Перейти к содержанию

"Неканонические" книги Ветхого Завета: их статус и трудности истолкования


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

А Иисус на какой текст опирался («ненавидь врага твоего»)? Этот текст Он считал богодухновенным? Тогда тут Христос отменяет это просто Своей властью Бога, как и развод, попускавшийся Моисеем. Христианам устанавливается планка повыше, так как им и небо обещано, в отличие от праведников до Креста.

Вот комментарий Брюссельской Библии: "Прямой заповеди ненавидеть врага в ВЗ нет. Но практически это считалось естественным чувством. Христос призывает к высшему подвигу: желать добра даже врагам, как Бог желает добра тем, кто идет против Него."

 

Мне сейчас подумалось: может, здесь в Нагорной проповеди скрытая полемика как раз с неканоническими текстами, подобными Сир 12:4-7, то есть позднейшими, в том числе и письменными интерпретациями ветхозаветного закона?

 

Причём, написанными раньше, насколько я понимаю?

Совершенно верно. Казалось бы, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанная уже в эллинистическую эпоху, как близкая по времени к приходу Спасителя, должна или, во всяком случае, могла бы предвосхищать евангельские истины, а тут = такой регресс!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 223
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Вот еще пример явного противоречия между девтероканоническими и протоканоническими книгами:

 

"Давай благочестивому, и не помогай грешнику...

 

"Если голоден враг твой, накорми его хлебом...

Явное противоречие? Следовательно, Вы утверждаете, что грешники - Ваши враги, или что Ваши враги - грешники, либо то и другое вместе. Однако!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это я всё к чему пишу? К тому, что, по всей видимости, есть веские основания считать, что Тридентский собор несколько поспешил, дополнив канон Писания.

 

https://www.youtube.com/watch?v=mauWZQ6h5Q0

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть как сами моральные предписания взаимно исключают друг друга, так и их богословское обоснование: в одном случае - не благотвори грешниками, потому что Бог их ненавидит, в другом - благотвори, потому что Бог их любит.

Однако же статус высказываний 1."Бог любит грешников" и 2."Бог ненавидит грешников" различный.

В первом случае любовь приписывается Богу как таковая, подобающая Ему по Его сущности. Во втором случае ненависть мы приписываем Богу по нашему образу и подобию, дабы описать отдаленность Бога от грешника.

Упускать из виду ни один из приведенных моментов не следует, но непримиримого противоречия и взаимоисключения между высказываниями 1 и 2 нет.

Соответственно нет и абсолютной непримиримости между высказываниями "следует благотворить грешнику" и "нельзя благотворить грешнику".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Явное противоречие? Следовательно, Вы утверждаете, что грешники - Ваши враги, или что Ваши враги - грешники, либо то и другое вместе. Однако!

А что Вас удивляют? По-Вашему, мои или же Ваши враги - праведники?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Упускать из виду ни один из приведенных моментов не следует, но непримиримого противоречия и взаимоисключения между высказываниями 1 и 2 нет.

Положим, с этим могу согласиться.

 

Соответственно нет и абсолютной непримиримости между высказываниями "следует благотворить грешнику" и "нельзя благотворить грешнику".

Как насчет закона непротиворечия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Соответственно нет и абсолютной непримиримости между высказываниями "следует благотворить грешнику" и "нельзя благотворить грешнику".

Как насчет закона непротиворечия?

Согласно этому закону из двух противоречащих друг другу утверждений об одном и том же предмете в одном и том же отношении оба утверждения не могут быть одновременно истинными. В разных отношениях, однако, они таковыми быть могут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно этому закону из двух противоречащих друг другу утверждений об одном и том же предмете в одном и том же отношении оба утверждения не могут быть одновременно истинными. В разных отношениях, однако, они таковыми быть могут.

Это я понимаю, но из чего видно, что в приведенных мной текстах говорится о благотворении в разных отношениях? Как я понимаю, и там, и там речь идет о материальной помощи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что Вас удивляют? По-Вашему, мои или же Ваши враги - праведники?

А, собственно, почему нет? Воюют, скажем, два князя. Они оба грешники?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или вот кто-нибудь решит что Вы - филопротестант и напишет на Вас жалобу в епархию. Неужто он поэтому сразу грешник?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://bible.optina.ru/new:mf:05:43

 

Да, толкователи говорят, что Иисус либо опирался на позднего Ездру (хотя и там нет таких слов о ненависти к врагам), либо на иудейское «человеческое предание». Так что непонятно, были ли эти слова от Бога. И была ли отмена и замена со стороны Христа.

 

Интересно ещё говорит митр.Филарет (Дроздов) в своём «Слове в неделю 19 на Пятидесятницу»:

 

"Хотеть наказать врага – есть наглым образом входить в права Вседержителя, – это есть род возмущения против воли Его и власти священной. Присвоив Себе человека безмерными благодеяниями, Он хощет тою же рукою, которою дает ему блаженство, совершать ею же и наказание: «Мне отмщение, Аз воздам», глаголет Господь (Рим.?XII.?19).

Но для чего Бог благости и милосердия приемлет столь грозное титло – Бога отмщений? Не по недостатку ли любви Своей? – Нет! Он сделается врагам нашим врагом от избытка любви для обезопасения нашей свободы и спокойствия...

 

Если сии размышления не убеждают вас взирать на врагов ваших без смятения и гнева, взгляните на Голгофу, где небесная премудрость от невежества, невинность от адского преступления, Творец от твари, Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает. Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, «любите враги ваша». Аминь".

 

https://azbyka.ru/ot...ova-i-rechi/452

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Воюют, скажем, два князя. Они оба грешники?

Почему же оба? Вполне может быть, что только один из них. Вот как Саул по отношению к Давиду. А может, и оба, в свете Гал 5:20, где вражда относится к делам плоти. А может, ни тот, ни другой, неизвестно.

 

Слушайте, у меня со вчерашнего вечера это, круги Эйлера перед глазами.:) То есть Вы, Максим, считаете, что враги и грешники из рассматриваемых отрывков - два разных множества, которые пересекаются друг с другом, но не совпадают? В смысле только некоторые грешники - враги, и некоторые враги грешники? С одной стороны, вроде бы это так. Но это ли имеется в виду у священных писателей? Это ли имел в виду апостол Павел, ссылаясь в Рим 12 на Книгу притчей, что помогать стоит только категории "праведных" врагов? Или апостол там о воюющих князьях рассуждает? Это ли имел в виду Христос, призывая врагов любить? Это ли имел в виду Соломон?

 

А знаете, давайте вернемся к Саулу и Давиду, которых я упомянул выше. Саул был врагом по отношению к Давиду? Был. Грешник? Грешник. Так что, принцип "если враг твой голоден, накорми его хлебом" к Саулу неприменим? Впрочем, Давид и не кормил Саула хлебом, по-другому проявив к нему милость, да и с другой мотивацией. Но если бы Саул нуждался именно в материальной помощи, он поступил бы мудро, отказав в ней царю?

 

Или вот кто-нибудь решит что Вы - филопротестант и напишет на Вас жалобу в епархию. Неужто он поэтому сразу грешник?

Нет, конечно, равно и не враг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть Вы, Максим, считаете, что враги и грешники из рассматриваемых отрывков - два разных множества, которые пересекаются друг с другом, но не совпадают? В смысле только некоторые грешники - враги, и некоторые враги грешники?

Во, точно.

С одной стороны, вроде бы это так. Но это ли имеется в виду у священных писателей?

Это прекрасно, что Вы задаете этот вопрос. С этого, действительно, надо начинать. Решаете Вы его в какой-то непонятной для меня лично плоскости. Апостол, как Вы думаете, пишет о том, что надо "помогать врагам". А меня подозреваете в прочтении "помогать праведным врагам". Но мне лично видится, что апостол пишет совершенно не об этом. Он пишет, что не надо мстить за себя. Ни в какой форме, в том числе и в форме отказа от милостыни, если ты к этой милостыне обязан. Тебе причинено зло (неважно, каким по нравственным достоинствам человеком. Да грешники враждуют на ближнего чаще, чем праведные, но бывало, что и святые враждовали против святых). Не действуй в ответ из мести. Если бы ты помог этому человеку, не будь он твоим врагом, помоги ему, несмотря на вражду его к тебе.

А знаете, давайте вернемся к Саулу и Давиду, которых я упомянул выше.

А смысл? Вот есть: "Давай благочестивому, и не помогай грешнику", - о ком это, о чем и почему? А Давид и Саул - это два лица. Может, Давид героически превысил общую меру (скажем, ветхозаветную). Может, Саул - совсем не тот грешник, который нам тут нужен. Т.д., т.п.

Нет, конечно, равно и не враг.

Враг кто-то кому-то или нет, в последнюю очередь зависит от восприятия самого объекта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тебе причинено зло (неважно, каким по нравственным достоинствам человеком. Да грешники враждуют на ближнего чаще, чем праведные, но бывало, что и святые враждовали против святых). Не действуй в ответ из мести. Если бы ты помог этому человеку, не будь он твоим врагом, помоги ему, несмотря на вражду его к тебе.

Абсолютно согласен с Вашим комментарием. Неважно, каким по нравственному достоинству человеку причинено зло, да. Только о словах "не помогай грешнику" в этом случае приходится забыть. Или я чего-то не догоняю?

 

Вот есть: "Давай благочестивому, и не помогай грешнику", - о ком это, о чем и почему?

Таки тайна за семью печатями? А "накорми врага хлебом" - вроде понятно, выше вот разобрались.

 

А Давид и Саул - это два лица. Может, Давид героически превысил общую меру (скажем, ветхозаветную).

Это когда не зарубил Саула мечом? Очень может быть. Наверное, цареубийство в Ветхом Завете вообще грехом не считалось.:)

 

Может, Саул - совсем не тот грешник, который нам тут нужен.

Ну а есть, по-Вашему, какие-то способы определить, тот или не тот? Хотя неважно. Главное, что два князя из учебника по нравственному богословию сто процентов в тему.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абсолютно согласен с Вашим комментарием. Неважно, каким по нравственному достоинству человеку причинено зло, да. Только о словах "не помогай грешнику" в этом случае приходится забыть. Или я чего-то не догоняю?

Вероятно, проблема в том, что Вы под злом подразумеваете моральное зло, тогда как я в данном случае подразумевал физическое. Две совсем несходных вещи.

[Таки тайна за семью печатями? А "накорми врага хлебом" - вроде понятно, выше вот разобрались.

У меня, конечно, есть предположения, я просто подталкивал к размышлениям Вас. Вы, не скрою, на мой взгляд, довольно лихо прошлись по дорогому моему сердцу Тридентскому собору, не проявив необходимой предварительной тщательности в анализе двух обсуждаемых библейских текстов. Мне кажется, что это не вполне правильно.

 

Но, если угодно, я конечно, могу набросать схему моего понимания.

 

Итак, грешник, о котором речь идет в отрывке - это, конечно не человек, вообще имеющий грехи. В этом смысле противопоставление праведников и грешников, обычное для Слова Божьего, бессмысленно. Разумеется, грешник - это человек, ведущий очевидным образом греховный образ жизни, закосневший в грехе. В обсуждаемом месте особо подчеркивается, что добро, сделанное ему, не идет ему на пользу, что оно используется им для того, чтобы продолжать творить зло (специальное оговариваюсь - в моральном, не физическом смысле).

 

Кроме того, не будем забывать о том, что существует определенный порядок в числе тех, кто имеет право на нашу помощь. Мы должны предпочитать тех, кто связан с нами узами родства, физического или духовного. Вы как-то очень мельком пробежали мимо этого принципа (оговорившись только тем, что в этой иерархии грешники в принципе сохраняют свое место), а ведь он дан совсем неспроста и имеет большое значение.

 

Проиллюстрируем примером. Итак, во время бедствия я должен спасти от угрозы смерти себя, моих физических родственников (они есть, благодарение Богу), настоятеля и сестер монахинь, знакомых мне прихожан т.д. вплоть до Вас и Николая Вилонова. Потом будут идти наши обычные сограждане, может, безбожники, но не убийцы и содержатели притонов. И только в последнюю очередь эта самая очередь дойдет до бьющего жену алкоголика Васи.

 

Мораль - Васе в случае такого бедствия, когда нужно выбирать между праведными и неправедными, ближними и дальними, не достанется ни-че-го.

 

Писание, как мне думается, со свойственным ему лаконизмом и выражает как раз эту мысль - припрёт нужда, так помогай праведным, на практике до грешников дело вряд ли дойдет.

Это когда не зарубил Саула мечом?

Не зарубил мечом, не попал мячом, пригрел в метель, залез в постель... Ну какое это всё имеет отношение к нашему делу? Вы завели разговор о, якобы, двух противостоящих друг другу принципах. И вместо выяснения их наличия и природы, занимаетесь обсуждением частного случая взаимоотношений двух лиц, которые вообще непонятно с какого тут боку. Разве с того, что Давид - помяни, Господь, всю кротость его - не мстил своему обидчику.

 

Непонятно, решительно непонятно.

Хотя неважно. Главное, что два князя из учебника по нравственному богословию сто процентов в тему. :)

Честно говоря, на пример меня натолкнули здравый смысл и сайт Московской патриархии.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извините, временно выпадаю из дискуссии, поэтому позволю себе лишь пару реплик.

 

Кроме того, не будем забывать о том, что существует определенный порядок в числе тех, кто имеет право на нашу помощь. Мы должны предпочитать тех, кто связан с нами узами родства, физического или духовного. Вы как-то очень мельком пробежали мимо этого принципа (оговорившись только тем, что в этой иерархии грешники в принципе сохраняют свое место), а ведь он дан совсем неспроста и имеет большое значение.

Я упомянул о Гал 6:10 как о параллельном месте к рассматриваемому отрывку из Книги премудрости сына Сирахова и не счел нужным распространяться по данному вопросу, поскольку из анализируемого текста самого по себе никак не явствует существование подобного порядка. Но даже и у апостола Павла говориться, что, следуя определенному порядку, необходимо, тем не менее, "делать добро всем". Станете ли Вы отрицать, что у Сираха, в отличие от Послания к Галатам, содержится призыв к избирательности в доброделании как таковом, то есть по сути "делать добро не всем"? Если не станете, то можем ли мы на данном этапе дискуссии зафиксировать существование некоторого, пускай и объяснимого, противоречия между двумя текстами - ветхозаветным и новозаветным?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я упомянул о Гал 6:10 как о параллельном месте к рассматриваемому отрывку из Книги премудрости сына Сирахова и не счел нужным распространяться по данному вопросу, поскольку из анализируемого текста самого по себе никак не явствует существование подобного порядка. Но даже и у апостола Павла говориться, что, следуя определенному порядку, необходимо, тем не менее, "делать добро всем". Станете ли Вы отрицать, что у Сираха, в отличие от Послания к Галатам, содержится призыв к избирательности в доброделании как таковом, то есть по сути "делать добро не всем"? Если не станете...

Именно что стану. На мой взгляд, отрывок без очевидной натяжки поддается следующей интерпретации: "когда тебе нужно будет выбирать: сделать добро праведному или сделать добро грешному, делай добро праведному и не делай добра грешному". Соответственно, отрывок не применим там, где не нужно выбирать между праведным и грешным, например, где грешник находится в систуации чрезвычайной нужды, а праведник - обычной нужды и т.п.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме того, здесь, конечно, и предостережение против делания добра безотносительно к положению грешника.[Спаси грешника от смерти, но] не помогай ему как правило, когда ты видишь, что твоя помощь будет использована для продолжения греха, для издевательства над сделанным тобой добром.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Вероятно, проблема в том, что Вы под злом подразумеваете моральное зло, тогда как я в данном случае подразумевал физическое. Две совсем несходных вещи.

 

Вы совершенно правы, возникла некоторая путаница и недопонимание. Однако мне думается, что у меня были причины подумать в данном случае о моральном зле. Дело в том, что если брать Книгу притчей, то 25-я глава - не единственное место, где говорится об отношении к врагам. В следующей, 26-й главе, читаем следующее: "Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании." (Прит 26:24-26) Согласитесь, Максим, упоминаемое здесь коварство и семь мерзостей в сердце слабо сочетаются с представляемой Вами картиной враждующих праведников.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, слабо, но из этого можно сделать только тот вывод, что извлекаемый Вами сейчас из недр писания образ коварного, сатанинского врага, по сути - змия, не применим ко всем случаям, когда в Писании говорится о врагах, не применим ко всем случаям, когда в Писании говорится о грешниках и не применим ко всем случаям жизни вокруг нас.

 

Здесь ум, имеющий мудрость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, именно жизнь лучше всего объясняет отсутствие конфликта между этими двумя местами. Вот у меня есть коллега, которая враждует против меня - так, пакостит по мелочи. Пробовала и по-крупному, но обломалась.

 

С одной стороны, в определённых ситуациях я применяю к ней заповедь "Если враг твой жаждет...", с другой стороны, в списке адресатов моей благотворительности она занимает место ближе к концу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, слабо, но из этого можно сделать только тот вывод, что извлекаемый Вами сейчас из недр писания образ коварного, сатанинского врага, по сути - змия, не применим ко всем случаям, когда в Писании говорится о врагах, не применим ко всем случаям, когда в Писании говорится о грешниках и не применим ко всем случаям жизни вокруг нас.

 

Здесь ум, имеющий мудрость.

Но Вы согласны, что Прит 26 проливает свет на то, кто подразумевается под врагом в Прит 25?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, не согласен. Всякое место Библии проливает свет на всякое место Библии. Но надо и меру знать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И, между тем, даже и сатанинский враг (одновременно - очевидный грешник по образу жизни) вполне себе нормально укладывается в логику обоих мест Писания. Не помогай ему, а помогай праведнику, однако когда ты должен помочь и грешнику в его ситуации (грешник умирает, а праведник нет, праведники под боком закончились, а грешник в чрезвычайной нужде, и у тебя есть средства и т.д.), помоги сатанинскому врагу, так как, не помогая ему и при этих условиях, ты мстишь за себя.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, не согласен. Всякое место Библии проливает свет на всякое место Библии. Но надо и меру знать.

Ну а ежели мы не выходим за рамки одной библейской книги, то разве это не подходящая мера?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...