Перейти к содержанию

Почему для современных детей не существует слово «надо!»


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

105984-600x389.jpg

 

Марина Битянова, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка пси», кандидат психологических наук, рассказывает о том, как изменились современные дети и что нам, устаревшим взрослым, с этим делать.

 

«Войну и мир» для современных детей надо сжать

– Марина Ростиславовна, правда ли, что нынешние дети – другие, или это типичное возрастное брюзжание?

 

– Каждое поколение взрослых во все века говорило, мол, куда катится мир, что происходит с детьми, они изменились, они другие. Но парадокс нашей сегодняшней ситуации в том, что нынешние дети действительно другие. Мы живем в эпоху смены форматов культуры и мышления. Последний раз подобное случалось в XVI веке, когда началась эпоха Возрождения и появилось массовое книгопечатание. Тогда, на фоне развития науки, появления аналитического, книжного сознания возникли мы как новый тип людей. С появлением массовой книги люди стали говорить и думать по-печатному, и это очень сильно изменило мир и человека. И мы с вами – люди XVI века.

А сейчас появился другой способ упаковки информации: цифровой. Сознание меняется вслед за появлением информационной культуры и становится клиповым.

 

Само по себе это слово не плохое и не хорошее, оно констатирующее. В него вносят негативный смысл, а клиповое сознание – это всего лишь другой тип упаковки информации в голове.

 

В наших с вами головах людей с высшим образованием XX века информация упаковывается в логические цепочки. Чем человек образованнее, тем длиннее и сложнее эти цепочки. Кроме того, мы, выстроив какую-то последовательность, потом вырабатываем к ней отношение – ценностная она или не ценностная. У нас также отдельное образное восприятие: у кого-то есть образ, у кого-то нет.

Клиповое мышление означает, что у человека в голове живут такие целостные объекты, в которых соединяются образ, мысль и ценность. В сознании такого человека хранится очень краткая понятийная справка, что такое этот предмет или явление – это сразу и зафиксированный зрительный образ, и встроенные туда эмоции и отношение.

 

– То есть у нас все было упаковано в голове по отдельности, а у современного человека – все вместе, у нас были длинные цепочки, а у них – целиком упакованные объекты?

 

– Да, наша мысль была цепочкой, потому что была длинной. Мы могли читать «Войну и мир» и удерживать в голове. Сейчас они не могут читать этот роман, но не потому, что они слабые. Это не их способ познания. Им нужны короткие, емкие, содержащие полную информацию тексты. И именно этого мы не понимаем. Мы создаем учебники, не соответствующие их восприятию мира, поэтому они их отторгают.

 

– То есть «Войну и мир» надо просто выкинуть и забыть или ее надо сжать, сделать более содержательной и упакованной в отдельные короткие блоки?

 

– Если мы хотим передать им эти эмоции и знания, «Войну и мир» для них надо сжать. Кстати, я уверена, что в будущем многие из них эту книгу перечитают, как сейчас есть люди, которые перечитывают роман в сознательном возрасте.

 

– У них с возрастом изменится сознание?

 

– Они будут уже на это способны. Сейчас они еще юные, они учатся. Им нужно созреть, для этого нужно создать им какие-то большие конгломераты, чтобы там поместилась «Война и мир», чтобы они для начала могли воспринимать эту книгу как целое, чтобы уже сейчас могли вытащить оттуда какой-то образ и смысл, который у них останется после школы и, возможно, заставит впоследствии к ней вернуться.

 

– Эта клиповость – признак незрелости восприятия?

 

– Нет, просто позднее они смогут воспринимать «Войну и мир» как большой клип. На самом деле это тоже гипотеза, потому что мы не знаем, какими они вырастут, потому что они же только растут. Но я оптимист, я верю, что все будет нормально, и «Война и мир» будет с ними, просто упакуется у них каким-то другим образом.

 

Пока надо действительно упаковывать все это в небольшие форматы, делить такие произведения на части: вот картинка, вот идея, вот отношения, и пытаться им передать в такой форме. В клиповости соединяются ценность и образ, поэтому современные дети в значительно большей степени целостные люди. Есть надежда, что в сознании лучших из них нравственность срастется с логикой. Но пока это мои оптимистические фантазии.

Негативная черта клипового сознания состоит в том, что там срастись может что угодно – например, не до конца соединиться логичная ценность и содержание, и если нет критичности, то они этого даже не заметят.

 

Поэтому у современных детей особенно важно развивать критичность, что сейчас школа тоже не делает. Критичность можно выращивать только на тексте, который содержит ошибку или допускает некую вольность, в нем должно быть что-то искаженное, чтобы это можно было заметить, а школа привыкла давать стерильные тексты.

 

А какая может быть критичность в стерильном тексте? Дети скользят по ним, не погружаясь, никак их с собой не соотнося, по любым школьным текстам – научным, публицистическим.

 

– Почему бы нам не установить строгий режим пользования гаджетами и компьютерами и не продолжать их выращивать в понятном нам ключе? Ведь та система, в которой мы научены, проверена, она работает, она дает определенный результат: человек с хорошей памятью, с многогранным восприятием мира.

 

– Образование обслуживает жизнь. Оно должно даже не подготавливать к жизни (это тоже, на мой взгляд, большая ошибка – считать, что образование готовит к жизни) – оно должно встраивать человека в жизнь уже здесь и сейчас, соотноситься с ней. Мы можем отнять у детей телефоны, посадить в красивые клетки и начать говорить то, что не имеет отношения к их действительности. Но их психика от рождения устроена по-другому, она не будет это воспринимать. Они дождутся конца этого «образования» и пойдут жить, и их истинное образование будет происходить там, куда они пойдут.

 

Полностью статья здесь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё очень и очень сомнительно. Скажем, какое изменение могло произойти в менталитете людей 16 в., если из них читали максимум 0,1%?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я росла - говорили, что нас испортил телевизор, про нынешних детей говорят, что они типа уткнувшись в гаджеты и ничего не видят.

Мир же не стоит на месте, способы подачи информации изменяются.

  • Like 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Вот еще пример подобного рода, даже хуже:

Финские школы первыми в мире отменят все предметы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО.

 

Потому что дети растут более свободными.

И это прекрасно.

Свобода выбора нам дана Богом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»). Look At Me выяснил, чем угрожает клиповое мышление и как с ним бороться.

 

Что такое клиповое мышление?

 

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

 

Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

 

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

 

Плюсы и минусы клипового мышления

 

МИНУС: ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН ДОЛГО КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ИНФОРМАЦИИ, У НЕГО ЗАМЕТНО СНИЖАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.

 

МИНУС: ОСЛАБЛЯЕТ ЧУВСТВО СОПЕРЕЖИВАНИЯ

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

 

ПЛЮС: УСКОРЯЕТ РЕАКЦИЮ

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

 

МИНУС: ПАДАЕТ УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ И СНИЖАЕТСЯ КОЭФФИЦИЕНТ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.

 

ПЛЮС: ЗАЩИЩАЕТ МОЗГ ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.

 

МИНУС: ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ПОДАТЛИВЫМИ К МАНИПУЛЯЦИЯМ И ВЛИЯНИЮ

Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки. После у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции. Как пример можно вспомнить один из трогательных рекламных роликов iPhone, приуроченный к Рождеству.

 

ПЛЮС: РАЗВИВАЕТ МНОГОЗАДАЧНОСТЬ

Американский психолог Лари Розен в книге «Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколения интернета» (Internet Generation) — возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.

 

Как бороться с минусами клипового мышления?

 

В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением. На них учат концентрировать внимание и анализировать информацию. А в Соединённых Штатах рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно. Look At Me, в свою очередь, составил список простых и универсальных способов борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления.

 

 

«Метод парадоксов»

 

Михаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление. Парадокс значит противоречие. Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются.

 

Например: Моцарт — гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете. Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Шопену поставили диагноз туберкулёз и предрекли, что проживёт он не больше двух лет, но композитор продолжил давать концерты и писать музыку и прожил двадцать лет! Как это объяснить? Поиск парадоксов и противоречий — удобное упражнение, которое искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.

 

 

Чтение художественнойи философской литературы

 

В своей статье «Google делает нас глупее?» американский писатель и публицист Николас Карр признался, что после прочтения им двух-трёх страниц текста внимание его рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие. Таковы «издержки» клипового мышления, и для борьбы с ними специалисты советуют читать классиков. Их произведения тренируют умение анализировать. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно.

 

Некоторые преподаватели заставляют своих студентов читать современных философов — Лиотара, Бодрийяра, Барта, Фуко, Бахтина, Лосева. Считается, что через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному. Правда, для неподготовленного обладателя клипового мышления читать философов на порядок сложнее, чем классиков.

 

Для выработки усидчивости новичкам рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове.

 

 

Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения

 

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно. Об этом говорила Чимаманда Адичи, нигерийская писательница, в своём выступлении на конференции TED.

В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим. Причём лучше всего участвовать именно в дискуссиях, а не в полемике. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Важны и полемика, и дискуссия, но именно второе развивает умение и желание думать.

 

День отдыха от информации

 

Ограничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн. Без баланса между потреблением и созданием нового человек — всего лишь машина для обеспечения работы рынка.

 

В остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы частично заменить судорожное переключение каналов («зеппинг») и чтение кратких материалов на просмотр полноценных фильмов (а лучше театральных представлений) и продолжительное чтение больших текстов.

 

https://www.lookatme....rks/207449-clip

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вообще есть ли необходимость совр. мол. человеку читать Войну и мир? Я вот прочитал её в 15 лет и не тянет перечитывать.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вообще есть ли необходимость совр. мол. человеку читать Войну и мир? Я вот прочитал её в 15 лет и не тянет перечитывать.

Когда я училась преподаватель не тешила себя иллюзиями, что кто-то действительно его прочтет полностью, поэтому нас сгоняли в класс для принудительного просмотра советского фильма 65 года. :lol:

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я читала только "мир" :) .

И монолог князя Андрея, который нас заставляли учить наизусть, просто ненавидела.

И только, посмотрев недавно экранизацию ВВС, наконец-то поняла до конца, о чем все это.. :D

 

ИМХО. Изучение сложных книг в таком молодом возрасте может только привить неприятие классической литературы и нежелание потом брать эти книги в руку.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут дело не в сложности, а в объеме. Я не знаю какая сейчас учебная программа, но при той, по которой я училась в школе с углубленным изучением английского в 86-97гг, просто физически невозможно было все это читать, нужно было бы забить на все прочие домашние задания и заниматься исключительно тем, что задавали по литературе, так что даже самые ботанистые ботаны не брезговали сокращенными пересказами, а порой и чтением критических статей вместо самого произведения. Изменено пользователем Mar!a
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За полвека ТВ/компьютерной эры, разумеется, сформировались новые привычки, только не новый тип мышления, я полагаю.

В школе я как-то испытала шок, осознав, как мало читают мои сверстники в "самой читающей стране", оный шок повторился буквально на днях, когда до меня дошло, что мои коллеги (на минуточку, юристы - "самое энциклопедическое образование") практически не читают ни беллетристики, ни публицистики, а некоторые из них - мои ровесники, другие намного моложе меня. Зато мой сын 24 лет от роду читает много. Разумеется, он находит книги в интернете, но часть своей первой зарплаты тут же потратил на "бумажные" книги. Мне стыдно, но я даже не помню, когда он научился читать (в школу пошел уже читающим), но по моему примеру, по примеру моих родителей он не брал книжку разве что принимая душ :D Повторю еще раз: если в семье есть книги и их читают, ребенок тоже будет читать.

"Война и мир" и т.п. Считаю, что как раз читать длинные и сложные книги стоит пораньше и потому просто, что это интересно, тогда последующее изучение их по программе этот интерес не убьет. Сама "Войну и мир" впервые прочитала в третьем классе, а с полгода назад перечитала примерно в 5 раз, и было так же интересно, но интересно уже другое и в ином свете.

Изменено пользователем Елена Томина
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже "Войну и мир" прочитала в третьем классе. Пыталась по нему вдобавок изучать французский, полностью прочитывала все пассажи на французском и их перевод в сносках, сличала и таким образом узнавала значение слов.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот! Третий класс - это примерно 10 лет; мозги еще не замусорены и не зашорены, а работают уже не совсем по-детски. Зато жизненные проблемы решают пока родители. Словом, самое время читать длинные книги и учить языки :D Нынешние дети в интернете это делают, так оно для родителей и дешевле выходит ;)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В наших с вами головах людей с высшим образованием XX века информация упаковывается в логические цепочки. Чем человек образованнее, тем длиннее и сложнее эти цепочки. Кроме того, мы, выстроив какую-то последовательность, потом вырабатываем к ней отношение – ценностная она или не ценностная. У нас также отдельное образное восприятие: у кого-то есть образ, у кого-то нет.

Клиповое мышление означает, что у человека в голове живут такие целостные объекты, в которых соединяются образ, мысль и ценность. В сознании такого человека хранится очень краткая понятийная справка, что такое этот предмет или явление – это сразу и зафиксированный зрительный образ, и встроенные туда эмоции и отношение.

Ну и плохо все это.

Человек, у которого есть "логические цепочки" может оперировать ими: абстрагировать и получать их, анализировать, синтезировать, переходить от представления к понятию и обратно. Такой человек мыслит, и мышление уже само по себе дает ему начало его свободы.

Тогда как человек с клиповым мышлением, по всей видимости, не идет дальше представления (что такое целостный объект, в котором соединяется образ, мысль и ценность, как не представление?) Оперировать он им не может, может пользоваться, современный же человек воспитывается потребителем, не творцом. Причем "образ", "мысль" и "ценность" будут в готовой упаковке, созданные чужими людьми и - с далеко идущими целями. "Образ" этот будет таков, какой диктует навязчивая реклама, телевидение, Интернет.

Человек теряет один из своих существенных атрибутов - свободу, в той мере, в какой она у него еще оставалась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Третий класс - это примерно 10 лет; мозги еще не замусорены и не зашорены, а работают уже не совсем по-детски. Зато жизненные проблемы решают пока родители. Словом, самое время читать длинные книги и учить языки

Чо уж там 10 лет! Пусть с 6 лет начинают Войну и мир читать. Аккурат к 11-м классу прочтут.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и плохо все это.

Человек, у которого есть "логические цепочки" может оперировать ими: абстрагировать и получать их, анализировать, синтезировать, переходить от представления к понятию и обратно. Такой человек мыслит, и мышление уже само по себе дает ему начало его свободы.

Тогда как человек с клиповым мышлением, по всей видимости, не идет дальше представления (что такое целостный объект, в котором соединяется образ, мысль и ценность, как не представление?) Оперировать он им не может, может пользоваться, современный же человек воспитывается потребителем, не творцом. Причем "образ", "мысль" и "ценность" будут в готовой упаковке, созданные чужими людьми и - с далеко идущими целями. "Образ" этот будет таков, какой диктует навязчивая реклама, телевидение, Интернет.

Человек теряет один из своих существенных атрибутов - свободу, в той мере, в какой она у него еще оставалась.

Тут будет к месту аналогия. Мышление 20 века - письменность, основанная на алфавите, клиповое - на иероглифах. И вы конечно сильно утрируете, речь просто о предпочтительном для того или иного поколения способе "архивирования" и "распаковки" информации, не отменяющую способность делать это другим способом.

Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут будет к месту аналогия. Мышление 20 века - письменность, основанная на алфавите, клиповое - на иероглифах.

Не понял:

 

Оба основаны на письменности (алфавитной или иероглифической) или одно основано на письменности (алфавитной), а другое - на иероглифах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оба основаны на письменности (алфавитной или иероглифической) или одно основано на письменности (алфавитной), а другое - на иероглифах?

В языке с алфавитом слово конструируется из корней, суффиксов и пр. по корню можно проследить его этимологию и т.п. Иероглиф это картинка изображающая целое слово, которая создавалась на основе визуальных ассоциаций. Пример:

 

iermun.jpg

Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оба основаны на письменности (алфавитной или иероглифической) или одно основано на письменности (алфавитной), а другое - на иероглифах?

в языке с алфавитом слово конструируется из корней, суффиксов и пр. по корню можно проследить его этимологию и т.п. Иероглиф это картинка изображающая целое слово, которая создавалась на основе визуальных ассоциаций. Пример:

 

iermun.jpg

 

Вы отвлекаетесь. Вопрос выше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это вы отвлекаетесь на цепляние к словам. :lol: Я о способе письменности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это вы отвлекаетесь на цепляние к словам. :lol: Я о способе письменности.

ОК, то есть Вас надо понимать так, что клиповое мышление тоже основано на письменности, только (например) морфемной, а не фонетической?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не понимаете слово "аналогия"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не понимаете слово "аналогия"?

Понимаю. Я не понимаю, почему Вы его использовали. Любая письменная культура создавала линейные тексты, неважно на какой основе. Иероглиф - точно такое же средство их создания, как и наши буквицы. Но то, что стало принято называть "клиповым мышлением", представляет собой "тип восприятия, отличный от текстового".

 

Так аналогия между чем и чем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предпочтение визуальных образов vs синтезирование.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...