Перейти к содержанию

Судьба Русского экзархата в Европе


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

1854-5963-864.jpg

 

Духовенство и прихожане Архиепископии русских приходов в Европе после прошлогоднего самовольного решения патриарха Константинопольского Варфоломея о ее ликвидации так и не сумели договориться о возвращении в Московский патриархат. И теперь они спорят, как быть дальше. В православном мире считают, что эта уникальная церковная структура с почти вековой историей, объединявшая миллионы русских за рубежом, уже не сможет существовать в прежнем виде. О вероятных сценариях развития ситуации — в материале РИА Новости.

Площадь Согласия

Почти все туристические маршруты в Париже рано или поздно приведут на площадь Согласия, которая когда-то называлась площадью Революции. В пятистах метрах от нее находится бенедиктинский монастырь Благовещения. Именно в его стенах 7 сентября Генассамблея Архиепископии русских приходов решала, воссоединяться ей с Москвой или нет. Собирались вроде бы, чтоб достичь согласия, а в итоге получилась революция…

 

По уставу участвовать в собрании должны 246 делегатов, однако пришли всего 186. Из них за переход в Московский патриархат проголосовали 104 участника, против — 75. Еще семь бюллетеней — а голосовали тайно — оказались испорченными. В итоге сложилась довольно странная ситуация: большинство собравшихся высказались за, по регламенту же нужен кворум в 117 голосов.

Дело еще в том, что Генассамблея рассматривала лишь один вариант выхода из ситуации: возвращение в Русскую церковь. Остальные варианты по ходу дела один за другим отпали. Хотя еще в начале месяца обсуждалась возможность остаться в составе Константинопольского патриархата, но на особых условиях. А между тем создал эту проблему сам патриарх Варфоломей, когда в ноябре прошлого года неожиданно отменил выданный им же в 1999-м томос, в котором говорилось, что Архиепископия является особой автономной структурой со своими традициями и правилами. В ее храмах служба совершается на русском, церковнославянском и местных языках, а священники и архиепископы не назначаются сверху, а избираются прихожанами. Эти административные принципы были заложены еще в 1921 году основателем Русского экзархата митрополитом Евлогием.

 

"Свободный выбор каждого"

Тогда он, эмигрировавший из революционной России, думал, что будет управлять русскими приходами в Европе недолго, как и поручил ему патриарх Тихон: "временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом". Но этого так и не произошло — репрессии, Вторая мировая война, а затем и железный занавес окончательно прервали общение русской эмиграции с матерью-церковью. В итоге Архиепископия была вынуждена примкнуть к Константинопольскому патриархату, дабы сохранить важнейший для православия принцип "преемственности от апостолов" и не уйти в раскол.

Однако на фоне легализации украинских раскольников Фанар (район в Стамбуле, где находится административный центр Константинопольского патриархата) решил упразднить Русский экзархат, растащив 190 его приходов по греческим епархиям. А французские храмы вместе со Свято-Сергиевским православным богословским институтом, "сердцем русской эмиграции", будто в насмешку отдали главному куратору украинских раскольников митрополиту Галльскому Эммануилу.

Духовенство и прихожане отказались подчиняться этому решению и начали переговоры с другими поместными церквами. К концу лета наиболее очевидными были два варианта: воссоединение с Москвой и возвращение к грекам. Однако патриарх Варфоломей неожиданно выдал главе экзархата архиепископу Иоанну (Реннето) "отпускную грамоту": по ней он становился "бывшим архиепископом", поскольку, с точки зрения Фанара, добровольно отказался управлять структурой.

 

Вдобавок настоятелем Александро-Невского собора в Париже, главного храма Архиепископии, вместо владыки Иоанна греки назначили протоиерея Алексия Струве. И хотя тот отказался приступать к руководству общиной "до разрешения ситуации", обстановка накалилась до предела.

Не стало легче и после Генассамблеи. Как говорят участники, по итогам голосования архиепископ Иоанн призвал общины пойти за ним в Московский патриархат. Но теперь решение верующие каждого прихода должны принимать самостоятельно.

"Сейчас преждевременно говорить о каких-либо форматах (воссоединения). Сначала мы проконсультируемся с Архиепископией, поймем, чего хотят люди, что возможно сделать. Во всяком случае, как уже неоднократно говорилось, мы будем рады возвращению в лоно Русской православной церкви любого числа приходов и Архиепископии в целом. Но это должно быть свободным решением приходов, священников, мирян. Мы никому ничего не навязываем", — заверил РИА Новости епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), участвующий в переговорах с Русским экзархатом.

