Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

О православии, модернизме и консерватизме


Сообщений в теме: 864

#861 Vladimir Gennadevich

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 374 сообщений
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 16 Июнь 2020 - 22:21

Просмотр сообщенияAmtaro (16 Июнь 2020 - 08:50) писал:

Увы, Володя, этих страниц больше нет.
Это да. Но Марион видел, что Палама во святых. Да и в гугле полно ссылок на эту тему, например https://mci.archpitt...on_November.pdf

Сообщение отредактировал Vladimir Gennadevich: 16 Июнь 2020 - 22:24


#862 Amtaro

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 10 247 сообщений
  • ГородЛетбридж, Канада
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 17 Июнь 2020 - 02:19

Просмотр сообщенияVladimir Gennadevich (16 Июнь 2020 - 22:21) писал:

Просмотр сообщенияAmtaro (16 Июнь 2020 - 08:50) писал:

Увы, Володя, этих страниц больше нет.
Это да. Но Марион видел, что Палама во святых. Да и в гугле полно ссылок на эту тему, например https://mci.archpitt...on_November.pdf
Да, в некоторых восточных церквях он почитается как святой. Видимо в тех, которые присоединились по Флорентийской унии.
Для процветания зла нужно, чтобы хороший человек ничего не делал.

#863 Дeниc

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 238 сообщений
  • ГородЭквадор
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 21 Июнь 2020 - 04:53

Телеграм канал Православие и зомби

@orthozombies

Авторы канала «Религия сегодня» задаются вопросом: как правильно называть те радикальные движения, которые by default считаются фундаменталистскими? Вопрос непростой, потому что далеко не всех воинствующих «консерваторов» и альт-райтов можно назвать фундаменталистами, и наоборот целый ряд православных деятелей, которых считают «либералами» (что в случае православия всегда довольно условно) можно отнести к фундаменталистам.

Мартин Марти и Скотт Эплби в своем шеститомнике «Фундаменталистский проект», а вслед за ними и Карен Армстронг в «Битве за Бога» выделяют несколько основных признаков фундаментализма:

1?? «Чистая вера». Традиция для фундаменталистов – это скорее мутный поток, в котором надо найти и собрать весь жемчуг «истинного учения». Возвращение к «чистой вере» и борьба с «порчей» или «загрязнением» веры – один из главных мотивов фундаментализма. Фундаменталисты критикуют своих единоверцев за то, что они попускают «загрязнение». Именно поэтому фундаментализм не следует путать с охранительным традиционализмом, для которого все элементы традиции одинаково ценны. «Чистая вера» может конструироваться на разных основаниях, но в каждом случае характерно выделение некоего «ядра» – вечных истин, которые собственно и становятся фундаментом для вероучения. Для православия характерен подход «только отцы» (по аналогии с протестантским – «только писание»), суть которого – в том, что святоотеческие творения при формулировке доктрин пользуются приоритетом и абсолютным авторитетом. Даже Библия толкуется в первую очередь через святых отцов.

2?? Критика секуляризации. Фундаментализм появляется в ответ на секуляризацию (или по простому – обмирщение) – это ключевой признак, который часто сбрасывается со счетов. Фундаменталисты критикуют отделение политики, культуры и науки от религии (чему способствует еще и либерализм). Но при этом они выступают не за объединение этих сфер, а за подчинение их религии, т.е. – религиозное государство, религиозную науку и религиозную культуру, альтернативные существующим. Отсюда, например, – креационизм как альтернатива секулярной науке, запрет среди своих адептов на чтение светской художественной литературы, слушания светской музыки, не говоря уже о кино. Фундаментализм не совсем правильно называть антимодернистским движением, потому что он сам – продукт эпохи модерна. Акцент здесь именно на антисекуляризме и антилиберализме. Фундаментализм можно назвать альтернативным модернизмом. Фундаменталисты кажутся реакционным консервативным движением, но на самом деле они – новаторы.

3?? Воинственный настрой. Марти и Эплби определяют фундаментализм как воинствующую форму духовности, которая появляется в ответ на кризисную ситуацию (в данном случае – секуляризацию). И действительно для фундаменталистов характерно чувство «осажденной крепости» (под натиском секуляризма и либерализма), которое подталкивает их на борьбу. Они – одни из главных участников культурных войн. В отличие от традиционалистов, которые могут использовать завоевания светской политики и культуры в своих целях (см. статью Кристины Штёкль), фундаменталисты, как правило, бескомпромиссны, когда речь заходит о светском. Однако, этот признак может быть факультативным, не все фундаменталисты воюют, некоторые отсиживаются в «крепости».

Одним из первых по настоящему влиятельных фундаменталистов в русском православии был о. Иоанн Кронштадтский, он поддерживал учение о богоустановленности монархии (и состоял в черносотенной организации «Союз русского народа»), обличал светскую культуру (особенно досталось театру), был креационистом.

Среди церковных «либералов» в рядах фундаменталистов можно упомянуть о. Александра Шмемана. Он как раз из тех, кто отсиживался в «крепости», но его критика секуляризации и противопоставление веры и религии (что соответствует «чистой вере» и исторической традиции) вполне укладывается в признаки фундаментализма. Правда, к концу жизни он стал мягче относиться к секуляризации и считал, что она позволяет очистить веру от религии.

#864 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 10 486 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено неделю назад

Вот еще что пишет архимандрит Кирилл (Говорун):

В современном православном богословии я бы различал не консервативное и либеральное богословие, а богословие межвоенное и послевоенное.
Для межвоенного богословия характерна презумпция коллективизма над индивидуализмом, в том числе национализм и этатизм как формы коллективизма. Также его чертой являлось то, что мы сегодня называем традиционными ценностями. Это богословие было конгруэнтно межвоенным идеологиям, столкновения которых и привели к WWII.

Послевоенное богословие, как и новые послевоенные идеологии, пыталось оправдать роль индивидуальных свобод и прав.

В наше время, особенно в России, вновь мода на межвоенное богословие. Правда, его итерация образца 2010-х значительно более низкого качества, чем оригинал 80-летней давности.

Сообщение отредактировал Владимир М.: неделю назад


#865 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 10 486 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено неделю назад

Евхаристическая экклезиология, которая стала особо популярной среди православных в послевоенный период, сменила различные богословия массы, типа националистического или государственического богословия, которые были популярны в межвоенный период. В смене богословия межвоенного на послевоенное понятие массы было заменено понятием общины личностей. Это был один из главных сдвигов в богословии 20-го века.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных