Перейти к содержанию

Универсальный брат Шарль де Фуко


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

3sgrlp3FBL7TjFFeu069GgQRX4tAvibmwPK-fiFRWA0jSE-jtYQQuNhnPuh-Ue0k2wa7W2-M.jpg?size=700x1080&quality=96&type=album

 

В июне 1990 года в газете «Московский комсомолец» была опубликована одна из последних прижизненных статей отца Александра Меня под названием «По заветам милосердия». Она была посвящена памяти основательницы общества Малых Сестер Иисуса — сестре Магдалене. Сегодня по всему миру существует несколько десятков небольших общин этого ордена наряду с Малыми Братьями Иисуса, которые также входят в организацию. Люди, которые входят в эти общины, посвятили свои жизни служению ближним и милосердию. Они принадлежат самым разным профессиям, имеют различные семейные, социальные и церковные статусы. Различия между клириками и мирянами в этих общинах сведены к минимуму и никак не проявляются вне богослужений. В основе всего движения лежит стремление к универсализму любви, открытости всем, вне зависимости от их особенностей. Это прямая противоположность неангажированной субъективности, которая лишь касается Другого, оставаясь в своем ядре вне отношений. Дело обстоит так потому, что любовь не допускает позиции внешнего наблюдателя, L’?tranger (постороннего), позиции игрока, следящего за игрой, но требует полной отдачи ближнему.

 

Это, по преимуществу, мирянское движение объединяет последователей французского монаха и миссионера Шарля де Фуко. Он родился в 1858 году в Страсбурге и получил военное образование, участвовал в военных операциях в Алжире. Затем, после отставки, его захватывает идея исследования малодоступных мест, и он стремится стать ученым-географом. Страстно отдаваясь новому увлечению, он готовится к открытиям, изучая арабский язык и культуру, и вскоре отправляется в продолжительную экспедицию в Марокко. По возвращении в Париж он пишет книгу о своем путешествии, которая получает большой успех и награждается Золотой медалью французского географического общества. Будучи молодым, 25-летним ученым, он пережил обращение к вере и, отказавшись от блестящих карьерных перспектив, твердо решает посвятить свою жизнь христианскому служению. Совершив поездку на Святую Землю, он знакомится с жизнью нескольких монашеских общин — иезуитов, бенедиктинцев и траппистов и решает связать свое служение с последними.

 

Спустя три года, в январе 1890 года он поступил во французский трапистский монастырь Нотр-Дам-де-Неж и принял постриг с именем Мари-Альберик. Однако монастырская жизнь не удовлетворяет его стремлений, и он отправляется в Назарет, где поселяется рядом с бенедиктинским монастырем и живет в молитве, труде и бедности. Спустя некоторое время к нему приходит мысль о самостоятельном служении ближним. Для этого он готовится и принимает в 1901 году сначала сан дьякона, а затем и священника. Тогда же он пишет устав для задуманной общины, которую называет Конгрегацией малых братьев Иисуса. Им руководит идея о необходимости создании общины, которая объединяла бы монахов, священников и мирян в служении ближним и миссионерстве.

 

После рукоположения Фуко отправился в знакомую ему пустынную Северную Африку, для того чтобы посвятить себя жизни в бедности и служению нуждающимся. Он живет и миссионерствует среди кочевников в пустынном оазисе Бен-Абесс, на границе Алжира и Марокко, в котором находилась старинная крепость. Постепенно он погружается в культуру и язык туарегов, интенсивно изучает их и полностью погружается в эту непонятную для внешнего наблюдателя жизнь. Многие годы Фуко трудится над словарем языка туарегов, который должен помочь в последующей миссионерской деятельности среди этого народа.

Жизнь в тяжелых природных условиях, подверженность многочисленным опасностям и сложность общения с бедуинами — таковы были условия его суровой повседневности и самоотверженного служения. Ориентация на слабых мира сего, угнетаемых, обделенных, страдающих, бесправных, бессильных и безвестных, — такова была цель Шарля де Фуко. Это был удивительный практический урок действенной любви, не ищущей своего и не разделяющей молитву и практику милосердия.

 

Образцом для брата Шарля была безвестная и скрытая от глаз жизнь Иисуса в Назарете, в затерянном маленьком городке, на дальней окраине империи. Он писал о том, что желает «решительно удалиться от всего, что не служит совершенной имитации этой жизни (Иисуса из Назарета)». Он решил, что для этого следует стать последним среди последних, малым среди малых и бедным среди бедных. Смирение, кротость и милосердие Христа — вот все, чем он вооружился, отправляясь пустыню. Пустыня — это особый образ и практика христианства, она не раз исцеляла и спасала дух служения от увязания в мирской суете. От отшельников Нитрийской пустыни до св. Сергия и заволжских нестяжателей — все они открывали духовные сокровища пустыни. Как говорил Чаадаев, все великое происходило из пустыни, я бы добавил — и в пустыне. Однако пустыня — это не только и не столько безлюдное место, а готовность опустошить себя, утратить себя для того, чтобы обрести полноту.

 

Брат Шарль надеялся основать общину, целью существования которой было бы преодоление разделений и противостояния между людьми, вне зависимости от их языка, культуры, статуса, влияния, общественного положения и образования. Это стало причиной избрания Алжира с его мусульманским населением как той среды, в которой в наибольшей мере можно проявить то, к чему стремился молодой аскет. Шарль поставил цель стать «всеобщим братом» для христиан, мусульман и евреев.

 

В 1905 году Шарль де Фуко прибывает в небольшой, весьма удаленный поселок Таманрассет в регионе Ахаггар, что на юге Алжира. Он увидел, что люди здесь живут в еще более тяжелых условиях, в глубоком забвении и покинутости и, соответственно, нуждаются в его помощи. Между тем монах не оставлял желания образовать общину, но все его попытки не увенчались успехом. В 1909 году он насчитал лишь 47 человек, которые могли бы быть хоть как-то отнесены к общине Малых Братьев и Сестер Иисуса.

 

Однако это не была пустыня иссушающего одиночества, в которой столь часто томятся современные люди, находящиеся в эпицентре повседневной суеты и коммуникационного шума, но отсутствие препятствий для сущностного общения с другими и с Богом. Шарль де Фуко писал в своем дневнике: «Нужно идти по пустыне, жить в пустыне, чтобы принять благодать Божию, — там человек становится пустым: из него выходит все, что не Бог. Он полностью освобождает маленький домик своей души, чтобы все место осталось одному Богу». Для того, кто знаком с речениями древних отцов-пустынников, становится понятным, насколько близко сказанное их духу.

 

Для совершенства Imitatio Christi Фуко стремился являть милосердие ко всякому ближнему. Сущностью христианской любви-милосердия является не сентиментальность или малодушная неспособность принять суровую реальность такой, какая она есть, а то, что в милосердии отношение к Богу неотделимо от отношения к ближнему. Агапе — христианская любовь — представляет собой деятельное стремление к помощи всякому ближнему как равному нам перед Богом, а не лишь к некоторым. Соответственно, любовь к Богу и милосердие к ближнему — это не два хотя и связанных, но различных явления, но одно и то же, по-разному проявляющееся. Очевидно, что вне такого теологического контекста невозможно правильно понять сущность милосердной любви как центра христианской жизни, как в ее индивидуальном, так даже и в институциональном контексте, сколь бы эти контексты не различались и даже не противопоставлялись друг другу и сколь бы далеко они не отходили от образа.

 

Сущность и смысл любви состоит в переносе метафизического центра собственного существа за естественные пределы себя. Тем самым не теряется, как может представляться обыденному сознанию, а приобретается истина собственного эмпирического существования. В этом и заключается парадокс любви — потеря себя для того, чтобы обрести себя, а совершенная любовь требует совершенной потери для совершенного обретения. Однако этот переворот настолько удивителен, что едва ли может быть совершен лишь внутренними, имманентными усилиями личности.

 

Когда человек совершает дело милосердной любви или оказывает помощь непосредственно находящемуся перед ним нуждающемуся, то этот акт является не просто актом человеческой воли, как это может показаться внешнему наблюдателю. Дело милосердия представляет собой действие проявляющегося сверхъестественного милосердия, которое является именно здесь и сейчас во всей своей непостижимости, но осязаемости. Таким образом, «революция» милосердия — единственная совершившаяся, продолжающаяся и не могущаяся прекратиться, с которой не идут ни в какое сравнение любые призывы к свободе, акты эмансипации или разоблачения власти, кроющейся в «знании» или «дискурсе».

 

Вернемся к памяти о служении брата Шарля. С началом Первой мировой войны в Северной Африке ситуация значительно осложнилась, что было связано с активизацией действий различных групп местных повстанцев, выступавших за освобождение от европейской колонизации. 1 декабря 1916 года брат Шарль де Фуко погиб в ходе восстания туарегов-сенусситов, боровшихся за независимость Сахары от французских сил. Католической церковью в 2005 году он был причислен к лику блаженных. «Если зерно не умрет, то не принесет плода, а если умрет, то принесет много плода» — такова формула «практики себя» брата Шарля.

 

Во второй половине XX столетия призыв Шарля де Фуко был воспринят его последователями, вдохновленными его жизнью и наставлениями. Наряду с общиной братьев возникло и движение сестер. В настоящее время обе ветви насчитывают около пятнадцати тысяч человек. В 1933 году движение было образовано в Париже и обрело особый образ одеяния, похожий на одежду кочевников, а также символ, придуманный братом Шарлем, изображающий «Святое сердце Иисуса» с возвышающимся над ним крестом.

 

Общинная жизнь в простоте и взаимопомощи — такова истинная христианская жизнь, согласно Шарлю де Фуко. Прообразом всякой общины являются близкие отношения — такие, в каких нуждается каждый человек, в каких он возрастает, как возрастал в заботе и общении своей семьи Иисус. В любви к ближним мы любим Бога, а в помощи ближним мы совершаем Божье милосердие и любовь. Таков единственно приемлемый путь христианского свидетельства в мире, впечатляющим примером которого является та самоотверженная и открытая жизнь, которую явил этот простой человек. Чем же может быть интересна всякая биография, кроме как той хореографией, в которой в неповторимом ритме и уникальных вариациях выражается воплощение изначального милосердия?

 

Олег Давыдов,

 

кандидат философских наук, научный сотрудник Школы гуманитарных наук

 

Дальневосточного федерального университета (Владивосток)

 

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

cq5dam.thumbnail.cropped.750.422.jpeg

 

Шарль де Фуко будет канонизирован 15 мая 2022 г.

 

Папа Франциск назначил дату канонизации Шарля де Фуко и других шести блаженных – 15 мая 2022 г., сообщает Конгрегация по прославлению святых. На публичной консистории 3 мая этого года Папа издал декрет об их канонизации, но из-за пандемии коронавируса в документе не была указана конкретная дата.

 

Две женщины и пятеро мужчин будут вознесены к славе алтарей для всеобщего почитания в Церкви. Помимо французского священника Шарля де Фуко, к лику святых будут причислены две монахини – Мария Доминика Мантовани и Мария Франциска Иисуса, три священника – Джустино Мария Руссолилло, Луиджи Мария Палаццоло и Сезарь де Бус, а также индийский мирянин Лазарь (Девасахяам Пиллаи).

 

Каждый из этих подвижников был перед миром светочем Евангелия через героическое свидетельство мученичества или благодаря своим христианским добродетелям и трудам на поприще милосердия к ближним.

 

Виктор Владимиров – Град Ватикан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В воскресенье 15 мая 2022 года на ватиканской площади Святого Петра Папа Франциск совершил торжественную Мессу канонизации десяти подвижников из Италии, Франции, Нидерландов и Индии.

 

К лику святых были причислены четыре монахини – Мария Доминика Мантовани, Мария Франциска Иисуса, Мари Ривье, Мария Иисуса Сантоканале, пятеро священников – Шарль де Фуко, Титус Брандсма, Джустино Мария Руссолилло, Луиджи Мария Палаццоло и Сезарь де Бус, а также индийский мирянин Лазарь (Девасахяам Пиллаи).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

charles_de_foucauld

Отче мой,

Я предаю себя в руки Твои.

Делай со мной всё, что пожелаешь.

Что бы Ты ни сделал, я благодарю Тебя.

Я готов ко всему и принимаю всё.

Пусть лишь Твоя воля совершается во мне и во всём

Твоём творении, и большего я не прошу.

В руки Твои я предаю душу мою.

Я приношу её Тебе и всю любовь, что есть во мне.

Ибо я люблю Тебя, Господи!

И мне нужно отдать себя тебе, всего себя, без остатка,

совершенно доверяясь Тебе,

Ибо Ты – Отец мой.

 

Шарль де Фуко

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Йосеф, а это не тот Фуко, про которого вы упоминали?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет,тот Мишель Фуко.Но этот тоже очень известен и интересен.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

366fce6c3e7477da2c35d28f21d15592.jpg

 

Поборники веры: о.Шарль де Фуко


Сегодняшняя беседа из цикла «Поборники веры» посвящена миссионеру Шалю де Фуко, убитому 1-го декабря 1916 года разбойниками, на пороге его дома в селе Таманрассет, в Сахаре. Тогда ему было 58 лет. Его жизнь можно разделить на две части: до и после обращения, когда он решил круто изменить свою прежнюю жизнь, в страстном желании жить действительно по Евангелию, свидетельствуя среди туарегов-мусульман о том, что он воистину «меньший брат Иисуса Христа».

Шарль де Фуко родился 15 сентября 1858 года в Страсбуре, в знатной и богатой семье, но остался круглой сиротой в возрасте 6-ти лет. По окончании войны 1870 года между Францией и Греманией, он переехал со своей младшей сестрой Марией в город Нанси, к своему дедушки по матери, человеку весьма благочестивому. Однако, в период своего образования, он стал постепенно отходить от веры. В возрасте 18-ти лет он поступил в знаменитое военное училище Сен Сир, где его страстный и пылкий характер причинил ему не мало проблем. По смерти дедушки, молодой офицер наследовал большое состояние, которое он быстро промотал в кутежах и всевозможных развлечениях. После пяти лет военной службы, в возрасте 24 лет он вышел в отставку, чтобы принять участие в опасной научной экспедиции в Марокко, страну тогда закрытую европейцам,- и за свою отвагу был награжден золотой медалью парижским Географическим Обществом.

Глубоко впечатленный встречей с мусульманами, жившими в постоянном присутствии Бога и в силу благотворного влияния, оказываемого на него благочестивой двоюродной сестрой, Шарль стал проявлять всё более живой интерес к христианству, приведший его к окончательному обращению в 1886 году, которое он пережил со свойственными ему страстностью и требовательностью. Шарль сразу же решил отрешиться от всего, чтобы всецело жить только для Бога и избрал затворническую жизнь. Тогда ему было 28 лет. «С того дня, - написал он впоследствии, - вся моя жизнь стала принятием благодати на благодать». Шарль глубоко каялся в своей прошлой, беспорядочной жизни и стремился окончить свое земное существование в молитве и покаянии: «Как только я уверовал в существование Бога, мне стало совершенно ясно, что я мог только жить для Него одного».

