Перейти к содержанию

Формирование Канона Нового Завета


Alexander
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Александр, ну люди же никогда не признаются, что взяли чужое...

От этого рухнет вся их система.. :)

 

Затрещит по швам..

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Хемниц говорит, что нужно "свидетельство тех, кто принял и знал свидетельство первоначальной Церкви о подлинных писаниях". ...
Николай, перечитайте еще раз тексты своих же отцов-основателей. Просто часть этой строчки. Я даже выделил. Чтобы что-то "знать и принять" нужно чтобы это что-то первоначально было. Хемниц считает что такое согласие древней Церкви о подлинных писаниях было. Это ведь не сложно перейти с Вашей стороны от лозунгов к фактажу и продемонстрировать что такое свидетельство у первоначальной Церкви было? Внимательно жду.

 

Вы сами берете слова Хемница: свидетельство (1) тех, кто знал свидетельство (2) первоначальной Церкви. Тут речь идёт о двух разных свидетельствах. Свидетельства первоначальной Церкви у нас нет. Но у нас есть свидетельство тех, кто со свидетельством первоначальной церкви ещё был знаком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Дабы не повторять цитаты ранее мной размещенные здесь, приведу цитату из все той же второй части

У мужей апостольских редко используются прямые цитаты из новозаветных текстов, но довольно часто (это особенно справедливо для евангельских повествований и поучений Самого Христа) встречаются такие ссылки и реминисценции, которые не всегда просто идентифицировать или истолковать. В большинстве своем они сообщают читателям той или иной местности определенный (а скорее – неопределенный) набор сведений о некоторых документах I века, которые потом и стали частью того, что мы сегодня называем Новым Заветом149.

 

Либо осознанно, либо по неумению читать Вы подменяете авторский смысл абзаца своим. Перечитайте ещё раз внимательно то, что Вы процитировали

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Очень хочется перейти от лозунгов к фактажу.

 

Кому хочется ? Для атеиста никакого доказательного фактажа нет и быть не может, для верующего Богодухновенность Библии очевидна

Изменено пользователем Michael 1689
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Нет конечно, я принимаю НЗ как Писание со всеми вытекающими последствиями.

Но я честно сам себе объясняю откуда у меня такая уверенность - мне Церковь так сказала.

Я доверяю Церкви, ведь именно она разделила богодухновенные книги от плевел, в виде апокрифов.

 

Был бы я в другой религиозной группе - имел бы другое "Священное Писание".

 

Аааа, были бы в другой - читали бы другие книги. Ну тогда ладно.

Изменено пользователем Michael 1689
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр, ну люди же никогда не признаются, что взяли чужое...

От этого рухнет вся их система.. :)

 

Затрещит по швам..

 

Мы также взяли чужое как и вы- РКЦ ; православные хотя бы в оригинале читали НЗ, который вы заодно с ВЗ, взятым у евреев перевели, забыв язык оригинала на несколько сот лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Вот мои тексты Библии лежат лежнем на полочках, не трепыхаются, ночью не светятся. Да и вообще ведут себя крайне пассивно.

Будьте добр,ы укажите каким же это образом (по каким признакам или каким способом) тексты сами свидетельствуют о своей богодухновенности.

...

 

И что же это они у вас «лежат лежнем» - Вы их возьмите и прочитайте несколько раз. Если в процессе чтения Вы не убеждаетесь в их богодухновенности, то как же я смогу вам это доказать.

Откровенно слабый критерий - субъективный.

Я со своей стороны могу заметить, что встречал в жизни тексты, служащие своеобразным откровением о Боге и человеке, которые по впечатлению могут поспорить с Писанием, а по ясности - даже превосходят его. Но на этом основании как-то принимать их за боготкровенные и добавлять в канон - как-то странно. Это путь, когда секту новую можно замутить, если что.

Убеждаться в богодухновенности текста через личное его прочтения - это прекрасное начало, но оно требует последующего подтверждения.

А вот другой критерий, более реальный - критерий практики. Человек пишет послание, имеющее частный характер, но в себе содержащее фундаментальную истину о Христе, Его учении, о Слове Божьем и т.д. Это послание читают, оно расходится между верными, получает распространение, его цитируют, на него ссылаются, его хвалят, ставят в пример как образец выражения "нашей веры". Так вот, текст сам по себе действительно не "светится", истина, заключенная в нем светится, когда его читают и исповедуют кредо, заключенное в нем, признавая, что произнесенное от Духа. Текст становится общеупотребительным, авторитетным.

А вот затем, наконец, делает шаг Церковь в лице учительства. Своей властью она приказывает: так, эти вот тексты боготкровенны, душеспасительны, происходят от апостолов, древние, широко распространенные - они составляют канон; эти, широкораспространенные, признанные, но не такие древние, от мужей апостольских - уже не канон, - душеполезны, но не более; а вот эти вообще подделка под старину, нет в них богооткровенного содержания (или же оно загрязнено человеческими измышлениями).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Человек пишет послание, имеющее частный характер, но в себе содержащее фундаментальную истину о Христе, Его учении, о Слове Божьем и т.д.

 

... она приказывает: так, эти вот тексты боготкровенны, душеспасительны, происходят от апостолов, древние, широко распространенные - они составляют канон; эти, широкораспространенные, признанные, но не такие древние, от мужей апостольских - уже не канон, - душеполезны, но не более;

 

А если послание, содержащее в себе фундаментальные истины, написал не апостол, но кто-то из мужей апостольских - это канон, или не канон? Если не канон, то почему? Ведь там тоже фундаментальные истины, и оно тоже разошлось, его тоже читают, им вдохновляются, на него ссылаются, и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

А если послание, содержащее в себе фундаментальные истины, написал не апостол, но кто-то из мужей апостольских - это канон, или не канон? Если не канон, то почему? Ведь там тоже фундаментальные истины, и оно тоже разошлось, его тоже читают, им вдохновляются, на него ссылаются, и т.д.

Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос.

Не канон. Почему? Церковь так решила.

Никаких других критериев убрать из Писания (или не добавлять в Писание) послания Климента Римского нет.

 

Его послания не считаются апокрифом. Он (как считается) был сотрудником апостолов (апостол из 70-ти) и при этом его послания не считаются частью НЗ.

 

Более того, для меня было в свое время открытие, что его послания во время пято-шестого собора включены в канон НЗ (если я ничего не путаю, подробнее все в той же книги Мецгера нужно копаться). Т.е. если бы рекомые "православные" были последовательны, они бы имели другой канон чем наш.

Изменено пользователем Alexander
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

А если послание, содержащее в себе фундаментальные истины, написал не апостол, но кто-то из мужей апостольских - это канон, или не канон? Если не канон, то почему? Ведь там тоже фундаментальные истины, и оно тоже разошлось, его тоже читают, им вдохновляются, на него ссылаются, и т.д.

Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос.

Не канон. Почему? Церковь так решила.

Никаких других критериев убрать из Писания (или не добавлять в Писание) послания Климента Римского нет.

 

Его послания не считаются апокрифом. Он (как считается) был сотрудником апостолов (апостол из 70-ти) и при этом его послания не считаются частью НЗ.

 

Ну а вот у нас есть основания. Климент - не апостол (никаких реальных оснований причислять его к 70-ти апостолам не существует). Он, в лучшем случае (если это тот самый Климент, который упомянут в Послании к Филиппийцам) - ученик апостола (или апостолов). Также его послание не является записью или пересказом апостольского рассказа о Христе или об их (апостольской) деятельности. Поэтому - не канон. А вот послание Павла Филимону, даже несмотря на то, что в нём нет никаких "фундаментальных истин" - тем не менее, часть канона (вне зависимости от того, что по этому поводу решали соборы).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Вы сами берете слова Хемница: свидетельство (1) тех, кто знал свидетельство (2) первоначальной Церкви. Тут речь идёт о двух разных свидетельствах. Свидетельства первоначальной Церкви у нас нет. Но у нас есть свидетельство тех, кто со свидетельством первоначальной церкви ещё был знаком.

Николай, я вижу что Хемниц говорит о 2-х свидетельствах. Я же с этим и не спорю. Схема Хемница вполне понятна и проста.

Он как бы говорит, что было свидетельство первоначальной Церкви об определенных текстах.

Потом древняя Церковь передала это свидетельство дальше следующему поколению христиан. Те передали дальше. В общем, по цепочке свидетельство дошло до нас.

 

Если бы это было правда, то Вы были правы: не имело значение как называется свод текстов (Новый Завет, Супер-Новый или еще как).

Главное чтобы тексты неразрывно передавались в качестве богодухновенных от первого поколения христиан до нас.

 

При всех положительных сторонах этой схемы, она плоха только тем, что не соответствует исторической реальности.

У нас нет никаких данных, что в период исторический период "мужей апостольских", христиане относились качественно к современным текстам НЗ (которые они конечно знали) точно так же как они относились к Писанию (Новому Завету).

Напротив, мы имеем свидетельства в посланиях мужей апостольских об обратной картине.

 

Т.е. мы имеем тексты, которые можно истолковать, как качественное различие в отношении к текстам Писания и текстам, которые стали в последствии Новым Заветом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Ну а вот у нас есть основания. Климент - не апостол (никаких реальных оснований причислять его к 70-ти апостолам не существует).

Почему Вы так считаете? Вот я Вам привел пример собора (в смысле группы людей, который имеют отличный от Вас взгляд), который считал иначе.

На чем зиждутся Ваши утверждения? Апостолы от 70-ти тоже апостолы по Писанию.

 

...

Он, в лучшем случае (если это тот самый Климент, который упомянут в Послании к Филиппийцам) - ученик апостола (или апостолов)

...

Чем деятельность апостола от 70-ти (в Писании все есть упоминание о других апостолов, не из 12-ти) недостойна сама по себе войти в канон?

 

А вот послание Павла Филимону, даже несмотря на то, что в нём нет никаких "фундаментальных истин" - тем не менее, часть канона

Это совсем непонятный критерий. Если бы апостол Павел написал на салфетке "Галя - передай соль" и текст дошел бы до нас, он был бы частью вашего Нового Завета?

Изменено пользователем Alexander
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У нас нет никаких данных, что в период исторический период "мужей апостольских", христиане относились качественно к современным текстам НЗ (которые они конечно знали) точно так же как они относились к Писанию

 

Вы опять смешиваете догматическую и историческую сторону вопроса.

 

Догматическая сторона вопроса: мы (церкви Аугсбургского исповедания) принимаем как своё Священное Писание тексты, написанные апостолами (и рассказы непосредственных учеников апостолов, с их слов, о жизни, смерти и воскресении Христа и о деятельности самих апостолов).

 

Историческая сторона вопроса: у нас есть свидетельства церковных авторов (Ириней, Евсевий, Афанасий, и т.п.), имевших доступ к наследию древнейших христиан, или даже непосредственно знакомых с кем-либо из учеников апостолов (Ириней), о том, какие книги в древней Церкви единодушно считались имеющими апостольское происхождение, какие были спорными (кем-то считались апостольскими, а кем-то ставились под сомнение), а какие отвергались. Этих данных нам достаточно, чтобы понимать, какие книги входят в канон (согласно нашим критериям каноничности) бесспорно, а какие - входят, но находятся под сомнением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Ну а вот у нас есть основания. Климент - не апостол (никаких реальных оснований причислять его к 70-ти апостолам не существует).

Почему Вы так считаете? Вот я Вам привел пример собора (в смысле группы людей, который имеют отличный от Вас взгляд), который считал иначе.

На чем зиждутся Ваши утверждения? Апостолы от 70-ти тоже апостолы по Писанию.

 

1. Ни в канонических книгах Нового Завета, ни в послании самого Климента, ни в каких-либо иных текстах I века не говорится, что он - апостол от семидесяти.

 

2. Никто из авторов, хоть что-то сообщающих о нём, не говорит, что он был личным учеником Иисуса (а семьдесят апостолов были, как Вы помните, получили своё служение лично от Иисуса - Лк.10:1).

 

3. Чтобы Климент был личным учеником Иисуса, крайне малоправдоподобно по хронологии (не позже 30-х годов он уже достаточно взрослый, чтобы стать апостолом, а в первые годы правления Траяна - то есть около 100 года, он ещё достаточно активен, чтобы быть епископом Рима). И если бы он и был таким уникумом, об этом бы обязательно помнили, и упоминали бы все о нём писавшие -как упоминали об уникальном долголетии "любимого ученика" - Иоанна. И тут бы писали, что вот, дескать, ещё во времена Траяна в Риме жил непосредственный ученик самого Господа Иисуса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы апостол Павел написал на салфетке "Галя - передай соль" и текст дошел бы до нас, он был бы частью вашего Нового Завета?

 

2 Тим.4:13

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы опять смешиваете догматическую и историческую сторону вопроса.

Да, я такой :)

 

...

Догматическая сторона вопроса: мы (церкви Аугсбургского исповедания) принимаем как своё Священное Писание тексты, написанные апостолами (и рассказы непосредственных учеников апостолов, с их слов, о жизни, смерти и воскресении Христа и о деятельности самих апостолов).

...

Я все же перефразирую, дабы реальность чётче проявлялась в Ваших постулатах.

Итак.

Догматическая сторона вопроса: мы (церкви Аугсбургского исповедания) принимаем как своё Священное Писание тексты, написанные, как считается в Католической Церкви, апостолами (и рассказы непосредственных учеников апостолов, с их слов, о жизни, смерти и воскресении Христа и о деятельности самих апостолов) и утвержденные Католической Церковью в качестве таковых на основе веры Католической Церкви.

 

Историческая сторона вопроса: у нас есть свидетельства церковных авторов (Ириней, Евсевий, Афанасий, и т.п.), имевших доступ к наследию древнейших христиан, или даже непосредственно знакомых с кем-либо из учеников апостолов (Ириней), о том, какие книги в древней Церкви единодушно считались имеющими апостольское происхождение, какие были спорными (кем-то считались апостольскими, а кем-то ставились под сомнение), а какие отвергались. Однако, этих данных не нам достаточно, чтобы понимать, какие книги входят в канон (согласно нашим критериям каноничности) бесспорно, а какие - входят, но находятся под сомнением, а какие не входят вовсе. Если взять исключительно этот критерий основанием для определения Новозаветных Книг, останется непонятно почему целый ряд книг так и не вошел в канон. Без критерия веры Церкви при селекции обойтись не получается.

 

Вот такой ответ я считаю историческим и интеллектуально честным.

Понимаю, что мои дополнения Вами (ввиду Вашей конфессиональной принадлежности) восприняты не будут. Увы.

Изменено пользователем Alexander
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы апостол Павел написал на салфетке "Галя - передай соль" и текст дошел бы до нас, он был бы частью вашего Нового Завета?

2 Тим.4:13

Ответ понятен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще, напомните, пожалуйста, Мартин Хемниц имеет статус равноапостольного (де-факто хотя бы, если не де-юре) у лютеран, скажем, как и творения Лютера, или все-таки его творения не несут на себе печати безошибочности?

И еще, ответьте пожалуйста на этот вопрос.

В Вашей конфессии подразумевается что Мартин Хемниц в каких-либо вероучительных моментах мог ошибаться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

утвержденные Католической Церковью в качестве таковых на основе веры Католической Церкви.

 

 

Никакое "утверждение" не нужно бесспорным, никем не оспаривавшимся текстам (вроде четырёх Евангелий). С другой стороны, никакие утверждения не снимают печать сомнительности с текстов, о которых в древности не было согласия (вроде 2-го Послания Петра).

 

Если взять исключительно этот критерий основанием для определения Новозаветных Книг, останется непонятно почему целый ряд книг так и не вошел в канон. Без критерия веры Церкви при селекции обойтись не получается.

 

Голословно. Вы так и не смогли привести ни одного примера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще, напомните, пожалуйста, Мартин Хемниц имеет статус равноапостольного (де-факто хотя бы, если не де-юре) у лютеран, скажем, как и творения Лютера, или все-таки его творения не несут на себе печати безошибочности?

И еще, ответьте пожалуйста на этот вопрос.

В Вашей конфессии подразумевается что Мартин Хемниц в каких-либо вероучительных моментах мог ошибаться?

 

Мог. Кто угодно может ошибаться. Даже Лютер мог ошибаться. Но вот милостью Божией вышло так, что в вероучительных вопросах нигде не ошибся. А Хемниц никаких новых, применявшихся Лютером критериев от самого себя не привнёс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

....о том, какие книги в древней Церкви единодушно считались имеющими апостольское происхождение, какие были спорными (кем-то считались апостольскими, а кем-то ставились под сомнение), а какие отвергались.

 

.....Однако, этих данных не нам достаточно, чтобы понимать, какие книги входят в канон (согласно нашим критериям каноничности) бесспорно, а какие - входят, но находятся под сомнением, а какие не входят вовсе. Если взять исключительно этот критерий основанием для определения Новозаветных Книг, останется непонятно почему целый ряд книг так и не вошел в канон.

Это-то ладно. Сугубо непонятно, почему другой ряд книг вошёл в канон. Единодушия о их происхождении и авторитетности не было, а в каноне они, "соломенные", есть.

 

В принципе, если называть вещи своими именами, то точка зрения, которую озвучивает Николай, должна звучать так - "у нас другой канон". Его утверждения в духе: "они у нас в каноне, но никаких догматов мы на них основывать не будем" - это ведь прикрытие той простой истины, что за номальные книги Библии "соломенные" части не считаются.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В принципе, если называть вещи своими именами, то точка зрения, которую озвучивает Николай, должна звучать так - "у нас другой канон".

 

Отчасти другой, да. Другие критерии установления канона закономерно дают другие границы канона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К предыдущему: следует ещё добавить, что антилегомена (оспариваемые книги Нового Завета), всегда считались хотя и менее авторитетными, чем бесспорные книги, но существенно более авторитетными, чем ветхозаветные апокрифы. Поскольку они (как, опять же, считается в ЕЛЦ), несмотря на неясность авторства, находятся в доктринальном согласии с бесспорными книгами, на практике они всегда включаются в НЗ и используются наравне с прочими книгами. Другими словами, различие между двумя категориями новозаветных книг: homologoumena и antilegomena, скорее теоретическое, чем реальное. Вместе с тем, наше богословие об этой разнице помнит, не стирает её - в отличие от богословия РКЦ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...скорее теоретическое, чем реальное...

Извините, Николай, но мы ведь не будем (по крайней мере, такие, как я) зарываться в Вашу литературу. Питаемся тем, что Вы даете. Если правда то, что Вы неоднократно писали - "не будем основывать догматов на этих книгах" - то это самая что ни на есть практическая разница.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...скорее теоретическое, чем реальное...

Извините, Николай, но мы ведь не будем (по крайней мере, такие, как я) зарываться в Вашу литературу. Питаемся тем, что Вы даете. Если правда то, что Вы неоднократно писали - "не будем основывать догматов на этих книгах" - то это самая что ни на есть практическая разница.

 

Основывать не будем, да. Но при этом считаем, что из них выводятся те же самые догматы, что и из бесспорных. Поэтому и выходит, что разница есть, но лишь теоретическая, практического значения не имеющая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...