Перейти к содержанию

Оптипессимизмы


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Я христианин. Священник. Обычный, православный, приходской.

В первые годы иерейства играл в донкихотовские войнушки с ветряными мельницами своих фантазмов, всерьез веруя в свои великие свершения.

Через два десятилетия, подобно тому, поверил в значимость своего печатного слова. И с ужасом обнаружил то, что мои статьи полемичны, но не назидательны. Остры, но не полезны.

Сейчас я, говорят, неплохой телеведущий, хорошо звучу в радиоэфире; уверенно чувствую себя в тюремном храме и школьной аудитории, но при этом почти не священнодействую и не привожу людей ко Христу. Я много рассказываю о Христе и Его Церкви, но не являю Его людям.

Я многое понял из прошедшего, но продолжаю путаться в настоящем.

Я живу среди людей, мыслящих о христианстве слишком прямолинейно. Столько-то канонов, столько-то поклонов, столько-то крестных знамений – в обязательном порядке. Жажду ортодоксии – получаю ортопраксию. Задыхаюсь.

Религия духа сжата до ритуального уровня, перечня норм, «православного стандарта». Я мучим от жажды, я не в силах более питаться рожками стандартных заменителей живого слова.

То, что названо христианством, упаковано в правила. Молитва по шаблонам, исповедь по трафаретам. За жажду иного – подозрения в вольнодумстве и отступничестве. От всех. Исключения лишь те, кто находится вдали, кто общается виртуально. В реальной жизни я инороден, чудаковат, странен и чужой в родном Православии. Мир церковный сошел с ума? Нет, такое невозможно. Значит, сумасшедший в этом мире я. Безумный. А может быть, просто юродивый, в зависимости от того, как на это взглянуть.

Себя я почти не вижу. Трудно мне находиться в себе и вне себя одновременно. Поэтому я в неопределенности. Пытаюсь ноль делить на ноль – что-то вроде этого.

Все неопределенно, все туманно и пусто. Столько много вокруг всего, и всё ни о чем.

Мне не по себе, но иногда хочется при этом искренне улыбнуться.

Мне часто не по себе, а иногда хорошо. И сейчас хорошо.

Возможно потому, что впервые пишу об этом. Ведь осмысление ужаса обыденности есть уже борьба с ужасом. Хотя странна эта борьба. Без дискуссии. Без слов.

Я продолжаю молча сидеть перед иконами и компом в задворках своего дома. Я не противлюсь обыденности. Когда я со всеми, я как все. Вместе кланяемся, крестимся, поем, лобызаем… Всё шаблонно, всё законно. Всё по правилам и предписаниям, и всем от этого хорошо.

Я не имею богословского образования, значит, мое несогласие лишено оснований.

Основание ему сердце, но на прочность и чистоту его никто не проверит.

Я притча во языцех и предмет нареканий со стороны разумных церкви сей. Церкви моего города, моего района. Я непригодный материал. Пока не брак – третий сорт. Поэтому и определен к горстке бабушек и среде заключенных.

От церкви с малой буквы я отошел, но к Церкви с большой еще не пристал. Ворчу молча, но много, потому и скрыта она от моего взора.

Я между ними посередине. Я завис.

Но иногда в этих незрячих скрюченных бабушках, в тех забытых всеми осужденных просматриваю величие нашего христианства. Слишком ясны их глаза, слишком искренни выражения их лиц. А может, это и есть та искомая Церковь с большой буквы? Если да, то к ней причастен и я?? Страшно помыслить, но это в действительности возможно. Я выхожу с приходского или тюремного храма как преображенный, с огнем радости в сердце. Если оно горит, значит, кем-то зажжено. Тем, Кто в этих храмах присутствует.

Почему тогда редко радуюсь? Отчего задыхаюсь?

Видимо, оттого что эти блаженные миги слишком редки. Их скорость ничтожно малая, хотя и вполне стабильная.

Один раз в неделю. Остальное будни.

Будни не приносят радости, ибо сама радость есть чудо выхода из будничной обыденности.

У меня нет перспективы, но есть надежда. Не знаю откуда, но есть. И она не постыдит. Апостол заверил.

Я не один, но мне одиноко. У меня замечательная жена, дети, верные друзья. Но я тоскую по миру прекрасных людей, по чудному реальному миру. Его нет, но он есть. Возможно, и не на земле.

Мне нелегко и легко. Мне всё антиномично, как и родному мне христианству. Credo quia absurdum. Христианство абсурдно в глазах мира сего, потому и живо.

А значит, живу и я.

 

прот. Виталий Эйсмонт

https://www.kiev-orth...hurchlife/3390/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Запал в душу этот рассказ о себе сельского священника. Очень созвучно моему внутреннему состоянию.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
"КАРЛ. (...) Ну да. Уж это известно. Вы, праведники, всегда больше всех и навредите. А возьмите меня! Я не Карл Добрый, и не Карл Мудрый, и не Карл Смелый. (...) Но я куда меньше наделал зла, чем все вы. Вы с вашими возвышенными мыслями только и смотрите, как бы перевернуть мир вверх ногами. А я принимаю мир, как он есть. И всегда говорю: если уж так устроено, значит, так лучше. Я-то от земли не отрываюсь" (Б. Шоу, "Святая Иоанна").
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имхо,протоиерею следует в церкви служить. Батюшку куда-то в сторону увлекло...-
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А он в церкви и служит. И очень честно и открыто сказал о себе то, что многие из нас или умалчивают, или не признаются даже себе.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
...не признаются даже себе.
Но от проницательных людей это не укрылось... "В действительности всё было иначе, чем на самом деле". Латентная оппозиционность по Фрейду, да?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коростень — не село. Под 70 тыс. населения.

Мне понравилась статья. Это похоже на мою тоску и уныние. Завис.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Запал в душу этот рассказ о себе сельского священника. Очень созвучно моему внутреннему состоянию.

 

То, что названо христианством, упаковано в правила. Молитва по шаблонам, исповедь по трафаретам. За жажду иного – подозрения в вольнодумстве и отступничестве. От всех. Исключения лишь те, кто находится вдали, кто общается виртуально.

 

Ну что ж, не отчаивайся - это не так уж плохо: когда есть шаблон - тогда есть образец. Худо, когда шаблонов нет и непонятно, как учиться молитве. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коростень — не село. Под 70 тыс. населения.

Мне понравилась статья. Это похоже на мою тоску и уныние. Завис.

Это общее для украинской провинции состояние. Его очень трудно преодолеть. Во всяком случае, для этого необходим колоссальный духовный опыт. Я бы не смог жить в Коростене, Ладыжине или Гайсине. Слишком суетен.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что ж, не отчаивайся - это не так уж плохо: когда есть шаблон - тогда есть образец. Худо, когда шаблонов нет и непонятно, как учиться молитве. :)

 

Я не отчаиваюсь. Я о том, что земное и небесное ходит рядом. А молиться научиться просто. Для этого нужно знать Христа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да. А чтоб научиться писать стихи, достаточно знать, что рифма - это похожие слова. И вперёд: Знайка шёл гулять на речку, перепрыгнул через овечку.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага, когда человек влюбляется, он начинает лихорадочно заучивать сонеты Шекспира наизусть, пропадать в библиотеке в поисках жемчужин любовной лирики, а не искать встречи с объектом своих воздыханий.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ученики попросили Христа научить их молиться. Господь научил. И это действительно просто.

А делать из молитвы "высокое искусство" - от лукавого, ИМХО.

 

Читала, как в Гулаге один новообращенный христианин (за неимением молитвенника) положил себе такое правило - десять раз читать Отче Наш и десять раз - Радуйся, Мария.

Простенькое правило, верно? C одним условием лишь - если возникало рассеяние, он начинал молитву заново. И на правило ему это простенькое, иногда не хватало и многих часов - не успевал.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, сонеты Шекспира мы читаем и пропитываемся ими до того, как влюбляемся. А потом отдаем любимой часть того, чему научились у Шекспира. Учиться влюбленности не приходится, тут природа рулит. А вот любить надо учиться, иначе никак.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отче наш прекрасная молитва и вполне достаточная. Но как отказаться от молитвенного опыта святых, сияющего в жемчужной россыпи православных правил? Я не могу отказаться.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Даже не то что как, а зачем отказываться, вот вопрос? Потому что новоначальным или слепым это кажется нудной буквой? Но с каких это пор мнение абитуриентов и двоечников что-то значит для профессоров :) ?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что есть "молитвенный опыт святых, сияющий в жемчужной россыпи и тд"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И что значит отказываться? И причем тут новоначальные и слепые и какие то профессора с абитуриентами?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В принципе, не совсем ясно (мне, например), что автор разумеет под шаблонами.

Может, и ничего. Просто скучает.

А молитвы и исповеди так, к слову пришлись.

Если подумать, а какая исповедь может быть не по шаблону? Это что натворить надо?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне так большинство этой риторики с сияющими брильянтами и двоечниками-абитуриентами не понятно. Блудословие.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В принципе, не совсем ясно (мне, например), что автор разумеет под шаблонами.

Может, и ничего. Просто скучает.

А молитвы и исповеди так, к слову пришлись.

Если подумать, а какая исповедь может быть не по шаблону? Это что натворить надо?

Мне тоже показалось, что основное в стартовом тексте сельского священника - это смертельная скука.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет никакой смертельной скуки у него. Очень активный батюшка. Жаль, что православные своих пастырей не понимают.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А активные не скучают?

:)

 

 

Я же не сказал, что он скучный. Мне показалось, что он скучал смертельно, когда написал эти строки, только и всего. Я вот вчера тоже скучал, сидя в аэропорту в Тюмени, когда все мои сослуживцы в Москве праздновали День энергетика. Но ужин в салоне бизнес-класса меня утешил, и домой я приехал уже в весёлом расположении духа. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
Коростень — не село. Под 70 тыс. населения.

Всем - здравия! На "Рутения Католика" я пока впервые. Живу я действительгно в Коростене, но приходской храм мой находится в селе Холосно в 25 км от города. Храма как такого нет - молитвенный дом, в котором в обычный воскресный день собирается ровно 10 старушек. В церквушке прекрасный молитвенный дух, после богослужения всегда радостно.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вам доброго здоровья, отче! Рада вас видеть на нашем форуме. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...