Перейти к содержанию

Такой проект церковной реформы


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано в Телеграм-канале "Отец Zвеzдоний".

 

Двадцать девять пунктов отца Z.

 

1.Дать возможность каждому приходу (общине) быть полностью самостоятельным в вопросах внутреннего самоуправления и внешних свяzей, совершения богослужений, выбора богослужебного яzыка, благотворительной деятельности и свяzанных с ней материальных затрат.

 

2.Соzдать и ежегодно уточнять списки реальных прихожан с возложением обяzанностей по содержанию священника и прихода (десятина, уборка храма, совместное участие в нуждах прихода и прихожан). Если прихожане не могу содержать храм и священника, то такая община получает статус миссионерской. Если община может содержать храм, но не может содержать священника, священник в праве работать на светской работе, даже если священник на приходе один.

 

3.Требы для постоянных прихожан (zанесенных в списки) совершаются бесплатно. Для остальных за пожертвование.

 

4.По примеру православных братств, существовавших некогда в Речи Посполитой, соzдать профсоюз священнослужителей, который был бы неzaвисим от центральной церковной власти, и zанимался бы вопросами zащиты клириков от проиzвола епископов, вопросами благотворительности, церковного обраzования, и проч. Механиzм соzдания подобного профсоюzа ещё нужно продумать.

 

5.Ограничить влияние епископа на деятельность прихода рамками догматического и нравственного контроля.

 

6.Сделать епископа прямо подотчетным в финансовых и административных вопросах тем приходам, которые выделяют средства на содержание епископа и епархиального управления.

 

7.Епископу кафедры не менять, поскольку он становится повенчан с этой епархией. Епископу иzбираться из духовенства и мирян епархии.

 

8.Наделить такие органы, как Епархиальный суд и Епархиальный совет реальной КОЛЛЕКТИВНОЙ властью, чтобы они могли стать СОБОРНЫМ ГОЛОСОМ епархии, а не беzголосым приложением к епископу. Для этой же цели допустить участие в суде и совете мирян как мужского, так и женского пола.

 

9. Каждый монастырь раzрабатывает свой посильный устав. Так же вернуться к практике выборности настоятелей монастырей. Игумен монастыря может не иметь священного сана.

 

10. Епископ в монастыре гость, как и прочие не монастырские, первенство и почести имеет лишь за свой сан и обяzaн подчиняться уставу монастыря. Первенство его лишь на службе, а вне - насколько игумен поzволит.

 

11.Zапретить рукоположение монахов, лишь как исключения для монастырей рукополагать по необходимости 1 или 2х на обитель.

 

12.Сделать воzможность временных обетов после раzряда послушника для самоиспытания.

 

13.Zакрыть ВСЕ семинарии, как совершенно бесполеzные zаведения, не приносящие никакой польzы Церкви, а только людские потери и денежные траты. Оставить, к примеру, 5 семинарий (в т.ч. и академии), обеспечив их всем нужным для современного церковного обраzования и морально-нравственного становления будущих пастырей.

 

14. Гарантировать выпускникам семинарий хиротонию в нужное время при условии положительного решения ставленнической комиссии, в которую вошли бы: а. Епископ б. Настоятель храма, к которому рукополагается ставленник в. Представитель этой же общины (мирянин), польzующийся уважением и доверием общины г. Руководство семинарии.

 

15.Полностью переосмыслить и обновить работу воскресных школ для вzрослых и детей, молодежных клубов и движений с тем расчетом, чтобы они приносили реальную пользу участникам и Церкви в целом, а не служили только для фигурирования в ежегодных епархиальных и приходских отчётах.

 

16.Прекратить строительство огромных и ненужных храмов, направив освободившиеся средства на ремонт, обновление убранства уже существующих церквей, на дела проповеди Евангелия и благотворительные проекты.

 

17.Требовать немедленного zапрета в священнослужении всех клириков, zамешанных в гомосексуальных скандалах (для начала попытаться решить хотя бы эту проблему) После всестороннего и полного расследования, если обвинения подтвердятся, предложить таковым на выбор: а. Пожизненный zапрет в священнослужении, с zапретом носить какие бы то ни было клерикальные одежды, с освобождением от всех церковных должностей, и дальнейшей жизнью в мирянском состоянии. б. Добровольное zаточение в монастыре в качестве простого монаха беz воzможности вернуться к священнослужению и административной деятельности.

 

18.Требовать немедленного zапрета в священнослужении всех клириков, получивших хиротонию zа деньги.

 

19.Перевести Богослужение (хотя бы Евангельские и Апостольские чтения) на русский язык.

 

20.Адаптировать богослужение с целью более глубокого и соzнательного вовлечения общины к осмысленному участию в богослужениях, особенно в Литургии.

 

21.Популяриzировать на приходах совместное чтение Священного Писания, иzучение догматики и церковной истории.

 

22.Раzработать систему подготовки ко святому крещению, которая была бы длительной и исчерпывающей. Крестить не более 2-3 раz в год, и только посредством совершения крещальной Литургии с участием всего духовенства и всей общины. Не скрывать от новоначальных христиан церковных проблем, быть честными, и не приукрашивать церковную действительность.

 

23.Соzдать богослужебный устав, адаптированный для приходов, ограничив действие монастырского богослужебного устава только территориями монастырей и их подворий.

 

24. По желанию клириков всех степеней священства упростить гардероб священных облачений.

 

25.Соzдать единую сеть церковных магаzинов (воzможно, в рамках митрополий) в городах и прочих населенных пунктах, с полным ассортиментом продукции (как в иконной лавке) Сами иконные лавки удалить из храмов (преобразовать их в вышеуказанные магазины).

 

26.Соzдать для вдовых старых священнослужителей общежития с уходом за ними, а кто желает, то и в монастырь.

 

27.Вернуть дьякону zаконное право заниматься церковной благотворительностью и милосердием избирая на это служение достойных людей не вzирая на вокальные данные или их отсутствие . Дьякона, как и прежде сделать самостоятельной степенью без воzможности дальнейшего рукоположения, как это было исторически, пресвитера рукополагать, минуя дьяконство. Возродить институт дьяконисс и прописать их обязанности, так же поступить с чтецами и певцами.

 

28.Поместный Собор – высший орган церковной власти. Механиzмы принятия решений должны учитывать угроzы лоббирования своих интересов прежде всего со стороны патриарха и других органов высшего церковного управления.

 

29.Раzработать процедуру регулярных соzывов Собора (раz в год), обеспечить участие мирян в его работе. Создать постоянно действующий Секретариат Поместного собора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, многие из этих пунктов уже реализованы в какой-нибудь Финской Православной Церкви. Поэтому в первую очередь автору надо изучить их на предмет наличия реальной пользы от их воплощения в жизнь. А потом уже предлагать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дьякона, как и прежде сделать самостоятельной степенью без воzможности дальнейшего рукоположения, как это было исторически

 

В древности бывало, что диаконы, чьей функцией была забота о Церкви, становились в последствии Римскими папами.

 

А вот что сообщает Лебедев:

 

Уже в послании апостола Павла к Тимофею говорится: «Хорошо служащие (диаконы) приготовляют себе высшую степень» (3.13). Но какую именно степень – писатель не говорит. Памятник Canones разрешает этот вопрос самым положительным образом. Здесь говорится: «Диаконы, добре и неосужденно служащие, достигают места епископского»1. Да, никакого другого, а именно (пастырского) епископского. Вот так далеко простиралось тогда сродство епископов и диаконов: диаконы по рассматриваемому памятнику являются самыми первыми и естественными кандидатами в епископы, они, так сказать, были епископами in spe. Наградой за ревностное служение диакона было повышение на иерархической лестнице, а на этой лестнице следующей ступенью для диакона было епископство.

Ст. 41. …характеристичны следующие факты, заимствуемые из III века. В Римской церкви епископ в тех случаях, когда ему угрожала мученическая смерть, обыкновенно передавал управление церковным достоянием не пресвитерам, а диакону. Так епископ Корнелий передает управление церковным имуществом диакону Стефану, епископ Луций – тому же Стефану, а епископ Стефан, в свою очередь, диакону Сиксту. Заслуживает внимания еще следующий факт: когда римский епископ Сикст мученически пострадал, то языческая власть в Риме схватила диакона Лаврения, предполагая, что именно у него находятся церковные деньги, бросила его в темницу и всякими насилиями старалась заставить его выдать сокровища2.

 

... в Римской церкви в древности долго держались обыкновения ставить в епископы Рима не пресвитера, а именно диакона3.

 

В Александрии тоже встречалось такое, что диаконы избирались на александрийское архиерейство, например Афанасий, Кирилл.

Изменено пользователем Денис В.Н.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот что сообщает Лебедев:

 

Уже в послании апостола Павла к Тимофею говорится: «Хорошо служащие (диаконы) приготовляют себе высшую степень» (3.13). Но какую именно степень – писатель не говорит.

В оригинале там не высшая степень, а хорошая, то есть хорошо служившие приобретают и степень хорошую ("вафмон калон"). Означает ли это, что епископская степень лучше диаконской? Возможно, она и правда в чем-то лучше (потому что у епископа денег больше). :) Но тут весьма вероятен и иной смысл. Ср. то же место в переводе Кулакова: "Тот, кто исправно исполняет свои обязанности, приобретает хорошую репутацию". Так что Лебедев здесь, видимо, не вполне точен.

 

Ну а по сути возражений не имею: диаконы и в древности возводились в последующие священные степени. Только все ли? В практике современной РПЦ на всю жизнь диаконами остаются единицы, тогда как в древности таких, наверное, было куда больше, и именно это, я думаю, имел в виду автор вышеприведенных тезисов.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Перепечатаю почти полностью - вот что Дунаев пишет :

 

«Православный коллапс (о лекции архим. Феогноста Пушкова)

 

Короткая лекция уже разрекламирована Калаказо и о. Филиппом. Отвлекаясь от несколько одиозной личности автора и говоря лишь о сути, не могу не признать справедливости всего сказанного....

 

3) Архим. Феогност видит два выхода из тупика. Первый - создание некоего всеправославного центра. Но мы видели, что вышло с Критским собором. И Пушков совершенно прав, что местные интересы Церквей никогда не дадут создать нечто близкое к евангельским идеалам. Второй - "внутренняя эмиграция" или "канонический пофигизм". Но есть и третий путь, о котором Пушков умолчал, поскольку этот путь еще менее реален, нежели первый (хотя только он, на самом деле, являлся бы выходом из многовекого тупика и православного коллапса), - добровольное признание примата Римского Папы.

4) В итоге для мирового православия нет никакого выхода. С падением "третьего Рима" четвертому не бывать, и крушение Империи в 1917 (и при падении СССР) вызывает постепенный коллапс всего Православия. Это исторически неизбежно. То, что сейчас происходит с "истинно-православными Церквами", ожидает и мировое православие, пусть на макроуровнях отдельных государств. В итоге это дробление может дойти и до древнего принципа, что Церковь - это местный епископ. Только о "единой" Церкви Символа веры придется забыть.«

 

https://danuvius.livejournal.com/837262.html

 

В отдаленной перспективе я бы рассматривал возникновение Православной Церкви России с получением ей автокефалии от КП (по образцу ПЦУ). Внутренний раскол РПЦ МП по линии этнофилиты / грекоправославные (a la Флоровский, Лосский и по.) очевиден. Последние очевидно будут поддержаны новой демократической властью РФ (когда она появится). При этом значительная масса православных останется в нынешней структуре, поэтому существование нескольких православных церквей на территории РФ неизбежно

Изменено пользователем Михаил 1961
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Последние очевидно будут поддержаны новой демократической властью РФ (когда она появится).

Наивно. В смысле - появление "новой демократической власти РФ". Тем более - удержание подобной власти более-менее продолжительное время.

А без нее никто КП филиалы свои создавать не даст.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Текст от батюшки Лютера (Телеграм).

 

5+1 причина негативного отношения к церковной реформе

 

События в Твери снова заставили батюшку Лютера задуматься о судьбах русской реформации.

Эксперты довольно много писали о том, почему в Русской Православной Церкви идея реформы вызывает такую негативную реакцию. Батюшка Лютер попробовал подытожить все, что было сказано до него.

 

1. Травма церковного раскола XVII века. Среди непреодоленных травм русского народа свое почетное место занимает трагедия старообрядческого раскола. Конечно, ее значение преувеличивать не стоит (все-таки, давно это было), но и преуменьшать тоже не надо, так как угрозы разделения «как при Никоне» регулярно звучат со стороны консервативно настроенных кругов.

 

2. Травма от распада СССР и реформ 90-х. Вот это уже гораздо более актуально. Слово «реформа» для людей старшего поколения (а таких в церкви - 90%, но это не точно) связано с тем негативным опытом, который они пережили после распада СССР. Тогда же, на фоне рушащегося привычного мира, церковь стала островком стабильности и тем самым манящим «градом Китежем». Поэтому словосочетание «церковная реформа» для травмированного человека, пережившего 90-е, значит нечто довольно простое, но одновременно страшное - последний оплот стабильности тоже начнет меняться, а значит, снова придется пережить ужас неопределенности.

 

3. Характерный русский магизм. Религиозное сознание в России остается на уровне аграрного общества с его магическим отношением к высшим силам. А правила магии очень просты - неправильно выполненный ритуал лишает человека и всю общину покровительства богов.

 

4. Низкий уровень церковного образования и отсутствие катехизации. Когда о. Георгий Кочетков выразил в своей знаменитой диссертации мнение о том, что не только церковному народу, но и большинству архиереев надо бы пройти оглашение и наставление в основах веры, он сказал горькую правду. Дремучесть, помноженная на магизм, дает совершенно дикое мировоззрение, носители которого прочно засели в епископате РПЦ, не говоря уже о клире и народе.

 

5. Русский духовный индивидуализм. Этот феномен, конечно, хорошо бы исследовать с точки зрения социологии религии. Но факт остается фактом: богослужение для русского человека - это НЕ общее дело, это личная молитва в «месте силы» (храме). Наверно, это связано с характерной русской замкнутостью и недоверием к окружающим. По идее, христианство как раз должно помогать в преодолении такого эгоцентризма, но на практике оно, наоборот, оказывается подчинено ему.

 

6. Безразличие. Для большинства даже церковных людей храм остается не частью жизни, а воскресным хобби. В этом причина миссионерских и приходских неудач талантливых пастырей. За исключением тонкой прослойки интеллигенции, среди которой все меньше верующих, основной церковной аудитории - рабочему классу и пенсионерам - просто ничего не надо. Они не беспокоятся из-за непонятности служб, разобщенности приходов, из-за уровня своего развития и даже из-за состояния государства. Пофиг на все.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рубрика "Нам пишут".

 

 

«Здравствуйте!

Неоднократно встречаются призывы служить на русском языке. Хочу выразить своё мнение. Русский язык в 21 веке уже неактуально. Надо сразу переходить на молодежный сленг. Это и прогрессивно и молодёжь в храмы повалит. Ей просто станет понятнее богослужение.(Главное, чтобы возглас "Слава Тебе показавшему нам свет" совпадал с восходом солнца!) Сразу предложение по делу. Одним из вариантов в сленге - это сокращение слов. Вот представьте. Выходит протодиакон и возглашает: " Ми Го по. О свы ми Го по. О ми вовс ми Го по." А хор не останавливаясь переливается Го по. Го по. Го по..... Те Го. Мнь. Попробуйте сами на распев. Очень красиво, а главное молодежь в храм повалит.

Интересно, как к этому предложению отнесутся подписчики канала. Стоит ли заняться переводом на сленг всех богослужебных текстов. Или я все же напрасно клаву тискаю.

С уважением, отцу Звездонию.

Священник Александр.»

 

Дорогой отец Александр! Отец Z на своем приходе именно так и служит, причем апостол у нас читается на фене. Zaходите к нам на огонек, Вам понравится.

 

Отцы-батюшки! Кто ещё служит на сленге, потискайте клаву и напишите нам на [email protected].

 

Поделитесь опытом!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рубрика "Нам пишут".

 

«О. Zвездоний, я тоже священник, тоже Александр и всю жизнь на приходах, где служат исключительно на сленге. Жизнь такая, сам его выучил, понимать начал. Но... обновить слэнг до уровня «великий и могучий» не помешало бы»

 

 

 

«У меня в пору увлечения Толкином была идея служить на синдарине или на русском с вкраплениями из синдарина (например, «лембас» вместо «хлеб»), но я не сильно продвинулся в переводе/адаптации».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рубрика "Нам пишут".

 

«Отцу Zвеzдонию салют!

 

Там, где я служу, почти все разговаривают матом. Поэтому на фене я отдыхаю. Родной язык. Но служу на иврите, ибо, какая разница, ЦСЯ всё равно бабушки не понимают. С уважением, прот. Неключимий».

 

 

Чего только в РПЦ не бывает...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рубрика "Нам пишут".

 

«Дорогой батюшка! Пишет тебе отец М. Служу на приходе, где хор, по благословению настоятеля, поёт на языке ПМС. Ну вы, конечно, поняли расшифровку: "прогони, матушка, скоренько" Омномномномномномно [вдох] омномномномномномно - примерно так звучит чтение кафизм. Всенощная немного больше часа».

 

О, сколько нам открытий чудных готовит ваших писем дух...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю очень хорошего мудрого священника, митрофорного протоиерея с 2 крестами, служащего в сане уже более 60 лет. Так он служит воскресную всенощную за час с четвертью.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...