Перейти к содержанию

Вера. Надежда. Любовь. София. Паломничество в Эшо


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

30 сентября – день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 

«А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» – написал апостол Павел.

Фидэс, Спес, Каритас – так в начале второго века по Рождестве Христовом святая София назвала своих трех дочерей – в честь христианских добродетелей. Вдова, она воспитывала дочерей одна. Трудностей материальных не испытывала, т.к. была знатных кровей. Воспитывала хорошо – девочки были и красавицами, и умницами – все, как полагается по таким прекрасным именам. Мало ли хороших и умных девочек? Видно, таких – немного, потому что про Веру, Надежду и Любовь стали говорить все: от соседа к соседу недоумение и восхищение добралось до губернатора – начальника области Антиоха.

 

Тот быстро смекнул, что девочки не обычные. Хоть и прекрасны, и умны, но они христианки. То есть проповедуют запрещенную религию.

В тот вечер София была с дочерьми дома и рассказывала им о жизни, о мире, о Боге. Когда раздался глухой стук в дверь, все подумали об одном и никто не подал вида. К царю? Все ясно. Спокойно София попросила несколько минут на сборы. О чем молиться? «Господи, защити»? Не меня, но их? Или бежать? И кто бы осудил Софию за это? Но ее молитва была другой: «Чтобы не испугались мы страшных его мучений и не пришли в ужас от смерти, Господи». Потом она взяла дочерей за руки и повела их к царю. Она знала, что это последний путь, что она повела дочерей умирать.

 

Мощи святых Веры, Надежды, Любови поместились в маленьком ящике.

Паломничество по святыням, хранящимся в Европе – это паломничество от мученичества к мученичеству, от казни к крови, от славы к славе. Терновый венец Христа. Глава Иоанна Предтечи. Глава святой Елены. Вера, Надежда, Любовь, София.

 

IMG_4108.jpg

 

Эльзасская деревня Эшо («Ясеневый остров»), католическая церковь святого Трофима. Мощи святых Веры, Надежды и Любови и Софии доставили сюда из Рима в 777 году, а церковь была центром аббатства святой Софии. Во время Великой французской революции аббатство было разрушено, здания проданы за 10 ливров, мощи утеряны.Впоследствии были принесены новые частицы мощей св. Софии.

 

IMG_4106.jpg

 

Это большой каменный католический храм, теплого бежевого кирпича внутри. В левом приделе на постаменте сундучок. Все стоят молча, кажется, не слушают даже гида (а Тимофея Китниса трудно не слушать, аудиторию, даже самую сомневающуюся, он держит мастерски) . Все растерянно мнутся с ноги на ногу, не очень понимая, что делать. Хотя все уже паломники со стажем…

 

IMG_4092.jpg

 

Наверное, сначала царь Антиох не хотел мучить девочек. 12, 10 и 9 лет – что могут еще они понимать. Надо сломать мать. Что проще? Одного человека сломать не так просто, а когда у тебя дети, то ты уязвим не втройне, в три тысячи раз…

 

IMG_1151.jpg

 

Она вошла во дворец со словами: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени». Она похолодела, когда сказала: «Дочери, не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости. Он пребудет с вами во всех ваших муках».

– Я назову вас своими дочерьми, – сказал Антиох.

 

Такой тишины наша паломническая группа не слышала еще. Гид Тимофей говорит о мученичестве. Нам очень удобно слушать – нам тепло, сытно, дорога не была длинной, а автобус у нас всегда хороший, но почему-то всем стыдно посмотреть друг на друга. Только мужчины хмурятся.

Антиох не просил их отрекаться от Христа, хулить его имя или публично признаваться в своих «неверных взглядах». Не перед таким эпохальным выбором стояли мать и три девочки. Перед ними на подносе держали щепотку ладана – совсем крохотную. Надо просто взять кусочек и положить на тот постамент. И уйти, и все, ты свободен. Ты можешь быть и дальше христианином, хорошим человеком, помогать людям. Просто вот этот маленький кусочек положи на тот постамент. И снова – твоя весна, весь этот мир, все солнце – все с тобой! Ты – дочь императора, скольким ты сможешь помочь! И он не так плох – работа у него такая. Вот этот маленький кусочек, и твой кошмар закончился. И никто тебя не осудит, у тебя же трое малышей.

 

Только один кусочек.

Антиох быстро понял, что в этой битве он слабее. Что сила за 10-летними девчонками. Что они смотрят насквозь и прямо ему в душу. Значит, я покажу вам, за кем сила.

 

Веру раздели. Избили. Отрезали сосцы. Положили на раскаленную решетку. Принесли меч. Она стала первой.

Надежду раздели, били. Потом бросили в огонь, потом строгали тело железом. А она стыдила Антиоха за слабость. Убить мало, уничтожить – пульсировало в висках у Антиоха. Ее бросили в кипящую смолу, смола остыла. Снова внесли меч.

 

– Любовь, просто скажи, что Артемида велика – и я пощажу тебя, – цеплялся за последнюю соломинку Антиох.

– Велик Бог мой Иисус Христос, – ответила 9-летняя Любовь и сама вошла в печь. И снова все повторилось. И снова внесли меч.

 

Но самое страшное мучение ждало Софию.

Потому что с ней не сделали ничего, ее не тронули и пальцем.

Ее просто оставили в огромной зале с растерзанными телами трех дочерей.

Из залы вышли все.

 

Ей предстояло собрать головы и тела тех, кто еще утром были самыми ласковыми, самыми лучшими дочерьми.

Заказать гроб.

Сложить.

Похоронить.

 

IMG_1128.jpg

 

Она прожила три дня после похорон.

 

Есть ли более русские святые с такими ясными, полностью переведенными именами? Есть ли более радостные женские православные праздники, когда храмы переполненены благодарными именинницами? Есть ли более страшная история мученичества?

Обычно у святынь мы поем тропарь, кондак и величание. Не сговариваясь, в этот раз пели полный акафист на полчаса. И не как обычно, когда половина смысла – мимо ушей. Каждое слово словно мечом врезалось в сознание.

 

Подошли французы. Мы видели их, когда только вышли из автобуса. Они удивленно посмотрели на толпу паломников, на женщин в платках, на наши книжки с акафистом. Подошли к стенду, почитали житие. Постояли с нами. Перекрестились.

 

IMG_4086.JPG

 

Торжествует Церковь первородных,

и свеселится

принимая мать о детях веселящуюся,

мудрости тезоименитая,

породившая равночисленных трем богословским добродетелям.

Ты с мудрыми девами уневестилась Жениху Богу Слову.

С нею и мы духовно в памяти их свеселимся,

глаголюще:

Троицы поборницы, Веро, Любве и Надеждо, в вере, любви и надежде утверждайте нас.

 

У мощей Веры, Надежды , Любови и матери их Софии мы побывали благодаря помощи паломнической службы св. ап. Фомы

 

Анна ДАНИЛОВА

 

Правмир.ру

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Eschau_StTrophime_12-kopiya-kopiya-kopiya.jpg

 

Святые Вера, Надежда, Любовь и София, молитесь о нас. +

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недавно с удивлением узнал, что дня их памяти нет в официальном календаре Латинского Обряда. Неприятно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему нет? Вчера же поминали. Но есть особенности.

 

"О Св. Софии и ее трех дочерях (Вера, Надежда, Любовь) нет надежных исторических сведений. Латинское Житие носит легендарные черты и принадлежит одному пресвитеру в Милане VII в. Согласно этому Житию, она была благородной христианкой из Милана. После смерти супруга она разделила свое имущество между бедняками и, стремясь к мученичеству, переселилась вместе с дочерьми в Рим, где их приютила благородная Thessaminia. Они были выданы императору Адриану (117-138 гг.) как христианки, дочери после различных пыток и связанных с этим чудес были казнены. Мать похоронила их 30 сентября неизвестного года у 18-го столба на Аппиевой дороге. Сама она умерла 3 дня спустя. Благородный христианин по имени Палладий соорудил над местом ее гибели могильный памятник, который предназначил также и для себя. Основные черты этого Жития присутствуют и в других латинских, а также греческих, сирийских и армянских редакциях. Правда, в них отсутствует историческая достоверность. Однако подтверждается раннее почитание в Катакомбе Каликста на Аппиевой дороге.

 

До эпохи Средневековья существовала эпитафия под церковью S. Pancrazio на Аврелиевой дороге, которая была также посвящена некоей Св. Софии и ее (не названным) дочерям. Почитание требовало имен. Здесь вступили в действие как воспоминание о святых на Аппиевой дороге, так и сонификация связанных с "Софией" (см. выше) божественных достоинств. В "Gesta regum Anglorum" Вильгельма из Malmesbury (ок. 1125 г.) названы латинские имена: мать Сапиенция с дочерьми Верой, Надеждой, Любовью (Fides, Spes, Caritas). Их праздник отмечался на Аврелиевой дороге первого августа. Невзирая на перенос имен и легенды святых Аппиевой дороги на святых на дороге Аврелиевой, праздник последних отмечался первого августа. Обе группы святых, вероятно, идентичны. Ноткер Косноязычный (умер в 912 г.) также подчеркивает под первым августа их идентичность.

 

Мартиролог Романский относит праздник матери к 30 сентября, а дочерей - к первому августа. Почитание этих святых было весьма распространено в эпоху Средневековья. В Германии он получил новый стимул в результате перенесения реликвий в женский монастырь Эшау (Эльзас) 10.05.778 г. епископом Страсбургским Ремигием. Монахиня Hrotsvith (Розвита) из Гандерсхайм (умерла после 1000 г.) переработала легендарный поэтический материал в своей драме "Сапиенция" ("Мудрость"). В эпоху Средневековья в случае нужды и беды служили так называемые Мессы Софии. Они имели свой собственный формуляр; при этом в честь святых жертвовались 4 свечи. Эту Мессу установил будто бы Лев III, который служил такую Мессу при дворе Карла Великого в Падерборне по случаю его бедственного положения.

 

Изображалась как мать с тремя детьми, с мечами (согласно легенде, они были обезглавлены); с пальмовой ветвью и книгой.

 

Покровительница вдов

 

День памяти 30 сентября (дочерей - 1 августа)"

 

Источник

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я крещена под другим именем из-за отсутствия Надежды в официальном календаре. Искали долго.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, в славянском варианте нет, только в латинском.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно, церковь то одна.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, вопрос интересный о местных именах.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так понимаю,что есть местночтимые святые. И вряд ли существует общий календарь, содержащий их всех. Хотя теперь нет никаких технических препятствий для его создания. Но, видимо, неактуально.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

http://p2.patriarchia.ru/896/830/1234/1IMG_01.jpg

 

Мцц. Вера, Надежда, Любовь и София. Икона. Москва. XV в. 25,5 х 21. "Ризница Троице - Сергиевой Лавры" СПГИХМЗ.

 

http://p2.patriarchia.ru/902/830/1234/1IMG_02.jpg

 

Мцц. Вера, Надежда, Любовь и София. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

 

http://p2.patriarchia.ru/900/830/1234/1IMG_03.jpg

 

Минологий-Сентябрь (мцц. Вера, Надежда, Любовь и София). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г

 

http://p2.patriarchia.ru/882/830/1234/1IMG_04.jpg

 

Мцц. София, Вера, Надежда, Любовь. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге

 

http://p2.patriarchia.ru/906/830/1234/1IMG_05.jpg

 

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 17 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

 

http://p2.patriarchia.ru/904/830/1234/1IMG_06.jpg

 

Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

 

http://p2.patriarchia.ru/910/830/1234/1IMG_07.jpg

 

Мучение свв. Веры, Надежды, Любви и Софии. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42864453_2571065356253332_3844900701004103680_n.jpg?_nc_cat=107&ccb=1-7&_nc_sid=cdbe9c&_nc_ohc=p7YHb2GS_DsAX9ISyLj&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT_3SOhju_goDDcK3oz_gcMwI6uMA4creIc_0LEtRocymw&oe=635BAC5C

 

Свв. Вера, Надежда, Любовь и София. 2016. Худ. Елена Черкасова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

243581329_1069331370544009_2423911804334990073_n.jpg?_nc_cat=108&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=TW_Q9EbfUkkAX_J4llS&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=4669e39ba590b8351fdc6ce600df5248&oe=61794946

 

В ожидании Христа

 

Когда читаешь древние жития про зверские пытки детей взрослыми дядями-палачами в окружении интересующейся публики – как-то не сразу понимаешь, как со всем этим быть. Да было ли это? Да как такое можно вытерпеть? Но что мы вообще знаем о людях того времени?

В царствование императора Адриана (2 в.) жила в Риме знатная вдова по имени София. У нее было три дочери: Вера 12-лет, Надежда 10-лет и Любовь 9-ти лет.

 

Святая София принадлежала к тому первому поколению христиан, которые жили в напряженном ожидании скорого второго пришествия Христа.

 

И эта весть о пришествии для них была не “концом света” в том смысле, в котором мы его нередко понимаем. Это была весть о конце зла, победе добра над злом.

Второе пришествие предсказывалось в Евангелиях от Марка, Матфея, Луки, которые тогда еще не были записаны, но события которых устно пересказывались в христианских общинах, а также апостолами, особенно Павлом (1 Фес.1:2-10).

 

Как пишет библеист, архимандрит Ианнуарий Ивлеев, “Второе пришествие виделось как конец этого мира, но не полный конец, несущий разрушение всего творения, а его преображение, возрождение, как ожидание воскресшего и прославленного Господа.

 

И поэтому ожидание христиан было совсем не мрачное (что все сгорит и всех накажут, как появляется в апокалиптических настроениях сегодня). Это было ожидание-надежда.

 

Знак времени не позволял пустить корни в мир, зацепиться за земное. Раз Христос скоро придет, зачем мне собирать сундуки с добром?

Но, что очень важно для понимания мироощущения первохристиан, это было не просто ожидание – того, что придет когда-то; это было пребывание – “Царствие Божие внутри вас””. И Христос действительно приходит к тому, кто Его ищет.

Попросту говоря, первые христиане старались – и некоторые умели – жить на земле по закону духа. И дела делать, и Богу молиться. В ожидании Небесного Царства, они, по мере возможного, старались исполнять его на земле: из посланий апостолов мы знаем, что многие добровольно отказывались от собственности, принося свое имущество общине.

 

Поэтому мать воспитывала девочек больше для вечной жизни, а не для земной, конечной.

 

О жизни дочерей святой Софии известно, что они читали апостольские послания, чтили память известных им мучеников за Христа. Очевидно, что постепенно для них Христос становился подлинной реальностью, благодатно (сверхчувственно, сверхестественно) утверждая Царство Небесное в сердце еще здесь, на земле.

Мученики в правовом государстве

 

1491980.jpg

Публий Элий Траян Адриан, красивый и умный, по личному приказу которого казнены святые дети-мученики

 

Императору Адриану донесли, что София воспитывает детей в христианской вере. Император пожелал лично встретиться с ней.

 

Поскольку христианская вера в те времена была вне закона, жить было опасно. Христиан в любое время могли призвать к ответу. И если человек от своей веры не отрекался, его ждала не просто смерть, а смерть после лютых мучений, порой публичных, – римляне были большими сибаритами по части острых ощущений.

 

Адриан не был самым злостным гонителем христиан. Его почитали как справедливого правителя. При его предшественнике императоре Траяне, под большие праздники толпа могла потребовать схватить человека и, обвинив в последовании Христу, публично казнить без всякого суда и следствия.

 

Адриан запретил рассматривать анонимные доносы на христиан, учредил строгое судопроизводство всех подозреваемых, а на крики толпы велел не обращать внимания. Если после судебного разбирательства обвинения подтверждались, человека казнили, если же нет, подвергался наказанию сам обвинитель – за клевету.

 

Мать готовит детей на страдания

 

68696-Sophia_the_Martyr.jpg

Новгородская икона (XVI век, ГТГ)

 

Как говорит текст жития святых мучениц, когда святая София с дочерьми услышали приказ императора, они поняли, для чего их зовут их к государю. Св. София старалась подготовить дочерей к предстоящему им страданию.

 

«Настал час вашего веселья, – говорила она дочерям, – и вы будете венчаться мученическим венцом со Христом. Не жалейте своей молодости и не скорбите о лишении жизни. Когда царь будет ласкать вас и обещать вам славу и богатство, не соблазняйтесь.

 

Слава этого мира проходит. Она непрочна и суетна. Христос – истинное благо, истинная красота, здравие и жизнь. Ради Него вы оставляете жизнь тленную, не бойтесь, Он дарует вам вечную в непреходящей радости и неизреченной славе Своей».

 

Император потребовал мучениц на суд. «Если послушаете меня и поклонитесь богам нашим, то будете мне вместо родных дочерей, я полюбил вас и не хочу вашей смерти», – говорил отроковицам царь. Но они отвечали: «У нас отец – Господь. Мы хотим Его любви и желаем называться Его детьми. Ему мы поклоняемся и за Него готовы умереть».

 

Адриан велел мучить Веру, но Господь хранил ее среди мучений, так что мучитель не знал, что делать с нею, и приказал умертвить мечом. Она простилась с матерью и сестрами и с радостью приняла смерть.

 

Тогда император обратился к Надежде, та сказала ему: «Разве я рождена не от той же матери? Разве я не сестра той, которую ты убил? И я готова умереть за Христа». Ее начали мучить, и она оставалась также невредимою среди мучений. Простившись с матерью и сестрою и сказав сестре: «И ты не отстань от нас, чтобы всем нам вместе предстать к Господу», – скончалась под мечом.

 

Адриан начал уговаривать самую младшую, девятилетнюю Любовь, но с удивительной для ребенка твердостью она отвергла его «доброту». Император приказал посадить ребенка в разженную печь. Но Любовь сама вошла туда с молитвою и осталась невредимою. И ее умертвили мечом.

 

Все три девочки, как повторяет житие, оставались “невредимыми” среди мучений, – значит, Господь сохранял Своей благодатью в ответ на их готовность терпеть страдания. Своими силами такие муки, по естеству, вынести невозможно.

 

По преданию, во время казней св. София не проявляла «эмоций», не произнесла ни слова. Как Богородица у креста Спасителя, когда «оружие проходило душу».

 

Св. Софию Адриан казнить не велел, оставил в живых, правильно понимая, что она уже претерпела самые страшные муки. Св. София погребла тело дочерей-мучениц и оставшись рядом, на могиле, молилась. На третий день Бог забрал ее к дочерям и Себе.

 

2741.jpg

 

Мощи святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви в 777 году были привезены во Францию и хранились в аббатстве Эшо под Страсбургом, в церкви святого Трифона. Во время Французской революции аббатство было разрушено, мощи утеряны. Позже сюда были принесены новые частицы мощей св. Софии – ковчежец с мощами на фото внизу

 

17348.jpg

 

Со временем гонения на христиан стали ослабевать. Пришли тихие годы. И историки Христианства потом отмечали интересный факт:

Именно после тихих лет, наполненных благополучием, когда начиналась очередная волна гонений, отступников-христиан становилось больше:

за тихое время расслаблялась душа, разделялась на “земное и небесное”, затягивали земные, житейские дела, хлопоты, которых становилось все больше, а единое на потребу – Тот, ради кого вся жизнь, отодвигалось за всем этим в сторону.

 

Тем удивительней подвиг св. Софии, хоть и ужасаешься всему этому строго по-человечески, – суметь не разделить свою жизнь и передать эту неразделенность, преданность Богу – детям.

 

Степан АБРИКОСОВ

МИЛОСЕРДИЕ.RU

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...
  • 1 год спустя...

30 сентября: Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Источник: Фома

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...