Перейти к содержанию

К истории Дня Победы


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Сейчас уже только ленивый и нелюбопытный не знает, что в сталинском и хрущёвском СССР 9 мая был обычным рабочим днём. Более дотошные в курсе того, что история была интереснее. А именно – 8 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР (вотированным, как обычно, постановлением Совнаркома) 9 мая было объявлено Днём всенародного торжества - Праздником Победы, и, как следствие, нерабочим днём. И хотя, конечно, отсутствие Сталина на первом Параде Победы уже было «звоночком», до поры до времени всё казалось нормальным, «как у людей».

 

Более того. У нас был ещё один праздник победы – 3 сентября, день победы над Японией (указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года) – тоже нерабочий день. Учитывая историческую память о предыдущей русско-японской войне, а также количество потерь – вполне заслуженно.

 

Итак, День Победы – да ещё дважды в год – праздновался не только в 1945, но и в 1946 и 1947 годах.

 

Отменён праздник был при очень интересных обстоятельствах.

 

23 декабря 1947 года было опубликовано постановление Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания.

 

 

1. Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года считать день 9 мая – праздник победы над Германией – рабочим днём.

( В оригинале слово «победа» написано именно с маленькой буквы, о «дне всенародного торжества», разумеется, не слова).

2. День 1 января – новогодний праздник – считать нерабочим днём.

 

 

Напоминаю, постановление опубликовано 23 декабря, когда до новогодней ночи оставалась неделя.

 

Кстати о новогодней ночи. Несмотря на рабочий день 1 января, празднование Нового Года в 1945-1947 годах не только не преследовалось, но, напротив, поощрялось на государственном уровне. В крупных городах устраивались народные гуляния (в том числе – с дорогостоящими декорациями), «дома культуры» открывались на ночь для новогодних балов (sic!), и вообще демонстративное новогоднее веселье стало признаком лояльности – что выглядело особенно выразительно на фоне массового послевоенного голода, когда люди в вымирающих деревнях ели кошек и крыс и всё ждали выстраданной, чаемой награды за Победу - отмены колхозов… Однако даже голодающие думали о празднике – что вполне соответствует крестьянской психологии: святой день надо отмечать. Тут власть действовала психологически грамотно.

 

И, разумеется, предложенная народу рокировка – замена 9 мая на 1 января, непосредственно перед 1 января – была безупречной. Последнее, что портило новогоднюю новь – это необходимость на следующий день после посиделок с алкоголем выходить на работу.

 

Теперь о «посидеть» с точки зрения материальной. Тут нужно иметь в виду, что неделю до постановления советские люди прожили ну очень нервно и суетно. Поскольку именно на этот момент пришлось главное событие послевоенного десятилетия – денежная реформа и отмена карточной системы.

 

То, что после войны обязательно будет денежная реформа, понимали многие [1]. У советского народа, в массе своей нищего, после всех эмиссий на руках находилось 73,9 миллиарда рублей [2]. Аналогичные проблемы возникли и на Западе, а уж советская экономка выдержать такого денежного навеса заведомо не могла. Поэтому лишние деньги решено было, в обычном большевистском стиле, экспроприировать. Ни народного, ни элитного недовольства не ожидалось: советский народ был массово нищ и к этому состоянию привык, а элиты кормились из других источников. Основными жертвами реформы должен был стать тощенький советский «средний класс» (высокооплачиваемые рабочие, инженеры, техническая интеллигенция, научные работники) и сращённый с ним слой «экономических людей» (особенно «работников торговли»), загнанных в полу- и просто криминал. По этой последней причине идеологически реформу решено было оформить как «удар по спекулянтам» [3].

 

Реформу проктировал и проводил сталинский финансист Арсений Григорьевич Зверев – человек, во всех отношениях оправдывавший свою фамилию. Планировалось конфисковать три четверти всей наличности. Это и было проделано, причём за неделю.

