Перейти к содержанию

Gaudete et exultate


Viator
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые участники форума,

 

буду благодарен, если поделитесь мнением об Апостольском увещевании Gaudete et exultate.

(Я читаю сейчас раздел о неогностицизме и неопелагианстве).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раз никто не отвечает, выскажу несколько мыслей со своей (личной и конфессиональной) колокольни.

 

1) в этом документе Папы Франциска много хорошего, интересного, вдохновляющего. Поэтому даже жаль, что это многое неизбежно оттесняется на задний план теми спорными вещами, которые здесь тоже содержатся.

 

Об одной из этих спорных вещей:

 

2) В параграфе 49 Папа пишет, что "в этой жизни человеческие слабости не излечиваются благодатью полностью". В другой ситуации эта формулировка могла бы восприниматься как безобидное общее место. Но сейчас она увязывается с некоторыми местами другого документа Папы Франциска - Amoris Laetitia. И такое (вполне легитимное - ведь оба документа изданы одним понтификом) прочтение побуждает думать, что именно против этого тезиса Франциска направлен параграф №12 "Декларации истин..." Бёрка и др.

 

"Оправданного человека Божья благодать наделяет достаточной силой, чтобы исполнять объективные требования Божественного закона, так как все Божьи заповеди исполнимы для оправданных. Божья благодать, когда она оправдывает грешника, по самой своей природе отвращает от [совершения] любого тяжкого греха" (см. Тридентский собор, шестая сессия, Декрет об оправдании, главы 11 и 13)

 

3) Противоречит ли Папа Франциск Тридентскому собору - о том я судить не компетентен, да и не моё это дело. Поэтому скажу о том, что меня затрагивает: документы Тридентского собора были направлены против протестантов, хотя конкретно главы 11 и 13 в этом смысле били мимо цели - ни лютеране, ни реформаты никогда не учили, будто спасающая вера освобождает от исполнения заповедей - но, наоборот, что спасающая вера побуждает их исполнять. Тем не менее, может возникнуть представление, что учение Папы Франциска напоминает лютеранское учение, что даже и оправданный человек - simul justus et peccator. Поэтому важно показать, что учение Франциска, как бы его ни оценивать - другое и о другом.

 

4) Да, несмотря на то, что спасающая вера побуждает человека к исполнению заповедей, их исполнение даже оправданными всё равно остаётся несовершенным. Об этом очень хорошо говорится в словах, которые Папа Франциск приписывает (в параграфе 54 обсуждаемого документа) св. Терезе из Лизье: «На закате жизни я предстану пред Тобой с пустыми руками, Господи, ибо не прошу Тебя считать деяния мои. Все наши праведные дела запятнаны в глазах Твоих». Кстати говоря, хотел бы спросить знающих людей: неужели это действительно подлинные слова этой святой РКЦ? Это ведь идеально ясное выражение лютеранской веры, притом как раз по тому центральному вопросу, который в XVI веке разделил Рим и Виттенберг - по вопросу об оправдании.

 

5) Но! Папа Франциск ставит эти слова, ставит это учение совершенно в другой контекст. Для нас, протестантов, естественно интерпретировать эту ситуацию даже оправданных людей в свете милости Христа. Он оправдал нас по своей милости тогда, когда умер за нечестивых - не просто за несовершенных, но за враждебных Ему. Тем паче, Его милость покрывает несовершенство, ещё остающееся в тех, кто уже обратился к Нему. Отец бежит навстречу блудному сыну, когда тот "ещё далеко".

 

6) А Папа Франциск использует констатацию несовершенства оправданных не для того, чтобы тут же, в этом же месте, обратить взоры аудиторию к Христу, как к откровению Божьей благодати. Вместо этого он говорит (в параграфе 50) нечто иное: "Благодать действует исторически; обычно, она поступательно овладевает нами и преобразует нас" (итальянский текст: " La grazia agisce storicamente e, ordinariamente, ci prende e ci trasforma in modo progressivo"; английский: "Grace acts in history; ordinarily it takes hold of us and transforms us progressively"; французский: "La gr?ce agit historiquement et, d’ordinaire, elle nous prend et nous transforme de mani?re progressive" - все тексты взяты с vatican.va, то есть, являются официальными переводами, выпущенными Курией).

 

7) Эти слова было бы проще всего понимать, как безобидное общее место - как указание на то, что преобразающее (освящающее) действие благодати протекает во времени; что с течением времени оправданный возрастает в добродетели, а не топчется на месте. Но ставя эти слова в контекст Instrumentum Laboris, подготовленного к Амазонскому синоду (что, опять же, легитимно, потому что этот последний документ хотя и не написан лично Франциском, но не мог бы увидеть света, если бы не был им одобрен), можно в этом безобидном общем месте увидеть нечто иное. В том месте, где естественно было бы говорить о явлении благодати во Христе, Папа Франциск говорит о явлении благодати в истории (в индейцах Амазонии? в социальных активистах? ещё где-то?)

 

P.S. Очень хорошо понимаю, что цепочка моих аргументов здесь - очень тонкая. Меня легко упрекнуть в том, что я домысливаю. Но пишу это только потому, что был действительно поражен тем, как от знакомых и близких мне предпосылок Франциск двинулся в совершенно другую сторону. Тем, насколько другой это, при внешнем сходстве, способ и характер мышления.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно учению РКЦ, можно ли достичь состояния бесстрастия или нет?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Радуйтесь и веселитесь (ликуйте)" вы относите к страстности?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Радуйтесь и веселитесь (ликуйте)" вы относите к страстности?

 

Вам знакомо православное учение о бесстрастии?

 

По слову св. Феодора Едесского, бесстрастная душа не допускает даже тайного согласия на грех и совершенно не допускает исхождения из сердца страстных помышлений.

 

В бесстрастии бывают различные меры. Так, можно выделить несовершенное (неполное) и совершенное бесстрастие. Несовершенного бесстрастия может сопричаститься всякий христианин, подвизающийся в борьбе с грехом. Такое бесстрастие – плод благодатного действия, когда в силу действующей благодати человек не живет по страстям, но они еще не истреблены полностью, то есть остаются в душе. В таком состоянии человек получает благодатную силу воздержания от злых дел, отвержения помыслов о зле, неподвижность страстей и возможность творить добродетели.

 

Но только в совершенном бесстрастии христианский подвижник получает совершенное очищение от страстей, так, что он пребывает не только вне действия страстей, но и вне пожелания их. В таком состоянии подвижник уже не испытывает борьбы со страстями. Такое состояние точно описано св. Исайей Нитрийским: «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть преложение, есть изменение, есть обилие, есть мерность, есть оскудение, есть печаль, есть радость, есть болезнование сердца, есть скорбь, есть покой сердца, есть преспеяние, есть нуждение: ибо это есть путешествие, чтоб достигнуть упования. Бесстрастие же далеко от всего этого и не имеет ни в чем нужды: ибо оно в Боге есть и Бог в нем. Врагов оно не имеет, падения не имеет уже, ни неверия, ни труда хранения, ни страха от страсти, ни похотения какой-либо вещи, ни беспокойства о чем-либо вражеском». Совершенное бесстрастие есть также дар Божественной благодати. Благодать, всецело очищающую человека от страстей, православными подвижниками принято называть совершенной благодатью, вышеестественой благодатью или благодатью бесстрастия.

 

О благодати бесстрастия прекрасно говорит великий афонский подвижник Иосиф Исихаст:

«Когда человеческое естество будет хорошо обучено и испытано таким образом и когда становятся дарования как бы собственными достоинствами человека, приходит и совершенная благодать, которая дает ему еще большее совершенство в делах божественных и называется благодатью вышеестественной, или бесстрастием… Когда осенит человека сие божественное состояние, несущее ему совершенство, тотчас же упраздняется всякое движение помыслов и собственных наших мыслей. При этом добродетели, как неизменные природные свойства, пребывают с человеком, пороки же, не смея противоречить, обращаются в бегство и исчезают вовсе

 

По учению свв. Отцов, в меру совершенного бесстрастия прийти нелегко. Благодать бесстрастия вселяется в человека лишь после многих трудов и подвигов, после испытаний и искушений. «Многие скоро получили прощение грехов, – но никто скоро не приобрел бесстрастия; ибо для приобретения его нужно долгое время, многий труд любви и помощь Божия», – говорит св. Иоанн Лествичник.

 

Бесстрастие имеет свои виды и этапы: «Первое бесстрастие есть совершенное воздержание от злых дел, видимое в новоначальных; второе – совершенное отвержение помыслов о мысленном сосложении на зло, бывающее в тех, кои с разумом проходят путь добродетели; третье – совершенная неподвижность страстного пожелания, имеющая место в тех, кои от видимых вещей восходят к мысленным созерцаниям; четвертое бесстрастие есть совершенное очищение от самого простого и голого мечтания, образующееся в тех, кои чрез ведение и созерцание соделали ум свой чистым и ясным зерцалом Бога» /Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. 1900, с.277-278/.

 

Бесстрастие не есть уничтожение эмоциональных проявлений жизни человека.

 

Григорий Палама: «Нам заповедано «распять плоть со страстями и вожделениями» (Гал. 5:24) не для того, чтобы мы расправились сами с собой, убив все действия тела и всякую силу души, а чтобы мы воздерживались от пакостных желаний и действий, навсегда отвернулись от них и стали, по Даниилу, «мужами духовных желаний» (Дан. 9:23; 10, 11; 19)».

 

Таким образом, бесстрастие не является умерщвлением ни вожделевательной (желание), ни раздражительной (гнев) сил, но их благодатным преобразованием /Иерофей (Влахос) митроп. 1999, с.125-126/.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Радуйтесь и веселитесь (ликуйте)" вы относите к страстности?

 

Христианское бесстрастие, это не убийство чувств. Вроде бы суть такова, что у верующего преображаются чувства и воля, данное преображение не делает из человека мраморную статую в плане апатии, а сохраняет эмоции, потому что христианин не убивает свои чувства, а преображает их, вместе с волей. В Святоотеческой антропологии, говорится о вожделевательной силе души (чувства) и вот чувства не убиваются, но преображаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происходит замена - появляются чувствования Христовы вместо своих.

Начинаешь смотреть на людей глазами Христа.

И тогда можно и любить врагов... и далее по списку. :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

Послание к Филиппийцам 2

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цель христианской жизни не достижение бесстрастия, а спасение, то есть соединение со Христом.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бесстрастие не есть уничтожение эмоциональных проявлений жизни человека.

 

 

 

А тогда к чему в этой теме относятся Ваши реплики о бесстрастии? Достижимо ли оно, или нет, как это связано с текстом Папы Франциска?

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Вам знакомо православное учение о бесстрастии?

 

Денис, мир Вашему дому.

В вашей реплике, меня очень заинтересовала сама постановка вопроса как "православное учение".

Не могли бы Вы указать как лично определяете, что есть "православное учение"?

Я в свое время именно об это споткнулся и призадумался есть ли оно вообще это "православное учение" в смысле общеобязательное учение для всех верных Православной Церкви (и пришел к выводу что такового общеобязательного учения после 7-ми вселенских соборов нет в ПЦ).

 

Если оно все же есть, это общеобязательное учение (православное учение), то каковы для Вас его критерии (чтобы отличать от, скажем, народной традиции)?

 

Спасибо заранее за ответ.

Изменено пользователем Alexander
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...