Перейти к содержанию

Торжество св. Франциска из Ассизи


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

StFrancis_part.jpg

 

4 октября Католическая Церковь отмечает память св. Франциска Ассизского.

 

(Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни - находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако)

 

На протяжении восьми веков личность св. Франциска привлекает людей самых разных взглядов и мировоззрений. В нем видят родоначальника субъективизма и индивидуализма, предвестника Ренессанса, реформатора, первого хиппи, борца за охрану окружающей среды, революционера, романтического героя... На самом же деле, в жизни Франциска, по сути, не было ничего, кроме точного следования евангельскому идеалу и подражания Христу - настолько совершенного, что его называют "Alter Christus" - "Второй Христос".

 

Франциск родился в 1181 (или 1182) г. в городе Ассизи в Умбрии (Центральная Италия), в семье купца и торговца тканями Пьетро Бернардоне. Проведя юность беззаботно и весело, в возрасте 24 лет он пережил обращение, и с тех пор полностью посвятил себя Богу. Он начал жить в крайней бедности, ухаживал за прокаженными, собственными руками восстанавливал разрушенные часовни, проповедовал.

 

Вскоре у него появились сподвижники, а еще немного времени спустя - в 1209 г. - Папа Иннокентий III одобрил Устав нового братства. Так родился Францисканский Орден.

 

За два года до кончины Франциск получил от Господа удивительный дар - стигматы. Крайне истощенный постоянным постом и суровым образом жизни, 3 октября 1226 г. он предал Богу свой дух. Меньше двух лет спустя Папа Григорий IX причислил Франциска к лику святых.

 

В принципе, св. Франциск не изобрел ничего, что можно было бы назвать открытием для христианства; тем не менее, роль Ассизского Бедняка в истории трудно переоценить. Его Орден практически положил начало деятельному монашеству. Его духовность наполнила содержанием искусство раннего итальянского Возрождения, и прежде всего Джотто. Его "Гимн Солнцу" стал первым стихотворением на итальянском языке, давшим толчок развитию поэзии на национальных языках и вдохновившим великого Данте.

 

Но, возможно, главное, что сделало личность Божия Простачка столь притягательной, - это та удивительная атмосфера любви, добра и простоты, которую он сумел создать рядом с собой при жизни, которую прекрасно передали его современники и которую ощущает, наверное, каждый, кто встречает на своем пути этого святого.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пять уроков св. Франциска

 

  • Преодолевайте свои предубеждения и страхи, чтобы стать лучше.

Среди всех ужасов человеческого несчастья особое инстинктивное отвращение испытывал Франциск к прокаженным. Но вот однажды, когда он скакал на коне в окрестностях Ассизи, он встретил одного из них. Он ощутил великую тоску и содрогание; но дабы не нарушить обещанной верности и как бы не ослушаться полученного повеления, он соскочил с коня и устремился его поцеловать. И прокаженный, протянувший ему руку в надежде получить нечто, получил одновременно деньги и лобзание. Франциск вновь вскочил на коня, огляделся — местность была открытой и пустынной, — но прокаженного он более не увидел. Полный радости и восхищения, он через некоторое время захотел повторить это поступок: он отправился в лепрозорий и, одарив каждого болящего деньгами, целовал его в руку и уста. Так он отдал предпочтение горьким вещам перед сладкими и мужественно готовился сдержать и другие обещания.

  • Никогда не стыдитесь пути, который вы избрали.

Он стремится изменить свой образ жизни, делая его из утонченного — суровым, и привести свое слегка расслабленное тело к благости естественного состояния. Однажды он брел по улицам Ассизи, прося в милостыню масло для лампадок Святого Дамиана, церкви, восстановлением которой он занимался тогда. Он уже собрался войти в один дом, как вдруг увидел у дверей забавляющуюся группу своих друзей, и, покраснев от стыда, он отошел. Но, обратив свой благородный дух к небу, он устыдился подобной низости и сурово осудил себя. Он тут же возвращается к дому и, твердым голосом изложив причину своего смущения, в каком-то духовном опьянении, на французском языке просит необходимое ему масло и получает его.

  • Поставьте милосердие превыше всего в общении с ближними.

Как-то ночью одна из этих овечек, в то время как другие спали, принялась кричать: «Я умираю, братья, вот я умираю с голода!». Мудрый пастырь немедленно встал и поспешил оказать необходимую помощь заболевшей овечке. Он велел приготовить трапезу, пусть даже из простых блюд, где вода, как в большинстве случаев, заменяла отсутствующее вино. И он сам первым начал есть, и призвал к этому долгу милосердия и других братьев, чтобы бедняжке не было стыдно.

  • Не унывайте.

Этот святой уверял, что духовная радость самое надежное средство против тысяч козней и хитростей врага. В самом деле он говорил: «Дьявол радуется больше всего, когда ему удается похитить у раба Божия радость духа. Он приносит пыль, которую старается бросить даже в самые маленькие трещины в совести и тем самым запятнать белизну ума и чистоту жизни. Но, — продолжал он, — если сердце наполняет духовная радость, тщетно пытается змий ввести свой смертельный яд. Бесы не могут причинить вреда рабу Божию, если они видят, что он свято радуется. Если же, напротив, душа уныла, отчаянна и слезлива, она с большой легкостью или oдолевается тоской, или предается легкомысленным радостям».

  • Не страдайте напоказ.

Как-то он увидел одного своего товарища с грустным и унылым лицом. С трудом перенося это, он сказал ему: «Раб Божий не должен являться другим унылым и омраченным, но всегда ясным. Размышляй о своих грехах в своей комнате, плачь и стенай перед Богом. Но когда ты возвращаешься к братьям, оставь печаль и приспосабливайся к другим».

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

24.jpg

 

Святой Франциск Ассизский провел юность в беззаботном веселье, в зрелом возрасте оказался в тюрьме, но снискал почет и уважение как великий подвижник христианской Церкви. Он — один из наиболее почитаемых и известных в мире католических святых. Под конец жизни у него на теле открылись стигматы — кровоточащие раны, похожие на те, что были нанесены Христу при распятии. Он стоит у истоков крупнейшего в средневековой Европе движения духовного пробуждения. Три ныне существующих монашеских Ордена считают его своим основателем.

 

Fransis_Assyz_1-211x300.jpg

 

Святой Франциск одним из первых не только в христианской, но и в западной культурной традиции вообще, отстаивал собственную ценность жизни природы, проповедовал сопричастность, любовь и сострадание ко всякой твари, фактически видоизменяя тем самым идею безграничного господства человека над всем сущим в сторону заботы и попечения об окружающей среде. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально провозгласил святого Франциска Ассизского небесным покровителем экологов.

 

***

 

Франциск родился в 1181 или 1182 году в Ассизи — небольшом древнем городе в Умбрии (Центральная Италия), в богатой мещанской семье. Его отца — торговца сукном — звали Пьетро Бернардоне; мать — Пика — была родом из Франции. При Крещении она дала сыну имя Джованни (Иоанн); однако отец, бывший в то время в поездке, по возвращении назвал мальчика Франциском (по-итальянски — «Франческо», т. е. «Французик»), очевидно, из-за хорошего отношения к стране, с которой поддерживал торговые связи.

 

10626310_627387647373769_8683635972050009355_o-300x225.jpg

 

Франциск был третьим ребенком в семье, но при этом единственным в ней мальчиком.

 

Поэтому его окружили заботой и любовью сразу три женщины — мать и две сестры. Он ни в чем не знал отказа, и ему всё позволялось. К тому же Франциск был красивым ребенком, и редко кто проходил мимо него без того, чтобы не обратить внимание на ангелоподобное создание. Так протекало его детство.

 

В юности Франциск собирался стать рыцарем. Однако после того, как он провел год в тюрьме в качестве военнопленного в ходе войны между Ассизи и Перуджей, его отношение к жизни коренным образом изменилось.

 

Франциск ознакомился с тяжелым бытом нищих, убогих и больных. Увиденная картина потрясла его до глубины души. В 1206 году двадцатипятилетний Франциск ушел из дому и стал ухаживать за прокаженными. Помимо этого он занялся восстановлением старых разрушенных церквей в окрестностях своего родного города.

 

В одной из них ему было видение, открывшее его будущее. Ему явился Иисус и сказал следующее: «Франциск, мой дом рушится, почини его!»

 

И лишь спустя некоторое время Франциск осознал, что Иисус имел в виду не ремонт церковных зданий, а восстановление самой Церкви.

 

Услышав в церкви во время богослужения чтение из 10-й главы Евангелия от Матфея о следовании за Христом, Франциск понял, что этот призыв обращен лично к нему. И тогда он полностью отказался от всех земных благ, стал проповедовать смирение, терпимость и распространять среди простых людей Слово Божие.

 

Вскоре у него появились ученики. В 1210 году Франциск написал устав нового монашеского ордена и отправился в Рим, чтобы просить Папу Иннокентия III утвердить этот устав. Принципиальным требованием Устава была «Святая нищета»: не только отдельным членам францисканского движения, но и всей конгрегации в целом запрещалось владеть какой-либо собственностью, включая здания, церковную утварь, книги… Первые францисканцы, проповедуя людям слово Божие, питались исключительно подаянием, причем обнаружившиеся к концу дня «излишки» требовалось тут же раздать нуждающимся, а каждый новый день неизменно начинать в материальном смысле заново, «с полного нуля». Столь суровые требования отчасти были реакцией на показную роскошь многих прелатов, в чем Католическую Церковь упрекали весьма приумножившиеся в то время еретики.

 

Legend_of_St._Francis_by_Giotto-960x1050-274x300.jpg

 

Первоначально Папа с подозрением отнесся к новшествам, предлагаемым Франциском, и не захотел даже разговаривать с ним. Но молодой подвижник из Ассизи был непреклонен и решил во что бы то ни стало добиться аудиенции у главы Католической Церкви.

 

Франциск с товарищами поселились неподалеку от папской резиденции и стали ждать. Ожидание продлилось больше двух недель, пока однажды Папе Римскому не приснился сон: собор Святого Петра рушится, а невероятно огромный Франциск Ассизский подпирает его плечом.

 

И тогда Иннокентий III пригласил к себе Франциска, и их беседа длилась более пяти часов. Выслушав все доводы молодого человека, понтифик удовлетворил его пожелания.

 

Со временем Франциск переложил управление Орденом на плечи своих помощников, а сам удалился в хижину на располагавшейся в окрестностях Ассизи горе Альверно — одной из вершин Апеннинского хребта.

 

Как уже было отмечено выше, устав францисканцев коренным образом отличался от уставов других монашеских орденов того времени. Если святой Бенедикт считался образцом строгости, то святой Франциск являл собой образ невиданной кротости и доброты. Он любил абсолютно всех — даже мусульман, к которым в то время христиане относились с опаской и враждебностью.

 

Франциск настаивал на необходимости буквального, вплоть до мельчайших деталей, исполнения всех евангельских заповедей. Братья-францисканцы не должны были иметь денег, любого имущества, и, как и все монашествующие, были обязаны соблюдать обет безбрачия: ведь семейный человек становится уязвимым к соблазнам мира сего и не может являть своей жизнью идеал «Святой нищеты». Однако же в самом скором времени вокруг монашеского «ядра» францисканского движения возникло еще и движение сочувствующих мирян, и это стало первым в истории примером «третьего Ордена», разделявшего основные принципы духовности отца-основателя и органично дополнявшего служение монашеских мужской и женской ветвей (женская ветвь францисканского движения была представлена духовными дочерьми св. Клары).

 

Франциск и творение Божие

 

Франциск с любовью относился ко всему живому на Земле вплоть до того, что читал проповеди не только людям, но и зверям, и птицам. В наши дни его почитают покровителем экологического движения и молятся ему в том случае, если какое-нибудь животное заболело или нуждается в помощи.

 

Святой усматривал во всей природе и всём, что она содержит, отражение ее Создателя, и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? — Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции вплоть до включения в нее всего сущего и стало проявлением оригинальности и прозорливости святого из Ассизи. Его уважение к животным привело его к принципиальному отказу убивать их, хотя строгим вегетарианцем он не был. Франциск выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них и, по возможности, выпускал их на волю. Так он спас нескольких диких голубей, которых несли продавать на рынок, а однажды воскликнул: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне, издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он ощущал себя сопричастным всякой без исключения твари. Одно из народных преданий повествует о том, как святой Франциск уговорил селян кормить разорявшего их стада волка (вместо того, чтобы убить его), предварительно взяв с того клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.

 

115-219x300.jpg

 

За семь веков до Альберта Швейцера святой Франциск убирал червяков с дороги, дабы они не попали случайно под чей-то сапог или колесо. В любой из живых форм он прозревал элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких растений, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ», по-своему предвосхищая идею современных заказников дикой природы.

 

Франциск был твердо убежден, что природа имеет ценность сама в себе, а не только в силу ее «полезности» для человека: ведь и она тоже сотворена Богом и возлюблена Им. Таким образом он предварил краеугольный принцип экологической этики, разрабатываемой современными экофилософами. Святой не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево — символ того, на котором был распят Сын Божий.

 

По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимодополнения, взаимозависимости. Природа значима не только благодаря своей «нужности» человеку, но, прежде всего, благодаря многочисленным формам благожелательного присутствия в ней Бога. Отсюда — и наложенная на человека обязанность любовного отношения к окружающей среде, заботы о ней.

 

 

Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии всего сущего, как и в радости, возбуждаемой фактом этого присутствия в душе человека, в желании человеческого сердца прославлять великое дело Божия творения, в котором единство не поглощает множественности существ, но щедрость Господа проявляет себя в их индивидуальности.

 

Последние годы жизни и кончина святого

 

За два года до своей кончины Франциск Ассизский чудесным образом приобрел стигматы — знаки пяти ран на теле распятого Иисуса (две на руках, две на ногах — следы от гвоздей, и одна в боку — след от копья).

 

Во сне святой Франциск увидел светящийся крест, к которому его привязали воины, так что он не мог ни говорить, ни сопротивляться, ибо его члены ему не повиновались. И вдруг он почувствовал сильнейшую боль, после чего лишился чувств и более ничего не помнил. Когда же наутро святой проснулся, боли не было, но на его теле открылось пять ран, которые немного кровоточили.

 

Франциск принял происшедшее со смирением и возблагодарил Господа, считая, что Бог, отметив его таким образом, одобрил его деяния.

 

pic0097_1024-280x300.jpg

 

В последние два года жизни Франциск испытывал тяжкие физические страдания, но при этом в полной мере сохранил свое поэтическое воззрение на мир. Главным же содержанием его поэзии всегда была трепетная любовь ко всякой твари.

 

Святой из Ассизи продолжает кормить зимой пчёл медом и вином, уносить с дороги червяков, чтобы их не раздавили… Он выкупает ягненка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огня», когда ему делают прижигание, не причинять слишком много боли…

 

Весь мир, со всеми его живыми существами и стихиями, обратился для Франциска в одну большую любящую семью, имеющую одного Отца и единодушную в любви к Нему. Из этого мироощущения излилась великая поэтическая «Хвала» Господу и всему творению Его во главе с «господином братом солнышком».

 

Вместе с тем Франциск понимал, что его уход близок, а потому почти всё свое время отдавал общению с людьми, проповедуя, беседуя, увещевая, наставляя…

 

35-254x300.jpg

 

Последние дни его земной жизни были полны мучений, но страдания плоти были отчасти облегчены ему заботливым уходом св. Клары и его собственным возвышенным настроением. Франциск добавил к своей «Хвале» еще одну строфу с прославлением «сестры нашей, телесной смерти», и, не только как монах-аскет, но и как поэт, подвел итог всему словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко». Святой Бедняк из Ассизи скончался

 

4 октября 1226 года в Порциункуле, местечке вблизи его родного города, в котором он когда-то начинал свой духовный путь, восстанавливая своими руками заброшенную церковь Св. Дамиана.

