Перейти к содержанию

Российские греко-католики отпраздновали Пасху по юлианскому календарю


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

05-3.jpg

 

Столичная община католиков византийского обряда собралась ранним воскресным утром 8 апреля (на Пасху по Юлианскому календарю) в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на торжественное богослужение, на котором предстоятельствовал о. Василий Вайда.

 

Служба началась с поклонения Плащанице, которую община получила в дар на Вербное воскресенье от греко-католического священника из Стрыя (Львовская область) Андрея Бинаса, после чего последовал Крестный ход с троекратным обхождением храма. Божественная Литургия проходила в нижнем помещении храма. Убранство часовни, чтения нараспев Апостола и Святого Евангелия, восточные песнопения, проникновенная проповедь отца Василия, дружные молитвы верных – всё это создавало непередаваемое ощущение Светлого «Праздника праздников и торжества торжеств».

 

По окончании литургического действа отец Василий освятил на храмовом дворе куличи, яйца и прочую снедь, припасенную верными к праздничному столу. Тут же состоялась и общая пасхальная трапеза, на которой ее участники приветствовали друг друга радостным возгласом: Христос воскрес!

 

Основные моменты праздника – в фоторепортаже Ольги Дубягиной:

 

Сибирская католическая газета

 

06-3.jpg

 

08-2.jpg

 

12-2.jpg

 

10-2.jpg

 

14-2.jpg

 

15-2.jpg

 

17-2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Служба началась с поклонения Плащанице, которую община получила в дар на Вербное воскресенье от греко-католического священника из Стрыя (Львовская область) Андрея Бинаса, после чего последовал Крестный ход с троекратным обхождением храма.

В смысле пасхальную полунощницу совершили в воскресенье утром?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что греко-католики справляют по юлианскому календарю - похоже, следствие литургических реформ митрополита Андрея Шептицкого, который стремился привести обрядовое состояние УГКЦ к общему знаменателю с отделенным московским православием.

Причем у реформ Шептицкого, в том числе и в области календаря, были неслабые оппоненты в УГКЦ, в том числе блаж. епископ Григорий Хомишин, ратовавший за переход на григорианский календарь. Ну и неудивительно, что часть общин ГКЦ перешла на него. Удивительно другое, что иерархия УГКЦ все же в "метрополии" все же предпочитает юлианский календарь, несмотря на все свои западнические и проевропейские тенденции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что греко-католики справляют по юлианскому календарю - похоже, следствие литургических реформ митрополита Андрея Шептицкого, который стремился привести обрядовое состояние УГКЦ к общему знаменателю с отделенным московским православием.

Зачем? В миссионерских целях?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно.

Целью Шептицкого, которую он лелеял с молодости, было обращение России в католическую веру на основании восточного православия. В этом плане ему, видимо, казалось, что реформа в УГКЦ, связанная с очищением от латинских заимствований и возрождением сугубо восточных порядков, будет являться шагом к привлечению православных масс. Впрочем, так в те годы казалось и Св. Престолу, и сама реформа в целом была согласована с ним (а возможно даже и была инициирована Римом).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

miniatiura-gk.jpg

 

Греко-католики Новосибирска встретили Пасху по юлианскому календарю

 

Пасхальную Божественную Литургию в день Светлого Христова Воскресения по Юлианскому календарю в часовне блаженных преподобномучениц Олимпии и Лаврентии, располагающейся в нижнем помещении Кафедрального собора в Новосибирске, возглавил ординарий для католиков византийского обряда на территории России Владыка Иосиф Верт. Ему сослужили эконом Преображенской епархии, протоиерей Иван Лега и священник-биритуалист из Италии Павел Паганини. В своей проповеди отец Павел подчеркнул всю важность того, чтобы наше пасхальное «да» Христу Воскресшему охватило все без исключения сферы нашей жизни, проникая в самые ее потаенные уголки и подобно свету освещая наш путь в небесное отечество.

 

По окончании Литургии слово взял Преосвященный Владыка Иосиф, упомянув о трагедии в Кемерово, память о которой всё еще свежа в сердцах сибиряков. В пылающем ТРЦ «Зимняя вишня», в числе прочих детей, погибла и одна девочка из семьи верных местного католического прихода. Как же чувствуют себя несчастные родители, лишившиеся своих детей, люди, у которых погибли в огне все их родственники? – задался риторическим вопросом Отец Епископ. Наверное, они сейчас сами ощущают себя мертвыми, — продолжил он, — но всё-таки, впереди у всех нас Пасха, Жизнь вечная, где уже не будет ни смерти, ни слёз, ни страданий, ни боли, и эту надежду дарит нам Воскресший Христос.

 

После богослужения верные небольшой греко-католической общины столицы Сибири встретились теперь уже в неформальной обстановке за пасхальным столом с обильными угощениями, которые принесли они сами и которые за минуту перед тем были освящены отцом Павлом.

 

04-4.jpg

 

01-4.jpg

 

09-4.jpg

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У них там с облачениями напряженно - кто в красном, кто в желтом?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отредактировала заголовок.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

По окончании литургического действа отец Василий освятил на храмовом дворе куличи, яйца и прочую снедь, припасенную верными к праздничному столу.

 

 

 

 

 

Только если обряд византийско-украинский, то не куличи, а паски :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что греко-католики справляют по юлианскому календарю - похоже, следствие литургических реформ митрополита Андрея Шептицкого, который стремился привести обрядовое состояние УГКЦ к общему знаменателю с отделенным московским православием.

Причем у реформ Шептицкого, в том числе и в области календаря, были неслабые оппоненты в УГКЦ, в том числе блаж. епископ Григорий Хомишин, ратовавший за переход на григорианский календарь.

