Перейти к содержанию

Четыре причины святости Церкви согласно Фоме Аквинскому


Марион
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Интересное место встретилось у Аквината в Expositio in Symbolum Apostolorum, остановился на нем.

 

Итак, для святости Церкви, а равно и святости каждого христианина, составляющего церковную общину, необходимы следующие вещи:

 

1. Очищение Богом. Под очищением следует понимать смытие греха. Подтверждение этого мы находим в словах Писания: “Иисус Христос..., кто возлюбил нас и омыл нас от грехов наших своей Кровью” [Откр. 1:5]. А также: “Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат”. [Евр. 13:12].

 

2. Помазание Богом или сообщение благодати: “Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог” [2 Кор. 1:21]. И: “освятились… именем Господа нашего Иисуса Христа” [1 Кор. 6:11].

 

3. Присутствие или обитание Бога в Церкви. После того, как Бог очистил и даровал благодать, Он начинает обитать в том, что Он очистил и помазал. Это возможно, поскольку могут быть места в мире, где Бог присутствует особым образом: “Дому Твоему, Господи, подобает святость” [Пс 92:5]. А также - “Воистину, место это свято” [Быт. 28:16, Исх. 3:5, Нав 5:15(16)]. Последняя цитата особенно любопытна. У Фомы она выглядит так: vere locus iste sanctus est. Но такого места в Вульгате (ни VC, ни NV) не обнаруживается. Есть несколько близких по смыслу мест: Vere Dominus est in loco isto - Истинно Господь присутствует на месте сем (Быт. 28:16); также см. (Исх. 3:5 и Нав. 5:15(16): Locus enim, in quo stas, terra sancta est – Место, на котором ты стоишь, свято. Причем в билингве Дж. Кенни в латинском тексте дается ссылка на Быт. 28:16, в английском – на Нав. 5:16.

 

4. Провозглашение имени Бога в Церкви: “И однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас”. [Иер 14:9].

 

Интересно, что если первые три шага к святости обусловлены одним только Богом, то четвертый, заключительный и в чем-то решающий шаг включает в себя также и участие верующих, совершающих литургию, участие человека. Поскольку в литургии, на которое провозглашается или нарекается имя Бога, смыкаются божественное и человеческое начала.

 

https://www.dhspriory...mas/Creed.htm#9

Изменено пользователем Марион
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

В свое время написал небольшую работу по Ветхому завету на основании старт-топика, точнее - его третьего пункта.

 

Название: "О присутствии Бога на земле до Рождества Христова в контексте Expositio in Symbolum Apostolorum св. Фомы Аквинского".

 

Данная работа посвящена собственно не теме святости Церкви, но теме присутствия Бога в мире в ветхозаветную эпоху, когда еще никакой Церкви не существовало, но имелись лишь ее прообразы, ее предтечи. Предыдущие рассуждения показывают, что момент реального, или выражаясь сильнее, действительного присутствия Бога в мире в контексте христианства и плана спасения людей чрезвычайно важен. Если бы Бог не снизошел до того, чтобы реально присутствовать в каких-то местах на земле, то сразу разрушается круг условий, обеспечивающих согласно доводам св. Фомы существование Церкви, святость души человека и в конечном итоге – принципиальную возможность его спасения. Если Бог остался где-то вдалеке, только лишь в области трансцендентного, по ту сторону земного, то и человек в своих попытках спастись мог бы рассчитывать лишь на свои собственные силы, чего, однако, для спасения совершенно недостаточно.

 

Нужно сделать еще одно небольшое замечание. Бог является причиной существования всего сущего, и присутствует в любой точке сущего как его экзистенциальная первопричина. Но не такое присутствие рассматривается здесь. Этого естественного божественного присутствия в вещах еще недостаточно для образования Церкви и спасения человека. Нужно такое присутствие, когда сам Бог как бы выходит из своей трансцендентной обители и открывается человеку в конкретных земных условиях, в конкретных географических точках, иными словами необходимо присутствие Откровения, открытие, явление Самого Бога.

 

Это возможно, поскольку могут быть места в мире, «выдающиеся точки», где Бог присутствует особым образом и Своим присутствием меняет характер окружающих Его местности или вещей. А именно, подобное присутствие Бога придает этим выдающимся точкам на карте мира святость: “Дому Твоему, Господи, подобает святость” [Пс 92:5]. А также - “Воистину, место это свято” [Быт. 28:16, Исх. 3:5, Нав 5:15(16)]. Последняя цитата особенно любопытна. У Аквината в тексте Expositio in Symbolum Apostolorum она выглядит следующим образом: vere locus iste sanctus est. Но такого места в Вульгате (ни VC, ни NV[ii]) не обнаруживается. Есть несколько близких по смыслу мест в книгах Ветхого Завета: Vere Dominus est in loco isto - Истинно Господь присутствует на месте сем (Быт. 28:16); также см. (Исх. 3:5 и Нав. 5:15(16): Locus enim, in quo stas, terra sancta est – Место, на котором ты стоишь, свято. Причем интересно, что в билингвическом тексте[iii] Дж. Кенни в латинском тексте дается ссылка на Быт. 28:16, в английском же переводе – на Нав. 5:16.

 

Быт. 28:12-22 рассказывает нам о встрече Иакова с Богом. «И увидел во сне [Иаков]: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль…».

 

Исх 3:1-5 «Моисей пас овец…И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает… Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

Нав 5:13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

 

Как мы видим, Исх 3:1-5 и Нав 5:13-15 в плане высказывания о «месте, которое свято» практически идентичны, хотя сюжет, ситуация, действующие герои различны. Вполне возможно, что истории эти дублируют друг друга. Но все три приведенных места из ВЗ объединяет общая же идея о святости места, где присутствует Сам Бог или же Он присутствовал и оставил какие-то запечатленные Им следы. Итак, Бог появляется на Земле в определенных ее географических точках, Являясь людям, Он как бы привязывается к определенным местам, то там, то здесь. Но лишь при исходе еврейского народа из Египта, во времена пребывания его в пустыне начинает наблюдаться постоянная привязка присутствия Бога к определенному месту. Со времен откровения на горе Синай Бог как бы привязывается к своему народу и размещается посреди него. Появляется скиния. Сначала это был шатер, походный храм, куда входил Моисей, а Бог оставался у входа (Исх 33:9). Новая же скиния, скиния собрания, отличалась тем, что Бог пребывал внутри, а Моисей оставался снаружи. «Облако покрыло скинию и слава Господня наполнила ее». И уже не мог Моисей войти в скинию, потому что осеняло ее облако. Присутствие Бога в виде облака и огня над скинией было зримым для всех. Это облако указывало израильтянам путь во время их путешествия (Исх 40:34-38). В самой скинии у Бога было конкретное место, Святая святых, где в Ковчеге, переносном ящике, хранились каменные скрижали Завета с десятью заповедями (Втор 10:2), а также сосуд с манной и посох Аарона (Евр 9:4).

 

Отныне Бог обитал среди Своего народа, у Него было в своем народе определенное место, место Его присутствия, по-своему страшное и опасное. В Святая святых никто не мог входить, кроме первосвященника, да и тот мог входить только один раз в год.

Впоследствии, когда народ Божий пришел в Палестину и обосновался в ней, и был построен в Иерусалиме при Соломоне храм, Святая святых вместе с Ковчегом Завета переехали в это новое место обитания, присутствия Бога. Это было исключительное место: только здесь строго говоря верным, исполняющим закон Моисея, можно было истинно поклоняться Единому Богу, Богу-ревнителю, исключающему всех прочих богов и неодобрительно относящемуся к другим местам поклонения Ему, поскольку эти самые другие места вели к соблазну поклоняться кому-то еще кроме Него и в конечном счете к отпадению от Него. Иерусалимский храм – поскольку Бог обитал в нем – был физической, материальной точкой притяжения всех тех, для кого Бог – Господь, но также и точкой сборки еврейского народа, сосредоточием иудейской религии. Единый Бог обитал в единственном храме единственного избранного Богом народа.

 

Все меняется, когда еврейский народ начинает «ходить иными путями», не слушаться, забывать наставления и волю своего Бога. Бог сначала предупреждает, взывает к своему народу через пророков. Происходит разделение единого прежде царства на северную и южную часть. В конце концов, когда терпение Бога иссякло, а сам народ перешел все границы допустимого в отпадении от Него, последнее, южное царство было покорено вавилонянами, иерусалимский же храм был разрушен, а Ковчег Завета погиб.

 

Это означало, что Бог как бы оторвался от некоего физического места на земле, от географической привязки (в силу уничтожения последней) и покинул свой народ, ушел от него. Вся духовная, мистическая жизнь еврейского народа, весь смысл его существования для него самого вступили в фазу острого кризиса и потрясения. Именно как бы физическое присутствие Бога среди избранного народа поддерживало народ, его веру в Единого. Но с исчезновением этого присутствия начинается со стороны верных иудеев поиск выхода из постигшего их кризиса, осмысление ими собственной истории, подборка и составление канона священных книг – религиозная жизнь иудеев начинает находить точку опоры в духовном начале. Несмотря на действительное присутствие Бога на Земле, требуется духовное отношение человека к такому присутствию, к общению с Богом. Следует поклоняться не какому-то сакральному месту или вещам, связанным с этим местом, каковы Ковчег и иерусалимский храм, не только там, где они есть, но вообще в духе и истине (Ин 4:23).

 

И такое поклонение в духе и истине сообщает христианская Церковь. Как уже говорилось, согласно св. Фоме, Церковь, очищена, помазана, в ней провозглашается Слово Божие и Бог обитает в ней, что и делает ее святой. Что же касается присутствия Бога в христианском храме, то оно выражается в том, что Бог реально пребывает в Святых Дарах. При этом уже необязательна прямолинейная и исключительная привязка Даров, алтаря или других сакральных вещей к какой-то географической точке. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20); «Дух дышит где хочет» (Ин 3:8) – все это указывает на обновленный способ присутствия Бога на Земле. Ограничения Ветхого Завета снимаются. Конечно, действительное и действенное присутствие Бога в Евхаристии также ограничено некоторыми объективными факторами, оно в земном плане зависит от правильного и законного совершения Литургии, а также обусловлено надлежащей интенцией народа и клириков. Хотя Дух и свободен, но произвола и беспорядка Он не позволяет.

 

Но то, что верные христиане в новозаветной Церкви могут поклоняться Богу духовным и истинным образом, выводит народ Божий на новый уровень отношений с Богом: поклонение Богу и встреча с Ним в ординарном порядке возможны теперь не в одном только месте на Земле, или же в нескольких «выдающихся» особо священных точках, но в любом месте, где есть община народа Божьего, где есть Евхаристия, где совершается пресуществление Даров.

 

 

 

Бог пребывает во всем Своею силой, поскольку все вещи подчинены Его силе; Он пребывает во всем

Своим присутствием, поскольку все вещи обнажены и открыты пред взором Его; Он пребывает во всем Своею сущностью, поскольку Он — причина бытия [всего сущего]. Thomas Aquinas. Summa Theologiae, I, Q.8, 3co, см. также: Фома Аквинский, Сумма Теологии, Часть 1, Вопросы 1-43, Киев-Москва, 2002, с. 85.

 

[ii] VC – Vulgata Clementina; NV – Nova Vulgata

 

[iii] http://www.dhspriory...mas/Creed.htm#9 (https://isidore.co/aquinas/)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...