После паломничества на Святую Землю, где он прожил три года отшельником близ монастыря монахинь Кармелиток в Назарете, 16-го августа 1900 года Шарль вернулся во Францию и стал готовиться к принятию священства. Рукоположение состоялось 9 июня 1901 года. Через несколько дней после принятия священства, отец Шарль отправился в северную Африку, на границу между Алжиром и Марокко, поселился в оазисе Бени-Аббес и служил помощником тогдашнего апостольского Префекта Сахары, монсиньора Герена. Там он провел четыре года, мечтая о миссионерском служении в Марокко и об основании монашеской конгрегации «Малых Сестер Святого Сердца Иисуса». Но важные события изменили его планы и побудили его отправиться миссионером в Хоггар, среди туарегов. Он поселился в Таманрассете, разделял их жизнь, изучил их язык, обычаи и нравы, составил туарего-французский словарь, помышляя о будущих миссионерах, которым надлежало продолжать его дело. Наряду с этим, отец Шарль де Фуко занимался апостолатом среди французских военных. Однако, несмотря на свое полное самоотрешение, святую жизнь и любовь к людям, 1-го октября 1916 года на его скромное жилище в Таманрассете напали разбойники, которые нанесли ему смертельное ранение, от которого он и умер. Похоронен отец Шарль не Фуко в Алжире, на кладбище Эль Голеа. Мусульмане почитали его как «христианского марабу», проводившего в молитве по крайней мере десять часов в день и делившегося с бедными тем, что имел, хотя ни один из них не обратился в христианство.

Отец Морис Бувье, постулатов дела по причислению к лику блаженных Шарля де Фуко, осветил личность этого угодника Божия, начиная с его деликатного перехода от беспорядочной жизни к внутреннему обращению. Под влиянием религиозного скептицизма и позитивизма, отметивших его эпоху, Шарль де Фуко потерял веру, какой он питался в детстве, и прожил долгие годы, мучимый глубокими сомнениями. Он сразу понял, что военная служба не могла удовлетворить желаний его души и пытался заглушить свое мучительное чувство неудовлетворенности, предаваясь бурным развлечениям. Уже после своего окончательного обращения, он написал: «Господи Ты дал мне испытать чувство мучительной пустоты и глубокой тоски, которых мне с тех пор больше не довелось испытывать». Во время научной экспедиции в Марокко в 1883-84 гг. он осознал, что такое бедность и впервые ему открылась религиозная и молитвенная жизнь мусульман. «Глядя на их веру, на эти души, живущие в постоянном присутствии Божием, - написал он другу, - я осознал, что существует нечто более высокое и истинное, чем светские занятия. Тогда я начал изучать Ислам и внимательно читать Библию».

Важно отметить, что Шарль де Фуко прибыл в Сахару не в поисках отшельнической жизни, проводимой в тиши пустыни, но прежде всего для того, чтобы Иисус Христос присутствовал там в Святых Дарах и в Святой Евхаристии. Затем только он принял решение жить среди туарегов с целью евангелизации этого народа. В 1909 году он записал в своем дневнике: «Мой апостолат должен быть апостолатом доброты. Я хочю быть достаточно добрым для того, чтобы люди могли сказать: «если таков слуга, то каков же Господин?».

Помимо эпизода трагической смерти отца Шарля де Фуко, постулатор дела по его беатификации осветил еще некоторые весьма показательные события его жизни. В основном, они касаются его отношений к Богу и к людям и его образа несения священнического служения. Шарль де Фуко признался, что Сам Господь призвал его к этому особому образу жизни, охарактеризовавшему все последующие 15 лет его служения. Он отказался от прежней отшельнической жизни, проведенной в Назарете, осознав, что ему предстояло благовествовать о Божественной Трапезе не «избранным и богатым соседям», а всем «хромым, слепым и нищим», т.е. тем, кто был лишен духовного попечения. Когда он находился на пути в Марокко, направляясь в Бени-Аббес, его охватили сильные чувства умиления и радости при мысли о том, что в Святой Евхаристии Иисус Христос будет впервые присутствовать в этих регионах мира. Он был исполнен теми же чувствами, когда решил поселиться в Таманрассете. Можно сказать, что после принятия священства, призвание отца Шарля де Фуко заключалось преимущественно в том, чтобы быть миссионером Евангелия Христова и Святой Евхаристии, дабы послужить своим самым заброшенным братьям. Это занимает очень важное место во всем его свидетельстве.

Говоря о духовном наследии отца Шарля де Фуко, следует выделить два основных аспекта: во-первых, аспект исторический, относящийся к единственному осуществлённому им делу, т.е. к основанию «Союза братьев и сестер Святого Сердца Иисуса». Этот Союз объединяет священников, монашествующих и мирян, а также различные монашеские общины для усердной молитвы о евангелизации, главным образом, африканских народов, среди которых трудились французские миссионеры. Второй аспект заключается в его высоком примере евангельской жизни.

Свидетельство отца Шарля де Фуко продолжает быть весьма актуальным, ибо оно побуждает нас к постоянному внутреннему трезвению и к проверке совести во всех обстоятельствах жизни. Воистину, это живое слово, которое, как гласит Пророк Исайя, «не возвращается назад, не исполнив своей миссии»,- именно оно, это живое слово, способно оплодотворить наше присутствие в современном мире.

Дело по причислению к лику блаженных отца Шарля де Фуко было начато по желанию Папы Иоанна Павла II, после признания Церковью одного чуда, произошедшего по ходатайству Угодника Божия: в 1984 году одна сорокалетняя женщина необъяснимым образом исцилилась от рака костей и груди, после усердной молитвы, обращенной группой ее друзей к отцу Шарлю де Фуко. По сообщению Государственного Секретариата Града Ватикан, отец Шарль де Фуко будет причислен к лику блаженных Папой Бенедиктом XVI в воскресенье 13 ноября с.г.

Радио Ватикана

Статья 2005 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шарль де Фуко: пророк всеобщего братства

 

ШАРЛЬ ДЕ ФУКО: ПРОРОК ВСЕОБЩЕГО БРАТСТВА

15 мая Шарль де Фуко был канонизирован Папой Франциском. Дворянин, увлеченный военной карьерой, после «непутевой» юности становится исследователем неизвестного Марокко. Его восхищает встреча с мусульманами, и в их молитве он открывает знак присутствия Бога, указывающий ему самому путь к христианским корням. Шарль обращается и решает «занять насколько возможно ближайшее место рядом с Иисусом из Назарета, среди самых обездоленных». Он станет отшельником, братом для всех, миссионером среди племени туарегов, в глубине Сахары, где проведет жизнь в созерцании, молитве и служении. Будет убит во время неудачного ограбления, но не из-за ненависти к вере. Он жил одиноко и был забыт, но со временем его наследие будет открыто заново: его харизмой вдохновляются Petits Frères, Petites Soeurs и множество ассоциаций мирян.

***

«В пустыне мы никогда не одиноки»[1]. Утверждение принадлежит влюбленному в Сахару брату Шарлю Иисуса, Шарлю де Фуко: оно воплощает суть его жизни в пустыне, где он жил в поклонении Пресвятым Дарам, своему «сокровищу». Для него Дары — присутствие и смирение Бога, но также и таинство любви. Он предпочел «занять насколько возможно ближайшее место рядом с Иисусом из Назарета, среди самых обездоленных, даже если придется быть укрытым и «бесполезным» в необъятной пустыне[2].

Парадоксально, но в 1916 году это «сокровище» окажется причиной его смерти. Среди грабителей из пустыни Таманрассет, в глубине Сахары, разнесся слух, что брат Шарль прячет деньги и оружие. В скиту он построил небольшую крепость для укрытия обитавших там людей. Тем не менее 1 декабря обманом грабителям удалось войти туда: в неразберихе штурма один из них застрелил монаха, но в бедном жилище они не нашли практически ничего. Он был в одиночестве, когда его убивали, никто не заметил его кончины. Смерть не имела признака «ненависти к вере», а была обусловлена его простым, безоружным образом жизни среди племени туарегов. В любом случае его существование, память о нем и даже о местах, где он жил, на годы были сокрыты за завесой молчания. Брату Шарлю не удалось даже исполнить замысел своего сердца: основать религиозный институт, вдохновляющийся жизнью Иисуса в Назарете.

Бенедикт XVI назвал его «живой экзегезой Слова Божия»[3] и в день причисления к лику блаженных, 13 ноября 2005 года, подчеркнул, что его жизнь «призывает стремиться к всеобщему братству»[4]. 15 мая 2022 года брат Шарль Иисуса был прославлен в лике святых Папой Франциском в базилике Святого Петра.

«Непутевая» юность

Биография де Фуко делится на два периода: первые 28 лет и последние 30 лет, начало которым положило его обращение в 1886 году. Он родился в Страсбурге 15 сентября 1858 года в благородной семье и был возведен в достоинство виконта де Понтбриан. Родные очень любили сына, он отвечал им взаимностью: атмосфера любви и семейной нежности повлияла на его будущую жизнь. Неслучайно, когда ему придется выбирать монашеское имя, он рядом с именем Иисус поставит латинское Caritas[5].

В шесть лет он потерял отца и мать, их с сестрой воспитывал в Нанси дедушка-полковник по материнской линии. Он выбрал для внука первоклассную школу и направил его на обучение к иезуитам в Париж: юношей там готовили к вступительным экзаменам в Политехническую школу и в Военную школу Сен-Сир. Шарль сохранит добрые воспоминания о монахах, тем не менее на второй год его отчислили из школы из-за лени и незаинтересованности в учебе. В 1876 году ему удалось поступить в Военную школу Сен-Сир, однако успехи в учебе оказались скромными. Через два года, после кончины дедушки, он получил огромное наследство и без особых сожалений за короткое время растратил средства почти полностью.

Жизнерадостный завсегдатай салонов, ухоженный и элегантно одетый, любитель хорошей кухни и веселых компаний, он вел разгульную жизнь. В свободное от развлечений и военных учений время с головой нырял в чтение: в его библиотеке были не только классические латинские и греческие авторы — Гораций, Марциал, Лукиан, любимый Аристофан, — но и Монтень, Вийон, Вольтер, Рабле и даже Ариосто.

По окончании курса он получил самую низкую оценку, тем не менее смог вступить в звании подпоручика в IV Гусарский полк гарнизона Понт-а-Муссон. В 1880 году получил первое взыскание «за прогулку по городу во время недели несения службы в штатском костюме с женщиной дурных нравов»[6]. Пока он был в тюрьме, его полк был командирован в Алжир: сначала в Бон, затем в Сетиф. Командир приказал Шарлю отправить сожительницу во Францию, но тот отказался. В рапорте приведено следующее объяснение Шарля: «Женщина не живет с ним, не находится на военной службе, следовательно, вольна делать все, что пожелает; что до него, то он посещает ее исключительно вне служебных обязанностей»[7]. В любом случае никто не мог вмешиваться в его частную жизнь. Отказ усугубил наказание: он был заключен в тюрьму на 30 дней, а впоследствии его отправили «в отставку в связи с увольнением со службы»[8].

Шарль написал другу: «Я сам спровоцировал свою отставку (из-за женщин). Сетиф — отвратительный гарнизон, и служба наводила на меня скуку»[9]. Позже сам же утверждал: «Всякое благо, всякое доброе чувство […], казалось, окончательно угасли в моей душе: остаются лишь эгоизм, чувственность, гордыня и сопутствующие ей пороки. […] Я поступал дурно, но не одобрял этого и не любил»[10]. Как бы то ни было, эти события следует оценивать критически. На них проливает свет свидетельство госпожи Дусе-Титр, надеявшейся стать его невестой: «Я не согласна с уверенностью в чрезвычайно предосудительном поведении Шарля де Фуко в молодости. То, что, как у всех юношей, в его душе присутствовали любопытство и брожение, может быть верно, но в 25 лет он, безусловно, уже был отнюдь не ребенок»[11].

Исследователь запретной страны

Новая жизнь Шарля оказалась очень короткой. Он узнал, что полк собирался отправиться в Тунис для подавления мятежа. С ним происходит нечто неожиданное: он немедленно подает прошение на восстановление, его просьба была удовлетворена. Он забыл развлечения и женщину: в 22 года изменил жизнь. Стремительная, почти необъяснимая перемена… Разочарование в любви? Жажда новой жизни? Патриотизм? Страсть к Африке? Трудно дать ответ. В любом случае в новом полку он всегда сохранял хорошее настроение, переносил трудности и лишения, был энергичным, мужественным, любил опасность и риск. Друзья его не узнавали.

И, тем не менее, произошло еще одно непредвиденное событие. По окончании экспедиции он попросил разрешение предпринять экспедицию на юг Алжира: его заворожил арабский мир.

К сожалению, ответ был отрицательный: его считали профессионально непригодным. Разъяренный де Фуко навсегда оставил армию, выйдя в отставку. В 1882 году он не без некоторого сожаления завершил военную карьеру: он познакомился с доблестными людьми и подружился с Лаперрином, Мотылинским и другими молодыми мужественными офицерами, с которыми разделял страсть к Африке. Он встретил противников и научился уважать их, желая, однако, узнать их лучше. Безграничные пространства пустыни и населявшие их люди были для него тайной, побуждавшей идти на риск ради запретного. Он был влюблен в Африку, в самую неизведанную и загадочную, особенно в малоизвестный тогда Марокко. В нем во всю мощь развернулся исследователь, понимающий, с какими опасностями и рисками придется встретиться. Он знал, что там ненавидят европейцев, что султан отдал своим воинам приказ отрубать голову любому, кто осмелится ступить на его земли[12]. Поэтому он тщательно готовился к исследованию огромной марокканской территории, изучая в Алжире уже опубликованные труды и полагаясь на опыт библиотекаря городского музея, своего друга и ценного советника. Он изучал арабский язык, географию и этнографию Марокко, научился составлять карты и пользоваться инструментами для сбора научных данных: секстантом, компасом, барометром и термометром.

Марокканское приключение

Через полтора года подготовки Шарль, наконец, отправился в Марокко и пришвартовался в порту Танжера: тогда это был единственный способ попасть в страну. Ему пришлось нарядиться в еврея и сменить личность: он стал ребе Иосифом Алеманом, беженцем из Москвы; его спутником был некий Мордехай, пожилой раввин, оставивший Священные Писания ради торговли и контрабанды и вынужденный стать подпольным проводником.

Исследование заняло почти год, в ненадежной и опасной обстановке. Страна кишела бандитами, снимавшими одежду с крестьян и грабившими путешественников, особенно еврейских купцов. Не обнаружив денег и драгоценностей, те могли хладнокровно убить. Путешествовать было необходимо караванами, регулярно обращаться к местному старейшине, чтобы он проводил до следующего племени за щедрое вознаграждение. Шантаж и унижение были в порядке вещей. Постоянно присутствовал риск, что местные догадаются, кто он на самом деле. Нередкими были ссоры с Мордехаем, старавшимся выбирать менее опасные маршруты. К тому же Шарлю приходилось считаться с молитвами еврейской общины, собраниями, соблюдением шабата и даже Рамадана. Было сложно работать в таких условиях, составлять рапорты, заниматься астрономическими наблюдениями, проводить точные измерения, часто тайком.

Случались и драматические минуты из-за полного отсутствия коммуникации, ненадежной почты, трудностей с получением денежных средств из Европы.

Плодом исследования стал внушительный научный труд, географический, военный и политический компендиум, опубликованный в двух томах: Itinéraires au Maroc (1887) и Reconnaissance au Maroc (1888)[13]. Парижское Société de géographie вручило ему золотую медаль. За один год Шарль к 689 километрам, пройденным его предшественниками и описанным скупо и неточно, добавил еще 2 250 километров. Он усовершенствовал изучение астрономической географии и там, где сообщалось о десятках высот, открыл около 3 000[14]. Открывалась новая эра в знаниях о Марокко. По случаю вручения золотой медали востоковед и географ Анри Дюверье сказал: «Мы не уверены, чем более следует восхищаться: столь прекрасными и полезными результатами экспедиции или же самоотверженностью, мужеством, аскетическим подвижничеством, благодаря которым этот молодой французский офицер их достиг… жертвуя чем-то большим, чем собственное удобство, сформулировав и сохранив до конца нечто большее, чем обет бедности и нищеты»[15]. Пророческие слова, прозвучавшие из уст неверующего, не знавшего о том, как дальше сложилась жизнь де Фуко[16].

Конечно, для Шарля это стало чудесным приключением. Самоотречение и жертва в условиях вызова Марокко сделали его новой личностью, ответственной, внимательной к главному, открытой к ценностям, прежде всего — свободной, умеющей забывать о себе ради других.

Обращение

Позже де Фуко напишет о себе, что с 1874 по 1886 год он «ничего не отрицал и ни во что не верил, разочаровавшись в истине и не веруя даже в Бога, поскольку ни одно доказательство не казалось мне достаточно очевидным»[17]. Как он смог преодолеть разочарование в истине? Он сам отвечает так: «Могу объяснить это лишь так: безграничная благость Того, Кто сказал о Себе, Он „благ, ибо вовек милость его”»[18]. «Поначалу вере пришлось преодолеть много препятствий; я, настолько сомневаясь, уверовал не за один день: порой евангельские чудеса мне казались невероятными, порой мне хотелось вставлять в молитвы отрывки из Корана. Но Божественная благодать и советы моего исповедника рассеяли эти тучи»[19]. Примечательно упоминание Корана. Во время кампании в Тунисе де Фуко был приведен в смятение не только гибелью товарищей, но и видом молящихся мусульман: пять раз в день они преклоняли колени, склоняясь головой к земле, и провозглашали: «Аллах Акбар, Бог велик, Бог Всевышний»[20]. Шарль понимал, что те люди в молитве переживают присутствие Божие. Хотя его притягивала исламская религиозность, он открывал собственные христианские корни.

Аббат Ювелин

Обращение не было молниеносным. Если ислам помог открыть ценность молитвы, то его душа проникалась религиозным опытом везде, где бы он ни оказался. На пути к благодати, как вспоминал де Фуко, его привлекали добродетели, в первую очередь, их красота в тех людях, кто о них свидетельствовал: отсюда появился интерес к углублению корней католической веры. Наконец, произошла встреча со священником, ставшим впоследствии его духовным наставником, аббатом Ювелином, с которым Шарль познакомился на бракосочетании своей сестры: «Если на небесах радуются, видя кающегося грешника, то как же там радовались, когда я зашел в исповедальню! […] Я попросил об уроках религии: [аббат] попросил меня стать на колени и исповедаться, а затем предложил причаститься. […] И с того дня вся моя жизнь превратилась в цепочку благословений»[21].

Через несколько лет в письме, адресованном Дюверье, другу, озадаченному столь радикальной переменой, он писал: «Я ощутил потребность в самоуглублении. […] И тогда сотворил странную молитву: я просил у того Бога, в Которого не верил, дать мне узнать себя, если Он действительно существует»[22].

Люди, которых он встретил, уважали его свободу, речь не идет о намеренном прозелитизме, они были для него друзьями и подлинными свидетелями Евангелия. После обращения де Фуко думал стать монахом, но семья и аббат Ювелин советовали ему вступить в брак. Он предпочел подождать: «Как только я уверовал, что Бог есть, я понял, что не смогу жить иначе, чем ради Него: мое духовное призвание даровано мне в одночасье с моей верой. Бог так велик! Между Богом и всем, что не Он, такая огромная разница»[23].

Но что же делать? Слушая как-то проповедь духовного отца, де Фуко был особенно поражен описанием жизни Иисуса: «Наш Господь занял настолько последнее место, что никто и никогда не смог отнять у Него это место»[24]. Письмо к двоюродной сестре он заканчивает словами: «Последнее место — то, с чем я не разлучен… Господь очень сильно притянул нас»[25]. Чтобы де Фуко лучше узнал Евангелие, аббат Ювелин посоветовал ему совершить паломничество на Святую Землю.

Потрясение от Назарета

Де Фуко прибыл в Иерусалим в середине декабря 1888 года и провел Рождество в Вифлееме, где участвовал в полуночной мессе. Началу паломничества сопутствовали волнение и радость, но в Назарете случилось нечто потрясающее: он открыл для себя «смиренное и скрытое от глаз существование божественного работника». Это решительный шок, своего рода зов, но, в первую очередь, ответ на вопрос, который он задавал себе с первого дня своего обращения: «Что я должен делать?»[26] Ему казалось, что он видит Бога, идущего среди людей, выполняющего простую и унизительную работу, трудную и незаметную: Он был самым бедным в Назарете, самым презираемым. Де Фуко привлекала не красота труда плотника, не семейная и сокровенная жизнь в Назарете, а последнее место, избранное Иисусом. В этом и состоит ядро его обращения: поняв, что успех книг, золотая медаль, жизнь исследователя с международной славой всего лишь суета, он хотел изменить жизнь и нашел пример в жизни Иисуса в Назарете.

Вернувшись в Париж, он принял второе важное после Марокко решение: вступить в орден траппистов, чтобы исполнять собственное призвание. После цикла духовных упражнений он решил вступить в новициат.

Семь лет он прожил траппистом: сначала в обители Нотр-Дам-де-Неж, а затем в Акбэс в Сирии, в одном из беднейших траппистских монастырей. Все развивалось наилучшим образом, но все-таки кое-что не давало ему покоя: он не находил «жизни в бедности, самоотречении, настоящей отрешенности, смирении и, собственно, в самоуглубленности, как у нашего Господа в Назарете»[27].

Некоторые события можно счесть обыденными, но они подтолкнули де Фуко к рефлексии. В монастыре разрешили заправлять пищу сливочным и растительным маслами, он прокомментировал это необычно, но очень понятно: «Немного меньше умерщвления плоти значит меньше отдачи благому Богу. Немного больше расходов значит меньше средств для бедных»[28]. Также его беспокоило строительство нового монастыря вместо разваливающихся хижин, в которых монахи жили до этого. Как-то его пригласили помолиться за упокой араба-католика из деревни неподалеку. Брата Шарля потрясла нищая хибара, где новопреставленный жил в одиночестве в таких условиях, что любые «достижения» траппистов на стезе бедности меркли.

Он два раза просил об отсрочке принесения вечных обетов. Наконец настоятель аббатства понял, что должен освободить его от ранее данных обетов, чтобы Шарль смог начать тот образ жизни, к которому ему призывал Господь. В январе 1897 года для него началась новая история: открывалась дорога в Назарет, он хотел занять «самое бедное, самое низкое место, не такое приятное, более похожее на условия жизни Божественного Работника»[29].

Отшельник в Назарете

В феврале следующего года Шарль сошел с борта корабля в Яффе. Он напрасно искал работу у францисканцев. Наконец его приняли в качестве прислуги и ризничего клариссы из Назарета: он жил в сарае, где хранились инструменты для работы, на окраине монастырского участка, в качестве вознаграждения получал хлеб. Наконец-то он ощутил близость к тому образу жизни, о котором мечтал, и даже начал писать наброски, каким могло бы стать его будущее: «Следовать за Иисусом и подражать Ему в сокрытой от глаз жизни в Назарете, пребывать у ног Иисуса, присутствующего в Евхаристии, жить в странах миссии»[30].

