Перейти к содержанию

Рождественские игрушки своими руками: 6 уроков русской литературы


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ: ШЕСТЬ УРОКОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Елочные игрушки промышленного производства вошли в нашу жизнь совсем недавно по историческим меркам — в 50–60-е годы XX века. До этого времени небольшие кустарные артели делали их вручную, и стоили они довольно дорого. Вот почему даже в богатых семьях покупные игрушки составляли лишь небольшую часть елочного убранства, а большая часть изготовлялась самостоятельно. Мы перелистали старые книги и нашли несколько советов для тех, кто хочет организовать рождественскую елку в старинном стиле.

 

627016.x151p.jpg 627018.x151p.jpg

 

 

Приготовьте побольше клея, картона, цветной бумаги и фольги — чем больше выбор материалов, тем интереснее получатся украшения.

 

 

«С большого стола в столовой убрали скатерть. Матушка принесла четыре пары ножниц и стала заваривать крахмал. Делалось это так: из углового шкафчика, где помещалась домашняя аптечка, матушка достала банку с крахмалом, насыпала его не больше чайной ложки в стакан, налила туда же ложки две холодной воды и начала размешивать, покуда из крахмала не получилась кашица. Тогда матушка налила в кашицу из самовара крутого кипятку, все время сильно мешая ложкой, крахмал стал прозрачный, как желе, получился отличный клей.

 

Мальчики принесли кожаный чемодан Анны Аполлоновны и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать: листы золотой бумаги, гладкой и с тиснением, листы серебряной, синей, зеленой и оранжевой бумаги, бристольский картон, коробочки со свечками, с елочными подсвечниками, с золотыми рыбками и петушками, коробку с дутыми стеклянными шариками, которые нанизывались на нитку, и коробку с шариками, у которых сверху была серебряная петелька, — с четырех сторон они были вдавлены и другого цвета, затем коробку с хлопушками, пучки золотой и серебряной канители, фонарики с цветными слюдяными окошечками и большую звезду. С каждой новой коробкой дети стонали от восторга.

— Там еще есть хорошие вещи, — сказала матушка, опуская руки в чемодан, — но их мы пока не будем разворачивать. А сейчас давайте клеить.

 

Виктор взялся клеить цепи, Никита — фунтики для конфет, матушка резала бумагу и картон. Лиля спросила вежливым голосом:

— Тетя Саша, вы позволите мне клеить коробочку? — Клей, милая, что хочешь.

Дети начали работать молча, дыша носами, вытирая крахмальные руки об одежду. Матушка в это время рассказывала, как в давнишнее время елочных украшений не было и в помине и все приходилось делать самому. Были поэтому такие искусники, что клеили, — она сама это видела, — настоящий замок с башнями, с винтовыми лестницами и подъемными мостами. Перед замком было озеро из зеркала, окруженное мхом. По озеру плыли два лебедя, запряженные в золотую лодочку».

 

 

Алексей Толстой. «Детство Никиты»

 

 

627020.x151p.jpg 627022.x151p.jpg

 

Не жалейте золота: с его помощью в нарядные елочные игрушки можно превратить самые будничные вещи — шишки и грецкие орехи.

 

 

«Мама приносила большои? мешок с грецкими ореха­ми. Распущенныи? в какои?-нибудь посудине вишневыи? клеи?… Каждому из нас давалось по кисточке и по тетрадочке с тоненькими, трепетавшими от каждого движения воздуха, золотыми и серебряными листочками.

 

Кисточками мы обмазывали грецкий орех, потом клали его на золотую бумажку и осторожно, едва касаясь ее пальцами, прилепляли бумажку к ореху. Готовые орехи клались на блюдо и потом, когда они высыхали, к ним булавкой прикалывалась розовая ленточка в виде петли так, чтобы за эту петлю вешать орех на елку. Это была самая трудная работа: надо было найти в орехе то место, в которое свободно входила бы булавка, и надо было ее всю всунуть в орех. Часто булавка гнулась, не войдя в орех до головки, часто кололись пальцы, иногда плохо захватывалась ленточка и, не выдерживая тяжести ореха, выщипывалась и обрывалась».

 

Татьяна Сухотина-Толстая. «Воспоминания»

 

Лучшее украшение — то, которое можно съесть. Специально к рождественским праздникам запасались «крымскими яблоками» (яблоки поздних сортов, которые покупали осенью и хранили в деревянных ящиках, пересыпанными опилками или сеном), покупали или пекли самостоятельно расписные пряники, наполняли картонные коробочки-бонбоньерки драже и так далее. Всем этим украшалась елка.

 

 

«Особенно красивы казались мне разные фрукты: яблоки, груши, апельсины, сливы и персики, прекрасно сделан­ные из сахара, и огромныи? пряничныи? дом, украшенныи? фольгои? вместо окон, с шоколадными дверями и миндальными ручками, которыи? стоял на самои? верхушке дерева».

 

Вера Желиховская. «Как я была маленькои?»

 

627025.x151p.jpg 627026.x151p.jpg

 

 

«Вот пряники в виде львов, рыб, кошек... Вот огромные конфеты в блестящих бумажках, с приклеенными к ним фигурами лебедей, бабочек и других животных, сидящих в гнезде пышной кисеи…»

 

 

Татьяна Сухотина-Толстая. «Воспоминания»

 

 

Никаких электрических гирлянд, только свечи! Они крепились на ветках елки специальными подсвечниками — с прижимом-прищепкой или «на балансе». Обычно свечи покупали большими пучками в магазине, но в случае необходимости и их можно было сделать самостоятельно. Кроме того, из воска можно было налепить и игрушек!

 

 

«Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела.

Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, неровные. Но горели они так же ярко, как и самые нарядные покупные».

 

 

Аркадий Гайдар. «Чук и Гек»

 

 

Приготовьте подарки всем детям! Родители дарили рождественские подарки не только собственным детям, но и всем маленьким гостям, приглашенным на елку. Как правило, к отдельному подарку «на память» прилагался еще и карнавальный костюм из папиросной бумаги, спрятанный в хлопушках. Его надевали тут же, на празднике, поверх одежды.

 

 

«Никита сорвал с елки хлопушку и разорвал ее, в ней оказался колпак со звездой. Сейчас же захлопали хлопушки, запахло хлопушечным порохом, зашуршали колпаки из папиросной бумаги. Лиле достался бумажный фартук с карманчиками. Она надела его. Щеки ее разгорелись, как яблоки, губы были измазаны шоколадом. Она все время смеялась, посматривая на огромную куклу, сидящую под елкой на корзинке с кукольным приданым. Там же под елкой лежали бумажные пакеты с подарками для мальчиков и девочек, завернутые в разноцветные платки. Виктор получил полк солдат с пушками и палатками. Никита — кожаное настоящее седло, уздечку и хлыст. Теперь было слышно, как щелкали орехи, хрустела скорлупа под ногами, как дышали дети носами, развязывая пакеты с подарками».

 

Алексей Толстой. «Детство Никиты»

 

 

627029.x151p.jpg 627031.x151p.jpg

 

«Ольга Николаевна рассказала, как съездила в город, пожаловалась на холод и сказала девочкам, что после обеда надо выбрать лоскутки и начать одевать скелетцев.

— Какие скелетцы? — спросила Таня смеясь.

— А это такие куколки, приказчик Саша их назвал скелетцами. Ты увидишь. Они лежали в игрушечной лавке в ящике, их не показывали, а я их открыла и вывела на свет. Мы так их нарядим, что просто чудо.

После обеда принесли обогревшихся скелетцев и сразу высыпали на большой стол.

— Какое безобразие! — сказал отец. — Да это бог знает какая дрянь. Какие-то уроды. Только портить вкус детей таким безобразием, — ворчал отец и сел читать газету.

— Погоди, когда мы их нарядим, не будет дурно, — сказала мать.

— Ха-ха-ха, — смеялась Таня. — Ноги-то какие, точно палочки с розовыми башмачками…

— А этот курносый, голова черная блестит, лицо глупое и краска клейкая какая, фу!.. — брезгливо заметил Сережа.

— Ну, пляшите, мертвецы, — говорил Илюша, взяв двух кукол и заставляя их прыгать.

— Give me one, — просила крошка Маша, протягивая свои худые беленькие ручки.

Скелетцы были очень счастливы. Им было тепло, светло и радостно с детьми. Они спали мертвым сном в темном ящике игрушечной лавки, им было холодно и скучно. И вот они были призваны к жизни. Их деревянные маленькие тельца стали отогреваться и оживать, их хотели наряжать и они будут стоять на елке на большом круглом столе, посреди которого будет маленькая елка со свечами и украшениями. Как весело!»

 

Софья Толстая. «Куколки-скелетцы»

 

 

В конце праздника елку надо разграбить! Традиция держать в доме украшенную елку несколько дней и даже недель появилась относительно недавно. До революции елку наряжали в сочельник, а уже на следующий день, под конец праздника, разбирали. Иногда пришедшим в гости детям разрешали самостоятельно срывать с деревца все, что им понравилось, а иногда взрослые сами срезали с него игрушки и сладости и раздавали всем по очереди.

 

627034.x195p.jpg 627035.x195p.jpg

 

«Наша мама говорит:

— Теперь пусть каждый ребенок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с елки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребенку. И все дети были очень рады.»

 

Михаил Зощенко. «Леля и Минька»

 

***

Плюшевые волки,

Заи?цы, погремушки.

Детям дарят с елки

Детские игрушки.

И, состарясь, дети

До смерти без толку

Все на белом свете

Ищут эту елку.

Где жар-птица в клетке,

Золотые слитки,

Где висит на ветке

Счастье их на нитке.

Только дед-мороза

Нету на макушке,

Чтоб в ответ на слезы

Сверху снял игрушки.

 

 

Константин Симонов

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

main_09.jpg

"После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:

— Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?

— Господи боже мой, даже ножниц не дают! — отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался".

 

А. П. Чехов, "Мальчики"

 

Иллюстрация Е. Володькиной

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...