Самое традиционное толкование было дано преподобным Максимом Исповедником. Вкратце: По природе у Мелхиседека были и папа, и мама, и начало земных дней, и конец земных дней, но превыше природы по благодати Мелхиседек превосходил всё земное и был как не имеющий ни отца, ни матерь, ни начало дней, ни конец дней своих.
Иначе говоря, он был не просто в состоянии благодати, блаженным, очистившимся от первородного греха и не имевшим смертных грехов, но был великим святым, имевшим сверхдолжные заслуги (дела, которые праведные не обязаны делать, но совершение которых приветствуется). О таких людях писал св.Фома Аквинский, что были во времена естественного закона (до Моисея) и во времена иудейского закона (с Моисея) такие люди, которые превосходили своё время и духовный уровень данного Богом закона. Эти великие люди до Нового закона Евангелия жили так, как будто Новый закон уже был дан Богом. Это духовные гении, опередившие время. Вот как писал св.Фома Аквинский о них:
"никто и никогда не стяжал благодати Духа Святого, кроме как через веру во Христа (явную или неявную). Но благодаря вере во Христа человек принадлежит к новому завету. Поэтому любой, в [сердце] кого внедрен закон благодати, тем самым принадлежит новому закону".
"Но и в состоянии ветхого закона имелись те, кто стяжал любовь и благодать Духа Святого: те, кто искал, прежде всего, обетований духовных и вечных. И в этом отношении они относились к новому закону. — Равным образом, и в состоянии нового завета имеются плотские люди, еще не достигшие совершенства нового закона; и их даже в условиях нового завета требуется приводить к добродетели при помощи страха наказания, а также при помощи других временных обетований.
Но даже если ветхий закон и давал заповеди любви, тем не менее, в них не был дан Дух Святой, через Которого любовь Божия излилась в сердца наши (Рим 5, 5)".
"А те, кто в ветхом законе был принят через веру, в этом аспекте относились к новому закону: в самом деле, они были оправданы исключительно верой во Христа, Который является создателем нового завета. Поэтому апостол и говорит о Моисее, что он поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (Евр 11, 26)".
"Различие стран не производит различия [духовных] состояний рода человеческого, которые отличаются по эпохам. И потому новый закон проповедуется во всех странах, но не во все времена, хотя во все времена были люди, принадлежавшие к новому завету".
Мелхиседек, живший аж до закона Моисеева, принадлежал духом новому закону Евангелия, превосходил родных по крови, превосходил свою эпоху, законы совести (естественный закон), законы иудейские (ветхий закон), которые будут даны после его смерти. А он жил так, как если бы жил во времена нового закона и потому именуется в Писании по тем признакам, которые преобладали в нём.
Сообщение отредактировал ioann22: 23 Май 2016 - 01:13