Он случайно узнал, что клариссы в Иерусалиме испытывали материальные трудности из-за огромного долга, в результате чего могли лишиться монастыря. Он отнюдь не собирался просить милостыню, а написал во Францию семье с просьбой о помощи и смог выплатить долг. Настоятельница обители в Иерусалиме пожелала познакомиться с ним, чтобы отблагодарить. Он отправился туда и несколько раз беседовал с матушкой, увещевавшей его принять священство; возможно, она уже представляла себе его в качестве капеллана монастыря. Он пожелал поразмышлять, ничего не обещая. Однако с некоторого времени у него была мечта: подражать Христу также и в священническом служении[31]. Он поделился сокровенными мыслями с аббатом Ювелином.

Тем временем произошло неоднозначное событие. На горе Блаженств продавался участок, и он подумал, что мог бы поселиться там как отшельник и священник. Совет духовного отца на этот раз пришел с опозданием, но был ясным: не нужно интересоваться сделкой, лучше остаться в Назарете; идеал жизни в уединении, к которой он тоже стремился, растворялся. Покупка не была знаком Божиим.

Де Фуко же предпочел купить земельный участок и передать его затем францисканцам. Ответ семьи на просьбу о деньгах привел его в замешательство: ему отказали. Тогда он написал им, что для сбора необходимой суммы ему приходится просить милостыню. Семья восприняла письмо как шантаж и выделила ему деньги в долг. Шарль тогда еще не понимал, что предполагаемые продавцы обвели его вокруг пальца. История длилась долго, однако де Фуко так и не смог вернуть себе уплаченную немалую сумму.

Священство

По достижении 43 лет — разворот к священству. Де Фуко отправился во Францию, чтобы напрямую побеседовать с духовным отцом. Тот его подбодрил, поддержал в обучении, не подавляя вдохновения, пробужденного Ближним Востоком. На духовных упражнениях перед рукоположением он размышлял о себе уже не как об «отшельнике», а как о «малом брате Святейшего Сердца Иисуса»[32]. 9 июня 1901 года его рукоположили в священники. Несмотря на инкардинацию во Франции, он хотел служить в Марокко, где не было ни одного пресвитера. Епископ представил его новому Апостольскому префекту Сахары, монсеньору Шарлю Герину, выразившему желание лично познакомиться с новым священником.

В конце 1901 года Шарль отплыл в Алжир, где епископ обдумывал миссию в Сахаре, на самых границах с Марокко. Военный губернатор получил разрешение попасть в указанное место и, наконец, Шарль добрался до Бени-Аббеса (примерно 1 200 км к югу от Алжира), где его очень тепло встретили военные, разместили у себя, и где он совершил первую мессу в Сахаре. Он приобрел участок для строительства часовни и начал заниматься бедняками.

Его призвание прояснялось: теперь он представлялся как брат Шарль, а не отец, чтобы стать братом для всех. Некогда принесенный обет жить в затворе трансформировался в «обет открытости», все более свободной, бескорыстной, безоружной[33]. Он мечтал организовать общину молитвы и гостеприимства, «чтобы распространять Евангелие, Истину, Любовь, Иисуса»[34]: синтез монашеской жизни и миссионерских стремлений, в основе которого заложены поклонение Евхаристии и радушный прием. Через два месяца после приезда он уже включился в борьбу за отмену рабства, собирался открыть больницу для гражданских лиц и военный госпиталь, навещать неимущих на дому, улучшить распределение лекарств и пожертвований, учиться принимать духовные потребности людей[35].

Одновременно он сформулировал условия жизни для новых братьев, в которых ощущал острую необходимость: «1) Быть хорошими монахами, прежде всего послушными (либо расположенными таковыми стать). 2) Готовность ради Иисуса с радостью умереть от голода и из-за отсутствия всего необходимого. 3) Готовность с огромной радостью быть обезглавленными ради Иисуса»[36]. Третье условие не игра слов: в той области, граничащей с Марокко, угроза погибнуть от рук убийц была обыденным делом. Брат Шарль постоянно размышлял: «В любую минуту переживать день так, будто сегодня же вечером придется умереть мучеником»[37].

Новая жизнь оказалась огромным открытием: Назарет есть не только на Святой Земле, его можно встретить «повсюду»; он там, где практикуют послушание и помогают брату, где обнимают крест и подражают сокрытой от глаз жизни семьи Иисуса.

Брат Шарль думает и о сестринской общине, о «Малых сестрах»: «Среди оседлых жителей qsour было бы проще распространять Евангелие силами сестер и намного труднее, практически невозможно без них»[38].

Новая миссия: Таманрассет

Невольно брат Шарль начал новое служение: до этого он принимал людей у себя, теперь же сам посещает людей, особенно беднейших и пожилых. В поездках на юг от Бени-Аббеса он начинает знакомиться с туарегами — народом и миром, отличными от арабов и берберов Алжира, до сих пор неприкосновенными и непобедимыми. Он сразу заметил, что их язык похож на берберский, которым он немного владел. Он начинает делать записи, как когда-то при исследовании Марокко, и, для содействия работе миссионеров, составлять то, что в будущем станет туарегско-французским словарем.

Шарль отправился к отвечавшему за область полковнику Лаперрину, своему давнему приятелю по военной службе. Тому удалось установить контакт с туарегами и наладить с ними общение. Состоялась и первая встреча с ними брата Шарля; он осознает, что речь идет не о евангелизации, а «о подготовительной работе: зародить доверие, дружбу, близость, братство»[39]. Он смог быстро до них добраться и начал ухаживать за больными. Построил что-то вроде часовни, увенчанной крестом, где ежедневно служит мессу и выставляет Пресвятые Дары для поклонения. Отмечает в дневнике: «Святая Гостия овладевает своей территорией»[40], землей туарегов. Он также отмечает, что племя очень предвзято и с подозрением относится к французам.

Помимо мирного договора с Мусой, местным вождем туарегов, полковник Лаперрин желал разместить военных, добиться соблюдения французского закона и регулярной уплаты налогов. Из-за этого сложилась непростая ситуация, и брат Шарль не получил разрешения на дальнейшее пребывание. Он был растерян: жизнь по образу Назарета звала его вернуться в затвор в Бени-Аббесе, но при этом он был единственным священником, кто мог уйти к туарегам, к народу, с которым не считаются.

В 1905 году полковник пригласил его отправиться вместе в новое селение туарегов, в Таманрассет, в 2 600 километрах к югу от города Алжир. Тем временем Муса принял защиту французов и согласился на то, чтобы там поселился «христианский марабут»[41], как в племени называли брата Шарля. Вождь даже сам выбрал для него место жительства.

Теперь брат Шарль стал отшельником в Таманрассете, живет в полной изоляции (почта приходит и отправляется раз в месяц), однако строит маленькую часовню, где можно служить мессу, хранить Пресвятые Дары и молиться. Он занимается больными и устанавливает доверительные отношения с местными. Неожиданно брату Шарлю нанес визит сам Муса, желая посоветоваться насчет содержания ответа полковнику; знак полного доверия марабуту[42].

Немного спустя в Таманрассет прибывает лингвист Мотылинский, знакомый по службе в армии, чтобы начать тщательную работу по сбору сведений лингвистического, исторического и социологического характера. Записываются местные стихи и предания. Оказалось, что в глубокой древности туареги могли контактировать с христианами первых веков: они знают, что такое «Пасха» и «ангелы»[43]. Брат Шарль начинает переводить Евангелия.

Сюрпризы уединенной жизни

После поездки в Алжир, по возвращении в Таманрассет, брат Шарль нашел сотрудника из числа туарегов, Ба Хамму, секретаря Мусы, хорошо знающего местный язык[44]: возможность пересмотреть проделанную работу с надежным помощником.

В 1908 году марабут тяжело заболевает — возможно, цингой — настолько, что считает себя на пороге смерти. Человек, казавшийся неуязвимым, проявляет свою слабость. И началось трудное время: засуха и голод. Однако случается немыслимое. Туареги выхаживают его; даже Муса, узнав о тяжелой болезни человека Божия, находит для него немного драгоценного козьего молока, одного из немногих доступных средств пропитания, в чем нуждался больной. В человеческих страданиях все сближаются, и брат Шарль вспомнит об этом как о «жесте добра и равенства в общей для всех уязвимости перед смертью»[45].

Заслуживает внимания путешествие Мусы во Францию в обществе двух аристократов и переводчика. Среди множества визитов он не мог не посетить родную сестру де Фуко. Уровень жизни и удобства французов произвели на него неизгладимое впечатление. Вождь туарегов отправил миссионеру письмо с примечанием: «Видел твою сестру и твоего зятя: я посетил их сады и дома. И ты, ты в Таманрассете, словно нищий!»[46]

Продолжая свою повседневную работу, брат Шарль мужественно критикует Францию за эксплуатацию туземных народов, неуважение к ним, безразличие к их образованию. По его мнению, евангельская весть невозможна без цивилизации.

Он не щадит и Мусу: миссионер обличает его алчность и ставшую для того привычной лживость. Обман противен Богу, Который есть Истина. Особенно он осуждает враждебное восприятие прогресса, «поскольку невежество и варварство весьма содействуют сохранению их власти. Им желанны постоянное повторение древних злодеяний, обстановка несправедливости и безграмотности»[47]. Он настаивает на образовании и преподавании французского языка.

Что касается простых людей, то брат Шарль «старается, чтобы они любили друг друга, вдохновлялись уважением, доверием, дружбой, учит сначала распахивать и обрабатывать землю, а затем уже засеивать ее»[48]. Скольких он крестил в Таманрассете? Малое число. И все-таки там зародился новый способ быть христианами, монахами и посвященными Богу людьми в миссионерских краях. Ценность межрелигиозного диалога — не прозелитизм, а свидетельство: жить в отношениях с другими, взывая к их свободе как к самому драгоценному, что у них есть, то самое свидетельство, которое по сути своей и есть «мученичество».

Де Фуко был убит не из-за того, что был христианином, а из-за неудачной попытки ограбления. Из его опыта жизни в пустыни родились разнообразные религиозные объединения, наиболее известные из которых — общины Petits FrèresPetites Soeurs и бесчисленные ассоциации мирян, вдохновляющиеся его харизмой[49]. 1 декабря 2016 года, в столетнюю годовщину со дня смерти брата Шарля, Папа Франциск сказал о нем в проповеди: «Его свидетельство послужило благу всей Церкви»[50].

Джанкарло Пани SJ

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] J.-L. Maxence, Il richiamo del deserto. Charles de Foucauld, Antoine de Saint-Exupèry, Padova, Messaggero, 2005, 9.

[2] P. Poupard, Prefazione, in R. Bazin, Charles de Foucauld. Esploratore del Marocco, eremite nel Sahara, Milano, Paoline, 2005, 10. Cfr P. Vanzan, Charles de Foucauld: testimone di Cristo del deserto, in Civ. Catt. III 2006 136–144.

[3] P. Martinelli, Vite meravigliose. Francesco d’Assisi, Luigi Maria de Monfort, Charles de Foucauld, Teresa di Lisieux, Adrienne von Speyr, Paolo VI, Milano, Edizione Terra Santa, 2021, 123.

[4] Benedetto XVI, Beatificazione dei servi di Dio: Charles de Foucauld, Maria Pia Mastena, Maria Crocifissa Curcio, 13 ноября 2005 года.

[5] Cfr P. Sourisseau, Charles de Foucauld. 1858–1916. Biografia, Cantalupa (To), Effatà, 2018, 21.

[6] Ivi, 77 s.

[7] Ivi, 81.

[8] Ivi, 82.

[9] Ivi, 83.

[10] Ivi, 71. Последнее замечание восходит к ноябрю 1897 года, оно прозвучало во время духовных упражнений в Назарете у кларисс.

[11] Ivi, 74. Свидетельство было дано в 1927 году, подлинник хранится в Архиве постулатора процесса беатификации: в нем говорится о 1885 годе.

[12] Cfr A. Pronzato, Il seme nel deserto. Charles de Foucauld. I. L’infanzia. La giovinezza scapestrata. Il Marocco. La conversione. La trappa. Nazaret. Beni Abbès, Milano, Gribaudi, 2004, 42.

[13] См. первую обширную биографию де Фуко, где приведено множество страниц из его сочинения: R. Bazin, Charles de Foucauld…, cit., 62; 114; о дневнике путешествия, 20–97.

[14] Cfr A. Pronzato, Il seme nel deserto…, cit., 101.

[15] Ivi, 102.

[16] Cfr A. Chatelard, Charles de Foucauld. Verso Tamanrasset, Magnano (Bi), Qiqajon, 2002, 31.

[17] P. Sourisseau, Charles de Foucauld… cit., 137.

[18] Ivi, ср. Пс 106, 1.

[19] Ivi, 137 s.

[20] L. Rosadoni, Charles de Foucauld. Fratello universal, Torino, Gribaudi, 1966, 53.

[21] Ch. De Foucauld, La vita nascosta. Ritiri in Terra Santa (1897–1900), Roma, Città Nuova, 1974, 101.

[22] A. Chatelard, Charles de Foucauld… cit., 35.

[23] P. Sourisseau, Charles de Foucauld… cit., 143 s.

[24] R. Bazin, Charles de Foucauld…, cit., 116.

[25] Ch. De Foucauld, Lettres à Mme de Bondy. De la Trappe à Tamanrasset, Paris, Desclée de Brouwer, 1966, 36.

[26] A. Chatelard, Charles de Foucauld… cit., 42.

[27] P. Sourisseau, Charles de Foucauld… cit., 185.

[28] Ivi, 184.

[29] Ivi, 207.

[30] Cfr ivi, 254 s. О жизни в Назарете, cfr Ch. De Foucauld, Pagine da Nazaret. La mia vita nsccosta in Terra Santa, Milano, Edizioni Terra Santa, 2016.

[31] Cfr P. Martinelli, Vite meravigliose…, cit., 133.

[32] P. Sourisseau, Charles de Foucauld… cit., 324.

[33] Cfr Fr. Michael Davide, Charles de Foucauld. Esploratore e profeta di fraternità unversale, Cinisello Balsamo (Mi), San Paolo, 2016, 76.

[34] P. Sourisseau, Charles de Foucauld… cit., 354.

[35] Cfr ivi, 364.

[36] Ivi, 366 s.

[37] Ivi, 367.

[38] Ivi, 370. Qsour — дома в укрепленных бастионами деревнях, в которые можно попасть через единственную дверь.

[39] Ivi, 411.

[40] Ivi, 418.

[41] Ivi, 446. Термин означает «святой», «отшельник», «человек Божий».

[42] Cfr ivi, 169.

[43] Cfr ivi, 477.

[44] Ivi, 497.

[45] Ivi, 518.

[46] Ivi, 571. Cfr M. Carrouges, Charles de Foucauld. Esploratore mistico, Roma Castelvecchi, 2013, 5.

[47] P. Sourisseau, Charles de Foucauld… cit., 608.

[48] Ivi, 611.

[49] Ассоциация «Духовная семья Шарля де Фуко» насчитывает около 20 объединений: см. www.charlesdefoucauld.org/it/presentation.php

[50] Папа Франциск, «По следам Шарля де Фуко», проповедь в Доме св. Марфы, 1 декабря 2016 года.

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

IMG_7564-900x593.jpg

Жить с бедными

О Братстве Шарля де Фуко рассказывает Анни Бижоно, ответственная в Братстве за европейскую часть (Бельгию, Швейцарию, Германию, Венгрию, Мальту и Испанию).

