Перейти к содержанию

Дух Рождества


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В соцсетях появились интересные размышления наших католиков о Рождестве Христовом. Я попросила разрешения поделиться. Присоединяйтесь и вы. :)

 

The-magic-spirit-of-Christmas-HD-wallpaper_5120x3200-1.jpg

 

Рождество – праздник, традиция и реальность

 

Я в этом году рано начал подготовку к одному из самых моих любимых праздников – к Рождеству.

 

Раз уж написал про Halloween, про Christmas теперь придётся тоже) Я помню в детстве Новогодние праздники: Ёлку кремлёвскую, пластиковый тубус, набитый конфетами, холод, толпы народа. Было ли это Рождество? Нет, это было постсоветское, даже советское я застал, традиционное событие, даже не знаю, можно ли применить термин «праздник» к этому, ну допустим. Позже, когда повзрослел, то чувство праздника ушло навсегда, тут без лирики, оно и должно так быть. Но я говорю про другое, про Рождество, что-то церковное, что-то совсем другое, чего наша страна, не знала многие годы и, по-моему, не знает до сих пор (не дуться православным френдам). То, Рождество, которое отмечают в РФ в Православной церкви полностью забивается Новогодними гуляниями, кому это важно, конечно пойдут в церковь, сходят на Литургию, но самого духа Рождества в нашей стране нет.

 

Я ребёнок, которые вырос в 90-е в Москве: Ножки Буша, МТВ, Макдональдс, Баскин-Робинс, Пицца-Хат, (которую Горбачёв рекламировал) и т.д. Короче, вполне хлебнул «западного пагубного влияния» ))) Маниакально не боготворю капиталистов, но вполне симпатизирую именно западничеству, поэтому, когда начал смекать, что-то более осознанно, обратился к Рождеству именно, как к историческому фактору. Да, в Европе и США количество верующих вопрос статистики, но это не умоляет того, что там есть дух Рождества именно РОЖДЕСТВА! И его празднуют, как атеисты, так и верующие люди. Да, коммерческий фактор присутствует, но при этом создана та атмосфера семейного и чего-то светлого, что не зависит от возраста, как и «День благодарения» кстати говоря. Очень жаль, что в нашей стране рождественское время 25 декабря, пройдёт незамеченным, будним днём, что большинство людей не будут его праздновать, что главным станет «Голубой огонёк» и Оливье. Дух потерянного Рождества, вырванный советами из человеческой души (и не в дате дело), то, что когда-то произошло до сих пор печатью лежит на наших плечах и видимо будет лежать на плечах наших детей, красной печатью.

 

Тот период наступающего адвента хотелось бы посвятить людям, которые не имеют этого духа Рождества, не важно даже в какой форме (религиозной или маркетинговой), не важно атеистам или шибко верующим. Хотелось бы иметь то, что становится глубоко семейным, ожидаемым, вненациональным, внеполитическим, внеконфессиональным и общим для всех без исключения. Время, когда мы вернём себе то детское чувство, потому что с нами будет Бог, Новорождённый и Вечный.

 

Eliah Grumbler

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

132058187_3666639156735536_1253420178334146567_n.jpg?_nc_cat=102&ccb=2&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeEHlXDx3UlfUywbMwFNik_gdMhkqezIbTB0yGSp7MhtMIVt9Fb0-1vw-OmTRmnmJ-ZtshWajH6r38CD6hyGvtlL&_nc_ohc=N3Fvff5Vc9gAX-Ns7A6&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=0a98bc05821cf2ad94702ed0b25def2d&oe=6006BFD7

 

Адвент еще не наступил, а я уже строчу всякие материалы на этот период. Не знаю,что в результате будет опубликовано, но я вся в работе. И я, как и мой замечательный друг Eliah Grumbler, думаю о предстоящем Рождестве, о том, что придумать в этом году для детей, как создать настроение. В этом году мой привычный проект Письмо Адвента будет посвящен сказкам. Какие-то я написала сама, какие-то пересказала... И очень много времени я потратила на поиск материала, на создания настроения, способствующего написанию.Среди прочих историй мне попался рождественский рассказ про американских детей в Италии.

 

В одном итальянском городе жила маленькая девочка. Мать ее много и тяжело работала, а девочка часто оставалась дома одна. Иногда она развлекала себя тем, что подглядывала за соседкой в дырку в заборе. Соседка была старая и постоянно сердилась на девочку. Но вот однажды девчушка заглянула в щелочку и увидела бегающих по соседскому участку детей. Оказалось, что соседний дом приобрела американская семья, приехавшая работать в Италию. Дети быстро подружились.

 

И вот настал Адвент. Мама девочки стала откладывать деньги, чтобы купить и украсить елку. А в доме американцев дети постоянно обсуждали, какие получат подарки. Они были поражены, что их итальянская сверстница никогда не получала в Рождество подарков. Они считали, что это очень скучно просто пойти в Сочельник на Мессу. Как же дух Рождества? Дух Рождества - в ожидании чуда, в подарках под елкой.

 

И вот наступило Рождество. Ранним утром девочка сбежала в комнату, где стояла елка, и обнаружила маленький сверток. Трудно сказать, в чем отказала себе мать, чтобы купить ей подарок, но у маленькой итальянки впервые было настоящее Рождество. Она схватила сверток и побежала делиться духом Рождества с соседскими детьми. Вот и вся история)))

 

И вот о чем я думаю... Коммерциализация праздника насчитывает уже не одно столетие. За всей этой мишурой, свертками под елкой. И нам, мне по крайней мере, кажется, что это и есть дух Рождества. Вот это все, что есть в старых американских фильмах, создает некую иллюзию чуда. А на самом деле чудо - это мы сами! И дух Рождества - это тоже мы! В какой-то момент нужно вырасти и научиться дарить,создавать атмосферу, придумывать, делать для своих близких что-то особенное, не похожее на прошлый год. И еще что-то менять в своей жизни. Ведь каждый Адвент мы те самые евреи, которые много веков ждали Мессию, и вот он пришел. А еще именно мы те волхвы, что через пустыню своих проблем шли за звездой, чтобы поклониться Малышу. А еще мы - Иосиф, который смог найти место для Новорожденного только в пещере))) И Санта-Клаус тут не при чем. Это история про нас. Сначала мы - Адвент, а потом мы же Рождество)))))

 

Анна Гольдина

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://youtu.be/_lezqLKNW3M

 

Поздравьте кто может.

Сижу слушаю прелестное Happy Birthday Jesus Christ от Робби нашего Вильямса, и тут до меня окончательно и бесповоротно доперло. С принятием.

Это я Рождество для других. Ждать, что праздник упадёт за милую душу на голову, имеет право только ребёнок.

 

Взрослый сам роняет праздник на другие головы. И когда это доходит, допирает, доезжает до твоего дурного нутра - ну велкам, ты прошёл маленькую инициацию. И не сопротивляйся. Твои детские одежки стали безнадёжно малы для тебя.

 

Nataliia Lavrenova

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Адвент для тех, у кого на работе совсем завал

 

Сегодня первое воскресенье Адвента. Мой выходной по всем признакам день начался в 7 утра – ох, рано встает сопрано, как выразился кто-то из товарищей по ремеслу органиста. В 9 – месса на польском языке, в течение которой я думала только о двух вещах: как извлечь из простуженного горла звук и как не закашляться вместо «аминь». Потом традиционная поездка к родителям. Зайти в магазин, потом домой – там поджидают две ненаписанные рецензии и отчет по науке. Простуженый организм протестует против интеллектуального труда и открывает фейсбук. А там во всю ленту среди адвентовских свечек серьезные люди-проповедники говорят, как важно провести это благословенное время в сосредоточении, бодрствовании и активном ожидании.

 

О благословенное время годовых отчетов, зачетной сессии, сведения баланса, подбивании всевозможных долгов... Ну и подготовку к Рождеству и Новому году никто не отменял. Наверное, вокруг полно аскетов. Единственное же, чего желал сегодня мой личный организм, а ум и сердце с ним полностью соглашались – доползти до горизонтальной поверхности и слиться с ней.

 

Но ведь действительно надо напрячься. Рвануть. Бодрствовать! Радоваться, эй, ты, давай радуйся. Все возможно, нужно только еще немного усилий, еще поднапрячься! Дисциплина! Нет, ты встряхнешь себя и пойдешь на рораты, потом ведь будет в кайф! Это очень близко нашему человеку, наверное. А еще чувство вины от того, что не можешь провести время, отведенное для молитвы и сосредоточения, в молитве и сосредоточении. Ну, может быть в следующий раз получится.

 

К сожалению, в ритме современного города мы, вынужденные зарабатывать хлеб насущный, не сможем избежать ни бешеного темпа последних дней года, ни усталости, с ними сопряженных. Предлагаю в качестве решения тот способ, который использовали по отношению к окружающей реальности еще первые христиане. Видишь что-то хорошее, но языческое? Христианизируй это!

 

Вариант первый. Найди смысл. Вот на экране компьютера мой несчастный отчет. Заносим в графы названия, цифры, даты... Упорядочиваем реальность, как Господь упорядочивал ее в начале творения и упорядочит заново, когда придет вновь. Посмотрим, сколько сделано, а сколько еще предстоит: поблагодарим за то, что получилось. Идем в супермаркет. Ради чего все это? Выполнить обязательную праздничную программу ради программы - ох, тяжко. Выбрать то, что порадует семью и друзей, вспомнить улыбку каждого – придаст сил.

 

Вариант два. Рабочие обязанности и домашние дела – твоя аскетическая практика на Адвент (если бы только на Адвент!). Прими ее с любовью и с улыбкой бенедиктинского монаха или сестры-кармелитки после двадцати лет затвора. Даже если не можешь найти смысла – сделай рабочие и домашние обязанности молитвой. Тарелки становятся чистыми, как Господь очищает наши души. Иди искать второй носок, как Добрый пастырь идет искать блудную овцу.

 

Вариант три – если не сработали два предыдущих. Зови Иисуса и Марию (а также Иосифа – он-то понимает толк в работе) побыть рядом во время того, что нужно сделать, а сил уже нет. Иисус, я сейчас не могу размышлять, потому что уже час ночи, а нужно ответить на рабочие письма; просто побудь со мной рядом. Мария, тихий свет, освети этот унылый вагон метро. Иосиф, я не справилась, поддержи меня в поражении. Не приходит даже самая краткая молитва – просто призови святые имена: Иисус, Мария.

 

Закрыть глаза, прочесть «Отче наш», «Радуйся, Мария». Не рывок, не пинок, не напряжение. Благословенная секунда тишины. Глоток свежего воздуха. Краткий отдых, который так нужен именно сейчас. Господь грядет в мир не для того, чтобы построить нас по линейке, а чтобы обнять и помиловать. «Ищи мира и следуй за ним» (Пс.33:15). Ищи мира, а Рождество – оно точно придет.

 

Anastasia Palamarchuk

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1141.jpg

 

ПУТЬ

 

Прочитала сегодня в одной публикации на тему Рождества, что привычные для нас образы Рождественской ночи, скрывают от нас смысл Рождественской звезды.

 

Только ли смысл появления Рождественской звезды, закрывают от нас наши Рождественские стереотипы? Сейчас католический интернет завален статьями на тему Адвента и грядущего Рождества. Все пишут, какое это радостное ожидание. Но чего больше всего мы ждем сейчас? Встречи с Господом, родившимся или повода для хорошего праздника и долгожданного отдыха?

 

Почему ни кто не говорит о том, что в это время предшествовало Его рождению и каково было семье Иисуса прожить последний месяц, перед Его рождением. Мария на последнем сроке беременности, это я вам хочу сказать очень не просто, это время, когда даже передвигаться очень тяжело. А им нужно было проделать многодневный путь в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи. Я думаю о том пути, который они преодолели. Именно путь Марии и Иосифа в Вифлеем и есть сейчас мое понимание Адвента. Не было у них ни удобной машины, ни даже повозки с лошадьми, чтобы проделать его. Не было ни в Иерусалиме, ни в Вифлееме друзей и знакомых, которые бы ждали их, могли бы поселить у себя и помочь им. Был долгий и тяжелый путь в неизвестность с сомнениями и переживаниями. Но самое главное, с ними была надежда и вера, что Бог их не оставит.

 

Адвент, путь к Рождеству. Это не легкий путь и это не самое простое время. Жизнь, зачастую сама складывается в это так, что от многих привычных и приятных вещей приходится отказаться. Это время напряжения, длинных ночей и переживаний.

 

Мне трудно похвастаться радостным ожиданием, есть надежда и вера, что путь будет пройден и в конце него будет радость. И чего мне точно не хочется, так это того, чтобы праздничная канитель заслонила смысл Рождества. Я хочу помнить о том, что Иисус родился не в теплой уютной комнате, а в хлеву. Я хочу глубже понять смысл такого самоуничижения Бога, чтобы это помогало мне пережить все те трудности, которые стоят на моем пути.

 

Вы знаете, что такое обнять своего спящего ребенка? Мало, что в жизни может сравниться с этим. Это момент, ради которого можно пережить любые трудности и неудобства, это момент жизни, момент Рождества.

 

Галина Яровикова

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

59634_1000.jpg

 

Я был тогда маленький, я рос в неверующей семье. Вокруг меня ничего не говорило о Боге вообще, кроме Синагоги через два квартала и Никольского собора через три. Но все это было непонятно и далеко.

 

А у родителей была одна знакомая женщина, мне казалось, что она уже старенькая. Мы иногда ходили к ней в гости. Она была такая же, как все. Ну я не видел разницы. Но в декабре, она ставила на окно горящие свечки. Одну сначала, через неделю другую. Потом третью, я не помню, сколько всего. И когда я, маленький, спрашивал, зачем она зажигает свечки на окне, то она рассказывала мне:

 

- Давным давно одна молодая женщина пришла в чужой город. У нее должен был родиться ребенок. Был поздний вечер. Зима. Декабрь, вот так же как сейчас у нас в Ленинграде. Снег мел. Ветер ледяной сбивал ее с ног. Ее муж шел рядом с ней, он, как мог, поддерживал ее. И они шли по городу и искали место, чтобы ей согреться и родить ребеночка в тепле. Но все двери всех домов были заперты. И на всех окнах висели плотные шторы. Они стучались во все эти запертые двери, и во все эти задернутые окна, они просили впустить их и дать им пристанища. Но никто не открывал. И вот так они прошли через весь этот город и никто не впустил их. А за городом они уже совсем отчаялись, и вдруг увидели небольшое строение, не больше сарая. Они вошли туда, это был хлев, там жили домашние животные. И женщина с мужем вошли в этот хлев, там стояли коровы, овцы, ослы, козы. И от дыхания этих животных там было тепло. Женщина присела в этом хлеву, посидела и согрелась. А потом пришло ей время родить ребеночка, и он родился прямо в этом хлеву, среди животных. Его запеленали, и некуда было его положить, поэтому она положила его прямо в корыто, из которого животные ели. И он там спал. И животные подходили к нему, смотрели на него и дышали на него, чтобы ребеночек не замерз.

 

- И вот с тех пор, продолжала эта женщина, - люди в декабре ставят на окошки свечи, чтобы сказать этой женщине и ее ребеночку:

- Заходи к нам, мы тебя согреем, мы тебе всегда рады.

И не только ей. Всем, кто сейчас замерзает:

- Заходите к нам. Наши двери открыты для всех.

 

Ни одного имени. Ни слова о Боге. И все же...

Советский Союз. Ленинград. 1970-е. Евангелие. Рождество.

 

Илья Аронович Забежинский

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В РОЖДЕСТВО

 

Когда спрашиваешь православных людей "Когда родился Сын Божий?", большинство отвечает хором:

- Две тысячи лет назад!

Только некоторые, сами удивляясь, добавляют:

- Дык ведь нет, прежде всех век!

Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Он один, но в трех Лицах. Как это может быть, мы не понимаем. Умные люди святой жизни много томов исписали, чтобы через какие-то образы разъяснить, хоть слегка приблизиться к пониманию, как это.

Мы знаем только, что:

- Отец - предвечен, и Он предвечно рождает Сына и является источником Святого Духа.

- Сын - предвечно рождается от Отца.

- Дух Святой - исходит от Отца.

Отец не рождается и не исходит. Сын не рождает и не исходит. Дух Святой не рождает и не рождается.

Примерно так.

Три лица и при этом у Него одна природа, поэтому Он един.

 

Про то, как это можно хоть чуть-чуть понять, мне близка история про Блаженного Августина.

Гулял Августин по берегу моря и думал над тайной Святой Троицы. И вдруг увидел мальчика, который вырыл у края воды ямку и пытается ладошкой из моря переливать в эту ямку воду.

- Что ты делаешь? - спросил Августин.

- Пытаюсь море перелить в эту ямку, - отвечал мальчик.

- Неужели ты не понимаешь, - воскликнул Августин, - что никогда ты не сможешь перелить море в эту ямку!

- Вот так и ты, Августин, никогда не сможешь постичь тайну Святой Троицы, - сказал мальчик и, разумеется, исчез.

 

Теперь, что происходит в Рождество.

Бог, предвечный, не подвластный времени и пространству Бог, Сам Творец мира и всего-всего-всего, решает умалить себя и стать временным, ограниченным, стать человеком. Человеком во всей полноте, даже до смерти.

 

И вот, второе Лицо Святой Троицы - Бог Сын - сходит на Землю и входит в утробу девушки, Марии. И в ней начинается новая жизнь - Сын Божий соединяется с ее человеческой плотью и она становится беременна Богомладенцем. Это называется в православном богословии "безсеменное зачатие". И здесь не то важно, что Мария зачала этого ребенка без секса. А то важно, что Она зачала Его от Бога. Единственный раз в мировой истории мужское семя не потребовалось, потому что это Бог соединился с человеческой плотью и, как говорят у нас, "новая ткань исткася".

Бог и человек одновременно.

 

Так вот в Рождество мы празднуем рождение Богомладенца. Этот день еще называют Боговоплощение. То есть Бог принял на себя человеческую плоть (отсюда и слово "воплощение"), соединился с ней и родился от Марии, как обычный человек. Пришел, к нам, пришел на землю, не в облаке, не в громах, не царем, не грозным воином, а маленьким мальчиком в бедной пещере, среди волов, ослов и верблюдов и лежал в простых деревянных яслях, то есть в кормушке, откуда эти животные незадолго до того ели свою грубую пищу.

 

Вот эту милость Божью мы сегодня и празднуем. Мы не брошены, мы не одни, Богу не плевать на нас. Он не бросил нас в наших бедах. Он пришел, он стал такой же, как мы, он стал нами. Для чего? Чтобы мы стали Им. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Чтобы быть с нами, чтобы быть нами, и чтобы мы были всегда с Ним и были Им.

 

Вот такой у нас Бог. Оттого и ликуем, и славим вместе с ангелами и пастухами:

- Слава в Вышних Богу и на Земли мир, в человецех благоволение!

 

Я бы еще добавил одно маленькое замечание.

Бог приходит на землю в самых нищенских условиях. И является и при рождении и потом, когда выходит на проповедь, он является только самым простым ребятам: пастухам, рыбакам, проституткам и пр. Он не идет ни к царям, ни к первосвященникам, ни к важным государственным чиновникам. Цари, первосвященники и чиновники вообще начинают им интересоваться только с целью Его убить – от Ирода и до Каиафы с Пилатом. То есть Христос идет к тем, кто без понтов. Это хорошо бы понимать. Христос идет к тем, кто без понтов, у кого нос от гордости – религиозной, национальной, военной, властной – не задран до неба.

 

Христос идет к тем, кто без понтов.

С Рождеством Христовым!

 

 

Илья Аронович Забежинский, православный христианин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6750_800.jpg

 

А ведь ясли для скота - это тоже пророчество.

В них лежит Агнец Божий.

Есть в этом отзвук грустной шутки: уж коли Агнец, то и ясли... и пастухи первыми придут ко Мне, потому как кому и глядеть за агнцем, если не пастухам.

И ясли эти - по сути, кормушка - прообраз Чаши.

 

Он вочеловечился не как сын царя, даже не как сын плотника - Его вочеловечивание умалено до служения жертвеного животного. Непредставимое смирение.

Чтобы стать основой - нужно стать ниже всех.

 

Дарья Сивашенкова

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

132406724_3498317913597683_282001228962788774_n.jpg?_nc_cat=101&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeGwBLqeySjF5thFIBsU4MoaZHi2kkbTCppkeLaSRtMKmtGq6c3VIpbLN5RjpQA39fYfo-o4Y6ZnBSMqxfypFVEf&_nc_ohc=_RQc9DlxMPkAX8fS8By&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=00_AT_h4BjuJjVJhnkIZbmWBsRcaZPfVGl0wI59Ywrh6RRUJA&oe=61E5940F

 

 

Что мы всегда хотели пожелать нашим неверующим друзьям на Рождество, но не решались сказать

 

Человек Средневековья шел по по направленной прямой времени, которая исходила из точки А (сотворение мира) в точку ? (его неизбежный конец). Земля пахла потом и кровью, церковные праздники – отдыхом и ладаном, жизнь развивалась по предсказуемому сценарию, была грубой и осязаемой.

 

Сегодня мы плывем в информационном потоке, хлеб насущный привозит доставка, «смерть – это то, что бывает с другими», а конец света бесконечно откладывается. Локдаун и пресловутая самоизоляция прошедшего года еще больше погрузили нас в виртуально-информационную реальность. Возможность «потрогать мир руками» из обыденности превращается в явление «новой роскоши».

 

События церковной жизни также становятся частью этого информационного потока, который мы сами активно создаем. Тегнуть храм, выложить фотки вертепа или адвентовского венка, или поделиться любимыми произведениями искусства по случаю праздника – это входит в привычку, впрочем, вполне достойную. Без фото в соцсетях Большие Церковные Мероприятия можно считать не до конца состоявшимися. Все это само по себе не плохо – просто примета времени. А еще одна примета – доступность информации. Нет нужды запоминать текст Писания наизусть, потому что он в любую минуту доступен в сети, так же как и многочисленные комментарии и пояснения на каждый стих, догмат и праздник. Как и любое богатство, богатство информационное нас в какой-то мере развращает, и мы теряем способность самостоятельно мыслить. И правда, зачем думать, если можно погуглить. И еще: как часто нам бывает лень объяснять что-то своим близким или знакомым: «ну, погугли, об этом же столько написано!».

 

Но мне часто хочется поставить мысленный эксперимент: давайте представим себе ситуацию, когда вся эта благочестивая и полезная информация окажется недоступной. Ни церковного календаря, ни знакомого священника в контактах телефона и, наконец, ни одного доступного текста Священного Писания. Негде погуглить и некуда подсмотреть. Как выглядит то Писание, которое вот сейчас, в этот настоящий момент жизни записано в нашей памяти?

 

Это, разумеется, не проверка способностей заучивать на память длинные тексты. Это проверка - самопроверка - того, что из Писания, из Слова Божия я ношу в сердце. Наверное, каждый христианин в своей жизни сталкивался с призывом прочесть Библию от начала до конца, а как насчет рассказать Библию от начала до конца? Из каких эпизодов состоит моя Священная история? Какие герои в ней присутствуют, а какие совершенно стерлись из памяти? Апостол Филипп, встретив евнуха эфиопа на колеснице, в два счета возвестил ему Евангелие, а как я смогу ответить на внезапный вопрос: «ну и во что вы там в своей церкви верите»? С чего я начну мой рассказ о Христе? Какие слова найду – и найду ли?

 

Конечно, мы знаем, что Слово Божие напрямую открывает нам замысел Спасения. Кому-то очень повезло встретиться с Богом в Его Слове сразу, неожиданно для самого себя: открыл и уверовал. Но многие, подобно молодому Августину, открывают и закрывают Евангелие в недоумении: непонятный, странный текст, написанный несовременным языком. И все же, пусть Адвент уже формально закончился и наступило Рождество, мы можем «приготовить пути Господу» к сердцам наших неверующих друзей. Люди любят истории, особенно если эти истории действительно личные, а история Рождества – одна из самых простых и понятных. Возможно, после нашего сбивчивого рассказа для людей, далеких от веры, реальность Воплощения станет чуть более близкой, чуть более «реальной» и уже не такой абстрактной.

 

Какая она – история Рождества, пережитая мной? С чего я начну ее рассказывать? Даже евангелисты говорят о Воплощении совершенно по-разному: Матфей рассказывает о предках и семье Младенца, Лука – о первых днях Его жизни, а Иоанн, наверное, не слишком разбирается в младенцах и предпочитает богословский взгляд.

 

Для меня личная история Рождества начинается со слов евангелиста Луки: «В той стране были на поле пастухи». Это, конечно, не те маленькие умилительные пастушки, которых традиционно изображает самая младшая группа воскресной школы, а взрослые диковатые парни, которым вполне привольно живется не только вдали от религии и благочестия, но и в целом вдали от шума городского. Они не особо задумываются о грядущем Мессии, живут своим простым трудом, а еще часто смотрят в небо – а куда еще смотреть, когда стадо пасется себе спокойно. И вдруг, посреди этого южного звездного неба – воинство ангельское! Поющее! Ликующее! Хвала Богу, которую невозможно перепутать никогда и ни с чем. Только представьте себе. И все это – на самом деле.

 

Мне очень важно сказать моим неверующим друзьям, что Бог приходит даже к тем людям, которые к этому совершенно не готовы, не знают, в какой руке держать свечку и в какую сторону креститься. Что Он уже Бог-с-нами, Эммануил, но, как и любой младенец, не сразу виден из-за пеленок и сена. Его могут время от времени скрывать неповоротливые волы или стадо каких-то баранов, но если сориентироваться, где Мария и Иосиф – там тут же обнаружится и Младенец.

 

Еще один важная для меня деталь – пастухи не очень-то поняли, что произошло. Они, как могли (боюсь, перемежая речь не вполне литературными выражениями, но на то они и пастухи перед лицом божественной реальности!) рассказали Иосифу и Марии о случившемся, и, возможно, надеялись на внятное объяснение. Спаситель. Христос. Господь. Сложно. Очень. Незнакомо. Мурашки по коже. Поклониться, пасть на лицо. Умолкнуть. И – дать себе и окружающим время. Возвещать Благую весть предстоит Марии Магдалине, которая не видела яслей, но осталась под Крестом.

 

Увидеть реальность, которая превыше всех реальностей. Бог – Он настоящий. Живой. Вот, слышишь, плачет, наверное проголодался. Вера – от слышания, в том числе и от слышания этого настоящего, обычного детского плача. Понимание – придет.

 

Мне так хочется, чтобы атмосфера зимних праздников, которую иногда очень ругают правильные верующие (Рождество – не в подарках, елке и колядках, оно во вдумчивом переживании Литургии – и это, конечно, правда), усыпила взрослую бдительность моих неверующих, зрелых, сознательных, прекрасных друзей. Позволить себе пережить настоящую радость в реальных, осязаемых вещах. Мне хочется рассказать своим неверующим близким, что Бог для Своего воплощения приготовил именно этот мир: принимая реальность такой, как она есть, мы готовимся принять Самого Бога в этой реальности.

 

Анастасия Паламарчук,

Санкт-Петербург

 

***

 

Фото Ольги Хруль

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

aee6d4d6c57b43439324e4cd7b53b959.jpg

 

СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК НА РОЖДЕСТВО

 

Каждый год в предрождественское время вспоминаю его, странного человека из Юрмалы по имени Виктор. И сама история с ним очень странная. Случилось это более 20 лет назад. Я тогда еще была в евангельской церкви, и работала там же в христианском издательстве "Дома Евангелия". В канун Рождества Христова зашел к нам статный мужчина лет пятидесяти, слегка небритый, но элегантно одетый, пахнущий хорошим парфюмом. Мы даже сразу не поняли его просьбу, с которой он обратился, насколько просьба не совпадала с его внешним видом. Он попросил черного хлеба и воды. Акцент выдавал в нем жителя Прибалтики. Оказалось, что мужчина приехал в Сочи по коммерческим делам, но него напали, и он лишился всего - документов, денег, всего, что было у него с собой. Виктор обратился в милицию, но несколько дней ему пришлось жить буквально на улице, где-то у Зимнего театра. Как раз по пути от театра он и наткнулся на наше маленькое здание с крестом - "Дом Евангелия на курорте Сочи". И зашел.

 

В храме у нарядной елки стоял рождественский вертеп, носились дети, примеряя костюмы для спектакля-мистерии, собирались верующие на праздничное богослужение. И в этой суете человек из Юрмалы, улыбающийся от неловкости, казался еще более жалким и неприкаянным. Конечно, мы повели его в свою столовую, он совсем немного поел, страдал диабетом, потому черного хлеба просил. Наш пастор разрешил сделать ему междугородний звонок. И Виктор, по его словам, позвонил жене. Говорил на латышском языке, очевидно, объяснял случившееся. Женский голос в трубке пронзительно отвечал, так, что было слышно.

 

После праздника все как-то быстро разошлись. Был уже поздний вечер. Что делать-то с нашим нечаянным гостем? К себе пригласить не могла, мы ютились тогда в тесной малосемейке. И тут я вспомнила про нашу городскую католическую церковь, в которой никогда не была, но слышала много хорошего, и о настоятеле о. Богдане. Нашла в телефонной книге номер, позвонила.

- Можно о. Богдана? - спрашиваю.

- Это о. Дариуш. Давненько вы в церкви не были, о. Богдан уже давно уехал, - ответили мне на хорошем русском языке с легким польским акцентом.

Я сбивчиво рассказала о возникшей проблеме. О. Дариуш внимательно выслушал, сказал, что возможно в "Каритасе" (социальной службе при церкви) латышскому гостю окажут помощь. Пусть приходит к ним.

 

Виктор поблагодарил, и поехал по адресу, который я ему написала. Возможно, это происшествие забылось бы. Дом Евангелия в 90-е годы был часто становился домом утешения для людей нуждающихся в помощи. Правда, случались и профессиональные попрошайки. Тем не менее, подмогу получали многие, а горестных историй столько, что хватило бы на увесистый том. Да все память не хранит.

 

Я бы забыла и этот случай. Но где-то там наверху распорядились по-своему. И мое первое, телефонное, знакомство с католиками, со временем переросло в реальное. Как теперь модно говорить, у нас возник совместный проект. Вернее, возник в нашем сестринском служении, но материалов было мало, интернеты только раскручивались. Касался проект защиты жизни и материнства. Я снова вспомнила о католиках, у которых, как я знала уже, эта тема едва ли не самая главная в социальной работе. И я снова позвонила о. Дариушу. А он уже познакомил меня с директором "Каритас", доктором Александром Григорьевичем. Я пришла в офис, и первое, что увидела - его совместную фотографию с Папой Иоанном II. Тогда она меня поразила, как будто Рим стал ближе к Сочи на сотни киллометров. Разговорились. Спросила, помнит ли он того Виктора?

- Он умер, - грустно сказал Александр Григорьевич. - Вообще, какая-то странная история с тем человеком. Мы его устроили в одну семью, пока он будет ждать возобновления документов. И дали немного средств на жизнь и лекарств. Но после Нового года его нашли мертвым далеко от места временного проживания.

 

Сейчас, по прошествии многих лет, я думаю, что тот странный человек привел меня в Католическую церковь. Возможно где-то наверху так решили...

В канун Рождества я всегда вспоминаю о нем, и молюсь.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ece636db4a7d148624431d9384896007.jpg

 

Если бы мне сегодня пришлось говорить внезапно проповедь, я бы говорила о параллелизме (в проповеди, конечно, нельзя говорить слово параллелизм и параллелепипед) литургии Рождества и литургии навечерия Пасхи, прежде всего светильничного богослужения. Провозглашение Рождества - и провозглашение Пасхи. История творения, грехопадения и искупления, единое воспоминание дела Спасения, увиденное с двух ракурсов и потому - такое объемное. В литургии света по темному храму от Пасхала, символа Воскресшего, разбегаются огоньки пламени свечей. В Рождество мы созерцаем, как Свет приходит в мир. Свет Пасхи, пламя Пятидесятницы - они яркие, торжествующие, воспламеняют сердце и припекают темечко, они неудержимы, нельзя удержаться и не понести их миру.

 

Свет Рождества другой. Трепетный и теплый. Он не разбегается по храму сам, а ждёт нашей доброй воли. Кому понесем весть о Младенце, к кому, куда? Решимся ли? Вочеловечившись во Младенце, Господь припоминает нам, что с человеками хорошо бы бережно, даже если они уже вышли из детского возраста. Этот свет хочется оберегать в себе - и нужно оберегать в других. Его нужно нести очень аккуратно - он живой и светится, была такая детская книжка. Великая нежная тайна - которая умрет, но засияет вновь Солнцем правды.

 

Anastasia Palamarchuk

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ СЕРГЕЯ АВЕРИНЦЕВА

в Рождество 1990 года

 

Я очень радуюсь возможности пожелать вам благословенного Рождества – в верном соблюдении старой традиции христианства и с неискоренимой надеждой на лучшее. Прежде всего, на то, что вы добьетесь того, что вам по праву принадлежит.

“Надежда – это не льстивое безумие”, – сказал Шиллер [Es ist kein leerer, schmeichelnder Wahn, Erzeugt im Gehirn des Toren]. И рождественская мудрость подтверждает это, возводя надежду в ранг одной из трех богословских добродетелей. Необходимо мужество, чтобы сохранить верность рождественской надежде.

 

Разве рождественская надежда не такая же маленькая, хрупкая, беспомощная, как Младенец в яслях? А Ирод, он такой великий, его воины тоже не зря едят хлеб. Разве рождественская надежда не такая же хрупкая, как солома в яслях, и запах, как пахнет в хлеву? И Младенцу здесь не очень уютно. И жалко, что хозяин гостиницы так легко забыл о Новорожденном. Но еще хуже, что злой царь очень хорошо о Нем помнит.

 

Так вот она какая, эта невозможная рождественская надежда, единственная, которая еще никого не обманула.

 

Есть ли в нашем мире и во всех мирах такая музыка, которая похожа на трезвучие древней музыки Рождества. Трезвучие, которое охватывает, оживляет и наполняет духовную культуру двух христианских тысячелетий.

 

Первый тон – святое, торжественное пение небесных хоров, неземная вневременная радость, которая звучит на самых крутых высотах духовной музыки.

 

Второй тон – уютная, домашняя, детски праздничная, в семейном кругу. И дудочки пастухов Вифлеема, которые звучат в колядках всех народов христианского мира. Человек на земле странник, и только в доме Рождества он у себя дома. Только в стихии рождественской радости есть особая укрытость, защищенность, доверие и, возможно, настоящая человечность.

 

Третий тон – он тоже необходим – серьезный тон опасности, вечной угрозы невинному, тон скорби Вифлеемских матерей (в Раме слышен вопль, рыдание и плач великий). Да, рыдание и плач входят в великую рождественскую радость, в эту органную «Глорию».

 

И это великий подарок Бога человечеству к первому Рождеству, что с тех пор никакая священная музыка, никакие хоры левитов, никакие григорианские хоралы перед Богом не так святы, как вопль того, кто лишен права, как плач изгнанника, как голос страдающего. Это знание дало христианской культуре самый высокий ее закон.

 

(Эти слова С.С. Аверинцев сказал для немецкого журнала в Рождество 1990 года. Текст переведен с немецкого языка на русский)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

AmRr0Z_nag4.jpg?size=391x399&quality=96&sign=f298d2eed67c355aab681494ab7886b6&type=album

 

Научиться прикасаться сердцем

 

Песн 2, 8-14 Соф 3, 14-18a Пс 33(32) Лк 1, 39-45

 

«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа,» Как же мне хочется рассказать Вам про Рождество. Чем Оно, на самом деле, является. Как донести нам всем, что это не очередной повод поздравить «с праздником», не очередная возможность хорошо покушать и выпить… Нам в России, может быть, и ещё труднее, потому что редко бывает Рождество выходным днем, как это будет в этот раз. А может это и лучше? Чтобы ПРАЗДНОВАТЬ (не только отметить) этот день, нужно больше внимания к тому что происходит.

 

Продеремся сквозь чащу ёлок, Дедов Морозов, джингл беллсов… Нужно настроиться «на приём», и ждать терпеливо сигнала, ОН — в Рождество САМЫЙ ГЛАВНЫЙ, проходит (столько раз) РЯДОМ. Переживаю, чтобы не пропустить этого момента, когда Он придет. Хочу с Ним встретиться. Услышать биение Его маленького сердечка. Чтобы остановилось дыхание от первого прикосновения Его маленькой ручки. Прижать Его нежнее, когда плачет от холода моего сердца. Понимаешь, о Чем я?? Отрывок Священного Писания, который сегодня читаем, рассказывает об этом. Елизавета (а под её сердцем Иоанн) не видели Иисуса. Но Он БЫЛ рядом с ними. ОН СУЩИЙ. Пришёл. И Его волна откликнулась в Их сердцах. Произошло настоящее чудо. Совершилась ВСТРЕЧА. КАСАНИЕ СЕРДЕЦ. Понимаешь, о чем я?

 

РОЖДЕСТВО — не только 25 декабря… Рождество может быть и ежедневно. Дело в том, чтобы научиться ПРИКАСАТЬСЯ СЕРДЦЕМ. Бог приходит все время. Он рядом. Совсем близко. Это не только красивая история. Это то чудо, которое доступно Тебе. Будь добрее, внимательнее, чувствительнее в эти дни. Создавай атмосферу Любви вокруг. Слушай. Ушами и сердцем. Есть у тебя шанс пережить настоящий Праздник. Праздник Встречи. Прикосновения Сердец. Такого Рождества Тебе желаю.

 

о. Павел Юрковски, Кемерово

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...