Перейти к содержанию

Отец Александр Мень глазами католика


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Мало кто знает, что одну из самых известных фотографий о. Александра Меня, растиражированную во многих изданиях, сделал католический священник Стефано Каприо, более десяти лет проработавший в России. Мы побеседовали с ним об отце Александре в 25 годовщину смерти этого великого проповедника и христианского просветителя.

- Отче Вы знали о. Александра Меня, общались с ним и в России и даже возили по Италии…

- Да, я встречался с ним. Общение было достаточно тесное. Я с ним встретился в России в 1986 году. Я был у него в гостях в Новой Деревне, и мы договорились о его возможной поездке в Италию. Первой причиной были проблемы его дочери, Ляли, которая уехала. Она оказалась в Австрии, вообще без гражданства. Мы ей помогли устроиться в Италии. Первая поездка о. Александра Меня была связана именно с дочерью. Вторая поездка была связана с посещением университетов, богословских факультетов. Особенно специалистов по библиистике, которая его интересовала. Посещение друзей, общин. Разные были встречи.

1-1.jpg

Фотография о. Стефано Каприо

- Какое впечатление он на Вас произвел?

- Сильное. Он один из тех священников, которые повлияли на формирование моей личности и на священническое призвание. Его жизнерадостность и дружба были для меня большим открытием. Во-первых, он произвел на меня впечатление как пример священника – пастыря. И во-вторых, как проповедника христианской культуры. Его открытость, его способность передать Евангелие различными путями. Не только прямой путь, через проповеди и богослужения. Но и через культуру, через иные проявления. Я тогда думал, что если бы я не был христианином, то, слушая о. Александра, я бы обратился. Глядя на него я понимал, что хочу быть таким священником, как он.

- Его книги многочисленные книги переводили на западные языки, в том числе и на итальянский. Я всегда задавался вопросом — почему? Чем он так интересен западному читателю?

- Я в этом прямо не участвовал. Когда он погиб, я был уже в России. Даже был одним из первых, кто прикоснулся к его телу. И после этого я не знал, как лучше сохранить и распространить его наследие. Лично я предпочитал доносить его до своей паствы. Не думал, что его книги можно переводить на разные языки. Они очень специфические, написанные для России. Они очень эффектные и в этом смысле полезные для читателей из всех стран, как Востока, так и Запада. Но они были написаны в контексте России, России 70-80-х годов. И, как специалист по богословию и библеистике он был убедителен, но, я бы не сказал, что оригинален или гениален. Он очень хороший популяризатор христианской культуры, культуры Библии, истории религий. В этом смысле его литература очень ценна и важна. Хотя, конечно, такого плана литературы на Западе существует очень много. Конечно, его личное свидетельство, особенно его мученическая смерть, придает этим книгам особую ценность. Поэтому я был рад, что их перевели на западные языки. И благодарен тем людям, которые этим занимались.

2-1.jpg

 

- Вы сказали, что были в России, когда о. Александр погиб…

- Я приехал в Россию в 1988 году. В 1990 году, в последний год жизни о. Александр, я был капелланом посольства Италии и мог передвигаться относительно свободно. Был одним из немногих, очень немногих, католических священников в Москве. До этого я сопровождал его в поездках по Италии и мы были дружны. Ничего удивительного, что мы общались.

Практически два года я приезжал к нему почти еженедельно. Присутствовал во время его бесед, проповедей, встреч с разными людьми. Частично, можно так сказать, участвовал в его деятельности. Тем более, что он пытался последние месяцы, последний год, когда становилось все свободнее и свободнее, собрать несколько его общин и создать единое движение.

На тот сентябрь, когда его убили, была назначена встреча многих разных ответственных и членов его общин. В этой встрече должен был участвовать и я. В какой-то мере очень точно было выбрано время, когда его убить. Не дали этому миру, который вокруг него вертелся, объединиться по-настоящему.

3-1.jpg

Я часто был с ним еще и потому, что его нужно было сопровождать из Новой Деревни в Москву. Он никогда не хотел жить в Москве. Говорил, что для него было бы слишком тяжело жить в этом городе. Он предпочитал жить у себя на приходе и только приезжать в Москву. Я часто повозил его на посольской машине. С удовольствием участвовал во встречах, слушал его с удовольствием. Для меня это было время благодати.

- Как получилось, что Вы оказались рядом с ним после его гибели?

- В тот вечер, когда его убили, я находился под Москвой в Балашихе с одной из общин его круга. Мы молились. Это была встреча экуменического типа, были православные и католики. И нам сообщили о покушении на о. Александра именно во время молитвы. Мы все помчались кто куда. Кто-то поехал в морг. Я же утром рано поехал в Новую Деревню, куда привезли его тело. Я дотронулся и по-католически благословил, сразу как привезли в храм. Потом были похороны, и пришел народ, который его любил.

4-1.jpg

- За эти 25 лет мир сильно изменился, применялись люди… Насколько актуально наследие о. Александра Меня?

- Очень актуально. О. Александр смотрел вперед на много-много лет, даже больше чем двадцать пять. Диалог между христианскими вероисповеданиями, диалог между религиями сегодня крайне необходим всем, не только России. О. Александр оставил некое пустое место, которое до сих пор не заполнено, несмотря на огромные плоды, которые вышли из его наследия. Я думаю, что сейчас после разных переустройств и изменений в российском и европейском обществе стоит повернуться к нему и его проницательности и предвидению.

Беседовал Михаил Фатеев

Фотографии с сайта «Наследие протоиерея Александра Меня

Гаудете.ру

Сибирская католическая газета

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вспоминая о своих впечатлениях от общения с отцом Александром философ Григорий Померанц сказал:

– Отец Александр разрушил наше отчужденное отношение к людям, занимающим официальные места в Церкви.

Я почувствовал, что человек, занимающий место священнослужителя, может быть при этом естественным, живым, подлинным, чутким.

Это не только мое впечатление, это впечатление моих родных и знакомых.

Очень комично это выразил отец моей супруги, когда он пригласил отца Александра к обеду, а после как отец Александр ушел, он сказал:

"Если это поп, то мне надо креститься".

Мнения католического священника и философа об отце Александре перекликаются.

Священник Стефано Каприо; О. Александр оставил некое пустое место, которое до сих пор не заполнено, несмотря на огромные плоды, которые вышли из его наследия. Я думаю, что сейчас после разных переустройств и изменений в российском и европейском обществе стоит повернуться к нему и его проницательности и предвидению.

 

Григорий Померанц: Мне трудно ответить определенно. Если говорить о жизни масс, то, может быть, жизнь масс оно не изменило и для нее оказалось "гласом вопиющего в пустыне". Но я особенно глубоко пережил смерть отца Александра. Я очень ярко помню, как мы с ним познакомились. А когда я узнал о его смерти, мне показалось, что меня самого ударили по голове. И в первые дни я чувствовал эту рану, нанесенную не только моей жизни, но и жизни целой группы творческого меньшинства, меньшинства, живущего напряженной духовной жизнью, а как на это откликнулись массы, я даже не знал, и сейчас не знаю.

Изменено пользователем Harib
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неожиданный для меня выпад против против о. Александра.

 

Откуда у прот. А. Меня ноги росли?

 

В дополнение к вот этой дискуссии приведу несколько цитат из статьи А. Занемонца, очень плохого ученого, эмигрировавшего в Израиль и принимавшего участие в издании книги "Христианство, иудаизм и ислам: Верность и открытость" (мать его была прихожанкой Меня):

 

+«Кто из богословов и писателей оказал на Вас наибольшее влияние? – спрашивали Меня в одном интервью. – На первом месте я должен назвать Владимира Соловьева. Хотя многие его воззрения я не разделял, но он был моим настоящим учителем. А уже после него я изучал труды представителей русской религиозной философии. Бердяеву, Флоренскому, Булгакову, Франку, Лосскому и другим я очень многим обязан. Из западных философов в начале моих занятий наибольшее влияние на меня оказали европейские философы докантовского периода, а также Бергсон и Кристофер Доусон. Впоследствии, познакомившись с трудами Тейяра де Шардена, я обнаружил в его идеях много для меня близкого. Среди отцов Церкви излюбленными остаются Апологеты, Климент Александрийский и Григорий Богослов».

