Перейти к содержанию

Христиане на войне


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

По мотивам моей же ветки про "Сталинградскую Мадонну"

 

Как вообще христианину на войне? ну да, мы все знаем - концепции там, энциклики, то, сё...Только это все вода, по большому счету - сотрясание воздуха.

А вот когда война, не абстрактная, в трактате о нравственном богословии, а самая реальная. Вот сидят "они", где-то там, а вот сидим "мы" - где то тут. И в друг друга стреляем из всего, что может стрелять. И стреляем не мимо, а стараясь все таки попапдать. То есть убивать. А "они" також в "нас". И тоже стараются, очень стараются. Чего делать то? Кто ближний, за которого "душу положить"

Вариант, что "все ближние" - не вариант, потому что какие "они" к чертям собачьим "ближние", когда лупят во всю, причем именно с целью уничтожить, убить.

И "мы" не отстаем. Тоже так же, и с той же целью. А есть еще долг, есть еще присяга, есть еще и чувство локтя и пр. и пр. и пр.

 

Что делать? И как потом?

 

Наверное сформулировала не очень хорошо, ну да может дальше получится правильно, если тема кому интересна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это просто означает, что когда берешь в руки оружие, то надо иметь глубокую личную мотивацию и отдавать себе отчет в том, зачем взял оружие и в кого и почему стреляешь. В 41 году это было очевидно так или иначе. А если тебя как барана послали в Чечню или Авганистан (чтоб не вспоминать более актуальных событий) и ты убиваешь лишь потому, что перед этим как баран наслушалася пропаганды и дал присягу убивать по приказу, это совсем другое дело. Изменено пользователем panpotworny
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это просто означает, что когда берешь в руки оружие, то надо иметь глубокую личную мотивацию и отдавать себе отчет в том, зачем взял оружие и в кого и почему стреляешь. В 41 году это было очевидно так или иначе. А если тебя как барана послали в Чечню или Авганистан (чтоб не вспоминать более актуальных событий) и ты убиваешь лишь потому, что перед этим как баран наслушалася пропаганды и дал присягу убивать по приказу, это совсем другое дело.

 

Так это снова абстракция, далекая от реальности. ИМХО. Наслушавшись пропаганды, идут воевать и убивать те, кто в мирное время внутренне готов убить за кошелек или за "дерзский взгляд" - то есть отморозки. Таких очень мало. Собственно, и военные преступления совершают именно люди такого сорта. Хотя, есть и другие причины, но они скорее казуальны. Большинство же воющих - вполне адекватные люди. Называть их "баранами" - неправильно.

Вот, Афган, например. Кто какой пропаганды наслушался? Расскажите мне про эту пропаганду, может я не знаю чего. А что я знаю? Есть солдат в 18 лет. Призвали его из города Кривоколенска, или может из Москвы или может из Житомира. И отправили на войну. Ну да, с соблюдением неких формальностей, типа рапорта под копирку на то, что согласен служить в Афганистане. Вы знаете кого нибудь, кто этот рапорт не написал? Я - нет, хотя с "афганцами" знакома и разговаривала. И я скажу больше - эта система с рапортами изначально не могла работать на отказ, слишком грамотно продумана, учитывая психологию 18 летнего парня, которого полгода в учебке гоняли на "афганскую" тему. Нет, это как по рельсам. Поехал и катись до конечной станции.

Это я к чему так расписалась - просто, для того, чтобы показать - нет никакого "другого дела". Человек стал солдатом, его отправили на войну. Можно считать их "баранами", но потом не надо обижаться никому, что в ответ на "я вас туда не посылал", "за кого вы там воевали", реакция будет соответсвующая. Именно посылали, и не спрашивали. С другой стороны - это ведь армия. Дал присягу - служи. Нарушил присягу - трибунал. Так что, давайте все же без абстракций.

 

Вопрос остается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На протяжении основной части европейской истории большинство людей на большинстве войн было христианами, причем за исключением небольшого ряда случаев - с обеих сторон. И ничё как-то, нормально выкарабкались.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не вижу ни каких абстракций. Из родни моей бабушеи погибли все мужчины, ее муж, братья, мужи ее сестер. Они партизанили в Беларусси, деревню захватили немцы, что там стали делать -- догадываетесь. Вот и все и ни какая пропаганда не нужна. Они в лес ушли все , мужчины воевали, женщины землянки рыли и еду готовили, для них все было предельно конкретно.

А что касается Авганистана, да пропаганда со школьной скамьи, про то, что мы в кругу империаличтических ястребов (прямо как сейчас) , а потом в армии есть политруки, которым было достаточно на уже промытые ммозги просто объяснить, что если мы не поможем братскому авганскому народу строить социализм, то там будут американские базы. И, и справедливости ради, надо сказать, что не ввсе 18 летние парни из Кривоколенска сшли служить, некоторые эту присягу посылали куда подальше и мужественно принимали последствия.

Изменено пользователем panpotworny
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Афганистан. Афганский народ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В армии или на военной кафедре послужить наверное всем доводилось. помню специфичное ощущение, кода первый раз взял в руки автомат. ощущение от осознания того, что эта штука сделана специально чтоб убивать, понятно, что убить и утюгом можно, но этот прибор сделан именно для этого и не для чего другого. б-ррр. само по себе это уже некоторый внутренний дискомфорт вносит. это так просто ,эмоции Изменено пользователем panpotworny
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В годы Великой Отечественной войны на территории России оказались католические священники, принимавшие участие в боях, помогавшие в госпиталях, умиравшие вместе со своими солдатами. Они работали в тех местах, где сейчас их единоверцы возрождают приходы и готовят детей к Первому Причастию, но … они воевали против предков тех, кто сейчас наполняет эти самые приходы. Подробнее здесь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Олег-Михаил, это понятно, что в Европе воевали в основном христиане с христианами. Понятно, что как то выкарабкивались. А вот как? Тут на форуме, как то прочитала рассказ, про первую мировую, кажется. Что мессу служили - немецкий офицер-капеллан и министрант-англичанин, служили на нейтральной территории, а прихожане были французские крестьяне. Только потом они узнали, капеллан и министрант, что они собственно - англичанин и немец, то есть враги. Не абстрактные какие то враги, а вполне себе реальные - вероятно, по разную сторону от деревни позиции.

 

А как потом, что потом? Как жить, когда знаешь, то может быть только что, выстрелив - убил по сути, своего брата, ближнего.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Panpotworny, да никому в СА мозгов не промывали, если не считать пару часов сна в Ленинской Комнате на "политзанятиях" Но это даже не смешно. Но это тоже, так, отступление от темы, просто ремарка.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Тут на форуме, как то прочитала рассказ, про первую мировую, кажется. "

 

Ричард Х. Кайли Министрант - https://catholichurch.ru/index.php/files/file/51-%d0%ba%d0%b0%d0%b9%d0%bb%d0%b8-%d1%80-%d1%85-%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%82/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, Дрогон, спасибо, этот рассказ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот как? Тут на форуме, как то прочитала рассказ, про первую мировую, кажется. Что мессу служили - немецкий офицер-капеллан и министрант-англичанин, служили на нейтральной территории, а прихожане были французские крестьяне.

 

Да, это рассказ Р. Кайли (который и был тем самым министрантом, американцем), при том, что речь идет не о Первой, а о Второй мировой войне. Тут, думаю, та ситуация, что перед лицом Небес люди перестают быть друг другу врагами, если, конечно, они оба в первую очередь верные католики, а уже во вторую - немцы, американцы или русские. В принципе, мы же знаем очень хорошо, как солдаты во время перемирия вылезали из окопов и вместе пели, пили, играли в футбол - в том числе и русские вплоть до Первой мировой включительно. Потому что вплоть до проклятого XX века солдатом двигала не ненависть к противнику, а какие-то другие чувства. (Ну, в худшем случае это был страх перед собственным командиром - это тоже нельзя сбрасывать со счетов). И только в эту эпоху политруки стали объяснять, что по ту сторону линии фронта - не люди, а звери. Кстати, в статье, на которую дала ссылку Нета, капелланы приравниваются к комиссарам-политрукам. А это неправильно. Задача капеллана - не промотивировать солдата увидеть в противнике зверя, а помочь ему сохранить в себе самом человека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вариант, что "все ближние" - не вариант, потому что какие "они" к чертям собачьим "ближние", когда лупят во всю, причем именно с целью уничтожить, убить.

Почему не ближние? Война с ними сталкивает - не увернуться. Значит ближние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И только в эту эпоху политруки стали объяснять, что по ту сторону линии фронта - не люди, а звери.

По-моему, сомнительное утверждение. Не думаю, что у комиссаров была руководящая идея или инструкция, которые предписывали бы видеть во врагах зверей и заниматься их расчеловечиванием; их задача была просвещать умы в духе марксистской доктрины и классового антагонизма. Ну а если кто и перегибал порою палку из усердия, то это можно встретить у каких угодно пропагандистов, не только у политруков.

Кстати, в статье, на которую дала ссылку Нета, капелланы приравниваются к комиссарам-политрукам. А это неправильно. Задача капеллана - не промотивировать солдата увидеть в противнике зверя, а помочь ему сохранить в себе самом человека.

Общее между капелланами и политруками (сюда можно также присовокупить СМИ и блогеров в более современном варианте) - пропагандистская направленность их действий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На протяжении основной части европейской истории большинство людей на большинстве войн было христианами, причем за исключением небольшого ряда случаев - с обеих сторон. И ничё как-то, нормально выкарабкались.

 

Но ведь это были не призывники? Когда воюют профессионалы или добровольцы - вопросов никаких. А если тебя призвали, да ещё какие-нибудь повстанцы, которых ты и знать не хотел? Внутренний конфликт, паны решают свои проблемы, хлопцам безразличны и паны с обеих сторон, и их проблемы. Но чубы трещат при этом у хлопцев, которых заставляют друг друга уродовать и калечить. Ладно там ещё цари-короли - они, теоретически, от Бога. А тут тебя призывает какой-то непонятный урод, волей случая ставший президентом. А парней из соседнего посёлка призывают такие же точно непонятные уроды, объявившие себя Революцией. И стрелять нужно не по уродам, а по парням из соседнего посёлка. Вот ведь в чём вопрос :(.

 

ИМХО, во многих случаях честнее было бы пойти под трибунал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Задача капеллана - не промотивировать солдата увидеть в противнике зверя, а помочь ему сохранить в себе самом человека.

 

Оно-то так. Но на войне бывает по-разному.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ведь это были не призывники?

 

По-всякому бывало. Всеобщая воинская повинность - "завоевание" просвещенной эпохи (впервые введена французскими революционерами), рекрутщина появилась немного раньше, в XVII веке. (Я имею в виду христианскую эру: в Древнем Риме в разные времена было и то, и другое). Но и в Средневековье бывало, что какой-нибудь господин барон гнал своих крестьян с вилами наперевес на соседа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это и понятно, что воинская повинность появилась вместе с секуляризацией, с Христианством её совместить трудно. В большинстве случаев, думаю, невозможно. Исключения есть - пришли персы/вандалы/турки/якобинцы/гитлеристы, то есть под угрозой базовые ценности. Вот здесь не грех и всеобщую обязанность объявить. Во всех остальных случаях (то есть, в подпвляющем большинстве) идея всеобщей воинской повинности Христианству противоречит.

 

 

Но и в Средневековье бывало, что какой-нибудь господин барон гнал своих крестьян с вилами наперевес на соседа.

 

Точнее - на крестьян соседа. И как по-Вашему, должен ли христианин подчиниться, взять вилы и пойти убивать (и калечить) соседа из-за протихоти своего барона?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во всех остальных случаях (то есть, в подпвляющем большинстве) идея всеобщей воинской повинности Христианству противоречит.

 

Как и вообще идея рабского (принудительного) труда... Хотя на практике, как мы знаем, бывало всякое.

 

Точнее - на крестьян соседа. И как по-Вашему, должен ли христианин подчиниться, взять вилы и пойти убивать (и калечить) соседа из-за протихоти своего барона?

 

По-моему, может, и не должен, если это не есть справедливая война. А по-егойному - это как господин барон скажут. Потому как либо ты берешь вилы, либо тебя вешают на ближайшем кусте клюквы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О, Олег-Михаил, отлично сказано. Вся суть воинской присяги, если без пафоса.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А как потом, что потом? Как жить, когда знаешь, то может быть только что, выстрелив - убил по сути, своего брата, ближнего.

 

Убивать, не испытывая ненависти. Собственно, это то, чему учат в хороших армиях. Т.е. делать свое дело, имея высокую мотивацию. Людей 'с пеной на губах" стараются просто не призывать-опасно. Есть небольшая группа "любителей адреналина'- эти идут в 'котики", снайперы, рейнджеры, ДРГ и т.п. экзотику. Основную же массу готовят как крепких профессионалов, не испытывающих ненависти к своему врагу. Работа такая. Кончится война-может, в гости к ним поеду...

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точнее - на крестьян соседа. И как по-Вашему, должен ли христианин подчиниться, взять вилы и пойти убивать (и калечить) соседа из-за протихоти своего барона?

А был выбор? Крестьянин от барона получал защиту (какую никакую, а все же), поэтому шел, когда его посылали. И навряд ли всегда чисто из под палки.

А на Руси была категория "боевых холопов"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Распространение расчеловечивания противника весьма, на мой взгляд, слабо связано с секуляризацией, а имеет основание в создании массовых армий и, соответственно, утратой войной в Европе ее корпоративного характера. Разные войны претендуют на то, чтобы быть "последней войной, когда соблюдались рыцарские правила" - от Наполеоновских до Русско-японской - но картина в целом ясна: по мере развития современного индустриального общества война перестала быть "дуэлью".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как вообще христианину на войне?

 

Что делать? И как потом?

 

Иосиф правильно сказал - без ненависти. Ненависть на периферии должна оставаться - для ярости, необходимой воину.

А в глубине души должна быть любовь - даже к самому страшному врагу. Любить врага по заповеди - это не значит делать врага другом, это значит враг остается врагом, и с ним поступают "как Бог рассудит", а вот ненависти (прежде всего экзистенциального плана) к нему быть не должно. Поэтому одергивание накаляющих ненависть эренбургов совершенно оправдано.

Ну и определенные "правила ведения боевых действий". В бою убить врага - скорее всего не грех, поскольку "а может мы, а может нас". Но вот убийство безоружного, сдавшегося или мирного - уже грех и довольно тяжелый.

 

Отдельный разговор - является ли грехом убийство на войне из засады, по неожиданности или в результате численного или преимущества в вооружении. Во времена рыцарей, когда "шли на Вы", подобные победы считались позорными, сейчас вроде они терпимы. А современные европейские армии, например, привыкли приходить к победе путем значительного преимущества в военных технологиях, в условиях "чистого неба" и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...