Перейти к содержанию

Действительность и обустроенность брака согласно каноническому праву


Марион
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Согласно каноническому праву Католической Церкви брак может быть как действительным (validum), так и недействительным (invalidum). Второй есть как не-существующий, как тот, которого нет. Но кроме того устроенность брака предполагает такие определения канонического права как одобренность или выправленность (ratum) и завершенность (consummatum).

 

Согласно кан. 776 КПВЦ проводится четкое различение между брачным договором, как институтом домостроительства творения, и таинством брака. Сам брачный контракт как личное согласие на брак является своего рода субстратом для необратимого действия Бога, основывающего брачный союз. Действие Бога осуществляется в таинстве: посредством сакраментального знака «супруги соединяются Богом по образу нерушимого единения Христа с Церковью и как бы освящаются и укрепляются сакраментальной благодатью» (кан. 776 § 2 Кодекса канонов Восточных Церквей) - (см. Либеро Джероза "Каноническое право в КЦ", с. 274-275). Но так обстоит дело в случае с браком крещеных. Такой брак может быть действительным, одобренным и завершенным.

 

Если же брак заключают некрещеные, то с одной стороны есть брачный контракт - согласие двух сторон, но нет таинства; брак подтверждает и скрепляет не Церковь, а другая инстанция, например, государство. Такой брак, заключённый между двумя некрещёными лицами, регулируется, наряду с Божественным правом, также правом гражданским, то есть законами, принятыми светской властью или установленными законным образом местными обычаями (Антонио М. Абате (О.P.) Положение о браке в новом кан. зак-ве, с.32). Власть и обычаи могут устанавливать нормы, которые затрагивают даже действительность заключения брака (там же). То есть брак между неверующими является настоящим, хотя он соотносится лишь к естественным и общественным обязанностям, а потому руководствуется правом естественным и гражданским, а потому светские руководители имеют власть над браками неверующих (там же, цит. Свящ. конгр. по распр. веры, Инстр..., сент. 1821: Coll. 1, p. 744). Причем, если они имеют право объявлять такой светский брак недействительным, то вот расторгать его они не могут. Об этом прямо заявляет Пий XII: «Брак... по воле Творца есть вещь священная («res sacra»). Поэтому, когда речь идёт о союзе между крещёными, по своей природе он остаётся вне полномочий гражданских властей. Но и между некрещёными браки, заключённые законным образом, являются в естественном порядке священными, так что гражданские суды не имеют права расторгать их, а Церковь в подобных случаях никогда не признавала действительность постановления о разводе (Цит. по: Положение о браке..., с.32). На это намекает и кан. 1056 ККП: "Существенными свойствами брака являются его единство и нерасторжимость, которые в христианском браке обретают особую крепость благодаря таинству". - Значит, единство и нерасторжимость, составляя по-видимому действительность, присущи и нехристианскому браку.

 

Получается даже светский брак, заключенный законным образом, является "настоящим", а значит действительным с канонической точки зрения? По-видимому так.

Ну а если только лишь светский брак заключают между собой крещеные?

Тут получаются интересные выводы.

 

1. Согласно кан. 1055, § 2 ККП "между крещёными не может состояться такой действительный брачный договор, который тем самым не был бы таинством". То есть если один лишь светский брак заключили некрещеные, то их союз действителен, а если крещеные, то недействителен (коль скоро из него исключен таинственный характер)? Или что еще позволительно иметь некрещеным (один лишь светский брак), то уже непозволительно для крещеных, от последних требуется большее, то есть таинственный брак?

 

2. Согласно кан. 1061, § 1 ККП "Действительный брак между крещёными называется лишь одобренным, если он ещё не стал завершённым; одобренным и завершённым, если супруги по-человечески совершили между собою супружеский акт, предназначенный сам по себе к порождению потомства".

То есть супружеская связь, открытая к деторождению, является критерием завершенности брака; и она может быть присуща в том числе и некрещеным супругам, см. там же § 2. Но вот одобренным или выправленным брак может быть только между крещеными: для "выправления" обязательно крещение, "выправляющее" как бы "согнутую" грехом человеческую природу. А если крещеные вступили только лишь в светский брак, будет ли он одобренным? Если один лишь светский брак для крещеных недействителен, то не будет, тогда вопрос 2 сводится к вопросу 1. Зато если такой брак для крещеных действителен, то будет непонятна разница между только лишь светским и церковным браком: и тот, и другой могут быть и действительны, и одобрены (выправлены) и завершены. К чему тогда таинство бракосочетания?

 

3. Как соотносятся с практикой венчания вышеприведенные цитаты Пия XII и из положения "Священной Конгрегации по распространению веры"? В самом деле, часто бывает так, что в Церкви венчается человек, который ранее состоял в светском браке с другим лицом, а потом развелся. Но коль скоро светский брак является "настоящим" и "священным", пусть даже в естественном плане, как можно его игнорировать при таком венчании? Ведь подтверждая церковный брак с участием лица, у которого в прошлом был другой, согласно только лишь светскому законодательству, но действительный брак, Церковь может явно признавать действительность его развода (не только лишь объявления брака недействительным!).

 

Что же это получается, либо Церковь, покушаясь на "единство и нерасторжимость" прежнего светского брака, не следуя словам Папы и положению "Священной Конгрегации по распространению веры", нарушает свои же определения; либо светский брак, основанный на естественном праве, не является в полной мере действительным даже для некрещеных? Или, во всяком случае является таким "действительным", который при желании можно объявить недействительным?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что же это получается, либо Церковь, покушаясь на "единство и нерасторжимость" прежнего светского брака, не следуя словам Папы и положению "Священной Конгрегации по распространению веры", нарушает свои же определения; либо светский брак, основанный на естественном праве, не является в полной мере действительным даже для некрещеных? Или, во всяком случае является таким "действительным", который при желании можно объявить недействительным?

 

Хороший вопрос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне "на пальцах" так разъясняли, что любой брак христианина без таинства венчания нелегитимен для Католической Церкви и греховен для живущих в нём. Причём, венчание у православных признаётся и остается действующим для Католической Церкви. По поводу некрещенных и бывших лишь в светском браке (регистрация через бюро ЗАГС). а потом разведенных - тут особых заморочек для клира нет, тем более если позднее крестился (+ совершил присоединение к католичеству).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне "на пальцах" так разъясняли, что любой брак христианина без таинства венчания нелегитимен для Католической Церкви и греховен для живущих в нём. Причём, венчание у православных признаётся и остается действующим для Католической Церкви. По поводу некрещенных и бывших лишь в светском браке (регистрация через бюро ЗАГС). а потом разведенных - тут особых заморочек для клира нет, тем более если позднее крестился (+ совершил присоединение к католичеству).

Согласно имеющейся практике все так и есть. Но все же как с этим сочетаются слова Папы Пия XII о "священности" законных светских браков и непризнании действительности их разводов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно пишет Людвиг Отт:

 

«Тридентский собор провозгласил, что брачный союз не может быть расторгнут из-за ереси, из-за трудностей совместной жизни или из-за предумышленного отделения одного из супругов (D 975) и что Церковь не ошибалась, когда наставляла и наставляет, согласно учению Евангелия и апостолов, что супружеская связь не может быть также расторгнута из-за прелюбодеяния одного из супругов (D 977). Оба канона непосредственно обращены против реформаторов, причём второй касается также греко-православной Церкви, которая в случае прелюбодеяния разрешает расторжение брака, опираясь на Мф. 5, 22 и Мф. 19, 9 и на учение греческих Отцов Церкви. Учительские определения Тридента имеют в виду только христианский брак. Но согласно относящемуся к установлению брака Божескому праву (jure divino), каждый брак, в т.ч. и брак некрещёных (matrimonium legitimum), имеет глубинные причины, т.е. по воле одного или обоих брачных партнёров не может быть расторгнут. Ср. D 2234 сл.»

 

Допущение расторжения брака некрещёных, как мне кажется, похоже на диспенсацию на полигинию у некрещёных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...