Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

- - - - -

Яко не имамы дерзновения...


Сообщений в теме: 10

#1 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 434 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 13 Сентябрь 2019 - 06:36

В чинопоследовании шестого часа (у православных и католиков византийского обряда) звучит такой богородичен:
"Яко не имамы дерзновения, за премногия грехи наша, но Ты, иже от Тебе рождшагося, моли Богородице Дево, много бо может молитва Матерня, на умоление Владыки. Не презри грешных мольбы Всечистая, яко милостив есть, и спасти могий, Иже и страдати нас ради изволивый."

Получается, что мотивом нашего обращения к Божией Матери является отсутствие дерзновения для непосредственного обращения к Богу. В последнее время мне видится здесь некоторое противоречие со свидетельством Писания: "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас." (1 Ин 5:14) Т. е. чисто формальное противоречие: апостол Иоанн говорит, что мы имеем дерзновение, а в рассматриваемом тексте утверждается, что не имеем.

С другой стороны, в богородичне делается важная оговорка: дерзновение мы утратили "за премногия грехи наша". Действительно, в том же послании читаем: "Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу..." (1 Ин 3:21), а нас сердце осуждает, и потому на шестом часе все вроде бы правильно говорится. Извините, конечно, что, быть может, смахиваю на циника, но на это хочется ответить: если такие проблемы с дерзновением, то стоит на исповедь сходить, а полагать, что в таких случаях молитвы Богородице или святым более эффективны, чем обращение к Господу (хотя к Богу мы все равно постоянно обращаемся, в том числе и в молитвословиях шестого часа), довольно странно. Или я что-то не так понимаю? Наверное, это просто такой византийский оборот речи, да? :)

#2 Марион

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 430 сообщений
  • ГородПермь
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 13 Сентябрь 2019 - 07:21

А может здесь никакого противоречия нет и дело в том, что человек после грехопадения утратил часть своих... привилегий и не может, например, дерзать и просить немедленного рая и его наслаждений, или увидеть Бога лицом к лицу; но с другой стороны может просить о милости к себе?
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis

#3 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 434 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 13 Сентябрь 2019 - 07:27

Просмотр сообщенияМарион (13 Сентябрь 2019 - 07:21) писал:

А может здесь никакого противоречия нет и дело в том, что человек после грехопадения утратил часть своих... привилегий и не может, например, дерзать и просить немедленного рая и его наслаждений, или увидеть Бога лицом к лицу
А к Божией Матери мы разве именно с такими просьбами обращаемся?

#4 Hasan

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 265 сообщений
  • ГородNavoi
  • Вероисповед.:ислам

Отправлено 16 Сентябрь 2019 - 10:21

Если я правильно понял, "не имамы" - "не имеем"? Это имеет что-то общее с нашими имамами? :D И что означает "дерзновение"?
Когда же вопрошают обо Мне тебя служители Мои, Я рядом нахожусь, и внемлю каждому призыву, когда ко Мне в молитве он взывает. Пусть и они призыву Моему послушны будут и пусть уверуют в Меня, чтоб праведным путем могли идти. ("Бакара", 186)

#5 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 434 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 16 Сентябрь 2019 - 10:28

Просмотр сообщенияHasan (16 Сентябрь 2019 - 10:21) писал:

Если я правильно понял, "не имамы" - "не имеем"?
Верно.

Цитата

Это имеет что-то общее с нашими имамами? :D
Нет-нет, нет, наши имамы с вашими не сообщаются.:)


Цитата

И что означает "дерзновение"?
Смелость, уверенность (в получении просимого).

#6 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 434 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 4 недель назад

Св. Альфонс Лигуорм пишет:
"Тем же Божественным определением, которым Ей было предназначено стать Матерью Бога, Мария была избрана, чтобы исполнять роль Посредницы между Богом и грешниками. Именно по этой причине, согласно Ангельскому доктору, Она получила достаточную благодать, чтобы спасти всех людей..."

Вообще я привык тому, что стандартный ответ на вопрос протестантов или сектантов, почему мы взываем "Пресвятая Богородице, спаси нас", - ссылка на 1 Кор 7:16: "Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?" В свете этого непонятно, для чего нужна какая-то особая благодать, если посредничество Богородицы той же природы, что и всякого верующего, молящегося за своих ближних.

#7 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 434 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 3 недель назад

Просмотр сообщенияВладимир М. (21 Сентябрь 2019 - 19:52) писал:

Мария была избрана, чтобы исполнять роль Посредницы между Богом и грешниками.
Простите мне мое невежество (право, так-то само собой выходит, что чем больше узнаю, чем больше читаю, чем больше размышляю, тем меньше в итоге знаю:)), но насколько богословски оправданно считать Богородицу или святых посредниками? "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех." (1 Тим 2:5-6) Да, я понимаю, что Христос - посредник в деле искупления, а святые - в усвоении плодов искупления. Но почему для усвоения плодов искупления посредничества Христа недостаточно?

"...Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (...) Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника" (1 Ин 1:7, 2:1). Здесь, скажите, речь идет об искуплении или об усвоении его плодов?

А вот еще о дерзновении: во Христе "мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него." (Еф 3:12) Однако прошу обратить внимание на следующее. В означенной молитве мы, утверждая отсутствие у себя дерзновения, просим Божию Матерь молиться не Отцу, а Христу, Ее Сыну. Выходит как бы так: Христос - посредник между людьми и Отцом, Мария - между людьми и Христом. Тогда кто посредник между людьми и Богородицей? Святой Николай? А то у меня нет дерзновения обратиться к Ней напрямую.:)

#8 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 434 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 3 недель назад

У меня складывается впечатление, что в глазах византийских поэтов употребление подобного рода оборотов являлось немаловажным аспектом исполнения заповеди "смиренномудренно ходить пред Богом" (Мих 6:8). Но не похоже ли это скорее на самовольное смиренномудрие, о котором говорит ап. Павел в Кол 2:18?

#9 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 434 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено неделю назад

В честь грядущего праздника Покрова предлагаю немного порассуждать о т.н. мариологии в РПЦ.

Главным толчком к массовому и общецерковному почитанию Девы Марии дал третий вселенский собор. Однако, и до него отдельные отцы писали о Божьей Матери. Например, широко известно «Похвальное слово» Епифания Кипрского.

По мнению библеиста Глеба Ястребова, формирование культа Богородицы началось в послеапостолький период и было связано с переживанием чуда Божественного воплощения во Христе. Для вчерашнего язычника встреча со Христом была величайшим событием в жизни. И, естественно, человек не мог принять обыденность в биографии Иисуса. Для него и Сам Христос чудесен, и все, кто Его окружали, включая родственников. То есть для члена Церкви во II-III веке мать Иисуса не могла быть простой женщиной — чудо обязано было сопровождать и ее тоже. Здесь и начинается собственно восприятие Марии как особенной святой, как соучастницы жертвы Христа. Ради утверждения этой идеи даже пришлось использовать гностические апокрифические тексты в качестве источника сведений о биографии Богородицы, поскольку канонические Евангелия здесь очень скупы.

В ПЦ любят упрекать римо-католиков за догмат о «непорочном зачатии» — якобы они таким образом слишком возносят Богоматерь. А.И. Осипов даже высказывал предположение, что рано или поздно Рим станет называть Деву Марию соискупительницей.

Давайте теперь взглянем на публичную риторику православных проповедников.

Во-первых, в РПЦ любят повторять миф об «уделах Божьей Матери», среди которых, естественно, Россия — как самый дорогой и любимый. Кое-кто даже успел придумать байку про Дивеево в качестве очередного удела — получился удел в квадрате.

Во-вторых, огромное количество мифов о чудесных явлениях икон Богородицы в России, а также мифы об авторстве апостола Луки самых почитаемых икон — Владимирской, Казанской и т.п.

В-третьих, огромное количество посвященных Богородице храмов, написанных акафистов и служб в честь ее икон, память которых празднуется практически каждый день.

В-четвертых, сами тексты молитвословий заставляют задуматься о том, кто действительно является Богом и Спасителем в Православной Церкви. То, что в ПЦ к Богородице обращаются с просьбой «спаси нас» (в пику обращения к остальным святым — «молите Бога за нас») — уже говорит о многом. Так же знаменитая молитва «не имамы иныя помощи, не имамы иныя заступницы…» и ее различные вариации. Ну ладно — это тексты акафистов и частных молитв, но подобные и даже более «сильные» обращения есть и в публичных богослужебных текстах, например, текст богородична на воскресном седальне утрени 5 гласа:

Радуйся, гора святая и одним Богом проходимая! / Радуйся, одушевленный и не сгорающий терновый куст! / Радуйся, единственный для мира к Богу мост, / приводящий смертных к вечной жизни! / Радуйся, непорочная Отроковица, / не познав мужа родившая / Спасение душ наших!

Люди, знакомые с православными богослужебными текстами, знают, что подобных пассажей там не счесть. То есть по факту в Православии считают, что Божья Матерь — это посредница и ходатай между Богом и людьми. В то же время, как пишет апостол Павел, единственный ходатай и посредник — это Иисус Христос. Он — единственный спаситель и искупитель рода человеческого. Он — единственный, кто соединяет Бога и людей. Ставить на Его место кого-то другого — это хула на Евангелие и Христа.

Более того, в народном сознании Богоматерь является своего рода успокоительницей разгневанного и психованного бога. Согласно многим мифам, Иисус постоянно злится на людей за грехи и хочет их наказать, но Его каждый раз успокаивает мать. Таким образом в общественном сознании Богородица — защитница от «злого бога».

Насколько все это соотносится с Евангелием — каждый решает сам. Однако уж точно не стоит упрекать римо-католиков за чрезмерное возвышение Богоматери.

https://ahilla.ru/v-...hovannogo-boga/

#10 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 434 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено неделю назад

А меня как раз приведенный в статье богородичен седальна и не смущает, потому что именование Богородицы "единственным к Богу мостом" легко можно понять как употребляемое в контексте учения о Боговоплощении.

#11 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 434 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено неделю назад

А вот ответ на предыдущую статью:

Христос без Марии — это Христос без человечества

На каждом этапе своего исторического бытия Церковь отвечает на те вызовы, которые перед ней ставит мир. Действительно, до III Вселенского собора (431 г.) о Марии Отцы размышляли не так системно, но именно Собор в Эфесе спровоцировал новый виток богословия и благочестия, гимнографии и проповеди, что было связано с необходимостью отстоять честь Богоматери перед еретиками.

В Средние века образ Христа был «заслонен» Богородицей и целой армией святых. Причин этого было несколько. Во-первых, время было крайне тяжелое: бесконечные войны, эпидемии, болезни, катастрофы, пожары, вспышки ересей. Конечно же, церковный народ, которому столетиями напролет систематически вдалбливали в головы, насколько они греховны, думал, что все это наказание за грехи. Бог превратился в злостного мстителя, наказывающего за малейшие провинности. Он неумолим, всегда разгневан, к Нему страшно обращаться, у Него нельзя найти никакой милости и сострадания. А вот Мария умолит Его простить любое согрешение, именно Она — примиряющее начало, Она укрощает все Его яростные вспышки гнева. И если бы не Богородица, Грозный Судия давно бы с треском разгромил и стер бы в порошок мир, Им Самим же созданный, который Он Сам признал «весьма хорошим».

Вторая причина заключалась в том, что мужчины того времени были «люди по большей части суровые, непреклонные, раздражительные, чрезвычайно склонные к дикому нападению и мстительному опустошению. Ни мужчины, ни женщины не в состоянии были представить себе без мужских качеств такого могущественного Бога, Владыку мира, как Христос — и таким образом (в их представлении) Он был суров, раздражителен, непримирим и мстителен. Мягкость, кротость, милосердие, любовь, примирение, благосклонность… могли быть представляемы только в женственной форме, и поэтому все эти качества были перенесены не на Христа, а на Марию… Существовало множество повествований, в которых Она вырывала грешника из ада, а когда Сын противился Ей, или даже хотел положить предел Ее слишком частому заступничеству, Она с большой наивностью указывала Ему на пятую заповедь: „чти отца твоего и матерь твою“. К этому присоединялось еще и то, что и требования Марии от рода человеческого были самые скромные. Она не дала никаких учений, которым бы надо было следовать, Она не требовала ни перемены душевного настроения, ни покаяния, ни добрых дел, а только молитвы, поклонения и прославления. При этом Ее милосердие не имело никаких пределов; самым ужасным грешникам стоило только воззвать к Ней, и они могли быть уверены в получении блаженства… можно было даже отречься от Бога, отдаться диаволу — и все-таки попасть на небо, если только человек этот не отрекался от Девы. Были стихотворения, в которых говорилось, как воры, прочитав уже с веревкой на шее Ave Maria — спасались от виселицы, как скворец, благодаря заученному Ave Maria, спасся от когтей ястреба… за одно Ave Maria Дева изглаживала все грехи юности или величайшему преступнику давала еще краткий срок для обращения» (из книги прот. А. Лебедева «Разности Церквей Восточной и Западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице»).

В те же Средние века на Западе появляются разные страшилки типа гимна Dies irae и пр. В Византии массово возникают покаянные каноны, в которых изображен страх, ужас и трепет перед адскими мучениями, которые верующий вполне заслуживает за свои грехи (потому что так его научили мыслить). Все богослужебное творчество смещается в сторону человека и его греховности. Уже почти не встретить песнопений, прославляющих Бога, религиозное сознание меняется в сторону рабского страха, загробного мрака, боязливого предощущения адских мучений, вечного наказания, огня или холода, скрежета зубов. А избавить от всех этих бед и зол может только Богородица и никто иной.

Конечно же, это немыслимо искаженный образ Христа и крайне искаженный образ Богородицы. «Бездна милосердия и щедрот» — это ведь Сам Господь, проливший за нас Свою святую Кровь. Он первый возлюбил нас (1 Ин. 4:19) и проявил Свою любовь к нам, отдавая Свою жизнь за спасение всего мира. Он наш первый и ближайший Друг. При всем уважении к Марии, Которая особым образом послужила тайне нашего спасения, в центре жизни каждого христианина должен быть Христос, открывший нам путь к Отцу.

Хотелось бы ответить автору предыдущей статьи по пунктам:

1. «Уделы» Божией Матери — это правда миф. Любая мало-мальски верующая страна (православная или католическая) стремится получить «патронаж» Богородицы над своей землей. Кроме России, такими уделами считают себя Грузия, Польша, Ирландия, Португалия и вся Латинская Америка.

2. Авторство апостола Луки в написании икон не то что сомнительно — оно невозможно. Во всем мире сохранилось около десяти икон доиконоборческой эпохи. Лука воспринимается как иконописец потому, что именно в его Евангелии дан словесный образ Богородицы, у него Она упоминается больше всего в Новом Завете (Благовещение, встреча с Елизаветой, Рождество, Сретение, путешествие в Иерусалим на Пасху и т.д.). А по армянским сказаниям V в., первым «иконописцем» был Иоанн Богослов, который написал образ Марии на доске Креста Христова.

3. Акафисты в честь различных икон, сравнительно со своим главным прототипом («Радуйся, Невесто Неневестная»), — это полнейшая безвкусица. Но, в то же время, акафисты — это, пожалуй, чуть ли не единственная служба, которую понимает и поет простой верующий народ. Впрочем, там и понимать особо ничего не нужно, «радуйся» да «радуйся» и возопий «Аллилуйя». И если даже упразднить такие несовершенные и утомительные службы, мы лишим народ единственной возможности хоть какого-то участия в богослужении.

4. Когда говорится о «богородичном» спасении, нужно всегда помнить, что имеется в виду спасение не в богословском смысле, а в бытовом. По классическому высказыванию катехизиса, Христос спас нас от греха, проклятия и смерти. Понятно, что от этого Богородица нас не спасает. Но от чего же тогда? А спасает Она нас от бед, искушений, напастей и скорбей. Ведь это совершенно разноплановые вещи. Само слово «спасение» у нас всегда на слуху, для церковных людей оно замылено. Но если вместо него мы поставим «исцеление, восстановление и преображение человеческой природы», то, конечно же, Богородица никоим образом в этом смысле нас не спасает. Но, как утопающего, кричащего стоящим на берегу, Она спасти может, и «избавить от смерти души наша».

5. Дальше, «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Один Христос, соединив в Себе все земное и небесное, уничтожил преграду между Богом и человеком (Еф. 1:10). В этом Его посредничество и ходатайство. Богородица и святые — это молитвенные посредники и ходатаи, а против идеи молитвенного ходатайства серьезных богословских возражений нет, эта идея библейская (Быт. 20:7; Иов 42:7-8; 2 Кор. 2:11; Откр. 8:3-4). Как раз праздник Покрова (как и Похвала Божией Матери) выражает собой идею заступничества Богородицы за всех христиан и избавление последних от трудных жизненных обстоятельств.
6. Часто встречаются «перегибы», где авторы песнопений просят Богородицу «простить грехи», «помиловать нас», места, где говорится о некоей «богородичной благодати», которую мы просим получить. Вот эти вещи действительно крайне сомнительны. Но все это можно списать на поэзию, ведь для восточного человека почти нет границ, когда он разливается в похвалах Матери Божией.

Порой приходится наблюдать очень печальную картину, что есть миряне (да и священников немало), которые все, что поняли в христианстве — это Богородица. Да, это предельно просто. Отец ни в чем не отказывает Сыну, а Сын во всем слушается Свою Матерь, Которая к Нему «предъявляет» Свои материнские «права». Поэтому можно запросто «от обратного» добиться того, что хочешь, «помолить» Матерь Божию — и бинго, в обход всякой «метанойе» и прочей работе над собой, получить просимое. Но ведь этот подход не евангельский.

Почитание Божией Матери, согласно с высказыванием папы Павла VI (Апостольское наставление «Marialis cultus»), имеет «прочные библейские корни и солидные догматические основания». Поначалу, скептически относясь к культу Богородицы, при внимательном изучении этой темы, мне пришлось убедиться в истинности этих слов. Однако, в наше время, я убежден, необходимо «вернуть» людям Христа, изгнанного нами из Церкви. Нужно упорно объяснять им, что Мария — не богиня-мать, не женское божество, но Она — тоже человек, хоть и вершина человеческой святости, и совершеннейший образец синергии между Богом и людьми.

Почитание Матери Божией полезно и плодотворно в духовной жизни не тогда, когда оно «замкнуто» само на себе, но тогда, когда оно имеет своей целью прославление Бога, когда оно христоцентрично. Мария «благословенная в женах» потому, что «Спаса родила душ наших». Христос без Марии — это Христос без человечества, и именно правильное понимание места Богородицы в истории спасения и Ее роли в Церкви, я убежден, сохраняет в нашем сознании правильное суждение о Христе — всецелом Боге и всецелом Человеке.

https://ahilla.ru/hr...stva/?_utl_t=lj





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных