Перейти к содержанию

Научная фантастика и средневековое фэнтези


Марион
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Сама статья здесь.

Много чего спорного, особенно про тот якобы заговор сильных мира сего, который специально "затормозил научно-технический прогресс".

Тем не менее факт остается фактом. Научная оптимистическая фантастика осталась достоянием прошлого и сменилась менее рационалистическим и более архетипическим, если так можно выразиться, фэнтези.

Нужно отметить, что от христианства что тот, что другой жанр достаточно отдаленны, хотя в каких-то точках могут и сходиться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5895c883a4ee4828908150.jpg

 

"Игры престолов" не смотрела ни разу, но смотрела другие фэнтезийные фильмы. Не о прошлом. Научная фантастика, может, и не исчезла совсем, но перестала быть модной у среднестатистического читателя. Может, потому, что многое из фантастики стало явью. А раньше читать ее было очень интересно. Мои ранние читательские годы прошли с книгами Александра Беляева, Ивана Ефремова, Герберта Уэллса, Алексея Толстого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Такое впечатление, что А.Фурсов не читал не Толкиена, ни Мартина; меж тем (в последнем случае особенно) книга и фильм вовсе не одно и то же. Восприятие картинок и восприятие текста (рисующее картинки самостоятельно) тоже не тождественно. Фурсов историк, однако, его представления о средневековье («огни инквизиции») вполне в рамках советской парадигмы и довольно примитивны.

 

2. Сага о кольце отнюдь не «средневековье, очищенное от христианства», скорей, это дохристианская (и даже добиблейская отчасти) история, когда по земле свободно ходили ангелы и исполины, а магия не исчезла как гниет и исчезает всякий дар, зараженный мелочностью и корыстью (в том числе и стремлением к власти, да).

 

3. Строго говоря, и христианство – это о борьбе за власть. «Власть – главный библейский конфликт. Сатана восстал, потому что не хотел подчиниться Отеческой власти Господа, но хотел властвовать сам над иными ангелами и людьми. Человек пал потому, что не послушался Отца, но самовластно, отведал плод. Искушение Христа в пустыне по сути тоже является искушением властью: властью над миром («поклонись мне, и весь мир тебе поклонится»), над вещами («обрати в хлебы камни»), над собственной жизнью («спрыгни с крыши храма»)». Ничего нового или принципиально отличного от массы научно-фантастических произведений здесь нет.

 

4. Н.Винер («отец кибернетики») констатируя, насколько НТП меняет окружающее, высказывал сомнение в возможности человечества к этим изменениям приспособиться. (Кстати, не могу привести цитату, слишком давно читала «Кибернетику», но на вопрос, чем будут воевать в третьей мировой войне, Винер ответил примерно так: «в третьей – не знаю, а в четвертой – луками и копьями»). Здесь 2 момента: во-первых, далеко не все люди легко приспособляются к новым реалиям, и дело отнюдь не во владении компьютерами и интернетом. Дело в различении лжи, что нынче именуется технологиями. Дело в том, что в средневековье, чтобы убить, нужно было хотя бы видеть глаза противника через забрало. Дело в том, что, когда «молчаливое большинство» заговорило в интернете, оказалось, что сказать-то ему особо и нечего. Во-вторых (и это главное), техника меняется, а люди – нет. «Любовь и голод правят миром», как это было и в античности, и в средневековье. Как всегда, есть злые и добрые, умные и не очень, и ни интернет, ни водительские права никого не делают умнее. Как всегда, открытия делают одиночки, а множество пользуются плодами, не понимая сути открытия. Немногие стремятся к власти или одержимы корыстью, есть и те, чье призвание – война, но большинство по-прежнему хочет, чтобы им дали спокойно жить и не лезли уж слишком активно в их кошельки, кастрюли и постели. А…да, еще обнаружилось, что не все йогурты новинки одинаково полезны и отнюдь не очищены от побочных гадостей.

 

Так что, у меня другая версия смены жанра. Научно-технический прогресс затормозился не чьей-то злой волей, но кое-где уперся в естественный тупик, где-то замедлился в ожидании новых открытий, где-то не исчерпал еще возможностей достигнутого этапа. Это замедление произошло в разные годы для разных областей науки и носит сугубо относительный характер. Помните Э.А.По? «У нас, в Древнем Египте, в свое время от прогресса тоже некуда было деваться, но потом как-то рассосалось». Всю человеческую историю прогресс шел ни шатко - ни валко: сколько веков прошло от каменного топора до колеса? От колеса до парового двигателя? А.Флеминг открыл пенициллин в 1928 году, почти век назад, - после этого изобретен ли какой-то принципиально новый ремедиум? Кто-то обещал, что скорость НТП в ХХ веке будет таковой отныне навсегда? Научно-фантастический жанр, дойдя до грани фэнтези – телепатии, телепортации et c. (помните «ридеров» в том же «Полдне»?), тоже оказался в тупике. Он никогда не мог сказать ничего нового о людях. И выяснилось, что телепатия так-таки обещает больше, чем смартфон, иной раз просто нагло пожирающий время, что человек, с мечом встающий против злобного колдуна, интересней «прогрессора» или звездолетчика, разящего лазером инопланетную фауну. Смена жанра вовсе не откат от будущего к прошлого. В лучших образцах жанра это просто возвращение к вечному.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Такое впечатление, что А.Фурсов не читал не Толкиена, ни Мартина;

Может и читал. Но увидел только то, что был расположен увидеть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...