Перейти к содержанию

Формализм в Церкви


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Из Телеграм-канала батюшки Лютера.

 

 

Формали(н)зм

 

Батюшка Лютер часто обращает внимание читателей своего канала на негативные стороны церковной действительности, в то же время предлагая пути решения той или иной проблемы. Тут важны именно обе эти части - критика и предложения по исправлению ситуации. Критика без конструктива вгоняет в уныние, а благие инициативы без понимания причин того, в чем состоит неправильность традиции/практики/поступка, бьют мимо цели.

 

Но есть в нашей церковной жизни одна проблема, опасность которой мы все порой недооцениваем. Называется она - формализм. Да, мы все понимаем, что формально «вычитывать» молитвы, формально стоять на службе или принимать участие в деятельности общины - плохо. Плохо формально совершать литургию или исповедовать(ся). Это все и так ясно.

 

Но, к сожалению, формализм - грех не только отдельных священнослужителей или мирян, он стал частью нашей церковности. Всё очень плохо - мы стали церковью формы, в которую, как в формалин, погружено церковное тело. Все что жило, менялось, играло разными красками, стало одной сплошной декорацией, изображением, а не реальностью.

 

Ярче всего это проявляется в богослужении: утреня вечером, непонятный, но сакральный язык, архиерейская служба как вершина формализма - это самые простые примеры. Отношения духовенства друг ко другу и к мирянам - это сплошные ролевые игры в отцов-братьев, батюшек и чад, епископов-владык и попов-холопов. И попробуй выйти за пределы этой игры - ты сразу становишься «странным», «либералом» с точки зрения собратьев и многих мирян (т.е. они понимают, что можно жить как-то по-другому, но «не положено») и «дерзким» на взгляд архиерея. Формализм, иногда граничащий с глупостью, пропитал важные кадровые решения: по виду перед тобой епископ как епископ (наличествует и хиротония в ХХС, и заготовленная речь, и панагия с посохом, и председательство на совещаниях по какой-нибудь стройке), но то, как он проповедует и общается с прихожанами (в парадигме «я, великий начальник, снисхожу до милостивого благословения этих.. как их… в свитерках такие, в майках еще.., а, людей!»), какое имеет образование, пастырский опыт, как лебезит перед чиновниками и богачами, выдает сегодняшний печальный стандарт.

 

Примеры можно множить, но смысл остается тот же - мы забыли про суть традиций, обрядов, таинств, самой Благой Вести, заигравшись в форму. И глубокий, неформальный подход во всём сейчас жизненно необходим. Причем этот самый неформальный подход решает множество проблем безо всяких синодов, соборов и присутствий, просто по факту своего применения. Стоит нам задуматься, что же важнее, содержание текста или сам текст - и мы решаем проблему языка. Вчитавшись в молитвы утрени, нас должно выворачивать от чтения их вечером. Христианин, не знающий Писания, не живущий по заповедям Христа и не участвующий в жизни церкви не может быть крестным или крестить своих детей - вот и катехизация «подъехала». Епископ или священник без опыта пастырства и КАЧЕСТВЕННОГО образования, не имеющий доброго свидетельства от церкви, не может занимать какие-либо должности, и т.д.

 

Конечно, батюшка Лютер понимает, что это всё - «мечты, мечты», но каждый на своем месте может дать бой формализму как в своей духовной жизни, так и в жизни церковной. Для этого нужно честно признаться, что именно в своей христианской жизни я совершаю формально, что приносит мне дешевый внутренний комфорт и самоуспокоение. Это может быть множество привычных вещей - пост, молитва, участие в Таинствах, посещение утрени вечером, даже запивка после Причастия просто ради привычки (вариантов множество). Осознав их, нужно от них отказаться. Так будет честнее. А затем задуматься, точно ли мне нужно то, чего я себя добровольно лишил. И если да, то начать делать это не ради галочки, а с сознательной мотивацией.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На днях читала подобные сетования. Суть в том, что ожить после "формалина" чрезвычайно трудно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хм... может,просто "оживление" тоже требует некоей формы? Иначе есть риск, отказываясь от формы, потерять и содержание. Та программа, что рисует батюшка Лютер, выполняемая верующими индивидуально, может привести к тому, что многие решат, что "жить стало легче, жить стало веселей", уменьшилось число обременений. Это - видимость, но мы зачастую дальше видимости и не идем. И вера потихоньку вытечет из разбитой формы.

А менять и меняться надо. Неизменен только Бог, а в этой жизни не меняются только мертвые. Вот и !! Ватиканский Собор, изменив некоторые формы, даже спорами вокруг своих решений показал, что Церковь живет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело в том, что сама по себе проблема формализма актуальна для любой конфессии: и у православных, и у католиков, и у протестантов встречаются люди, которые формально молятся, исповедуются, причащаются и т. д. Но в православии, особенно в Русской православной церкви, мы сталкиваемся, я бы сказал, с феноменом застывших литургических форм, и если борьба с формализмом в собственной духовной жизни является делом индивидуальным, а потому и исполнимым, то бороться с богослужебным формализмом куда сложнее. Вот есть у нас, к примеру, ектения об оглашенных, о которых мы молимся, чтобы Господь их помиловал, открыл им евангелие правды и т. п., а потом диакон возглашает: "Елицы оглашеннии, изыдите...", то есть в определенный момент литургии мы вежливо просим всех катехуменов в срочном порядке покинуть; но при этом никаких катехуменов у нас и в помине нет, а если где и встречаются, то на практике все равно никаких особых ограничений на присутствие какого бы то ни было в храме нет.

 

Или перед Символом веры возглашается "Двери, двери, премудростию вонмем", но никто двери давно не держит, контролируя поток входящих в храм и его покидающих. Есть масса других примеров, некоторые из которых приводятся у батюшки Лютера, например служение утрени вечером. И попробуй священник что-то изменить или выкинуть из службы отжившие рудименты реалий древности - будет иметь неприятности. Разве что утреню утром можно совершать, было бы желание, но желания в основном нет, потому что удобней накануне вечером "отстреляться".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...