<...>

В текстах и в пастырстве отца Александра довольно четко намечен отказ от значительной части церковного наследия. Воспоминания многих духовных чад говорят о том, что он сам не любил и другим не советовал читать отцов Церкви.+

 

После этого не возникает вопросов, почему брюссельская "Жизнь с Богом" не издавала святых отцов (кроме самых ранних авторов), печатая вместо них ПСС В. Соловьева -- визионера-оккультиста, делавшего механические записи под бесовские диктовки, как показал в свое время Г. Чулков. Ничего удивительного и в том, что о межрелигиозном диалоге у Меня рассказывает теперь +раввин Зиновий Коган, вице-президент КЕРООР+, равно как и представители католиков и мусульман.

 

Мне как патрологу больно, что ИМП вместо Отцов Церкви издает труды, бывшие данью своему времени и которые должны были бы пылиться в библиотеках и архивах как безнадежно устаревшие.

 

Надеюсь, Меня никогда не канонизируют.

 

https://danuvius.live...com/484906.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 марта 1974 года Андропов, в то время председатель Комитета Госбезопасности, написал письмо в ЦК КПСС, в котором был следующий абзац: «Группа прокатолически настроенных священников, возглавляемая А. Менем (Московская область), в своих богословских трудах протаскивает идею, что идеалом церковной жизни может являться только католичество. Указанные труды, нелегально вывозимые за границу, издаются католическим издательством “ Жизнь с Богом” (Бельгия) и направляются затем для распространения в СССР».

https://pretre-philippe.livejournal.com/468057.html?thread=19848793#t19848793

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

Отец Александр Мень

Памятные мероприятия, приуроченные к 30-летию со дня трагической гибели известного священнослужителя и проповедника Александра Меня, пройдут в Москве и Подмосковье 8-13 сентября, передает РИА Новости.

9 сентября исполняется 30 лет со дня убийства протоиерея Александра Меня (1935-1990). Также 2020 год ознаменован 85-летием со дня рождения богослова. Весь год на различных площадках проходят юбилейные мероприятия, приуроченный к этим датам.

"Спустя три десятилетия после гибели протоиерея его помнят и уже новые поколения знакомятся с творческим наследием священнослужителя, миссионера и богослова, которое поражает своей многогранностью и широтой кругозора", – отметили в Фонде имени священника Александра Меня, который является организатором памятных мероприятий.

Основные сентябрьские мероприятия состоятся в Библиотеке иностранной литературы имени М.И.Рудомино в Москве, где в январе прошлого года была открыта музейная экспозиция "Александр Мень – свидетель Пути, Истины и Жизни". Так, во вторник в Большом зале библиотеки состоится вечер, посвященный памяти Меня.

"По традиции в этот вечер своими воспоминаниями поделятся священнослужители, друзья и духовные чада отца Александра. В программе вечера выступления поэтов и музыкантов", – сообщили в фонде.

На следующий день, в среду утром, в сам день убийства протоиерея Александра Меня, в храме Сретения Господня в микрорайоне Новая Деревня подмосковного города Пушкино митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершит литургию, а также литию на могиле священника.

Днем того же дня в микрорайоне Семхоз Сергиева Посада митрополит Ювеналий совершит литию уже на месте убийства Меня. После этого на территории близлежащего Сергиевского храма состоится открытие обновленной экспозиции, посвященной протоиерею, а в культурно-просветительском центре "Дубрава" пройдет памятное мероприятие.

Вечером в среду в Московском международном Доме музыки (ММДМ) в память о христианском проповеднике дирижер Владимир Спиваков даст концерт, с которого будет начат XVIII сезон ММДМ. "В вечер памяти Александра Меня своды Дома музыки наполнит торжественный и печальный "Реквием" великого Моцарта", – сообщили организаторы мероприятий.

В четверг, 10 сентября, в Сергиевом Посаде пройдет экскурсия по мемориальному комплексу Меня. Также в Сергиевском храме города состоится презентация проекта "Цикл семинаров "Духовное наследие протоиерея Александра Меня" при поддержке Фонда президентских грантов.

Кроме того, 10 и 11 сентября в Библиотеке иностранной литературы пройдет международная научно-практическая и просветительская конференция "Наследие протоиерея Александра Меня и вызовы XXI века. Христианское благовестие в культуре, науке и социальном действии". С форума будет вестись онлайн-трансляция.

Также вечером 11 сентября в библиотеке пройдет виртуальная встреча, посвященная книге "Цветочки Александра Меня". Мероприятие состоится в рамках проекта "Книжный PostProduction / Встречи с авторами редакции Елены Шубиной".

Наконец, 13 сентября в московском Центре документального кино состоится премьера документального фильма "Храни вас Бог..." Письма отца Александра", а на следующий день эту же картину покажет культурно-просветительский центр "Дубрава" имени протоиерея А.Меня в Сергиевом Посаде, сообщили в фонде.

Российский библеист, церковный писатель и публицист, протоиерей Александр Мень родился в Москве 22 января 1935 года. В 13 лет он решил стать священником, с 1964 по 1968 год учился в Московской духовной академии. Свою диссертацию он посвятил проблемам истории дохристианских религий.

Его религиозные сочинения долгое время публиковались за рубежом под псевдонимами, лишь с 1988 года Мень начал активную лекционную и проповедническую деятельность в Москве, на радио и телевидении.

Его имя и труды еще при жизни приобрели мировую известность. Утром 9 сентября 1990 года Александр Мень был убит недалеко от своего дома по дороге на службу в Сретенский храм. Обстоятельства, мотивы и виновники убийства до сих пор неизвестны.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Мне как патрологу больно, что ИМП вместо Отцов Церкви издает труды, бывшие данью своему времени и которые должны были бы пылиться в библиотеках и архивах как безнадежно устаревшие.

 

Надеюсь, Меня никогда не канонизируют.

 

https://danuvius.live...com/484906.html

 

Сейчас А.Г. Дунаев другие песни поет и вообще, на мой взгляд холоден к вере.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 10 месяцев спустя...

Я общался с о. Александром только один раз, и то несколько минут - дома у протоиерея Александра Борисова, тогда ещё диакона. Это было на Пасху 1982 года. Не могу сказать, что он произвёл на меня неизгладимое впечатление. Он не был похож на священника, как мне показалось. Скорее на протестантского проповедника или даже какого-то политического или общественного деятеля. Он производил впечатление порывистого и очень энергичного человека.

Раздумывая сейчас о его значении, я прихожу к выводу, что при всей его религиозной талантливости и свободе, о. Александр был до некоторой степени в плену этой свободы. Он вырвался из синодальных тисков традиционного православия, но вырвался, на мой взгляд слишком далеко. Он читал так много, знал так много, хотел охватить так много, что многое критически не переваривал и не пересматриваю.

Ему как писателю понравился Тейяр де Шарден, и он увлёкся им, не видя в нём отступления от отртодоксии. И таких заносов у о. Меня, к сожалению, не так мало.

Да, он тяготел к Католичеству, но во многом к второватиканскому католичеству, в котором было место и Тейяру и Любаку и фон Бальтазару с их заблуждениями.

О. Александр Мень, безусловно, выдающийся священник и проповедник веры. Но к его творчеству надо подходить осторожно, понимая, что он не богослов, а историк Церкви и миссионер. А от миссионеров не всегда стоит ждать точности.

Изменено пользователем Amtaro
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
В текстах и в пастырстве отца Александра довольно четко намечен отказ от значительной части церковного наследия. Воспоминания многих духовных чад говорят о том, что он сам не любил и другим не советовал читать отцов Церкви.+

В этом как раз ничего удивительного нет. Тут отца Александра можно понять и даже поддержать.

Просто нужно вспомнить атмосферу той эпохи и тогдашних людей. И кто преимущественно были духовными чадами о. Александра. Советская интеллигенция, инженеры, т.н. "МНСы", шестидесятники по духу. Которые и к Меню ходили, но и Джуну с Глобой также слушали. Для которых чуть позже Чумак "заряжал" воду, а Кашпировский проводил свои телепроповеди.

Для них Отцы Церкви - это как для только что вывезенного из блокадного Ленинграда подростка зажаренная индейка. Неудобоваримый продукт.

А вот Льюис с Честертоном (и упомянутый Вл. С. Соловьев) - самое то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

383333_900.jpg

 

32-я годовщина со дня гибели о. Александра Меня.

RIP+

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Мень Александр, протоиерей

Сочинения о.Александра Меня на портале Предание.ру

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...