Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Научная фантастика и средневековое фэнтези


Сообщений в теме: 3

#1 Марион

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 536 сообщений
  • ГородПермь
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 11 Август 2019 - 17:47

Сама статья здесь.
Много чего спорного, особенно про тот якобы заговор сильных мира сего, который специально "затормозил научно-технический прогресс".
Тем не менее факт остается фактом. Научная оптимистическая фантастика осталась достоянием прошлого и сменилась менее рационалистическим и более архетипическим, если так можно выразиться, фэнтези.
Нужно отметить, что от христианства что тот, что другой жанр достаточно отдаленны, хотя в каких-то точках могут и сходиться.
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis

#2 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 18 036 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 11 Август 2019 - 20:21

Изображение

"Игры престолов" не смотрела ни разу, но смотрела другие фэнтезийные фильмы. Не о прошлом. Научная фантастика, может, и не исчезла совсем, но перестала быть модной у среднестатистического читателя. Может, потому, что многое из фантастики стало явью. А раньше читать ее было очень интересно. Мои ранние читательские годы прошли с книгами Александра Беляева, Ивана Ефремова, Герберта Уэллса, Алексея Толстого.
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#3 Елена Томина

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 244 сообщений
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 12 Август 2019 - 10:03

1. Такое впечатление, что А.Фурсов не читал не Толкиена, ни Мартина; меж тем (в последнем случае особенно) книга и фильм вовсе не одно и то же. Восприятие картинок и восприятие текста (рисующее картинки самостоятельно) тоже не тождественно. Фурсов историк, однако, его представления о средневековье («огни инквизиции») вполне в рамках советской парадигмы и довольно примитивны.

2. Сага о кольце отнюдь не «средневековье, очищенное от христианства», скорей, это дохристианская (и даже добиблейская отчасти) история, когда по земле свободно ходили ангелы и исполины, а магия не исчезла как гниет и исчезает всякий дар, зараженный мелочностью и корыстью (в том числе и стремлением к власти, да).

3. Строго говоря, и христианство – это о борьбе за власть. «Власть – главный библейский конфликт. Сатана восстал, потому что не хотел подчиниться Отеческой власти Господа, но хотел властвовать сам над иными ангелами и людьми. Человек пал потому, что не послушался Отца, но самовластно, отведал плод. Искушение Христа в пустыне по сути тоже является искушением властью: властью над миром («поклонись мне, и весь мир тебе поклонится»), над вещами («обрати в хлебы камни»), над собственной жизнью («спрыгни с крыши храма»)». Ничего нового или принципиально отличного от массы научно-фантастических произведений здесь нет.

4. Н.Винер («отец кибернетики») констатируя, насколько НТП меняет окружающее, высказывал сомнение в возможности человечества к этим изменениям приспособиться. (Кстати, не могу привести цитату, слишком давно читала «Кибернетику», но на вопрос, чем будут воевать в третьей мировой войне, Винер ответил примерно так: «в третьей – не знаю, а в четвертой – луками и копьями»). Здесь 2 момента: во-первых, далеко не все люди легко приспособляются к новым реалиям, и дело отнюдь не во владении компьютерами и интернетом. Дело в различении лжи, что нынче именуется технологиями. Дело в том, что в средневековье, чтобы убить, нужно было хотя бы видеть глаза противника через забрало. Дело в том, что, когда «молчаливое большинство» заговорило в интернете, оказалось, что сказать-то ему особо и нечего. Во-вторых (и это главное), техника меняется, а люди – нет. «Любовь и голод правят миром», как это было и в античности, и в средневековье. Как всегда, есть злые и добрые, умные и не очень, и ни интернет, ни водительские права никого не делают умнее. Как всегда, открытия делают одиночки, а множество пользуются плодами, не понимая сути открытия. Немногие стремятся к власти или одержимы корыстью, есть и те, чье призвание – война, но большинство по-прежнему хочет, чтобы им дали спокойно жить и не лезли уж слишком активно в их кошельки, кастрюли и постели. А…да, еще обнаружилось, что не все йогурты новинки одинаково полезны и отнюдь не очищены от побочных гадостей.

Так что, у меня другая версия смены жанра. Научно-технический прогресс затормозился не чьей-то злой волей, но кое-где уперся в естественный тупик, где-то замедлился в ожидании новых открытий, где-то не исчерпал еще возможностей достигнутого этапа. Это замедление произошло в разные годы для разных областей науки и носит сугубо относительный характер. Помните Э.А.По? «У нас, в Древнем Египте, в свое время от прогресса тоже некуда было деваться, но потом как-то рассосалось». Всю человеческую историю прогресс шел ни шатко - ни валко: сколько веков прошло от каменного топора до колеса? От колеса до парового двигателя? А.Флеминг открыл пенициллин в 1928 году, почти век назад, - после этого изобретен ли какой-то принципиально новый ремедиум? Кто-то обещал, что скорость НТП в ХХ веке будет таковой отныне навсегда? Научно-фантастический жанр, дойдя до грани фэнтези – телепатии, телепортации et c. (помните «ридеров» в том же «Полдне»?), тоже оказался в тупике. Он никогда не мог сказать ничего нового о людях. И выяснилось, что телепатия так-таки обещает больше, чем смартфон, иной раз просто нагло пожирающий время, что человек, с мечом встающий против злобного колдуна, интересней «прогрессора» или звездолетчика, разящего лазером инопланетную фауну. Смена жанра вовсе не откат от будущего к прошлого. В лучших образцах жанра это просто возвращение к вечному.

#4 Марион

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 536 сообщений
  • ГородПермь
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 12 Август 2019 - 12:39

Просмотр сообщенияЕлена Томина (12 Август 2019 - 10:03) писал:

1. Такое впечатление, что А.Фурсов не читал не Толкиена, ни Мартина;
Может и читал. Но увидел только то, что был расположен увидеть.
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных