Перейти к содержанию

Не знал, что о. Ианнуарий умер


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

После продолжительной болезни 21 декабря на 75-м году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Санкт-Петербургской епархии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), сообщает сайт Санкт-Петербургской епархии.

 

 

25594167_1633632943368272_1627872556959667461_n-600x398.jpg

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Фото: grad-petrov.ru

 

 

 

Физик по первому образованию, он окончил физический факультет ЛГУ, занимался физикой околоземного космического пространства. В 1979 году был пострижен в монашество. В 1981 году стал кандидатом богословия, в 2005 году – профессором Санкт-Петербургской духовной академии.

 

Кончина о.Ианнуария стала настоящей утратой для многих.

 

Светлана Панич, переводчик:

 

10458.jpg

Светлана Панич

 

 

– Только что пришло известие о том, что в Петербурге ушел еще один из наших “старших” – отец Ианнуарий (Ивлиев), автор книг, вправивших не одни мозги, человек редкой щедрости, прямоты и свободы. “Батюшка Январь”, как называл он себя на “отеческий православный манер”. Деликатный и ехидный, не сносивший религиозного и вообще, любого, пафоса, изысканно сбивавший его всюду, куда проникали напыщенные речи — и одновременно невероятно собранный, умственно точный. Не боявшийся удивляться, никогда не прятавшийся за сан от трудных вопросов и неудобных людей, смешливый и невероятно серьезный ко всему, что требует настоящей серьезности, заступавшийся за гонимых, друживший с опальными.

 

Его “дом” – библейские тексты и музыка. И о том, и о другом он мог рассказывать бесконечно, заражать наслаждением языка, мысли, звука, прогулок, еды, (а в ней он знал толк), умного кино, поэзии, наслаждением жизни. Это был его способ бороться с тупостью и ложью — церковной, академической, социальной, с ложью лукавых слов и двоящихся мыслей.

 

Когда вышел фильм “Остров”, он написал очень жесткую и честную статью, получил от ревнителей по шее, и в письме, в ответ на мои ламентации, мол, как же можно такое снимать и как же не стыдно ее оправдывать, в свойственной ему манере успокаивал: “Да, это ложь. Гадкая, еще страшнее, что эта ложь им удобна. Что мы можем делать? Говорить правду. Но, чтобы не отчаиваться, съешьте винегретик. Или что-нибудь посерьезней. Вот у меня в холодильнике куриная ножка. А у вас?”

 

На Летнем институте за ним толпами ходили студенты, в том числе, самые дремучие и замшелые. Сначала слушали с опаской – то, о чем он на лекциях по новозаветной экзегетике говорил, было совсем не похоже на простое нераспространенное, идеологичное знание, каким их пичкали в семинариях и на разного рода благочестивых курсах — задавали провокационные вопросы, отец Ианнуарий пространно и уважительно отвечал, какую бы чушь у него не спрашивали. Вскоре осторожность сменялась завороженностью, и было смешно видеть, как недавние “борцы с либерализмом и модернизмом”, обличители “кровавых наветов и протоколов” ловили о. Ианнуария на лесных тропах или по дороге в столовую и просили еще раз рассказать “вот про тот странный еврейский глагол у Матфея, из Синодального перевода ничего не видно”.

 

“Отец Ианнуарий, как же я теперь вернусь? – спрашивал в конце одной из школ некий душепастырь. – Понимаете, после ваших лекций я должен порвать все конспекты и сказать нашим преподавателям, что они наврали. Что мне теперь делать? – “Вы читайте, побольше читайте хорошие книги и слушайте хорошую музыку. Если можете, скажите, что они неправы, а не можете – пожалейте. А главное, сами читайте, читайте и не бойтесь думать”.

 

На той же школе в перерыве мы стоим у окна, выходящего в лес, и разговариваем о разных трактовках баховской полифонии. Под окном – шорох, приглядываемся: еж. Увесистый, задумчивый. Через несколько секунд — ответный шорох в кустах, затем из зелени проступают заячьи уши и все, что к ним прилагается. Заяц смотрит на ежа, еж — на зайца, мы — на обоих, и тут о. Ианнуарий шепотом произносит: “Это и есть полифония. Самостоятельные сущности созерцают друг друга”.

 

Несколько месяцев назад питерская подруга просила найти для о. Ианнуария недавно вышедшую книгу Андрея Десницкого.”О.И. сейчас работает над новой монографией, ему очень нужна…” Связались с издательством, книга нашлась. А многое другое – не успела. Не успела побродить с о. И. по Питеру, который он так любил, не успела попасть на его музыкальный лекторий, обещала, но не успела показать работу своего друга по первым пяти главам Матфея, только рассказывала, “но это так прекрасно, так интересно, наконец-то кто-то всерьез, вы покажите, обязательно покажите…” Не успела сказать то самое, в ответ на что он бы язвительно протянул: “Вы, дамы, чрезвычайно учтивы…”

 

Мир, прежде густо населенный “старшими” — умными, великодушными, насмешливыми, надежными людьми — неумолимо пустеет. Тем, кто их знал, осталось наследство, не только книжное, академическое, но наследство свободы и утешительного смеха, разгоняющего тупость и злобу. “А чтобы не отчаиваться, выпейте чего-нибудь покрепче. И читайте, и думайте, думайте”.

 

Михаил Селезнев, библеист:

 

Selezn-401x600.jpg

Михаил Селезнев

 

 

 

– Один из последних представителей того поколения физиков (работал в области физики околоземного космического пространства), которые в 1970-е годы отправились в романтическое паломничество в Церковь.

 

На протяжении нескольких десятилетий он преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии Новый Завет. Я впервые увидел его на какой-то лекции то ли в конце 1980-х, то ли в начале 1990-х. Он комментировал Исх 3:14, сказал, что лучшее толкование принадлежит Мартину Буберу, и стал говорить про Бубера. Я не согласен в данном случае ни с ним, ни с Бубером, – но сразу же полюбил его, как еще до того полюбил Бубера.

Да найдет он то, что искал.

 

Священник Илья Соловьев:

 

o.-Ilya-Solovev1.jpg

Священник Илья Соловьев

 

 

 

– И снова горькая весть… На этот раз из Санкт-Петербурга. Здесь 74-х лет от роду скончался профессор СПб Духовной академии о. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Два дня он не выходил на связь и близкие люди обеспокоились этим обстоятельством. По прибытии на его квартиру стали звонить в дверь, затем проникли внутрь. О. Ианнуарий был бездыханен.

В лице о. Ианнуария русская богословская наука потеряла замечательного ученого. Это ясно само собой. Но наша Церковь в его лице потеряла замечательного и доброго человека, пастыря, интеллигента…

Сегодня с самого утра я почему-то вспоминал покойного проф. Дмитрия Владимировича Поспеловского и вспоминал не однажды. И вот, узнав сейчас о кончине о. Ианнуария, я вспомнил, как мы вместе встречались у меня дома и обедали. Вчетвером, вместе с о. Георгием Митрофановым. Двоих участников этой встречи – проф. Поспеловского и о. Ианнуария уже нет с нами…

Меня поразила тогда эта встреча, открытость о. Ианнуария, его здравая церковная позиция и смелость, с которой он говорил о бедах нашей Церкви и ее проблемах, а также об отдельных ее деятелях. Было видно, что этот человек интеллектуально честен и искренен…

 

Вечная Вам память, дорогой отец Ианнуарий!

 

Олег Куликов:

 

LRywQsEEWKU-400x600.jpg

Олег Куликов

 

 

 

– Это просто беда. В отечественной библеистике учёных такого уровня меньше, чем пальцев на руках. Лектор-виртуоз. Необычайно разносторонне-образованный человек. Очень-очень печально. Когда угасает кто-то старенький, чей ум уже не в этом мире, когда он прикован к постели и всецело в прошлом его расцвет – это примиряет как-то нас с его смертью, ибо он уже наполовину “там”. Но архимандрит Ианнуарий был человеком необычайно-глубокого и живого ума. Ещё несколько месяцев назад он выступал в общедоступных аудиториях и его слушали не шелохнувшись, затаив дыхание. И он покинул нас тогда, когда мог сделать ещё много.

 

А его умнейшие, глубочайшие лекции можно назвать не только духовным просвещением, но и борьбой с мракобесием. Те, кто их слышал и на них присутствовал будут помнить о. Ианнуария всю свою жизнь. Потому что забыть этот пир интеллекта – невозможно. Вечная память!

 

 

Илья Аронович Забежинский:

 

159.jpg

Илья Забежинский

 

– Бывают люди – явление. Нет, не точно. Люди – мир. Про которых думаешь, что они были всегда и будут всегда, на которых мир стоит.

 

Умер отец Януарий. Трудно представить мир без него.

 

В нашей Академии есть имена, без которых мы ее не представляем, не представляем и без отца Януария.

 

Удивительный это был человек. Мне у него довелось учиться два раза, в ИБиФе и в Академии. Это было просто необыкновенное счастье всякий раз встречаться с ним. Он был добрый, открытый, ясный, что ли.

 

Я, когда пошел в ИБиФ, меня спрашивали отцы, прошедшие «систему», что за заведение такое, потом, когда среди имен слышали – Януарий, хлопали по плечу, мол, настоящее образование получаешь.

 

Прищур особый. Мягкий взгляд. Мягкий голос. Напев. Он не говорил, напев лился, живой и нежный. И речь – необыкновенная, сейчас все меньше и меньше людей так говорят.

 

Но, главное – не это. Главное – смыслы. Он наполнял слушателей смыслами. Давно привычные тексты, давно привычные сочетания слов, от которых принято отмахиваться «Священное Писание оттого и священное, что оно священное». Все обретало у него смысл.

 

Я испытывал чувство непередаваемого восторга, можно было слушать и слушать. Глубина понимания и от того раскрытия для нас священных текстов была необыкновенной.

 

И в этом, знаете, что было. В этом и было Торжество Православия. Православия, как смысла смыслов. Евангелие, Благовестие, только тогда становится Благовестием, когда ты понимаешь саму Весть. Вот этой Вестью были наполнены его лекции, Она раскрывалась для нас в своей полноте в его, отца Януария, толкованиях.

 

Кто-то сегодня в скорбных размышлениях не выдержал и назвал его Апостолом.

 

Конечно, Апостол.

 

Мы берем текст Писания, и думаем – вот Оно, перед нами. А Оно закрыто. Оно под слоями переводов – с языка на язык, с языка на язык. Под слоями культурных наслоений, традиций разных. Оно как будто бы в кожуре, или словно замазано поздними красками непутевых маляров. И кто-то должен раскрыть, показать всю красоту, всю Истину. Кто-то призван эту Истину возвестить. Именно это он и делал. От него мы, да и сотни священников нашей церкви, и тысячи его слушателей на разных курсах, на радио, в лекториях, через него, через отца Януария, услышали Благую Весть, то, что и правда является Благой Вестью.

 

Упокой, Господи, Апостола Твоего Януария и сего учини во дворы Твоя. Аминь.

 

https://www.pravmir.ru/otoshel-ko-gospodu-arhimandrit-iannuariy-ivliev/

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень понравилась его лекция по Новозаветной эсхатологии:

 

https://www.youtube.com/watch?v=AZ4WyI16SPc&t=2427s

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

...А что касается Ивлиева, то он увязывал христианство с эпохой рыб. Диакон Владимир Василик писал, что Ивлиев на конференции по браку в 2008 году заявил, что жена спасется несмотря на чадородие. На вопрос, как он сумел так перевести слово, которое означает не «вопреки», а «через», он ответил, что это его толкование, его экзегеза. Василик утверждает, что Ивлиев заявлял, что спасутся те, кто не осквернился женами. Священник Петр Андриевский пишет: «…На занятиях по Новому Завету приходилось вступать в спор с игуменом Ианнуарием (Ивлиевым). О. Ианнуарий запомнился мне по следующему эпизоду. Однажды на занятиях он начал на доске рисовать астрологические круги и разъяснять, что начало Христианства связано с тем, что точка весеннего равноденствия, дескать, переместилась в созвездие рыб. Потому, якобы, среди символов Христианства мы встречаем рыбу и апостолы Христовы в основном были рыбаками. Но вначале третьего тысячелетия точка равноденствия из созвездия рыб переместится в созвездие водолея. А, значит, по словам Ивлиева, на смену Христианству должна придти другая религия. В этот раз я не стал вступать с ним в споры: надо мной и так довлело отчисление. Только спросил: какая религия придет на смену Христианству? Отец Ианнуарий многозначительно помолчал и ответил: пока мы не знаем.»

Спасибо, я этого не знал, хотя и отдавал себе отчет, что отец Ианнуарий не без модернистских наклонностей. Что же до спасения жены чадородием, то вот, собственно то, что говорил сам профессор (по-моему, вполне здраво и довольно убедительно):

 

"Здесь надо учесть контекст, который указывает нам на историю в раю с Адамом и Евой. Прежде всего, следует учесть, что речь идет о Еве, а не об Адаме, и Адам вовсе не освобождается от своей греховности за счет Евы. Речь только о том, что Ева по причине ее особенного проступка наказана особой участью: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Разумеется, смысл высказывания не в том, что «чадородие» является для женщины необходимым условием спасения. Это был бы абсолютно нехристианский взгляд на природу спасения.

В результате грехопадения Еву и ее наследниц постигло наказание через «скорбь» в процессе чадородия. Но эта болезненная судьба отнюдь не закрывает ей пути к спасению. Но для нее это дополнительное бремя, дополнительная скорбь. Здесь, конечно, непрямо высказано то, что Адам и всякий муж вслед за ним освобожден от этого специфического бремени, то есть, в известном смысле, жена «подчинена» мужу. Но насколько жена держится веры, для нее путь к спасению открыт так же широко, как и для мужа. Речь идет, разумеется, о верующих христианках. Таким образом, деторождение следует понимать не как средство спасения или путь спасения, но как некое событие, сквозь которое для женщины проходит путь к спасению и которое не перекрывает ей пути к спасению. А ведь именно так помышляли еретики гностики, против которых направлено Послание к Тимофею. Они считали, что чадородие, как и вообще все, связанное с телесной жизнью, особенно с сексом, оскверняет человека и греховно само по себе. Нет, говорит автор 1 Тим, это не так.

Иначе говоря, особое наказание женщины болезненным чадородием – не помеха для спасения при едином условии, – таком же, что и для мужчины, – при условии веры. Впрочем, в оригинальном тексте Послания к Тимофею и не сказано, что жена «спасется чадородием», то есть «по причине чадородия». Нет, там сказано: она «будет спасена сквозь чадородие», что, при известной смелости, можно было бы интерпретировать и как «несмотря на особое наказание, связанное с чадородием» (это явно против еретиков-гностиков)." https://azbyka.ru/forum/threads/zhena-spasaetsja-chadorodiem-a-chem-spasaetsja-muzh.3365/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

"Власть зла должна быть сломлена. Люди, которые становятся немыми и оцепенелыми во власти зла и несчастья, могут быть освобождены от этой власти. И когда Иисус в первый раз посылал Своих учеников, они изгнали многих бесов (6.13). То есть они знали, как изгонять бесов. И, тем не менее, на сей раз их постигла неудача. Понятно, что они удивились и были озадачены. Поэтому, оставшись с Иисусом наедине, они спросили Его: «Почему мы не могли изгнать беса?» (ст. 28). Может быть, они сделали что-то не так? Нет, они сделали все правильно. Но при этом они не подумали только об одном: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (ст. 29). («и поста», – добавлено в более поздних рукописях). Это означает, что иногда люди попадают в такую тяжелую и бедственную ситуацию, что мы можем помочь им лишь тем, что будем целиком и полностью полагаться на Бога. Именно это и называется «молитвой»!

Позже, когда молитва стала постепенно обретать формальный характер, некоторым этого показалось слишком мало. Поэтому более поздние переписчики расширили ответ Иисуса, добавив в него слово о посте: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Но именно этого-то и не сказал Иисус! Победа над злом – не является заслугой и достижением человеческих аскетических упражнений. Эта победа есть следствие той веры, в которой человек полностью вверяет себя Богу. Именно в этом и смысл понятия вера! © Ианнуарий (Ивлиев), архим.

Olga Jarman

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

12_novyj-razmer.jpg

Второе пришествие каждый день: что я понял, читая архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

 

9 декабря 2023 года исполняется 80 лет со дня рождения архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Отец Ианнуарий не дожил до этой круглой даты без малого шесть лет, поэтому сегодня мы вспоминаем о нем уже как об усопшем, молимся о его упокоении и хотим рассказать о его трудах. Вот такой парадокс: большинство книг отца Ианнуария увидело свет уже после его смерти. Но его беседы и лекции повлияли на многих из тех, кто сегодня сам уже учит, преподает и наставляет. О важных для него трудах архимандрита Ианнуария (Ивлиева) рассказывает Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие».

1. Беседы на радио «Град Петров»

Знакомство с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым) для меня началось с его бесед на радио «Град Петров». Беседы архимандрита Ианнуария захватывают. Здесь искренняя, просвещенная вера автора сочетается с прекрасной манерой изложения, ведь отец Ианнуарий был не только большим ученым, но и прекрасным лектором и проповедником.

23_novyj-razmer.jpg

До сих пор помню, как несколько стихов из 1-го Послания к Фессалоникийцам, которые читают в храме на погребение, архимандрит Ианнуарий разворачивает в удивительную картину возвращения Христа и обожения человека. Мастерски привлекая тексты Ветхого Завета — а они были родными для апостола Павла, и античной мифологии — традиции, в которой выросли слушатели апостола). А как пастырски мудро он разбирает 13-ю главу из 1-го Послания к Коринфянам, где содержится гимн любви! Послушайте, вы обязательно найдете там важное и новое для себя.

2. Комментарии на Синоптические Евангелия (Марка, Матфея, Луки)

Это фундаментальные труды (на Матфея — двухтомник), написанные в научно-популярном стиле. (Часть комментарием на Матфея издавались отдельно и известна как «Жемчужины Нагорной проповеди».)

31_novyj-razmer.jpg

Архимандрит Ианнуарий привлекает данные современной библеистики, и картинка оживает. Например, в комментарии на Евангелие от Луки он подробно рассказывает о том, как именно формировался порядок служения в храме:

Вполне возможно, что многие священники ни разу в жизни так и не удостоились чести принести жертву каждения; но уж если кому выпадал такой жребий, то этот день становился величайшим днем в жизни священника.

При этом архимандрит Ианнуарий сочетает свои комментарии с назиданием православного пастыря. Это особенно важно на фоне многочисленных современных переводных комментариев, хорошо воссоздающих контекст, но совершенно нечувствительных, например, к литургическим отсылкам Евангелий.

3. Комментарий на Евангелие от Иоанна

Мне лично из комментариев на Евангелие у архимандрита Ианнуария больше всего нравится этот, самый краткий том. Книга построена в форме заметок на библейский текст, это как бы квинтэссенция того, что отец Ианнуарий хотел сказать по Евангелию.

4_novyj-razmer.jpg

Интересно посмотреть как бы «внутреннюю кухню» архимандрита Ианнуария. Например, в одном месте он дает ссылку, что читает Баркли. А в комментарии к 21-й главе прочитываются мысли епископа Кассиана (Безобразова) из его комментария.

Но самое интересное в этом комментарии — это пастырские замечания самого архимандрита Ианнуария, очень живые:

Самарянка, оставив заплечный сосуд, побежала в деревню, где нашла людей (из-за дневной жары они не были в поле). Все это несмотря на то, что она была презираема. Здесь мы видим этапы откровения:

1 . Христос начинает с того, что побуждает человека увидеть себя (как правило, мы судим других). 2. Иисус видит не только плохое, но видит и здоровье того, кто болен. 3. Открыв Иисуса для себя, мы стремимся поделиться своим откровением (миссия). 4. Это стремление преодолевает страх и стыд. Когда мы выздоравливаем, мы первым делом с благодарностью говорим: вот таким я был и таким стал.

В отличие от «больших» комментариев, здесь остается некоторое пространство, чтобы продолжать размышлять.

4. Комментарий на Апокалипсис

У архимандрита Ианнуария есть еще комментарий на Апокалипсис и на половину Книги Деяний (он не успел дописать эту работу). На фоне современной англоязычной библеистики эти труды не кажутся уникальным достижением, но для читателя, не владеющего языком в достаточной степени, эти труды могут быть очень важны.

5. «Проповеди по четвергам и не только»

Многим стали дороги проповеди архимандрита Ианнуария на Апостол, а также «Проповеди по четвергам и не только», прочитанные отцом Ианнуарием на радио «Град Петров» и собранные в книгу Феодоровским собором С.-Петербурга. В них архимандрит Ианнуарий не только разъясняет буквальный смысл текста, но раскрывает богословское значение воспоминаемых событий, и делает это ярко, так, что невозможно остаться безразличным к сказанному:

Согласно древнему и общему христианскому убеждению, воскресение и суд — события конца истории. Эта вера идет еще из Ветхого Завета. Но в Евангелии от Иоанна тому и другому придается новое духовное измерение. Переход от смерти к жизни происходит уже здесь, в слышании слова Иисуса Христа и в вере в Бога, пославшего Иисуса. «Наступает время, — говорит Господь, — и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут»… Мертвые, о которых здесь идет речь, это не умершие, которые находятся в гробах; о них Иисус скажет чуть позже. Мертвые, до которых доходит голос Сына Божия, Его слово, — это духовно мертвые люди, те, которые пребывают в неверии, и находятся в смертельной власти этого неверия. Из этого мира живых трупов человека может вызвать к жизни, воскресить из мира мертвецов, мира безверия, животворящее слово Посланника Божия… Час воскрешения из мертвых пришел: вместе с Иисусом в мир вошла жизнь. Каждый, слушающий слово Иисуса, стоит перед выбором и принимает решение…

Обычные для других Евангелий выражения: «тот день», «день Господень», «Судный день», «последний день» — в Евангелии от Иоанна обретают совсем иной смысл. Этот день не отделен от нас во времени, это постоянно возвращающийся день, сегодняшний день. Это день, когда человек в вере встречается с воскресшим и прославленным Господом, и тем самым обретает жизнь. «Еще немного, — говорит Иисус Своим ученикам, — и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».

5_novyj-razmer.jpg

Этот краткий обзор мне хочется с огромным уважением к приснопамятному пастырю и богослову закончить важной цитатой:

Второе Христово Пришествие — это не единократное событие в конце времен, оно может происходить и происходит снова и снова, ежедневно, ежечасно, ежеминутно…

Возвещать эту новую жизнь в воскресшем Господе — главная цель Иоанна. И он всем своим Евангелием возвещает: «Воистину воскресе Христос». Веруйте в это. Аминь.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...