Перейти к содержанию

О почитании католиками православных святых


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Каждый год, когда в архиепархиальном литургическом календаре появляются имена русских православных святых и подвижников, возникают одни и те же вопросы. Намедни такая дискуссия развернулась в нашей группе на фейсбуке. Участница группы Анастасия Медведева предложила свои размышления.

 

medved.jpg

 

ЖИЗНЬ СВЯТЫХ. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

 

В доказательство официального почитания в Католической Церкви , в числе прочих русских святых, и святого Сергия Радонежского, обычно приводят статью из продолжения знаменитого издания "Жизни святых" о. Альбана Батлера , опубликованного в 1956 году, еще до Второго Ватиканского собора. Жизнеописание святого Сергия в этой книге - одна из первых попыток "католического взгляда" на жизнь одного из величайших русских святых. Мы впервые приводим этот текст по-русски.

 

"Когда в 1940 году Святой Престол утвердил литургический календарь для использования немногочисленными русскими католиками, он включил в число прочих славянских особенностей византийского календаря, поминовение около 30-ти русских святых, 21 из которых никогда ранее не появлялись ни в одном католическом календаре. Все эти святые жили гораздо позднее конфликта, возникшего между Римом и Константинополем в 1054 году. Допущение их католического признания – пример практического рассуждения Святого Престола о том, что отделение Восточной Православной Церкви не было полным еще долгое время после отлучения Папой патриарха Константинопольского Михаила Керуллария, и, в любом случае, раскол становился окончательным в разных местах в разное время. Выбор святых, как отметил о. Кирилл Королевский (в Eastern Churches Quaterly, July 1946, p.394), «основанный на цельном видении, не исключает присоединения к нему и других русских святых при дальнейшем изучении славянской агиографии».

 

Согласно о. Королевскому, он не был связан, прямо или косвенно, со временем и обстоятельствами канонизации. «Когда отделившаяся Восточная Церковь (или ее часть) воссоединяется с Католической Церковью, она приносит с собой все свои обряды и всю литургию; также и весь свой месяцеслов или литургический календарь. Только то, что прямо или косвенно посягает на истины веры, исключается. Но это не ставит под вопрос необходимость тщательного критического выверения стандартов моральных, исторических и агиографических аспектов, чтобы включение или изъятие святых из католического календаря можно было бы производить, а положение других корректировать исходя из исследований, в соответствии с развитием агиографических штудий.» Это совершенно верно. Тем не менее, в современной практике Церкви с канонической точки зрения это выглядит скорее как случай эквивалентной («эквиполентной») канонизации или подтверждения почитания (культа).

 

Из этих двадцати одного русского наиболее известен и важен, вне всякого сомнения, святой монах Сергий Радонежский. На раннем этапе великие центры русского монастицизма располагались в городах или неподалеку от них; но монгольское нашествие XIII столетия разрушило городскую цивилизацию южной части страны, и соответственно пострадали и монастыри. Многие из них продолжали существовать, но были слабыми и ущербными, и те, кто искал совершенной жизни, стали уходить прочь, особенно – в дикие просторы северных лесов. Эти лесные отшельники звались пустынниками, то есть людьми пустыни. Святой Сергий Радонежский обычно считается основателем этого движения.

 

На самом же деле он был всего лишь одним из множества, в явлении, возникшем сразу в нескольких местах одновременно, и давшем жизнь нескольким новым центрам монашеской жизни. Но, даже один из многих, он был выдающейся фигурой, и многие считают его величайшим из всех русских святых. И он был не просто великим монахом. Установление власти монголо-татар и продолжающиеся волны набегов, убийств и насилий (они продлились почти столетие после 1237 года) ввергли русский народ в пучину нищеты и унижения; и святой Сергий, наверное - более, нежели любой другой человек, был способен своим примером и влиянием объединить людей перед лицом их угнетателей и восстановить их самоуважение и доверие к Богу. Историк Ключевский провозгласил, что русские обязаны своим освобождением нравственному просвещению и духовному влиянию святого Сергия Радонежского.

 

Он родился в знатной семье около 1315 года под Ростовом и был крещен с именем Варфоломей. Из трех братьев он казался наименее одаренным и сообразительным. Это мучило его, и когда встреченный в поле незнакомый монах спросил, какого дара он более всего желал бы, мальчик ответил, что хочет научиться читать и писать - особенно, чтобы знать Писание. Тогда монах дал ему съесть кусочек сладкого хлеба, и с этого часа он мог читать и писать, как говорит нам автор жития.

 

Это были времена начала возвеличения княжества Московского, шагом в котором было уничтожение силы и влияния Ростова, и жертвами этой политики стали родители Варфоломея, Кирилл и Мария. Когда он был еще почти мальчиком, вся семья вынуждена была бежать и нашла пристанище в маленькой деревне Радонеж, в пятидесяти верстах к северо-востоку от Москвы. С этого времени они уже жили жизнью не господ, но простых крестьян, работая в поле. Когда, в 1335 году, родители скончались, Варфоломей осуществил свой давнишний план начать отшельническую жизнь. За ним последовал его овдовевший брат Стефан.

 

Место, которое они избрали для своего отшельничества, было небольшой возвышенностью в лесу, в нескольких километрах от ближайшего жилья, и называлось Маковкой. Они построили хижину и бревенчатую часовню, и по их просьбе митрополит Киевский послал священника освятить ее во имя Пресвятой Троицы, что было очень необычно на Руси того времени. Вскоре после этого Стефан ушел жить в московский монастырь. Отныне на годы избравший уединение Варфоломей практически исчезает из виду.

 

Его агиограф сообщает нам об отраженных нападениях демонических сил, о жестоких хищниках, усмиренных, как домашние животные, о голоде и тяжком труде земледельца, о ночах в молитве и возрастании в святости. Все это очень напоминает ранних отцов пустыни. Но есть одно важное отличие. Мы на Западе ассоциируем отшельническую жизнь в основном со святым Антонием и другими подвижниками Египта и Сирии, представляя трудности их жизни - песчаные или каменистые пустыни, жестокую жару и недостаток воды. Для Варфоломея, или, как мы уже можем его называть, Сергия, ибо он был пострижен посетившим его игуменом, все было совсем по-другому: его природными врагами были лед и снег, пронизывающие ветры, проливные дожди и непролазные чащи. Отношения таких отшельников с природой роднят их с Франциском Ассизским. Павел Обнорский дружил с птицами, святой Сергий – с медведями, он называл своими друзьями огонь и свет (воистину он мог так сказать). Но физически эти люди отличались от Франциска (в любом случае от того, каким он предстает на позднейших изображениях): могучие северные крестьяне, бородатые, скупые на слова и жесты. Святой Сергий «пах свежим хвойным деревом».

 

Как и во множестве подобных случаев, всего лишь вопрос времени – когда репутация молодого отшельника распространится и соберет вокруг него учеников. Каждый строил себе хижину; так начался монастырь Святой Троицы. Когда отшельников стало 12, по их просьбе и по указу местного епископа Сергий согласился стать их игуменом; он был рукоположен во священники в Переяславле Залесском, и там же впервые принес Бескровную Жертву. «Братия», сказал он, по-своему обобщая целую главу Правила святого Бенедикта, «молитесь обо мне. Я совершенно невежествен и получил талант свой свыше, так что должен буду дать ответ за себя и за стадо, мне данное».

 

Монастырь процветал, богател и возрастал числом, среди его насельников был даже архимандрит одного из монастырей Смоленска. Лес был вырублен, постройки росли, и, что особенно удручало, была проложена дорога, по которой начали прибывать паломники. И посреди всего этого развития игумен продолжал помнить, что он всего лишь первый среди равных, и являл пример прилежания как в труде, так и в молитве.

 

В то время возник спор, какой из двух форм монашеской жизни, распространенных на Востоке, должно следовать в обители Святой Троицы. До тех пор монахи жили согласно индивидуальному выбору, «отшельничали в общине», каждый имел свою собственную келью и участок земли. Сергий при этом более склонялся к настоящей киновийной, общежительной модели, и в 1354 году была воплощена его реформа, не без влияния личного письма с соответствующими наставлениями от Вселенского патриарха Филофея. К несчастью, это привело к конфликтам. Некоторые монахи были несогласны с изменениями и нашли себе лидера в лице возвратившегося в обитель Стефана, брата Сергия. Кульминацией стало, когда в одну из суббот, после Вечерни, на которой произошел некий «инцидент», св. Сергий, вместо того, чтобы ругаться с братом, тихо покинул монастырь и не вернулся. Он остановился на берегу реки Киржач, неподалеку от Махрищского монастыря.

 

Но некоторые из монахов Святой Троицы вскоре последовали за ним на новое место и вскоре изначальный монастырь стал приходить в упадок, так что митрополит Московский Алексий послал к святому Сергию двух архимандритов, прося его вернуться. Святой Сергий сделал это, поставив игумена для новой обители на Киржаче, и после четырех лет отсутствия вернулся ко Святой Троице, где братья вышли встречать его, «настолько исполненные радости, что некоторые целовали отцу руки, некоторые – ноги, а другие – ловили полы его одежды и их целовали».

 

Как святой Бернард Клервосский за два века до того, и подобно другим святым монахам Востока и Запада, до и после него, святой Сергий стал советчиком великих Церкви и мира; к нему прибегали как к миротворцу и арбитру, и более нежели однажды делалась попытка просить его принять предстоятельство в Русской Церкви. Затем, между 1367 и 1380 годами, произошло великое противостояние между Дмитрием Донским, князем Московским, и ханом Мамаем, лидером татарских вождей. Дмитрий должен был принять решение о решающем сражении, которое, будучи проиграно, принесло бы России разорение, превышающее все, что было ранее. Он приехал спросить совета у святого Сергия. Сергий благословил его и сказал: «Твой долг, князь, заботиться о стаде, которое доверил тебе Бог. Иди на язычников и победи силой десницы Божией. И да возвратишься ты в целости, Богу воздавая славу».

 

Князь Дмитрий отправился в сопровождении двух монахов Сергия, бывших в прошлом воинами. В последний момент, видя мощь врага, он опять засомневался. Но тут явился посланец от святого Сергия со словами: «Не страшись, князь. Иди вперед с верою против ярости вражией. Бог будет с тобой». И, 8 сентября 1380 года, произошла битва на Куликовом поле, которая имеет в России значение, равное Туру и Пуатье для Западной Европы (и, с противоположным знаком, Косову для Балкан девятью годами позднее): татары были побеждены и рассеяны. «В это время блаженный Сергий с братией молился Богу о победе. И часу не прошло с разгрома язычников, как он объявил общине, что произошло – ибо он был провидец».

 

Это позволяет признать за святым Сергием Радонежским существенную роль в окончании татарского владычества над Россией. Но после этого ему не позволили в мире пребывать в своем монастыре. Его услуги требовались и на политическом, и на церковном поприще: помочь установить мир и согласие между партиями русских князей, связаться с другими монашескими общинами, которые так или иначе выросли из его собственной. Известно, что все путешествия он проделал пешком.

 

Автор жития говорит общими словами о «многих несравненных чудесах» Сергия, но уточняет всего несколько фактов, сообщая, что святой велел молчать о таких вещах. Однако он приводит ясное и достоверное свидетельство о видении Пресвятой Богородицы (одно из самых ранних в русской агиографии), когда, в сопровождении святых апостолов Петра и Павла, Она явилась перед Сергием и другим монахом, обещая будущее процветание, ожидающее обитель. Объективность этого видения характерна для русской агиологии: мы редко слышим об исступлении и экстазах, но больше о Духе Святом, дающем людям способность видеть реальность, земную или небесную, сокрытую от глаз тех, кто не так свят.

 

За шесть месяцев до кончины святой Сергий увидел приближение своего конца. Он оставил настоятельство, назначил преемника и заболел впервые в жизни. «Когда его душа была готова покинуть тело, он причастился Святых Тела и Крови, поддерживаемый руками учеников, и, воздевая руки к Небесам с молитвой на устах, он предал свой чистый и святой дух Господу, в лето 1392, 25 сентября, примерно в возрасте семидесяти восьми лет».

 

По словам доктора [Н.М.] Зёрнова, «трудно точно определить, что заставляло людей стекаться к святому Сергию. Он не был ни выдающимся проповедником, ни человеком больших знаний, и, хотя было несколько случаев исцеления по его молитве, его нельзя назвать популярным целителем. Масштаб его личности и был главным в том, что привлекало к нему всех. Именно теплота его любовного внимания так отличала его от других. Он владел дарами, которых им не доставало, у него было доверие Богу и вера в людей, которые мир вокруг него тщетно искал, и без которых он не мог найти покоя».

 

Так же, как многие монахи в христианской истории, с самых древних до совсем недавних времен, святой Сергий видел в деятельном и непосредственном служении ближнему часть своего монашеского призвания. Поэтому Сергий, как и другие светочи монашества, стал для высших и низших исцелителем души и тела, другом страдающим, тем, кто накормит голодного, защитит незащищенного и даст совет колеблющемуся. Особая черта этих северных монахов состояла, прежде всего, в бедности, личной, как и общинной, и уединении, насколько могли позволить общинная жизнь и обязанности братской заботы. Сергий увещевал их «держать перед глазами пример великих светильников – монахов древности, которые еще на земле жили жизнью ангелов: таких мужей, как Антоний, Ефимий, Савва. Простые люди и цари приходили к ним; они исцеляли недуги и помогали страждущим; они насыщали бедных и были сокровищницами для сирот и вдов».

 

Тело святого Сергия сохранялось как святыня в главной церкви его монастыря, где и оставалось до революции 1917 года. Монастырь после этого был насильственно закрыт большевиками, а мощи святого выставлены в местном «антирелигиозном музее». В 1945 году иерархам Русской Православной Церкви было дано разрешение вновь открыть монастырь, и мощи были вновь положены в нем. Русские поминают святого Сергия на проскомидии во время Божественной Литургии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 54
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

И еще текст этого же автора.

 

"Русская православная Церковь сегодня вспоминает Сергия Радонежского.

Немногие знают, что почитает святого Сергия и католическая Церковь. А вместе с ним - Стефана Пермского, Сергия и Германа Валаамских и многих других.

Анастасия Медведева - об истории вопроса.

 

**

 

Сегодня Русская Православная Церковь торжественно чтит память святого Сергия Радонежского. Весь этот год был в России годом его 700-летия. По всей стране проходят крестные ходы, торжественные богослужения, выставки, концерты, фестивали и конференции.

 

Мы, католики, с чистым сердцем и без малейших сомнений можем принимать в них участие. Достаточно просто узнать о документах Святого Престола, чтобы освободиться от распространенного предрассудка, что якобы наша Церковь почитает только "дораскольных" восточных святых.

 

Официальная память православных святых была установлена для русских католиков Слугой Божьим Папой Пием XII еще в 1940 году. Католики в России могут и должны следовать этим установлениям, независимо от обряда, ведь почитание святых нигде обрядом не ограничивается.

 

Даже ультра-традиционалистски настроенные католические исследователи, будучи аккуратны и честны в своих изысканиях, находят достаточно канонических оснований для почитания в Католической Церкви некоторых из «послераскольных» святых Русской Церкви.

 

Так, например, о. Йозеф Швайгль в своей статье «Греко-славянский месяцеслов после 1054 г.», опубликованной в "Periodica de re morali, canonica, liturgica" № 3 в Риме, в 1941 году, пишет: "Киевская Русь была католическим народом со времени обращения равноапостольного Великого князя св. Владимира I Святославича Великого (ок.980-1015, пам.-15 июля), в 988 году, и до 1104 года. Русь по большей части пребывала в расколе с Католической Церковью с 1104 по 1461 г. Все русские митрополиты XI века были католиками, некоторые из митрополитов XII века были католиками, вероисповедание всех митрополитов XIII века сомнительно, ни один из митрополитов XIV не может быть с уверенностью назван католиком, и примерно во времена Флорентийской унии Русь была разделена на католическую и православную части, причем католическая часть просуществовала как минимум до 1520 года. Если нет ничего, что противоречит догматическому учению Церкви, она может вынести осторожное решение включить святых времени разделения в мартирологи без нахождения неопровержимых доказательств их католичества, но основываясь на моральной уверенности".

 

Согласно блаженной памяти о. Альфонсу Раесу SJ, первое издание Русской католической литургии св. Иоанна Златоуста, одобренное Ватиканом и опубликованное в Риме типографией Гроттаферрата в 1940 году, исключает поминание митрополитов Московских Петра (1308-1326), Алексия (1354-1378), Ионы (1448-1461) и Филиппа II (1566-1568), так как первые два безусловно зависели от патриарха Константинополя, когда он пребывал в открытой схизме с Римом, а последние два доподлинно и несомненно отрицали Вселенский собор во Флоренции.

 

Вот перечень славянских и русских святых, включенных в Римский календарь, одобренный Слугой Божиим Папой Павлом VI в 1969 году:

 

Св. Савва Сербский (14 января) 1174-1237

 

Св. Никита Новгородский (31 января) +1108

 

Св. мученик Иоанн Виленский (14 апреля) +1342

 

Св. мученик Антоний Виленский (14 апреля) +1342

 

Св. мученик Евстафий Виленский (14 апреля) +1342

 

Св. Стефан Просветитель Пермский (26 апреля) 1340-1396

 

Св. Стефан Печерский (27 апреля) +1094

 

Св. Кирилл Туровский (28 апреля) 1130-1182

 

Св. Игнатий Ростовский (28 апреля) +1288

 

Св. Исайя Чудотворец Ростовский (15 мая) +1090

 

Св. Ефросиния Полоцкая (23 мая) +1173

 

Св. Леонтий Ростовский (23 мая) +1077

 

Св. Никита Столпник, чудотворец Переяславский (24 мая) +1186

 

Св. Герман Валаамский (28 июня)

 

Св. Сергий Валаамский (28 июня)

 

Св. Антоний Киевопечерский (10 июля) 983-1073

 

Св. Феодосий Киевопечерский (10 июля)

 

Св. Федор Черный Ярославский (19 сентября) +1299

 

Св. Давид Ярославский (19 сентября) +1299

 

Св. Константин Ярославский (19 сентября) +1299

 

Св. мученик Михаил чудотворец Черниговский (21 сентября) +1246

 

Св. мученик Федор чудотворец Черниговский (21 сентября) +1246

 

Св. Сергий чудотворец Радонежский (25 сентября) +1314-1392

 

Св. Авраамий чудотворец Ростовский (29 октября) +1073

 

Св. Варлаам Хутынский (6 ноября) +1193

 

В литургии св. Иоанна Златоуста на проскомидии русские католики поминают св. мученика Иосафата, а сразу после него – св. Никиту Новгородского, св. Леонтия Ростовского, св. Параскеву, Антония и Феодора Киевопечерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Ефросинию Полоцкую.

 

**

 

В архиве группы доступна статья о Сергии Радонежском из издания "Жизни святых" о. Альбана Батлера - впервые на русском языке.

Также в архиве группы доступна запись выступления о. Иакинфа Дестивеля (Орден проповедников) о святом Сергии в Российском культурном центре в Риме".

 

https://vk.com/docs?oid=-5115793

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что бывают и еретические святые?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это вопрос к автору этих статей.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А с Андреем Рублевым-то всё-таки как обстоят дела? Почитается он католиками или нет? В списке не нашла :mellow:. Проясните ситуацию, а то недавно ведь вопрос возник.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей Рублёв был канонизирован РПЦ в 1988 г. Естественно, он не почитается Католической Церковью. А на частном уровне - можете почитать. Как и любого другого человека.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да я и не собиралась, у меня чисто теоретический вопрос. Недавно как раз ведь ты, по-моему, писал в теме "Литургический календарь". А вопрос так и повис. Чем дело-то кончилось, включен он или нет на самом деле в наш календарь?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Календарь взят с официального сайта архиепархии.

Он там со звездочкой *. Что это значит?

 

Надо точно тогда переносить данные, а то создается впечатление, что это досточтимые пастыри морочат головы верным. И на ФБ тоже эта же информация (((.

Изменено пользователем Eleonora
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотрела я в первоисточнике, т.е., откуда у нас тут появляется информация. До конца не понятно, но, похоже, это чисто местные особенности данной епархии, типа местночтимого святого, что ли. Он там в календаре со сноской-звездочкой, но что она означает, я с телефона не могу никак найти. Изменено пользователем Eleonora
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Календарь взят с официального сайта архиепархии.

Он там со звездочкой *. Что это значит?

 

Надо точно тогда переносить данные, а то создается впечатление, что это досточтимые пастыри морочат головы верным. И на ФБ тоже эта же информация (((.

 

Мы задавали этот вопрос в группе на ФБ о. Сергею Тимашову, но ответа пока не получили. Ветка обсуждения здесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что в календарь он включён чисто из уважения к РПЦ. А так , конечно, он не прославлен в Католической Церковью и нами не почитается. Я уж не говорю о ряде сомнительных аспектах его канонизации в РПЦ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Он там со звездочкой *. Что это значит?"

 

В официальном календаре для России (в приложение к Общему Миссалу) - его нет. Ни со одной звездочкой, ни с пятью...

https://www.youtube.com/watch?v=d1fQe9kBqb4

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

его нет. Ни со одной звездочкой, ни с пятью...

:) :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Звездочкой вроде помечаются местночтимые святые. Возможно речь идет о какой то конкретной епархии или даже городе

см. 2 стр. пост #28, там выяснили условные обозначения.

Изменено пользователем Mar!a
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книги под рукой нет, но хочу добавить из "Жития" Св. Сергия. Во-первых, когда князь Дмитрий приехал к нему за благословением, Сергий сначала спросил князя, нельзя ли обойтись без кровопролития? Если Мамаю нужно золото, - отдайте ему золото. Если Мамай жаждет власти, - поклонитесь ему. И только когда князь сказал, что речь идет не злате и власти, а о Вере и жизни, последовало благословение. И, во-вторых, пока шла Куликовская битва, Сергий служил панихиду, называя имена воинов, погибающих в битве (поелику "был провидец"). И по завершении битвы служились не торжественные молебны ("Ура-мы-победили!"), а панихиды ("Увы, столько людей погибло, столько осиротело..."). Мне кажется это важным.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он там со звездочкой *. Что это значит?

 

Надо точно тогда переносить данные, а то создается впечатление, что это досточтимые пастыри морочат головы верным. И на ФБ тоже эта же информация (((.

 

Мы задавали этот вопрос в группе на ФБ о. Сергею Тимашову, но ответа пока не получили. Ветка обсуждения здесь.

 

Да, понятно, но хотелось бы однозначности. Что на ФБ происходит, никому здесь в теме не известно, а в репосте потерялся смысл, получилось, что все прославляем в тот день этого святого и точка. Получаются глухие телефончики, введение в заблуждение верных, да еще и подстава СМИ архиепархии, а ведь литургический календарь - весьма серьезная тема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Элеонора, какая подстава СМИ архиепархии? Без ведома начальства на том сайте ничего не появляется.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Звездочкой вроде помечаются местночтимые святые"

 

Вроде - в экуменическом огороде ?? Хотелось бы ясности - когда, кто разрешил...

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Элеонора, какая подстава СМИ архиепархии? Без ведома начальства на том сайте ничего не появляется.

 

Ну, как... Не о них речь, а о Вас. На замечание Амтаро насчет Андрея Рублева в теме "Литургический календарь" Вы просто перевели стрелки на первоисточник. Вроде как, почитается нет ли, ничего не знаю, в архиепархии так написали, с них и спрос.

 

Календарь взят с официального сайта архиепархии.

 

А все звездочки-кавычки и т.п., указывающие на неоднозначность происходящего, остались за кадром.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я на них вообще не обратила внимания. Звездочки, ну и звездочки.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Без ведома начальства на том сайте ничего не появляется."

 

Ну, что мне рассказываешь? Непрофессионально тот сайт делается. Увы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Непрофессионально - это не значит, что информация там появляется без ведома. И не сами же они сочинили литургический календарь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то, в первую очередь надо было бы включить дораскольных святых. А то какие-то непонятки с Симеоном Новым Богословом, Константином, Юстинианом, Феодосием. Зато понавключали явно послераскольных новомодных святых. Для полного счастья только Фотия с Брянчаниновым не хватает.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Звездочкой вроде помечаются местночтимые святые"

 

Вроде - в экуменическом огороде ?? Хотелось бы ясности - когда, кто разрешил...

Раньше звездочка как и в любом тексте была указанием ссылки на пояснение. Но т.к. сайт 150 раз переделывался и его поддержкой сейчас занимается кто-то, кто в этом явно мало смыслит (там регулярно появляются какие-то кривые ссылки, тексты, спам и т.п.) то имеем то, что есть. :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...