 

Как уже было сказано, информация просочилась, несмотря на все усилия властей. Поэтому в начале декабря начался бум: в магазинах скупали ВСЁ, что было на полках, включая абсолютно неходовые товары. Например, в восточных республиках с полок смели тюбетейки и прочие этнографические товары, выпускаемые для развития национального самосознания нерусских народов (каковую политику те народы в ту пору понимали не вполне отчётливо). Навалились и на предметы роскоши – покупали пианино, меха, велосипеды, ковры, часы. С полок также смели все деликатесы – что, опять-таки, сыграло свою роль в готовящемся отмечании Нового Года. Многие среднедостаточные советские семьи впервые попробовали копчёную колбаску или балычок именно 31 декабря 1947 года (убив на это «военные» сбережения). Также на столах появилось дорогое, запоминающееся спиртное, что способствовало «запоминающейся атмосфере» [4]. Подоспело и сыграло и «советское шампанское», выпуск которого был налажен в том же 1947-м в Ленинграде.

 

Потребительская паника продолжалась где-то полмесяца. 15 декабря 1947 года, под вечер, населению уже официально сообщили по радио, что 16 декабря будет проводиться обмен старых советских денег на новые. Номинал снижался в десять раз. Как наличность с рук, так и вклады в Сбербанке меняли с гандикапам – суммы до 3 тысяч один к одному, от 3 до 10 – за три рубля два новых, свыше десяти – вклад половинили. Сроку на всё про всё давали как раз неделю – так что постановление об отмене дня победы и окончательном введении Нового года пришлось на конец обмена.

 

Стоит отметить, что горькая пилюля была подслащена: решение о денежной реформе сопровождалось отменой карточной системы. Впрочем, сладкой эта новость показалась не всем – многие боялись, что «теперь вообще ничего в магазинах не будет».

 

Вот в таком-то состоянии советские люди и встретили новость о том, что «всенародное торжество» поменяли на «нормальный Новый Год».

 

Что на что поменяли на самом деле, поняли немногие. Впрочем, и тем, кто понял, было, наверное, уже всё равно. "Дайте пожить".

 

https://rosndp.org/kak-i-pri-kakih-obstoyateljstvah-stalin-otmenil-denj-pobedi.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мой отец рассказывал про голод 46-47го годов. Народ из Вост. и Центр.Украины приезжали на западную за картошкой. Это было единственное место, где не голодали. У нашей знакомой в это время умерла грудная девочка.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно день Победы несколько изменил свой смысл за последние десятилетия.

 

В нашей стране это всегда был весьма популярным праздник. Но на официальном уровне он раньше ограничивался военным парадом и возложением гвоздик к вечному огню. Советский же народ обычно в этот день собирался за столом у дедушек и бабушек, у тех кто знал войну не по наслышке. Это был их праздник. Они его определяли- и тексты за столом, и меню на столе. Сейчас уже эти дедушки и бабушки ушли. Праздник теперь принадлежит другому поколению. Те немногие ветераны кто остался, уже по сути не хозяева праздника, а почетные гости. Мы этот праздник забрали и приспособили к своим нуждам.

В общем он теперь уже играет примерно такую же роль как День Независимости у американцев или канадцев. Я помню 1 июля в Оттаве. В общем-то та же самая атмосфера, та же немереная толпа, народные гулянья, уличные представления, тот же зашкаливающий пафос патриотизма. Атрибутика только своя. Подозреваю, что в дальнейшем праздник все больше будет комерциализироваться и будет практически не отличим от конституирующих праздников в других странах. А участники ВОВ войдут в пантеон аналогичный пантеону «первых колонистов» и «отцов-основателей» в США.

 

Что касается собственно военного парада, то меня несколько удивляет, что на западе это воспринимают как «бряцанье оружием». Парад как раз всегда был, а новой и можно сказать ведущей темой в празднике стал, пожалуй, «Бессмертный Полк».

Танчики же ... Ввиду общей, скорее несколько коммерческой атмосферы действа, а так же ввиду контингента высоких гостей на трибунах в Москве, это выглядело скорее рекламной демонстрацией продукции, так сказать, фестивалем вднх.

 

Был один момент в празднике, который меня особо зацепил. Он касается иммигрантов из ближнего зарубежья, тех «понаехавших» «черных» на кого даже я, убежденная интернационалистка, волей-неволей уже почти привыкла смотреть как на чужаков заполонивших русские города и уже за два года так привыкла и почти не морщусь, когда при мне о них отзываются, используя уничижительные эпитеты. Так вот 9 мая они впервые совсем не выглядели чужаками. Очень многие из них носили штандарты с фотографиями своих дедов, их лица тоже как бы светились праздником, и это был столь же их день сколь и наш.

