Перейти к содержанию

Александр Невский - герой, но тевтонцы не собаки


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Нашла в сети материал с таким названием. Общеизвестную версию опущу, цитирую только о мифах про известное сражение и "вражеский" орден:

 

Миф первый. "Не псы, а божьи дворяне"

 

Итак, по сложившемуся мнению, новгородцам 5 апреля 1242 года противостояли рыцари Тевтонского ордена. Основанный в 1198 году на базе одного из госпиталей в Палестине во время третьего Крестового похода орден объединил немецких дворян ("тевтон" в переводе с латыни - "немец"). Устав ордена содержал три строгих правила, которым неукоснительно должны были следовать его члены: обет безбрачия, безоговорочное подчинение старшим и отсутствие личной собственности. Рыцарям запрещалось иметь серебряные и золотые украшения, подбивать плащи ценным мехом, иметь своего коня и многое другое. При столь жестком внутреннем укладе орден считался эталоном демократии того времени. Все руководство, в том числе Великий магистр, было подотчетно рядовым братьям-рыцарям.

 

- Прибывшие в Ливонию в 1237 году рыцари сразу же приступили к переговорам с соседями, - рассказывает Анатолий Бахтин. - Практически все приграничные споры были очень быстро урегулированы мирным путем. Тем более что о военном способе решения конфликтов в то время и говорить не приходилось: в Ливонию прибыли всего сорок рыцарей. С соседним Псковом у ордена завязались самые дружественные отношения. И славянские, и немецкие летописи хранят немало свидетельств о совместных военных походах союзников против строптивых и агрессивных соседей. Именно этот альянс и сыграл в итоге с рыцарями злую шутку. На Руси, в Новгороде и Пскове, к членам ордена относились более чем уважительно. Достаточно привести один бесспорный исторический факт: сразу же после Чудского сражения князь Александр Ярославович распорядился построить в Пскове католический храм. А прозвища "псы-рыцари" тевтонцы удостоились спустя шесть веков благодаря неправильному переводу на русский язык трудов Карла Маркса. Классик коммунистического учения употребил в отношении тевтонцев существительное "монах", которое на немецком языке созвучно слову "собака".

 

Миф второй. "Агрессоры или союзники?"

 

- Битва на Чудском озере была предопределена еще до появления тевтонцев в Ливонии, - разъясняет суть исторической коллизии Анатолий Бахтин, - самими же новгородцами, которые в 1232 году изгнали из города своего князя Ярослава, сына псковского правителя Владимира и тезку отца Александра Невского. Бежавший нашел дипломатическое убежище в Дорпатском (современное название - Тарту) епископстве. Роль затворника явно не устраивала изгнанного правителя: Ярослав Владимирович неустанно плел нити заговора и подбивал местного епископа выступить против славян. За возвращение трона князь обещал всестороннюю помощь в борьбе с языческой Литвой. Первая попытка союзников выступить против Новгорода и возвратить княжеский престол Ярославу состоялась задолго до появления тевтонцев в Ливонии, спустя два года после бегства князя, и закончилась бесславно. Новое согласие на ведение боевых действий глава местных католиков дал только в 1240 году, после того как получил обнадеживающие вести из Пскова: в бывшей вотчине отца Ярослава часть горожан во главе с боярином Твердило Ивановичем обещала поддержку опальному князю.

 

Новый ландмейстер Ливонского отделения ордена, следуя церковной иерархии, подчинился епископу и направил с войсками союзников двенадцать своих рыцарей. Цифра, явно не способная серьезно повлиять на ход кампании. Между тем Твердило Иванович сдержал слово: Псков сдался без боя. Оставив в городе двух рыцарей-тевтонцев и небольшой отряд, союзные войска отправились на Новгород. Так братья-рыцари стали разменной картой в обыкновенной феодальной междоусобице славянских городов. И, между прочим, за участие в кампании против русских магистр ордена Хайнрик фон Вида весной 1241 года отстранил своего подчиненного от управления Ливонским отделением рыцарского союза.

 

 

 

Миф третий. "И не было видно льда..."

 

- Сама хроника битвы была фальсифицирована, - считает Анатолий Бахтин. - Не было там умопомрачительного столпотворения воюющих сторон, не было и массового ухода людей под лед. В те времена доспехи тевтонцев по своему весу были сопоставимы с вооружением русских ратников. Те же кольчуга, щит, меч. Только вместо традиционного славянского шишака головы братьев-рыцарей защищал ведрообразный шлем. Не было в те времена и латных лошадей. Ни в одной из существующих хроник невозможно отыскать рассказ о треснувшем льде Чудского озера, об ушедших под воду участниках сражения.

 

Еще одна откровенная мистификация, которая оказала медвежью услугу, - это количество участников сражения. В составлении русских летописей того времени наверняка принимали участие имиджмейкеры, которые, для того чтобы признать значимость победы или объяснить причины поражения, не утруждали себя педантизмом. Количество воинов в те времена указывали одним словом "бещисла", то есть несметное количество. Эта формулировка дала повод псевдоисторикам в советские времена увеличить на порядок количество участников битвы на Чудском озере. Как анекдот, звучали нереальные и необоснованные цифры: восемнадцать тысяч со стороны русских, пятнадцать - со стороны ордена. Между тем историческим фактом является то, что большинство рыцарей Тевтонского ордена в тот период проливали свою и чужую кровь в Палестине за Гроб Господень, а в целом орден состоял примерно из двухсот восьмидесяти братьев-рыцарей. Так что непосредственно на лед Чудского озера вышли биться не более двух десятков тевтонцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А прозвища "псы-рыцари" тевтонцы удостоились спустя шесть веков благодаря неправильному переводу на русский язык трудов Карла Маркса. Классик коммунистического учения употребил в отношении тевтонцев существительное "монах", которое на немецком языке созвучно слову "собака".

Маркс употребил слово bundesritters — "союзные" или "орденские рыцари". А так как буковки "b" и "h" можно и перепутать, да к том же у Маркса был отвратительный мелкий почерк, на выходе получилось hundesritters — "псы-рыцари".

Таким образом ошибка была освящена. Как когда-то по всей видимости была освящена другая ошибка - в случае с верблюдом и игольными ушами. Camilos ("канат") было переписчиком Евангелия записано как сamelos ("верблюд").

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если на это посмотреть с другой стороны: "Тевтонцы - герои, но и Александр Невский - не собака" ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашла в сети материал с таким названием. Общеизвестную версию опущу, цитирую только о мифах про известное сражение и "вражеский" орден:

 

Еще несколько сссылок:

 

Ал. Нестеренко. "Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище"

https://lib.rus.ec/b/99352/read

 

Сутулин Павел. "Александр Невский. Придуманный герой придуманной войны."

https://wordweb.ru/2007/12/23/aleksandr-nevskijj.-pridumannyjj-gerojj.html

 

 

Данилевский И. "ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ: СМЕНА ОБРАЗА"

https://www.strana-oz.ru/?numid=20&article=934

 

Вера Земскова. "ДВА АЛЕКСАНДРА. Изменение культа св. Александра Невского как барометр русской истории"

https://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=360

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маркс употребил слово bundesritters — "союзные" или "орденские рыцари". А так как буковки "b" и "h" можно и перепутать, да к том же у Маркса был отвратительный мелкий почерк, на выходе получилось hundesritters — "псы-рыцари".

Есть такая версия, но, по чести сказать, не уверен, что это не исторический анекдот. Эти буквы можно достаточно легко спутать в печатном варианте готики (тогда Маркс просто так скаламбурил), но в рукописном они все же различаются.

Вот: Fraktur_letter_B.pngFraktur_letter_H.png, и будем помнить, что существительные в немецком пишутся с большой буквы. На рукописный вариант дам только ссылку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

. На рукописный вариант дам только ссылку.

Скорее не рукописный, но прописной :) . А на рукопись Маркса и это самое место было бы по правде интересно взглянуть.

Вообще же ходит легенда (у марксистов). У Маркса-де был очень неразборчивый мелкий почерк, рекогницию его рукописей производил по смерти Маркса его ближайший друг Энгельс, который проделал при этом "титаническую работу". Может, Энгельс перепутал. А может (если фраза эта встречается в более ранних, опубликованных работах Маркса, я не в курсе), наборщик текста перепутал.

Хотя не исключено, что и Маркс сей каламбур придумал. Юмор у него весьма своеобразный был, к то "Капитал" читал, тот знает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

С соседним Псковом у ордена завязались самые дружественные отношения. И славянские, и немецкие летописи хранят немало свидетельств о совместных военных походах союзников против строптивых и агрессивных соседей.

 

Примеры? Об этом слышу впервые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Миф второй. "Агрессоры или союзники?" - Битва на Чудском озере была предопределена еще до появления тевтонцев в Ливонии, - разъясняет суть исторической коллизии Анатолий Бахтин, - самими же новгородцами, которые в 1232 году изгнали из города своего князя Ярослава, сына псковского правителя Владимира и тезку отца Александра Невского. Бежавший нашел дипломатическое убежище в Дорпатском (современное название - Тарту) епископстве. Роль затворника явно не устраивала изгнанного правителя: Ярослав Владимирович неустанно плел нити заговора и подбивал местного епископа выступить против славян. За возвращение трона князь обещал всестороннюю помощь в борьбе с языческой Литвой. Первая попытка союзников выступить против Новгорода и возвратить княжеский престол Ярославу состоялась задолго до появления тевтонцев в Ливонии, спустя два года после бегства князя, и закончилась бесславно. Новое согласие на ведение боевых действий глава местных католиков дал только в 1240 году, после того как получил обнадеживающие вести из Пскова: в бывшей вотчине отца Ярослава часть горожан во главе с боярином Твердило Ивановичем обещала поддержку опальному князю.

Ну, это-то не новость. Это даже Симонов знал: "Князёк нашёлся захудалый - Из Пскова к немцам прибежав, Он город на словах отдал им, За это стол и кров стяжав" :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Примеры? Об этом слышу впервые.

 

Ну "немало свидетельств" - это может и перебор, но вот поход меченосцев и псковичей против литовцев и битву при Шауляе в 1236(37) году, так на вскидку, вспоминается.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Ясно. Я, впрочем, не отрицал, просто не слышал. Странно, вроде бы католикам стоило бы (кстати сказать) громко-громко пропагандировать такие казусы ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, как минимум, моя статья "Крестовый поход на Русь" висит на многих сайтах, даже на тех, где мне не хотелось бы, чтоб она висела.

 

И в этой статье подобные "казусы" перечислены.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, как минимум, моя статья "Крестовый поход на Русь" висит на многих сайтах, даже на тех, где мне не хотелось бы, чтоб она висела.

 

И в этой статье подобные "казусы" перечислены.

 

Но насчёт "масштаба" битвы там, кажется, более разумные цифры, чем у Бахтина. Не читал у Вас про "два десятка тевтонцев".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Но насчёт "масштаба" битвы там, кажется, более разумные цифры, чем у Бахтина. Не читал у Вас про "два десятка тевтонцев".

 

Ну, как минимум в этом интервью, Бахтин допускает много неточностей и ошибок. Ни русские, ни западные источники не называют числа воинов, участвовавших в битве. Речь и там, и там идет лишь о потерях. По немецким источникам погибло 20 рыцарей и еще 6 было взято в плен, т.е. как минимум их уже больше 20-ти. Плюс еще какие-то могли остаться в живых.

При этом надо учитывать, что каждый рыцарь отправлялся в поход во главе небольшого (или даже большого) отряда. Плюс в битве на стороне немцев принимал участие отряд дерптского епископа (чудь, или эсты). Русские источники, которые приводят общие потери немцев (не только рыцарей), говорят о 400-500 убитых и о 50 пленных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[Как когда-то по всей видимости была освящена другая ошибка - в случае с верблюдом и игольными ушами. Camilos ("канат") было переписчиком Евангелия записано как сamelos ("верблюд").

Но потом при раскопках восточной стены Иерусалима были найдены ворота под названием "игольное ушко", такие маленькие, что них верблюд мог войти только без поклажи и на коленях. И притча заиграла новыми красками, показав в который раз острый ум Спасителя.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Патриарх Кирилл: Судьба Александра Невского перекликается с судьбой Патриарха Сергия

 

1 ноября 2011 года, под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось очередное заседание Попечительского совета программы «Александр Невский», сообщает Патриархия.ru. Программа, почетным председателем которой является Святейший Патриарх Кирилл, реализуется Фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы России.

К участникам заседания Попечительского совета с приветственным словом обратился Святейший Патриарх Кирилл.

«В этом году программе исполняется пять лет. Прежде всего, я хотел бы всех поздравить с этой датой, потому что за эти годы, как мы убедились, обращение к имени и судьбе святого благоверного князя встречало самый искренний и заинтересованный отклик среди самых разных людей. Это происходит потому, что образ Александра Невского обладает особой притягательной силой. В его образе глубина христианской веры являет себя в решительных действиях — смирение христианина идет рука об руку со смелостью воина и мудростью дипломата. Александр Невский княжил в переломный период жизни нашей страны, когда Русь страдала от иноземного ига и фактически утратила свой суверенитет. Своими ратными победами он не только устранял внешние угрозы, но и ободрял русских людей, помогал им обрести силы. Можно себе представить, что означали победы на Неве и на Чудском озере, когда страна находилась в оккупированном состоянии. Эти победы будили национальное самосознание, вселяя уверенность в том, что и иноземное иго удастся сбросить», - отметил в своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Во взаимоотношениях с Золотой Ордой и в ведении внутренней политики Великим князем были проявлены дар предвидения, политическая дальнозоркость и большое мужество. Великий князь совершал удивительные поступки — выражаясь современным языком, он шел буквально на полное уничтожение своего рейтинга. Он не думал о том, что и как будут говорить о нем люди. Он был уверен в правоте своих действий и поступал так, что некоторые даже считали его предателем. Чего стоит одна история с подавлением недовольства в Новгороде в связи с попытками хана собрать дань! Он встал на защиту сборщиков дани и в глазах своего народа оказался предателем, коллаборационистом. Но история показала, что он действовал абсолютно правильно», - напомнил Патриарх Кирилл.

В этом смысле, отметил Предстоятель, судьба Александра Невского «перекликается с судьбами иерархов Русской Православной Церкви XX века, особенно Святейшего Патриарха Сергия, который тоже поступал так, что некоторые не могли понять причину его поступков. А на самом деле все это привело к спасению Русской Православной Церкви, к сохранению нашего национального самосознания, что подготовило почву к огромным переменам в жизни народа и Церкви в конце XX века».

«Пример святого Александра Невского заставляет нас задуматься о том, что государственный деятель несет, помимо политической, еще и огромную нравственную ответственность. Особое значение имеют не только его профессиональный талант, харизматические черты характера, но и личные, духовные качества. Александр Невский был удивительно целостным и в то же время многогранным человеком. Тот факт, что наша программа включает в себя различные тематические направления, свидетельствует о стремлении охватить и осмыслить различные стороны его служения Богу и людям. Сегодняшний день также предъявляет нам свои вызовы. Они напоминают о том, что невозможно построить благополучие, если не извлекать уроки из исторического прошлого, если нет воли к нравственному развитию, к повышению в обществе уровня взаимной ответственности, сострадания и честности», - сказал Святейший Патриарх.

«Все чаще в наши дни на уровне власти и общественных дискуссий заходит речь о необходимости консолидации современного российского общества. Мы пытаемся найти ценностную платформу, которая органично сочеталась бы с нашими культурными и духовными традициями, разделялась большинством соотечественников и, опираясь на которую, страна и народ могли бы успешно развиваться в будущем. Работа программы нацелена на то, чтобы обращение к образу нашего великого предшественника способствовало формированию той положительной нравственной атмосферы, которая делала бы возможным созидательное участие в жизни общества каждого его члена. Деяния Александра Невского и других выдающихся людей представляют для нас своего рода нравственные маяки, которые светят нам через века истории. Как бы ни менялись исторические обстоятельства, мы должны сохранять верность истине и свидетельствовать о ней всеми своими поступками. Эта верность истине, ее воплощению в служении ближнему и Отечеству и есть, может быть, самая главная составляющая черта программы "Александр Невский», - заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Во взаимоотношениях с Золотой Ордой и в ведении внутренней политики Великим князем были проявлены дар предвидения, политическая дальнозоркость и большое мужество. Великий князь совершал удивительные поступки — выражаясь современным языком, он шел буквально на полное уничтожение своего рейтинга. Он не думал о том, что и как будут говорить о нем люди. Он был уверен в правоте своих действий и поступал так, что некоторые даже считали его предателем. Чего стоит одна история с подавлением недовольства в Новгороде в связи с попытками хана собрать дань! Он встал на защиту сборщиков дани и в глазах своего народа оказался предателем, коллаборационистом. Но история показала, что он действовал абсолютно правильно»

 

Т.е. если бы Гитлер победил, о генерале Власове какой-то Патриарх говорил бы сейчас примерно то же самое? :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю насчет "какого-то" Патриарха, а Патриарх Русской Православной церкви - уверен, что - да. Русская церковь всегда и во всем поддерживала государственную власть. Пример Патриарха Сергия - лишнее тому доказательство, что бы ни говорил Патриарх Кирилл.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Не во ВСЁМ. Мне будет очень жаль, если и на новом форуме возобладает дух нео-Заглобы. :(

 

К тому же перпективы победы Гитлера для позиции оппонентов также весьма неоднозначны (переводя на русский язык, "хвастаться мало чем").

Изменено пользователем Алексей 1976
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

РПЦЗ старой закалки была однозачного мнения о Сергии Старгородском.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Из Парижу геройствовать нетрудно ;)

 

Я, хотя и люблю белых значительно больше красных, не раз говорил: "ВОЕВАТЬ надо было до последнего патрона в 1918-1920 гг., а не махать кулаками после того, как покатились яблочком... господа офицеры, для которых, казалось бы, война дело жизни".

 

Вот и всё. К тому же - оффтоп.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Думаю, ссылки ныне на государственную мудрость Невского неуместны - ничего он не думал о "будущем величии России" ( он и слова такого применительно к Новгороду не мог применить и не знал - ибо никакой "Единой Руси" тогда в помине не было), а жил сиеминутными интересами сохранения своей единоличной княжеской власти в окружении недружелюбных соседей.

 

Орда для него оказалась более выгодным и прагматичным вариантом возвышения среди прочих князей Рюриковичей и подавления их конкурентноспособности силами покровителей-татар.

 

Как-то забывается нынешними его апологетами, что прямым результатом его "судьбоносного выбора для России" было полное военное уничтожение его прямыми московскими предками его же Велико-Новгородского Государства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все-таки еще раз обращаю внимание к историческому прошлому без всякой привязки к современной России.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хм..прочитал..почитал...Давайте так..Книги по истории пишут тоже люди,при этом у людей бывает разное в жизни...И они иногда забывают, что Историк Должен быть беспристрастным..Историк не имеет Конфессии,не имеет политических убеждений и.т.д...,Историк имеет Тему которой предан и которую Любит....Это в идеале...Для меня всегда мерилом и критерием оценки любой исторической книги было-список источников и литературы...Безусловно что Источники создавались тоже разными людьми..Но они были частью того времени...По этому если интересует Александр Невский рекомендую для начала ознакомится с Источниками (при чем разных лагерей) ....И потихоньку формировать Свое мнение :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Если бы те "герои" выиграли бы все свои конфликты с русскими (от слова Русь) княжествами и Польшей то у нас сейчас реально могла бы быть восточная граница лютеранства до Варшавы а то и до Киева
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вряд ли б тогда прусские тевтонцы обратились в лютеранство. Тем более, что в самой Священной Римской Империи они сохранили верность католичеству. КАк монащеско-рыцарский орден Тевтонский существовал до 1929, а как чисто монашеский - существует и ныне, со штаб-квартирой в Вене.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...