Перейти к содержанию

Окончание Рождественского времени


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Торжеством Рождества и праздниками рождественского круга ознаменован год уходящий. Однако рождественское время продолжается и в новом году, и на первую неделю января (в России это выходные дни) приходится несколько важных праздников.

 

1 января. Торжество Пресвятой Богородицы Марии. Завершение Октавы Рождества

 

Bogorodica-193x300.jpg

 

В основе почитания Девы Марии лежит истина Ее Богоматеринства (греч. Теотокос). Данной истине посвящено Торжество Пресвятой Богородицы 1 января, в последний день Рождественской октавы. В связи с этим следует упомянуть, что молитва «Под Твою защиту прибегаем…», в которой выражена вера в Богоматеринство Марии, является самой древней из молитв, обращенных к Богородице, и появилась значительно раньше Ефесского Собора (431 г.), на котором этот догмат был сформулирован. Здесь мы имеем дело с конкретным случаем общего правила: благочестие народа Божия всегда предшествует провозглашению соответствующего церковного догмата, как и установлению того или иного церковного праздника.

 

На Западе праздник 1 января был, вероятно, самым древним Богородичным праздником. В григорианском Требнике он назван Natale Sanctae Mariae («Рождество Святой Марии»). Когда в VII веке Запад принял восточные праздники Благовещения и Рождества Богородицы, место Богородичного торжества заняла октава Рождества, однако литургические тексты сохранили многочисленные мариологические элементы. С XIII века Римская Церковь приняла на день октавы Рождества галликанский праздник Обрезания Господня. Этот порядок вещей имел место до 1969 г., когда в ходе календарной реформы дню 1 января был возвращен его исконный смысл. Литургические тексты на 1 января особенно подчеркивают идею «святого обмена» (sacrum commercium): Бог облекся в человеческое естество в лоне Марии, чтобы приобщить всех нас к Своему Божеству.

 

6 января. Торжество Богоявления

 

Volchvy_4-297x300.jpg

 

В греческих источниках праздник Богоявления известен под следующими названиями: та эпифанейя, эпифанейя («явление»), та фота («свет»), теофанейя («Богоявление»). Исторически Богоявление было первым праздником, связанным с тайной Воплощения. Св. Августин называет его «праздником-близнецом Рождества Христова». Уже само название указывает на его восточное происхождение. Наверное по этой причине римский «Хронограф» 354 г., в котором упомянуто о Рождестве Христовом, ничего не говорит о Богоявлении.

 

На Востоке же первое упоминание об этом празднике можно найти уже у Климента Александрийского (ок. 212 г.), который свидетельствует, что в гностической секте Василида 6-го января праздновалось Крещение Господне, и это событие считалось подлинным днем рождения Христа Сына Божия в человеке Иисусе. В то же время 6-е января в Египте и Аравии было днем почитания солнца, подобно тому, как это имело место 25 декабря на Западе. Этот же день считался днем рождения Эона – бога времени и вечности. Кроме того, народная легенда связывала с тем же днем сошествие Диониса, дабы освятить воды Нила.

 

Возникновение праздника Богоявления большинство историков расценивает как христианскую реакцию на вышеуказанные языческие культы. Праздник мог появиться уже в 120-140 гг. Первое свидетельство о нем на Западе отмечено в Галлии в IV веке: император Юлиан вспоминал о празднике Эпифании в январе. Впрочем, исчерпывающего объяснения возникновению праздника Богоявления не найдено до сих пор. Знаменательно, что на Востоке Богоявление было временем совершения таинства Крещения по преимуществу: именно в этот день катехумены присоединялись к Церкви.

 

Volchvy-300x240.jpg

 

Само слово эпифанейя (теофанейя) означало явление божества или торжественный визит императора в город, а также наиболее важные даты из жизни царствующей особы. Под словом «Богоявление» мы обычно подразумеваем «явление Христа язычникам», однако греческое эпифанейя имеет гораздо более глубокий смысл. Еще со времен Гомера этим словом обозначалось явление божества в человеческом теле с целью спасти, сберечь, прийти на помощь.

 

Что же касается содержания празднования, то оно существенным образом разнилось в разных Поместных Церквах. В Египте сутью праздника было событие Крещения Иисуса. Ранее в этот день вспоминали также Воплощение Слова и первое чудо Христа в Кане Галилейской, но после введения в Александрии особого праздника Рождества 25 декабря (ок. 432 г.) мотив Крещения стал доминирующим.

В Иерусалиме, Антиохии, Сирии и на Кипре, а также у армян, содержанием праздника было рождение Господа. Однако после внедрения праздника Рождества Богоявление и здесь (кроме Армянской Церкви) стало днем Крещения Господня.

В Северной Африке уже с V века 6 января – это день, посвященный поклонению трех волхвов. В Испании праздновалось поклонение волхвов и избиение младенцев.

 

В Равенне начала V века (тогда этот город был резиденцией императоров Запада), кроме поклонения волхвов, Крещения Иисуса, чуда в Кане, вспоминалось также чудо умножения хлебов, как это видно из дошедшей до нас проповеди местного епископа св. Петра Хризолога.

Подобным образом обстояло дело в Галлии, в Италии, в Риме. Однако, начиная со времен Папы Льва Великого (середина V века), мотив поклонения волхвов стал центральным. Ныне в латинской Мессе Богоявления отражено исключительно поклонение волхвов, а о Крещении Иисуса, умножении Им хлебов и чуде в Кане лишь кратко упоминается в текстах Утрени и Вечерни.

 

Volchvy_2-300x183.jpg

 

Богословское значение праздника – в явлении тайны Спасения во Христе языческому миру. Ключ к ее пониманию дает Евангелие от Матфея (Мф 2,1-12), которое читается во время Мессы. Царство Божие, предвозвещенное в книгах Ветхого Завета, исполняется в лице пришедшего на землю Сына Божия, воплощено в личности Того, «Кто явился на земле как смертный человек» (префация). Звезда (на Востоке – знак божественного достоинства) является signum magni Regis, т.е. «знамением Великого Царя» (антифон к Magnificat), и возвещает волю Отца Небесного – даровать Спасение всем народам земли (ответный псалом и 2-е чтение: Еф 3,2-3.5-6). Звезда Христова ныне призывает каждого из нас искать Христа и пойти за Ним по примеру древних волхвов, ради достижения цели пути – «созерцания лицом к лицу величия Божия» (Вступительная молитва). Тем самым подчеркивается параллелизм пути волхвов в Вифлеем и жизненного пути христиан. Со своей стороны, префация праздничной Литургии особым образом выделяет наше участие в бессмертной жизни, которой Бог вновь одаривает нас во Христе Иисусе.

 

Volchvy_3-300x165.jpg

 

В сущности, Рождество Христово и Богоявление раскрывают одну и ту же тему. При этом, однако, Рождество подчеркивает аспект уничижения Господа, в то время как Богоявление – величие новорожденного Дитяти, которое всё более обнаруживает себя в мире.

Существует старый обычай объявлять в Богоявление дату Пасхи на текущий год, чем демонстрируется связь рождения Сына Божия с тайной Его смерти и Воскресения. В Риме это объявление делалось нараспев, на мелодию гимна «возвещения Пасхи» (Exsultet).

 

С праздником Богоявления связаны различные благочестивые обычаи. Мы перечислим главные из них:

 

Благословение жилищ

 

20 C + M + B 17

 

Из Германии пришел обычай писать освященным мелом буквы «С + М + В» и дату текущего года на косяке входных дверей. В Средневековье считалось, что здесь мы имеем дело с аббревиатурой от Christus mansionem benedicat (лат.: «Христос благословляет жилище»). Позже эти буквы связали с легендарными именами трех волхвов: Каспара, Мельхиора и Балтасара.

 

Tradycji-Epifanii-300x200.jpg

 

Благословение «Иорданских вод»

 

Обычай освящения воды возник под влиянием Византийской практики («воды Иордана»), которая в свою очередь восходит к восточному обычаю совершать в этот день таинство Крещения.

 

Благословение золота, ладана и мела

 

Обычай также пришел из средневековой Германии. Его современное толкование – напомнить о дарах волхвов, поднесенных ими Младенцу-Иисусу.

 

Первое воскресенье после Богоявления (в этом году – 8 января). Праздник Крещения Господня

 

Baptism-300x216.jpg

 

Основным содержанием празднования Богоявления на Востоке было событие Крещения Господня, а на Западе это событие долгое время не имело специального литургического дня. Правда, некоторые его отголоски имелись в «Часе чтений» праздника Богоявления. Однако в 1955 г. Конгрегация обрядов своим декретом установила на 13 января «Воспоминание Крещения Господа нашего Иисуса Христа» взамен упраздненной октавы Богоявления. С 1969 г. реформированный календарь предусматривает на первое воскресенье после Богоявления праздник Крещения Господня, который завершает собой период, связанный с тайной Боговоплощения. Тексты молитв этого дня очень подробно и точно отражают евангельский рассказ о событии Крещения Иисуса в Иорданских водах.

 

СКГ

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

С Богоявлением!

 

 

К+М+В 2018

Изменено пользователем Helena
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 января 2018

БОГОЯВЛЕНИЕ, торжество

Мф 2,1-12

 

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

«и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

 

26219437_1844506712260352_8133070423132344010_n.jpg?oh=6ceca06599d27de10adce4c3284c318d&oe=5AB07910

Изменено пользователем Helena
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Рождественская звезда

 

В холодную пору в местности,

привычной скорее к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности

более, чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне

может зимой мести.

 

Ему все кругом казалось огромным:

грудь матери, желтый пар

из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была

звезда.

 

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

звезда смотрела в пещеру.

И это был взгляд Отца.

 

Иосиф Бродский

 

 

19912743.jpg

Изменено пользователем Krass
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26231384_559817494355040_8911158296542335633_n.jpg?oh=7e6725b8c1b0245f7b779d46d9ba8e55&oe=5ABB1DD1

 

26233755_559817444355045_1771919407978218011_o.jpg?oh=d6d5bf989ba881dc85ddbd9c24368e38&oe=5AE79D9A

Изменено пользователем Helena
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С + М + В 2018

Christus Mansioni Benedicat

Христос благословляет жилище

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

EpiphanyBlessing2019.jpg

У католиков существует обычай в торжество Богоявления или в течение какого-то времени после него писать на дверях квартиры буквы "С+М+В год", обозначающие "Christus Mansionem Benedicat" (Христос благословляет жилище). Как сделать это по правилам - объясняет Требник, изданный в 2004 году Издательством Францисканцев

Молитва в семейном кругу (25 декабря - 6 января)

Вся семья, собравшись у иконы или яслей, может прочитать эти молитвы, прося о благословении для себя и своего жилища, особенно, если по какой-то причине один из членов семьи не смог пойти в храм на Святую Мессу. Как правило, эти молитвы проводит глава семьи или кто-то из старших.

Глава семьи: Христос посреди нас!

Все: Есть и будет!

Глава семьи: Господи, Иисусе Христе, Ты пришел на землю, чтобы жить среди нас, людей. Ты освятил дом Своей Семьи в Назарете. Освяти и наш дом.

Все: Услышь нас, Господи!

Глава семьи:Да пребывает в нашей семье Твой Святой Дух, и пусть Твой мир царит в наших сердцах.

Все: Услышь нас, Господи!

Глава семьи: Даруй нам, Господи. здоровье души и тела, стань для нашей семьи силой и опорой в жизненных испытаниях.

Все: Услышь нас, Господи!

Затем все читают молитву "Отче наш". Затем, глава семьи читает молитву:

Добрый и милосердный Боже, вверяем Твоей опеке наш дом, нашу семью и все, что у нас есть. Благослови ее, сохрани от зла, огради от опасности, спаси от несчастья, укрепи ее веру, а в испытаниях даруй утешение и надежду. Соделай, чтобы наша семья всегда пребывала в единении с Тобой. Просим Тебя через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

После этого можно окропить все комнаты принесенной из храма освященной водой и спеть колядку. Затем, если это происходит в торжество Богоявления или позже, глава семейства (или кто-то другой), стоя на пороге открытых дверей, произносит:

Христос посреди нас!

Все: Есть и будет!

или: Слово стало плотью.

Все: И обитало с нами.

Затем сверху, на косяке дверей, пишут

С + М + В год

Затем освященным ладаном можно совершить окаждение помещения и спеть рождественскую колядку.

Пусть Христос благословит ваш дом!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

В этом году красиво. :)

 

20 C + M + B 20

 

Первое воскресенье после Богоявления (в этом году – 12 января). Праздник Крещения Господня

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ирод просит волхвов - на обратном пути

не забудьте, ребята, в гости ко мне зайти,

посидим, поедим, выпьем вместе винца,

заодно расскажете мне, что за Сын у Бога Отца,

где родился и где живет, как у него дела,

проведете меня туда, куда вас Звезда привела.

Если сам не приду поклониться, пошлю солдат,

а дату рожденья внесу в список торжественных дат.

 

Ну конечно зайдем! - волхвы говорят втроем.

Выпьем винца, посидим, псалмы попоем,

вроде "рече Господь Господу - седи одесную мя".

Он будет сидеть одесную, а люди -- стоять стоймя.

А уж мы расскажем в деталях, где Новорожденный спит,

видит сладкие сны, носиком детским сопит.

Так говорят волхвы, но мыслей ход не таков.

Ищи дураков, царь Ирод, ищи дураков!

Уж мы-то доподлинно знаем, что ты не любишь детей.

Отсюда в наши края много иных путей.

 

Пусть чуть длиннее, опаснее, но в обход

твоего дворца - звездочеты сметливый народ.

Жди нас, Ирод, назад, в даль гляди, выходя на балкон.

Пусть Младенец спокойно спит - Благодать сменяет Закон.

Жди нас, Ирод, но не дождешься вестей от нас.

Ты - жестокий старик и близок твой смертный час.

Смерть твоя придет быстрее, чем мы вернемся домой,

даже если мы будем идти быстро и по прямой.

Но мы-то пойдем в обход, спешить не нужно волхвам.

Дурак ты, Ирод, что веришь нашим словам.

 

А Ирод думает: хитрецы, обманщиков не люблю.

Ничего, не укажут на этого, всех детей истреблю.

 

2 января 2018

 

Борис Херсонский

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ангел осторожно будит волхвов накануне Рождества, чтобы те отправились в путь.

 

Капитель собора Сен Лазар в Отене (XII век).

 

0d4066627c9f.jpg

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Sant%27Apollinare_Nuovo_00.jpg

 

6 января - Богоявление.

 

В этом году Крещение Господне - 10 января.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А сейчас в латинском обряде праздника Обрезания Господня нет вовсе?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обрезание Господне

 

Обрезание Господне (греч. ? Π?????μ? ??? ??????, лат. Circumcisio Domini) — еванг. событие совершения над Младенцем Иисусом иуд. обряда обрезания, а также церк. праздник в воспоминание этого события.

 

Об обрезании Иисуса по закону Моисееву на 8-й день после Его рождения сообщается только в Лк 2, 21; там же говорится о наречении Ему имени «Иисус» (ср. Мф 1, 21).

 

С древности церк. авторы видели в О.Г. знак вхождения Иисуса в потомство Авраамово, в народ завета.

 

Христиане усматривали в О.Г. также прообраз того «обрезания Христова» (Кол 2, 11-13), каковым является крещение (ср. ККЦ 527).

 

Церк. празднование О.Г. в 8-й день Рождества Христова, т.е. 1 января, известно в Галлии уже в VI в., в Испании по меньшей мере в VII в. В Риме празднование 1 января долгое время посвящалось Деве Марии и не ассоциировалось с О.Г., которое вошло там в литург. практику только в IX в. В визант. календарях VIII—IX вв. на 1 января приходились праздник О.Г. (полное название По плоти Обрезание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа) и память св. Василия Великого; это сочетание поныне сохраняется в визант. традиции. В Армянской Апост. Церкви ввиду празднования 6 января Рождества Христова О.Г. приходится на 13 января. На Западе в некоторых ранних миссалах можно обнаружить второе частное последование мессы, предусмотренное для 1 января: против идолопоклонства(ad prohibendum ab idolis).В частных последованиях О.Г. сохранялись богородичные коннотации; вступительная молитва по-прежнему была посвящена Деве Марии.

 

В Католической Церкви лат. обряда в ходе литургической реформы XX в. решено было восстановить древнее празднование 1 января в честь тайны богоматеринства Девы Марии и вывести из употребления название «О.Г.» применительно к празднованию этого дня; с 1969 в литург. календаре 1 января стало днем торжества Пресв. Богородицы Марии (в то же время еванг. чтение этого торжества говорит об О.Г.).

 

П. Сахаров

 

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 986-987.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

gentile_da_fabriano_adorazione_dei_magi_plm.jpg?itok=Lo9Rq4me

 

С Торжеством Богоявления!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

56d9f6a858e0cec9933912a397047664.jpg

 

С Богоявлением, братья и сестры!

 

Крещение в 2022 году будет 9 января.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...
В этом году Крещение Господне 8 января.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Первое воскресенье после Богоявления (в этом году – 7 января). Праздник Крещения Господня

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...