 

Три варианта

О том, что будет дальше, архиепископ Иоанн пока еще официально не объявил. Возможно, Генассамблея соберется вновь, правда, согласно уставу, не раньше, чем через три месяца. Не исключено, что еще раз общины попросту не соберутся.

"Те общины, которые отказались переходить в РПЦ, условно поделились на два лагеря: те, кто хотят остаться в составе Константинопольского патриархата, и те, кто хочет добиться для Архиепископии статуса поместной православной церкви", — рассказывает РИА Новости один из прихожан.

Запутывает ситуацию и тот факт, что Фанар не признает результаты общего собрания, какими бы они ни были. Для него вопрос о ликвидации экзархата давно решен, однако это противоречит светским законам Франции: "духовный лидер, которому религиозная организация подчиняется по канонам, не может вмешиваться во внутренние дела этого религиозного объединения".

"Учитывая, что почти половина приходов пожелала присоединиться к Москве, Архиепископия стала очередным полем борьбы между Константинопольским и Московским патриархатом (наряду с Украиной. — Прим. ред.). С точки зрения Фанара, там уже есть их руководитель, с точки зрения РПЦ — там есть большое количество приходов, которые можно принять как в существующие епархии, так и в Русский экзархат целиком на особых условиях (с сохранением устава и традиций. — Прим. ред.). То есть ситуация очень интересная", — констатирует руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

В итоге в Западной Европе, особенно во Франции, может установиться православное "двоевластие". Эксперт напомнил, что проблема усугубляется тем, что в октябре прошлого года РПЦ прекратила общение с Константинополем из-за легализации им украинских раскольников в обход канонов. Это значит, что верующие Архиепископии, поделившиеся на "московский" и "константинопольский" лагеря, больше не смогут причащаться в храмах друг друга.

"Фактически это продолжение череды расколов. На православной карте мира появилась еще одна болевая точка", — заключил религиовед.

 

https://ria.ru/20190912/1558587785.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_source=YandexZenSpecial

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Вчера все писали о том, что большинство приходов Западной Архиепископии решило присоединиться в Русской Православной Церкви.

 

Однако, позже стало известно, что оставшаяся часть (говорят о 40 %) обратились к Константинопольскому патриархату с просьбой о присоединении к нему. В ответ на это Фанар назначает Эммануила Галльского местоблюстителем Архиепископии. Во второй раз, так как первое назначение имело место еще 2 сентября.

 

На Фанаре, как кажется, вообще не понимают ни того, что происходит, ни того, что они в ответ на это делают. Причем, никто не понимает и понять не может этот канонический беспредел.

 

Вдумайтесь сами: Константинопольский патриархат в феврале распускает Архиепископию и присоединяет ее к Галльской митрополии, потом освобождает Иоанна (Реннето) с поста главы несуществующей для Фанара Архиепископии, а митрополита Эммануила назначают главой несуществующей Архиепископии, а через какое-то время его же назначают местоблюстителем несуществующей Архиепископии и он в этом качестве должен провести собрание Архиепископии, которую Фанар распустил.

 

И все это - не сюр, а реальность теперешней канонической жизни Фанара. Незря ведь сказано в Священном Писании, что с "нечестивым - нечестив будеши и со строптивым - развратишися".

 

(Телеграм-канал "Пастырь & Паства")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А это тогда что?

https://cont.ws/@tay/1459265

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, некоторое преувеличение.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Фактически это продолжение череды расколов.

А вот интересно: ситуация дала такое богатство материала для понимания православной экклесиологии.... Его кто-то осмысливает в православных церквях? В частности, есть у кого-то там четкое представление, кто с кем находится в расколе, а кто не в расколе, а наоборот - в единстве?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто не в расколе (ПЦУ и Ко сейчас не в счет), просто некоторые разорвали евхаристическое общение. Да, у нас такое бывает: единство без совместного причащения.:)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто не в расколе....

Только что были в расколе!

 

"Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса.

 

Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11)."

 

А когда раскол прекратился?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раскол устаканится после взаимных анафем, полагаю. Собственно пока непонятно зачем сейчас гнать лошадей, если можно тихо-мирно дождаться когда Варфоломей отправится в аид, а тут сменится Кирилл. Потом что-то решать. Пока вообще непонятна даже жизнеспособность причины раскола- ПЦУ.

Надо годить. Все и годят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос серьезный- о папстве в ПЦ. С кондачка это не решить. Все остальное- информационная шелуха.

Сейчас слово за Афинами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мое замечание не носит политического характера: церковно-политического или просто политического. Это вопрос об экклесиологии. Если есть раскол, а заявление Московского патриархата, как кажется, утверждает его существование, то хотелось бы представлять, какова, с православной точки зрения, картина раскола и единства и как она осмысляется. Болгарская церковь в расколе или нет?

 

Я думаю, что это проблема на уровне мысли, но, по православному обыкновению, она не опознается как проблема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, тогда такой вариант: Константинополь уклонился в раскол, те церкви, которые поддерживают с ним общение тоже приравниваются к раскольникам, а поскольку с ними в свою очередь поддерживает общение РПЦ, то и она сама в расколе. Всё, истинной церкви не осталось.:)

 

Не знаю, дано ли тут что-то третье, не считая варианта поиска Церкви Христовой в другом месте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, вот это и удивительно. На первый взгляд, во всяком случае. По сути, на уровне мысли проблема есть. Но она не замечается.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос серьезный- о папстве в ПЦ. С кондачка это не решить. Все остальное- информационная шелуха.

Сейчас слово за Афинами.

Мне кажется, признание папских полномочий Стамбула автоматически дезавуирует раскол с Римом - как говорится, если нужен папа, то лучше обратиться к профессионалу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто не в расколе (ПЦУ и Ко сейчас не в счет), просто некоторые разорвали евхаристическое общение. Да, у нас такое бывает: единство без совместного причащения.:)

Да и не только у нас - не всякий латинянин пойдет причащаться у лефевристов или у харизматов. Но ведь едины. Так что мы тут не оригинальны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, признание папских полномочий Стамбула автоматически дезавуирует раскол с Римом - как говорится, если нужен папа, то лучше обратиться к профессионалу.

Ну да. Эта очевидная мысль пока не дошла до греков, по крайней мере до Фанарских "папистов"- Эммануила, Гечи и иже с ними. Ситуация довольно забавная. Если принимать папизм, непонятно зачем нужен турецкоподданый.

Изменено пользователем Евстафий Новичек
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, признание папских полномочий Стамбула автоматически дезавуирует раскол с Римом - как говорится, если нужен папа, то лучше обратиться к профессионалу.

Ну да. Эта очевидная мысль пока не дошла до греков, по крайней мере до Фанарских "папистов"- Эммануила, Гечи и иже с ними.

Да как знать - вдруг она и для них вполне очевидна и осознанная?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... большинство приходов Западной Архиепископии решило присоединиться в Русской Православной Церкви.

А это не проходит по разряду самовольного отделения от правящего архиерея?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А это не проходит по разряду самовольного отделения от правящего архиерея?

Так ведь у них правящий архиерей - владыка Иоанн, который сам в числе присоединяющихся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но тот тогда порвал со своим патриархом? Разве это не раскол?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фактически греки сами дали им возможность самоопределиться. Наверное, тут еще надо иметь в виду, что экзархат создавался как временная мера, русские Константинопольского патриархата с собирались вернуться в Русскую церковь при первой же возможности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фактически греки сами дали им возможность самоопределиться.

Я про это ничего не слышал. Можно узнать, в каком смысле?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я про это ничего не слышал. Можно узнать, в каком смысле?

Я имею в виду, что им позволили спокойно провести голосование, никак не высказывая по этому поводу своего недовольства. Или были какие-то заявления?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имею в виду, что им позволили спокойно провести голосование, никак не высказывая по этому поводу своего недовольства. Или были какие-то заявления?

Было предшествующее упразднение экхархата. Какое тут еще нужно заявление? ОМОН присылать для недопущения тех или иных оппозиционных собраний? По-моему. если верховная власть издает административное распоряжение (оно ведь не направлено против веры?), его надо просто выполнить. Почему-то эта мыль не отражена у авторов канала "Пастырь и паства"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что тут спорить. Архиепископ Реннето и его сторонники ушли в раскол, а РПЦ приняла раскольников. Своеобразный наш ответ Чемберлену, то есть Варфоломею.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что тут спорить. Архиепископ Реннето и его сторонники ушли в раскол, а РПЦ приняла раскольников. Своеобразный наш ответ Чемберлену, то есть Варфоломею.

Как он мог уйти в раскол, если Варфоломей дал ему отпускную грамоту на переход в РПЦ?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...