Перейти к содержанию

Российские армяне-католики. Кто они?


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

  • Ответов 103
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Наташа, а ты в латинском обряде?

Или в армянском?

 

В латинском, конечно.

 

Уважаемая Наталья , а у Вас в Сочях есть ли приходы Армяно Католиков (общины) или только латинского обряда ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ромулус, правильно говорить - в Сочи.

У нас 4 прихода - в центральном Сочи - свв. Фаддея и Симона, и в пос.Лазаревское - свв.Кирилла и Мефодия

В Адлере армяно-католический приход Св. Креста и римско-католический свв. Василия и Григория.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А они признают Халкидонский Собор?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Армянокатолики? Да. Они же католики.)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть армяне-католики, армяне - ААЦ, армяне-православные- РПЦ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ромулус, правильно говорить - в Сочи.

У нас 4 прихода - в центральном Сочи - свв. Фаддея и Симона, и в пос.Лазаревское - свв.Кирилла и Мефодия

В Адлере армяно-католический приход Св. Креста и римско-католический свв. Василия и Григория.

 

А тогда не скромный Вопрос , что мешает Вам ходить в Армяно Католический приход . У вас есть выбор и латинский обряд и армянский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ничто не мешает, но мой родной обряд - латинский. Да и не армянка я. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

66221212_2449342391753394_5950289099658100736_n.jpg?_nc_cat=104&_nc_oc=AQmaSRVsDH7BBHMRqxmxLQCRjlwoesBJD68UDyZ4h379KnNy80RIR4pJShCZvOw1rCk&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=1eb1cea1697c2f1ac3c2868d77e3d44c&oe=5D792AB2

 

Престольный праздник армянского католического прихода cв. Григория Просветителя

 

Сегодня, 7 июня 2019 г., в память обретения мощей св.Григория, Просветителя Армениив Кафедральном соборе состоялась торжественная служба под предстоятельством викария Архиепископа для России Армянской Католической Церкви протоархимандрита Петроса Есаяна, в сослужении отца Василия (настоятеля греко-католической общины прихода святого Николая Чудотворца), отца Майкла Райана (настоятеля прихода Матери Божьей Надежды), отца Карлоса (Opus Dei) и отца Ованеса.

 

Три года назад,12 июня 2016, приход обрел для себя частицу мощей святого. Святыня была привезена из Неаполя, в дар армянскому приходу Москвы от Митрополита Неаполя, кардинала Крещенцио Сепе. Десница святого всегда оставалась в Армении, а глава и тело св. Григория, крестившего армянский народ в 301 году как первый христианский народ в мире, по приказу императора Зенона в V веке были перенесены в Константинополь. В VIII веке, в связи с иконоборческой смутой на территории империи, армянские монахини вывезли мощи в Неаполь, где уже тогда был храм св. Григория Армянского. Там они хранятся по сей день.

 

В юбилей 1700-летия Крещения Армении в 2001 году св. Папа Иоанн Павел II подарил части мощей армянским патриархам в Ливанский Бзоммар (Католический Католикосат Армянской Церкви), Эчмиадзинский и Антелиасский Католикосаты Армянской Апостольской Церкви.

После литургии прихожане были приглашены в курию на концерт воспитанников приходского лагеря "Эмануэль", где со словами приветствия выступил Генеральный викарий Архиепархии Божией Матери в Москве отец Кирилл Горбунов.

 

Текст и фото - Ольга Хруль (Olga Hrul)

 

66125439_2449342368420063_2434856503866294272_n.jpg?_nc_cat=102&_nc_oc=AQncydqpmIUZkemHG85C_N6u81LDpeABpE_TrxtLXVD8G-nxKYsgby2oBnr_nkvasFM&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=cdb398847b1d126429c8d40bfeb0077d&oe=5DC1B953

 

66406882_2449342505086716_2098654839121641472_n.jpg?_nc_cat=106&_nc_oc=AQmidmxNTgxvNZ1eIg4i3wifgTmE4SCzWrJcmkLluepAkVPrHMas2eEfDSefdgkcOuA&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=41c2f69fbace43c4c5fefb60d5ce0c52&oe=5DC618F9

 

66441838_2449343525086614_8258334731309940736_n.jpg?_nc_cat=102&_nc_oc=AQkxXuQGC7k591OBlA0hE-dq_7M_tCwIcZp4ch5EniWDCEcAz4171ilrlTWjSSRHRlE&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=aa17330517779ab2b39bd77d11f316e6&oe=5D78A6BE

 

66022371_2449342725086694_1863047265568948224_n.jpg?_nc_cat=100&_nc_oc=AQn9nLU3orGp0a6Db2Rii1ynr0BTJU2X6ld1-oSKYDNQmHpXfcSmIPetVBmu2WDGn6o&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=962d94105b154a78669050d6ba6f856a&oe=5DA8CD18

 

65974944_2449343345086632_8108646363606024192_n.jpg?_nc_cat=107&_nc_oc=AQn5Ory_oftw43_sswljBuKJUJRio-EDgCXOEjZTKdfdZpfKmaA-7p6VZXw8YYoLgi4&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=f10078dce236441a76f86ebdb9ebd640&oe=5D79272A

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Почему армяне называют детей "западными" именами?

 

Знакомые поинтересовались, почему армяне так часто называют своих детей на западный манер: Эдуард, Жанна, Гретта, Роберт? Тем более, что у древней армянской нации имеется длинный список более традиционных прекрасных имен: Погос, Мкртч, Мхитар и так далее...

Главная причина, на мой взгляд - армянская мода на "яркие" и необычные имена. Интересно, что в Армении армян с необычными "западными" именами встречается гораздо меньше, а вот в многочисленной диаспоре за пределами страны, особенно в Европе или США - намного больше.

У армян, как я уже писал выше, большой список собственных прекрасных древних имен - например, в честь великих царей (Тигран), языческих богов (Анаит), древних городов (Ани), звезд (Арев - солнце).

Скорее всего, армяне таким нехитрым образом еще делают своим детям жизнь проще за пределами Армении, попутно выделяя их из иностранного окружения. Например, по имени "Артур" в Краснодаре люди сразу же поймут, что, скорее всего, перед ними будет армянин. При этом паспортистки не будут двести раз переспрашивать, как именно пишется это несложное имя (в отличие от того же вышеупомянутого Мкртч! :)

 

Интересно, что благодаря армянскому влиянию иные европейские имена в России уже часто видятся как стопроцентно армянские. Например, тот же Артур или Эдуард (Эдик), встреченный в России, почти в 90% случаях окажется армянином. А про имя Арсен уже мало кто вспомнит, что оно вообще-то исконно французское. Как и про то, что супермега распространенное армянское имя Рафик - упрощенное от европейского "Рафаэль".

Интересно, что мода на "западные" имена характерна для всех кавказских народов. Однако именно у армян она достигла наивысшего развития.

Некоторую роль в популяризации "западных" имен среди армян, насколько я знаю, сыграли армяне, возвращавшиеся в Армению из-за границы еще при СССР. Советские армяне видели, какие у выросших в Европе или Ливане соплеменников необычные, красивые и звучные европейские имена, считали их исконными армянскими и называли такими именами своих любимых сыновей и дочерей.

 

Любопытно: армян нередко могут в армянском обществе называть вполне cебе армянскими именами. Но при общении с другими национальностями армяне существенно упрощают свои традиционные имена. Например, по созвучию с русскими. А все в силу непривычности и сложности исконно армянских имен. Тот же сочинский паренек Ншан Галустян стал "в свете" известным КВНщиком Михаилом Галустяном.

