Перейти к содержанию

Ученые представили в Ватикане первое исследование психики атеистов


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

1529231382_0:274:5247:3225_600x0_80_0_0_41eb4c9ab0abf4e704ff1a937bb1a85c.jpg

 

Ведущие религоведы, социологи и психологи мира впервые детально изучили психику атеистов и других неверующих людей и развеяли некоторые стереотипы о "безбожниках". Об этом они рассказали на заседании Папского совета по культуре в Ватикане, а полная версия их отчета была опубликована на сайте университета Кента.

 

"Наши наблюдения напрямую противоречат общепринятым штампам. К примеру, люди считают, что у атеистов нет объективной морали и цели в жизни, но при этом они очень заносчивы и имеют совсем другой набор ценностей по сравнению с верующими. Все эти стереотипы оказались ложными", — рассказывает Джонатан Ланмэн (Jonathan Lanman) из университета Квинс в Белфасте (Великобритания).

 

Антропологи, социологи и психологи уже долгое время изучают различные факторы, которые влияют на склонность человека верить в сверхъестественные силы и существа. Так, в апреле 2012 года ученые показали, что люди с аналитическим складом ума меньше склонны верить в сверхъестественные силы и явления по сравнению с теми, кто полагается на интуицию при решении задач.

 

Сегодня многие исследователи соглашаются в том, что религия могла возникнуть и закрепиться в группах наших предков по простым эволюционным причинам – вера в богов и то, что они могут наказывать провинившихся, помогали поддерживать порядок в группах и укрепляли связи между членами их групп. Это помогало подобным верующим группам выживать и продолжать свой род.

 

По этой же самой причине в этих группах могло выработаться инстинктивное недоверие к неверующим людям, так как отсутствие страха перед лицом бога или богов позволяло таким индивидам поступать аморально и наживаться за счет верующих членов племени или семьи. Аналогичным образом сегодня мыслят и многие западные критики атеизма, говорящие о том, что отсутствие веры подрывает моральные устои общества и ведет к его распаду.

 

Ланмэн и его коллеги проверили все эти стереотипы в рамках проекта Understanding Unbelief, запущенного несколько лет назад несколькими ведущими британскими вузами и американским фондом Джона Темплтона, традиционно поддерживающим противоречивые исследования на грани науки и религии.

 

В его рамках ведущие социологи, религиоведы, психологи и антропологи мира пытались понять, что объединяет и разделяет различные группы неверующих людей и как они отличаются от представителей разных конфессий. Вдобавок, ученых интересовало то, как атеисты, агностики и прочие "безбожники", а также верующие люди относятся к астрологии, лженауке, жизни после смерти и прочим метафизическим феноменам.

 

Эти наблюдения ученые вели не только в Британии, но и в других странах, где исторически широко распространены или подчеркнуто традиционные христианские религиозные взгляды, к примеру, в США и Бразилии, так и различные языческие, агностические и атеистические ученые, в том числе в Японии, Китае и Дании.

 

Как показали эти опросы, общепринятые представления о поведении и психике "безбожников" имели мало чего общего с реальными носителями подобных убеждений. К примеру, большинство неверующих людей во всех шести странах не называли себя атеистами или агностиками и просто говорили, что в их жизни нет религии.

 

Что интересно, многие из них при этом считали себя христианами, мусульманами, иудеями или буддистами, ассоциируя себя с нормами и традициями тех религиозных общин, к которым они раньше принадлежали или где они выросли. Вдобавок, отсутствие религии в их жизни не мешало многим атеистам и агностикам верить в инопланетян, загробную жизнь, астрологию, снежного человека и прочие сверхъестественные феномены.

 

При этом, многие неверующие люди оказались менее уверенными в своих представлениях об отсутствии единого бога или множества божеств, чем представители доминирующей конфессии в их стране или все верующие в целом.

 

Как отмечает Ланмэн, эта характеристика зависела не от отсутствия или наличия веры у респондентов, а от их национальной принадлежности. К примеру, американские атеисты и верующие были одинаково сильно убеждены в своей правоте и активнее отстаивали свои убеждения, чем жители Японии или Дании.

 

Аналогичным образом, доля атеистов, уверенных в том, что в существовании Вселенной и в их собственной жизни нет смысла, была достаточно низкой и не сильно отличалась от общей распространенности подобных представлений среди всех жителей их страны. Более того, типичный набор высших персональных и социальных ценностей оказался примерно одинаковым и для верующих, и неверующих людей. На первом месте у всех них стояла "семья" или "свобода", а затем следовали такие концепции, как дружба, природа, сочувствие, позитивное мышление или равноправие.

 

"Мы живем в особую историческую эпоху, когда все политические и социальные мнения начинают стремительно поляризоваться. Поэтому для нас было крайне интересно и радостно узнать, что одна из самых больших психологических пропастей в жизни человека оказалась на самом деле не такой широкой, как мы считали раньше", — заключает Ланмэн.

 

РИА Новости

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня многие исследователи соглашаются в том, что религия могла возникнуть и закрепиться в группах наших предков по простым эволюционным причинам – вера в богов и то, что они могут наказывать провинившихся, помогали поддерживать порядок в группах и укрепляли связи между членами их групп. Это помогало подобным верующим группам выживать и продолжать свой род.

 

Эти исследователи могли бы и не изобретать велосипед. Просто открыли бы советский учебник научного атеизма. Там все причины возникновения религиозного чувства описаны очень системно.

 

 

По этой же самой причине в этих группах могло выработаться инстинктивное недоверие к неверующим людям, так как отсутствие страха перед лицом бога или богов позволяло таким индивидам поступать аморально и наживаться за счет верующих членов племени или семьи. Аналогичным образом сегодня мыслят и многие западные критики атеизма, говорящие о том, что отсутствие веры подрывает моральные устои общества и ведет к его распаду.

 

А зачем называться атеистом, чтобы наживаться за счет верующих, Гораздо проще занять высокий пост в церковной иерархии и уж тогда наживаться за счет паствы,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1529231382_0:274:5247:3225_600x0_80_0_0_41eb4c9ab0abf4e704ff1a937bb1a85c.jpg Ведущие религоведы, социологи и психологи мира впервые детально изучили психику атеистов и других неверующих людей и развеяли некоторые стереотипы о "безбожниках". Об этом они рассказали на заседании Папского совета по культуре в Ватикане, а полная версия их отчета была опубликована на сайте университета Кента. "Наши наблюдения напрямую противоречат общепринятым штампам. К примеру, люди считают, что у атеистов нет объективной морали и цели в жизни, но при этом они очень заносчивы и имеют совсем другой набор ценностей по сравнению с верующими. Все эти стереотипы оказались ложными", — рассказывает Джонатан Ланмэн (Jonathan Lanman) из университета Квинс в Белфасте (Великобритания). Антропологи, социологи и психологи уже долгое время изучают различные факторы, которые влияют на склонность человека верить в сверхъестественные силы и существа. Так, в апреле 2012 года ученые показали, что люди с аналитическим складом ума меньше склонны верить в сверхъестественные силы и явления по сравнению с теми, кто полагается на интуицию при решении задач. Сегодня многие исследователи соглашаются в том, что религия могла возникнуть и закрепиться в группах наших предков по простым эволюционным причинам – вера в богов и то, что они могут наказывать провинившихся, помогали поддерживать порядок в группах и укрепляли связи между членами их групп. Это помогало подобным верующим группам выживать и продолжать свой род. По этой же самой причине в этих группах могло выработаться инстинктивное недоверие к неверующим людям, так как отсутствие страха перед лицом бога или богов позволяло таким индивидам поступать аморально и наживаться за счет верующих членов племени или семьи. Аналогичным образом сегодня мыслят и многие западные критики атеизма, говорящие о том, что отсутствие веры подрывает моральные устои общества и ведет к его распаду. Ланмэн и его коллеги проверили все эти стереотипы в рамках проекта Understanding Unbelief, запущенного несколько лет назад несколькими ведущими британскими вузами и американским фондом Джона Темплтона, традиционно поддерживающим противоречивые исследования на грани науки и религии.

 

Похоже, пропал Калабуховский дом (т.е., фонд Темплтона). Жаль. Финансируют "исследователей", которые, с одной стороны, транслируют бред о "простых эволюционных причинах" религии (то есть, как минимум, сваливают в одну кучу примитивные языческие культы и сотериологические религии), а с другой стороны, принимают на веру слова людей, что-де в их жизни нет религии - сами респонденты могут, конечно, не понимать, что вера в "прогресс", или в социализм, или в гуманизм, и т.п. - это тоже квазирелигиозные верования. Но грош цена "исследователям", которые этого не понимают. Что они тогда исследуют?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сваливают в одну кучу примитивные языческие культы и сотериологические религии)

Сняли с языка. Как раз вспомнил исследования ещё Дюркгейма, и, кажется, Мосса, о разнице и даже борьбе между собственно религией и магией ещё у примитивных племён. Разные есть верования, и в древности большинство из них не об этике заботились, а о силе, и, соответственно, "неверующие" (если таковые в древности вообще были) всего лишь лишали себя помощи могучих духов :)

Но остриё исследования, по видимому, направлено против - именно против! - библейского контекста.

Изменено пользователем Константин
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сваливают в одну кучу примитивные языческие культы и сотериологические религии)

Сняли с языка. Как раз вспомнил исследования ещё Дюркгейма, и, кажется, Мосса, о разнице и даже борьбе между собственно религией и магией ещё у примитивных племён. Разные есть верования, и в древности большинство из них не об этике заботились, а о силе, и, соответственно, "неверующие" (если таковые в древности вообще были) всего лишь лишали себя помощи могучих духов :)

Но остриё исследования, по видимому, направлено против - именно против! - библейского контекста.

 

По мне так между религией и магией разница крайне малая. Я бы сказал, что религия вобрала в себя магию. Что есть прикладывание к мощам, как не магия. А предпочтение одних иконных досок другим? А очереди к привозным реликвиям? А молебны о дожде? А ладанки на шее? Магия и ничего более.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

По мне так между религией и магией разница крайне малая. Я бы сказал, что религия вобрала в себя магию. Что есть прикладывание к мощам, как не магия. А предпочтение одних иконных досок другим? А очереди к привозным реликвиям? А молебны о дожде? А ладанки на шее? Магия и ничего более.

 

Разница все же есть. Религия - это всегда прошение и зависит ее исполнение не от воли просящего, а от воли Дарителя. А магия - это рецепт.

Т.е. все зависит от "шеф-повара". Если все сделано "по рецепту" и рука не дрогнула - гарантия успеха.

Так что разница все же есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сваливают в одну кучу примитивные языческие культы и сотериологические религии)

Сняли с языка. Как раз вспомнил исследования ещё Дюркгейма, и, кажется, Мосса, о разнице и даже борьбе между собственно религией и магией ещё у примитивных племён. Разные есть верования, и в древности большинство из них не об этике заботились, а о силе, и, соответственно, "неверующие" (если таковые в древности вообще были) всего лишь лишали себя помощи могучих духов :)

Но остриё исследования, по видимому, направлено против - именно против! - библейского контекста.

 

По мне так между религией и магией разница крайне малая. Я бы сказал, что религия вобрала в себя магию. Что есть прикладывание к мощам, как не магия. А предпочтение одних иконных досок другим? А очереди к привозным реликвиям? А молебны о дожде? А ладанки на шее? Магия и ничего более.

 

Для кого-то может и кобыла невеста и молитва - это магия. Но для христианина, который не номинальный христианин, любая молитва - это тот или иной парафраз Молитвы Господней - или, если угодно, гиперссылка на неё (также известна, как "Отче наш..."). И тот, кто об этом помнит - понимает, что никакой магии тут нет. Есть обращение с просьбой - но без возможности как-то вынудить, произвести результат (что пытается сделать магия). Причём просьба, которая подразумевает, что в первую очередь должна быть Его воля - а наша, уже постольку, поскольку в Его промысл вписывается.

 

Что касается очередей к мощам да реликвиям - этим, во-первых, не во всех христианских конфессиях занимаются; и даже в тех, где занимаются, это опционально. Кто хочет, может заниматься, кто не хочет - не занимается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разница все же есть. Религия - это всегда прошение и зависит ее исполнение не от воли просящего, а от воли Дарителя. А магия - это рецепт.

Т.е. все зависит от "шеф-повара". Если все сделано "по рецепту" и рука не дрогнула - гарантия успеха.

Так что разница все же есть.

 

А еще говорят - религия это шаг вперед от магии (эволюционно). Но какой же это шаг, если в магии - сделал все как надо и получил, а у вас - и сделал все как надо (вел праведную жизнь, не грешил, молился), а в результате ноль.

 

Говоря образно - продают товар но без гарантии. Кота в мешке.

Изменено пользователем Валерий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так в том то и дело, что "продаж" нет и гарантий нет.

В мире людей это принято называть "отношениями".

Или Вам лучше "отношения" за денюжку, но с гарантией?

Изменено пользователем Alexander
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается очередей к мощам да реликвиям - этим, во-первых, не во всех христианских конфессиях занимаются; и даже в тех, где занимаются, это опционально. Кто хочет, может заниматься, кто не хочет - не занимается.

 

А при чем здесь все конфессии? Говорите про свою - единственную правильную - католическую. Католицизм и реликвии идут вместе аж с 3-4 века. И они просто обязаны были появиться. Если есть два храма, то куда пойдут верующие с дарами земными? Правильно. Там, где выставлена подлинная плащаница Иисуса. Там, где демонстрируют подлинный терновый венец. Ну и так далее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так в том то и дело, что "продаж" нет и гарантий нет.

В мире людей это принято называть "отношениями".

Или Вам лучше "отношения" за денюжку, но с гарантией?

 

Именно. С гарантией. А как же иначе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так в том то и дело, что "продаж" нет и гарантий нет.

В мире людей это принято называть "отношениями".

Или Вам лучше "отношения" за денюжку, но с гарантией?

 

Именно. С гарантией. А как же иначе?

 

Бывает в отношениях со свободными личностями и иначе. Ты ей портфель носил, за косички дергал, с Сережкой подрался из-за неё, а она все равно равнодушна.

Да, так бывает, на то мы и свободны в личностных отношениях. Гарантий (по принципу рецепта) точно нет в отношениях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается очередей к мощам да реликвиям - этим, во-первых, не во всех христианских конфессиях занимаются; и даже в тех, где занимаются, это опционально. Кто хочет, может заниматься, кто не хочет - не занимается.

 

А при чем здесь все конфессии? Говорите про свою - единственную правильную - католическую.

 

Вы хоть посмотрите, какая конфессия у меня в профиле указана :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бывает в отношениях со свободными личностями и иначе. Ты ей портфель носил, за косички дергал, с Сережкой подрался из-за неё, а она все равно равнодушна.

Да, так бывает, на то мы и свободны в личностных отношениях. Гарантий (по принципу рецепта) точно нет в отношениях.

 

Ну вы не расстраивайтесь. С магией так же. Ворожи - не ворожи, результат ноль. Как и у вас. Свободные отношение, так сказать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...