Перейти к содержанию

"Но скажу вам, кого бояться" (Лк 12:5)


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Продолжаю серию необычных толкований. :) Сегодня с Телеграм-канала "Настоящее Христианство".

 

КОГО НУЖНО БОЯТЬСЯ

 

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело и кроме этого ничего уже сделать не может. Но скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, Кто, убивая, имеет власть ввергнуть в геенну. Да, говорю вам, Того бойтесь.» Лука 12:4-5 BTI

 

Приблизительно так эти слова Иисуса переводят все переводы Библии на русский, по крайней мере, среди известных мне. Согласно такому переводу, Иисус учит хранить Богу верность из чувства страха, потому что Он может погубить в огне.

 

Вот несколько аргументов в пользу того, что Иисус говорит здесь не о Боге.

 

Аргумент первый. Эти слова были сказаны Иисусом в контексте Его предостережения ученикам, чтобы им не уподобиться фарисеям.

 

«Тем временем, когда собрались тысячи людей, теснивших и толкавших друг друга, Иисус, обращаясь в первую очередь к Своим ученикам, сказал: «Берегитесь закваски фарисейской — лицемерия берегитесь. Нет ничего сокрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, о чем не узнали бы.»

Лука 12:1 -2 BTI

 

Иисус, указывая на стоявших рядом фарисеев (см. Лука 11:39, 53), указывает ученикам, что эти люди полнятся злом, однако его, это зло, не так легко распознать, ведь они выглядят набожными учителями Торы.

 

В этом суть проблемы. Дьявол обманул их, они чувствуют себя знатоками Писаний, однако их толкования ошибочны, люди почитают их за праведных слуг Бога, а они исполнены зла. Их жизнь превратилась в театр, но ни они сами, ни люди вокруг, не могут увидеть этого. Никто не может распознать этот обман, однако они идут прямой дорогой в огонь. Эта ситуация поражает и устрашает.

 

Именно в этом контексте Иисус обращается к Своим ученикам со словами, что им не стоит бояться фарисеев и других противников Иисуса, которые давят и угрожают расправой. Они могут убить лишь тело, но погубить полностью неспособны, поскольку Бог воскресит Своих людей из праха в обновлённых телах, когда наступит нужный момент.

 

Однако бойтесь «того», говорит Иисус, кто может погубить ваши жизни, то есть дьявола. Будьте бдительны, ибо он действует скрыто и незаметно, как это случилось с фарисеями. Если вы не будете следить за собой, если не будете держаться Меня и Моего учения, то он обманет вас, как обманул их.

 

Иными словами, здесь Иисус говорит Своим ученикам, что у них есть враг куда пострашнее, чем человек. Он не виден глазам и действует незаметно, путём обмана, а потому губит множество людей раз и навсегда.

 

Аргумент второй. Как правило, когда Иисус говорил людям об Отце, Он не учил людей бояться Бога, но наоборот, постоянно подчеркивал, что Его бояться не нужно.

 

Отец щедр, Отец любящий, Он хочет открыть для вас Своё Царство, Он заботится не только о добрых людях, но о всех без исключения, Он хочет, чтобы вы были исполнены любви и сострадания к другим, как Он Сам; вот малое из того, что Иисус говорил людям о Боге. Едва ли в этом месте Иисус стал бы Сам Себе противоречить.

 

Обратите внимание, что Иисус говорит о Боге сразу после слов о геенне огненной:

 

«Разве не пять птичек продаются всего за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А на вашей голове даже волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы имеете большую ценность, чем любое множество птиц.»

Лука 12:6-7 BTI

 

Честно говоря, если следовать расхожему толкованию, то можно запутаться, потому что непонятно, нужно бояться Бога или нет. Вот, сейчас Иисус конкретно говорит - не бойтесь, Бог на вашей стороне, вы очень дороги для Него. Но тогда зачем было говорить перед этим, чтобы мы боялись Бога, потому что Он может убить нас раз и навсегда?

 

Мне видится, что здесь имеются определенные проблемы с логикой, если считать, что Иисус призывал учеников жить в страхе перед Богом. Однако если я прав и Он призывал учеников опасаться не Бога, а его противника - сатану, тогда всё встаёт на свои места.

 

Итак, на мой взгляд, в Евангелии от Луки 12:5 (ср. Матфей 10:28) Иисус не говорит о Боге, а потому слово «того», должно быть написано с маленькой буквы.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Независимо от вашего отношения к нечистой силе, по правилам русского языка имена личные пишутся с большей буквы:

 

Орфографический словарь

Сатана, -ы, м. (царь тьмы, глава злых духов) и сатана, -ы, м.(бран.)

Большой толковый словарь

САТАНА, -ы; м. и ж. [греч. satan?s из др.-евр.] 1. [с прописной буквы] только м. По религиозным представлениям: глава злых духов, воплощение злого начала; властелин ада, дьявол, чёрт. Сатана там правит бал (книжн.; там действуют силы зла). ?в сравн. Смотреть сатаной. Злой как сатана. 2. Разг. О ком-л. нехорошем, недобром. Отстань, с. * Муж и жена - одна сатана(посл.; их мысли, поведение одинаковы). ? Сатана его (их и т.п.) знает (см. Знать). Сатана меня (его, её, нас, их и т.п.) возьми. Выражение негодования, возмущения, удивления, досады кем-, чем-л. <Сатанинский (см.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А "дьявол" только со строчной. И где логика?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- Изменено пользователем Марион
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А "дьявол" только со строчной. И где логика?

 

Вам Гитлер нравится? Думаю, нет. Но вы же не напишете его "гитлер" только потому, что она вам неприятен?

 

"Дьявол" является собственным именем? Следует писать это слово срочной или прописной буквы. Например, правильно ли писать "Девочку готовили к посвящению Дьяволу"? Ответ справочной службы русского языка. Слово дьявол во всех значениях пишется строчными буквами. С прописной пишется слово Сатана в значении "царь тьмы, глава злых духов" (Грамота ру)

 

Думаю, логика здесь в разделении видового названия от имени собственного. Скажем, бабочка и Крапивница. Хотя да. Я бы и дьявола с большой писал. Если он один такой.

Изменено пользователем Валерий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не думаю, что есть четкая норма. См. Большой толковый словарь, где слово "сатана" пишется со строчной буквы:

 

"ДЬЯВОЛ, -а; м. [греч. di?bolos] 1. По религиозным представлениям: злой дух, чёрт, сатана; воплощение злого начала."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Словарь какого года?

Большой толковый словарь русского языка.

Гл. ред. С. А. Кузнецов.

Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.

Публикуется в авторской редакции 2014 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Кальвин считает, что там речь идет о Боге.

 

Luke 12:5. Yea, I say to you, Fear Him This is an emphatic,596 repetition of the statement.

Christ must be viewed as saying, that when we give way to the dread of men, we pay no respect

to God; and that if on the contrary we fear God, we have an easy victory in our hands,

so that no efforts of men will draw us aside from our duty. The experience of every age

shows the great necessity of this exhortation to the ministers of Christ, and likewise to all

believers in general: for there never was a period when men did not rise furiously against

God, and endeavor to overwhelm the Gospel.597 All are not armed indeed with equal power

to hold out to believers the dread of death, but the greater number are animated by that

savage ferocity, which discovers itself as soon as an opportunity occurs. Frequently, too,

Satan brings forward giants, in whose presence the servants of Christ would fall down lifeless,

were it not that this doctrine fortifies them to maintain unshaken perseverance.

(Calvin John "Commentary on Matthew, Mark, Luke". Volume 1 стр 409)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Оксфордском словаре английского языка такая статья:

 

e03153be5223.jpg

 

 

Обращаю внимание на - 1.1 The proper name of the supreme evil spirit, the Devil. See devil n. 1 and Lucifer 2.

Now always with capital S." - в настоящее время ВСЕГДА с заглавной буквы. Кстати, там и дьявол/Дьявол ("devil" и "the Devil")

 

Что интересно - у Брокгауза вообще нет статьи про Сатану! Про сатанинский гриб есть. а про этого нет. Вот почему бы? Табу было? Стоял в "индексе запрещенных понятий"?

Изменено пользователем Валерий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что интересно - у Брокгауза вообще нет статьи про Сатану! Про сатанинский гриб есть. а про этого нет. Вот почему бы? Табу было? Стоял в "индексе запрещенных понятий"?

А что у вас за издание? В моем издании ("Свет на востоке", 2007 (?)) на с. 860 есть коротенькая статья про сатану, а про сатанинский гриб ничего нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12a95de4b425.jpg

 

И вот кто там "сатана":

 

7fcd292feabd.jpg

 

Сатана это обезьяна. Хотя есть ссылка на...Дьявола

Изменено пользователем Валерий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сатана это обезьяна. Хотя есть ссылка на...Дьявола

Ну вот видите. К тому же, я думал, Вы мне про библейскую энциклопедию толкуете.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обсуждалась похожая тема.

Мне тоже тогда показалось странным, что в геену ввергает Бог.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне тоже тогда показалось странным, что в геену ввергает Бог.

 

Но если бы кто-то другой мог это делать, не спрашивая у Бога разрешения, то этот другой обладал бы одной из функций Бога. Как говорят, если это похоже на утку, это ходит, как утка и крякает, как утка, то это... утка. Если кто-то кидает людей в Ад как Бог, то это - Бог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если кто-то кидает людей в Ад как Бог, то это - Бог.

А если не как Бог?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если не как Бог?

 

Если меня комар донимает, я его давлю пальцем. А разница между мной и комаром намного менее великая, чем между Богом и всеми остальными. Он целую ВСЕЛЕННУЮ на раз-два-три делает. Так что ему мешало бы отправить в Ад самого дьявола? Если не может, то значит дьявол имеет равные силы с Богом. А это уже или два бога, или Бог играет в какие-то игры (хороший - плохой полицейский). В общем, если шутки в сторону, то ситуация для вас, конечно, неудобная. Бог, который всех пугает уже неполиткорректно. И Ад, в котором сдирают кожу с простых грешников, тоже как-то несовременно. Вы в тяжелом положении. Я вам понимаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[ Бог, который всех пугает уже неполиткорректно. И Ад, в котором сдирают кожу с простых грешников, тоже как-то несовременно. Вы в тяжелом положении. Я вам понимаю.

 

С христианской точки зрения (не "современной", а бытовавшей всегда) есть три истинных (не противоречащих друг другу, но дополняющих друг друга) тезиса:

 

1) В ад себя отправляет сам грешник - тем самым фактом, что противится Богу.

2) В ад грешника увлекает дьявол - тем, что провоцирует его противиться Богу

3) На ад грешника осуждает Бог - тем, что устанавливает такой порядок, при котором человек имеет возможность противиться Богу, а дьявол имеет возможность его (человека) провоцировать.

 

Но у всех трёх тезисов есть общая предпосылка, без понимания которой обсуждать тему об аде вообще бессмысленно:

 

Бог - это наивысшее, всеобъемлющее Благо, Summum Bonum. Созерцание Бога - это наивысшее возможное счастье, наибольшая возможная радость. Ад - это, напротив, наибольшая степень удалённости от Бога, наибольшая степень лишенности Блага, наихудшее мучение.

 

Вы же, похоже, держите в уме совершенно другую картинку: вот есть люди - автономные существа, которые способны жить сами по себе. Но Бог, на правах верховного правителя, устанавливает для (в принципе способных к автономной жизни, не нуждающихся в Его правлении) людей законы, и свирепо наказывает за их нарушение. Но с христианской догматикой в этой картинке очень мало общего.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

3) На ад грешника осуждает Бог - тем, что устанавливает такой порядок, при котором человек имеет возможность противиться Богу, а дьявол имеет возможность его (человека) провоцировать.

 

 

Это как вырыть на дороге яму, а на обочине поставить блондинку в бикини, чтобы водитель не смотрел куда едет. Хороший у вас Бог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это как вырыть на дороге яму, а на обочине поставить блондинку в бикини, чтобы водитель не смотрел куда едет. Хороший у вас Бог.

И в чем аналогия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хороший у вас Бог.

 

Breaking news! У Вас тот же самый Бог. То, что Вы его не хотите признавать, не отменяет того, что Вы живёте в том же самом мире, что и мы.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И в чем аналогия?

 

"На ад грешника осуждает Бог - тем, что устанавливает такой порядок, при котором человек имеет возможность противиться Богу, а дьявол имеет возможность его (человека) провоцировать." (цитата)

 

1. Бог специально создает такую систему, в которой человек может Ему противится. То есть, мог бы создать нечто другое, но не создал! (яма на дороге)

 

2. А чтобы противились даже те люди, которые бы и не хотели противиться, он СПЕЦИАЛЬНО создает нечто (дьяволов) провоцирующее их на противление (блондинка).

 

3. Следствие. Дьявол (он же сатана, он же змей и прочая) это не "падший" ангел, это не противник Бога, это специальный агент, имеющий вполне конкретную функцию - быть провокатором.

 

Вопрос - это верное христианское понимание Бога?

Изменено пользователем Валерий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я и говорил выше, Вы не туда смотрите, поэтому упускаете важные нюансы.

 

1. Бог специально создает такую систему, в которой человек может Ему противится. То есть, мог бы создать нечто другое, но не создал! (яма на дороге)

 

Бессмысленно рассуждать, что Бог мог создать нечто другое, или что Он не мог создать другого. Создание миров - это не то, что мы можем понять. Мы же не умеем сами создавать миры (хотя бы мысленно), по сложности не уступающие нашей Вселенной? Нашим мозгам мощности не хватает. А с какой стати мы тогда беремся судить и рядить, можно или нельзя было сделать по-другому?

 

чтобы противились даже те люди, которые бы и не хотели противиться,

 

Сатана не делает противящимся человека, который не хотел бы противиться. Он не властен над волей человека. Всё, что он может - это предлагать, соблазнять, "рекламировать", увлекать, манипулировать тем, кто поддается на манипуляцию.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Сатана не делает противящимся человека, который не хотел бы противиться. Он не властен над волей человека. Всё, что он может - это предлагать, соблазнять, "рекламировать", увлекать, манипулировать тем, кто поддается на манипуляцию.

 

Значит, по-божески это - манипулировать теми, кто поддается на манипуляции? Предлагать, соблазнять, рекламировать, предлагать? А вот в нашем государстве поступают не по-божески. Убрали показ табакокурения с экранов телевидения, запретили рекламу пива и крепких спиртных напитков.

Так кто поступает более гуманно? Бог, который с помощью своего подручного - дьявола, манипулирует людьми, или светское государство, которое стремится оградить молодое поколение от вредных соблазнов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бог, который с помощью своего подручного - дьявола,

 

Прежде всего, эта Ваша формулировка не отражает сути дела. Вот Вы, лично Вы - подручный Бога? Вряд ли Вы так о себе скажете. Хотя в Его замыслы вы неким образом, несомненно, включены.

 

А в остальном - Вы пытаетесь рассуждать об отношениях между Богом и людьми, как об отношениях между людьми. Но это не так. Мы - Его персонажи, Он нас думает.

Обличите ещё, пожалуй, Пушкина за убийство Ленского руками подручного Онегина.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...