Перейти к содержанию

Утраченные католические храмы


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Смоленский губернатор Алексей Островский пригласил к конструктивному диалогу местных интернет-пользователей. Пришло более ста человек, совершенно разных. Когда гостей регистрировали, можно было услышать и такой диалог: «Какую социальную сеть вы представляете?» — «В основном, конечно, сельское хозяйство…»

Как остроумно заметил очевидец, здесь общественность получила от Островского ответы на такие вопросы, которые отнюдь не любой журналист мог бы задать.

 

... И ещё об одном строении — правда, не юбилейном, но не менее важном — высказался губернатор. Речь о католическом костёле и его передаче в польское владычество. Ответ заслуживает особого внимания, хотя бы потому, что Островский — первый смоленский губернатор, который не стал прятаться за обтекаемыми формулировками (типа, «будем пытаться решить»), а сказал правду: передача костёла — вопрос политический, поэтому его решение должно приниматься точно не на региональном уровне. «Я исхожу из позиции Русской Православной Церкви, Патриарха Кирилла и высшего руководства страны», — и это был ответ.

 

https://journal.smolensk-i.ru/060/01/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересная формулировка - "польское владычество"... :huh:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, знать бы, что это такое, особенно в связи с мирными инициативами только что вернувшегося из Польши Патриарха.
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ставлю 10 баксов, что не вернут.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Я исхожу из позиции Русской Православной Церкви, Патриарха Кирилла и высшего руководства страны», — и это был ответ.

 

Ну как всегда - "Ленин и Партия - близнецы-братья..." (с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Губернатор из ЛДПР, и мне кажется, совсем не в курсе "российско-польского" примирения. Или в курсе... Но тогда Патриарху явно "подсуропил".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Польское владычество", "сказал правду: ... передача костела - политический вопрос" - необыкновенно "конструктивный диалог", что тут сказать. В каком времени, в какой реальности живет этот человек? Это действительно грустно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, просто проговорился..

Видать, панически его боятся (владычества)... :D

 

Приходит на память "Сказка о рыбаке и рыбке" - И будешь ты владычицей морскою... :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага, учитывая, что до Смоленска польское владычество не доходило пару сотен лет...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ставлю 10 баксов, что не вернут.

Пари принято-вернут.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но тогда Патриарху явно "подсуропил".

Ничего он не "подсуропил": позиция РПЦ по Смоленску абсолютно такая же, как и по Калининграду, т.е. не отдавать, а по возможности еще и спереть. Это только в мозгах Хараима католикам не возвращают храмы, потому что католики этого не хотят. На практике же никто из вменяемых католиков не должен страдать потерей памяти, но помнить, кто в России вплоть до недавнего времени числится старшИм по Калининграду и Смоленску: вот и имеем то, что имеем. А бумажками в Польшах размахивают для того, чтобы серебряные калоши побыстрее забывались - какая-никакая, а польза.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может для них польское владычество = католичество? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"российско-польского" примирения.

Я тебя умоляю...Российско-польского "примирения". По плодам...Как нас учили дерево познается?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как нас учили дерево познается?

Срубленное-по древесине и коре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Речь о католическом костёле и его передаче в польское владычество.

Все-таки чуткое у нас местное начальство к изменениям официально употребляемого языка. Скоро и на псевдо-церковно-славянский перейдет.

а сказал правду: передача костёла — вопрос политический, поэтому его решение должно приниматься точно не на региональном уровне. «Я исхожу из позиции Русской Православной Церкви, Патриарха Кирилла и высшего руководства страны», — и это был ответ.

Ну и какая же это правда? Как вообще можно исходить из чьей-то позиции? Правдой, мне кажется, было бы озвучить один из вариантов:

1) исхожу из прямых указаний высшего надо мной руководства;

2) не спрашивал мнения церковников ,но чую что именно такая позиция нынче политически верная;

3) спрашивал мнение местного епископа и исхожу из него потому как чую, нынче мое высшее руководство одобрит это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага, учитывая, что до Смоленска польское владычество не доходило пару сотен лет...

 

Смоленск вообще никогда не был в "польском владычестве", он был частью Великого Княжества Литовского

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смоленск вообще никогда не был в "польском владычестве", он был частью Великого Княжества Литовского

 

Смоленск являлся частью Речи Посполитой в 1618-1654 гг. Речь Посполитая же по Люблинской унии - "государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству" (Википедия).

 

"Хотя вхождение в Речь Посполитую продолжалось чуть менее полувека, за эти годы и годы предыдущего вхождения в Великое княжество Литовское, польская культура оказала влияние на смоленское дворянство, которое на протяжении всего XVIII века именовало себя «шляхетством»" (Википедия). Поэтому речь может идти о культурном аспекте польского влияния. Тут скорее ошибка в "паре сотен лет", надо бы - "несколько веков".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смоленск являлся частью Речи Посполитой в 1618-1654 гг. Речь Посполитая же по Люблинской унии - "государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству" (Википедия).

 

"Хотя вхождение в Речь Посполитую продолжалось чуть менее полувека, за эти годы и годы предыдущего вхождения в Великое княжество Литовское, польская культура оказала влияние на смоленское дворянство, которое на протяжении всего XVIII века именовало себя «шляхетством»" (Википедия). Поэтому речь может идти о культурном аспекте польского влияния. Тут скорее ошибка в "паре сотен лет", надо бы - "несколько веков".

 

Смоленск являлся частью не Речи Посполитой, а Великого Княжества Литовского, которое вместе с Королевством Польским со времён Люблинской унии составляла конфедеративное объединение - Речь Посполитая. Таким образом 1) Смоленск не был общим владением Речи Посполитой (как например Инфлянты) и тем более не был владением Короны Польской 2) Речь Посполитая не равно Польша.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

servusDei, "конфедеративное объединение" или "единое федеративное государство" - это все же разные акценты. Но можно остановиться на варианте с польским влиянием в плане культуры. Которое было настолько серьезным, что еще лет сто после возвращения Смоленска дворяне стремились заключать браки только с полячками, а книги читать почти исключительно польские.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

servusDei, "конфедеративное объединение" или "единое федеративное государство" - это все же разные акценты. Но можно остановиться на варианте с польским влиянием в плане культуры. Которое было настолько серьезным, что еще лет сто после возвращения Смоленска дворяне стремились заключать браки только с полячками, а книги читать почти исключительно польские.

 

а Речь Посполитая и не была "единым федеративным государством", таковым она стала только к концу 17-го века, когда Смоленск был уже в составе Московского царства. Вы можете себе представить "единое федеративное государство", где бы действовали две совершенно различные правовые системы, были разные армии и каждая из частей "федерации" вела бы самостоятельную внешнюю политику? а гражданам одной части федерации (Польше) было бы запрещено занимать государственные посты и приобретать земельные участки в другой части федерации (Литве)?

 

и какого-то особого "польского" влияния в истории Смоленщины я не усматриваю? в чём оно выражается? и откуда информация о том, что смоляне якобы стремились заключать браки только с полячками?? такие браки вообще-то были запрещены Православной церковью (как Московской так и Киевской)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и какого-то особого "польского" влияния в истории Смоленщины я не усматриваю? в чём оно выражается? и откуда информация о том, что смоляне якобы стремились заключать браки только с полячками?? такие браки вообще-то были запрещены Православной церковью (как Московской так и Киевской)

 

Информация о браках смоленского дворянства - из Википедии (статья "Смоленск"). Там дается отсылка на "Записки" Льва Энгельгардта (Энгельгардт Л. Н. Записки. / Подгот. текста, сост., вступ. ст. и примеч. И. И. Федюкина. — М.: НЛО, 1997. — ISBN 5-86793-024-6). В частности, «отец Энгельгардта в середине XVIII века был первым, кто нарушил этот негласный запрет и женился на женщине из «России».

В чем причина, могу предположить: возможно, смоленские дворяне, называвшие себя шляхтичами, были католиками. Общение с Вами учит меня тщательнее следить за словами, поэтому постараюсь пояснить свои предположения источниками. Сигизмунд III в 1623 г. подписал "Прерогативу гражданам воеводства Смоленского на сохранение одной веры святой католической римской и русской, соединенной с Римской Церковью, в воеводстве Смоленском и во всей Северной провинции". В 1620-1640-х гг. была проведена аграрная реформа - "волочная помера", в ходе которой раздавалась земля, в т.ч. шляхте.

В статье "Прерогатива Сигизмунда III смоленской шляхте" (Прерогатива Сигизмунда III смоленской шляхте" // Славяне и их соседи. Вып. 7 М. Наука. 1995) утверждалось, что "смоленские шляхтичи — это по большей части офицеры польской армии, получившие земли на Смоленщине после заключения Деулинского перемирия".

Поэтому весьма вероятно, что к концу существования Смоленского воеводства дворяне Смоленска могли быть по преимуществу католиками. Этим могло объясняться их желание брать в жены полячек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Информация о браках смоленского дворянства - из Википедии (статья "Смоленск"). Там дается отсылка на "Записки" Льва Энгельгардта (Энгельгардт Л. Н. Записки. / Подгот. текста, сост., вступ. ст. и примеч. И. И. Федюкина. — М.: НЛО, 1997. — ISBN 5-86793-024-6). В частности, «отец Энгельгардта в середине XVIII века был первым, кто нарушил этот негласный запрет и женился на женщине из «России».

В чем причина, могу предположить: возможно, смоленские дворяне, называвшие себя шляхтичами, были католиками. Общение с Вами учит меня тщательнее следить за словами, поэтому постараюсь пояснить свои предположения источниками. Сигизмунд III в 1623 г. подписал "Прерогативу гражданам воеводства Смоленского на сохранение одной веры святой католической римской и русской, соединенной с Римской Церковью, в воеводстве Смоленском и во всей Северной провинции". В 1620-1640-х гг. была проведена аграрная реформа - "волочная помера", в ходе которой раздавалась земля, в т.ч. шляхте.

В статье "Прерогатива Сигизмунда III смоленской шляхте" (Прерогатива Сигизмунда III смоленской шляхте" // Славяне и их соседи. Вып. 7 М. Наука. 1995) утверждалось, что "смоленские шляхтичи — это по большей части офицеры польской армии, получившие земли на Смоленщине после заключения Деулинского перемирия".

Поэтому весьма вероятно, что к концу существования Смоленского воеводства дворяне Смоленска могли быть по преимуществу католиками. Этим могло объясняться их желание брать в жены полячек.

 

Википедии верить нельзя, чего стоит хотя бы фраза "Смоленск окончательно был возвращен Русскому государству" вместо правильной "Смоленск окончательно был захвачен Русским государством". Однако в данном случае, это вы неправильно процитировали Википедию, там написано "По воспоминаниям Льва Энгельгардта, смоленские шляхтичи на протяжении столетия после возвращения Смоленска России предпочитали читать польские книги и брать себе жен из Польши, а не из «презираемой „России“»".

 

жена из Польши не значит полячка или католичка, Польшей очевидно именовалась Речь Посполитая, частью которой являлось Великое княжество Литовское, где жило большое количество православных, да и частью Короны Польской была не только современная Польша (где кстати и сейчас живёт немало православных), но также воеводства Киевское, Волынское, Брацлавское, Подольское, где большинство населения были православными либо униатами. И то что смоляне предпочитали брать в жёны не москвитянок, а русинок, объясняется не культурным влиянием Польши или тем более польской культуры (которая к тому времени сама только недавно вышла из тени немецкой культуры), а тем, что жители Московского царства всегда воспринимались чужаками, потому как обычаи у них другие, и даже православие другое (московские попы перекрещивали православных белорусов и украинцев) ~~~~

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

servusDei, наверное, Вы правы. Возможно, я была не права. В таком случае приношу свои извинения.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...