 

10668825_627388704040330_9051518324440393807_o-1024x768.jpg

 

Уже два года спустя он был канонизирован Папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора во имя нового святого; но не так желали почтить память «Ассизского Бедняка» иные близкие его сердцу сподвижники — и однажды ночью брат Леон с некоторыми другими братьями, опрокинул и разбил столб с кружкой, поставленный генеральным настоятелем Илией для сбора пожертвований на построение храма Св. Франциска. Так на могиле Апостола мира разгорелась борьба, в которой столкнулись разные интерпретации завещанного им идеала, и этой борьбой было наполнено всё XIII столетие, да и в дальнейшем чувствовались ее отголоски, тем более, что основанное Франциском духовное движение охватило широчайшие народные массы и стало одним из самых многочисленных за всю историю Церкви. В настоящее время три действующих во Вселенской Церкви и исполняющих в ней важное служение монашеских Ордена считают своим основателем св. Франциска.

 

Assisi_San_Francesco_BW_2-1024x683.jpg

 

Могила святого находится в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи в монастыре Сакро-Конвенто.

 

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

310251150_5605217266211039_4189903142162548949_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=ErdFzm6Ui5AAX94cXxr&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT99WbaW_hlpJ51H6blT_bDaD09Dcvr36uUc4v4jwZ8sjw&oe=633FD054

 

Стигматы святого Франциска

 

17 сентября — годовщина получения св. Франциском стигматов на горе Ла Верна

 

Франциск Ассизский стал первым святым, получившим дар стигматов. И надо сказать, что практически сразу появились те, кто увидел в его ранах нечто еретическое. Ведь для многих сект того времени было свойственно нанесение телесных увечий.

 

Папам пришлось встать на сторону Ассизского Бедняка, который открыл новую страницу в мистическом опыте Церкви. В период с 1237 по 1291 год были выпущены не менее девяти булл, утверждавших истинность опыта Франциска. Первые три из них написаны папой Григорием IX, покровителем францисканцев, причислившим в 1228 году Серафического Отца к лику святых.

 

11 апреля 1237 года Григорий IX обнародовал буллу Usque ad terminus, в которой критикует чешского епископа, цистерцианца, запретившего в своей епархии всякие изображения св. Франциска со стигматами. Этот епископ, обращаясь к пастве, говорил о том, что только Сын Предвечного Отца мог взять на Себя грехи человечества, поэтому и раны на Его теле, знамения Его страданий, не могут быть разделены с кем-то, и что стигматы – это нечто, противоречащее христианской религии. В свою очередь Папа Григорий IX писал о стигматах св. Франциска, как о великом и единственном чуде (grande ac singular miraculum). В 1255 году Папа Александр IV повторит эти слова.

 

Скептическое отношение к стигматам бытовало вплоть до середины XVI века. Вначале противниками францисканцев в этом вопросе были доминиканцы, но постепенно произошли изменения в их взглядах. И в последствии им самим пришлось защищать св. Екатерину Сиенскую, также наделенную даром стигматов.

Францисканский историк бр. Мариано да Фиренце, OFM в своем «Диалоге Святой горы Ла Верна», написанном в 1522 году, все еще отстаивает реальность и уникальность стигматов. Он не соглашается с утверждением, которое к тому времени получило распространение (и надо сказать, многие используют этот довод до сих пор), что еще апостол Павел был наделен даром стигматов. «Пусть никто больше не причиняет мне беспокойства, ибо ношу я на теле своём раны Христовы», — пишет апостол, обращаясь к галатам (Гал 6,17). «Раны Христовы» и принимают за стигматы. Брат Мариано да Фиренце говорит о том, что Павел использовал образное выражение, в то время как Франциск был наделен реальными ранами на теле.

 

Неприятие в церковной среде идеи стигматов было связано в первую очередь с необразованностью простых прихожан. Современник брата Мариано пишет о том, что миряне, по большей части женщины, не умеющие читать, основывают свою веру на изображениях и объяснениях, которые даются во время проповеди. У них нет возможности вникать в богословские объяснения, зато есть склонность к экзальтации. Не зря еще в XIII веке спор Папы с епископом был вызван именно появлением изображений стигматизаиции св. Франциска.

 

Скорее всего, первым письменным свидетельством стигматов Серафического Отца следует считать Epistola encyclica, послание брата Ильи от 3 октября 1226 года, извещающие братию о смерти святого. «Я возвещаю вам великую радость. Мир никогда не видел такого чуда, — пишет брат Илья. – Незадолго до смерти наш брат и отец ощутил себя сораспятым, приняв на своем теле пять ран, истинные стигматы Христовы».

 

Но, без сомнения, самое четкое и подробное описание стигматов св. Франциска дает Фома Челанский. Именно на него будут опираться большинство художников, создавая многочисленные изображения стигматизации. Его же нередко используют современные ученые, пытаясь объяснить причину возникновения пяти ран.

Так в 1935 году доктор Эдвард Гартунг писал, что св. Франциск умер от осложнений, вызванных малярией. Болезнь глаз была идентифицирована им как трахома, хроническое воспалительное заболевание глаз, которое современная медицина лечит антибиотиками. Малярию Ассизский Бедняк привез, скорее всего, из Святой Земли. Четыре дня сильной лихорадки вызвали резкое ухудшение состояния здоровья Франциска. Малярийные паразиты, которые и являются истинной причиной заболевания (они легко передаются от комара к человеку) спровоцировали разрушение печени, селезенки и, вероятнее всего, желудка. Это причиняло сильную боль и вызывало появление кровоизлияний на коже пурпурного цвета. Кровоизлияния происходили симметрично. Только, следуя логике американского врача начала прошлого века, получается, что Франциск должен был весь покрыться пурпурными точками и пятнами. В то время как в житии Фомы Челанского четко говорится о пяти ранах. Мало того, фиолетовые пятна – это внутренние кровотечения, которые не имеют вида открытой раны. Так что, даже если диагноз был поставлен верно, он не дает «научного» объяснения дару стигматов.

 

В истории Церкви есть множество случаев получения стигматов. Интересно, что, согласно исследованиям историка Эдварда Харрисона, соотношение женщин, наделенных этим даром, и мужчин было 7 к 1. Только в последние сто лет оно изменилось и стало 5 к 4.

 

«В средние века, — пишет Харрисон, — верующие, не имея возможности частого причащения, стремились приблизится ко Христу, разделить Его страдания. Стигматы – сораспятие Христу. Поэтому столько мирян были наделены этим даром, а священники, совершающие Евхаристию, напротив, относились к стигматам с большим скепсисом и даже резким неприятием». Тем не менее, статистика говорит не в пользу этой гипотезы. Количество священников, наделенных даром стигматов, растет.

 

Так что этот дар так и остается неразгаданной тайной.

 

Анна Гольдина

 

Рускатолик.рф

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...
Святой Франциск, молись о нас!
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

244205992_3095453420739561_8240732432379209600_n.jpg?_nc_cat=100&ccb=1-7&_nc_sid=0debeb&_nc_ohc=PWLT2M5-I1MAX8hiAH4&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT_PMiNLUKN8mz3khP-d-CG6XYMMjzEHfY1QGkX3h-C4oA&oe=6341296F

 

Транзитус с московском Кафедральном соборе. Полностью альбом здесь

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

309438316_5606885872710845_363046348436988592_n.jpg?_nc_cat=106&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=iXULOujwBLQAX_ymhJB&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT9Zcsai6X1lsLdCmv9jBrOJz1uywapjiiT74kWJlWSZTQ&oe=6340B8BE

 

4 октября — св. Франциск Ассизский

 

Сегодня торжество св. Франциска. Давайте еще раз вспомним, кто такие святые. Это те, кто напоминают нам о чудесных путях действия Божия в этом мире. Они являют нам пример мужчин и женщин, которые откликнулись на призыв Бога, не побоялись отдать Ему всего себя, наполнить свое сердце Им. Эта любовь сделала их орудиями мира и добра. Они вдохновляют нас на непростом пути следования за Христом. Из их уст мы вновь и вновь слышим Благую Весть.

Святой Франциск был одним из таких глашатаев Истины. Он родился и вырос в Умбрии в трудное время распрей и крестовых походов. Тогда было много ересей и мало католиков, всем сердцем любивших Бога. В юности он мечтал о рыцарской славе. Будучи сыном богатого торговца, он с удовольствием кутил и безобразничал. Был ли Бог в его жизни? Конечно, но Ему отводился самый дальний уголок сердца Франциска.

 

Пережив обращение, Франциск начинает ходить по улицам родного Ассизи и призывать людей к покаянию. Сначала всем кажется, что пылкий юноша сошел с ума. Он отправляется служить прокаженным и это еще больше отдаляет его от простых обывателей. Должно пройти немало времени, чтобы люди услышали его слова и поверили в его искренность, чтобы у него появились братья. А потом к нему присоединилась св. Клара и с ней возникла община Бедных Дам. Люциус и его жена, последовав за Франциском, положили начало Ордену мирян.

 

Проповедь и духовность Франциска были и остаются весьма простыми. Он увидел в унижении и страданиях Христа знаки Божьей любви к человечеству. И осознал, что только такая великая любовь может сделать по-настоящему богатым. Бог избрал бедность и слабость, став человеком и приняв ужасную смерть на кресте, и Франциск всеми силами пытался выразить Ему свою благодарность и любовь. Он воспевал Ему хвалу и стремился служить ближним. Франциск называл себя трубадуром великого Царя и, проповедуя, стремился рассказать людям о Божьей любви и призвать их жить праведно, отвернуться от греха и порока. Он напоминал о славе, которая ждет тех, кто любит Бога и ближнего. Он призывал творить покаяние, чтобы никого не постигло наказание, но все могли встретить любовь Бога.

 

Сам Франциск доверял Богу, как ребенок доверяет своим родителям. В Боге он видел источник всякого блага. Воспевая природу, он воспевал все, что напоминало ему о Боге. Животные не боялись Франциска. Он говорил с ними, проповедовал птицам, сумел договориться с ужасным волком, державшим в страхе целый город. И все потому, что святость Франциска достигла той точки, когда происходит восстановление первоначальной гармонии в отношениях между Богом и человеком, человеком и всем творением, гармонии, которая была в Эдемском саду.

 

Возлюбив Крест, Франциск не боялся испытаний и невзгод, видя в них вехи на пути спасения и духовного роста. В юности он любил похвалиться богатством. Встреча со Христом преобразила его, и он восхвалял Крест, через который в мир пришло спасение. Молясь и созерцая страдания Христовы, принятые ради любви к отвергшему Его человечеству, Франциск получил дар стигматов.

 

Но самым главным в его радостной и простой проповеди было желание примирить врагов, примирить людей с Богом, вдохновить их любить Бога, повиноваться Церкви. И именно этим он перестроил Церковь, превращая людей, которые были еретиками или просто забыли о Боге, в верных католиков, ищущих Бога.

Давайте последуем примеру святого Франциска. Увидим в Боге источник всего, что есть прекрасного в этом мире, Отца, который любит нас и ждет. Давайте смиренно признаем, что мы нуждаемся в Его любви, поддержке, заботе и прощении. Давайте признаем, что мы нуждаемся в Его Церкви, чтобы иметь поддержку и суметь в полной мере раскрыть свою веру. Давайте еще раз вспомним о таинствах. Особенно о Таинстве Примирения и Евхаристии, как месте особой встречи с Богом. Давайте, подобно Франциску, с любовью и благодарностью будем созерцать страсти Христовы и тогда наши собственные проблемы, трудности и испытания перестанут приносить нам такие страдания и мы увидим, что на самом деле это вехи на пути к спасению. Давайте, как Франциск, будем нести мир другим людям, стремиться исполнять волю Божию и видеть Его присутствие во всем творении.

 

о. Кристофер Джаффрей OFM

 

По материалам: gaffrey.blogspot.ru

Перевод: Анна Гольдина

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...

5davrCaceXQ.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=33c8f7e94ae6a46f37f0eb4492e1b894&type=album

 

Сегодня годовщина канонизации святого Франциска Ассизского.

Менее чем два года после кончины, 16 июля 1228 года, Франциск был причислен к лику святых католической церкви. Канонизация была проведена приятелем Франциска папой Григорием IX. Церемония проходила перед церковью Святого Георгия в Ассизи (сегодня это базилика Святой Клары). В праздновании принял участие, в частности, король Иерусалима, который незадолго до своей смерти вступил в орден францисканцев.

 

UmIxfFvHqLE.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=13e9c1655696da4c2e2c451ac4e76e88&type=album

 

MRjEBcoV5xs.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=2180b1cd40a7ff655ecdb02fde665213&type=album

 

ZQBLdWB2LZQ.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=e1ee3c6408a20bda6641c7dbff1dea57&type=album

 

RwXTrqS9qg0.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=c02329e87f33801ff9065ab141527815&type=album

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

pLhEs_eRHdc.jpg?size=288x368&quality=95&sign=b0fbd649e5c2df2d1a751a53c930ad5b&type=album

 

3 октября 1226 года скончался св. Франциск Ассизский (Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне, род. в 1181 или 1182 году), учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев (1209). Знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества.

----

Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни; находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно, это изображение текст

Тайна Боговоплощения в духовности святого Франциска

Святой Франциск говорил: «Когда однажды я встречусь с императором, то попрошу его издать всеобщий указ, чтобы на Рождество Христово, в день столь великого торжества, все, кто может, рассыпали по дорогам зерно и пшеницу, чтобы накормить птиц» («Второе житие» Фомы Челанского, 200).

Св. Франциска нередко называют мистиком Боговоплощения. Это подтверждает и подчеркивает, насколько важное место в духовности святого занимает эта божественная тайна. Исследователи францисканской духовности отмечают, что, в отличие от ересей своей эпохи (например, катаров, считавших человечество Христа только видимым), св. Франциск обращал пристальное внимание своих братьев на чудо, которое его восхищало: Бог принял человеческое тело. Он учил склоняться над Иисусом в яслях и целовать Его раны на кресте, а окружающий нас мир — воспринимать как среду, в которой Божий Сын жил и совершал Свои спасительные деяния.

Говоря о роли, которую, согласно первым францисканским биографам, играла тайна Боговоплощения для св. Франциска, стоит обратить внимание на термин incarnatio. Сам Франциск его не употребляет, да и на более чем полутора тысячах страниц латинского оригинала «Истоков францисканства» его можно встретить лишь однажды — в «Первом житии» Фомы Челанского: «[Франциск] погружался в глубочайшее размышление, вспоминая Его слова и в пристальном раздумье перебирал Его деяния. Особенно же занимали его мысли смирение Воплощения (incarnationis humilitas) и любовь,явившаяся в Страстях, так что едва ли он желал думать о чем бы то ни было другом».

Тот же автор в «Житии для чтения в хоре» (Legena ad usum chori) писал: «С величайшим благочестием [Франциск] предается размышлению над всем, что соделал Христос, будучи во плоти, и становится настолько внимательным к каждому [из Его деяний], что ни одно из них не ускользает от его памяти».

Как можно заметить, в этих высказываниях автор выражает результат своих наблюдений относительно того, что созерцание тайны Боговоплощения являлось корнем духовной жизни Франциска. Причем «Боговоплощение» может означать в данном случае не только само пришествие Бога во плоти в этот мир, но также и все, что Христос соделал во время Своей жизни на земле.

