Перейти к содержанию

Атеистический монотеизм


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Таким термином некоторые исследователи характеризуют тенгрианство - традиционную религию тюрко-монгольских кочевников доисламского периода. Тенгрианство, согласно Википедии, исповедует веру в безличного Бога (или все-таки бога?) Тенгри (обожествленное небо). Я, кстати, давно задумывался о том, насколько может быть близка к атеизму религия, не признающая существование личного Бога. Вот например такое направление индуизма как ведантизм можно ли признать атеистической философией? А с тенгрианством далеко не все ясно. Помимо культа Тенгри в нем присутствует культ богини земли Умай, но следует ли из этого, что тенгрианство - не монотеистическая религия? А если монотеистическая, то тенгрианство - не язычество?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С тенгрианством вообще не особо ясно. Существует же до сих пор "Черная вера" у кочевых народов, а никакого тенгрианства нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В заголовке - "деревянное железо".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С тенгрианством вообще не особо ясно. Существует же до сих пор "Черная вера" у кочевых народов, а никакого тенгрианства нет.

Что за "черная вера"?

 

В заголовке - "деревянное железо".

Конечно, это оксюморон. В принципе ведь понятно, что он означает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если монотеистическая, то тенгрианство - не язычество?

Это зависит от того, что мы вкладываем в понятие "язычество".

Этимология тут мало помогает, т.к. "язычество" - от "язЫки", то есть "gentes", "гоим", "Gentiles". To есть изначальная семантика этого слова - "апофатическая", основанная на исключении и отрицании (как слово "варвары" в его изначальном значении, например). Язычники - это те, кто не иудеи и не христиане. Скажем, св. Павел проповедовал язычникам; часть из них стала христианами, а часть - осталась язычниками.

По моим наблюдениям, в наше время слово "язычество" употребляется в двух значениях:

(1) "Политеизм". Но такое толкование проблематично, ибо:

>> (а) как верно подметил Честертон, практически каждый политеизм основывается на более или менее скрытой, более или менее явной монотеистической теогонии; все боги почти всегда происходят из какого-то одного первоисточника;

>> (б) что делать с Платоном, платониками и Аристотелем, которые по сути были монотеистами (т.е., говорили о едином Боге, источнике и цели всех вещей, неизменном и существующим безусловно), - но не отрицали необходимости поклоняться низшим, тварным богам?

>> (в) что делать с такими монотеистическими религиями, как, например, сикхизм или традиционные верования масаев и индейцев-алгонкинов? Язычники они или нет? А мальгаши? Вроде у них традиционно был один Бог - Занахари, но при этом почитались и разные духи, особенно "андриаманитры", то есть духи великих вождей.

Тогда скорее кажется более вероятным второе значение -

(2) "Поклонение твари вместо Творца".

Но, например, проживающие в бразильской сельве (штат Мату-Гроссу-ду-Сул) индейцы кадивеу возразят: "Ничего подобного; мы поклоняемся нашему творцу Гоноэноходи, который вылепил из глины предков всех людей и всех животных; а люди бродят по свету, маются и страдают потому, что, когда Гоноэноходи после сотворения пошел в лесную чащу справить большую нужду, наши предки взяли и разбрелись на все стороны, ушли от него". Но нам-то ясно, что и кадивеу - язычники.

Тогда, может, так: "Язычество есть поклонение твари вместо Творца, в том числе представляя Творца наделенным тварными характеристиками" (например, наличие физического или "тонкого" тела, необходимость питаться и т.д.)? Но тогда получается, что Свидетели Иеговы и мормоны - тоже язычники.

Изменено пользователем Юрий
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, вдогонку о мальгашах. Как я сказал, бог у них, строго говоря, один - Занахари (этим словом и сейчас обозначают Бога в христианском смысле). Однако тут небольшая загвоздка: Занахари есть творец мира... но не людей. Первый мужчина, Затуву, был не создан Занахари, а просто волею слепого случая вырос из земли, как боб (когда Занахари об этом узнал, он сначала разгневался и хотел уничтожить нежданного "паразита"). Первая же женщина, на которой в конце концов женился Затуву, была не создана Занахари, а рождена им, т.е., была его родной дочерью (кто его жена, я, к сожалению, не знаю).

Ну вот, в такой комбинации - это язычество или нет? Я думаю - стопроцентно язычество, так как бог один, но понимается в совершенно тварной форме (телесно родил дочь, не всеведущ, не всемогущ).

Изменено пользователем Юрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за "черная вера"?

Шаманизм с почитанием вечного неба, земли, небесных тел и воздушных явлений, а так же тенгри. Названа по аналогии с желтой верой - буддизмом. Так же и христианство потом назвали русской верой.

 

Тенгрианство, согласно Википедии, исповедует веру в безличного Бога (или все-таки бога?) Тенгри (обожествленное небо).

Если говорить о монголах то похоже всё таки бога, а не Бога. Вечное небо появилось в результате разделения некой субстанции на две части, небо и землю.

Изменено пользователем Корнилий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С тенгрианством вообще не особо ясно. Существует же до сих пор "Черная вера" у кочевых народов, а никакого тенгрианства нет.

С тенгрианством как раз более-менее ясно. Кстати, "черная вера" - это бон, чисто тибетская религия. Ни бон, ни тенгрианство шаманизмом по сути не являются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С тенгрианством как раз более-менее ясно. Кстати, "черная вера" - это бон, чисто тибетская религия. Ни бон, ни тенгрианство шаманизмом по сути не являются.

Причем тут бон? Бон переводится как ритуал. Народная же религия монголов - хара шаджин, с монгольского черная вера. Название появилось после принятия буддизма. Шаманы в ней присутствуют, хоть и не составляют сути этой веры.

Изменено пользователем Корнилий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С тенгрианством как раз более-менее ясно. Кстати, "черная вера" - это бон, чисто тибетская религия. Ни бон, ни тенгрианство шаманизмом по сути не являются.

Причем тут бон? Бон переводится как ритуал. Народная же религия монголов - хара шаджин, с монгольского черная вера. Название появилось после принятия буддизма. Шаманы в ней присутствуют, хоть и не составляют сути этой веры.

 

Ну, в таком случае, было бы правильным уточнить, что "черная вера" - это добуддийская вера именно монголов. Но кочевники - не только монголы. А ни казахи, ни туркмены, ни хакасы с шорцами - т.е. тюрки - кочевники - никакой "черной веры" не знают. Кстати, неважно как переводится "бон" - обряд, или еще как-то. Бон - "черная вера" Тибета, насколько она была схожа или отличалась от монгольской - другой вопрос

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот что в своей книге пишет английский тибетолог (голландского происхождения) Сэм ван Схалк:

 

"Хотя некоторые называют и древную добуддийскую религию Тибета "Бон", маловероятно, что до буддизма тибетцы вообще ясно осознавали, что следуют религии как таковой, или давали этим практикам какое-либо особое название. На самом деле религия бонпо начала оформляться только параллельно с возрождением буддизма, в одиннадцатом веке. И, когда писания бонпо начали появляться в Тибете, это происходило в основном через труды тертонов*." (Van Schaik, Sam. Tibet: A History. Yale University Press: 2011, pp. 99-100).

 

*) Тертон - лама, "по озарению свыше" нашедший (или объявивший себя нашедшим) некий ранее утерянный древний священный текст. Многие тертоны считаются перевоплощением 25 главных учеников Падмасамбхавы.

Изменено пользователем Юрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, в таком случае, было бы правильным уточнить, что "черная вера" - это добуддийская вера именно монголов. Но кочевники - не только монголы. А ни казахи, ни туркмены, ни хакасы с шорцами - т.е. тюрки - кочевники - никакой "черной веры" не знают. Кстати, неважно как переводится "бон" - обряд, или еще как-то. Бон - "черная вера" Тибета, насколько она была схожа или отличалась от монгольской - другой вопрос

Алтайские народы России тоже черную веру знают. А вот тенгрианства никакого никакие древние тюрки не знали. Памятник в честь Бильге-кагана повествует о сходной с монгольской космогонией, а не о вере в некий безличный абсолют.

Изменено пользователем Корнилий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Памятник в честь Бильге-кагана

Эх, древние орхонские тексты, древнетюркский язык... Для меня это ностальгия детства. :) В возрасте лет десяти я читал статью про них и как в волшебном трансе повторял: "билге - мудрый, билиг - мудрость, кара - черный, балбал - статуя, ингек - корова, барс - тигр..."

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А, кстати, еще про определение язычества. Зороастризм - язычество или нет?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, в таком случае, было бы правильным уточнить, что "черная вера" - это добуддийская вера именно монголов. Но кочевники - не только монголы. А ни казахи, ни туркмены, ни хакасы с шорцами - т.е. тюрки - кочевники - никакой "черной веры" не знают. Кстати, неважно как переводится "бон" - обряд, или еще как-то. Бон - "черная вера" Тибета, насколько она была схожа или отличалась от монгольской - другой вопрос

Алтайские народы России тоже черную веру знают. А вот тенгрианства никакого никакие древние тюрки не знали. Памятник в честь Бильге-кагана повествует о сходной с монгольской космогонией, а не о вере в некий безличный абсолют.