 

Вообще-то было немного наоборот. Юлианский календарь УГКЦ использует от своего образвания в 1596 году, владыка Григорий хотел это изменить, а владыка Андрей всего лишь не менял издавна заведенную практику

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Удивительно другое, что иерархия УГКЦ все же в "метрополии" все же предпочитает юлианский календарь, несмотря на все свои западнические и проевропейские тенденции.

 

Рискую скатить тему в политику, но всё же скажу:

 

Внешние наблюдатели часто переоценивают западничество и проевропейскость и УГКЦ в частности, и всей современной Украины вообще.

 

В нынешних событиях(понятно каких) вообще и в конфликте(понятно с кем) куда больше национально-патриотических мотиваторов, чем собственно проевропейских.

 

А национально-патриотические мотиваторы(в т ч и в УГКЦ) прекрасно совместимы со старым стилем, как одним из проявлений традиционного украинского культурного и обрядового наследия.

Изменено пользователем Pawlo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно.

Целью Шептицкого, которую он лелеял с молодости, было обращение России в католическую веру на основании восточного православия. В этом плане ему, видимо, казалось, что реформа в УГКЦ, связанная с очищением от латинских заимствований и возрождением сугубо восточных порядков, будет являться шагом к привлечению православных масс. Впрочем, так в те годы казалось и Св. Престолу, и сама реформа в целом была согласована с ним (а возможно даже и была инициирована Римом).

 

Это правда. Но это не касалось напрямую календаря. Шептицкий не вводил старый стиль с миссионерскими целями, он его просто сохранил

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только если обряд византийско-украинский, то не куличи, а паски :)

Это еще почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-украински, может, и "паски", а по-русски "куличи". Материал-то на русском языке.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только если обряд византийско-украинский, то не куличи, а паски :)

Это еще почему?

 

Ну у нас все русскоязычные тоже говорят "паска", "пасочка". По крайней мере по опыту своего круга общения.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так празднование-то было не на Украине, а в Новосибирске, где говорят кулич, а не паска. :)
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это правда. Но это не касалось напрямую календаря. Шептицкий не вводил старый стиль с миссионерскими целями, он его просто сохранил

Тогда можно сказать "сохранил в миссионерских целях". Поскольку переход на григорианский календарь имел свой резон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это правда. Но это не касалось напрямую календаря. Шептицкий не вводил старый стиль с миссионерскими целями, он его просто сохранил

Тогда можно сказать "сохранил в миссионерских целях". Поскольку переход на григорианский календарь имел свой резон.

 

Да, так правильней сказать. Ну а резон перехода,то понятен. Большая астрономическая точность, согласование со светским общепринятым календарем.

 

Впрочем не только в РФ, но и в современной Украине вряд ли вскоре стоит ожидать перехода церквей восточного обряда. Даже УГКЦ. В частности потому что старый стиль уже зафиксирован в масссовой культуре в частности через праздники Покровы 14 октября (сейчас вместо 23 февраля введен) и Святого Николая(просто очень популярен среди детишек).

Изменено пользователем Pawlo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так празднование-то было не на Украине, а в Новосибирске, где говорят кулич, а не паска. :)

 

Ну если община во многом украинская, диаспорная, так сказать(вроде бы как из статьи, я так понял), то таки паска :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну а резон перехода,то понятен. Большая астрономическая точность, согласование со светским общепринятым календарем.

 

Да не только это. Вот что пишет, например, по этому поводу, в условиях Галиции 20-х и 30-х годов, блаж. Григорий Хомишин ("Два царства", с. 369)

 

Мы боимся нового календаря, учитывая опасность латинизации и полонизации. Тогда как наоборот причиной латинизации и полонизации выступал и выступает как раз старый календарь. У нас есть много смешанных семей, и здесь латинская сторона – муж или жена – перетягивает нашу сторону – мужа или жену – на свою сторону. Старый календарь к этому весьма подталкивает, потому что когда имеет место быть латинский праздник по новому календарю, то латинская, то есть польская сторона, увлекает нашу сторону в костел, и так со временем наша сторона покидает свой обряд и переходит в латинский и полонизируется. Это происходит прежде всего в городах и местечках, где есть фабрики, где много рабочих, слуг и служанок, которые вынуждены работать в наши праздники. Это можно заметить в то время, когда Пасхальные праздники проходят одновременно.

Тогда все справляют праздники вместе и смешанные супружеские пары просят наших священиков, чтобы им посвятили пасху, а когда Пасхальные праздники проходят не одновременно,

то такие семьи справляют праздники вместе с латинянами, как и те, которые работают на фабриках и в мастерских. Если был бы у нас календарь нового стиля, то в городах наши семьи оставались бы в своей Церкви, а в селах, где нет латинских священников, принадлежащие к латинскому обряду оказались бы в наших церквях. Когда я ввел календарь нового стиля

в моей епархии, то среди польского клира во Львове обнаружилось беспокойство, а в Перемышле было принято с неохотой, потому что польский клир почувствовал в новом календаре

преграду к латинизации и полонизации, и скорее боялся уже оттока своих верных.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо признать, что для того времени(1920-ых гг.) эи аргументы и правда были достаточно резонны.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну у нас все русскоязычные тоже говорят "паска", "пасочка". По крайней мере по опыту своего круга общения.

Говорить-то говорят, но только слова такого в русском языке нет. Есть слово "пасха", через Х, в значении пасхального кушанья, но пасха делается из творога,а те кексы, что приносят в храм освящать, называются куличами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это уж они сами разберутся. Нас не спросят.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это уж они сами разберутся. Нас не спросят.

При нынешнем упадке образования могут и не разобраться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...