Еще надо сказать, что среди армян, по историческим причинам, встречается немало католиков, имеющих полное религиозное право именоваться теми самыми Жаннами, Сержами и Артурами.

 

Еще у армян бытует обычай, что в жизни человека, многое будет зависеть от данного ему при рождении имени. Отсюда, например, пришло армянское имя Наполеон (будет великим полководцем) или Эдисон (непременно станет изобретателем!).

В любом случае, армяне дают детям имена именно из западной христианской традиции. Например, мусульманским именем ребенка в армянской семье уж точно никогда не назовут! Хотя в прежние века армяне небиблейские имена у соседей заимствовали - например, имя Сурен имеет персидские корни и произошло от парфянского полководца, разбившего римлян в битве при Каррах.

 

via

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да понты, в основном. B)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

В Бутово построят первый храм для армянских католиков

 

Для армяно-католиков, конечно. Текст цитировать не буду, пройдите по ссылке, но сам факт такого решения вселяет надежду.

 

18 ноября в Южном Бутово состоялись общественные слушания по строительству армяно-католического храма. По свидетельству очевидцев, они проходили так:

 

"У школы, где проходили слушания, стояли "Урал" ОМОНа и два ПАЗика полка ППС УВД по ЮЗАО, в зале также присутствовали участковый и еше какие-то полицейские, наверно, из местного ОВД. Католикам высказаться практически не давали. Сказать слово за строительство смогли две женщины-армянки, один мужчина, я и о. Петрос Есаян. Зато местные жители, приносящие себя к господствующей в стране конфессии, показали свою высокую духовность, а так же понимание, уважение, воспитание, веру в Бога и патриотизм <не сарказм, а сарказмище>.

 

Приведу несколько цитат.

"Почему здесь? У нас не так много армян и католиков".

"Нам тут католики не нужны".

"Сначала армянам церковь разреши, а потом они нас отсюда выкинут. Пора вам, армяне, потесниться, и так вас слишком много стало."

"Стройте что хотите, только не католическую церковь".

"Я в пруду ловлю рыбу, меня с моего места прогоняет гражданин Армении, который тут не зарегистрирован. Говорит, что пришел раньше и прикормил. И вы говорите, что предлагаете нам традиции и семьи?"

"Мы святая Русь! У нас православная страна! Пусть будет любая православная церковь, но не католическая".

"Армяне не христиане."

"Здесь есть православная церковь, зачем нам нехристианская церковь тут?"

 

Мало кто из вышеперечисленных не перешел на крик, мало кто говорил спокойно и конструктивно.

Мне зарегистрироваться не позволили, т.к.я из другого округа.

 

Мне очень стыдно, что они называют себя православными христианами, среди которых у меня много друзей (ни один такой гадости не говорит и не думает). Мне стыдно, что мы с ними русские. Нет, не так. Я русская, и мне стыдно, что русские люди так себя ведут. Натуральный нацизм, экстремизм и фашизм. По-хорошему , некоторые высказывания вчера вполне тянули на статьи УК". (Анна-Роза Станкевич)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лев и Игнатий

 

С самого начала было понятно, что дискуссия не будет простой. Достаточно сказать, что на территории, где предполагается возвести храм и причтовый дом, в своё время планировали возвести театр и бассейн - понятно, что жители отнеслись бы к этому куда благосклоннее, чем к "непонятному" храму "непонятной религии", коей, увы, для подавляющего числа населения России остаётся католическое направление христианства.

 

Как и предполагалось, зал собравшихся разделился на два лагеря. Причём лагерь противников храма также не был однородным - в то время как одни задавались вопросом, "зачем отдавать часть района армянам", другие пытались понять, на каком основании вообще происходит изменение правил землепользования (ПЗЗ) на данной территории. Многих волновал вопрос, смогут ли они повлиять на характер застройки в случае одобрения ими изменений ПЗЗ.

 

Уровень аргументации позиции "против" порой доходил до абсурда. Одна жительница считала, что собачья площадка будет важнее христианского храма. Другого беспокоило то, что окна его дома (находящегося, заметим, на достаточном удалении от "спорной" территории) будут выходить прямо на храм - что в этом плохого, гражданин пояснить отказался. Надо полагать, очередной небоскрёб под двадцать пять этажей, что перекроет обзор на половину района, в глазах некоторых выглядит лучшей перспективой, чем храм, высота которого по предварительным нормативам не будет превышать тридцать пять метров.

 

Но лично меня (да и, наверное, многих других) поразила рассказанная история одного из жителей о том, что три здешних армянина, будучи часто в нетрезвом состоянии, держат в страхе местных рыболовов. Естественно, сработала традиционная для таких ситуаций логика, когда вина отдельных людей переносится на весь народ - "армяне-алкаши нам тут не нужны".

 

Армянская община во главе с о. Петросом Есаяном противопоставила столь поразительному невежеству отдельных граждан свою приверженность семейным традициям и любовь к православным братьям во Христе. "С православной церковью у нас дружеские отношения, - терпеливо объяснял отец Петрос, чья выдержка оказала на меня сильное влияние. - Новый храм станет жемчужиной района. При этом речь не идёт ни о каком прозелитизме, поскольку этот храм - для армян. Но его двери будут открыты для всех". Также был сделан упор на то, что армяно-католическая община в Москве - это не маргинальная группа из нескольких сотен граждан, как считают некоторые жители района, а десятки тысяч москвичей, для которых собственный храм является жизненной необходимостью. А если учесть, что армяне являются первой нацией в мире, принявшей христианство, и что на данный момент Армения - один из важнейших союзников России по многочисленному спектру вопросов, то близость наших народов усиливается ещё больше.

 

В данный момент община армян-католиков "базируется" в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии близ станций метро "Краснопресненская" и "Улица 1905 года", и для многих из них является большой трудностью тратить несколько часов на дорогу в центр города и обратно. Это можно считать ещё одной причиной для возведения храма. А главное - он, как и другие католические храмы Москвы, будет строиться без привлечения бюджетных средств. Так что те, кто переживает за свои кошельки, могут быть спокойны.

 

Жители района Южное Бутово имеют возможность в течение недели письменно высказать своё мнение по данному вопросу, после чего их пожелания отправятся на рассмотрение в окружную комиссию, которая и примет решение об одобрении или неодобрении проекта.

 

В конце - немного фактов. Маленький Ереван, столица Армении, где 98% населения составляет титульная нация - и 2 православных храма. Неужели дружественный нам армянский народ не заслужил одного храма в Москве?

 

Нам лишь остаётся молиться, чтобы решение было положительным, и чтобы армяне-католики обрели свой собственный молитвенный дом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Терпение нужно. Ну и определенная работа с населением тоже, чтобы преодолеть предубеждения.

Расскажу пример. У нас в Перми собрались когда-то, лет 15 назад еще, мусульмане строить свою мечеть, причем практически во дворе пятиэтажки. Жильцы естественно, против: где детям гулять, а не будут ли баранов здесь резать, или муэдзины по утрам запевать и т.д. Собрали даже инициативную группу для переговоров.

Закончилось договоренностью: мечеть строят, для жителей неудобств никаких не будет. Храм (небольшой) построили, проблем вроде нет. Несмотря на то, что предубеждения к мусульманам среди населения определенные имеются.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну а с другой стороны храмоборческий опыт (печальный) тоже есть. Прецеденты типа екатеринбургского скверославия дают противникам храма определенную надежду.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сказали бы храмоборцам, что ваши квартиры подорожают из-за красивого вида на храм. Любителям гадаринских свиней нужно предлагать профит
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Лев и Игнатий

 

С самого начала было понятно, что дискуссия не будет простой.

 

Примерно такая же ситуация и в Минске. Несколько тысяч минских армян уже лет 15 вообще никакого храма построить не могут - ни апостольского, ни католического. Против всех выделенных площадок горисполкомом активно выступают какие-то крикуны.

 

Подробности:

https://news.tut.by/culture/658673.html

 

Изменено пользователем Krass
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Перми ААЦ строит храм, причем много лет уже. В центре города, хоть и не историческом центре. Никто, по-моему, не шумел и не шумит.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А можно личный вопрос: Вы армянка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

 

А можно личный вопрос: Вы армянка?

 

Нет, я украинка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

wxsurumsbhbw9.jpg?1576762757175328

 

В память о селе Турцхи

 

В Венёве Тульской области на средства местных жителей — членов прихода Святого Геворга — начинается строительство новой армянской католической церкви.

 

Почти как дома

 

В старой часовенке, которая в Юго-Восточном микрорайоне была построена десять лет назад, давно стало тесно. В настоящее время в Венёве постоянно живут около 120 семей армяно-католиков, это традиционно глубоко верующие и регулярно посещающие храм люди. Часовня и в будние дни не пустует, а по воскресеньям и большим праздникам просто не в состоянии вместить всех желающих принять участие в богослужении.

Известно, что самая многочисленная, традиционная и авторитетная армянская церковь — ААЦ (Армянская апостольская церковь). Но среди армян немало приверженцев и других христианских конфессий, и в первую очередь католичества.

 

История создания Армянской католической церкви довольно запутанная и детально до конца не проясненная. Известно, что христианство в Армении появилось еще в I веке нашей эры. В 451 году Армянская церковь разорвала отношения с Вселенской. При этом часть верующих армян продолжала сохранять единство с Римом. А с XII века вновь начался процесс сближения Армянской и Латинский церквей. В армянский обряд стали проникать латинские элементы и атрибуты — в частности, жезл и митра. На Флорентийском соборе в 1439 году был обнародован декрет об унии с Армянской апостольской церковью, который стал догматическим основанием для будущей Армянской католической церкви. А официально она утвердилась уже в середине XVIII века.

 

В настоящее время на территории России проживают около 100 тысяч армян-католиков — это, разумеется, приблизительное число, точной статистики не существует. Большая часть армян, осевших в Венёве, принадлежит именно к этому христианскому направлению. И практически все они — уроженцы крупного армянского села Турцхи Ахалкалакского района в Грузии.

 

— Первыми в Венёв на заработки приехали мужчины еще в 80-е годы — они занимались уборкой картошки,— рассказывает настоятель прихода Св. Геворга отец Седрак Хичатрян.— Постепенно к ним стали приезжать члены семей, односельчане. Я и сам из Турцхи, среди прихожан много моих родственников и знакомых, так что здесь я чувствую себя почти как дома…

 

По словам отца Седрака, село Турцхи — довольно большое, почти четыре сотни семей, в основном армянских. Армяне составляют большинство населения всего Ахалкалакского муниципалитета, так сложилось исторически: эта территория до 1829 года входила в Османскую империю, затем стала частью империи Российской, и со временем была передана в административное подчинение Грузии.

 

— У нас красивое село, удивительная природа, рядом горы. Храм прекрасный — он был построен в 1895 году и не закрывался даже в советское время,— говорит о. Седрак.— Я был министрантом — помогал священнику во время богослужения, еще в детстве осо — знал, что хочу стать священником, родители приняли и одобрили мое решение. После окончания школы я учился в Кракове, а потом проходил стажировку в Италии. Был рукоположен в священники на родине, в Турцхи, в 2006 году. Там и начал свое служение…

 

Отца Седрака назначили настоятелем в венёвский приход в 2014 году. В том же году местная община прошла официальную регистрацию, однако фактически она существует с начала 90-х годов. А всего в России сегодня четыре зарегистрированных армянских католических прихода: в Москве, Сочи, Белореченске Краснодарского края и в Венёве. При этом армяне-католики живут во многих российских городах и, в отсутствии своих, армянских, посещают местные римско-католические церкви. Иногда к ним приезжают священники, чтобы провести богослужение по армянскому обряду. Отец Седрак с этой целью раз в месяц посещает Ульяновск и Брянск.

 

Пересечение традиций

 

… В часовне тихо и уютно. Стены обшиты деревом, стоят скамеечки — в армянской католической церкви, как и в католической церкви латинского обряда, во время богослужения можно сидеть. Но женщины в такой храм обязаны приходить с покрытой головой — а вот для западных католиков это не обязательно.

 

— Если говорить об армянском обряде, то он отличается от латинского — более консервативный и ближе к православному,— объясняет отец Седрик.— Во время богослужения священник стоит лицом к алтарю и спиной к народу, литургия идет дольше по времени, чем у латинских католиков. И обязательно — на армянском языке…

 

Присутствие римско-католической традиции чувствуется и в убранстве часовни. Образ Иисуса Христа с горящим любовью к людям сердцем, скульптура Девы Марии с четками-бусинками для чтения розария, картинки с евангельскими сюжетами, развешанные на стенах, деревянная исповедальня с решетчатыми дверцами… При этом нет сомнения, что это именно армянская церковь: мощная, самобытная культура адаптировала и внесла национальную нотку в западную религиозную эстетику. На полу и на сиденьях — мягкие узорчатые коврики, много резьбы по дереву.

 

Щедро украшенный резьбой ларец (в православной традиции — киот), в котором хранится напрестольное Евангелие, также выполнен из дерева. У стены — ящичек с прорезью для пожертвований, рядом — плакат о том, что этот год церковью объявлен Годом милосердия, с текстом на армянском языке. Большую часть церковных предметов, так же как и священническое облачение, о. Седрак привозит из Армении: с 1991 года армяно-католики Восточной Европы, в том числе и России, подчинены архиепархии с центром в городе Гюмри.

 

— Недавно приходская молодежь побывала в Армении, а еще мы организуем молодежный летний лагерь в Щёкинском районе,— говорит о. Седрак.

Настоятель рассказывает, что в венёвском приходе много детей и молодых ребят. В армянских католических семьях — традиционное воспитание, искреннее и серьезное отношение к вере, а также активное участие в церковной жизни — непременная его составляющая.

 

Младшая сестра

 

Мы спрашиваем у отца Седрака, как живется в маленьком старинном русском городке Венёве представителям армянской диаспоры, как складываются отношения с местными жителями.

 

— Мне рассказывали, что несколько лет назад здесь случился серьезный конфликт, но я уверен, что он был не межнациональным, а бытовым,— подчеркивает священник.— Мы стали частью этого города, мы участвуем в его повседневной жизни, в праздниках. Местная власть относится к армянской диаспоре и церкви с уважением и вниманием. Недалеко от нашей часовни, практически напротив,— православная церковь, и у нас с ее настоятелем, отцом Николаем, сложились прекрасные отношения.

 

Мы живем на одной земле, поэтому должны заботиться о ней, о мире и взаимопонимании между людьми…

Отец Седрак показывает нам участок земли, на котором скоро появится новый армянский католический храм. Строители уже успели вырыть котлован и залить фундамент. Здание планируется возвести довольно большое и вместительное — площадью 17?12 метров. По замыслу авторов проекта, оно будет очень похоже на свою «старшую сестру» — армянскую католическую церковь в далеком селе Турцхи.

 

 

pmladiuagmux6.jpg?1576762757188914

 

 

vkseeidtupuy%20xoydbtaiaqrqhw1.jpg?1576762757133045

 

 

wqukieayytcs8.jpg?1576762757159915

 

 

gsunoryiqpya%20ytoprwcfynqpxe.jpg?1576762757154646

 

 

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА и из архива прихода Св. Геворга

 

Публикация МК от 16 августа 2019

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Сегодня 29-я годовщина основания Ординариата Восточной Европы для католиков армянского обряда (ординариат распространяет свою юрисдикцию и на Россию). Мы молимся о наших собратьях этого обряда в Адлере, Сочи, Туапсе, Краснодаре, Ставрополе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Белореченске, вообще на Кубани и Северном Кавказе, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ульяновске, Ангарске, Веневе, Санкт-Петербурге, Пскове, Брянске, Твери.

 

Радио Мария

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

DSC_0012.jpg

 

Солдат веры: беседа с о. Петросом Есаяном

 

Герой очередной публикации проекта «Церковь с человеческим лицом» — протоархимандрит Петрос Есаян, викарий архиепископа Армянской Католической Церкви Рафаэля Минасяна по России. 29 августа исполнилось 15 лет, как он стал настоятелем прихода в Ереване, а ныне является настоятелем армянской католической общины Москвы. О том, как Богородица Розарием заманила его в Церковь, об особенностях Армянского обряда и о необходимости позволить Богу вести себя он рассказал Ольге Хруль.

 

Во время геноцида 1915 года армянский народ потерял около 1,5 млн. верующих христиан-армян, которые предпочли смерть тому, чтобы отречься от Христа и своей идентичности. Отец Петрос, вы принадлежите к гонимому народу-беженцу, где вы родились и выросли?

 

— Я родился в Баку 19 октября 1979 года. Семья была абсолютно не религиозна, мама русская и православная, была невоцерковлена, но крещена, и водила меня иногда в церковь, была очень добрым человеком и к Богу была расположена позитивно, видел только, что бабушка крестилась по православному. Когда я принял крещение, то после меня уже вся семья постепенно пришла к Богу: папа крестился, он не был крещённым, они с мамой повенчались в Kатолической Церкви, после меня крестился брат, уже после отца. Так что началось с меня, даже cкорее с девочки-одноклассницы, которая привела меня в церковь.

 

Когда мне было 10 лет, в ноябре 1988 года, нам пришлось бежать из Баку из-за погромов. Мы бежали в Белоруссию. Я хорошо помню эти события, помню эти слёзы страха у моей семьи и других армян, оказавшихся в ловушке. Мы бежали из города, в который не можем вернуться – не только чтобы там жить, но даже просто пройтись по улицам, постоять у некогда родного дома. Непризнание этого факта по сегодняшний день, как и геноцида армян в Турции в 1915 году, затрудняет и без того сложную геополитическую ситуацию в регионе.

 

В 100-ю годовщину геноцида армянского народа Папа Франциск говорил о том, что мы не имеем права забывать или молчать о нём, потому что рана продолжает кровоточить. Нужно признать это зло, для того, чтобы пролить на неё бальзам исцеления. Те люди, кто отдал свою жизнь за имя Иисуса и за верность своему народу — это агнцы, чистые, закланные за Спасителя, они идут за Ним в победоностном воинстве в Царствие Небесное, они молятся за нас, они испрашивают нам укрепления веры, они испрашивают милосердия для тех, кто когда-то их убивал. Кровь Авеля вопиет к Богу о мести, о наказании, кровь Иисуса на кресте вопиет к Богу о милосердии. Те, кто ради Христа и со Христом умирают, с Ним воскресают к славе вечной. Но их кровь – это семя новых христиан…

 

— Как вы пришли к вере?

 

— Мы бежали в город Борисов, я там учился в школе. И вот в школе мы ставили сценку на уроке русской литературы по сказке Пушкина «О попе и работнике его Балде». Я, конечно, захотел играть попа. Взял чёрный халат, что носил на уроках труда, сделал из фольги крест, нацепил какую-то бороду. А девочка-одноклассница, которая наблюдала за мной и уже ходила в католический храм на катехизацию, Лена Нарушевич, сказала, что когда-нибудь я серьёзно стану священником. И она пригласила меня на катехизацию. Я спросил: «А чётки у вас там есть?» — «Есть». — «Тогда приду».

 

Однажды у детстве, ещё в Баку, я маме сказал: «Хочу чётки, купи мне чётки.» Мама удивилась и говорит: «Эрик (по паспорту я — Эрнест), чётки нужны старикам, им нечем руки занять, а тебе зачем?» Я ответил просто: «Хочу». И она мне купила янтарные чётки! Когда мы бежали из Баку в Белоруссию, они где-то затерялись, а найти новые было невозможно. Это сейчас можно всё, что хочешь, купить, а тогда чёток не было. В Борисове мы жили у одной семьи, и там была такая набожная бабушка, пани Ядвига Барахтина, у которой висела икона Матери Божией Ченстоховской и чётки розария.

 

И когда девочка сказала, что на катехизации есть возможность получить чётки, я сказал, что приду. Тогда я просто хотел получить розарий и переделать на обычные чётки, которые мне очень хотелось иметь. Тогда я не думал о религии вообще и католичестве в частности.

Первое, что я спросил у монахини, которая вела катехизацию: «У вас чётки есть?» Сестра ответила, что есть, но знакомство с розарием будет позже. Я каждый день приходил и спрашивал про чётки. Меня как высокого мальчика одели в комжу и поставили прислуживать к алтарю, а я в то время был ещё не крещёный! Так я первый раз попал в католический храм. И помню, что отец Александр служил в красном облачении, а для меня красный цвет — это кардинал, не меньше! Позже мне объяснили о разнице цветов облачений в зависимости от литургического времени…

 

Оглядываясь назад, хочу сказать о важном: на духовном пути важно поддаваться Богу, важно допустить, чтобы Он вёл. Я поддался: благодаря девочке попал в храм, стал ходить на катехизацию… Мои родители уже не были против, потому что Церковь ничему плохому не научит, но сами они в Церковь не ходили.

 

Так я и встретил Христа благодаря моей однокласснице, которая пригласила меня в Церковь. Меня очень интересовал Розарий — молитвенные чётки, из которых я хотел сделать обычные чётки для пальцев, как это принято у многих на Кавказе. Но так получилась, что любовь к чёткам пробудила во мне веру. Богородица заманила меня Розарием к Своему Сыну и вот, сегодня я священник, и нет дня, чтобы я не молился на этих чётках, ведь когда я держу в руках Розарий, я держу за руку Пресвятую Деву Марию.

 

— Когда вы решили стать священником?

 

— Так получилось, что и на первую исповедь я пошёл не крещёным (она, конечно, была недействительна), и Первое Причастие принял некрещёным. В храм на катехизацию я ходить-то ходил (мне же чётки нужны были!), но становиться католиком – это была для меня так себе перспектива. Тем более, как говорил мне папа, армянину надо креститься в Эчмиадзине: «Поедем в Армению и там крестимся».

 

Потом меня совесть всё же мучила, что пошёл к Причастию не крещёный, и я признался сестре. В разговоре так, по-армянски, издалека зашёл: «У меня и отец, и брат не крещёные». — «А ты?» — «Я тоже»… В то время в Белоруссии уже практически все дети в моём возрасте были крещены, и сестре в голову не могло придти, что ребёнок не крещён. А у бакинцев это было нормально, потому что Баку был очень светский город. Дедушка у меня был полковник, поэтому дети не были крещены.

 

Это было в Великий четверг 28 марта 1991 года. Тогда не было настоятеля, который, зная церковные законы, наверное бы сказал «стоп». А сестра подошла к польскому священнику, о. Александру, марианину, и сказала, что надо крестить вот это чудо. Он не крещёный, а у него Первое Причастие сейчас! По церковным канонам так делать нельзя, только с 14 лет ребёнок может добровольно решить о своём крещении сам, а мне было 11, и нужно было разрешение родителей… Но тогда ситуация была такая.

 

Мне сразу выбрали крёстных — Диму Меньшикова и Вику Орловскую, дали мне свечку, на которой был крестик и написано «Jezus, Maria, Jozef». Я от переживания на свечке все буквы стёр, все имена, кроме крестика, думая: «Господи! Что со мной делают! В польском костёле меня крестят, что я дома скажу?»

 

В день Первого Причастия, вручая нам эти чётки, священник сказал, что это наше оружие против зла, и я в этом убеждён.

Как раз после Причастия я увидел в ризнице фотографию покойного Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Вазгена I (армяне его очень любили), взял этот портрет и с ним возвращаюсь домой, там сидят мама и брат. Я им говорю: «Принимайте в дом католика! Меня крестили сегодня!»

Я очень любил общаться со священниками, приходил в храм каждый день! Каждый день после уроков я бежал в Церковь! Был старшим министрантом, всё готовил к Мессе… Моя любимая компания в школьные годы — это cёстры-евхаристки и священники. Я там проводил больше времени, чем где-либо! Cестра, которая готовила нас, когда объясняла таинства, спросила: «Кто хочет стать священником?» А я шустрый был, выскочка, как Пётр среди апостолов. «Я!»- и поднял руку! И с того момента я уже понимал, что хочу стать священником. А было мне 11 лет.

 

— А каков был путь к священству?

 

— У нас были так называемые «доездные» приходы. Священников не хватало, один обслуживал по пять-шесть приходов. И мы с пятницы начинали ездить по разным местам. Я целыми днями пропадал со священником и сёстрами. И понимал, что хочу быть только священником — всё остальное отошло на второй план, всё померкло… Не хотел уже быть ни врачом, ни учителем, ни ювелиром. Все эти три профессии люблю по сей день, но Господь позвал меня служить Ему и сделал меня и врачём, и учителем, и, наверное, немного ювелиром, в духовном смысле.

И вот, в 16 лет, когда я закончил школу, для меня уже не существовало никакой другой альтернативы — только поступление в орден к марианам. Я был последним, кого таким молодым приняли в новициат (потом сказали, что не надо детей принимать).

 

В новициат принимали 7 сентября, чтобы через год — 8 сентября принести первые обеты. Нас тогда было 23 человека, а сейчас из того «призыва» осталось 10. Огромная, дружная «громада» нас была. Я был ещё постулантом, а они уже новициями. Как только мне исполнилось 17 лет, 20 октября, меня приняли официально в новициат. И я ещё ждал с другими, чтобы по возрасту подойти к первым обетам в 18 лет и потом — прямой наводкой в семинарию.

 

В новициате был в Польше, село Cкужец, которое в 11 километров от города Седльце. А в Люблине была Марианская семинария — это был один из филиалов Католического Люблинского университета, в котором преподавал святой Папа Иоанн Павел II. Я поступил в орден отцов-мариан Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в 1996 году.

 

Во священники меня рукоположил уже в армянском обряде в Армении 22 мая в 2005 года архиепископ Ншан Каракехеян. Я был его первым рукоположенным священником, сразу после его назначения епископом, интронизация была 8 мая, а 22 мая он меня рукопологал. После обряда он сказал так: «Мы не сеяли и не взращивали плод, а сорвали уже готовый цветок!» Потом мы тесно служили вместе в Ереване — я был его личным секретарём, 4 года — ректором низшей семинарии для маленьких мальчиков (подростков, которые учатся в школе), был в Ереване настоятелем. После чего я служил в Гюмри и в сёлах Ашоцкого района.

 

— Вы были крещены в латинском обряде, а служите — в армянском…

 

— Да, я попал в Католическую Церковь и был крещён в латинском обряде. И я боялся, что родители подумают: вот, в польской церкви покрестили и «ополячили»…

 

Однако я тогда этого не понимал, а сейчас твёрдо знаю, что каждый армянин, крещённый в латинском обряде ipso facto фактически принадлежит Армянской Церкви. Поэтому, где бы ни был крещён армянин в католичестве, его обряд – армянский. Да, когда нет другого священника, своей Церкви допускаются некоторые «вольности», но это не значит, что я «латинянин». Меня крестили, миропомазали в Латинской Церкви, я министрантом был в латинском обряде, но обряда это не отменяет.

 

Если ты армянин, то Церковь тебе говорит: оставайся в своём обряде, даже если тебя покрестили в другом. Ради того, чтобы сохранить самобытность и богатство традиций, Церковь не разрешает переходить из обряда в обряд. Папа Урбан ХVIII запретил под угрозой отлучения от Церкви принимать армян в латиняне и армянам латинизироваться.

 

Есть, кстатит, проблема в Тбилиси: там большинство католиков — это армяне, грузин-католиков очень мало. Поэтому если бы все армяне ушли из латинского обряда в армянский, то там бы осталось совсем мало людей в приходе.

 

В своё время, да, все армяне ездили в латинский католический храм. Сейчас, например, так в Сибири: армянских приходов нет, и мы говорим армянам-католикам: идите в Латинскую Церковь, принимайте все таинства. Но когда появляются свои структуры, появляются свои священники, тогда армяне должны приходить к своему настоятелю. Каждый может практиковать свою веру в том обряде, в котором ему нравится, это разрешено (например, у меня на службе всегда много русских прихожан, потому что им нравится эта служба), но когда приходит момент главных таинств — Венчание, Крещение, Первое Причастие — то, конечно, всё в своём обряде. Исповедоваться и причащаться – пожалуйста, в любом. Но за важными таинствами, которые совершаются раз в жизни — к своему священнику.

 

Армяне-католики составляют примерно 12% от всех армян. Как правило, в больших городах есть два армянских кафедральных собора — один Армянской Апостольской Церкви, другой — Армянской Католической Церкви. И здесь мы видим, что нация, этнос, культура, на которой основан обряд — до сих пор очень сильный фактор. Однако — и это очень важно понимать — прежде всего я католик и священник Католической Церкви, а потом уже я армянин. Однажды меня спросили: «Если интересы Католической Церкви будут выше, чем интересы народа — что ты выберешь?» Я сказал: «Интересы Церкви». Сначала — Церковь, а потом — всё остальное. Церковь — это Христос, а Христос выше, чем всё остальное! Я защитник того, чтобы армяне оставались армянами в лоне Католической Церкви, чтобы сохранить обряд и традиции, но всегда со Вселенской Церковью и с Папой!

