Перейти к содержанию

Найден пропавший алтарь легендарного короля Норвегии Олафа


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Археологи из Норвежского института культурного наследия обнаружили каменный фундамент деревянной церкви, в которой, вероятно, в раку были помещены мощи короля Олафа Харальдссона, сообщается на сайте института.

 

IMG_1216.jpg

 

По мнению ученых, близ города Тронхейма найдена та самая церковь Святого Клемента, которую безуспешно искали не один век. Известно, что король викингов Олаф Харальдссон был убит в 1030 году. Его похоронили в Нидаросе (современный Тронхейм). Судя по записям историка Снорри, после погребения в округе начали происходить чудеса. Местные жители также рассказывали о многочисленных знамениях, связанных с королем.

 

Гроб решили вскрыть, что и было сделано в 1031 году. К удивлению современников, тело Олафа прекрасно сохранилось. Тогда же его канонизировали, и он по сей день является одним из самых почитаемых святых в Скандинавии. По легенде, тело короля поместили в церковь Святого Клемента, которую он же, кстати, и построил незадолго до гибели.

 

Останки положили на алтарь, и они хранились так несколько лет. Затем мощи святого Олафа поместили в раку и перевезли в более крупный собор. Церковь Святого Клемента была разрушена. Много лет никто не мог найти место погребения Олафа. И вот норвежские археологи сообщили о сенсационном открытии. Они считают, что обнаружен не только фундамент церкви, но и тот самый алтарь, на котором стоял гроб с останками короля. Также найден небольшой колодец, с которым якобы тоже были связаны чудеса.

 

 

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще с телом святого Олафа связано столько сюжетов, что можно было бы написать отдельную сагу. Но я попробую пересказать кратко. Олаф конунг перед последней битвой поручил заботу о телах тех, кто должен будет погибнуть, некому бонду Торгильсу сыну Хальмы. Этот Торгильс и его сын Грим подобрали тело Олафа конунга на поле битвы и перенесли в одну заброшенную хижину, а потом, когда там произошло чудо, побоялись, что его найдут и осквернят враги, и перенесли куда-то на луг и там спрятали. Однако над этим местом по ночам был виден свет, и это тоже вызывало опасение. Тогда Торгильс со своими родичами сделали два гроба, в один положили тело Олафа конунга, а в другой насыпали камней и соломы, чтобы он был таким же тяжелым. Настоящий гроб спрятали под палубой, а поддельный поставили на палубе на видное место, и в таком виде поплыли в Нидарос – это ближайший крупный город, и там послали сказать Сигурду епископу, что привезли тело Олафа. Сигурд епископ велел отдать ему тело, выплыл со своими людьми на середину фьорда и сбросил гроб в воду – только это был не настоящий гроб, а тот, что с камнями. (Если я правильно понимаю, епископов по имени Сигурд в этой истории было несколько, и в данном случае речь идет о противнике Олафа, придворном епископе датского короля Кнута Могучего). А Торгильс со своими людьми поплыли вверх по реке и там захоронили настоящий гроб на песчаном склоне, сравняв землю так, чтобы могилы не было видно.

 

Это всё были события лета-осени 1030 года (с датой гибели Олафа у нас есть определенные проблемы, традиционно называется 29 июля, но похоже, что это было 31 августа). Зимой же Сигурд епископ «посчитал за лучшее плыть на запад в Англию к Кнуту конунгу», а зато на север Норвегии приехал давний соратник Олафа конунга – епископ Гримкель. Он-то и вызвал к себе Торгильса и Грима и, выяснив, где находится тело, выкопал его и перенес сначала к церкви св. Климента, которую действительно построил сам Олаф. Несколько позже он вскрыл гроб и нашел тело нетленным и даже с отросшими волосами и бородой. Это было спустя двенадцать месяцев и пять дней со дня гибели Олафа, то есть, действительно, в конце лета 1031 года. Гримкель епископ провозгласил Олафа святым, и, как и говорится в опубликованной недавно статье, гроб с телом конунга внесли в церковь св. Климента и поставили над алтарем. Со временем город Нидарос разросся (современное его название – Трондхейм) и стал включать в себя то место, где находилась первоначальная могила; сначала там была часовня с алтарем, а потом на этом месте разместился главный алтарь собора, который начал строить святой Эйстейн епископ сын Эрленда в 1070 году – это нынешний романский и готический собор в Трондхейме, самый северный средневековый собор на свете (сейчас лютеранский). Не вполне понятно, когда в точности гроб с телом св. Олафа был перенесен сначала в несохранившуюся соименную ему церковь на берегу реки, а потом – в собор, где его поставили за главным алтарем. Первоначальный гроб – деревянный и укрытый дорогими тканями и коврами – был накрыт сверху ракой, вероятнее всего – также деревянной, с серебряными пластинами, украшенными религиозными изображениями и самоцветами, имевшей форму крыши дома. Ее заказал сын Олафа, конунг Магнус Добрый, правивший в 1035-1047 годах. А к XVI веку всё это было накрыто еще одной ракой, теперь уже просто серебряной.

 

Все драгоценности собора были частью разграблены, частью потеряны в ходе реформации. Что касается раки с мощами св. Олафа, то, судя по всему, в 1537 году последний католический архиепископ Норвегии и регент королевства Олаф Энгельбректссон вывез ее вместе с другими ценнейшими реликвиями в замок Стейнвикхольм – это в том же фьорде, но поглубже – который вместе с аббатством Нидархольм должен был стать оплотом католического сопротивления лютеранскому и датскому натиску.

 

Однако удержать замок не удалось (в частности, вероятно, сыграло свою роль то, что мудрый владыка возвел его на острове без источников пресной воды; арх. Олаф Энгельбректссон известен среди прочего как человек, познакомивший норвежцев с водкой – но на одной водке долго не протянешь). Захватив Стейнвикхольм, датчане-протестанты разломали всё ценное и вывезли в виде лома драгоценных металлов и россыпи самоцветных камней в Копенгаген (тем не менее, в 1880-х годах при раскопках в замке нашли округленный прозрачный кристалл, возможно, относящийся к той самой раке). Внутренний же деревянный гроб их не заинтересовал и оставался в Стейнвикхольме. В 1552 году упоминается, что первый лютеранский епископ Трондхейма Ганс Гаас едет в Копенгаген, чтобы узнать мнение короля о возвращении останков св. Олафа в Нидарос, но дело, видимо, ничем не кончается. Наконец весной 1564 года в ходе Северной семилетней войны регион занимают шведы, которые переносят гроб с мощами в расположенную километрах в полутора церковь Флёан (не сохр.). Вскоре шведов выбивают, и 8 июня того же года гроб с телом святого Олафа «с великой процессией» переносят из Флёана обратно в Нидаросский собор, где кладут в выложенную кирпичом могилу внутри храма и забывают, где именно она расположена. Аминь. Ну, то есть не сразу забывают, а сначала год спустя достают, тело перекладывают в новый деревянный гроб и захоранивают в новой же могиле там же в соборе; но местонахождение как той, так и другой могилы сейчас неизвестно. Упоминается, однако, что многие присутствующие бросали в могилу золотые и серебряные монеты в честь Бога и св. Олафа. Весной 1568 года датский министр Йорген Люкке распорядился «засыпать могилу святого Олафа землей», чтобы, наконец, прекратить паломничества к ней (это на 31-м году реформации). Что имеется в виду – то ли засыпали могилу 1565 года, то ли останки святого короля перенесли в какое-то еще почти никому не известное место – неясно. Правда, в конце XX века местный католический викарий узнал, что в Трондхейме еще есть семьи, в которых сохраняется знание о местоположении могилы, но с ним этим знанием, видимо, не поделились.

 

Сейчас, по итогам масштабных реставрационных работ, проходивших в соборе во второй половине XIX в., рассматривается три основных версии: либо останки св. Олафа были в 1860-х годах извлечены из могилы 1568 г. и помещены в общее захоронение в северной части соборного кладбища (куда также переместили останки из находившихся в соборе захоронений послереформационного периода); либо могила, закрытая в 1568 г., остается среди средневековых захоронений, которые в конце 1800-х годов были обезличены; либо же они находились среди тех останков, захороненных до реформации, что были в том же конце XIX в. извлечены из могил и хранились в деревянном ящике в крипте, потом какое-то время в конторе главного архитектора собора, а уже в наше время вновь вернулись в крипту в запертом металлическом контейнере. Принадлежат они 14 разным людям.

 

При этом, вообще говоря, не исключено, что в Нидарос вернули какое-то другое тело, а не Олафа конунга. Дело в том, что от XVI века сохранилось три описания этого тела; более раннее – оно относится к 1521 году, но было записано только в 1570-х – говорит, что конунг имел бороду, архиепископ Олаф Энгельбректссон пишет, что бороды нет (вероятно, в 1536 г., когда готовится вывозить мощи в Стейнвикхольм), а в третьем описании этот вопрос вообще не поднимается. Все трое, однако, сходятся в том, что тело является нетленным. Может ли быть, что архиепископ намеренно подменил мощи Олафа конунга какими-то другими, а настоящие спрятал в замке или даже еще в соборе? В принципе, помня упомянутую выше историю с поддельным гробом XI века, мы не можем исключать подобного...

 

Единственная имеющаяся у нас на настоящий момент реликвия 1-го рода – это так называемая «рука святого Олафа», представляющая собой левую малоберцовую кость (т. е. часть ноги, а не руки), в 1862 году преподнесенная королем Швеции и Норвегии Оскаром I построенному тогда католическому собору св. Олафа в Осло. Исследования показали, что она вполне может быть подлинной по времени и антропологическим показателям (мужчина высокого для тех времен роста – порядка 180 см, выросший на «континентальной» диете – как мы помним, св. Олаф вырос в Рингерике, от моря довольно далеко, живший в районе 1030 г., участвовавший в битвах и умерший примерно в том же возрасте, что св. Олаф; причем по сохранившимся на кости остаткам мягких тканей видно, что тело мумифицировалось и никогда не было захоронено, что тоже соответствует истории мощей св. Олафа). С конца XVII века эта кость хранилась в датском музее в Копенгагене. Допускается, что она принадлежит к числу реликвий св. Олафа, которые в 1514 году затребовал из Нидароса король Дании и Норвегии Кристиан II. (При том, что арх. Олаф Энгельбректссон в своем описании мощей от 1536 г. говорит, что «тело покоилось целым, с кожею, плотью и костями, и ни один член не был отделен от прочих» – не намекает ли это еще раз на возможность того, что он описывает какое-то другое тело, которым хочет подменить подлинные реликвии св. Олафа?)

  • Like 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

moneta-pervogo-khristianskogo-korolya-najdena-v-smolenskom-klade_01.jpg

 

 

Монета первого христианского короля найдена в смоленском кладе

 

В 1054 году в истории христианской церкви произошло знаковое событие: она раскололась на Западную, подчинявшуюся Римскому Папе (нынешняя Римско-Католическая Церковь), и на Восточную (Православная). Но до 1054 года это была единая церковь, и святые были общие. Один из таких святых, ныне позабытых – Святой Олаф, или «благоверный король-мученик Олаф, покровитель Норвегии».

 

 

moneta-pervogo-khristianskogo-korolya-najdena-v-smolenskom-klade_07.jpg

 

Монета Олафа Харальдссона

 

При Олафе Харальдссоне в Норвегии, конечно же, чеканили монеты. Из серебра. Их принято называть денариями по аналогии с подобными монетами Римской империи.

 

Как раз одна из монет первого христианского короля Норвегии и нашлась недавно в Смоленске. В Смоленском государственном музее-заповеднике исследовали клад, найденный еще в 1988 году. В итоге была обнаружена уникальная серебряная монета правившего с 1015 по 1028 годы норвежского короля Олафа Харальдссона. Вес монеты составляет 11,18 граммов, а диаметр - 20 миллиметров.

 

moneta-pervogo-khristianskogo-korolya-najdena-v-smolenskom-klade_04.jpg

 

Как предположили специалисты, монета попала в Россию если не с дружинниками Олафа, то с купцами, которые возили свои товары по известному пути «Из варяг в греки».

 

Открытие значимое. Это первая монета Олафа Харальдссона на территории стран, некогда образовавших Гардарику (так викинги называли Русь).

 

Кстати, о кладе. Уникальная находка была сделана при пересмотре экспонатов Рачевского клада. Его откопал житель Смоленска при рытье ямы на своем огороде возле дома на улице Соболева, в 1988 году. Недалеко расположена маленькая речка Рачевка, отсюда произошло и название клада – Рачевский.

 

С глубины не более полутора метров было поднято 5375 монет, слитков и ювелирных изделий – общим весом более 12,5 килограммов серебра. Настоящее сокровище!

 

moneta-pervogo-khristianskogo-korolya-najdena-v-smolenskom-klade_09.jpg

 

Детальная опись, реставрация и исследование артефактов заняла несколько десятков лет. В итоге оказалось, что среди монет преобладают западно-европейские динарии (более 4000 монет в составе клада). Из редкого – арабские дирхемы, сасанидские драхмы, византийские милиарисии. В составе и просто куски рубленого серебра в количестве более 1000 штук. А также обломки серебряных украшений.

 

Также установлено, что клад закопали примерно 1050 году. Предположительно, это военная добыча, закопанная кем-то из приближенных князей. Это может быть также разбойничий схрон.

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...