Перейти к содержанию

В продожение темы про ислам (пост из двух независимых частей)


Маричка
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Давайте не будем сталкивать в этой теме лбами христианство, иудаизм,

=======

Тогда нужно закрыть тему, предварительно удалив твои посты. Давай, действуй.

Мой можно сохранить - я лишь ответил на твоё незнание талмудизма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 152
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Тогда нужно закрыть тему, предварительно удалив твои посты. Давай, действуй.

Мой можно сохранить - я лишь ответил на твоё незнание талмудизма.

 

Тебе надо свербит, ты и удаляй. Нашел прислугу.

Насчет незнания талмуддизма - я вроде бы никогда не говорила, что я раввин.

 

Андрей - а чего тебя так корежит то? Что то личное? :)

"И масоны, пока ты не видишь, обругают тебя на идиш" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Личное, точно. Есть такое дело - вранья не люблю. Особенно публичного.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Личное, точно. Есть такое дело - вранья не люблю. Особенно публичного.

Развивай добродетель смирения. Или (если сложнно) садись в позу лотоса и тверди - я спокоен, я спокоен, я спокоен...я заканчиваю оффтоп...я заканчиваю переходы на личности...я спокоен...

Должно помочь. Ну или 100 грамм :)

И закончим на этом оффтоп.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С утра не пью. А насчёт смирения - уже в процессе. Иначе бы я не так высказался. ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С утра не пью. А насчёт смирения - уже в процессе. Иначе бы я не так высказался. ;)

 

Ну и ладушки. С оффтопом, надеюсь, покончили.

Изменено пользователем Маричка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ни в коей мере не ради спора (надеюсь, что понимаю Вашу позицию), а ради уточнения некоторых моментов.

А. Опыт, бесспорно, есть вещь субъективная. Его можно эксплицировать более или менее строгим философским языком (точнее говоря, разными языками - лично мне относительно ближе язык "диалектической теологии", основанный на экзистенциализме, но могут, конечно, использоваться и другие языки), но субъективности он от этого, конечно, не теряет. Но ведь никаких других критериев, кроме опыта, всё равно ни у одной религии нет - сколько бы кто ни утверждал обратное.

Это верно, но если рассматривать именно доктрины, думаю, что религиозным опытом можно если не пренебречь, то свести к минимуму эту субъективность. То есть сухо посмотреть с позиции препаратора. Вот именно это и пытаюсь (крайне топорно сделать) Мешает именно субъетивность, основанная на религиозном опыте :)

Б. Конечно, христианские общины претерпевали процесс развития, в результате которого сильно менялись. Но вопрос в том, что в этих изменениях было естественным, следующим собственной внутренней логике развития этой иудейской секты, а что - чужеродным до нелепости? Я не отрицаю, что какие-то чужеродные до нелепости вещи по ходу событий здесь (в христианстве) появились.

 

Но что такого чужеродного, например, в персонификации Шхины? Повторюсь - это даже более "тонкая" концепция, чем представление, будто Бог нечто буквально "говорит" и "пишет". Ведь в этом последнем случае тоже предполагается, что Бог выражается в определенном месте и времени, через определенные вещи (звуки/знаки). А если мы говорим о персонификации Шхины, мы имеем в виду, что Бог выражается не через звуки/знаки, а всё-таки через определенного человека, в его целостности.

А какой смысл? (я про персонификацию Шхины) Какой смысл в этой "тонкой концепции", если система уже отлажена и работает? Тем более, что персонификация Шхины, ну или прямо говоря - Воплощение Бога-Слова, ничего не дало (исключаем субъективность религиозного чувства) да и не могло дать, бо апредставляло собой прокроческое служение (да, вместо "типичного" пророка - пророком выступил воплощенный Бог) но ведь и "типичный пророк" говорил и учил под диктовку Бога. Диктовка - условный термин. И смысл во всем, тем более, что это будет отход от монотеистической концепции, как ее понимает религия (иудаизм) или по крайней мере - очень большая вероятность такого отхода в будущем (опять же, может быть даже основываясь на религиозном чувстве) Не логично, как мне представляется, налицо явная избыточность, в то время, как Бог не должен "перезакладываться" (миль пардон за термин)

Что касается "первородного греха", то история христианства - это, в значительной степени, история бесконечных споров о том, что означает эта доктрина, что из нее следует, и т.д., и т.п. В общем, это (как и "философское оформление Троицы" - но о последнем я уже писал выше) скорее представляет собой рефлексию по поводу базовой христианской вести, чем саму эту весть, или ее неотъемлемую часть. Другое дело, что в большинстве христианских конфессий рефлексия намертво приросла к базовой керигме - но это уже другая проблема, не между христианством и иудаизмом, а внутри христианства.

Вот, вот. Первородный грех, именно вот он объясняет возможность воплощения Шхины, вернее - оправдывает. Троица уже - это финальный штрих, нужно было ввести Троицу, чтобы сделать всю систему логичной.

Так мне кажется, возможно мои рассуждения кажутся глупыми, наивными в чем то, дилетантскими. Но я уткнулась в эту проблему, к сожалению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первородный грех, именно вот он объясняет возможность воплощения Шхины, вернее - оправдывает. Троица уже - это финальный штрих, нужно было ввести Троицу, чтобы сделать всю систему логичной.

Шхина в иудаизме женского рода. Отголосок женского начала божества. По умолчанию не могла воплотиться в Иисусе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шхина в иудаизме женского рода. Отголосок женского начала божества. По умолчанию не могла воплотиться в Иисусе.

Это уже каббалистика.

А Шхина же ведь - просто присутсвие Бога. Благословение Божье. И тому подобное. Термин ведь очень широкий.

Изменено пользователем Маричка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шхина в иудаизме женского рода. Отголосок женского начала божества. По умолчанию не могла воплотиться в Иисусе.

Ну, тут как я понимаю, аналогия приведена между иудейской Шхиной и христианским Словом. Так что если следовать этой аналогии - как раз воплотиться могла :), вопрос - зачем? :) Когда и так Шхина на Израиле.

Изменено пользователем Маричка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ведь никаких других критериев, кроме опыта, всё равно ни у одной религии нет - сколько бы кто ни утверждал обратное.

Это верно, но если рассматривать именно доктрины, думаю, что религиозным опытом можно если не пренебречь, то свести к минимуму эту субъективность. То есть сухо посмотреть с позиции препаратора. Вот именно это и пытаюсь (крайне топорно сделать) Мешает именно субъетивность, основанная на религиозном опыте :)

Б

А какой смысл? (я про персонификацию Шхины) Какой смысл в этой "тонкой концепции", если система уже отлажена и работает?

Вот, вот. Первородный грех, именно вот он объясняет возможность воплощения Шхины, вернее - оправдывает. Троица уже - это финальный штрих, нужно было ввести Троицу, чтобы сделать всю систему логичной.

 

Опять отвечу вопросом на вопрос :) . А какой смысл в том, чтобы рассматривать доктрины, абстрагируясь от религиозного опыта? Ведь ни одна доктрина не самоценна; смысл существования любой доктрины - связным образом, на человеческом языке представить некоторый религиозный опыт. Никакой другой реальности за этими доктринами нет.

 

Кстати говоря, чтобы сразу же избежать недоразумений, сделаю отступление. Может возникнуть впечатление, что я говорю, будто за религиозными доктринами нет никакой другой реальности, кроме человеческих религиозных чувств. Но я говорю не о чувствах, возникающих по поводу религиозного опыта, а о самом опыте. Опыт (любой, не только религиозный) - это категория, имеющая смысл в контексте человеческой деятельности.

 

Действовать - это вмешиваться в ход каких-то событий (где угодно - в природе, в отношениях между людьми, в каких-то умозрительных построениях, в собственном сознании), чтобы заменить нежелательное (для действующего человека) положение вещей на (более) желательное. Но человек не может стремиться к замене одного положения вещей на другое, если не отличает, каким-либо образом, эти два "положения" одно от другого. Опыт человека - это и есть совокупность многообразных "положений вещей", которые он(а) отличает друг от друга.

 

С этими (тем или иным способом фиксируемыми, отличаемыми друг от друга) "положениями" человек работает всю свою жизнь. Стремясь их изменить, привести в соответствие со своими предпочтениями, человек подбирает разнообразные средства, проверяет их применимость, применяет их и совершенствует, и т.п. Но бывают такие "положения", в которых деятельность оказывается бессмысленной, а вся машинерия целей, средств, ценностей, и т.д., разработанная людьми - неприменимой. Положения, в которых человек может только молчать, принимать то, что Господь говорит из бури; как максимум, отвечать - "знаю, что Ты всё можешь, что намерение Твое не может быть остановлено" (Иов, 42:2). Вот религиозный опыт - и есть опыт пребывания в таком положении, а не чувства, которые возникают по этому поводу.

 

Возвращаясь к теме разговора: любая религиозная доктрина имеет смысл постольку, поскольку она связным образом передает, представляет, излагает опыт пребывания в таком положении. При этом ни одна "доктрина", ни одна "система" сама по себе не "работает" - не соединяет с Богом, не заменяет реальный религиозный опыт, о котором она говорит и на который указывает. Доктрины и системы - всё-таки плоды различающего и систематизирующего (то есть, действующего) человеческого разума. А соединяет с Богом положение, в котором действует только Бог, а человек молчит и претерпевает. В этом контексте абсолютно неважно, что имеет смысл, а что не имеет смысл внутри той или иной религиозной доктрины. Просто есть факты религиозного опыта.

 

Допустим, в порядке дискуссии, что персонификация Шхины в Иисусе из Назарета не имеет смысла с точки зрения доктрины иудаизма. Но случилось так, что часть иудеев увидела, пережила этот факт - он просто произошел, случился, стал реальностью, не оглядываясь на доктрины. После этого им, естественно, пришлось привести свои религиозные доктрины в соответствие со своим опытом.

 

Впрочем, я думаю, что персонификация Шхины имеет смысл и с точки доктрины. Вот Вы пишете, что в этом нет необходимости, раз Шхина и так на Израиле. Но Израиль - это кто? Это какие-то конкретные люди? Если да, то это и есть персонификация. Другое дело, что тут можно спорить о том, о ком конкретно идет речь - об Иисусе (и, через него, на тех, кто хоть отчасти ему подобен)? о Шнеерсоне (или о каком-то ещё человеке)? о всех соблюдающих иудеях? о всех иудеях вообще?

 

Или тут речь идет об Израиле, как об отвлеченной идее? Но что такое "отвлеченная идея"? Существует ли она где-нибудь? Если да, то где? Если нет, то, следовательно, Шхина (ещё) не пребывает с нами?

 

Я думаю, что по сути дела, персонификация есть и в иудаизме (как ветхозаветном, так и в талмудическом), и в христианстве. Просто одним опыт подсказывает, что Шхина пребывает с теми, кто отзывается на Синайское откровение соблюдением заповедей, данных в письменной и устной Торе. Другим же опыт подсказывает, что Шхина пребывает с теми, кто мистериально соединяется с Иисусом, и хоть отчасти становится подобен ему. Как разрешить этот спор? Людям - никак. Его может решить, своим действием, своим откровением, только Бог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маричка,Шхина женского рода и в иудаизме и в грамматике иврита.Отзвук женского божества ханаанских религий.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маричка,Шхина женского рода и в иудаизме и в грамматике иврита.Отзвук женского божества ханаанских религий.

 

Мне хасидский раввин объяснял, что Шхина - понимается как Божественный Свет, как проявление силы Бога, как Его присутсвие, как одно из Имен Бога. Говорил, что есть каббалистическое рассмотрение понятия Шхина, именно как понятия, но это именно Каббала. И этого достаточно. Шхина присутсвует во время благословления, во время молитвы (когда собирается миньян), Шхина сходит на человека во время исполнения заповедей.

Меня это объяснение полностью удовлетворяет и оно мне понятно - божественное присутствие. Или скажем так, христианский аналог этого - Благодать. Да.

Я не хочу ни с кем спорить, возможно я не права, но... возможна и права :)

А что какого рода - какая разница. Это лишь слова и понятия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

Тогда уж лучше мусульманином: 100%-ный монотеизм и гораздо проще в жизни, чем иудаизм.

 

Им вино нельзя и пророка Мухаммада надо копировать (если по сунне) Не, не пойдет :)

На счет вина - если в одной чаше весов - вино, а в другой - Вечная райская жизнь, что бы выбрали?

На счет копирования - вы же у кого-то "копировали" (или учились) как борщ варить, как на машине доехать от пункта А до пункта Б, и т.д. Или у Вас было божественное откровение? Могу еще развернуть тему: Мы мусульмани верим, что если бы Бог послал только свою Книгу с заветами, то в Судный день грешники сказали бы "Боже, ты послал книгу, но никто не был в силах жить по нему". Поэтому пророк Мухаммад (мир ему) показал на своем примере, что человеку в силах жить по заповедям Божьей Книги.

Это мой первый коммент, поэтому если комом - прошу извинить. Сразу "дисклеймер" - я (слава Всевышнему) мусульманин, но не богослов. Не претендую на владение знаниями, но если у Вас будут вопросы, с помощью интернета постараюсь ответить. Моя цель - межконфессиональный диалог.

Изменено пользователем Hasan
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человек интерпретирует опыт откровения с помощью всех своих человеческих способностей (и слабостей) - своего языка, своих знаний о мире, своих предрассудков, своих ценностных установок, своих стремлений, страхов, надежд, своей любви и ненависти, и т.п. Продукт, получившийся на выходе, и становится Священным Писанием - не самим Откровением, а следом, который Откровение оставило, отпечатком Откровения в человеческом языке и культуре.

Мусульмани верят, что Коран является тем Откровением от Создателя, в которого не добавлен ни с чьей стороны человеческие (тварные) интерпретации, знания, стремления и т.д. Как можно это проверить? Надо опираться на свой разум, которого Бог не зря дал своему высшему творению. Если все остальные религии рано или поздно приходят к заключению, что "надо просто в это верить", Коран периодически призывает людей использовать свой разум; упрекает тех, что слепо следует деяниям предков. Например, Коран 38-29: "Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание."

Вот еще https://www.detailedquran.com/quran_data/Why%20won't%20you%20think.htm

Изменено пользователем Hasan
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если все остальные религии рано или поздно приходят к заключению, что "надо просто в это верить", Коран периодически призывает людей использовать свой разум; упрекает тех, что слепо следует деяниям предкам. На пример, Коран 38-29: "Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание."

Я думаю, Вы не правы, Библия также призывает размышлять над Словом Божиим: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин 5:39).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если все остальные религии рано или поздно приходят к заключению, что "надо просто в это верить", Коран периодически призывает людей использовать свой разум; упрекает тех, что слепо следует деяниям предкам. На пример, Коран 38-29: "Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание."

Я думаю, Вы не правы, Библия также призывает размышлять над Словом Божиим: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин 5:39).

Если следовать указанию данного стиха и исследовать Писание, то находятся же противоречия. Как я могу доверить свое спасение книге, в которой имеются противоречия?? Надеюсь модераторы не сочтут за неуважение, но пример - доктрина Троицы: "Отец - Бог, Сын - Бог, Святой дух - Бог, но это не три бога, а один бог". Извините, но это не русский язык! И когда люди задают вопрос "А как?" имея ввиду "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;" (Вт 6:4), ответ в конце сведется к "Надо верить".

Надеюсь что получился не оффтоп, т.к. вопросы, поднятые г-жей Маричкой косались авторитета НЗ.

Изменено пользователем Hasan
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я могу доверить свое спасение книге, в которой имеются противоречия?? Надеюсь модераторы не сочтут за неуважение, но пример - доктрина Троицы: "Отец - Бог, Сын - Бог, Святой дух - Бог, но это не три бога, а один бог"

В Писании (Библии) нет подобного положения о Троице. Есть в Предании, то есть у св. Отцов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я могу доверить свое спасение книге, в которой имеются противоречия?? Надеюсь модераторы не сочтут за неуважение, но пример - доктрина Троицы: "Отец - Бог, Сын - Бог, Святой дух - Бог, но это не три бога, а один бог"

В Писании (Библии) нет подобного положения о Троице. Есть в Предании, то есть у св. Отцов.

Прошу извинить за неточность. Но думаю от этого суть вопроса та не меняется. Вера в Троицу в Христианстве - один из основных. А как это вера сочетается с тем стихом от Второзакония, которого я привел выше? А св. Отцы имели право вводить новые концепции в Писание (ВЗ+НЗ)?! Только не говорите пожалуйста, что "концепция была в Писании изначально, но не была сформулирована". В таких вопросах Бог не должен был оставлять ни малейшего места для сомнений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человек интерпретирует опыт откровения с помощью всех своих человеческих способностей (и слабостей) - своего языка, своих знаний о мире, своих предрассудков, своих ценностных установок, своих стремлений, страхов, надежд, своей любви и ненависти, и т.п. Продукт, получившийся на выходе, и становится Священным Писанием - не самим Откровением, а следом, который Откровение оставило, отпечатком Откровения в человеческом языке и культуре.

Мусульмани верят, что Коран является тем Откровением от Создателя, в которого не добавлен ни с чьей стороны человеческие (тварные) интерпретации, знания, стремления и т.д. Как можно это проверить? Надо опираться на свой разум, которого Бог не зря дал своему высшему творению. Если все остальные религии рано или поздно приходят к заключению, что "надо просто в это верить", Коран периодически призывает людей использовать свой разум; упрекает тех, что слепо следует деяниям предков. Например, Коран 38-29: "Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание."

Вот еще https://www.detailedquran.com/quran_data/Why%20won't%20you%20think.htm

 

Добрый день! Давайте, пожалуй, и в самом деле вернемся к этой старой дискуссии. Начну с уточняющего вопроса. Вот Вы говорите - мусульмане верят, что Коран является Откровением от Создателя, полностью свободным от каких-либо человеческих интерпретаций. И, действительно, мусульмане в это верят. Далее Вы говорите, что это не просто вера, что это можно и "проверить". Значит ли это, что Вы предполагаете, что всё содержимое Корана может быть верифицировано с помощью тех процедур, которые приняты в науках? Не кажется ли Вам, что сказав это, Вы заявили, что и само священное Писание Вашей религии не нужно - ведь, если это так, то достаточно совокупности наук? Другими словами, в этом случае физики, химики, биологи, этологи, и другие, самостоятельно пришли бы ко всему, что составляет содержание Вашей религии? Или, говоря о "проверке", Вы имеете в виду нечто другое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если все остальные религии рано или поздно приходят к заключению, что "надо просто в это верить", Коран периодически призывает людей использовать свой разум; упрекает тех, что слепо следует деяниям предкам. На пример, Коран 38-29: "Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание."

Я думаю, Вы не правы, Библия также призывает размышлять над Словом Божиим: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин 5:39).

Если следовать указанию данного стиха и исследовать Писание, то находятся же противоречия. Как я могу доверить свое спасение книге, в которой имеются противоречия?? Надеюсь модераторы не сочтут за неуважение, но пример - доктрина Троицы: "Отец - Бог, Сын - Бог, Святой дух - Бог, но это не три бога, а один бог". Извините, но это не русский язык! И когда люди задают вопрос "А как?" имея ввиду "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;" (Вт 6:4), ответ в конце сведется к "Надо верить".

Надеюсь что получился не оффтоп, т.к. вопросы, поднятые г-жей Маричкой косались авторитета НЗ.

 

Продолжу здесь, так как именно здесь Вы затронули наиболее интересные вопросы.

 

Во-первых, в учении о Троице нет никаких противоречий. Наш Господь - единый Господь, и нет другого, кроме Него. По своей сущности Он непознаваем. Но Он открывается нам, как Отец, и как Сын (Слово), и как Св.Дух. Противоречие здесь было бы в том случае, если бы Он был одной из вещей мира, материальным объектом, способным существовать и проявляться только одним способом. Но допустить такое (что Бог - это одна из вещей мира) было бы богохульством.

 

Во-вторых, Вы допускаете характерную ошибку, когда утверждаете, что христиане доверяют своё спасение книге (пусть даже эта книга - Библия). Христиане этого не делают! Христиане доверяют своё спасение не книге, а человеку - Иисусу из Назарета, в котором воплотилось Слово Бога. Вы спросите, может быть, как это возможно? Я же отвечу встречным вопросом: почему Вас не удивляет, что нетварное Слово Бога воплотилось в голосе Пророка, и в записях, сделанных чернилами на пергаменте? Ну а вот мы, христиане, убеждены, что нетварное Слово Бога воплотилось в живом человеке, в его душе и теле. Убеждены мы в этом на основании того, что нам об этом Человеке известно. На этого Человека и на его дела мы и полагаемся.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит ли это, что Вы предполагаете, что всё содержимое Корана может быть верифицировано с помощью тех процедур, которые приняты в науках?

Не значит, потому что я так не думаю. Излагаю свое понимание. Наука не в состоянии ответить на ВСЕ человеческие вопросы. Ибо что есть наука в сегодняшнем понимании - это сбор фактов, их анализ и синтез. Факты получаем опираясь на 5 органов чувств из материального мира. Но как получить факты о потустароннем мире, о Боге, и т.д., если они вне этого нашего мира? Так сказать, как можно судить о том, что вне системы, находясь внутри нее.

В Коране есть сведения о "внесистемных" категориях - мы их принимаем как есть, потому что не имеем инструментов для их проверки. А те сведения, относящиеся "системных" вещей - пожалуйста, их можно проверить.

Также можно проверить того, КТО эти внесистемные сведения привез, и на основании его качеств сделать вывод о его сведениях. А Он до того, как привез эти сведения в 40 лет, даже среди его будущих врагов имел прозвище "Достоверный".

Изменено пользователем Hasan
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит ли это, что Вы предполагаете, что всё содержимое Корана может быть верифицировано с помощью тех процедур, которые приняты в науках?

Не значит, потому что я так не думаю. Излагаю свое понимание. Наука не в состоянии ответить на ВСЕ человеческие вопросы. Ибо что есть наука в сегодняшнем понимании - это сбор фактов, их анализ и синтез. Факты получаем опираясь на 5 органов чувств из материального мира. Но как получить факты о потустароннем мире, о Боге, и т.д., если они вне этого нашего мира? Так сказать, как можно судить о том, что вне системы, находясь внутри нее.

В Коране есть сведения о "внесистемных" категориях - мы их принимаем как есть, потому что не имеем инструментов для их проверки. А те сведения, относящиеся "системных" вещей - пожалуйста, их можно проверить.

Также можно проверить того, КТО эти внесистемные сведения привез, и на основании его качеств сделать вывод о его сведениях. А Он до того, как привез эти сведения в 40 лет, даже среди его будущих врагов имел прозвище "Достоверный".

 

Насчёт "внесистемных" категорий я с Вами, в конечном счёте, согласен, хотя и сформулировал бы это иначе. В этом отношении мы с вами (христиане с мусульманами) находимся в одной и той же ситуации. В том же, что касается "системных" категорий, то, боюсь, у нас с вами одинаковые проблемы. Поясню свою мысль одним примером - как ислам относится к современной эволюционной биологии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во-первых, в учение о Троице нет никаких противоречий. Наш Господь - единый Господь, и нет другого, кроме Него. По своей сущности Он непознаваем. Но Он открывается нам, как Отец, и как Сын (Слово), и как Св.Дух. Противоречие здесь было бы в том случае, если бы Он был одной из вещей мира, материальным объектом, способным существовать и проявляться только одним способом. Но допустить такое (что Бог - это одна из вещей мира) было бы богохульством.

Не могу не приводить пример одного известного богослова: Когда Вы говорите об Отце - у меня в голове появляется образ старика с бородой, когда о Сыне - образ юноши, а когда о Св.Дух - нечто похожее на бесформенный туман. Это три разные личности (menthal picture).

 

Во-вторых, Вы допускаете характерную ошибку, когда утверждаете, что христиане доверяют своё спасение книге (пусть даже эта книга - Библия). Христиане этого не делают! Христиане доверяют своё спасение не книге, а человеку - Иисусу из Назарета, в котором воплотилось Слово Бога. Вы спросите, может быть, как это возможно?

Нет, я спрошу, откуда эти сведения о том, что спасение человека - в вере в Иисуса-Бога. Вы укажите на Библию. Опять встает вопрос - можно ли доверять тем людям, которые преподносят нам эту книгу как от Бога?

 

Я же отвечу встречным вопросом: почему Вас не удивляет, что нетварное Слово Бога воплотилось в голосе Пророка, и в записях, сделанных чернилами на пергаменте? Ну а вот мы, христиане, убеждены, что нетварное Слово Бога воплотилось в живом человеке, в его душе и теле. Убеждены мы в этом на основании того, что нам об этом Человеке известно. На этого Человека и на его дела мы и полагаемся.

А Вы знаете, что мусульмани тоже считают Иисуса Словом Божьим? В Коране написано: «Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него…» (4:171).

На счет нетварного Слова Бога в голосе Пророка, мое понимание (ибо нам сказано, что чрезмерное созерцание об этом приведет к неверию): должен был быть механизм передачи нетварного Слова Бога в тварный мир. Этот механизм нам не понять, потому что (повторюсь) это "внесистемный" процесс. Бумага - тварная, чернилы в нем - тварные, но то что Вы понимаете читая эту книгу - от Бога. Невозможно уловить тот момент перехода!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Коране есть сведения о "внесистемных" категориях - мы их принимаем как есть, потому что не имеем инструментов для их проверки. А те сведения, относящиеся "системных" вещей - пожалуйста, их можно проверить.

Также можно проверить того, КТО эти внесистемные сведения привез, и на основании его качеств сделать вывод о его сведениях. А Он до того, как привез эти сведения в 40 лет, даже среди его будущих врагов имел прозвище "Достоверный".

А что делать с другими людьми которых тоже считали достоверными? Что делать если при чтении жизнеописания Плотина возникает уверенность что этот человек достоверный?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...