом описывали геров и другие авторы, так или иначе непосредственно участвовавшие в религиозных практиках геров: С. Ан-ский, М. Элькин, М. Меримзон в начале XX в., и, вместе с В. Дымшицем, автор этих строк - в конце XX в.. Структура этих описаний такова: вначале декларируется принадлежность геров к еврейской религии, затем следует развернутое описание особенностей герской общины - отклонений от «нормативного иудаизма», которые рассматриваются теперь как особенности данной локальной иудейской общины.

Описания, построенные по такой схеме, дают заранее предсказуемый результат: если геры с самого начала определяются как евреи, их «еврейские» признаки будут замечены и подчеркнуты в описании, а все остальные - опущены или же истолкованы как еврейские: «Его глаза и нестриженная борода напоминали о наших людях. В его взгляде были скорбь и страх, голос звучал устало и кротко, в нем были видны типичные признаки еврея в галуте».

Идентификация геров как иудеев, как «своих» происходит на уровне скорее эмоциональном, чем логическом, и даже пробелы в еврейских знаниях крестьян воспринимаются как впечатляющие свидетельства их еврейства. Например, «старичок», забывший благословение и растерянно повторявший первое слово, вызывает у просвещенного С. Ан-ского что-то вроде религиозного энтузиазма: «И если только молитвы доходят до престола Всевышнего, то этот растерянный "Борху" старичка-крестьянина наверное вызвал трепет восторга во всех небесных сферах, и был принят Господом, как лучший дар человеческого сердца».

На фоне этих религиозных восторгов попытка В. Дымшица найти формальные, а не эмоциональные основания для признания геров евреями выглядит важным шагом вперед. Вместе с тем очевидно, что «полное соблюдение галахи» таким основанием быть не может (по крайней мере, если считать, как сейчас это принято, галаху - сводом законов, перечнем заповедей). Геры, как и все другие евреи, соблюдают отнюдь не все заповеди. Однако - и это хорошо ощущают цитированные выше авторы - геры, в отличие от субботников, соблюдают заповеди по-еврейски. Иными словами, наблюдатели, более или менее причастные к еврейской религиозной традиции, являются в этом вопросе скорее информантами (и в этом качестве их свидетельства обладают для нас несомненной ценностью), чем этнографами, отстраненно и «объективно» описывающими чужую культуру.

Поскольку автор относит себя именно к этой категории, он не может полагаться на собственные полевые наблюдения и интуиции в вопросе о различии между герами и субботниками: это различие слишком очевидно для него. Поэтому возникает необходимость обратиться к свидетельствам русских этнографов, миссионеров и юристов, писавших об иудействующих в XIX в. и испытывавших, напротив, серьезные трудности при описании различий между толками.

Читать далее.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных