Перейти к содержанию

Яко не имамы дерзновения...


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В чинопоследовании шестого часа (у православных и католиков византийского обряда) звучит такой богородичен:

"Яко не имамы дерзновения, за премногия грехи наша, но Ты, иже от Тебе рождшагося, моли Богородице Дево, много бо может молитва Матерня, на умоление Владыки. Не презри грешных мольбы Всечистая, яко милостив есть, и спасти могий, Иже и страдати нас ради изволивый."

 

Получается, что мотивом нашего обращения к Божией Матери является отсутствие дерзновения для непосредственного обращения к Богу. В последнее время мне видится здесь некоторое противоречие со свидетельством Писания: "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас." (1 Ин 5:14) Т. е. чисто формальное противоречие: апостол Иоанн говорит, что мы имеем дерзновение, а в рассматриваемом тексте утверждается, что не имеем.

 

С другой стороны, в богородичне делается важная оговорка: дерзновение мы утратили "за премногия грехи наша". Действительно, в том же послании читаем: "Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу..." (1 Ин 3:21), а нас сердце осуждает, и потому на шестом часе все вроде бы правильно говорится. Извините, конечно, что, быть может, смахиваю на циника, но на это хочется ответить: если такие проблемы с дерзновением, то стоит на исповедь сходить, а полагать, что в таких случаях молитвы Богородице или святым более эффективны, чем обращение к Господу (хотя к Богу мы все равно постоянно обращаемся, в том числе и в молитвословиях шестого часа), довольно странно. Или я что-то не так понимаю? Наверное, это просто такой византийский оборот речи, да? :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А может здесь никакого противоречия нет и дело в том, что человек после грехопадения утратил часть своих... привилегий и не может, например, дерзать и просить немедленного рая и его наслаждений, или увидеть Бога лицом к лицу; но с другой стороны может просить о милости к себе?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А может здесь никакого противоречия нет и дело в том, что человек после грехопадения утратил часть своих... привилегий и не может, например, дерзать и просить немедленного рая и его наслаждений, или увидеть Бога лицом к лицу

А к Божией Матери мы разве именно с такими просьбами обращаемся?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если я правильно понял, "не имамы" - "не имеем"? Это имеет что-то общее с нашими имамами? :D И что означает "дерзновение"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если я правильно понял, "не имамы" - "не имеем"?

Верно.

 

Это имеет что-то общее с нашими имамами? :D

Нет-нет, нет, наши имамы с вашими не сообщаются.:)

 

 

И что означает "дерзновение"?

Смелость, уверенность (в получении просимого).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св. Альфонс Лигуорм пишет:

"Тем же Божественным определением, которым Ей было предназначено стать Матерью Бога, Мария была избрана, чтобы исполнять роль Посредницы между Богом и грешниками. Именно по этой причине, согласно Ангельскому доктору, Она получила достаточную благодать, чтобы спасти всех людей..."

 

Вообще я привык тому, что стандартный ответ на вопрос протестантов или сектантов, почему мы взываем "Пресвятая Богородице, спаси нас", - ссылка на 1 Кор 7:16: "Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?" В свете этого непонятно, для чего нужна какая-то особая благодать, если посредничество Богородицы той же природы, что и всякого верующего, молящегося за своих ближних.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Мария была избрана, чтобы исполнять роль Посредницы между Богом и грешниками.

Простите мне мое невежество (право, так-то само собой выходит, что чем больше узнаю, чем больше читаю, чем больше размышляю, тем меньше в итоге знаю:)), но насколько богословски оправданно считать Богородицу или святых посредниками? "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех." (1 Тим 2:5-6) Да, я понимаю, что Христос - посредник в деле искупления, а святые - в усвоении плодов искупления. Но почему для усвоения плодов искупления посредничества Христа недостаточно?

 

"...Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (...) Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника" (1 Ин 1:7, 2:1). Здесь, скажите, речь идет об искуплении или об усвоении его плодов?

 

А вот еще о дерзновении: во Христе "мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него." (Еф 3:12) Однако прошу обратить внимание на следующее. В означенной молитве мы, утверждая отсутствие у себя дерзновения, просим Божию Матерь молиться не Отцу, а Христу, Ее Сыну. Выходит как бы так: Христос - посредник между людьми и Отцом, Мария - между людьми и Христом. Тогда кто посредник между людьми и Богородицей? Святой Николай? А то у меня нет дерзновения обратиться к Ней напрямую.:)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня складывается впечатление, что в глазах византийских поэтов употребление подобного рода оборотов являлось немаловажным аспектом исполнения заповеди "смиренномудренно ходить пред Богом" (Мих 6:8). Но не похоже ли это скорее на самовольное смиренномудрие, о котором говорит ап. Павел в Кол 2:18?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

В честь грядущего праздника Покрова предлагаю немного порассуждать о т.н. мариологии в РПЦ.

 

Главным толчком к массовому и общецерковному почитанию Девы Марии дал третий вселенский собор. Однако, и до него отдельные отцы писали о Божьей Матери. Например, широко известно «Похвальное слово» Епифания Кипрского.

 

По мнению библеиста Глеба Ястребова, формирование культа Богородицы началось в послеапостолький период и было связано с переживанием чуда Божественного воплощения во Христе. Для вчерашнего язычника встреча со Христом была величайшим событием в жизни. И, естественно, человек не мог принять обыденность в биографии Иисуса. Для него и Сам Христос чудесен, и все, кто Его окружали, включая родственников. То есть для члена Церкви во II-III веке мать Иисуса не могла быть простой женщиной — чудо обязано было сопровождать и ее тоже. Здесь и начинается собственно восприятие Марии как особенной святой, как соучастницы жертвы Христа. Ради утверждения этой идеи даже пришлось использовать гностические апокрифические тексты в качестве источника сведений о биографии Богородицы, поскольку канонические Евангелия здесь очень скупы.

 

В ПЦ любят упрекать римо-католиков за догмат о «непорочном зачатии» — якобы они таким образом слишком возносят Богоматерь. А.И. Осипов даже высказывал предположение, что рано или поздно Рим станет называть Деву Марию соискупительницей.

 

Давайте теперь взглянем на публичную риторику православных проповедников.

 

Во-первых, в РПЦ любят повторять миф об «уделах Божьей Матери», среди которых, естественно, Россия — как самый дорогой и любимый. Кое-кто даже успел придумать байку про Дивеево в качестве очередного удела — получился удел в квадрате.

 

Во-вторых, огромное количество мифов о чудесных явлениях икон Богородицы в России, а также мифы об авторстве апостола Луки самых почитаемых икон — Владимирской, Казанской и т.п.

 

В-третьих, огромное количество посвященных Богородице храмов, написанных акафистов и служб в честь ее икон, память которых празднуется практически каждый день.

 

В-четвертых, сами тексты молитвословий заставляют задуматься о том, кто действительно является Богом и Спасителем в Православной Церкви. То, что в ПЦ к Богородице обращаются с просьбой «спаси нас» (в пику обращения к остальным святым — «молите Бога за нас») — уже говорит о многом. Так же знаменитая молитва «не имамы иныя помощи, не имамы иныя заступницы…» и ее различные вариации. Ну ладно — это тексты акафистов и частных молитв, но подобные и даже более «сильные» обращения есть и в публичных богослужебных текстах, например, текст богородична на воскресном седальне утрени 5 гласа:

 

Радуйся, гора святая и одним Богом проходимая! / Радуйся, одушевленный и не сгорающий терновый куст! / Радуйся, единственный для мира к Богу мост, / приводящий смертных к вечной жизни! / Радуйся, непорочная Отроковица, / не познав мужа родившая / Спасение душ наших!

 

Люди, знакомые с православными богослужебными текстами, знают, что подобных пассажей там не счесть. То есть по факту в Православии считают, что Божья Матерь — это посредница и ходатай между Богом и людьми. В то же время, как пишет апостол Павел, единственный ходатай и посредник — это Иисус Христос. Он — единственный спаситель и искупитель рода человеческого. Он — единственный, кто соединяет Бога и людей. Ставить на Его место кого-то другого — это хула на Евангелие и Христа.

