Перейти к содержанию

Современное прочтение жития св. Марины (Маргариты) Антиохийской


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

200px-St._Marina_killing_the_devil%2C_around_1711%2C_Icon_Gallery-Ohrid_2.jpg

Жила когда-то, в III или IV веке офигеннейшая девчонка - святая Марина Антиохийская. Ее история - просто супербоевик.

Итак, как-то Марину бросили в тюрьму. И она там попросила Господа, чтобы Он показал ей врага – дьявола. И вот перед ней явился змей («бесъ змиеобразный» домашний, отзывается на кличку "Шарик", кушает печенюшки, не перекармливать, ибо много гадитЪ" )), свистящий, изрыгающий пламя и смрад, оплетенный мелкими змеями (короче, зрелище - нехилое).

Марина преодолела страх (Умница, девочка - а впрочем, куда убежишь с подводной лодки? ) и вновь помолилась Богу. После этого монстр проглотил святую (уточняется: "в мечте некоей", т. е. в видении - вот здесь просто потрясающе интересный момент, как на меня), однако она сотворила крестное знамение, чрево змея разорвалось, и он упал мертвым (Вот что крест животворящий делает! Сам знаю по снам -- когда со всех сторон прижмет так, что уже не знаешь, останешься ли жив - только крестное знамение да скрипт и спасают).

Из другого угла тут же явился бес и, схватив Марину за руку, заорал: «азъ оужику свою Роуфа во образе змиеви пустих, яко да тя погубить, ты же молитвами своими умори его и ныне мыслиши и мене изгубити. но помилуй мя…»

(Слы, блин, ужика у него ручного обидели, понимаешь! ))).

Святая схватила беса «за власы и за оусъ»; пока мучимый Христовой силой бес кричал от боли, узница вырвала у него полбороды и правое око

(О___О Вот это - девчонка! Под стать моим анимешным любимицам - и ваще сюжет хоть сейчас - в махо-седзе! ).

Затем Марина взяла медный молот (валялся случайно в камере предварительного заключения; впрочем, она могла его и материализировать - святые они такие!) и ударила им беса в лицо – нечистый упал наземь, а она наступила на него ногой и била молотом по голове и плечам (О________О. Кажись, девушка увлеклась слегка, но я ее очень понимаю. Наверное, я бы так же поступил).

Помолившись и получив благословение свыше, (т.е, - она его лупила по башке и молилась одновременно. Я ею восхищаюсь! )), Марина стала спрашивать беса о его имени и делах. (Нормально так - да? Разлупенить гражданину пол-головы молотом, а потом так невзначай: "Ну, как дела? Болит?" -- "Спасибо, доктор! Только когда смеюсь". Хотя, думаю, все было не так спокойно, как написано в житии - Марина, скорее всего, придавила ему шею пяткой, наставила руку с молотом и потребовала: "Явки, пароли, клички - и быстро, хрень аццкая!!!"

Демон, обос...сь вконец, ответил, икая, что его зовут «В... В... Велзаулъ», попросил снять ногу с его шеи (ну, да, оно как-то неудобно говорить в такой позиции, шея затекает! )) и рассказал святой, что он рожден от темного воздуха, «глаголемаго Сатанаила», и никто раньше не мог убить его «ужика» Руфа и наказать его самого тысячью ран (Ага! Знай наших девчонок, хрень потусторонняя! Они еще и не такое могут! ).

Затем он поведал несколько версий относительно происхождения бесов (раскололся таки, демон!) (каноническую – о самовольном отпадении части ангелов во зло и две апокрифические: о браке сатанаила с «диевой дочерью», отложившей яйца (О__О), из которых выходят нечистые духи, и о происхождении демонов от «древних лукавых жен») -- (кстати, весьма интересные версии - не знаю, правда, как нещастный бес мог еще говорить с развороченной челюстью)), заключив, что сами бесы не уверены, как они появились на свет (а хто, вообще, помнит, как он появлялся на свет? О___-).

После этого Марина дала ему пинка под зад, так сказать, с носака отослала Вельзевула в ад (ну, понятно, что не на Кипр -тем более, там тогда курорта еще не было), а перед смертью молила Господа, чтобы тот, кто помянет ее жизнь и перепишет али репостнет житие, был избавлен от всех грехов (говорят некоторые, что девочка хватила! - но и в этом я тоже ее понимаю. Это классное желание - вспомнить твою жизнь и за это получить спасение - ведь вспоминая чью-то жизнь - мы приобщаемся к этому человеку, разделяем с ним его самого. Недаром Христос говорил - это творите (Причастие) в воспоминание обо Мне...)

Так что, помянем Святую Марину Антиохийскую.

И даже если после этого не избавимся ото всех грехов - зато вспомним о хорошей, красивой и сильной девушке. Она того заслуживает.

Авторская орфография сохранена. )

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немного еще пообтесать напильником - и в лурк можно...
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...

49e9db8ccf765346158434552d045c5a.jpg

 

Saint Margaret and the Dragon

 

Les Grandes Heures d'Anne de Bretagne, Jean Bourdichon, Tours or Paris 1503-1508 (BnF, Latin 9474, fol. 205v)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

svyataya-margarita-antiohiyskaya-surbaran+.jpg

 

Франсиско де Сурбаран "Святая Маргарита Антиохийская" - . 1630-1634. Холст, масло. 163х105. Национальная галерея (Лондон)

 

Большинство произведений Сурбарана с образами святых дев было заказано художнику в виде серий и в основном исполнено его помощниками. В 1647 он получил заказ на 24 такие картины для монастыря в Лиме, еще через два года - на 15 для Буэнос-Айреса. Однакоработа со святой Маргаритой Антиохийской была написана раньше и, несомненно, является творением самого мастера.

 

Маргарита Антиохийская - легендарная христианская дева-мученица. Ее житие повествует, что префект антиохийский пожелал жениться на ней, но она отказала, сказав, что является Христовой невестой. Деву подвергли жестокому мучению и заточили в подземную темницу. Туда в виде дракона явился сатана и сожрал ее. Но крест, который она держала в руках, заставил монстра разверзнуться, и Маргарита вышла наружу. Она была обезглавлена после молитвы о том, чтобы беременные женщины, воззвавшие к ней, смогли безопасно родить своих чад, подобно тому, как сама она появилась невредимой из чрева дракона.

 

Некогда Маргарита была почитаемой христианской святой, поскольку считалась покровительницей рожениц. Однако из-за отсутствия доказательств подлинности истории в 1969 она была исключена из церковного календаря. Сурбаран создал мирской образ, резко контрастирующий со всем строем испанской религиозной живописи XVII века. Это практически портрет крестьянки: она изображена с пастушеским посохом, в соломенной шляпке, с домотканой сумкой с затейливым орнаментом. О том, что на полотне - святая, можно догадаться лишь по традиционным атрибутам - дракону и книге в ее руке - безусловно, Библии. (Источник)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Авторская орфография сохранена. :)

 

 

Источник

 

Смеяться, на слове "лопата"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Мученица, победившая дьявола и явившаяся Жанне Д’Арк

 

Roshenja-Margarita-300714-2-205x300.jpg

 

Св. вмц. Марина. Цветная литография. Греция, конец XIX века

 

В Антиохии, которая находилась в малой Азии, в семье языческого жреца Эдессия, родилась дочь. Ее назвали Марина. Мать девочки вскоре умерла, и отец отдал младенца на воспитание кормилице, которая жила в 15–20 километрах от города. Здесь, в сельской местности Марина воспитывалась и взрослела. Девочка была скромна и благочестива. Ей исполнилось двенадцать лет, когда начались жестокие гонения на христиан императора Диоклитиана. Тогда (303–305 года) император приказал разрушать церкви, сжигать христианские книги, лишил христиан всяческих гражданских прав: должностей, права голоса в публичных собраниях и даже права обращаться за справедливым судом. Вскоре христиан стали арестовывать, заключать в тюрьмы и требовать поклоняться идолам.

 

За отказом подчиниться воле правителя следовали пытки и казнь христиан. Это были жестокие времена. Многие христиане скрывались от преследований: кто в лесах, кто в дальних селениях, но даже там люди продолжали свою проповедь. От одного из таких христиан Марина впервые услышала об Иисусе Христе. Она не только уверовала, но и желала креститься. И так как не было священника, который мог бы совершить над ней таинство, то она надеялась в будущем уподобиться христианам, которые крестились собственной кровью и пролили ее за Христа. Желание Марины стать мученицей возмутило ее отца.

 

Узнав, что дочь исповедует Христа, он разгневался и отрекся от нее, сказав, что больше своей дочерью не считает. И Марина как простая пастушка стала стеречь его овец. Как-то раз в поле девушку увидел Олимврий, наместник восточных областей Римской империи. Он направлялся в Антиохию, столицу Галатии из города Асия. Олимврий объезжал подчиненные ему территориям для розыска христиан. Пятнадцатилетняя Марина была так юна и прекрасна, что епарх задержался, чтобы познакомиться с ней.

 

Roshenja-Margarita-300714-1-300x235.jpg

 

Миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье» работы Жана Фуке, Музей Конде

 

 

Она разумно и кротко отвечала на его вопросы и очень понравилась ему, что епарх даже решил на ней жениться. Не смутило его и то, что девушка объявила себя христианкой. Олимврий был гонителем христиан и считал, что уж с этим препятствием он знает, как справиться. Он арестовал девушку и под конвоем привел в Антиохию, где передал суду. На судилище епарх уговаривал Марину принести жертву языческим богам и не только обещал щедрое вознаграждение, но и публично предложил ей стать его женой. Но девушка в ответ лишь молилась и просила у Бога дать ей крепости и мужества посрамить врагов. А Олимврию и заявила, что верит во Христа и иного жениха не желает.

 

Тогда начались ее длительные мучения. Марину по приказу епарха долго секли плетями, прибили гвоздями к доске и раздирали тело трезубцами. На ночь девушку бросили в темницу. Марина не только терпеливо сносила мучения, но и не переставала молиться. Под покровом ночи в темнице ей явился дьявол в облике змея. Он поглотил ее, как некогда кит Иону. В чреве змея девушка совершила крестное знамение, чем разорвала его на части. Выйдя из тела змея, как говорит житие, она получила исцеление от ран. Когда утром ее привели к Олимврию, она была совершенно здорова без следов пыток. Кто-то, видя что на теле девушки не осталось ран, уверовал во Христа, кто-то счел это колдовством.

 

Епарх же вновь убеждал девушку принести жертвы идолам. Именно они, по его мнению, исцелили ее. Но Марина в ответ смеялась над мучителем и продолжала славить Бога. Ее жгли огнем, а она возносила Богу молитвы: «Господи! Ты сподобил меня за имя Твое пройти через огонь, сподобь пройти и через воду святого крещения, и, омытую от грехов, введи меня в покой Твой». Слыша слова девушки, епарх приказал утопить ее в бочке. Когда палачи приступили к этому, земля затряслась, веревки, сковывавшие ее руки, спали, и девушка не только не утонула, но вышла исцеленной теперь без следов ожогов.

 

Еще большее число тех, кто видел это, уверовали во Христа и тут же стали славить Его. Растерянный от произошедшего, разъяренный собственным бессилием Олимврий приказал сечь мечами всех, кто только упоминает Христа. Тогда погибло пятнадцати тысяч человек. Палач отрубил голову и святой Марине, которая сама подставила ее под острый меч. Это произошло 30 июля. Свидетелем всему был некто Феотим. Он присутствовал при мучениях святой девы и записал ее житие.

 

Марина или Маргарита?

 

Roshenja-Margarita-300714-190x300.jpg

 

Франсиско де Сурбаран. Святая Маргарита». Национальная галерея, Лондон.

 

Мощи великомученицы Марины были помещены Феотимом в каменную гробницу. Вскоре у них начали происходить исцеления и другие чудеса. Особенно часто здесь исцелялись бесноватые и душевнобольные. Тогда же святая Марина стала широко почитаться христианами, хотя формальной канонизации еще не произошло. Но если у восточных христиан и коптов традиция почитания Марины никогда не прерывалась, то в Европе, в 494 году, папа римский Геласий I объявил житие великомученицы Марины апокрифическим.

 

В VIII веке византийская императрица Мария перенесла мощи святой в Константинополь. Вплоть до 1204 года, когда крестоносцы вошли в монастырь Пантепонта, мощи хранились там. Примерно тогда же, в эпоху раннего Средневековья, восстановилось почитание святой Марины в Западной Европе, с той лишь разницей, что теперь ее стали называть Маргаритой Антиохийской.

 

Смена имени с Марины на Маргариту не должна смущать, ведь Маргарита было всего лишь прозвищем Святой Марины. Ее агиограф Феотим, описывая в житии красоту и стать Марины, называет девушку «Маргарита», то есть «жемчужина». Именование святой по-разному на Востоке и Западе укоренилось в эпоху разделения церквей. Причем в Западной Европе святая Марина (Маргарита) стала почитаться наравне со святыми Варварой и Екатериной и изображаться попирающей дракона. Считается, что именно святая Марина (Маргарита) явилась в видениях Жанне и призывала ее идти спасать Францию.

