Перейти к содержанию

Что значит быть верующим?


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Навеяно темой "Апология протестантизма". Но не только, еще и некоторыми личными размышлениями. Так что значит быть верующим в узком, так сказать, библейско-богословском смысле слова? Писание однозначно обещает, чтобы не сказать гарантирует вечную жизнь верующему, тогда как неверующий уже осужден (ср. Ин 3:18). В католическо-православном дискурсе обычно говорят о том, что для спасения нужна не только вера, но и дела, тогда как в протестантской традиции провозглашают спасение только верой. Хотя дискуссия и показывает, что в вопросе об оправдании есть существенные отличия, вместе с тем ясно, как мне кажется, что в обоих случаях под верой понимают несколько разные вещи: вера как интеллектуальное согласие с теми или иными доктринальными положениями и вера как доверие своей жизни Богу, которая неизбежно предполагает совершение добрых дел, и тогда, наверное, можно заявлять о спасении только верой и в рамках католического или православного богословия (см., например, "Вера и дела" Игнатия Брянчанинова).

 

Но возможно ли привести определение спасающей веры под общий знаменатель с протестантами? Предлагаю об этом порассуждать. А вот и практический вопрос: есть ли смысл, скажем, отпевать неверующих? Или для того, чтобы молитвы о упокоении были услышаны, достаточно того, что человек не атеист и каждый год на Пасху освящал куличи? Если человек умер в состоянии смертного греха, можно ли, в рамках католического богословия, сказать, что он утратил спасающую веру или никогда ее не имел?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

“ в обоих случаях под верой понимают несколько разные вещи: вера как интеллектуальное согласие с теми или иными доктринальными положениями и вера как доверие своей жизни Богу”

 

Да, с этим я полностью согласен - именно о вере как доверии своей жизни Христу всегда говорят протестанты.

Т е вера - это не согласие с тем, что некоторые тезисы, утверждения верны. Вера - это постоянное присутствие Бога в жизни человека.

Собственно, духовное возрождение - это и есть вхождение Бога в человека.

 

« 2:20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» Галатам.

 

Все остальное вообще не имеет принципиального значения - далеко не все лютеране читают и перечитывают Аугсбургское вероисповедание, реформаты - Вестминстерское.

 

Кстати, по сути , в православии речь всегда шла примерно о таком же понимании веры - до «духовного возрождения» в России в конце XIX - начале XX вв. Иначе откуда в псалтырях указание для неграмотных заменить вычитывание кафизм и правила на определенное число иисусовых молитв и поклонов ?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, по сути , в православии речь всегда шла примерно о таком же понимании веры - до «духовного возрождения» в России в конце XIX - начале XX вв. Иначе откуда в псалтырях указание для неграмотных заменить вычитывание кафизм и правила на определенное число иисусовых молитв и поклонов ?!

Не понял Вашу мысль: какую связь Вы усматриваете между пониманием веры и поклонами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, по сути , в православии речь всегда шла примерно о таком же понимании веры - до «духовного возрождения» в России в конце XIX - начале XX вв. Иначе откуда в псалтырях указание для неграмотных заменить вычитывание кафизм и правила на определенное число иисусовых молитв и поклонов ?!

Не понял Вашу мысль: какую связь Вы усматриваете между пониманием веры и поклонами?

 

Вы согласны что и неграмотные люди могут верить в Христа ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вера - это постоянное присутствие Бога в жизни человека.

Собственно, духовное возрождение - это и есть вхождение Бога в человека.

По моим скромным наблюдениям подобными такими громкими заявлениями чаще всего разбрасываются обычные грешники как и все прочие, просто мнящие себя невесть кем. Расскажите пожалуйста нам о вашем духовном возрождении.

У меня, простите, аллергия на подобный пафос, за которым редко что-то стоит.

Изменено пользователем Mar!a
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вера - это постоянное присутствие Бога в жизни человека.

По моим скромным наблюдениям подобными такими громкими заявлениями чаще всего разбрасываются обычные грешники

 

Так между этими тезисами нет противоречия. Под этим "присутствием Бога" имеются в виду чрезвычайно простые и скромные вещи - что человек 1)постоянно вспоминает о Христе, радуясь, что Он снизошёл до нас, недостойных и не видящих присутствия Бога грешников, разделил с нами переживание удаленности Бога и прочие наши беды 2) благодаря этой радости, охотно возвращается к мысли о Христе, не расстаётся с ней надолго.

 

Это о вере. Из неё следует освящение: когда думаешь о Христе, как-то не хочется вредить окружающим. Наоборот, хочется сделать что-нибудь доброе, а злые порывы хочется подавлять.

 

При этом, конечно, злые порывы возникать продолжают. То раздражение и злость против других людей, то страх перед будущим, то сомнение и неверие по отношению к Богу; то вдруг тщеславия вспышка, то на постороннюю женщину засмотришься. Конечно, возникают такие порывы. Если мысль о Христе далеко не отпускать, злые порывы легко гасятся. Но никто не имеет гарантии, что, потеряв бдительность, никогда от Христа не отвлечётся, а злым порывом, наоборот, не увлечётся. Потому и говорится simul iustus et peccator, одновременно праведник и грешник.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://youtu.be/eJee-eP5_Tg Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видео просто прикрепил, наверное не по вопросу темы)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Под этим "присутствием Бога" имеются в виду чрезвычайно простые и скромные вещи

Я и говорю о том, что когда некоторые бьют себя пяткой в грудь рассказывая что "Бог вошел в мою жизнь" и про "близкие отношения с Богом" и т.п. вещи, то это не значит практически ничего. Сотрясание воздуха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Под этим "присутствием Бога" имеются в виду чрезвычайно простые и скромные вещи

Я и говорю о том, что когда некоторые бьют себя пяткой в грудь рассказывая что "Бог вошел в мою жизнь" и про "близкие отношения с Богом" и т.п. вещи, то это не значит практически ничего.

 

А вот что это "ничего" категорически не соглашусь. Человек остаётся человеком, да, не превращается в какое-то бесплотное существо с крылышками. Но человеческая жизнь серьёзно меняется, упорядочивается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто с этим и не спорит. Я говорю о терминологии, которая не соответствует реальности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто с этим и не спорит. Я говорю о терминологии, которая не соответствует реальности.

 

Скорее - не реальности, а другим традициям употребления этой терминологии.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто с этим и не спорит. Я говорю о терминологии, которая не соответствует реальности.

 

Тоже не соглашусь. "От избытка сердца говорят уста". Тут Николай прав - терминологическое не(до)понимание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы согласны что и неграмотные люди могут верить в Христа ?

Да, конечно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы согласны что и неграмотные люди могут верить в Христа ?

Да, конечно.

 

Вот. Т е вера в Христа не тождественна убеждённости в верности богословских положений. Не думаю что русский крестьянин XIX века знал из богословия что-либо кроме Символа Веры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ходить по следам веры отца нашего Авраама - след в след... :)

И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,

12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

 

Послание к Римлянам 4

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот. Т е вера в Христа не тождественна убеждённости в верности богословских положений. Не думаю что русский крестьянин XIX века знал из богословия что-либо кроме Символа Веры.

Символа веры, по-Вашему, мало, если человек имеет более-менее ясное представление, о чем там говорится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кому больше дано - с того и больше спросится. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот. Т е вера в Христа не тождественна убеждённости в верности богословских положений. Не думаю что русский крестьянин XIX века знал из богословия что-либо кроме Символа Веры.

Символа веры, по-Вашему, мало, если человек имеет более-менее ясное представление, о чем там говорится?

 

Дык я к тому и клоню, что из всего богословия для верующего христианина Символа Веры как-бы и достаточно - при наличии самой спасающей веры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому не прекращайте с рвением защищать от этих ядовитых ошибок народы, вам вверенные, каждый день точно преподавать учение Католической истины; научать их, что, как существует только один Бог Отец, один Христос, Сын Его, один Святой Дух, так есть только одна богооткровенная Истина, одна божественная Вера, принцип человеческого спасения, основа всех правил благой жизни, без которой невозможно угодить Богу и войти в общение Его чад (ср. Рим 1.16-17; Евр 11.5) [Трид.соб. Сесс. 6, гл. 8]; существует только одна истинная Святая, Католическая, Апостольская, Римская Церковь и только одна кафедра, основанная по слову Господа на Петре [Св. Киприан Карф. Послание 43] и вне неё нет ни истинной веры, ни вечного спасения, ибо тому Бог не Отец, кто не принимает Церковь как матерь, и абсурдно полагается на то, что принадлежит Церкви тот, кто оставляет кафедру Петра, на котором основана церковь [Св. Киприан Карф. О единстве Церкви.]. Воистину нет большего преступления и более отвратительного пятна, чем противостоять Христу, чем уничтожать Церковь, созданную и выкупленную Его божественной кровью, чем, забыв о евангельской любви, с яростью враждебной розни бороться против единодушия народа Божиего [Св. Киприан Карф. Послание 72].

 

- Папа бл. Пий IX. Энциклика Singulari Quidem, 17 марта 1856.

 

69492824_10157753724959824_6558146230399008768_o.jpg?_nc_cat=109&_nc_eui2=AeFSTSQCCp8GnF_I5YN3VlOdt4zEyFGJa2rKrzQ-cXTBFXHmzyV2AdDaOVA1pXlATMsxonzMrOpB7MEmcucMtUOh7HZ_jzIZczkfeRoxD6P9tg&_nc_oc=AQmhZoSD4iVi8kLizkzpJoZlVjmRF3f5zxl_D5TI3FAcG7fFsPdpXJXK2Zbh946Cjsk&_nc_ht=scontent-frx5-1.xx&oh=7f8f9e371f9b62ad28fa778bcf7505a5&oe=5E8AF123

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот. Т е вера в Христа не тождественна убеждённости в верности богословских положений. Не думаю что русский крестьянин XIX века знал из богословия что-либо кроме Символа Веры.

Кроме того, скорее всего еще он из Закона Божьего знал:

 

Десять заповедей

"Отче наш"

Ну и "Радуйся, Мария".

 

В принципе для неграмотного и не вникающего в умствующее богословие человека вера и проистекающее из нее это элементарное знание, исповедание и соблюдение заповедей достаточно для спасения.

 

О том же и Фома Аквинский говорит:

 

Tria sunt homini necessaria ad salutem: scilicet scientia credendorum, scientia desiderandorum, et scientia operandorum. Primum docetur in symbolo, ubi traditur scientia de articulis fidei; secundum in oratione dominica; tertium autem in lege. - Три вещи необходимы человеку для спасения: наука веры, наука желания/устремления и наука дел. Первому он научается в символе веры, второму - в молитве Господней, третьему же - в Законе (Десяти заповедях)

 

Thomas Aqinas, Collationes in decem praeceptis, Prooemium

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот. Т е вера в Христа не тождественна убеждённости в верности богословских положений. Не думаю что русский крестьянин XIX века знал из богословия что-либо кроме Символа Веры.

Кроме того, скорее всего еще он из Закона Божьего знал:

 

Десять заповедей

"Отче наш"

Ну и "Радуйся, Мария".

 

В принципе для неграмотного и не вникающего в умствующее богословие человека вера и проистекающее из нее это элементарное знание, исповедание и соблюдение заповедей достаточно для спасения.

 

О том же и Фома Аквинский говорит:

 

Tria sunt homini necessaria ad salutem: scilicet scientia credendorum, scientia desiderandorum, et scientia operandorum. Primum docetur in symbolo, ubi traditur scientia de articulis fidei; secundum in oratione dominica; tertium autem in lege. - Три вещи необходимы человеку для спасения: наука веры, наука желания/устремления и наука дел. Первому он научается в символе веры, второму - в молитве Господней, третьему же - в Законе (Десяти заповедях)

 

Thomas Aqinas, Collationes in decem praeceptis, Prooemium

 

 

 

Согласен !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...