Перейти к содержанию

История русского баптизма


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Первые русские баптисты

 

Мы уже писали о том, что в России сегодня существует большое количество баптистских церквей и союзов, которые находятся в сложных отношениях друг с другом. Эта ситуация возникла не в последние годы, а была характерна для таких церквей с момента их появления на территории России. «Религия сегодня» расскажет о возникновении первых баптистов и том, как они заложили основы современной ситуации в среде российских протестантов.

 

Считается, что первые общины баптистов на территории России начали появляться после отмены крепостного права, когда у крестьян, получивших формальную свободу, появилась тяга к духовным исканиям. Точно датой начала русского баптизма считается 20 августа 1867 года - крещение основателя тифлисской общины Никиты Воронина, которого иногда называют “первым русским баптистом”.

 

Условно дореволюционных русских баптистов можно разделить на Южных и Северных (сами он и так себя никогда не называли).

 

Южные баптисты (на территории Кавказа и современной Украины) были выходцами из общин штундистов и молокан, перешедшими в новую веру при поддержке немецких проповедников. Общины были немногочисленными, не имели зданий и какой-либо официальной документации, поэтому о конкретной деятельности их можно только догадываться. Объединение южных общин произошло в 1884 году, когда был создан Союз русских баптистов Южной России и Кавказа, после революции переименованный в Федеративный союз баптистов СССР.

 

Центр Северных баптистов находился в Петербурге. Их общины состояли и дворянства и собирались в родовых имениях. Основателем Северного баптизма считается Василий Пашков, отставной полковник, принявший новую веру в 1874 году. Он изложил свое понимание баптизма в документе “Исповедание новой веры”. Уже в 1884 году он был отправлен в ссылку, которая не помешала дальнейшему развитию его церкви в России.

 

Северные баптисты занимались не только миссионерством, но и социальной работой (питание и предоставление рабочих мест для нуждающихся). Со временем к движению начали присоединяться представители других сословий. Отличие Северных баптистов было еще и в том, что многие из них практиковали крещение детей и не рвали открыто с Православной церковью, продолжая участвовать в церковных праздниках. Первым объединением северных баптистов стал учрежденный в 1911 году Всероссийский союз евангельских христиан. Союз возглавил и руководил им до 1931 года Иван Проханов.

 

Становление русского баптизма совпало с так называемыми “гонениями Победоносцева”, которые длились в 1882-1905 годы. Перешедшие из православия в другие конфессии подданные Российской империи, вне зависимости от их сословного статуса, подвергались преследованиям. Однако, гонения сыграли свою позитивную роль в распространении баптизма, поскольку верующие, отправленные в ссылку в Сибирь, основывали свои церкви на новых территориях. Послабление случилось перед самой революцией 1905-1907 годов, когда был опубликован указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости».

 

Во время Первой мировой войны преследования возобновились (баптистские церкви стали ассоциироваться с вражеской Германией, среди верующих были распространены пацифистские взгляды) и продлились до февральской революции 1917 года.

 

Продолжение следует...

 

(Телеграм-канал "Религия сегодня")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Считается, что первые общины баптистов на территории России начали появляться после отмены крепостного права, когда у крестьян, получивших формальную свободу, появилась тяга к духовным исканиям.

"Религия сегодня" не упоминает еще об одном факторе: появлении русского перевода Библии, спровоцировавшем всплеск интереса к изучению Писания.

 

Отличие Северных баптистов было еще и в том, что многие из них практиковали крещение детей и не рвали открыто с Православной церковью, продолжая участвовать в церковных праздниках.

Это очень интересно: то же самое я читал в Википедии о штундистах, которые поначалу оставались членами православных общин, собираясь вместе для изучения Библии. У меня сразу возник вопрос: может, Православная церковь что-то упустила, и духовенству стоило поощрять такие кружки по изучению Библии, взяв их под свою опеку?

 

И еще я не совсем разобрался: штундисты и есть первые российские баптисты?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

baptist-kongress-tsaritsyn.jpg

 

Евангельские христиане-баптисты в России: история и современность

 

Россия издревле была страной многоконфессиональной. На пышном древе русского христианства росли не только православные, но и заявляли о себе ростки евангельских вероисповеданий. Среди протестантских течений, возникших на русской почве, первое место по численности ныне занимают евангельские христиане-баптисты.

 

 

Какие причины послужили основным толчком для возникновения баптистского движения в России? Во-первых, это крестьянская реформа 1861 года, проведенная царем Александром II. После отмены крепостного права у мыслящей части населения России резко усилилась тяга к духовным исканиям. “Сдерживаемый крепостным правом в своих духовных правах, народ, почуяв свободу, с жадностью ищет удовлетворения прежде всего своих интересов, – писал епископ Алексей Дородницын. – Он осознал себя как личность, почувствовал прелесть духовной жизни… Это был поворотный пункт в области духа”.

 

Всплеск богоискательства не нашел понимания среди казенно-бюрократической части православного духовенства. Напротив, его реакция была враждебной. Это вызвало чувство глубокой неудовлетворенности по отношению к господствующей церкви со стороны жаждущих активной духовной жизни. “Страстное искание народом духовного обновления после того, как он познал в 1861 году обновление гражданское, встретило на пути религиозной восторженности равнодушие и неразвитость своих пастырей”, – замечал известный общественный деятель Анатолий Кони.

Крестьянская реформа, духовный кризис господствующей церкви и перевод Библии на русский язык всколыхнули интерес к первоисточнику христианской веры среди всех слоев русского народа. Повсеместно – в столичных городах и в отдаленных губерниях – стали образовываться кружки и группы по изучению Библии, в которых появились талантливые народные проповедники. Чисто обрядовый уклад церковной жизни уже не удовлетворял неутомимых искателей Высшей Правды. Они стремились служить Богу в духе и истине, устраивая жизнь по примеру древней первоапостольской церкви.

 

Крупные очаги евангельско-баптистского движения вспыхнули во второй половине 19-го века среди поволжских губерний, на Кавказе, на юге Украины и в Петербурге. В отдаленных районах первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, а в северной столице инициатором движения стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, богатый аристократ В.А.Пашков, графы М.М.Корф, А.П.Бобринский, княгини Е.И.Черткова, Н.Ф.Ливен, В.Ф.Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях.

 

Участникам евангельского движения в народе присваивали всевозможные клички: “штундисты”, “пашковцы”, “сектанты”. Несмотря на некоторые различия в обрядах и формах служения, всех серьезных исповедников Христа объединяло вероучение и мировоззренческие принципы церкви христиан-баптистов. Слово “баптист” вытекает из греческого текста Нового Завета и происходит от “баптисмы”, то есть крещения, или омовения, через полное погружение в воду. Духовные истоки церкви христиан-баптистов восходят к земной жизни Господа Иисуса Христа и связаны с евангельским учением о крещении. “Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мф. 28, 19; Мар. 16,15-16).

 

Баптисты отвергают крещение младенцев, исповедуя сознательное, осмысленное крещение по личной вере при наличии твердых христианских убеждений и действительного отказа от греховного образа жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства. Все христиане равны перед Богом. Пресвитер общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих, конференциях. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении музыкальных инструментов, сердечных мпровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

 

Стремясь воссоздать живой дух христианства первых веков, евангельско-баптистское движение всегда на первое место ставило апостольское служение, то есть широкую проповедь Евангелия. Поэтому с самого начала своего возникновения русские христиане-баптисты известны как поборники духовного просвещения. В далекие и самые глухие районы Российской Империи они в большом количестве доставляли Священное Писание.

 

Все крупные христианские движения неизменно порождали выдающихся духовных деятелей. На небосклоне русского протестантизма наиболее ярко сияют три имени, три самобытные личности: В.А.Пашков (1831 - 1902), В.Г. Павлов (1854 - 1924), И.С.Проханов (1869 - 1935). Петербургский аристократ В.А.Пашков основал в 1876 году “Общество поощрения духовно-нравственного чтения”. Пашков и его сотрудники – граф М.М.Корф, княгиня Е.Г.Черткова, графиня Е.И.Шувалова—на свои средства за восемь лет издали более 200 наименований различных книг и брошюр духовного содержания. Общество выпускало сборники стихов для пения, богословские трактаты, проповеди, назидательные рассказы, а книгоноши эту литературу распространяли по всей России. Большую популярность среди народа обрел ежемесячный журнал “Русский рабочий”. Его тоже издавали друзья Пашкова. На страницах журнала публиковались рассказы из Священной Истории, проповеди Иоанна Златоуста, беседы Тихона Задонского, очерки на духовно-этические темы.

 

В 1884 году Пашков созвал первый в России съезд общин евангельско-протестантского исповедания. За активную духовно-просветительскую деятельность Пашков, вместе с Корфом, по инициативе Обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева был изгнан из России и закончил свою жизнь на чужбине.

 

“Патриарх” русского баптизма В.Г.Павлов стоял у истоков евангельского движения, нес правозащитное служение, всю жизнь отдал на дело проповеди Евангелия, за что был постоянно гоним, побывал в сорока царских тюрьмах, пережил две тяжелейшие ссылки, где лишился жены и троих детей. Маршрут его миссионерских путешествий пролегал от Кавказа до Дальнего Востока, от Одессы до Америки.

 

Религиозно-общественный деятель И.С.Проханов трудился как проповедник, организатор книгоиздательского дела, системы духовно-протестантского образования, христианского кооперативного движения. Он выступал на Государственном Совещании, организованном Временным Правительством в августе 1917 года, с обширной программой интеллектуального, нравственного и духовного просвещения русского народа.

 

В истории русского баптизма мало было спокойных лет. Наиболее жестокие преследования обрушивались на головы христиан-баптистов в эпоху Победоносцева. Религиозные собрания вне православной церкви считались крайне опасным вольномыслием. Браки русских протестантов не регистрировались, детей не принимали в школы, проповедников ссылали на каторжные работы в районы Закавказья и Сибири.

 

В то время, когда единомышленники Победоносцева клеймили неправославных христиан как отщепенцев, наиболее образованная и широкомыслящая часть русской интеллигенции вставала на сторону гонимых, защищая свободу совести, и видела в преследуемых опору нации, людей самобытных, благородных, обладающих христианскими качествами души. Один из потомков славного рода Волконских, известный деятель русской культуры князь Сергей Михайлович не раз выступал перед общественностью России и западных стран с критикой религиозно-националистических взглядов. <169> Как можно запретить человеку причислять себя к тому или иному верованию? – вопрошал Волконский. – Да я завтра сделаюсь баптистом, разве я от этого перестану быть русским? Сколько у нас, благодаря смешению терминов “русский” и “православный”, проникло в жизнь логически абсурдного и нравственно жестокого. Насилие над другими имеет развращающее влияние на совесть того большинства, ради которого оно творится. Яд, направленный против других, имеет возвратное действие. Смешение понятий внедряется в общественное сознание все более: только православный истинно русский, неправославный уже не настоящий патриот”.

 

Слова эти были написаны около 100 лет тому назад, но ощущение такое, как будто упали они с неостывшего пера в наше время сложного переплетения разнородных идей. Стремление превратить учение Христа в некое узко-идеологическое кредо - не ново в мировой и русской истории. Подлинные христиане не помышляют о создании единой господствующей церкви, ибо Христос учил не властвовать, а смиренномудренно служить всем в любви.

 

Не случайно общехристианская молитва начинается со слов “Отче наш”. Неужели Всемогущий Господь есть Бог только одних православных? Или Бог баптистов? Бог католиков? Творец неба и земли – Отец всего рода человеческого, и во всяком народе чтущий Его заповеди свободен от духа обособления. Для христиан культурных, духовно воспитанных, живущих по Евангелию, не существует проблем межнациональных и межконфессиональных. Они легко общаются друг с другом, так как обращают внимание прежде всего на то, что объединяет, а не на то, что разделяет.

Христиане-баптисты и верующие православных церквей почитают и признают одну и ту же Библию в качестве вероучительного документа, исповедуют Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя души, разделяют Библейское учение о Триедином Боге, веруют в бессмертие души и воскресение тела.

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, как и его предшественники, проводит регулярные встречи с руководящими служителями Союза церквей христиан-баптистов. Патриарх неоднократно делает публичные заявления по поводу того, что Московская патриархия не имеет никаких претензий к христианским конфессиям с историческими корнями в России и не благословляет выпуск недружелюбных брошюр. Что касается всевозможных экзотических культов и западных религиозных организаций с модернистским богословием, умаляющим божественное достоинство Иисуса Христа, то они вызывают естественную обеспокоенность со стороны христиан всех традиционных конфессий. Не соглашаясь с искажениями Евангелия, баптисты в то же время признают право каждого человека на свободу выбора и отрицают всякие методы принуждения и насилия над личностью в духовно-воспитательном процессе.

 

При советском режиме острые проблемы возникали у христиан-баптистов во взаимоотношениях с органами власти. Живая динамика баптизма, вольный дух открытого исповедания своих христианских убеждений часто наталкивались на глухую и жесткую ограду законов, позволяющих верующим лишь “отправление религиозного культа”. Являясь инструментом тоталитарного государства, изобилуя бесчисленными запретами, законы о религии, принятые в 1929 году и существовавшие почти без изменений до 1989 года, гасили всякую искру доброты, сковывая духовную и творческую жизнь верующих. Без контроля извне шагу ступить было невозможно. Детям категорически запрещалось присутствовать на богослужениях. Хочешь избрать служителей, нужно “благословение” властей. Ну, а если молодой человек или девушка заявляли о своем желании стать христианами, их принимались “воспитывать” по месту работы, всячески стараясь заглушить влечение к христианской вере.

 

В 1961 году выходит специальная Инструкция о порядке применения законодательства о религии, затем формируются комиссии по контролю за соблюдением закона при исполкомах местных Советов. Положение верующих еще более усугубилось. Пресвитеров заставляли подавать списки новообращенных христиан в органы власти, крестить молодежь до 30-ти лет не разрешалось, талантливых проповедников блюстители закона старались не допускать до церковной кафедры, всякие проявления живой веры за пределами молитвенных домов строго пресекались. Политика властей, направленная на грубое ущемление прав верующих, вызвала мощное движение протеста в недрах баптистских церквей.

 

Тут же, повсеместно, была пущена в ход государственная репрессивная машина, которая с небольшими перебоями работала до 1989 года. Над активными верующими организовывали судебные процессы, отправляли непокорных в лагеря и ссылки. Молясь за своих гонителей, не держа на них зла в сердце, верующие просили у Бога терпения и стойкости для защиты права на свободное исповедание Христа.

 

Эпоха глобальных перемен, пришедшая в нашу страну за последнее десятилетие, изменила положение христиан-баптистов в обществе. Исполняя повеление Христа, баптисты России в меру сил и возможностей развернули духовно-просветительскую и благотворительную деятельность в медицинских, исправительно-трудовых и образовательных учреждениях. Баптисты уверены в том, что утверждение евангельских идеалов в душах людей поведет к всестороннему улучшению общества. Изменился сейчас и сам состав верующих, во многих церквах он помолодел, возрос образовательный уровень. Ежегодно в церкви христиан-баптистов вливаются 8 - 9 тысяч новых последователей Иисуса Христа.

 

Исконно благочестивому русскому народу всегда было присуще космическое, вселенское сознание и широта души. Русские баптистские общины исстари были открыты для христианского сотрудничества с единоверцами из-за рубежа. Мосты к христианам Европы строили видные проповедники И.С.Проханов, В.Г.Павлов, В.А.Фетлер. Братские международные контакты расширяли духовный горизонт верующих без утраты собственного самобытного лица.

 

В целом русский баптизм представляет собой своеобразное явление в истории мирового христианства. Это многомерный сплав русской и западной духовности, органичное сочетание христианства Запада и Востока.

 

Благородные евангельские принципы христиан-баптистов обрели уважение во всем цивилизованном мире. Передовые страны Европы учились у баптистов демократии и духовной свободе. История баптистов не запятнала себя преследованием инакомыслящих. Баптисты провозглашают лозунг: “Свободная Церковь в свободном Государстве”. Баптисты убеждены в том, что духовную культуру народа созидают не только религиозные конфессии, имеющие высокий государственный статус в обществе, но и все живые души, искренне любящие Господа и ближнего своего. “Толкуйте народу Евангелие неустанно, ибо гибель человечеству без Слова Божия”, - эти слова Достоевского, произнесенные устами старца Зосимы, близко к сердцу принимают духовно возрожденные христиане всех конфессий и баптисты в том числе. Потому и неудержимо стремились во времена гонений и в дни свободы сеять разумное, доброе, вечное ради спасения человека и восстановления в нем образа и подобия Божьего.

 

Владимир ПОПОВ, магистр богословия

 

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще я не совсем разобрался: штундисты и есть первые российские баптисты?

 

Тут еще примешана история молокан. К сожалению, я многое забыла из своего баптистского прошлого, а обновлять знания времени нет, к сожалению. Возможно кто из нынешних баптистов согласится помочь разобраться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

СЕРГЕЙ САВЧЕНКО. БИБЛИЯ И КРЕСТЬЯНЕ-ЕРЕТИКИ: ВОСПРИЯТИЕ САКРАЛЬНОГО ТЕКСТА В НАРОДНЫХ СЕКТАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ – НАЧАЛА ХХ В.

 

Там внизу ссылка на вторую часть статьи.

 

Вот интересный и, может быть, даже для кого-то спорный пассаж:

 

"Обратимся к истории штундиста Феоктиста Дунаенко: «Жена мельника дала моей супруге Евангелие на русском языке. Я стал читать и над многими стихами проливал слезы. Впервые я по-настоящему понял слова Христа. В славянской Библии многие слова были непонятны для меня. Теперь же меня охватил страх: оказывается, я думал о спасении не так как нужно. С этого момента у меня сразу отпала охота читать Евангелие на славянском языке. Хотелось читать только на русском».6 Перед этим Дунаенко описывает свое пребывание в православной церкви, где он служил чтецом в одном храме. Он пишет, что с детства любил читать книги на «славянском языке». В храме читал он великолепно, умилительно. «Слушая меня, – хвастался Дунаенко, – люди говорили: “как хорошо читает, прямо слезу прошибает“».

 

Анализ опыта Дунаенко приводит к мысли, что дело, по-видимому, не в том, что текст был непонятен. Трудно поверить, что человек с детства любит читать книги, содержание которых было ему недоступно. Храмовое чтение было подчинено главной теме богослужебного дня: толковать читаемый в храме текст в антицерковном смысле было невозможно, прежде всего, психологически. Громадная по размерам и массивная по весу, декорированная сюжетными изображениями, выгравированными в золоте или серебре, – такая Библия была в высшей степени предметом сакральным, торжественным, явлением «иного мира», эпифанией того благословенного Царства Святой Троицы, которое возглашается священником в начале литургии. Однако изъятая из литургического пространства, уменьшенная и упрощенная в издательском формате, лишенная декоративной роскоши, переведенная на «понятный» (профанный) язык, Библия стала похожа на любую другую книгу. По отношению к ней психологически стали возможны герменевтические техники, применимые к любому другому тексту, и, как следствие, извлечение любого смысла."

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, у Николая Лескова немало написано о штундистах. Он им явно симпатизировал. Чего только стоит его "Некрещенный поп".
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще цитата:

 

"Крестьянин Киевской губ. Иродион Можар, когда к нему в дом вошел священник, схватил Библию и начал громко читать Мф. 23 главу о книжниках и фарисеях, «поедающих домы вдов». Затем он подбежал к священнику и закричал: «Знаешь ли, жрец, к кому относятся эти святые слова Евангелия? Они относятся к вам, попам. Ведь это вы поедаете домы вдов, обходя для этого море и сушу!» Иерейская епитрахиль напомнила Можару расширяемое фарисеями хранилище: «Ведь это не что иное, как то хранилище, о котором читалось в Евангелии. Бестыжий! Ты любишь, чтобы люди звали тебя "Учитель". Привязался к детям да и тычешь им в зубы железом. Зачем "поражаешь их жезлом железным, раздробляешь их как сосуд горшечника?" (Пс. 2: 9)».

 

Из воспоминаний о. Дмитрия Боголюбова о богословских дебатах с наставником штундистов: «...Алексей Парфеныч, оправившись и осмотрев все наше собрание, ровным голосом начал читать: “На Моисеевом седалище сели, книжники и фарисеи“. Дойдя до ст.5 он с особой силою произнес: “расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих“... “Да“, – слышалось из толпы, – Христос говорит про фарисеев, что они расширяют одежды свои, – и ваши священники носят длинные рясы с широкими рукавами...“»"

 

Бывали трагические случаи:

"Итак, маркирование действительности с помощью библейских категорий редуцировало все возможные проявления жизни к набору типичных ситуаций и типичных реакций на них. Библейский текст как мифологический архетип воссоздавался на всех уровнях социального опыта. Иногда воссоздание было слишком буквальным и приводило к трагическим последствиям. Крестьянин Никитин, прочитав о жертвоприношении Исаака, решил «жить по Библии». Следствием такого решение было убийство собственных сыновей. После этого он распял себя в часовне, объясняя свой поступок так: «Захотелось умереть как умер Христос за людей».46 Киевский крестьянин Кривенко, воодушевившись словами Христа: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к себе» (Ин 12: 32), тоже решил вознестись. После беседы с «ангелами», которые ободряли сомневающегося Кривенко словами из девяностого псалма,47 он залез на крышу дома и бросился вниз."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

"Религия сегодня" продолжает публиковать материалы по истории баптизма в России.

 

 

Первые годы советской власти в среде протестантов иногда называют “золотым десятилетием”. Удивительно, что сегодня про этот период говорится гораздо меньше, чем про гонения 30-х годов. Даже на официальном сайте РС ЕХБ в разделе истории он просто пропущен.

 

Баптистские церкви России, как и до революции, входили в два союза, возникших независимо друг от друга в разных регионах: Федеральный союз баптистов и Всероссийский союз евангельских христиан. В 1920-е годы они стали заниматься миссией в одних и тех же городах. Именно в этот период начали оформляться некоторые идеологические различия между союзами, которые не мешали дружеским отношениям между ними.

 

Этот период характерен также широкой дискуссией о политической повестке. Например, пресвитер Павел Павлов писал о демократических принципах баптизма и стремлении к социализму, на съездах обсуждались вопросы пацифизма баптистов, Иван Проханов писал о необходимости дополнить социализм верой в Христа, приводя в пример Иерусалимскую общину как первую христианскую коммуну.

 

Христианские коммуны и артели не были просто фантазией. Они были реальностью молодого Советского государства и их существование поддерживалось руководством страны. Разрабатывался даже проект города христиан Евангельска в Алтайском крае, на который государством была выделена земля, но проект не зашел дальше символической посадки саженцев.

 

Оба союза имели свои библейские курсы, миссионерские программы, занимались благотворительностью, издавали книги и журналы. Советские баптисты участвовали и в международной деятельности. Например, в заседании Всемирного Баптистского альянса в 1928 году в Торонто.

 

Кроме того, начали возникать региональные объединения с разным уровнем независимости от правления союзов. Например, Дальневосточный союз баптистов формально входил в Федеральный союз баптистов, но при этом вел самостоятельную "внешнюю политику". Ситуация на Дальнем Востоке отличалась прежде всего тем, что там работу вели американские (!) проповедники с помощью западной литературы.

 

Дальневосточные баптисты принимали активную роль в Зазейском восстании в 1924 году (против военного коммунизма и продразверстки). После того как восстание было подавлено, многие участники были казнены или бежали в Маньчжурию. Однако, действующее руководство союза сумело сохранить доброжелательные отношения с советской властью еще на несколько лет.

 

Перемены наступили в 1929 году, после выхода постановления ВЦИК «О религиозных объединениях». В постановлении запрещались любые виды социальной, образовательной деятельности и взаимоподдержки. Впоследствии у церквей конфисковывались здания, журналы переставали выходить христианские коммуны объявлялись “лжеколхозами” и закрывались, запрещались переводы денег из-за границы. Почти все руководители церквей и союзов и их родственники находились в заключении, большинство из них было расстреляно. В 1935 году был распущен Федеральный Союз баптистов, что сделало собрания его церквей незаконными. Сегодня не существует организаций, которые считали бы себя преемниками этого союза. Часть церквей присоединилась к созданному в 1944 году на основе Всероссийского союза евангельских церквей Всероссийскому совету евангельских христиан и баптистов (ВС ЕХБ), а некоторые отказались от регистрации и не имеют ее до сих пор.

 

Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Многие ли помнят сегодня ?

 

« Как баптисты два дня протестовали в Москве в 1966 году

 

В мае 1966 года более 400-х баптистов со всего СССР устроили молитвенное стояние у здания ЦК КПСС. Сотрудники КГБ и МВД зверски разогнали эту акцию, более 30 баптистов были посажены в тюрьму. Эта акция стала самым крупным массовым протестом времён «застоя».

 

https://mamlas.livejournal.com/2907178.html

 

Их лидер : « Гео?ргий Петро?вич Винс (4 августа 1928, Благовещенск, СССР — 11 января 1998, Элкхарт (англ.)русск., США) — потомственный религиозный диссидент, баптистский пресвитер, писатель и поэт. Он был одним из лидеров протестантского подполья[a] в СССР, генеральным секретарём нелегального Совета церквей евангельских христиан-баптистов, соорганизатором акции протеста евангельских христиан-баптистов у здания ЦК КПСС 16—17 мая 1966 года, одним из руководителей самиздатского издательства «Христианин», создателем и руководителем «Русской миссии благовестия». (из Вики)

 

Почему он умер в США ? « В 1979 году Винса лишили гражданства СССР и вместе с четырьмя другими диссидентами выслали в США в обмен на двух разоблачённых советских разведчиков.»

 

Как я понимаю, в начале 90х США открыли границу для всех жертвы преследований за веру в бывшем СССР. И многие последователи Винса уехали туда, создав и там церкви.

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот период характерен также широкой дискуссией о политической повестке. Например, пресвитер Павел Павлов писал о демократических принципах баптизма и стремлении к социализму, на съездах обсуждались вопросы пацифизма баптистов, Иван Проханов писал о необходимости дополнить социализм верой в Христа, приводя в пример Иерусалимскую общину как первую христианскую коммуну.

 

Христианские коммуны и артели не были просто фантазией. Они были реальностью молодого Советского государства и их существование поддерживалось руководством страны. Разрабатывался даже проект города христиан Евангельска в Алтайском крае, на который государством была выделена земля ...

 

Перемены наступили в 1929 году, после выхода постановления ВЦИК «О религиозных объединениях». В постановлении запрещались любые виды социальной, образовательной деятельности и взаимоподдержки. Впоследствии у церквей конфисковывались здания, журналы переставали выходить христианские коммуны объявлялись “лжеколхозами” и закрывались, запрещались переводы денег из-за границы. Почти все руководители церквей и союзов и их родственники находились в заключении, большинство из них было расстреляно. В 1935 году был распущен Федеральный Союз баптистов, что сделало собрания его церквей незаконными. Сегодня не существует организаций, которые считали бы себя преемниками этого союза.

 

Да, очень поучительная история. Никто, решивший сотрудничать с антихристом, не останется без награды. Вот только награда эта, скорее всего, не понравится.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Баптистские и Евангельские церкви в начале Великой отечественной войны

 

Продолжаем публиковать серию материалов по истории протестанских церквей в Советском союзе.

 

Накануне Великой отечественной войны в СССР не существовало зарегистрированных организаций баптистов и Евангельских христиан. Большинство руководителей церквей пострадали от репрессий, были убиты или находились в лагерях. Общины собирались подпольно в частных домах и не афишировали свою деятельность.

 

Законодательство СССР никак не учитывало религиозные взгляды при призыве в армию, поэтому в 1941 году молодые люди из таких подпольных групп отправлялись на войну на общих основаниях. Среди верующих не было единства по вопросу участия в боевый действиях. Были как те, кто добровольно уходили на фронт, например, Василий Логвиненко, который впоследствии стал председателем Союза ЕХБ та к и те, кто отказался от службы и попал в лагеря.

 

Считается, что с началом Великой отечественной войны произошел небольшой религиозный подъем, а дальнейшие события стали спасением для церквей от полного исчезновения. Для этого было несколько причин.

 

Во-первых, Государственная пропаганда атеизма в эти годы ослабла, поскольку ее силы были брошены на другие, более актуальные проблемы.

Во-вторых, для верующих появилась возможность показать свою лояльность советской власти.

 

При оккупационном правительстве не поддерживались протестантские организации. Против них не велось целенаправленной работы, однако, возможно, это был вопрос времени. Неизвестны случаи прямого сотрудничества протестантских пресвитеров с оккупационной властью. При этом в рапортах о проблемах оккупированных территорий не раз сообщалось о проблемах, которые создают верующие. Например, в 1942 году в Клинцовском округе, находящимся в зоне оккупации, местная община евангельских христиан саботировала сельскохозяйственные работы на колхозном поле.

 

В мае 1942 года действующими на тот момент лидерами евангельских и баптистских общин было написано воззвание к верующим, чтобы они молились за победу над фашистской Германией и актив­но участвовали в народном деле освобождения Родины.

 

В-третьих, оказалось, что существование баптистских и евангельских церквей в Советском союзе может помочь в дипломатических вопросах. В 1942 был создан Временный Совет евангельских христиан и баптистов. О деятельности этой организации написано мало, сохранились не все документы. Однако известно, что одним из первых действий, которое совершила эта организация - это установление общения с верующими из Великобритании и США. Вероятно, организация была создана с целью повышения имиджа страны в глазах тогда еще потенциальных союзников в войне. Временный союз занимался также подготовкой Всесоюзного совещания, которое произошло в 1944 году и открыто новую страницу в истории русских протестантов.

 

Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

 

О. Андрей говорит, что из всех протестантов ближе всего к православию именно баптисты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.youtube.com/watch?v=jgTYT1iSZS4

 

О. Андрей говорит, что из всех протестантов ближе всего к православию именно баптисты.

 

А ведь он прав в том, что к баптистам ушли те православные, которых никто не учил. Я сама была такой православной. Детей крестили в конце 80-х. Что я знала? Что в воскресенье нельзя стирать. Не, ну не воруй, не убей это понятно, но этому меня учил мой папа - парторг своей организации. :) А ещё раньше за 10 лет до того мне студентке баптисты дали почитать Библию. Но читала я ее одна, залпом за месяц. :D Можете себе представить ту кашу, которая осталась у меня в голове. В 90- е я купила себе Библию и стала читать , опять в одиночестве. И вот тут я увидела несоответствия "православной жизни" и Писания. И я стала искать. Искать тех людей. которые во первых учат как написано, во вторых, самое главное, живут так как учат. И нашла. В 1998 году меня крестили баптисты. Вот с того только времени я могу сказать, что знаю, что такое христианство и пытаюсь так жить. Так сложилось. А к батюшке я попасть со своими вопросами не смогла. Ближайший храм, куда нас с детьми возил муж на причастие, был в 30 км. от нашего поселка. Ездили только в воскресенье. Потому что работа. А в воскресенье батюшка сначала готовился к службе, потом отдыхал после службы и принять меня не мог. А баптистские проповедники после богослужения оставались и по два порой часа отвечали на мои совершенно дурацкие вопросы. :D

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наконец-то, в теме появился специалист по баптизму. Я так и не смогла никого позвать из соцсетей, всем некогда. :)
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ведь он прав в том, что к баптистам ушли те православные, которых никто не учил. Я сама была такой православной.

Ну всё, теперь же Вас научили - можете возвращаться в РПЦ.:)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ну всё, теперь же Вас научили - можете возвращаться в РПЦ. :)

 

РПЦ это очень неоднородная структура. И по сути огромнейшую роль играет человеческий фактор - какой батюшка попадется. Был у нас в поселке батюшка, который в 90-е брал за отпевание водкой и колбасой, причем в пост тоже. Сами понимаете , идти к такому "духовнику"... Он годится только как "продавец обрядов". Так к нему и относились. Покрестить да отпеть. Я до сих пор помню, как пришла ко мне православная соседка с радостной вестью - у нас новый батюшка ВЕРУЮЩИЙ. :D

С одним таким реально верующим батюшкой я общалась одно время в соцсетях. И уже готова была пересмотреть свое отношение к православию, но.... Он неожиданно ушел и создал сайт Ахилла. И я поняла, что в современной РПЦ в нашей стране и в наше время верующим особо делать нечего. Они отторгаются системой как чужеродные элементы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ведь он прав в том, что к баптистам ушли те православные, которых никто не учил. Я сама была такой православной.

Ну всё, теперь же Вас научили - можете возвращаться в РПЦ. :)

 

Вы наверное не в России живете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баптизм тоже неоднороден. Пасторы разные попадаются. Бывает так, что общиной фактически управляет его жена. О детях вообще молчу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баптизм тоже неоднороден. Пасторы разные попадаются. Бывает так, что общиной фактически управляет его жена. О детях вообще молчу.

 

Ну это наверное любой конфессии касается. Поэтому я считаю, что не важно как называется церковь, не важно какой в ней обряд. Главное, что бы жили по христиански. Мне повезло. В нашей церкви поменялось 3 пастора с 1998 года, года моего крещения и все были прекрасными людьми. Начать с того, что все они работали и не получали зарплату от церкви. Т.е. в корысти их заподозрить не возможно. :) С двумя первыми я и сейчас поддерживаю дружеские отношения. Они тоже оба пасторы, но уже в городе и церкви у них гораздо больше, чем наша. Можно сказать, что после нас они пошли на повышение. :) Один даже стал областным пресвитером, старшим по области. Открытые, честные, добрые. Я была в доме у каждого, я в прекрасных отношениях с их женами и мои дети дружили с детьми одного из них, потому что были близки по возрасту. Реально преданные Господу люди. Я знаю, что не всем так везло как мне. Есть и другие примеры. Это очень важно, когда ты видишь своего духовного наставника в семье. Там не возможно притворяться. Это не воскресное собрание. Там видна истинная сущность. Там видно как он умеет любить и жертвовать собой. Я мало доверяю людям, чью жизнь, чью семью я не знаю. Потому что говорить можно что угодно. Учить как угодно, но по плодам только мы можем узнать подлинно от Бога этот пастырь и учитель или он волк в овечьей шкуре.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно также и в РПЦ не все батюшки выпивохи и корыстолюбцы. Я знаю прекрасных священников. Но стереотипы обухом не перешибешь. Надобно желание понять, что такое православие. И что такое католичество тоже. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно также и в РПЦ не все батюшки выпивохи и корыстолюбцы. Я знаю прекрасных священников. Но стереотипы обухом не перешибешь. Надобно желание понять, что такое православие. И что такое католичество тоже. :)

 

Я понимаю. Когда живешь в большом городе есть из чего выбирать. Когда в селе - выбор не большой. И все на виду. Я с пастором наших пятидесятников сталкивалась по работе... Не зря написано, что пресвитер или епископ должен иметь хорошее свидетельство от внешних. Это очень важно. К сожалению для православных "имидж" батюшки не очень важен. Не знаю как для католиков. Но опять же, если священник никогда не жил семейной жизнью, никогда не работал наемным работником, что он знает о жизни и какие советы он может дать? Поэтому мне не нравится и тенденция у баптистов ставить пасторами молодых, с маленькими детьми, сразу после окончания ВУЗа и семинарии. Только за то, что он хорошие проповеди говорит. Это не по Писанию, во первых и не разумно даже по человеческим меркам, во вторых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы знаете, Гостья. Я гораздо больше полезных советов по семейной жизни получил от католических целибатных священников чем от семейных православных батюшек. Последние часто вообще ничего о семейной жизни не знают, поскольку приходят домой только ночевать.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы знаете, Гостья. Я гораздо больше полезных советов по семейной жизни получил от католических целибатных священников чем от семейных православных батюшек. Последние часто вообще ничего о семейной жизни не знают, поскольку приходят домой только ночевать.

 

Возможно. Мне пока с католическими священниками общаться не приходилось и не только в живую, но даже и виртуально. Может быть они тоже не сидят в соцсетях, как и наши пасторы? Ну просто некогда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что мало сидят. Как правило, им достаётся. Нагрузка очень большая.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...