Перейти к содержанию

Полемика армян с католиками


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Что известно об истории католическо-армянских споров? Собственно, интересует не полемика вокруг Халкидонского собора, а относительно традиционного для православных списка претензий католической стороне (Filioque, папский примат, непорочное зачатие Богородицы и т.п.). Говорят ли сейчас армяне или говорили раньше об отступлении католиков в этих вопросах от чистоты православия?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне практически ничего не известно, кроме некоторых претензий ААЦ к армяно-католикам. Но они носят, скорее, этнонациональный характер, чем богословский.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что за претензии?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как могли армяно-католики предать национальную веру. Это грубо говоря.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А по существу армянам сказать католикам нечего?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, честно. ААЦ довольно замкнута в себе, мне так кажется.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не хочу создавать для своего короткого вопроса отдельную тему, давно хотела полюбопытствовать, отличается ли чем то Литургия армянского обряда в КЦ и ААЦ? Как в случае в византийской просто разница кого поминают как предстоятеля Церкви или различий больше?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На Википедии есть. Но как я поняла, многим современным верующим армянам язык богослужение непонятен или понятен отчасти.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А по существу армянам сказать католикам нечего?

 

Что там говорить? ААЦ -- самая древняя христианская церковь, известная еще до Р.Х.! :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На Википедии есть. Но как я поняла, многим современным верующим армянам язык богослужение непонятен или понятен отчасти.

В википедии есть только это "К концу XX века в богослужении Армянской апостольской и Армянской католической церквей практически исчезли расхождения", конкретики нет. Я была как то на Литургии армяно-католиков в нашем кафедрале в порядке культурного обогащения. Может язык и непонятен, я все равно не понимаю армянский, ни древний, ни современный, но народу на эти Литругии приходит много. Большинство московских армян католиков предпочитают все же свой обряд, а не латинский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Filioque

 

Киракос Гандзакеци

 

https://www.vostlit.i.../frametext5.htm

 

Киракос Гандзакеци

 

"Спор этот между христианами подняли римляне, ибо Папа Римский (Иннокентий IV) написал великому армянскому католикосу владыке Константину, восседавшему в то время в крепости Ромейской (так как там находился престол святого Григора со времени Григора и Нерсеса — двух святых братьев, происходивших из династии Аршакидов, мужей ученых и ревностно служивших Божьей вере), дескать: «Как вы исповедуете всесвятого Духа ожьего, исходящим и появившимся только от Отца или от Отца и Сына? Поскольку римляне так исповедуют: "от Отца и Сына"». То же самое они написали и армянскому царю Хетуму и потребовали ответа. И те собрали в городе Сисе, что в Киликии, мудрецов своей страны из армян, греков, сирийцев и иных христианских народов, которых только нашли. Греки сказали: «только от Отца», а некоторые из сирийцев — иначе. Участники собора — армяне написали в Восточные области — в Великую Армению ученому вардапету Ванакану (ибо в то время он был весьма известен), и вардапету Вардану, и Иовсепу, и другим, чтоб узнать, что они скажут, и тогда только ответить римлянам. И те, разобравшись в Священном писании, творениях апостолов и пророков и святых учителей Церкви, очистивших Церковь от раскольников, увидели, что оба толкования используются по надобности и что исповедание римлян верно, а все Священное писание полно подобными толкованиями"

Изменено пользователем Павел Недашковский
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Участники собора — армяне написали в Восточные области — в Великую Армению ученому вардапету Ванакану (ибо в то время он был весьма известен), и вардапету Вардану, и Иовсепу, и другим, чтоб узнать, что они скажут, и тогда только ответить римлянам. И те, разобравшись в Священном писании, творениях апостолов и пророков и святых учителей Церкви, очистивших Церковь от раскольников, увидели, что оба толкования используются по надобности и что исповедание римлян верно, а все Священное писание полно подобными толкованиями"

И это решение остается актуальным вплоть до наших дней? А как с другими вопросами? Никогда не возникало споров, скажем, о моменте пресуществления? Или как армяне отреагировали на провозглашение догмата о НЗДМ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"и что исповедание римлян верно, а все Священное писание полно подобными толкованиями"

 

Вот еще нашел в 52 главе:

 

"Иоанн Златоуст: «Корень, растение и побег». Павел говорит: «Отец — сущность, Сын — образ, Отец — свет, Сын — луч». Афанасий называет Сына образом Отца, а Дух — [образом] Сына, т. е. и Отца и Сына".

 

"Дух не называется ни Отцом, ни Сыном; Сын от Отца и Дух от Отца и Сына. Отец — корень, Сын — растение, Дух — побег от корня, от растения".

 

"Сын от Отца и Дух от Них, говорит святой Епифаний, Сын исходит от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына. Сын соделан Отцом, точно так же и Дух соделан Сыном".

 

"Говорится, что Дух изошел из Отца и Сына, ибо нет у него личности Отца и личности Сына, а есть лишь Его духовная личность. Эти три имени — единый признак трех Лиц, и не выше Один Другого, и не ниже Один Другого, а все Они равны Друг Другу во всем. Не три образа единого естества — может быть, кто-либо так подумает, — а образ трех Лиц в одном естестве: некий Отец, ибо не от другого отца Он, и некий Сын, ибо Он от Отца, и некий Дух, ибо Он от Отца и от Сына. Отец называется нерожденным, ибо Он не произошел ни от кого, и Сын рожденный, ибо Он произошел от Отца; Дух не называется ни сыном, ни рожденным, дабы не казалось, что это два брата, не является близнецом Сына, и дабы не казался дочерью, и не говорится «от Сына лишь», дабы не считали Его внуком [Отца]".

 

"Единство сущности Бога и разделение Лиц не рассматривай по образу вещественному, дабы не обольщаться; Дух, если скажешь, что Он исходит и происходит от одного лишь Отца, то Дух этот бессмысленный; а если скажешь — от одного лишь Сына, то это иное начало; а если скажешь — от Отца и Сына, это верно, так это и есть".

 

"Итак, Дух от Отца и от Сына, и не то, чтобы Ему не хватало чего-либо или же был Он отсечен от Них. Полный, совершенный Бог — Отец, полный, совершенный Бог — Сын, полный, совершенный Бог — Дух Святой: одно совершенное божество в трех Лицах, равных во всем. Таково исповедание православной Церкви".

Изменено пользователем ioann22
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И это решение остается актуальным вплоть до наших дней? А как с другими вопросами? Никогда не возникало споров, скажем, о моменте пресуществления? Или как армяне отреагировали на провозглашение догмата о НЗДМ?

Я Григор-джана спрашивал о Непорочном Зачатии и филиокве. Они его не отвергают, но впрочем и не считают обязательным для исповедания.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще у ААЦ самая здравая позиция в отношении других Поместных Церквей. Мы вас уважаем, а вы нас уважайте, вы истинные и мы истинные, с вами Христос и с нами. вот что значит героизм перенесённых гонений. А православные с католиками зажрались зело.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы вас уважаем, а вы нас уважайте, вы истинные и мы истинные, с вами Христос и с нами.

 

Стало быть, разделился Христос.

 

И причем еще - к востоку от реки Буг Святой Дух исходит только от Отца, а к западу - от Отца и Сына, раз и те, и другие "истинные".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы вас уважаем, а вы нас уважайте, вы истинные и мы истинные, с вами Христос и с нами.

 

Стало быть, разделился Христос.

 

И причем еще - к востоку от реки Буг Святой Дух исходит только от Отца, а к западу - от Отца и Сына, раз и те, и другие "истинные".

Да. У вас католиков да, разделился. Вы же обязаны всем свои догматы навязать. :D А мы с армянами так далеко в Неведомое не суёмся. :) А разве вам не достаточно понимания что в вашем экскурсе вашего латинского богословия и терминалогии филиокве в кассу, а нам как то не обязательно это догматизировать?

И вообще, были бы католики умнее, не стали бы свои догматы всем навязывать, а предложили бы сначала объедениться,а потом эти вопросы решать. Или вообще не решать. Я думаю сама бы жизнь Общей Церкви отвергла бы или усвоила бы ваши догматы. Но видимо Мудрости Духа не хватает. Что и свидетельствует о вашей неправоте. :)

Изменено пользователем Олега
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может, так же следовало поступить и с арианами, и с иконоборцами? Вы истинные, и мы истинные, только у нас есть иконы, а у вас нет? Видимо, нам, православным, тоже Мудрости Духа не хватило, раз мы до сих пор ежегодно Торжество православия празднуем?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

к востоку от реки Буг Святой Дух исходит только от Отца, а к западу - от Отца и Сына, раз и те, и другие "истинные".

Там течение реки резко меняется

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может, так же следовало поступить и с арианами, и с иконоборцами? Вы истинные, и мы истинные, только у нас есть иконы, а у вас нет? Видимо, нам, православным, тоже Мудрости Духа не хватило, раз мы до сих пор ежегодно Торжество православия празднуем?

Следовало. Если в Поместной Церкви Христос совершает Таинства, если Он не отверг эту Церковь, как можно анафемствовать её? Но это всё гипотетически. Нет таких Церквей.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Володь, получается что ты полностью исключаешь пребывание католиков и православных в Единой церкви?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

Как могли армяно-католики предать национальную веру. Это грубо говоря.

Интересно, не знала...

На службе армянского обряда расстилают ковер.

 

А в храме ААЦ в Адлере есть большая занавеска, вероятно, символизирующая Завесу в ветхозаветном храме.

Ну и много национальных икон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...
Мы вас уважаем, а вы нас уважайте, вы истинные и мы истинные, с вами Христос и с нами.

 

Стало быть, разделился Христос.

 

И причем еще - к востоку от реки Буг Святой Дух исходит только от Отца, а к западу - от Отца и Сына, раз и те, и другие "истинные".

Не разделился, но равно отражается во всех осколках Церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы вас уважаем, а вы нас уважайте, вы истинные и мы истинные, с вами Христос и с нами.

 

Стало быть, разделился Христос.

 

И причем еще - к востоку от реки Буг Святой Дух исходит только от Отца, а к западу - от Отца и Сына, раз и те, и другие "истинные".

Не разделился, но равно отражается во всех осколках Церкви.

Да вот не равно. Ибо не может быть нескольких равных истин.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...