На этом фоне вспомнилась какая-то статья из западной прессы, в которой сетовалось на то, что во Франции, День Взятия Бастилии постепенно уходит в небытие, потому что это теперь безнадежно чужой праздник тем миллионам «новых французов» которые так изменили облик страны. Т о у нас в этом смысле перспективы получше.

Изменено пользователем Ana
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

...Нынешние празднования 9 мая, формально имея тот же предмет памяти, что и прежде, претерпели значительную трансформацию. С уходом в вечность большинства тех, кто знал о войне не понаслышке, практически прервалась живая поколенческая связь. А те, кто ещё жив, влачат жалкое, нищее существование. То обстоятельство, что есть ещё живые участники войны (долго ли ещё?), жрецам и конструкторам ПОБЕДОБЕСИЯ крайне неудобнo и прискорбнo. Нынешний суррогат, перестав быть устной передачей личной памяти живых участников, сделался помпезным идеологическим перформансом, где воспоминания о боли и гибели жертв уступили место показному воспроизведению сакральных формул, сопровождаемых бряцанием оружия и милитаристской истерией, охватывающей практически всё население, отнимающей у него остатки разума. (...)

 

Не могу не вспомнить историю знаменитого памятника Битве народов в Лейпциге, который я совсем недавно посетил. Будучи задуманным как напоминание об одной из самых кровопролитных битв и предостережение от безумия войны, памятник был непосредственно перед I Мировой по иронии судьбы инструментализирован военной пропагандой для демонстрации мощи немецкого государства и силы духа немецкого народа. Что за этим последовало, всем хорошо извeстно.

 

Всё это не может болезненно не напоминать об извращении смысла дня победы в 1945-м прежде всего как памяти жертв войны и выражения намерения не допустить более этого ужаса. День победы превратился в РФ в жуткое "победобесие" — в шумный всенародный полтергейст, в привольный разгул духов и демонов убийства и агрессии. Поэтому я предпочитаю тихо отмечать со всей Европой именно сегодняшний день, 8 мая, как день памяти жертв II Мировой войны. Впрочем, из уважения к своим предкам — тем, кто воевал, но ничего в результате этого не получил, кроме ранений, болезней и бедности на старости лет — я помяну их и 9.05. Это прежде всего их день. Да почиют в мире все жертвы военного безумия. + R. I. P. + И да расточатся демоны войны!

 

https://edgar-leitan....com/242393.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...
Нынешний суррогат, перестав быть устной передачей личной памяти живых участников, сделался помпезным идеологическим перформансом, где воспоминания о боли и гибели жертв уступили место показному воспроизведению сакральных формул, сопровождаемых бряцанием оружия и милитаристской истерией, охватывающей практически всё население, отнимающей у него остатки разума.

Мне вот эта аргументация в частности показалась весьма забавной. Напрашивается параллель с проблемой "первоначального древнего христианства" с его пресловутой "чистотой". Мол, были когда-то живые свидетели Христа, непосредственно слышащие слово Божье. Потом были живые свидетели апостолов и учеников. А потом началось "воспроизведение сакральных формул" и продуцирование отвлеченных догматов. С "отниманием остатков разума", естественно. Впрочем, разрушилось, прешло только непосредственность восприятия Христа в Его земной жизни - то же непосредственное восприятие в Чаше осталось. Что ж, такова традиция, таковы законы образования традиции - первоначальное непосредственное преходит, новое непосредственное наступает (а в нашем случае оно еще и тождественно: Христос в земной жизни и Христос в Чаше - один и тот же).

 

Уходят живые свидетели - но на их место приходят все же другие.

Нет живых свидетелей Бородинской битвы - но есть "Война и мир", скажем так.

 

Требовать возвращения к "первоначальнгой чистоте" - наивно. Впрочем, находятся те, кто искренне желают это возвращение в якобы "золотой век" истины.

 

OfI_1P112Z8.jpg?size=601x604&quality=96&sign=76008ab5e1fe677b63bc5c618c4a8f24&type=album

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...