 

Армяне приняли христианство первыми — в 301 году, и до сих пор связывает и объединяет нас один обряд. Как католики мы признаём главенство Святейшего отца Папы Римского и входим в состав Вселенской Церкви, сохраняя свою литургическую традицию, свои обряды и своё право. Армянская Церковь выдержала преследования со стороны арабов, христианской Византии (нас считали еретиками), турков-сельджуков, Османской империи — это были сильнейшие преследования, подарившие Церкви множество святых. Хачкар — каменный крест, воздвигнутый на территории нашего кафедрального собора в память о событиях геноцида, традиционный для армян, освященный на 100 летие в 2015 году самим Главой Армянской Католической Церкви Католикосом-Патриархом Киликийским Нерсесом Петросом XIX, ныне почившим.

 

11169779_1591252087826376_1403126764681318723_o.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1472 году после многих стараний армян воссоединиться со Вселенской Церковью Папой Бенедиктом ХIV был окончательно восстановлен Католикосат-Патриархат, который существует по сей день. Престолом является монастырь в Ливанских горах, недалеко от Бейрута.

 

Там же происходит мироосвящение, миросвятие раз в семь или десять лет, когда заканчивается миро. Это знак внутрицерковного единства: миро освящает только Католикос со всеми епископами. Русская пословица «одним миром мазаные» имеет такие христианские корни. В древности, если кто-то из епископов не приезжал на мироосвящение и не брал миро от Католикоса, это означало раскол.

 

Миро в армянских приходах хранится в серебряном сосуде в виде голубя, из носика льётся, потому что Дух Святой сошёл в виде голубя, а миро — это материя, через которую передаётся благодать Святого Духа. Миром освящают и храмы, и священников во время таинства священства, и мирян во время таинства миропамазания, и кресты-хачкары, и даже воду мы освящаем каплей мира, чтобы передать печать Святого Духа.

 

Во времена СССР у армян-католиков были священники — мученики, которых мучили и на Соловках, и на Лубянке, некоторых расстреляли. Их имена мы видим на памятной доске Кафедрального собора, когда входим по лестнице вниз в крипту: апостольский администратор для католиков армянского обряда в СССР о. Акоп Акаратьян (1872-1936), священники Карапет Дилюргян (1861-1942) и Антон Гапоян (даты жизни неизвестны).

С момента возникновения в Москве в XVIII веке первого католического храма, среди его прихожан были армяне-католики. В документах и свидетельствах, относящихся к началу XIX в., фиксируется начало деятельности самостоятельной группы армян-католиков, которая имела постоянного священника и собиралась на богослужения вне латинского храма. Об этом же говорят и данные за 1917 год. Даже в советский период вплоть до 1931 г. существовала армянская католическая община, которую окормлял о. Карапет Дилургян.

 

Первая после распада СССР группа армян-католиков в Москве образовалась в начале 90-х годов при церкви св. Людовика, где регулярно проводились встречи под руководством монахини-армянки Нунэ Погосян. Время от времени приезжали священники из Грузии и Армении. После возрождения собора Непорочного Зачатия Девы Марии армяне-католики начале проводить свои богослужения в нем. В 2001 году Патриарх Армянской Католической Церкви Нерсес Петрос XIX направил в Москву постоянного священника Микаэля Бассаля.

 

В 1992 года святой Папа Иоанн Павел II установил Ординариат для армян-католиков Армении, Грузии и всей Восточной Европпы (в него входит и Россия). Московская община официально зарегистрирована в 2002 году. Первым настоятелем был Микаэль Басале из Сирии, затем армян-католиков окормлял о. Геворг Норатункян, его сменил о. Петрос Петросян. Я четвёртый настоятель прихода, и у меня ещё есть викарий, отец Ованес Меликян, рукоположенный здесь же, в Москве.

 

Помимо Москвы, армянские католические общины есть в Краснодаре (там настоятель – протоархимандрит Сергей Бабаджанян, выпускник Санкт-Петербургской семинарии), в Сочи (там настоятелем служит протоархимадрит Рафаэль Кравчик – поляк, который выучил армянский язык и обряд, он уже 11 лет служит Армянской Церкви). Кстати, приход в Сочи объединяет армян-католиков пяти приморских городов — Сочи, Адлера, Туапсе, Лазаревского и Геленжика. Кроме того, недалеко от Тулы есть приход в Венёве — там проживает компактно 110 семей армянокатоликов, уроженцев грузинского села Турцкх. Они переехали вместе со своим священником архимандритом Седраком Хитаряном.

 

В армянских сёлах в Грузии храм условно делится на две части — мужскую и женскую. Бывает, что в храме даже два входа — боковой вход для мужчин, и сзади вход — для женщин. В Москве многие мужчины приходят в храм, чтоб увидеться, встретиться, они все из соседних сёл и в Москве, как правило, на работе. К сожалению, некоторые из них в храм так и не заходят.

 

— А какие ещё есть особенности в армянском обряде, необычние для латинян?

 

— В армянском обряде священник преподает Причастие, стоя на коленях. Здесь, в московском кафедральном соборе, у нас нет такой возможности, потому что в храме нет возвышения. В традиционных Армянских Церквях есть возвышение (оно называется «бем»), поэтому священник во время Причастия не выходит из алтарной части, он встаёт на колени на этом возвышении и преподаёт Причастие. В латинском обряде на колени становится тот, кто принимает причастие, у нас же священник становится на колени, чтобы его преподать. Это всех очень удивляет, такого нет ни в одном другом обряде.

 

Коленопреклонение священника во время Причастия означает смирение Христа, когда Он приходит с Небес, когда приходит нас Собой кормить. Если Христос с Неба не сошел бы, мы бы туда не поднялись, потому что мы сами Бога достичь не способны, если Господь по милости Своей не снизойдет к нам. Снисхождение Христа к человеку, смирение Христа по-гречески называется «кенозис». Вот почему священник коленопреклоненно преподает верующим Причастие.

 

17.jpg

Фото: Ольга Хруль

 

У нас, как и в византийском обряде, есть благословение чашей. Вместо того, чтобы крестное замение произвести на челе, мы ставим на голову ребёнка чашу с Пресвятыми Дарами. Если человек не может причаститься, или маленькие дети, которые не причащаются, то прикосновение чашей означает прикосновение Господа.

 

Я очень люблю служить Литургию, где встречаю Иисуса в Голгофской жертве и в Его светлом Воскресении. Встречаю и кормлю Его Телом и Кровью народ, а точнее Он кормит Собой души моими руками. Моё сердце радуется, когда я могу помочь людям в таинстве Исповеди или посещаю больных. Так же мне нравится передавать веру молодому поколению и участвовать в жизни приходской молодежи.

 

— Кто из священников стал для вас эталоном служения?

 

— Конечно, это отец Юзеф ПетушкоMIC, мой настоятель в городе Борисове. Это святой человек. Он крестил моего отца, брата, он был вхож в наш дом и настолько поразил всю мою семью, очень открытый человек, титан работы с людьми (я уставал, а от него ни разу не слышал слов усталости). В мае ему будет 90. В своё время его Первое Причастие и исповедь были у мученика-марианина из Росицы – в 1943 году его с собратом сожгли немцы, они добровольно не покинули свой народ в Белоруссии. Он часто приезжал из Польши в Россию в советское время, тайно, для окормления верных. Служил в Белоруссии с 1991 года. Он самый старый священник по времени священнического служения — 62 года.

 

Очень большое влияние на меня оказал архиепископ Ншана Каракееян, который с 1995 года был генеральным викарием архиепископа Нерсеса Тер-Нерсесяна, а со 2 апреля 2005 по 6 января 2010 был сам был правящим архиереем. Владыка Ншан приобрел для Церкви и земельные участки, и храмы, а прежде всего поставил на ноги духовное окормление в приходах и рукоположил 9 священников. Он для всех нас добрый и требовательный отец, человек, к которому можно доверить самое сокровенное, мудрый советник и обаятельный собеседник. Это человек строгой самодисциплины, порядочности, молитвы и пастырского рвения. Когда-то он управлял также епархиями в Греции и Иране.

 

Сегодня, будучи уже в преклонном возрасте, он продолжает служить ежедневную Литургию в своей комнате, исповедовать прихожан по воскресеньям и пребывать на молитве перед Пресвятыми Дарами в часовне. Строгость к себе, требовательность и отеческая понимающая любовь сплетены в одно в душе этого незаурядного Божьего человека. Трепет перед Богом и детское упование на Него, огромное почитание Богородицы, которое особенно проявляется в молитвах святого Розария.

 

Дважды Архиепископ посещал Россию, поставив новых, кроме Москвы, настоятелей в разных её регионах. Мне помнится, как он, будучи в Москве в 2009 году, захотел пройти в процессии на праздник Божьего Тела, что было для него уже очень тяжело, а потом, на каменных ступенях кафедрального собора он выстоял на коленях, хотя обычно не мог этого сделать даже на мягких подушках. Да, это человек веры, долга, служения и молитвы, он, словно свеча, горит и светит нам своим примером.

 

Ещё один пример — кардинал Казимир Свёнтек. Я хорошо помню возрождение Церкви в Белоруссии: 1991 год — рукоположение священника Казимира Свёнтека во епископы, его интронизацию, помню, как отвоёвывали храм в Минске, как он из спортзала стал кафедральным собором (есть фото, где я маленький, 14-летний, иду за кардиналом).

 

DSC_0007.jpg

1995 год, Огонь со Святой Земли. Отец Петрос — высокий мальчик за предстоятелем

 

Я хорошо помню, как сёстры-евхаристки в Белоруссии, которые пережили советскую власть, рассказывали о вере в Советском Союзе — как они без хабитов жили, как священников принимали, как посылали посылки в лагеря. Эти рассказы я помню с детства. Я очень много с ними общался — это действительно пример стойкости веры, настоящей веры, которая прошла экзамен жизни.

 

— Какими языками вы владеете?

 

— Польский, белорусский, украинский, армянский, английский, немножко итальянский, читаю на латыни, но не знаю его так, как наши более старшие священники, которые сдавали экзамен по латыни и, конечно, знали её лучше нас.

 

Я латинофил, люблю латынь и довольно много знаю песнопений на латыни, но всё же я человек Novus Ordo, я вырос после литургической реформы. Я ещё помню, как служили в Белоруссии, помню белый плат, перевёрнутый для Причастия, под этот плат руки клали на бюллюстраду, один министрант со свечкой, другой с патеной и с колокольчиком — вот так мы ходили причащать, это я помню! На Тридентские Мессы я ходил в храм Святого Духа в Люблине, но это для нас было диковинкой. Когда меня спрашивают про Vetus Ordo — я в этом не вырос, для меня всё же это искусственно.

 

— Но вы знаете ещё и византийский обряд…

 

— Из-за того, что я был единственным армянином в семинарии в Люблине, там не знали, что со мной дальше делать. И поэтому не назначали дату принятия вечных обетов. Я закончил двухгодичный курс в епархиальной семинарии и был рукоположен как епархиальный священник. Позже присоединился к марианскому ордену как vir aggrigatus, это значит, присоединённый собрат, без подчинения монашеским властям, находясь в подчинении епископа, просто как духовный член ордена. Я существую в харизме своего ордена мариан, в котором я вырос как священник, и духовным его членом продолжаю быть. Я постоянно в контакте со своими собратьями-марианами.

 

Cеминария была горда тем, что в ней учатся три обряда: 160 парней латинского обряда Люблинской архиепархии, 40 грекокатоликов и я — единственный представитель армянского обряда. И мне ректор сказал: на молитву ты можешь ходить куда и к кому хочешь. У грекокатоликов была своя часовня, а у семинаристов латинского обряда — храм. И утром или вечером я всегда стоял перед выбором: в какую сторону пойти – направо, в часовню, или налево, в храм? К грекам или латинянам? Но когда меня рукоположили в диаконы, а у грекокатоликов на тот момент не было диаконов, потому что кто-то хотел жениться и не успел, кто-то не решился рукополагаться и т.д. Меня их префект (ответственный за воспитание) попросил служить им дьяконом. И с тех пор я часто прислуживал за Литургией по-церковнославянски и по-украински в облачениях диакона армянского обряда. И так продолжалось целый год. А когда я стал священником, пару раз служил сам. Сейчас многое подзабылось, но когда получается, я с радостью прихожу на службы в крипту к отцу Василию просто сослужить в армянском облачении.

 

Начиная с протоархимандрита, в армянской церкви носят перстень, как знак достоинства. Перстень — это символ власти и одновременно обручения с Церковью. Так вот на моём перстне — Непорочная Богородица из герба ордена мариан, Армянский Крест и Церковь. Мой девиз, в котором я живу и служу — Pro Christo et Ecclesia (для Христа и Церкви).

 

Я всегда искал Божией воли и понимал, что я должен быть здесь, должен оставаться в Армянской Церкви, неся своё служение в харизме своего ордена. Если я сейчас уйду в послушание провинциалу, то настоятели и провинциалы меняются — и кто-то может меня благословить на дальнейшее служение в Армянской Церкви, а его преемник может послать и в Казахстан. Орден — это часть моей жизни, духовности, сердца, и я постоянно этим живу.

 

Сейчас я в Москве – настоятель прихода святого Григория Просветителя и епископский викарий в России.

 

— Вы отлично поёте, хорошо чувствуете музыку…

 

У меня абсолютный слух, да. Этот дар я стараюсь использовать во славу Божию. Это природный Божий дар, потому что у меня и у папы абсолютный слух, мама пела в хоре в детстве и поэтому хорошо поёт и сейчас. Потом я развивал этот дар в семинарии, пел в семинарском хоре, нам ставили голос и учили правильно петь все литургические песнопения.

 

Армянский обряд – очень пасхальный. Всё в нем отсчитывается от даты Пасхи, пасхальный период у нас длится не октаву (8 дней как в Римском обряде), а 40 дней! И 40 дней мы не поминаем никаких святых, у нас нет никаких постов, потому что Христос воскрес! Это праздник праздников, торжество всех торжеств! И потом — 10 дней до Вознесения, 10 дней до Сошествия Святого Духа и октава Сошествия. Торжество Пресвятой Троицы мы переняли из латинского обряда, в Армянской Апостольской Церкви нет Троицы как отдельного праздника. В римском и византийском обрядах многие праздиники связаны с конкретной датой месяца. В армянском обряде — всё движется, кроме богородично-рождественского цикла (25 декабря — Рождество, 1 января — Обрезание, а 2 января – Cретение). Но всё остальное у нас движимое и считается от дня Пасхи, и каждый раз это другие даты. В торжество Успения Пресвятой Богородицы, которое празднуется в Армянской церкви 9 дней, существует традиция освящения винограда. На следующий день после Успения — служба по усопшим.

 

Я служил первую Мессу (примицию) в Белоруссии, в своём родном приходе в Борисове, причём служил в армянском обряде. Органистка, сестра Ядвига Метелица, к этой литургии, которая длилась три часа, специально готовилась. Из Грузии приехал диакон Анатолий, и вся служба была по-армянски, что для Белоруссии — диковинка! И какая-то девочка увидела, что я одет необычно, и сказала бабушке: «Смотри, там сидит священник, который одевается, как царь!»

 

— У вас очень красивые облачения…

 

— Облачения я всегда выбираю тщательно, потому что для меня Литургия — это всё! И поэтому красиво служить Литургию – моё правило. Я не жалею денег на облачения священника, министрантов, хора и убранства алтаря – всё должно быть достойно! Очень достойно! Это же литургическое служение – все должны быть одеты литургически, все участвуют в этом служении в равной степени.

 

А богатство убранства зависит и от священника, и от общины. Но своё облачение я покупаю за свои деньги, на свой размер головы и рост, ибо это личная вещь, она носится только мной.

 

IMG_4134.jpg

Фото: Алексей Кищук

 

— У вас в приходе есть традиция выбора старосты…

 

— Да, этот человек называется «кавор» — крестный отец — главный прихожанин на весь год. Он избирается путём голосования. В конце Литургии Богоявления в коробочку складываются бумажки с именами достойнейших прихожан, и ребёнок вытаскивает одну бумажку. Чьё имя там написано, тот и станет «кавором». Обычно он подходит к целованию Евангелия на каждой Литургии малого входа, организует приходские праздники, закупает на Благовещение столько воды, сколько нужно на весь приход… Быть «кавором» — это очень почётно для прихожан, этого желает каждый. Все верят, что крест, который я вынимаю из воды и даю кавору на весь год — это источник благословения Божия. является уважаемым представителем общины. От лица всей общины он целует Евангелие.

 

— А каково служение женщин в армянском приходе?

 

— Женщины поют. Да, у нас есть эти традиционные разделения. Служение министранта, которое я помню с раннего детства — это служение мальчика, юноши. Часто это бывает кладезью призваний, а если не сложилось, то часто такие мальчики становятся хорошими отцами, и над этим надо работать. Работа с министрантами заброшена в принципе, а она очень важна.

 

У меня есть один пример из опыта прихожан из Еревана, которые прислуживали какое-то время министрантами в Англии, но когда священник стал пускать девочек в алтарь, то они оттуда ушли… Логика их была такая: если то, что делаю я, может делать и девочка, тогда мне делать здесь нечего… И ребята просто уходят. Поэтому я приверженец сохранения и этой традиции. В Армении и в Грузии было бы невозможно, там женщина в алтарь не входит, как и в православной традиции. Я не видел проблемы когда женщины или сёстры убирали в алтаре, но когда мне давали низшие чины перед дьяконством, самое первое — это постриг, тонзура (когда крестовидно выстригаются волосы, и дают в руки веник, и с этим веником даётся право убирать в алтаре тем, кто идёт к священству). Тогда я понял для себя и решил, что уборка алтаря должна быть с особого благословения, это почёт, это не каждому можно.

 

С тех пор так и заведено — алтарь убирают министранты, если их нет, то я. В Ереване, конечно, у меня убирали женщины и часовню мыли, но в алтарную часть не заходили. К алтарю даже цветы заносил я сам.

 

Я считаю, что эту традицию надо сохранять и беречь. Когда это право даётся с особым благословением, в нём чувствуется что-то сакральное. Это привилегия министранта — зайти в алтарь, читать чтения. Мы здесь в своём праве.

 

— Вы встречались со святым Папой Иоанном Павлом II?

 

— Да. Я видел его в1993 году в Вильнюсе, а потом в нашем марианском санктуарии в 1999 году. Я с рождения был с ним духовно связан, и хорошо помню день его смерти — я тогда был в Польше. Его кончина — это было необыкновенное переживание и слёзы, звон колоколов вечером в 21.37. Это было время Петра наших времён.

 

В 100 летие со дня рождения св. Папы Иоанна Павла II совершалась литургическая память св. отца Станислава Папчинского — основателя монашеского ордена отцов Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, благодарным воспитанником и духовным членом которого я являюсь. Один жил в ХХ веке, второй – в ХVII. Оба – сыновья польского народа, оба ревностные почитатели Богородицы. Папа Иоанн Павел II в возрасте девяти лет потерял маму и тогда избрал своей мамой Пресвятую Богородицу, которой был верным сыном до конца жизни. Девиз его жизни и папского служения был обращён к Деве Марии: «Тоtus Tuus» («Всецело Твой»). В 2001 году святой Папа посетил Армению, будучи первым наследником Петра, кто ступил на армянскую землю.

 

Я был в Риме, когда Папа Иоанн Павел II освятил статую святого Григория-Просветителя в Ватиканском дворике, а в 2008 году Папа Бенедикт назвал этот дворик именем этого армянского святого. И вот на открытии этой памятной таблицы мне выпала честь на этот момент быть жезлоносцем (подающим посох) католикоса. И поэтому я стоял ближе всего к Папе Бенедикту. Подходя к руке Понтифика, я обратился к нему с просьбой о благословении своего прихода в Ереване по-латыни, он дважды благословил, я дважды поцеловал руку и во мне это очень запечатлилось и осталось. Я очень люблю Папу Бенедикта, очень почитаю, внутренне восхищаюсь тем, что он говорит и пишет, это меня развивает, это помогает мне готовить проповеди. Смиренный делатель в Божьем винограднике — это Папа Бенедикт XVI.

 

C Папой Франциском я сослужил дважды: в 2016 году на канонизации святого отца Станислава Папчинского в Риме и потом в сентябре, когда Папа Франциск приезжал в Армению.

 

— Кто ваш любимый святой?

 

— Это святая Тереза Младенца Иисуса. Мы с ней «подружились» в новициате: я читал «Повесть об одной душе», и она на меня очень глубоко повлияла. Святая Тереза, в отличие от великих святых прошлого, избирает малый путь. Слова «если не обратитесь и не будете как дети…» бесконечно часто цитировались во время проповедей, но евангельский призыв к детскости в истории христианства так и не был осмыслен, пока не появилась «История одной души» святой Терезы из Лизье. 19 октября 1997 года она была провозглашена Учителем Церкви. И раз это случилось в мой день рождения, то я предложил ей: будем братом и сестрой. И по сегоднешний день я очень её люблю и ношу на себе её медальон, ездил к ней в Лизьё…

 

— Бывает так, что вас что-то расстраивает?

 

— Люди настолько зависают в сетях, что даже на службе часто вижу, как они утыкаются в сматрфоны… Это очень вредно, потому что «выбивает» их из живого общения. В восточной литургии есть такой возглас, призыв дьякона «Двери, двери!» Нужно закрыть двери, что бы не проникли нежеланные люди, которые могут предать или донести, для кающихся, которые не могли присутствовать на второй части литургии, и должны были находиться в это время в атриуме церкви, на это время двери храма закрывались перед ними. А сейчас этот возглас можно понять так: «Закройте всё, что связано с внешнем миром, что не позволяет вознести ввысь ваши сердца и мысли, то есть отключите телефоны, закройте эти двери, зайдите сюда и будьте с Богом, войдите в тайну и будьте объяты тайной!»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...