 

Более того, в народном сознании Богоматерь является своего рода успокоительницей разгневанного и психованного бога. Согласно многим мифам, Иисус постоянно злится на людей за грехи и хочет их наказать, но Его каждый раз успокаивает мать. Таким образом в общественном сознании Богородица — защитница от «злого бога».

 

Насколько все это соотносится с Евангелием — каждый решает сам. Однако уж точно не стоит упрекать римо-католиков за чрезмерное возвышение Богоматери.

 

https://ahilla.ru/v-narodnom-soznanii-bogomater-yavlyaetsya-uspokoitelnitsej-psihovannogo-boga/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А меня как раз приведенный в статье богородичен седальна и не смущает, потому что именование Богородицы "единственным к Богу мостом" легко можно понять как употребляемое в контексте учения о Боговоплощении.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот ответ на предыдущую статью:

 

Христос без Марии — это Христос без человечества

 

На каждом этапе своего исторического бытия Церковь отвечает на те вызовы, которые перед ней ставит мир. Действительно, до III Вселенского собора (431 г.) о Марии Отцы размышляли не так системно, но именно Собор в Эфесе спровоцировал новый виток богословия и благочестия, гимнографии и проповеди, что было связано с необходимостью отстоять честь Богоматери перед еретиками.

 

В Средние века образ Христа был «заслонен» Богородицей и целой армией святых. Причин этого было несколько. Во-первых, время было крайне тяжелое: бесконечные войны, эпидемии, болезни, катастрофы, пожары, вспышки ересей. Конечно же, церковный народ, которому столетиями напролет систематически вдалбливали в головы, насколько они греховны, думал, что все это наказание за грехи. Бог превратился в злостного мстителя, наказывающего за малейшие провинности. Он неумолим, всегда разгневан, к Нему страшно обращаться, у Него нельзя найти никакой милости и сострадания. А вот Мария умолит Его простить любое согрешение, именно Она — примиряющее начало, Она укрощает все Его яростные вспышки гнева. И если бы не Богородица, Грозный Судия давно бы с треском разгромил и стер бы в порошок мир, Им Самим же созданный, который Он Сам признал «весьма хорошим».

 

Вторая причина заключалась в том, что мужчины того времени были «люди по большей части суровые, непреклонные, раздражительные, чрезвычайно склонные к дикому нападению и мстительному опустошению. Ни мужчины, ни женщины не в состоянии были представить себе без мужских качеств такого могущественного Бога, Владыку мира, как Христос — и таким образом (в их представлении) Он был суров, раздражителен, непримирим и мстителен. Мягкость, кротость, милосердие, любовь, примирение, благосклонность… могли быть представляемы только в женственной форме, и поэтому все эти качества были перенесены не на Христа, а на Марию… Существовало множество повествований, в которых Она вырывала грешника из ада, а когда Сын противился Ей, или даже хотел положить предел Ее слишком частому заступничеству, Она с большой наивностью указывала Ему на пятую заповедь: „чти отца твоего и матерь твою“. К этому присоединялось еще и то, что и требования Марии от рода человеческого были самые скромные. Она не дала никаких учений, которым бы надо было следовать, Она не требовала ни перемены душевного настроения, ни покаяния, ни добрых дел, а только молитвы, поклонения и прославления. При этом Ее милосердие не имело никаких пределов; самым ужасным грешникам стоило только воззвать к Ней, и они могли быть уверены в получении блаженства… можно было даже отречься от Бога, отдаться диаволу — и все-таки попасть на небо, если только человек этот не отрекался от Девы. Были стихотворения, в которых говорилось, как воры, прочитав уже с веревкой на шее Ave Maria — спасались от виселицы, как скворец, благодаря заученному Ave Maria, спасся от когтей ястреба… за одно Ave Maria Дева изглаживала все грехи юности или величайшему преступнику давала еще краткий срок для обращения» (из книги прот. А. Лебедева «Разности Церквей Восточной и Западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице»).

 

В те же Средние века на Западе появляются разные страшилки типа гимна Dies irae и пр. В Византии массово возникают покаянные каноны, в которых изображен страх, ужас и трепет перед адскими мучениями, которые верующий вполне заслуживает за свои грехи (потому что так его научили мыслить). Все богослужебное творчество смещается в сторону человека и его греховности. Уже почти не встретить песнопений, прославляющих Бога, религиозное сознание меняется в сторону рабского страха, загробного мрака, боязливого предощущения адских мучений, вечного наказания, огня или холода, скрежета зубов. А избавить от всех этих бед и зол может только Богородица и никто иной.

 

Конечно же, это немыслимо искаженный образ Христа и крайне искаженный образ Богородицы. «Бездна милосердия и щедрот» — это ведь Сам Господь, проливший за нас Свою святую Кровь. Он первый возлюбил нас (1 Ин. 4:19) и проявил Свою любовь к нам, отдавая Свою жизнь за спасение всего мира. Он наш первый и ближайший Друг. При всем уважении к Марии, Которая особым образом послужила тайне нашего спасения, в центре жизни каждого христианина должен быть Христос, открывший нам путь к Отцу.

 

Хотелось бы ответить автору предыдущей статьи по пунктам:

 

1. «Уделы» Божией Матери — это правда миф. Любая мало-мальски верующая страна (православная или католическая) стремится получить «патронаж» Богородицы над своей землей. Кроме России, такими уделами считают себя Грузия, Польша, Ирландия, Португалия и вся Латинская Америка.

 

2. Авторство апостола Луки в написании икон не то что сомнительно — оно невозможно. Во всем мире сохранилось около десяти икон доиконоборческой эпохи. Лука воспринимается как иконописец потому, что именно в его Евангелии дан словесный образ Богородицы, у него Она упоминается больше всего в Новом Завете (Благовещение, встреча с Елизаветой, Рождество, Сретение, путешествие в Иерусалим на Пасху и т.д.). А по армянским сказаниям V в., первым «иконописцем» был Иоанн Богослов, который написал образ Марии на доске Креста Христова.

 

3. Акафисты в честь различных икон, сравнительно со своим главным прототипом («Радуйся, Невесто Неневестная»), — это полнейшая безвкусица. Но, в то же время, акафисты — это, пожалуй, чуть ли не единственная служба, которую понимает и поет простой верующий народ. Впрочем, там и понимать особо ничего не нужно, «радуйся» да «радуйся» и возопий «Аллилуйя». И если даже упразднить такие несовершенные и утомительные службы, мы лишим народ единственной возможности хоть какого-то участия в богослужении.

 

4. Когда говорится о «богородичном» спасении, нужно всегда помнить, что имеется в виду спасение не в богословском смысле, а в бытовом. По классическому высказыванию катехизиса, Христос спас нас от греха, проклятия и смерти. Понятно, что от этого Богородица нас не спасает. Но от чего же тогда? А спасает Она нас от бед, искушений, напастей и скорбей. Ведь это совершенно разноплановые вещи. Само слово «спасение» у нас всегда на слуху, для церковных людей оно замылено. Но если вместо него мы поставим «исцеление, восстановление и преображение человеческой природы», то, конечно же, Богородица никоим образом в этом смысле нас не спасает. Но, как утопающего, кричащего стоящим на берегу, Она спасти может, и «избавить от смерти души наша».

 

5. Дальше, «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Один Христос, соединив в Себе все земное и небесное, уничтожил преграду между Богом и человеком (Еф. 1:10). В этом Его посредничество и ходатайство. Богородица и святые — это молитвенные посредники и ходатаи, а против идеи молитвенного ходатайства серьезных богословских возражений нет, эта идея библейская (Быт. 20:7; Иов 42:7-8; 2 Кор. 2:11; Откр. 8:3-4). Как раз праздник Покрова (как и Похвала Божией Матери) выражает собой идею заступничества Богородицы за всех христиан и избавление последних от трудных жизненных обстоятельств.

6. Часто встречаются «перегибы», где авторы песнопений просят Богородицу «простить грехи», «помиловать нас», места, где говорится о некоей «богородичной благодати», которую мы просим получить. Вот эти вещи действительно крайне сомнительны. Но все это можно списать на поэзию, ведь для восточного человека почти нет границ, когда он разливается в похвалах Матери Божией.

 

Порой приходится наблюдать очень печальную картину, что есть миряне (да и священников немало), которые все, что поняли в христианстве — это Богородица. Да, это предельно просто. Отец ни в чем не отказывает Сыну, а Сын во всем слушается Свою Матерь, Которая к Нему «предъявляет» Свои материнские «права». Поэтому можно запросто «от обратного» добиться того, что хочешь, «помолить» Матерь Божию — и бинго, в обход всякой «метанойе» и прочей работе над собой, получить просимое. Но ведь этот подход не евангельский.

 

Почитание Божией Матери, согласно с высказыванием папы Павла VI (Апостольское наставление «Marialis cultus»), имеет «прочные библейские корни и солидные догматические основания». Поначалу, скептически относясь к культу Богородицы, при внимательном изучении этой темы, мне пришлось убедиться в истинности этих слов. Однако, в наше время, я убежден, необходимо «вернуть» людям Христа, изгнанного нами из Церкви. Нужно упорно объяснять им, что Мария — не богиня-мать, не женское божество, но Она — тоже человек, хоть и вершина человеческой святости, и совершеннейший образец синергии между Богом и людьми.

 

Почитание Матери Божией полезно и плодотворно в духовной жизни не тогда, когда оно «замкнуто» само на себе, но тогда, когда оно имеет своей целью прославление Бога, когда оно христоцентрично. Мария «благословенная в женах» потому, что «Спаса родила душ наших». Христос без Марии — это Христос без человечества, и именно правильное понимание места Богородицы в истории спасения и Ее роли в Церкви, я убежден, сохраняет в нашем сознании правильное суждение о Христе — всецелом Боге и всецелом Человеке.

 

https://ahilla.ru/hristos-bez-marii-eto-hristos-bez-chelovechestva/?_utl_t=lj

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Кажется, для меня приоткрылась завеса тайны над византийскими богородичными текстами. Это, если хотите, одно из направлений православной традиции, согласно которому мы действительно не имеем дерзновения перед Богом, а то, о чем говорит Писание о дерзновении детей Божиих, к нам непосредственно не относится, поскольку мы еще не дети Божии в полном смысле этого слова, а рождение свыше есть цель духовной жизни православных, оно еще только предстоит, это то самое стяжание Духа Святого, о котором говорил Серафим Серафим Саровский Мотовилову. Тогда получается, что момент крещения - не рождение, а как бы зачатие свыше, а рождение, как я сказал, еще только предстоит. В качестве подтверждения моего предположения (а пишу я это именно на правах лишь предположения) приведу фразу из благодарственных молитв по святом причащении: "Молитвенники Тебе приношу вся святыя, ихже мольбы, Благоутробне, приими, Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя." То есть причастник просит в будущем удостоить его стать "сыном света", что тождественно понятию "чадо Божие". Как согласовать это с Писанием и вообще догматикой - отдельный вопрос.

 

Разумеется, изложенные мной соображения не исключают и упоминавшейся выше поэтической образности, наполненности богослужебных текстов гиперболами, а также представления об иерархичности в молитве (доступ к Отцу через Христа, доступ к Христу через Богородицу и т. д.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, что мотивом нашего обращения к Божией Матери является отсутствие дерзновения для непосредственного обращения к Богу.

 

 

Акцент Новозаветных текстов вообще в том, что только Христос наш Первосвященник, наш Посредник, Ходатай Нового Завета.

 

Вот послушайте Коломийцева, там он говорит о Первосвященстве, Посредничестве Христа - https://youtu.be/aOryIh2tT_c?t=159

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Акцент Новозаветных текстов вообще в том, что только Христос наш Первосвященник, наш Посредник, Ходатай Нового Завета.

 

Вот послушайте Коломийцева, там он говорит о Первосвященстве, Посредничестве Христа - https://youtu.be/aOryIh2tT_c?t=159

Так а что мне Коломийцев? Выше я и сам задавался такими вопросами:

 

насколько богословски оправданно считать Богородицу или святых посредниками? "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех." (1 Тим 2:5-6) Да, я понимаю, что Христос - посредник в деле искупления, а святые - в усвоении плодов искупления. Но почему для усвоения плодов искупления посредничества Христа недостаточно?

 

Пока никто мне ответить не пожелал.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Акцент Новозаветных текстов вообще в том, что только Христос наш Первосвященник, наш Посредник, Ходатай Нового Завета.

 

Вот послушайте Коломийцева, там он говорит о Первосвященстве, Посредничестве Христа - https://youtu.be/aOryIh2tT_c?t=159

Так а что мне Коломийцев? Выше я и сам задавался такими вопросами:

 

насколько богословски оправданно считать Богородицу или святых посредниками? "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех." (1 Тим 2:5-6) Да, я понимаю, что Христос - посредник в деле искупления, а святые - в усвоении плодов искупления. Но почему для усвоения плодов искупления посредничества Христа недостаточно?

 

Пока никто мне ответить не пожелал.

 

Тогда правы протестанты.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда правы протестанты.

В чем именно? И из чего это следует? Из малой активности пользователей в этой теме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И из чего это следует? Из малой активности пользователей в этой теме?

 

Из ответа Св. Писания о том, Кто наш единственный Посредник.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Протоиерей Геннадий Фаст:

 

 

Сейчас я хочу остановиться не на ересях, а, скорее, на «перекосах», которые встречаются порой в нашей Русской Православной Церкви. С одной стороны, насколько прост язык Священного Писания – и Ветхого, и Нового Завета, настолько же прост и язык раннехристианских учителей и отцов Церкви. Позже мы входим в область афинейского (афинского) плетения, и некоторые молитвы, обращенные не только к Божией Матери, но и к Господу, становятся чрезвычайно витиеватыми. Кстати, русская культура никогда не была склонна к излишнему витийству, у нас это не считалось каким-то особым достижением и не поощрялось. Наоборот, речь многих наших великих писателей, с одной стороны, ярка и образна, а с другой – проста и естественна. Витиеватость воспринималась, скорее, как признак дурного вкуса. Но зачастую это витийство присутствует в молитвах. Например, нередко спрашивают о молитве «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево…»[31]. А как же Николай Чудотворец? Но мы же говорим: «Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды.» И Ангел Хранитель, получается, упразднен, и непонятно даже, является ли Сам Господь для нас помощью и надеждой…

 

И таких откровенных несуразностей очень много. Они составляют наше византийское наследие. Мы любим эти молитвы, но всегда должны помнить о том, что в основе их лежит поэтическая речь, и, конечно же, не искать в читаемом догматический смысл, потому что в противном случае мы сразу же впадем в ересь. Характерно, что в Библии ничего такого нет. Там, разумеется, присутствуют поэтические образы, например, вся Псалтирь – это поэзия, но она догматически выверена. Мы же продолжаем традицию византийской поэзии. Иногда это получается несколько нелепо, возможно, у нас отсутствует чувство истинной афинейской поэзии, что особенно проявляется в самодельных акафистах и молитвах, распространяемых и печатаемых часто с грифом «по благословению такого-то архиерея», а иногда даже самого Патриарха.

 

Другой перекос происходит, когда в нашем сознании Богородица «заслоняет» Собой Христа. Подойдя как-то к церковному киоску, я, грешным делом, не поленился пересчитать образа. Сорок девять икон, и все – с изображением Божией Матери, и ни одной – с ликом Спасителя. И это несмотря на то, что VII Вселенский Собор утвердил в догмате иконопочитания: Слово стало Плотью и явилось среди нас. Речь идет о боговоплощении, в первую очередь об иконе Христа!

 

По сути, то же самое относится и к молитвенной практике. Мы готовы бесконечно читать акафисты Божией Матери и всем святым, в то время как молитвы, обращенные непосредственно к Богу, в сущности, крайне немногочисленны. Часто приходится общаться с людьми, не имеющими даже навыка молитв к Господу. Они постоянно спрашивают: кому следует помолиться в том или ином случае, перед каким образом надо поставить свечку. Я расцениваю все это как медвежьи услуги, которые мы оказываем Богородице, а вслед за Нею и святым угодникам Божиим. Они в этом совершенно не нуждаются и едва ли поощрили бы наши действия.

 

Кроме того, существует немало акафистов непроверенного, а часто и откровенно сомнительного качества. При знакомстве с ними следует проявлять особую осторожность. То же самое относится и к таким иконам Божией Матери, которые не составляют Ее славы, а вместо этого отражают все, что угодно: игру чувств или выплески наших эмоций, но, однако, нередко висят в наших храмах. Все это очень далеко от подлинно православной молитвы, православной иконы и, конечно же, истинного православного почитания Божией Матери.

 

«Перекосы» такого рода закономерно привели нас к столь исключительно плачевному творению, как «Богородичная псалтирь». В ее основу положены псалмы Давида, в которых обращения к Господу заменяются обращениями к Божией Матери. Например, вместо «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя»[32], пишется: «Матерь Божия, воззвах к Тебе, услыши мя». Это настоящее кощунство продается даже в некоторых храмах, якобы по благословению митрополитов, патриархов и Святой Горы Афон! Господь однозначно говорит: «Славы Моей не дам никому»[33]. Разве Божией Матери, сказавшей: «Се, Раба Господня», может быть угодно, чтобы Ее ставили вместо Бога?

 

Нельзя гневить Бога, славя Божию Матерь так же, как Создателя. Это было бы подобно тому, как даже из самых добрых побуждений называть иерея «его Высокопреосвященством» и воздавать ему архипастырские почести. «Кому честь – честь»[34], – говорит апостол Павел. Есть честь Богородицы, есть честь архиерея, есть честь священника, честь офицера, есть честь женщины и честь девушки.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помню на ютюбе смотрел видеозапись с ответами протоиерея Геннадия Фаста. Он говорил, что обращение к Богородице словами: "спаси нас", является неправильным обращением, что нужно обращаться словами: "помогай нам".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из ответа Св. Писания о том, Кто наш единственный Посредник.

"Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тим. 2,5).

 

Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1Тим. 2, 1–2), и в 2Кор.1, 11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис. 43, 27; Иер. 15, 1; Откр. 5, 8; 8, 3–4 -говорит о ходатайстве пред Богом за других."

(Варжанский. Оружие правды.)

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тим. 2,5).

 

Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1Тим. 2, 1–2), и в 2Кор.1, 11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис. 43, 27; Иер. 15, 1; Откр. 5, 8; 8, 3–4 -говорит о ходатайстве пред Богом за других."

(Варжанский. Оружие правды.)

 

Посмотрел слова из Посланий, например в Первом Послании к Тимофею, говорится о молитве за царей, правителей, за людей. То есть за кого-либо. Во Втором к Коринфянам, там вообще вот что говорится: "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия".

 

Протестанты не отрицают молитвы за ближнего, но молитва то к Богу. Ну и сама сотериология Св. Писания нам говорит о Посредничестве только Христа, это если исключительно о сотериологии.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из ответа Св. Писания о том, Кто наш единственный Посредник.

"Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тим. 2,5).

 

Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1Тим. 2, 1–2), и в 2Кор.1, 11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис. 43, 27; Иер. 15, 1; Откр. 5, 8; 8, 3–4 -говорит о ходатайстве пред Богом за других."

(Варжанский. Оружие правды.)

 

И здесь же речь не о небесных ходатаях, в цитатах.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из Православной Энциклопедии:

 

Христос-Первосвященник

 

В НЗ наиболее выразительно эта идея представлена в Послании к Евреям (главы 2-13). Здесь образ Христа как Первосвященника служит изъяснению тайны спасения. Послание говорит о том, что все ветхозаветное священническое служение и все приносимые жертвы выражали покаяние и были неспособны очистить и спасти людей (Евр 10. 1-4, 11). Они служили лишь прообразом спасительной миссии Иисуса Христа. Он же, придя в мир, стал Тем великим Первосвященником, Который принес Себя в непорочную Жертву Богу в храме тела Своего. «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр 9. 15). Т. о., Христос в одном лице является и Первосвященником, свершившим жертвоприношение, и Жертвой за грехи мира, и Храмом, в Котором это жертвоприношение совершилось (ср.: Ин 2. 19-22): «Ибо Слово Божие, будучи превыше всех, и Свой храм, Свое телесное орудие, принося в искупительную за всех цену, смертью Своею совершенно выполнило должное, и таким образом, посредством подобного тела со всеми сопребывая, нетленный Божий Сын, как и следовало, всех облек в нетление обетованием воскресения» (Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 9).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Протоиерей Геннадий Фаст:

 

«Перекосы» такого рода закономерно привели нас к столь исключительно плачевному творению, как «Богородичная псалтирь».

Я думал, это сочинение прп. Ефрема Сирина, а тут обнаружил авторства свт. Димитрия Ростовского. Да, явно что-то не то. Вот, например, псалом 2: "Приидите к Ней вси труждающиися и обремененнии и упокоит вас..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А еще, Христос ведь нам говорит: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23). Я кстати обратил внимание, что в западной христианской традиции, встречаются молитвы к Богу Отцу, через Христа, в качестве примера лютеранские молитвы:

 

Благодарю Тебя, Отец мой Небесный, через Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Сына, за то, что Ты сохранил меня этой ночью от всякого вреда и опасности. И молю Тебя, храни меня также в течение этого дня от греха и всякого зла, чтобы все мои поступки и моя жизнь были благоугодны Тебе. Ибо в Твои руки я передаю себя,— мое тело и душу и все, что имею. Да будет Твой святой ангел со мною, чтобы злой враг не одолел меня. Аминь.

 

Господи Боже, Небесный Отче, через Свое Святое Слово призвавший нас в Церковь Cвою, молим Тебя: даруй нам Духа Святого, дабы мы были верными в том служении, которое ты определил каждому из нас, искали всегда Твоей воли и уповали на благодать Твою, явленную нам через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего.

 

Всемогущий Господи и Боже, святым Словом Своим сотворивший мир и возродивший нас к живому упованию, молим Тебя: сохрани благодатный свет Евангелия Твоего для нас и потомков наших, даруй, чтобы Благовестие распространялось среди народов и людей , не знающих Тебя. Сохрани нас в истинной вере, надежде и любви, через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего.

 

Господи Боже, Отче милосердный, возлюбивший нас вечной любовью и отдавший Сына Своего Единородного для искупления нашего, молим Тебя: обнови сердца наши Духом Святым. Да не угаснет в нас огонь веры, но наполнит нас благодарением и согреет наши сердца любовь Твоя, через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего.

 

Всемогущий Господи и Боже, призвавший нас из тьмы в чудный Свой свет познания Сына Твоего, Иисуса Христа, молим Тебя: благослови наши дома и семьи, родных и близких. Да не угаснет никогда свет Твоей любви и прощения в наших сердцах. Помоги нам носить бремена друг друга, во всем полагаясь не на свои силы и мудрость, но на Твое милосердие и Твою любовь к нам, через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего.

 

Господи Боже, небесный Отче, призвавший нас в Церковь свою, чтобы мы совершенствовались в познании Тебя, возрастали в любви друг ко другу и проповедовали Евангелие, молим Тебя: помоги нам всегда искать живого общения с Тобой, молиться о своих братьях и сестрах так, как и Христос ходатайствует о нас перед лицом Твоим, и призывать в лоно Церкви Твоей тех, кто еще не знает Тебя. Даруй во всем быть верными Тебе через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего.

 

Господи Боже, милосердный Отче, жертвой единородного Сына Своего навсегда искупивший нас от вечной смерти и наказания, молим Тебя: даруй нам всегда помнить о том, что мы недостойны Твоей милости и прощения и без Тебя мы только прах. Научи нас жить Твоей милостью и любовью, помоги прощать другим их согрешения и немощи, как и Ты прощаешь их нам через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...