– В русскоязычном интернете достаточно много статей о Шарле де Фуко, но, к сожалению, почти ничего о движении Шарля де Фуко. Там говорится, что сам Шарль де Фуко только мечтал о мирянском движении, и что он составил список с именами тех, кого он хотел видеть в этом движении…

Анни Бижоно: Это то, что получило название «Союз братьев и сестер Священного Сердца Иисуса». Это первая интуиция в жизни Шарля де Фуко. Он поставил во главе Луи Массинона [крупного специалиста по исламу, который знал Шарля де Фуко с 1909 г. и переписывался с ним до самой его смерти – прим. ред.], а когда он умер, было вписано еще тридцать семь человек и две монахини. Этот «Союз братьев и сестер» – это было что-то немного пророческое. Однако Братство Шарля де Фуко вышло не из этого Союза. Собственно, оно было основано в несколько этапов уже после его смерти 1 декабря 1916.

Шарль де Фуко хотел собрать мужчин и женщин, священников и мирян, которые заботились бы о наиболее обездоленных людях, что было немыслимо для того времени. Поэтому он пошел к туарегам [народ группы берберов в ряде стран Африки – прим. ред.]: эти люди казались ему самыми брошенными. И он жил там, поскольку это было его призванием. Он жил среди самых бедных людей, которые называли его «марабут пустыни» (мусульманский богослов). Его ценили, поскольку он жил в народе и был добр ко всем людям. Однако в один год, когда он сам голодал, они делились с ним козьим молоком, в то время как им самим не хватало еды. Туареги его спасли, когда он чуть не умер от цинги. Так он сам получил нечто от тех, кто беднее, чем он.

– Как возникло само мирянское движение?

Анни Бижоно: О Шарле де Фуко многие узнали из книги Ренэ Базена «Шарль Фуко, отшельник Сахары, исследователь Марокко» («Charles de Foucauld, explorateur du Maroc, ermite de Sahara»). Она вызвала интерес к его посланию.

Затем появились религиозные объединения. Сначала возникли общины Малых братьев и Малых сестер Священного Сердца, потом в 1960-х годах во время II Ватиканского собора родилось мирянское братство и братство священников – они существовали отдельно, но, тем не менее, у них были связи между собой. Я являюсь членом братства мирян, но сначала я участвовала в жизни «Союза братьев и сестер Священного Сердца Иисуса». Это диаспора, то есть люди, преданные одному делу, но разбросанные по всему миру.

Но нельзя сказать, что в промежутке ничего не было. Между моментом, когда сам Шарль Фуко стал что-то делать и когда появилось братство, были отдельные люди, которые вдохновляли остальных, сами вдохновляясь посланием Шарля де Фуко, которое они пытались распространять и свидетельствовать о том, что это за человек и что такое общинная жизнь. Это накапливалось как снежный ком, потом стало распространяться.

Священник, которого звали Ренэ Вуайом, написал книгу «В сердце народа», в которой говорил об одной из характеристик духовности – жизни среди людей в большой простоте и в мире сем. Малые сестры и малые братья свидетельствуют о Евангелии своей добротой. Это маленькие общины по три-пять человек, которые живут среди людей и свидетельствуют о Христе. Мирянское братство Шарля Фуко является частью, мирянской ветвью большой духовной семьи, в которой есть, в том числе, братство священников и «Союз братьев и сестер Священного Сердца». Можно сказать, что все вместе мы составляем одну большую духовную семью, которая существует благодаря Шарлю де Фуко.

– Сколько лет Вы в братстве?

Анни Бижоно: Вот уже двадцать один год, как я пытаюсь жить духовностью Шарля де Фуко. Это началось на Преображение.

– Как братство организовано сейчас?

Анни Бижоно: Братство представлено в двенадцати странах Европы и на всех континентах. Оно состоит из малых основных братств, которые обычно собираются один раз в месяц для того, чтобы подвести итоги жизни за этот месяц, то есть пересмотреть свою жизнь в свете Евангелия в присутствии других членов.

Также во время встреч мы часто размышляем над Евангельским чтением этого дня. Если была выбрана тема, каждый говорит то, что считает нужным, и все его внимательно и доброжелательно слушают. Тем не менее, можно задать вопрос, чтобы уточнить что-то. Каждый готовится поделиться своими размышлениями, но высказываются все в свободном режиме. Каждую встречу мы начинаем с молитвы Святому Духу. Когда с нами есть священник, который принадлежит к братству священников, или священник из малых братьев, мы служим Евхаристию, а часто мы заканчиваем нашу встречу адорацией [поклонением Святым Дарам – прим. ред.] – сердцем к сердцу с Иисусом.

– Как это происходит?

Анни Бижоно: Мы входим в церковь, садимся перед дароносицей и находимся перед Иисусом, пребывающим в Святых Дарах. Когда мы все вместе, мы молча молимся рядом друг с другом. А когда есть особенные прошения, заботы всего братства или кто-то серьезно болеет, мы останавливаем все разговоры и молимся вместе.

– Сколько людей в малом основном братстве?

Анни Бижоно: В основном братстве не больше десяти человек. Невозможно делиться друг с другом, когда нас слишком много.

– По какому критерию собираются эти небольшие братства?

Анни Бижоно: По территориальной близости и по возрасту. Есть несколько братств, состоящих их молодых людей, остальные состоят из более взрослых. Когда кто-то хочет войти в братство, ему говорят: «В таком-то месте есть братство», и он идет познакомиться. Если ему там нравится, он остается.

– Как строится общение в малых братствах?

Анни Бижоно: Общение между членами братств разнообразное и зависит от самих братств. Есть те, кто отвечает за контакты. В моем братстве мы решили собираться на промежуточные встречи. Это как встреча друзей: группа собирается, чтобы побыть в дружеской атмосфере.

Можно общаться по телефону, можно отправить почту, можно собраться на дружескую встречу можно вместе пойти в церковь, вместе пойти на адорацию – но это не всегда так. Я веду катехизацию в учреждении, где живет мой старший сын (он был реанимирован через 45 минут после рождения, поэтому он – инвалид), и члены моего братства туда тоже туда приезжают и помогают в катехизации.

– В чем заключается служение всех, кто входит в братство Шарля де Фуко? Есть что-то общее, или каждый занимается своим делом? Что является спецификой братства?

Анни Бижоно: Жить рядом с бедными. Это могут быть заключенные, инвалиды, может быть даже работа с женщинами легкого поведения. Главное – быть ближе к самым бедным, как хотел Шарль де Фуко. Многие члены братства помогают мигрантам, у многих есть служения в церкви, например, поддержка семей погибших.

– Какова роль мирянских движений в стране?

Анни Бижоно: Во Франции есть группы евангельской жизни, которые объединяют братства разной духовной направленности. Роль движений – участвовать в жизни церкви. Есть большая нужда в каритативной деятельности, так как государство не все может делать. Мы существуем для того, чтобы принести больше человечности в общество. Несмотря на наши немощи, Христос действует через нас, учит нас смотреть на наших братьев и сестер, которые бедны и уничижены, Своими глазами.

– Является ли это вдохновляющим свидетельством для французской молодежи, приходит ли она в церковь?

Анни Бижоно: Современная молодежь меньше ходит в церковь. Они обычно бывают в церкви до причастия. Однако, некоторые ходят в воскресные школы при колледже, лицее и готовятся к конфирмации. Некоторые регулярно ездят в Тэзе.

Но есть пары с детьми, которые начинают участвовать, когда перед ними встает вопрос о передаче веры своим детям. Они больше участвуют в харизматических движениях. Они чувствуют себя там лучше, потому что там больше поют и больше прославлений, может быть.

Я думаю, что это первый этап. В нашем братстве есть люди, которые приходят из харизматических движений, потому что они ищут углубления своей веры. Наша духовная жизнь, может быть, немного строга для самых молодых. Это мое личное мнение…

– Спасибо.

Источник: Преображенское братство

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...