Марион Опубликовано 9 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2017 (изменено) Интересное место встретилось у Аквината в Expositio in Symbolum Apostolorum, остановился на нем. Итак, для святости Церкви, а равно и святости каждого христианина, составляющего церковную общину, необходимы следующие вещи: 1. Очищение Богом. Под очищением следует понимать смытие греха. Подтверждение этого мы находим в словах Писания: “Иисус Христос..., кто возлюбил нас и омыл нас от грехов наших своей Кровью” [Откр. 1:5]. А также: “Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат”. [Евр. 13:12]. 2. Помазание Богом или сообщение благодати: “Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог” [2 Кор. 1:21]. И: “освятились… именем Господа нашего Иисуса Христа” [1 Кор. 6:11]. 3. Присутствие или обитание Бога в Церкви. После того, как Бог очистил и даровал благодать, Он начинает обитать в том, что Он очистил и помазал. Это возможно, поскольку могут быть места в мире, где Бог присутствует особым образом: “Дому Твоему, Господи, подобает святость” [Пс 92:5]. А также - “Воистину, место это свято” [Быт. 28:16, Исх. 3:5, Нав 5:15(16)]. Последняя цитата особенно любопытна. У Фомы она выглядит так: vere locus iste sanctus est. Но такого места в Вульгате (ни VC, ни NV) не обнаруживается. Есть несколько близких по смыслу мест: Vere Dominus est in loco isto - Истинно Господь присутствует на месте сем (Быт. 28:16); также см. (Исх. 3:5 и Нав. 5:15(16): Locus enim, in quo stas, terra sancta est – Место, на котором ты стоишь, свято. Причем в билингве Дж. Кенни в латинском тексте дается ссылка на Быт. 28:16, в английском – на Нав. 5:16. 4. Провозглашение имени Бога в Церкви: “И однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас”. [Иер 14:9]. Интересно, что если первые три шага к святости обусловлены одним только Богом, то четвертый, заключительный и в чем-то решающий шаг включает в себя также и участие верующих, совершающих литургию, участие человека. Поскольку в литургии, на которое провозглашается или нарекается имя Бога, смыкаются божественное и человеческое начала. https://www.dhspriory...mas/Creed.htm#9 Изменено 9 сентября, 2017 пользователем Марион 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 22 апреля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2022 В свое время написал небольшую работу по Ветхому завету на основании старт-топика, точнее - его третьего пункта. Название: "О присутствии Бога на земле до Рождества Христова в контексте Expositio in Symbolum Apostolorum св. Фомы Аквинского". Данная работа посвящена собственно не теме святости Церкви, но теме присутствия Бога в мире в ветхозаветную эпоху, когда еще никакой Церкви не существовало, но имелись лишь ее прообразы, ее предтечи. Предыдущие рассуждения показывают, что момент реального, или выражаясь сильнее, действительного присутствия Бога в мире в контексте христианства и плана спасения людей чрезвычайно важен. Если бы Бог не снизошел до того, чтобы реально присутствовать в каких-то местах на земле, то сразу разрушается круг условий, обеспечивающих согласно доводам св. Фомы существование Церкви, святость души человека и в конечном итоге – принципиальную возможность его спасения. Если Бог остался где-то вдалеке, только лишь в области трансцендентного, по ту сторону земного, то и человек в своих попытках спастись мог бы рассчитывать лишь на свои собственные силы, чего, однако, для спасения совершенно недостаточно. Нужно сделать еще одно небольшое замечание. Бог является причиной существования всего сущего, и присутствует в любой точке сущего как его экзистенциальная первопричина. Но не такое присутствие рассматривается здесь. Этого естественного божественного присутствия в вещах еще недостаточно для образования Церкви и спасения человека. Нужно такое присутствие, когда сам Бог как бы выходит из своей трансцендентной обители и открывается человеку в конкретных земных условиях, в конкретных географических точках, иными словами необходимо присутствие Откровения, открытие, явление Самого Бога. Это возможно, поскольку могут быть места в мире, «выдающиеся точки», где Бог присутствует особым образом и Своим присутствием меняет характер окружающих Его местности или вещей. А именно, подобное присутствие Бога придает этим выдающимся точкам на карте мира святость: “Дому Твоему, Господи, подобает святость” [Пс 92:5]. А также - “Воистину, место это свято” [Быт. 28:16, Исх. 3:5, Нав 5:15(16)]. Последняя цитата особенно любопытна. У Аквината в тексте Expositio in Symbolum Apostolorum она выглядит следующим образом: vere locus iste sanctus est. Но такого места в Вульгате (ни VC, ни NV[ii]) не обнаруживается. Есть несколько близких по смыслу мест в книгах Ветхого Завета: Vere Dominus est in loco isto - Истинно Господь присутствует на месте сем (Быт. 28:16); также см. (Исх. 3:5 и Нав. 5:15(16): Locus enim, in quo stas, terra sancta est – Место, на котором ты стоишь, свято. Причем интересно, что в билингвическом тексте[iii] Дж. Кенни в латинском тексте дается ссылка на Быт. 28:16, в английском же переводе – на Нав. 5:16. Быт. 28:12-22 рассказывает нам о встрече Иакова с Богом. «И увидел во сне [Иаков]: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль…». Исх 3:1-5 «Моисей пас овец…И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает… Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».