Суть интерпретации Франциском тайны Боговоплощения- хотя и без использования этого термина — выражена в его словах, обращенных к кардиналу Гуголину и зафиксированных в двух сочинениях «Истоков францисканства» — «Зерцале совершенства» (Speculum perfectionis) и «Ассизском сборнике» (Compilatio Аssisiensis😞 «Будучи Господом всего, Он ради нас благоволил стать рабом всех, и, хотя был богат и славен в своем величии, пришел бедным и презренным в нашем унижении». Приняв наше человеческое естество, Сын Божий, явивший миру Отца, стал одним из нас, — Братом, «столь возлюбленным, благоугодным, смиренным, умиротворяющим, милым, любезным и более всего желанным» (св. Франциск, «Послание к верным» (первая редакция) 1, 13).

Как из сочинений святого, так и из «Истоков францисканства» следует, что Франциск соединял видение Божией благости, нисходящей на землю и делающей всякое творение добрым и достойным уважения, с видением Бога как снисходящей Любви. Эта Любовь явила себя во всей своей полноте в Воплощении Божия Сына, который пришел на землю, чтобы принести в жертву за весь мир самого Себя и вернуть творению первоначальную благость, утраченную вследствие греха. Во Христе Всевышний явил себя как смиренную и нищую Любовь среди людей.

Эта великая тайна указала Франциску путь ответа, который может дать человек на безграничную любовь Божию. Как свидетельствуют первые францисканские биографы, святой проповедовал всякому творению Христа, для Которого земля стала средой, в которой Он совершил наше спасение. Одновременно с этим, пылая божественной любовью, Франциск буквально везде находил следы Христа и с огромным трепетом и любовью относился к каждому творению и предмету, в которых мог найти подобие Сына Божия. Как пишет св. Бонавентура, «те творения, которые по своей сущности представляли благость Христа и те, которые в Священном Писании были Его фигурой, Франциск любил крепче и с огромной нежностью» («Малое житие» (Legenda minor) III, 6).

При чтении сочинений св. Франциска создается впечатление, что из событий земной жизни Спасителя с наибольшим благоговением он относился к тайне Креста и Страстей Господних, которые принесли спасение миру. В то же время, первые францисканские биографы неоднократно подчеркивают, что сердцу мистика Боговоплощения было ближе всего Рождество Христово. «Блаженный Франциск отличался большим благочестием по отношению к тайне Рождества Господа, чем к каким бы то ни было другим торжествам Господним», — говорится в «Ассизском сборнике». Согласно Фоме Челанскому, Франциск «считал, что это — праздник праздников, ибо тогда Бог, став младенцем, почил у груди человеческой» («Второе житие», 199).

Тексты «Истоков францисканства» позволяют однозначно утверждать, что для Франциска Рождество Христа — когда Слово стало Плотью — не просто носило спасительный характер, но было главным событием в земных деяниях Спасителя. «Ассизский сборник» содержит именно такое объяснение особого почитания Франциском торжества Рождества Господня: «Так он поступал потому, что — по его мнению — хотя Господь совершил наше спасение и другими своими делами, но однако именно потому, что он родился, стало несомненным наше спасение». Именно поэтому — по мнению автора «Зерцала совершенства» — Ассизский Бедняк считал Рождество днем, в который каждый христианин должен ликовать в Господе.

В жизни Франциска, описанной его учениками, почитание тайны пришествия Христа в этот мир находило разнообразное выражение. Самым известным из них, пожалуй, является празднование Рождества в Греччо в 1223 г. Это было своеобразное наглядное Евангелие, положившее начало рождественским вертепам и мистериям.

Некоторые проявления «рождественского благочестия» Франциска просто умиляют своей спонтанностью и детской наивностью. Например, во «Втором житии» описывается, как Божий Простачок разрешил проблему пятничного поста в Рождество. "Когда встал вопрос о воздержании от мясной пищи в Рождество, — пишет Фома Челанский, — поскольку праздник выпал в пятницу (dies Veneris — день Венеры), он ответил брату Морико, говоря: Брат, ты грешишь, называя днем Венеры день, в который родился Младенец Иисус. Я хочу, чтобы в столь великий день даже стены вкушали мясо, а раз они этого сделать не могут, то их надо натереть им хотя бы сверху!".

Тем не менее, эти и подобные жесты имели глубокие духовные и мистические корни. Франциск видел, что в Своем Сыне Бог дал людям возможность вновь обрести утраченную из-за греха связь с Творцом и с другими творениями, а также шанс вновь оказаться в огромной семье, каковою был задуман этот мир. Именно поэтому святой был убежден, что нужно сделать все необходимое, чтобы в праздничной радости в день Рождества Христова вместе с людьми участвовали и другие творения.

Мистик Боговоплощения хотел, чтобы в знак обретения братских уз человека с другими Божиими творениями из любви к Тому, кто дал нам Самого Себя, каждый проявлял «радостную щедрость по отношению не только к бедным, но также и зверям и птицам» («Ассизский сборник», 14). Он даже обдумывал, как — учитывая величие воспоминаемой в празднике Рождества тайны — этому немудреному знаку любви придать «официальный статус». Фома Челанский пишет: «Он говорил: Когда однажды я буду говорить с императором, то попрошу его издать всеобщий указ, чтобы в день столь великого торжества все, кто может, рассыпали по дорогам зерно и пшеницу, чтобы накормить птиц» («Второе житие», 200).

Таким образом, путь, который указал Ассизскому Бедняку Иисус — Воплотившийся Бог — вел его в глубину тайны Божиих творений, с которыми он не только нашел братскую общину, погруженную в Тайну Воплощения и Искупления, но также и открыл корни миссии примирения людей между собой и человека с природой во Христе.

Мир и Добро

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

dWUd6_MnELk.jpg?size=1920x1280&quality=95&sign=da10d511d2608983591601b94b4a4442&type=album

 

Transitus – богослужение воспоминания блаженной смерти св. Франциска Ассизского в Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия в Москве.

 

3 октября 1226 года Франциск умер неподалеку от итальянского города Ассизи. Через 2 года он был причислен к лику святых. Днем его литургическои? памяти стало 4 октября. С тех пор накануне этого дня вся Францисканская семья собирается, чтобы принять участие в богослужениях Транзитуса, введенных Папои? Григорием IX и не исчезнувшим из практики Церкви до сих пор.

 

Ссылка на альбом:

https://vk.com/album549864182_287170870

Ссылка на трансляцию мессы и проповедь с 39'08:

https://m.youtube.com/watch?v=mGyslPJ9uDQ

 

Текст и фото Ольги ХРУЛЬ

 

5lIhHqU2knw.jpg?size=1920x1280&quality=95&sign=5220a092af24ada469876954883f06a5&type=album

 

oP-moedFHKg.jpg?size=1920x1280&quality=95&sign=40c64a643e9aa968812c2741169b6d3f&type=album

 

oKSGGOUYiEo.jpg?size=1920x1280&quality=95&sign=a64ab3a311bcc4ec3983d737063417fc&type=album

 

7lV8mnby_mI.jpg?size=1920x1280&quality=95&sign=86fdf5f39332350b7c3a6fecce7ec86e&type=album

 

yjyGbCauGdI.jpg?size=1920x1280&quality=95&sign=dd414e491d2149bf4a88db3dd18a4d32&type=album

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Богослужение Исхода Св. Франциска в вечность, из монастыря Св. Антония в Санкт-Петербурге

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Свидетельство Алексея Клименко, протестантского пастора христианской миссии "Новая жизнь" и переводчика книг о. Генри Нувена

 

Сегодня день св. Франциска, человека раскрывшее нам любящее, щедрое и красивое сердце Бога. В сентябре, мы чудесно во всех смыслах, доехали до Ассизи и прожили там 3 дня. Мне было важно, побыть в этом особенном месте, чтобы набраться сил и мудрости, чтобы жить в наши непростые времена. По моему мнению, этому миру как никогда, нужны достаточно сумасшедшие люди, чтобы любить и своей радикальной добротой исцелять мир.

 

Я был тронут красотой природы этих мест, наверное именно поэтому Франциск и написал свой знаменитый гимн творению и радушной простоте маленького монастыря на отшибе Ассизи, в котором святой начинал и закончил свое земное служение. Обычно, все ходят в большой белый храм, где фрески Джотто.

 

Если образно передать атмосферу вокруг монастыря, то это любящая доброта, как на фото. Меньше часа до закрытия монастыря для посетителей, вход в церковь, священник сидя на полу спокойно и с чувством рассказывает молодежи о Боге и Его слуге Франциске. А мы туристы, стараемся не мешать этому важному событию.

 

На следующий день, я приехал к монастырю в 6ть утра встретить восход солнца, все было закрыто. Как вдруг я увидел дежурного монаха, который без всяких проблем открыл для меня церковь, где я смог сделать то, за чем собственно и ехал в Ассизи, одному побыть в тишине и послушать Бога, который вдохновил с. Франциска. Затем на мою радость, собрались монахи и монахини и я побыл на раннем богослужении в старом монастыре.

 

Пение гимнов на мелодичном итальянском языке, суровая простота церкви, в которой практически ничего нет, но есть трепет и любовь креста и любящего сердца Бога. А вокруг дивная красота природы. Простота, открытость и доброта монахов. Эта комбинация, пробирает до костного мозга и расставляет все на свои места.

 

«Нам следует не мудрствовать по плоти, но более заботиться о том, чтобы быть простыми, смиренными и чистыми. Никогда не следует нам желать оказаться выше других, но — быть слугами и подданными всякого человека, Бога ради. И на тех, кто станет так поступать и крепко будет стоять в этом, почиет Дух Господень и сотворит Себе у них пристанище и обитель. Они будут сынами Отца Небесного, дела Которого творят. Господу же нашему Иисусу Христу они — обручники, братья и матери.»

Послание святого Франциска к верным

 

Пережитое мной в Ассизи, питает душу в наши трудные времена, ведь именно в такие времена, в мире появился св. Франциск. И своим служением поставил церковь и мир вокруг с головы на ноги.

 

Alexey Klimenko

 

 

OPay1duvqyo.jpg?size=1280x721&quality=95&sign=22498cc815d24a2f643de3552f7b2c21&type=album

 

Ze93SMQmDo4.jpg?size=1280x721&quality=95&sign=4f303fbebb7fd81d74b9282d1426ece6&type=album

 

D6SbShWozTM.jpg?size=1280x721&quality=95&sign=3ba4a95af1d508c9974cb10bcb158535&type=album

 

8qW_EZljY6M.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=27e3d35029dd50fb0c79b5b33d27f887&type=album

 

77r4LAB5WBI.jpg?size=960x1280&quality=95&sign=a546fa13e414017713656b049bed1b0f&type=album

 

Qld31FNF5Lo.jpg?size=960x1280&quality=95&sign=ebaafa33b58965e1774bc374cb1a0ea9&type=album

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

r0GH7A7xhyY.jpg?size=604x604&quality=95&sign=cb0cce7016c1f2b87c095f4cb3e71189&type=album

 

"Я взял его имя как путеводитель и вдохновение в минуту моего избрания Епископом Рима. Уверен, что Франциск – самый выдающийся пример заботы о слабом и образец интегральной экологии, переживаемой радостно и искренне. Он – святой покровитель всех тех, кто ведет исследования и работает в сфере экологии, его любят и многие нехристиане. Он проявлял особое внимание к творению Божию и к самым бедным и отверженным. Он любил и был любим за свою радостную, щедрую самоотдачу, за вселенское сердце. Он был мистиком и странником, жившим просто, в чудесной гармонии с Богом, с другими, с природой и с самим собой. В нем можно увидеть, до какой степени неразделимы забота о природе, справедливость к бедным, служение в обществе и внутренний покой.

 

Его свидетельство демонстрирует нам и то, что интегральная экология требует открытости к категориям, превосходящим терминологию точных наук или биологии и связывающим нас с сутью человеческого. Как бывает, когда мы влюбляемся, так и Франциск, всякий раз глядя на солнце, луну, самых маленьких животных, начинал петь, привлекая к своей хвале все прочие создания. Он вступал в общение со всем творением, проповедовал даже цветам и «призывал их восхвалять и любить Бога, словно то существа, одаренные разумом». Его реакция была намного больше, чем интеллектуальное восхищение или экономический расчет, потому что для него любое создание было сестрой, соединенной с ним узами любви. Поэтому он ощущал себя призванным заботиться обо всём сущем. Его ученик святой Бонавентура рассказывал, что Франциск, «считая, что у всего общее происхождение, чувствовал себя преисполненным еще бОльшим благоговением и называл творения, сколь бы они ни были малы, братом или сестрой». Эту убежденность нельзя недооценивать, считая иррациональным романтизмом, поскольку она влияет на выбор, определяющий наше поведение. Если мы приближаемся к природе и окружающей среде без подобной открытости к изумлению и чуду, если мы больше не говорим на языке братства и красоты в наших отношениях с миром, то наши поступки окажутся поступками господина, потребителя или простого эксплуататора природных ресурсов, неспособного ограничивать свои сиюминутные интересы. Напротив, если мы ощутим себя тесно связанными со всем, что есть в мире, то из этого самопроизвольно родятся умеренность и забота. Бедность и суровость святого Франциска не были лишь внешним аскетизмом, но были чем-то намного более радикальным: отказом сделать из реальности всего лишь объект для использования и господства.

 

С другой стороны, святой Франциск, верный Священному Писанию, предлагает нам видеть в природе великолепную книгу, в которой Бог беседует с нами и передает нам нечто от Своей красоты и Своей благости: «Ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем 13, 5), и «вечная сила Его и Божество от создания мира созерцаемы и постигаемы через совершенные Им деяния» (Рим 1, 20*). Поэтому он просил, чтобы в монастыре всегда оставляли часть огорода не возделанной, для того чтобы те, кто будет любоваться произрастающими там дикими травами, могли возносить мысли к Богу, Творцу такой красоты. Мир – это нечто большее, чем проблема, требующая разрешения; это радостная тайна, которую мы созерцаем с веселием и хвалой."

 

© Папа Римский Франциск, Энциклика "Laudato si’", 10-12.

 

 

Ольга Хруль

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

J7bjLgU_sdA.jpg?size=933x1001&quality=95

3 октября 1226 года скончался святой Франциск Ассизский (Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне, род. в 1181 или 1182 году), учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев (1209).
Знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества.
----
Братья-францисканцы приглашают сегодня, 3 октября, в 19:45 в Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Transitus, Богослужение Воспоминания блаженной кончины святого Франциска Ассизского.
Ольга Хруль

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Анатолий и Франциск. Фрагменты жизни петербургского бездомного, который однажды решил сделать фильм о святом Франциске. 

https://vk.com/video658172588_456239069

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

UKmUE_zbm2k.jpg?size=2560x1707&quality=9

3 октября 1226 года Франциск умер неподалеку от итальянского города Ассизи. Через 2 года он был причислен к лику святых. Днем его литургической памяти стало 4 октября. С тех пор накануне этого дня вся Францисканская семья собирается, чтобы принять участие в богослужениях Транзитуса, введенных Папой Григорием IX и не исчезнувшим из практики Церкви до сих пор.
Через три года мы будем отмечать 800-летие этого события.

"Дорогие братья и сёстры!
Мир и добро!
Cегодня мы собрались, чтобы праздновать Transitus - память перехода нашего Святого отца Франциска c этого света в вечность.
Мы намеренно избегаем при этом слово смерть, хотя именно о Cмерти идёт речь. И это для того, чтобы подчеркнуть, что для Франциска не было это концом жизни. Некая точка. Но скорее двоеточие.. Встреча с сестрой, которая должна была вести его в новую, таинственную реальность.
Мы пытаемся каждый год сопровождать его в этой вершине его жизни как его братья и ученики.
Желаю нам всем, чтобы мы вдохновились этим способом перехода для всех наших Cмертей, когда нам приходится вступить в новые реалии, как, например - старение, болезни, потеря близких и так далее.
Хочу Вам передать приветствие от отца Карлоса -112 приемника самого Франциска в роли предстоятеля нашей общины, который в эти дни находится в Ассизи, там, где бьётся сердце нашего ордена.
И благословит и хранит Вас Бог!" -
обратился к присутствующим на богослужении Transitus отец Томаш - генеральный ассистент в Ордене францисканцев, представитель Генерала Ордена.

В храме завтра ещё остаются мощи Святого Франциска в память и Торжество Святого Франциска.


4 октября все францисканцы едут в Санкт-Петербург, чтобы присутствовать на торжественном принесении обетов брата Сергея Анохина.

Ольга Хруль

_fQV7s5lmQ4.jpg?size=1440x2160&quality=9

dIIeOV4q7HU.jpg?size=1440x2160&quality=9

S-E6WxngKdw.jpg?size=2560x1707&quality=9

_49n5HCIETQ.jpg?size=2560x1707&quality=9


 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сергий Радонежский и Сан Франческо д'Ассизи: краткое сравнительное  жизнеописание | Прогулки по Италии

Сергий Радонежский и Франциск Ассизский

Статья академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, опубликованная в журнале "Наука и религия". 1992 г.

image.jpeg
     

В данной статье меня интересует типологическое сравнение двух наиболее значительных фигур Предвозрождения, итальянского и русского: Франциска Ассизского и Сергия Радонежского. Обоих характеризует стремление к уединению и к уединенной молитве, нищета, частичный отход от официальной церкви, общение с природой и т.д.
     Не буду останавливаться на этих чертах святого Франциска, - они общеизвестны. Моя задача состоит лишь в том, чтобы найти сходства и различия в том, что нам известно о Сергии Радонежском. Сходства - в принадлежности к общей эпохе Предвозрождения, впрочем, начавшейся в России несколько позднее, чем в Италии. Различия, очевидно, в национальных особенностях религиозной жизни.
     К сожалению, жизнь Сергия Радонежского известна нам менее подробно, чем жизнь святого Франциска. Житие Сергия Радонежского представляет собой чрезвычайно искусно построенный труд, полный риторических словоплетений, состоящий в основном из восхвалений и богословских рассуждений о значении того или иного факта в жизни Сергия, фактическая же сторона жизни подана более чем скромно.
     Жизнь Сергия отделяет от жизни Франциска почти целое столетие. Родился Сергий примерно в 1314-1322 или 1323 г., умер 25 сентября 1392 г. Хронологический разрыв понятен: культурная жизнь Руси была сильно заторможена татаро-монгольским игом, начавшимся с нашествия орд Батыя в 1237г., продолжавшимся при жизни Сергия и закончившимся только в 1471 г., когда великий князь московский Иван III в присутствии татарского посла изломал изображение хана, бросил обломки на землю и растоптал ногами.
     Как и святой Франциск, святой Сергий выше всего из христианских подвигов ставил нищету, духовное преодоление всех телесных страданий и деятельную любовь ко всему живому - к людям и животным.
     Это их сближает. Но разделяет - отношение к нищете. Сергий Радонежский строго запрещал своей духовной пастве просить милостыню, но требовал подавать милостыню нищим из последнего. Вот что рассказывается в Житии: «Случилось однажды такое испытание, - потому что с испытанием совершается и милость Божья: как-то не было хлеба и соли у игумена, и во всем монастыре истощилась всякая еда. А была заповедь у преподобного игумена для всех братьев такая: если когда-нибудь приключится такое испытание - или хлеба не будет, или кончится всякая еда, - то не выходить за этим из монастыря в деревню какую-нибудь или в село и не просить у мирян нужного для пропитания, но сидеть терпеливо а монастыре, и просить, и ждать милости от Бога. Как братьям он повелевал и заповедовал, так и сам поступал, и терпел, и оставался три или четыре дня без всякой еды».
     Об отношении Сергия к выспрашиванию милости говорит и следующий факт. Однажды, когда Сергий не ел уже три дня, он на четвертый день взял в руки топор и пришел к одному из старцев, живших в монастыре, и сказал: «Слышал я, старче, что хочешь ты сени соорудить перед кельей своей. И я для этого пришел, чтобы руки мои не были праздными, - построю сени тебе». Старец согласился и вынес ему, как плату, заплесневелый и ломаный хлеб. Но Сергий только тогда к нему прикоснулся, когда закончил постройку сеней. Так он показал, что не только подаяние, даже плату вперед брать не хочет...
     Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Это был его христианский подвиг. Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах своих дрова из леса, «и разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям (своей братии), толок зерно и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».
     Составитель Жития подчеркивает, что трудился Сергий для братии - не для себя. Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Это особенно видно по эпизоду, когда Сергий работал на огороде и не был узнан приехавшим ему поклониться крестьянином. Сергий был очень обрадован тем, что поклонник его не мог признать в нем прославленного игумена. Он первым подошел к крестьянину, поклонился ему, поцеловал с большою любовью и похвалил его за то, что гнушался им и был принят крестьянином за нищего, «сироту».
     Главная добродетель Сергия - то, что он труженик. «Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуменом и главой, - пишет автор его Жития. Сама служба в церкви была связана с его собственноручным трудом: «просфоры же он сам пек: сначала пшеницу толок и молол, муку просеивал, тесто месил и квасил. Так, испекши просфоры, служил он Богу от своих праведных трудов, а другому не разрешал никому, хотя очень хотели многие из братьев печь просфоры. Но преподобный старался быть учителем и исполнителем («делателем»); и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».
     Физический труд Сергия был одним из проявлений его хозяйственной деятельности. Впоследствии многие из русских святых были, прежде всего, не только основателями, но и организаторами хозяйства. Таким был, например, Пафнутий Боровский в своем Благовещенском монастыре, игумен Филипп в Соловецком монастыре и даже Иульяния Осорьина, в своем собственном доме. Последняя не была монахиней. В числе главных ее христианских подвигов был труд в ее собственном поместье, от которого кормилась она сама и все ее слуги. Если бы не ее труд, - она не смогла бы оказывать помощь нищим и приходившим к ней голодающим крестьянам.
     Почти сходно отношение Сергия и Франциска к животному миру. Вот один из рассказов его Жития:
«Однажды святой согласно своему правилу бодрствовал и за братию молился, чтобы Господь помог им в трудностях жизни и подвигах. Когда он так молился, уже поздним вечером, услышал он голос, говорящий: «Сергий!». Он удивился необычному для ночи звуку и, сотворив молитву, открыл в келье окошко, желая узнать, чей это голос. И вот узрел он видение чудесное: появился в небе свет яркий, который всю ночную тьму разогнал; и ночь эта озарена была светом, дневной свет превосходившим в яркости. Услышал он вторично голос, говорящий: «Сергий! Ты молишься за своих детей, и Господь моление твое принял. Смотри же внимательно и увидишь множество иноков, во имя святой и живоначальной Троицы собравшихся в твое стадо, которое ты наставляешь». Святой взглянул и увидел множество птиц очень красивых, прилетевших не только в монастырь, но и в окрестности монастырям.
     Согласно древнерусским воззрениям, символ - такая же реальность, как и то, что он символизирует. Птицы были такими же иноками Сергия, как и иноки, чье появление в монастыре они предвещали.
     О том же отношении Сергия к зверям свидетельствует и рассказ Жития о дружбе Сергия с медведем, ежедневно приходившим к нему в течение года. Сергий делился с ним последним куском хлеба. «Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого огорчить и без еды отпустить».
     Характерно, что в обоих чудесах сверхъестественный момент относительно невелик. Это вообще одна из особенностей русских житий святых.
     Сергий Радонежский - один из самых популярных среди русского крестьянства святых. Он был чрезвычайно популярен уже при своей жизни. Это можно объяснить в первую очередь тем, что он был близок народу и своей святой бедностью, и своим крестьянским трудолюбием. Крестьяне были основным населением России и недаром они назывались именно крестьянами, т. е. христианами.
     Даже служение Богу (совершение литургии) соединялось у Сергия с простым, крестьянским трудом. Был он «учителем и исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».
     Сперва крестьянский труд, а потом хозяйственные заботы, особенно основателей монастырей, стали со времени Сергия постоянным элементом благочестивой деятельности русских святых из монахов.
     Могут быть проведены и другие сближения Франциска Ассизского и Сергия Радонежского. Оба, например, в основе своих взглядов номиналисты, при этом не случайно, что Сергий был почти современником новгородского архиепископа Василия - автора послания к тверскому епископу Федору Доброму о земном рае (1347 г.), где Василий утверждает реальность рая в духе учения номиналистов.
     Ученики обоих обращают внимание на народы Востока. Минорит Раймон Лулль добивается открытия факультетов восточных языков в некоторых европейских университетах. В России же ученик Сергия - Стефан Пермский создает в ХIV в. письменность и просвещает народ финно-угорского происхождения – коми-зырян.
     Приведу только один конкретный пример. Уже готовясь к смерти, Пафнутий Боровский стал поучать, как исправить плотину на пруде, которую сам когда-то делал. Автор рассказа о смерти Пафнутия инок Иннокентий пишет, отмечая важность этого события точнейшими данными:
     «В 6985 (1477) году, индикта десятого, после святого и честного праздника Пасхи, в четверг третьей недели, на другой день после Георгиева дня, в третьем часу дня позвал меня старец (Пафнутий - Д.Л.) походить за монастырем. Когда же вышли из монастыря, то пошел он к пруду, который создал многими трудами своими. И вот, когда пришли мы на место за плотиной, увидели ручей, просочившийся под мостом, и стал он меня наставлять, как преградить путь воде...»
     При этом Пафнутий полностью осознает, что приспели ему иные заботы - связанные с тем, что надлежит ему в ближайшие дни умереть.
     Ярче всего популярность Сергия проявилась в истории с нижегородским княжением. Не в первый раз выступал он миротворцем между князьями, но в 1365 г. князь Борис Константинович Суздальский захватил у своего брата Дмитрия Константиновича нижегородское княжение. Дмитрий признавал главенство великого князя московского Дмитрия Ивановича, будущего победителя татар на Куликовом поле. И поэтому вернуть Дмитрия Константиновича на нижегородское княжение было особенно важно. Когда уговоры не подействовали, Сергий по одному своему слову затворил все церкви в Нижнем Новгороде, и Борис вынужден был сдаться. Народ не мог остаться без церковной службы.
     Сила Сергия Радонежского, его слова особенно ярко выступает на фоне того факта, что он решительно отказывается принять сан главы русской православной Церкви. Сергий заявлял: «От юности я не был златоносцем; а в старости тем более желаю пребывать в нищете» и отказался принять от митрополита Сергия золотой «парамандный» крест митрополичий, усыпанный драгоценными камнями. Вот почему великий князь Дмитрий Иванович Московский перед выступлением в поход на хана Мамая приехал к Сергию в обитель и просил благословения. Это благословение необходимо было, чтобы огромная московская рать, большую часть которой составляли крестьяне, почувствовала бы святость предстоящей войны. Это не был очередной поход против войска Золотой Орды - это был крестовый поход христиан. Если права легенда о том, что Сергий дал ратниками Дмитрию, вопреки запретам монашества, двух схимников - Пересвета и Ослябю, то тем самым Сергий с особенной убежденностью показал, что сражение в войсках Дмитрия – святое дело. Могущество нищего-крестьянина было здесь продемонстрировано с особенной убедительностью.
     Различие между святым Франциском и святым Сергием состоит, однако, и в том, что во Франциске мы все время ощущаем силу христианской любви, его улыбающуюся открытость миру – людям и природе. Сергий гораздо «серьезнее». Он делает свое дело без улыбки. Во всяком случае, автор Жития Сергия Радонежского только в немногих случаях отмечает его приветливость, особенно в случае с крестьянином, отказывавшимся признать в нем прославленного игумена. Сергий поблагодарил его за это, обнял и поцеловал.
     Итак, встреча Руси и Италии произошла еще до того, как мы познали друг друга, в эпоху Предвозрождения обнаружились некоторые психологические соответствия: это в Италии Франциск Ассизский и Джотто, а на Руси – это Сергий Радонежский и Андрей Рублев. Обе пары имеют чрезвычайно много общих психологических черт, эти совпадения не сознательные, типологические.
     Затем, в конце XV и в XVI веках наступил период сознательного очарования Италией. Этот период сознательного тяготения России к Италии объясняется тем, что Русь и Россия воспринимали себя как третий Рим. Второго Рима уже не существовало, так как он был не только занят Османской империей, но и отступил, с нашей точки зрения, от православия. И вот первый Рим, обращение к первому Риму было настолько большим, что для строительства главной святыни Московского государства был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, который работал в Москве над Успенским собором, одновременно в своем творчестве отражая идеи Ренессанса и символическую систему успенских храмов, которая была принята на Руси. Московский Кремль строили итальянские архитекторы Марко Руффо и Антонио Солари.
     Таким образом, в Москве создалась своя Италия, свой Рим, отнюдь не похожий на Рим реальный, но такой, который существовал в представлении русских. Это был своеобразный идеальный Рим в преломлении московских государей и московской интеллигенции.
     Затем интерес к Ренессансу перешел в интерес к барокко, потому что барокко приняло на себя в России функции Ренессанса. И здесь огромную роль играли уже Польша и Украина, которые передали нам «школьное» барокко и «веселое» барокко, которое так овладело умами русских в XVI веке.
     В XVIII веке – новое представление об идеальной Италии, которое снова давали главным образом итальянские архитекторы. Это строительство Петербурга. Строительство Петербурга осуществлялось в основном итальянскими архитекторами или теми архитекторами, которые проходили выучку в Италии. Это Растрелли, это Росси, это Кваренги, это Ринальди, это Лукини и многие другие архитекторы. Так же точно происходило и в Москве, и в дворянских усадьбах.
     Санкт-Петербург до сих пор сохраняет обаяние и итальянского города, и вполне русского, т.е. города, который воплотил в себе представление опять-таки о Риме, в первую очередь о Риме идеальном - с огромными площадями, с огромными водными пространствами, со стремлением к будущему и т. д.
     Характерно, что русские помещики, которые строили свои усадьбы в конце XVIII - начале ХIХ вв., представляли себе, что они строят усадьбы главным образом в итальянском духе. Сейчас мы привыкли говорить терминами искусствоведов, что это был екатерининский классицизм, что это был ампир, но на самом деле в представлении того времени это была прежде всего итальянская архитектура, архитектура Палладио, идеальной Италии.
     Одновременно с этим русская культура обладала особой влюбленностью в отношении к Италии. И здесь я могу напомнить довольно хорошо известные работы живописцев, русских поэтов об Италии. Здесь сохраняется все время отношение в высшей степени положительное, но все время меняющееся. Скажем, к концу ХIХ и XX веке неожиданно всплывает вдруг Предренессанс, неожиданно появляются вновь как знамя Италии Франциск Ассизский и Джотто. Это, между прочим, сказывается даже в творчестве Достоевского, который Зосиму своего изобразил не столько даже как Сергия Радонежского, сколько Франциска Ассизского: Иван Карамазов, обращаясь к Алеше, говорит: «Ну, иди, иди к своему патер серафикус». «Патер серафикус» - прозвище Франциска Ассизского.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...