 

Если вы оперируете орхонскими надписями (в частности, памятником Бильге-кагану), то, видимо, знаете, что о космогонии как таковой есть одно предложение в Большой надписи, где говорится о тварности "синего неба", "бурой земли" и человека между ними. Все. А если вы еще и владеете языком источника, то заметите, что в данный фрагмент - единственный, где вместе со словом "тенгри" стоит слово "кок" (собственно, голубой). Так что понятие "кок тенгри" (голубое небо) от понятия "Тенгри" (Небо как сакральное понятие) вещи весьма различны.Кстати, в казахском и в других тюркских языках ("кук" в татарском, "геок" в туркменском и т.д.) это и есть просто "небо".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А, кстати, еще про определение язычества. Зороастризм - язычество или нет?

 

С чьей точки зрения? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С чьей точки зрения? ;)

С точки зрения христиан, разумеется. Другие точки зрения, может, и интересны, но только в познавательном смысле.

Изменено пользователем Юрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С чьей точки зрения? ;)

С точки зрения христиан, разумеется. Другие точки зрения, может, и интересны, но только в познавательном смысле.

 

Если с точки зрения на зороастрийца, как на человека, не принадлежащего народу Божию - то да, естественно. Но христианство другого определения и не признает.

Изменено пользователем Mitrich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда и мусульмане - язычники, что мне кажется нелепым.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда и мусульмане - язычники, что мне кажется нелепым.

Как раз нет, ибо их понятие единого Бога не просто трансцендентно, а крайне трансцендентно (Бог вне категорий добра и зла; Бог - "лям ялид ва лям юляд" - "не родивший и не рожденный"). Ислам можно назвать крайней христической ересью.

А вот у мормонов и СИ Бог локализован в пространстве и имеет тело... Но с мормонами проще - у них совершенно явное и открытое многобожие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот у мормонов и СИ Бог локализован в пространстве и имеет тело...

В древности были такие еретики - антропоморфиты, учившие чему-то подобному. Так что же, мы откажем им в праве именоваться христианами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда и мусульмане - язычники, что мне кажется нелепым.

"Сумма против язычников" св. Фомы направлена как раз против арабских аристотеликов и их последователей. Несколько устаревшее значение термина, но все же.

Это зависит от того, что мы вкладываем в понятие "язычество".

Я бы выделил еще одну сторону термина: под "язычеством" следует понимать "народную" религию, то есть религию, являющуюся откровением провиденциальных сил для конкретного народа, как правило, имеющую не совсем адекватное действительности и глубокое содержание. Тем более о том говорит сам термин: "язык" - "народ".

Мировые религии, содержащие достаточно серьезные метафизические глубины - удаляются тем самым от языческой "приземленности" и приближаются к истинной вере. Хотя элементы язычества могут в них сохраняться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот у мормонов и СИ Бог локализован в пространстве и имеет тело...

В древности были такие еретики - антропоморфиты, учившие чему-то подобному. Так что же, мы откажем им в праве именоваться христианами?

О.Владимир, Вы же помните, какие сложности возникли, когда мы здесь на форуме задали вопрос, где начинается и где кончается христианин?

Как я помню по Дворкину, мормоны и СИ - не христиане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда и мусульмане - язычники, что мне кажется нелепым.

"Сумма против язычников" св. Фомы направлена как раз против арабских аристотеликов и их последователей. Несколько устаревшее значение термина, но все же.

Это зависит от того, что мы вкладываем в понятие "язычество".

Я бы выделил еще одну сторону термина: под "язычеством" следует понимать "народную" религию, то есть религию, являющуюся откровением провиденциальных сил для конкретного народа, как правило, имеющую не совсем адекватное действительности и глубокое содержание. Тем более о том говорит сам термин: "язык" - "народ".

Мировые религии, содержащие достаточно серьезные метафизические глубины - удаляются тем самым от языческой "приземленности" и приближаются к истинной вере. Хотя элементы язычества могут в них сохраняться.

 

Совершенно верно. Причем, понятие "этнические религии" вполне себе научно. С другой стороны, в любом случае, универсального определения язычеству, которое бы устроило всех, дать практически невозможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот у мормонов и СИ Бог локализован в пространстве и имеет тело...

В древности были такие еретики - антропоморфиты, учившие чему-то подобному. Так что же, мы откажем им в праве именоваться христианами?

 

А с авдианами проблем нет. Соборы их не осуждали, еретиками их считал в основном св. Епифаний Кипрский,св. Иоанн Дамаскин считал их раскольниками и отщепенцами, но не в коем случае не еретиками, ибо "во всем держатся той же веры, как и кафолическая Церковь". Так что - христиане со своими "тараканами". :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...