Нав 5:13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. Как мы видим, Исх 3:1-5 и Нав 5:13-15 в плане высказывания о «месте, которое свято» практически идентичны, хотя сюжет, ситуация, действующие герои различны. Вполне возможно, что истории эти дублируют друг друга. Но все три приведенных места из ВЗ объединяет общая же идея о святости места, где присутствует Сам Бог или же Он присутствовал и оставил какие-то запечатленные Им следы. Итак, Бог появляется на Земле в определенных ее географических точках, Являясь людям, Он как бы привязывается к определенным местам, то там, то здесь. Но лишь при исходе еврейского народа из Египта, во времена пребывания его в пустыне начинает наблюдаться постоянная привязка присутствия Бога к определенному месту. Со времен откровения на горе Синай Бог как бы привязывается к своему народу и размещается посреди него. Появляется скиния. Сначала это был шатер, походный храм, куда входил Моисей, а Бог оставался у входа (Исх 33:9). Новая же скиния, скиния собрания, отличалась тем, что Бог пребывал внутри, а Моисей оставался снаружи. «Облако покрыло скинию и слава Господня наполнила ее». И уже не мог Моисей войти в скинию, потому что осеняло ее облако. Присутствие Бога в виде облака и огня над скинией было зримым для всех. Это облако указывало израильтянам путь во время их путешествия (Исх 40:34-38). В самой скинии у Бога было конкретное место, Святая святых, где в Ковчеге, переносном ящике, хранились каменные скрижали Завета с десятью заповедями (Втор 10:2), а также сосуд с манной и посох Аарона (Евр 9:4). Отныне Бог обитал среди Своего народа, у Него было в своем народе определенное место, место Его присутствия, по-своему страшное и опасное. В Святая святых никто не мог входить, кроме первосвященника, да и тот мог входить только один раз в год.Впоследствии, когда народ Божий пришел в Палестину и обосновался в ней, и был построен в Иерусалиме при Соломоне храм, Святая святых вместе с Ковчегом Завета переехали в это новое место обитания, присутствия Бога. Это было исключительное место: только здесь строго говоря верным, исполняющим закон Моисея, можно было истинно поклоняться Единому Богу, Богу-ревнителю, исключающему всех прочих богов и неодобрительно относящемуся к другим местам поклонения Ему, поскольку эти самые другие места вели к соблазну поклоняться кому-то еще кроме Него и в конечном счете к отпадению от Него. Иерусалимский храм – поскольку Бог обитал в нем – был физической, материальной точкой притяжения всех тех, для кого Бог – Господь, но также и точкой сборки еврейского народа, сосредоточием иудейской религии. Единый Бог обитал в единственном храме единственного избранного Богом народа. Все меняется, когда еврейский народ начинает «ходить иными путями», не слушаться, забывать наставления и волю своего Бога. Бог сначала предупреждает, взывает к своему народу через пророков. Происходит разделение единого прежде царства на северную и южную часть. В конце концов, когда терпение Бога иссякло, а сам народ перешел все границы допустимого в отпадении от Него, последнее, южное царство было покорено вавилонянами, иерусалимский же храм был разрушен, а Ковчег Завета погиб. Это означало, что Бог как бы оторвался от некоего физического места на земле, от географической привязки (в силу уничтожения последней) и покинул свой народ, ушел от него. Вся духовная, мистическая жизнь еврейского народа, весь смысл его существования для него самого вступили в фазу острого кризиса и потрясения. Именно как бы физическое присутствие Бога среди избранного народа поддерживало народ, его веру в Единого. Но с исчезновением этого присутствия начинается со стороны верных иудеев поиск выхода из постигшего их кризиса, осмысление ими собственной истории, подборка и составление канона священных книг – религиозная жизнь иудеев начинает находить точку опоры в духовном начале. Несмотря на действительное присутствие Бога на Земле, требуется духовное отношение человека к такому присутствию, к общению с Богом. Следует поклоняться не какому-то сакральному месту или вещам, связанным с этим местом, каковы Ковчег и иерусалимский храм, не только там, где они есть, но вообще в духе и истине (Ин 4:23). И такое поклонение в духе и истине сообщает христианская Церковь. Как уже говорилось, согласно св. Фоме, Церковь, очищена, помазана, в ней провозглашается Слово Божие и Бог обитает в ней, что и делает ее святой. Что же касается присутствия Бога в христианском храме, то оно выражается в том, что Бог реально пребывает в Святых Дарах. При этом уже необязательна прямолинейная и исключительная привязка Даров, алтаря или других сакральных вещей к какой-то географической точке. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20); «Дух дышит где хочет» (Ин 3:8) – все это указывает на обновленный способ присутствия Бога на Земле. Ограничения Ветхого Завета снимаются. Конечно, действительное и действенное присутствие Бога в Евхаристии также ограничено некоторыми объективными факторами, оно в земном плане зависит от правильного и законного совершения Литургии, а также обусловлено надлежащей интенцией народа и клириков. Хотя Дух и свободен, но произвола и беспорядка Он не позволяет. Но то, что верные христиане в новозаветной Церкви могут поклоняться Богу духовным и истинным образом, выводит народ Божий на новый уровень отношений с Богом: поклонение Богу и встреча с Ним в ординарном порядке возможны теперь не в одном только месте на Земле, или же в нескольких «выдающихся» особо священных точках, но в любом месте, где есть община народа Божьего, где есть Евхаристия, где совершается пресуществление Даров. Бог пребывает во всем Своею силой, поскольку все вещи подчинены Его силе; Он пребывает во всемСвоим присутствием, поскольку все вещи обнажены и открыты пред взором Его; Он пребывает во всем Своею сущностью, поскольку Он — причина бытия [всего сущего]. Thomas Aquinas. Summa Theologiae, I, Q.8, 3co, см. также: Фома Аквинский, Сумма Теологии, Часть 1, Вопросы 1-43, Киев-Москва, 2002, с. 85. [ii] VC – Vulgata Clementina; NV – Nova Vulgata [iii] http://www.dhspriory...mas/Creed.htm#9 (https://isidore.co/aquinas/) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти