Перейти к содержанию

Христианский межконфессиональный консультативный комитет


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

76710845_2908320569196045_5971245808463380480_n.jpg

 

Христианский межконфессиональный консультативный комитет: «Дать опыту всей Церкви раскрыться в современности»

 

В среду, 30 октября, в гостинице «Президент-отель» в Москве прошёл VI Пленум Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) на тему: «Непреходящая сила Евангелия и его значимость для современного общества».

 

В этом крупнейшем на территории Евразии межхристианском форуме приняли участие представители православных, католических и протестантских общин из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии.

 

Начав со взгляда на Евангелие как на незыблемый авторитет, центр и основание христианского служения вне зависимости от конфессии, участники обратились к общим пастырским и миссионерским вызовам. Признавая существующие трудности в межконфессионально диалоге, они выразили нужду в разделении опыта и консолидации перед лицом вызовов современного мира.

 

Во время первого пленарного заседания прозвучали приветствия участников из разных стран, прежде всего – сопредседателей ХМКК. Так, Архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви в России Дитрих Брауэр отметил, что Евангелие – это воплощенное Слово, претворяемое в жизнь не только в Самом Христе, но и в каждом христианине. «Вера, рожденная словом Евангелия, поистине меняет нас, — сказал он. — Уникальность Евангелия состоит в его преображающей силе». Как эта сила может ответить на нужду современного общества и каждого его индивида? Так или иначе, именно на этот вопрос отвечали участники Пленума, и не формально или теоретически, но глядя на собственный христианский опыт.

 

Генеральный викарий Архиепархии Божией Матери в Москве свящ. Кирилл Горбунов в своем кратком приветствии заметил, что решение многих проблем и пастырских задач сегодня находится вне узкого контекста конкретной конфессии, поэтому так важна открытость опыту друг друга.

 

Митрополит Волоколамский Иларион, прежде чем зачитать собственный доклад, огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который указал на разницу во взгляде на Евангелие между христианами и остальным миром: «Сегодня некоторые рассматривают Евангелие исключительно как памятник литературы, достояние прошедших веков. Христиане же не только признают безусловную историческую достоверность евангельского текста, но и свидетельствуют о нем как об откровении Творца и Промыслителя мира». В таком случае это откровение способно преображать мир и сегодня, поскольку остаётся непреложной истиной для каждого человека, вне зависимости оттого, произошла для него личная встреча со Христом или нет – эту мысль по-разному раскрывали отдельные участники в течение дальнейшей работы Пленума.

 

На встрече присутствовали также представители светских властей. Заместитель начальника Управления внутренней политики Администрации Президента РФ В.М. Белоусов зачитал приветствие руководителя Администрации Президента А.Э. Вайно. Тот в своём обращении подчеркнул, что «христианские общины наших стран подают замечательный пример плодотворного и успешного соработничества, являются инициаторами многих масштабных, востребованных проектов и программ, направленных на укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, сохранение мирового исторического и культурного наследия, непреходящих духовных, нравственных, семейных ценностей». От себя В.М. Белоусов добавил, что общий голос христианских конфессий должен быть слышан. «Ваши действия должны быть направлены на мир, создание и благо людей», — сказал он.

 

Примечательно, что пока мы, христиане, боимся выйти из гетто и столкнуться с непониманием и неприятием секулярного мира, представители мирских властей говорят, что нуждаются в нас, и в нашем свидетельстве видят благо для всего общества.

 

С первым докладом по теме Пленума выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Он напомнил собравшимся, что сам Христос заповедал нам заботиться об исцелении и спасении как можно большего числа людей, а потому «мы должны вновь и вновь доносить содержание Благой Вести о Воскресшем Христе до наших современников». Евангелие было и остается неизменным на протяжении 2000 лет, но условия нашего мира меняются, и этот «новый мир» нуждается в понятном ему истолковании благовестия Христова, сказал владыка Иларион. Он подчеркнул: «Мы призваны быть среди людей, подобно тому, как Христос обитал с нами. И мы призваны неустанно — не только словами, но и делами и всей своей жизнью — проповедовать Его ближним и дальним».

 

Наравне с этим призванием митрополит Иларион выделил ряд искушений, подстерегающих современных христиан: от того, чтобы закрыться в своих общинах, до полной отдачи заботам и тревогам мира, забыв о нашем христианском призвании и верности Евангелию.

 

Перечислив многочисленные вызовы и раны современного мира, владыка Иларион обратился к исключительной новизне христианства, показав, что мы можем предложить миру нечто более притягательное, чем обличение его грехов: «В чем <…> новизна? В том, что Христос призывает Своих учеников любить друг друга не обычной любовью, основанной на взаимности, а той жертвенной любовью, которая не ожидает ответной любви. Речь в Его словах не идет о любви, которая определяется общей принадлежностью любящего и любимого к одному народу. Это и не та естественная любовь, которая существует между людьми, скрепленными кровным родством или узами дружбы. Речь в словах Иисуса идет о качественно иной любви – той, которая объемлет все перечисленные виды любви и превышает их, имея сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции — ее источником может быть только Сам Бог».

 

Эти слова митрополита Илариона стали приглашением для участников Пленума не оставаться на теоретическом или «политическом» уровне, но посмотреть, как реализуется эта заповедь любви в повседневной жизни наших общин, в пастырской работе и в социальном служении.

 

Поворотным пунктом в обращении к личному христианскому опыту стал доклад отца Кирилла Горбунова, представлявшего Римско-католическую Архиепархию Божией Матери в Москве в отсутствие митрополита Павла Пецци.

 

Отец Кирилл начал доклад с личного свидетельства, рассказав о том, как он впервые открыл Священное Писание, прочитал родословную Иисуса Христа и не нашёл в ней ничего полезного для своей жизни. «Сегодня, читая этот отрывок, я едва сдерживаю слёзы, переживая эту богатую и славную историю спасения, частью которой Бог через Церковь пожелал сделать и меня, — сказал он. – Таким образом, Евангелие открывает свое истинное содержание и силу по мере взросления человека».

 

Корень проблемы лежит глубже, чем отвержение обществом христианской нравственности, христианских ценностей. «Современный человек не то что не находит в Писании ответов – часто он не находит в себе даже вопросов, которые можно было бы задать, открыв Евангелие», — заметил отец Кирилл. Этим наблюдением он опять вернул слушателей к необходимости обращения к частному опыту. Он кратко рассказал о новой евангелизации – понятии, которое ввёл в обиход святой Папа Иоанн Павел II. О благовестии, новом в своем рвении, методах и подходах, которое даёт возможность пережить всю силу евангельской вести, состоящую в личной встрече со Христом. Это был новый взгляд, который в дальнейшем развил величайший католический богослов современности Папа на покое Бенедикт XVI, настаивая на том, что у истоков христианского бытия лежит именно встреча со Христом, встреча с Личностью.

 

Однако эта встреча не индивидуалистична, она не может быть противопоставлена опыту общины Церкви. «Чтобы открыть силу Евангелия, принять этот новый мир, нужна община – вхождение в сообщество верующих», — сказал отец Кирилл. Он заметил, что такими носителями Евангелия становятся малые группы внутри церковной общины. Эти малые группы, братства, образуются по принципу общего служения или интереса к конкретной духовности. «В них люди хотят на глубоко личном уровне свидетельствовать о своем переживании Евангелия».

 

Такие очаги подлинной человечности рождаются повсеместно, в какой бы конфессии ни произошла наша встреча со Христом, а потому «возвещение Евангелия сегодня должно быть общехристианским делом», сказал отец Кирилл. Эта миссия требует от нас единства. Его отсутствие является мощнейшим антисвидетельством христианских Церкв в некоторых регионах мира, отметил священник.

 

Перечислив три уровня межконфессионального диалога — иерархический, богословский и «низовой», уровень взаимодействия между христианскими общинами, — отец Кирилл сказал, что именно в последнем видит наибольший потенциал. От лица Архиепископа Павла Пецци он пригласил представителей различных конфессий к реализации инициатив, включающих совместное чтение Евангелие, размышление о нём и свидетельство жизни.

 

Третьим прозвучал доклад епископа диоцеза Хаапсалу Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Тиита Салумяэ, который проследил моменты эстонской истории, в которых лично он видел преображающую силу Евангелия. Он также отметил опыт людей, которых приводят в Церковь многочисленные личные кризисы, потому что именно Церковь отвечает на экзистенциальные вопросы человека. «Таким образом Церковь становится источником поддержки для людей во всем мире», — сказал он.

 

После докладов участникам Пленума было предоставлено время для свободной дискуссии. Оживленное обсуждение вызвали некоторые тезисы из доклада отца Кирилла Горбунова: о пути выхода из приходского и внутреннего гетто, о рисках проповеди в социальных сетях, о месте Церкви в обществе, о недостатке единства между конфессиями и даже о существующей конкуренции. Все эти аспекты не оставляли места для отвлеченного теоретизирования или формальных «упакованных» ответов. Многие участники говорили об опыте, который переживают их общины в России и в других странах.

 

Подводя итог, Архиепископ Дитрих Брауэр, модерировавший эту дискуссию, признал, что нам всё ещё трудно действовать консолидированно даже в ключевых вопросах, но мы призваны прийти к этому, чтобы вместе свидетельствовать о преображающей силе евангельской вести, дать опыту всей Церкви раскрыться в современности.

 

После часового перерыва на обед участники Пленума приступили к работе в группах, разделенные на четыре круглых стола: 1. «Следование за Христом. Быть христианином сегодня»; 2. «Миротворчество: евангельский путь»; 3. «Евангелие: нравственный ориентир в современном обществе»; 4. «Евангелие и служение ближнему (диакония)».

 

Итоги работы круглых столов были подведены на третьем пленарном заседании, плодом которого стало официальное обращение Пленума к современному обществу. В его тексте нашли отражение не только политические, социальные, экономические кризисы, с которыми столкнулся мир сегодня, не только проблема вытеснения христианских ценностей и потеря нравственных ориентиров, но и единственный ответ, который может и должно предложить миру христианство — «провозглашенная Господом Иисусом Христом весть о спасении и дарованное Им Евангелие».

 

Анастасия Орлова

 

РУСКАТОЛИК.РФ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...