Перейти к содержанию

Что подразумевает Ириней Лионский под земной вещью в Евхаристии?


Денис В.Н.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Ириней Лионский: «Евхаристия, состоящая из двух вещей – из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные».

 

Что имеется в виду под земным?

 

А) Хлеб и вино?

 

Б) Человеческая природа Христа?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из книги Д.Т. Мюллера "Христианская Догматика": Лютеранская церковь исповедует вместе с древней христианской Церковью, "согласно словам Иринея, что в этом Таинстве существует два аспекта - небесный и земной" ("Формула согласия", Дет. изл. VII, 14). Небесные составляющие (materiae coelestes) - это истинные Тело и Кровь Христа. Так, "Формула согласия" говорит: "Тело и Кровь Христовы воистину и вещественно присутствуют в хлебе и вине, предлагаются [распределяются] и принимаются". Земные составляющие (materiae terrenae) в Божественно установленном действе (actio) Святого Причастия мы не смеем уклоняться от использования тех элементов (elementa, species), которые Христос установил ясно и определенно. То, что Христос использовал хлеб, ясно из слов установления (Мф. 26:26). То, что Он использовал вино (??ν??), подтверждается выражением: "От плода сего виноградного" (Мф. 26: 29).

Что же касается облаток (гостий), употребляемых в Лютеранской церкви [при отправлении Причастия], христианский служитель должен со всяческой тщательностью наставлять своих людей в том, что они являются хлебом в самом истинном значении этого слова, но при этом, сами по себе они не являются лучшей materia terrena [земной субстанцией], чем обычный хлеб.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из книги Германа Зассе "Сие есть Тело Мое". Глава 5. Средневековая критика пресуществления: Введение в Церкви догмата о пресуществлении является одной из величайших трагедий в истории этого Таинства. Как мы видели, первоначально оно было другой, более определенной формой прежнего слова "превращение", которое само по себе являлось весьма сомнительным выражением библейской истины о том, что хлеб есть Тело, ибо в Новом Завете мы не находим ни малейших следов такого превращения. Превращение является попыткой объяснить непостижимое чудо Реального Присутствия. С введением термина "пресуществление" религиозное чудо начало приобретать философский аспект, в особенности, когда Альберт Великий и его великий ученик Фома Аквинский истолковали пресуществление в терминах философии Аристотеля... Таким образом, мы не удивимся, отметив, что вскоре после того, как Фома дал свое толкование догмата 1215 года, возникли серьезные сомнения в том, правильно ли такое понимание соотношения между элементами и Телом и Кровью Христа.

Поскольку решения Вселенского Собора 1215 года являлось окончательным, исправления и улучшения были возможны лишь посредством толкования догмата. С тех пор мы видим, как поздние схоластики отчаянно пытаются под различными названиями вернуть в Таинство субстанцию хлеба и вина, не нарушая догмата. Например, Дунс Скотт учит о том, что он называет transsubstantiatio addictivа (пресуществление привносящее - лат.), вместо transsubstantiatio productiva (пресуществление производящего - лат.), которую он находит у Аквината. Иными словами, Дунс Скотт допускает, что субстанция Тела Христова добавляется к субстанции хлеба. Он и его школа пытаются примирить это представление с официальной доктриной, допуская, что субстанция хлеба исчезает. Однако другие мыслители утверждают, что субстанция хлеба сохраняется. Таким образом они приходят к доктрине консубстанции, которая учит, что субстанция хлеба и субстанция Тела сосуществуют в освященной гостии. Многие теологи школы Оккама, представители via moderna, могли придерживаться этой теории лишь с ограничениями и оговорками, необходимыми для того, чтобы избежать конфлиткта с учителями Церкви, в отличие от строннников via antiqua, которые следовали за своим великим учителем Фомой. Как мы увидим позднее, Лютер был глубоко потрясен, когда он впервые прочел в "Quaestiones on Peter Lombard" Пьера д’Альи о том, что следовало бы отдать предпочтение доктрине консубстанции...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...