 

Святую Марину почитают и в восточной Православной Церкви. Так в Греции воздвигнуты сотни православных храмов в честь великомученицы Марины, а на Афоне сразу в четырех монастырях хранятся частицы ее мощей.

 

Тропарь великомученице Марине

 

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Марина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

 

Кондак великомученице Марине

глас 3

Девства добротами преиспещренна, дево,/ нетленными венцы венчалася еси, Марино,/ кровьми же мученичества обагрена,/ чудесы просветившися исцелений,/ благочестно, мученице, прияла еси почесть победы твоего страдания.

 

Журнал "Фома"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

saints-margaret-and-apollonia-1450.jpg!Large.jpg

 

Рогир ван дер Вейден "Святые Маргарита и Аполлония"

 

Высказывается предположение, что на некотором этапе истории западной Европы святая Марина была переименована в латиноязычной агиографии в Маргариту в порядке обратного перевода прозвища «жемчужина, перл», данного ей за красоту и благородство. При схожести жизнеописания святую с некоторого момента начинают почитать в разных частях Европы под разными именами: ближе к югу и востоку под оригинальным именем Марина, а на Западе и Севере — как Маргариту.

 

Согласно «Золотой легенде» и другим текстам, Маргарита (в правосл. традиции Марина) родилась в Антиохии (в Писидии, Малая Азия — не путать с Антиохией на Оронте (Сирия)) и была дочерью языческого жреца Эдессия. Выгнанная отцом из-за принадлежности к христианству, дева поселилась в полях вместе со своей кормилицей и её стадами. Олимврий, римский епарх (префект), увидал Маргариту-пастушку и предложил ей брак, при условии, что она отречется от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что её жестоко пытали и, после череды чудес, в 304 году она была убита.

 

В первый раз дьявол является Марине в темнице, в ночь после первого дня пыток, когда она молится, как уточняет коптская версия; сложив руки крестообразно. В русской агиографии подчёркивается, что в этой молитве сама Марина испрашивает Господа: "Дай мне увидеть врага рода человеческого, воюющего против меня. Пусть он лицом к лицу станет предо мной. Ты Судия и Властитель живых и мертвых; так суди между мной и диаволом. Избавь меня от погибели. Помоги мне одолеть его. Твоей непобедимой силой и отправь сатану в преисподнюю". Приняв образ змея (дракона), сатана поглощает пленницу. Марине же удаётся сотворить в его чреве молитву и крестное знамение, что поглотившего её разрывает на части. Вновь оказавшись на полу в темнице, Марина замечает в углу самого сатану; лично Веельзевула. Признав, что в образе дракона Марина повергла Руфа, своего сородича, князь бесовский, приступает ко второму натиску, физическому. Особенность, отличающая вмц. Марину от других святых дев и даже мужей, состоит здесь в том, что сатане, в отличие от людей, перед которыми девушка бессильна, Марина оказывает активное физическое сопротивление. Она не только молится, но ещё и атакует дьявола всеми подручными средствами, и победа оказывается на её стороне. Вступив с Вельзевулом в физическое единоборство, Марина продолжает творить молитвы, и вдруг замечает лежащий в углу темницы медный молот. Схватив него, она начинает бить им сатану по голове, удерживая его за волосы (или за рога). Наступив сатане на шею, Марина произнесла:"Отступи от меня, беззаконный отец геенны!" После этого небеса раскрылись, тело мученицы получило исцеление от вчерашних ран; голос свыше ободрил её ничего не бояться, призвав: "А теперь, Марина, изучи помышления сатаны, испытай его сердце и свяжи навеки". Беседа, в которую Веельзевул вступает с девушкой, представляет собой третий натиск сатаны. Здесь под личиной откровенности рассказа о своих злодеяниях он вновь пытается увлечь её в те грехи, которым юная девушка противостоит. Но и здесь Марина побеждает диавола (с) Вики

 

8664.jpg

 

Тициан "Святая Маргарита"

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

N38s5gweTDA.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=1a2bf2b1777e27d3564dd3483bb0b598&type=album

 

Святая Маргарита (Марина) и змей. Скульптура. Тулуза, 1475. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...