Перейти к содержанию

Мученик науки (трагедия в Ижевске)


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

С Телеграм-канала "Религия сегодня".

 

 

Как становятся «мучениками науки»

 

10 сентября в Ижевске перед зданием парламента Удмуртской Республики, протестуя против языковой политики России, совершил акт самосожжения Альберт Алексеевич Разин. Принимая во внимание всю трагичность произошедшего, мы вместе с тем не можем отказаться от оценки события.

 

С самого начала нам казалось, что дело тут не только в языке. Оказалось, не казалось. Стали появляться комментарии, что самосожжение – это типшар, форма традиционого самоубийства у чувашей, удмуртов и мордвы. Заголовки пестрили высказываниями о «самоубийстве ученого».

 

Действительно, погибший был кандидатом философских наук, доцентом. К сожалению, доступные публикации автора приводят адекватного читателя в замешательство, и вот почему.

 

Автор полагал, что удмурты – это потомки арийских племен. Заратуштру он считал предком удмуртов, ровно как и городище Аркаим XVIII в. до н.э. – центром древней удмуртской цивилизации. Всё это расходится с данными науки чуть больше, чем полностью.

 

Подобные суждения Разина становятся понятными, когда мы соотнесем их с его религиозными взглядами.

Известно, что с конца 1980-х г-н. Разин называл себя «шаманом древней традиции туно». Он организовывал моления в священных рощах с жертвоприношениями животных, а для пропаганды своего учения в декабре 1989 г. основал общество удмуртской культуры «Дэмэн» («Сообщество»), которое ставило своей задачей возрождение удмуртской национальной культуры. В недрах этого общества возникла неоязыческая община «Удмурт вось» («Удмуртское моление»). С 1991 г. языческие лозунги получили политизированную окраску. На I съезде удмуртов была образована общественно-политическая организация «Удмурт кенеш» (Всеудмуртская ассоциация), в деятельности которой проявлялись антирусские и антиправославные тенденции. В начале 1990-х гг. она развила бурную деятельность по консолидации национально-политических движений финских народов Поволжья.

 

Одним из ее внутриполитических требований была «удмуртизация» республики. Предсмертное обращение Разина показывает, что эти убеждения никуда не исчезли: судя по его высказываниям, Россия – тюрьма народов, а «один дедушка Ленин хороший был вождь». Отдельными строками в обращении шло требование сделать ледовый городок на центральной площади Ижевска по мотивам удмуртской мифологии и передать березовую рощу площадью 11 га в собственность религиозной организации «Удмурт вось» с замечанием: «пусть у удмуртов будет хоть кусочек своей территории».

 

Вряд ли социолог Разин опрашивал удмуртов о том, нужна ли им роща в Ижевске для мероприятий вроде жертвоприношений. Стоит учитывать, что среди 550 тыс. удмуртов всего 2-4 % убежденных язычников. Ошибся «ученый» и в другом: удмуртским языком владеет не треть, а около 60 % удмуртов. По данным 2013 г., знания об истории и языке своего народа большинство молодых людей получает в семье (50%); знакомы с культурой своего народа 86% опрошенных.

 

Всё это приводит к мысли о том, что представителями неоязычества, даже номинально учеными, вносится дисбаланс в адекватную научную дискуссию об этнополитике. Манипуляция фактами, антинаучные суждения, прикрытие религиозных интересов защитой этноса и языка – типичные черты неоязычества. Заканчивается это порой трагично, и дальнейшая мифологизация образа «мученика науки» не может исключать подражательства последователей, в том числе суицидального характера.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

zir1.jpg

 

"Такие дела" тоже высказались в статье "Последний удмурт"

 

Человека жаль, пожилой довольно, может, и не в себе был. Национализм с язычеством - гремучая смесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно, погибший был кандидатом философских наук, доцентом. К сожалению, доступные публикации автора приводят адекватного читателя в замешательство

 

Ну вот такая цена светских философских степеней.

 

По поводу обязательного (т. е. принудительного) изучения национальных языков скажу тоже. Я вообще ценю этнографическое и лингвистическое разнообразие, и каждый вымирающий язык считаю огромной потерей для человеческой культуры. Но. Народы, которым это надо, устраивают домашние школы и по копейке собирают на них деньги, причем даже в таких условиях, когда это приходится делать в подполье или бороться за такое право, иногда даже доходя до всяческого экстремизма. Если для сохранения такого-то языка нужно, чтобы его принудительно изучали в госшколах - значит, этому народу язык не нужен, или народ его необходимости не осознаёт.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Национализм с язычеством - гремучая смесь.

 

Верно подмечено. Удмуртия кладезь языческих и чисто колдовских традиций. На своей земле посвященные / одаренные творят удивительные и даже страшные вещи (проживал в Удмуртии некоторое время, понасмотрелся). По суицидам Удмуртия и в Союзе была на первых местах.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в селах больше говорят по-удмуртски?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в селах больше говорят по-удмуртски?

Больше старшее поколение. Да и то не все. Молодежь как правило понимает что-то, но не общается. Хотя в школах проходят, и проходят с советских времен удмуртский язык, распространения он не получает. В отличие, например, от татарского.

С коми и коми-пермяками - похожая ситуация.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в селах больше говорят по-удмуртски?

 

Говорят, порой и по-русски могут не понимать. Северные и южные удмурты на своих диалектах говорят и разные по характеру. Вообще, удмуртов из сел советская власть вывела. Ижевск, Воткинск были заводские города - там русские преобладали, да плюс Сарапул - купеческий город. Раннее фактически столицей удмуртов был Глазов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

удмуртский язык, распространения он не получает. В отличие, например, от татарского.

 

Раньше удмурты в городе старались не афишировать свою национальность и говорили на своём родном не напоказ (даже в паспортах русскими писались). Сейчас другая ситуация, национальное самосознание у некоторых явно перебарщивает. А вот татары - молодцы, всегда свою национальную. языковую и религиозную идентичность сохраняли и передавали по наследству. всегда поддерживали друг друга . В Ижевске был (есть) район Татар-базара, там и в основном татары проживали (проживают) своим анклавом - всегда было чистенько, частный сектор, дома ухоженные. на улицах асфальт и т.п., сабантуй и в советский период отмечали, и в мечеть ходили. Кстати и подростковая группировка была "татар-базар". Прикалывает, что центральная улица де-факто татарского района носит название улица Азина (возглавлял чоновцев кровью подавивших восстание в Ижевске в годы гражданской войны) . Шутка про Ижевск была : типа знаешь где Ижевск? Ответ : А ты Татар-базар знаешь? Так Ижевск рядышком.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любопытно еще, что Ижевск - один из немногих региональных центров России, в котором нет католического храма. Группа прихожан есть (10-20 человек), скорее в процессе самого начального оформления, преимущественно молодые люди. Окормляются пастырями из Перми, они посещают их раз в месяц.

Из тех, кто в Ижевске идет на контакты с католиками (предоставляет помещение и т.д.), отметил бы ААЦ.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Группа прихожан есть (10-20 человек)

 

Контакты есть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Контакты есть?

Типа такого - https://vk.com/kirill_udm

Я/МЫ АЛЬБЕРТРАЗИН прилагается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...